пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Анима-анимус. Архив.
марфа 2012-06-12 18:26:20
что можно почитать на эту тему,кроме Юнга конечно
В том же мааповском сборнике "Анима и анимус" 2008 г есть раздел, написанный цюрихским аналитиком Вереной Каст, вышедший в печать на англ яз в "Руководстве по аналитической психологии" 2006 г.
Лет на 20 посвежее Уилрайт, получается.
У Каст вполне современная сбалансированная точка зрения на эту тему.
Еще рассуждалка не для слабонервных (по типу хиллмановских провокаций) - Вольфганг Гигерих "Анимус-психология" 1994 - но это только для читающих по-немецки и трудно достать (по-моему, не переиздавалась).
Dtkeyl 2012-05-30 10:26:47
А при каках обстоятельствах Вы будете трактовать такой образ как Аниму\Анимус?
Если в образе есть "странные" детали; если есть "мерцание" (не)узнавания реального человека (как вариант - "он и не он одновременно"); если есть особое двойственное ощущение/чувство от образа - притяжение/очарование и одновременно - отторжение/отчуждение/напряжение/нечто пугающее. Этот сложный эффект в чувственном отклике на сновидение еще называют "нуминозной аурой".
Также я обращаю внимание на значение образа для сновидящего эго: анима так или иначе связана по смыслу с принципом жизни; анимус - с принципом изменения.
Каст подчеркивает, что каждый раз, когда Юнг приравнивает аниму/анимуса к принципам эроса/логоса, он фактически начинает описывать гендерный стереотип его культуры. То же самое касается сомнительного приравнивания анимы к чувствованию/эмоциям, а анимуса - к мышлению/когнициям. В поздних работах, когда анима Юнга уже гораздо меньше переплетена с его материнским комплексом, он дает гораздо более нейтральные описания анимы по отношению к гендеру, связывает сизигию с anima mundi и с принципом самой жизни.
В середине 1980х Хиллман настаивал, что сизигию необходимо рассматривать только целостно, а не анима отдельно и анимус отдельно. Для него эта "божественная пара" была соотнесена, прежде всего, с сизигией "душа и дух". Это он доказывал на клинических примерах, что в сновидениях женщин встречаются образы анимы. Его поддерживали Сэмюэлс (1989), Гордон (1993), Каст (1984, 1993).
Гигерих (1994) подчеркивал, что термин "анимус" вообще был введен Юнгом механистически, как симметричное отражение "анимы" и заранее с негативным оттенком. Не факт, что феноменология женской психики вообще формирует то, что юнгианцы привыкли называть "анимусом". Он считает , что еще необходимо исследовать, что происходит, а не подтягивать факты под теорию.
Ольга Н. 2013-02-19 07:15:18
различие между феминным-маскулинным,Конечно, можно приводить длинные ряды характеристик, которые более или менее очевидно соотносятся то ли с культурными стереотипами, то ли с бессознательными архетипами... но я не стану этого делать, потому что книжки читать все умеют.
Скажу, что субъективно в моей практике самое важное для меня различие - психодинамическая стилистика.
Фемининный стиль могу описать как "преодолевающий через динамическое согласование", осваивающий пространство интенсивным образом, "исподволь всепроникающий", относительно медленный, ориентированный на уникальность, на восприятие.
Маскулинный стиль могу описать как "преодолевающий через структурное преобразование", более экспансивный и относительно быстрый, "явно и фокусированно внедряющийся", ориентированный на "повторяющееся подобие", на время/историю.
Соответственно, оба стиля могут быть и в мужчине, и в женщине. Пропорции зависят от многих факторов - как внутренних (например, характер), так и внешних (текущие жизненные обстоятельства).
Кстати, о птичках.
Например, Лин Коуэн в своей статье "Разоблачение анимуса" (2000) ссылается на многие работы женщин-юнгианских аналитиков, сетуя на то, что жизнь в культуре, одержимой анимусом, не позволила им отойти от позиции "женщина-не человек". Все видится сквозь призму гендерного архетипа, симптомом которого является теория анимуса, то есть через культурные стереотипы мужчин насчет женщин. Согласно юнговской теории анимуса и ему вторит, например, Нойманн, - у женщин нет эго, а если есть, то оно-она маскулинна и неженственна, и вообще это не эго, а анимус, а также у нее не может быть собственной психологической автономии от мужчин. Прелестно, правда?
Примечательно, что когда Юнга спросили: "Есть ли у женщины душа?", он ответил: "Нет, она и есть душа" Вывернулся на этот раз, но с головой выдавал свою патриархальную позицию, гомофобию и женоненавистничество в своих работах.
Уже лет десять прошло, как в некоторых юнгианских сообществах теория анимуса признана бесполезной и ущербной, и ею стараются не пользоваться, а у нас в учебных программах продолжают (НЕКРИТИЧНО в отношении патриархального культурного контекста) изучать "класссические" работы Эммы Юнг, фон Франц, Янг-Айзендрат, читают Вудман, Болен, всех не упомянешь, не говоря уже об авторах-мужчинах классической школы. Эти тексты пронизаны патриархальностью и страхом перед женщинами, и мы пропитываемся этим старомодным и устаревшим по отношению к женщине наследием, читая и не замечая...
Это даже не винтаж...
Иные точки зрения и современная юнгианская критика гендеризма практически не переводятся на русский язык и не публикуются. Кому это выгодно? Дедам, отцам, мужьям, начальникам, старшим братьям...
Комментарий отредактирован модератором 22/06/2015 - 16:06
Автор изменил свой комментарий 22/06/2015 - 16:06
Автор изменил свой комментарий 17/06/2015 - 15:12
=====
Культура не одержима анимусом, это женщины могут быть одержимы анимусом.
Общество в разные эпохи и в разных точках мира - исповедуют разные убеждения, в том числе и матриархальные. Психология Юнга не основана на каких либо идеологиях.
Разве может аналитик жаловаться что общество не позволило ему разобраться с сизигией и
коллективными представлениями?
А что он тогда делает то вообще?
Им нужно идти в секту феминисток , бороться за свои коллективные права с другим
коллективом - патриархальным. Пусть развлекаются, но не называют это психологией.
Феминистки порой путают не любовь мужчин к глупости - с женоненавистничеством.
А неравенство между более или менее развитыми интеллектами - принимают за неравенство
женщин.
Комментарий отредактирован модератором 22/06/2015 - 16:06
=
Автор изменил свой комментарий 24/06/2015 - 22:36
princeps 2012-06-12 19:27:39
А Анима/Анимус меняются ?Да, еще у Юнга были описаны различные уровни "развитости" анимы/анимуса. "Новорожденные" из родительского комплекса анима или анимус - более мощные и примитивные - что означает, что романтическая мифология подростковости-юности очень универсальная и схематичная - у всех одно и то же в образах. Чем дальше, тем сложнее и индивидуальнее. Уже к +/- 30 годам анима/анимус конкретного человека "фокусируются", то есть проецируются на специфический типаж и его противоположность(тень), а немалая часть окружающих людей вообще слабо эмоционально откликаются внутри.
В середине жизни (совсем размытые индивидуальные сроки) с помощью трикстера происходит переход позитивного внимания грубо на тень жены/мужа, если он(а) есть. Если нет, то "смена вкуса".
Следующим этапом идет осознавание того, что сознание имеет дело с парой анима/анимус, а не с частью архетипа как было раньше. Такая интеграция идет наряду с освоением трансцендентного значения анимы/анимуса - как принципов витальности и структуры соответственно. А может и других принципов... это все очень индивидуально, а потом - надындивидуально: происходит воссоединение с универсальным на другом уровне. Это как разница между цельным и целостным, праведником и раскаявшимся грешником
"Не скоро..." А куда торопиться-то?
princeps 2012-06-12 19:27:39
все доступные психологические способаВсего 8 базовых, если не ошибаюсь, остальное многообразие названий - вариации на тему.
Мышление и чувствование,
ощущение и интуиция,
экстраверсия и интроверсия,
творческое воображение и телесное сознание.