привязанность и беззаветность

пытались определиться с племянницей, как воспринимать агрессию ее двухгодовалого сынишки по отношению к другим деткам в садике? Единичные случаи, когда он бегает за другими, пощипывает, чем-нибудь пошлепывает, толкает, отбирает и весь этот букет на третий день пребывания по три часа в садике. И то ли отклик, то ли ответ, сниться мне давно знакомый город, я была раньше в нем. Иду по улице между деревянных домов с огороженными участками и вижу небольшого пушистого щенка, привязанного к крыльцу дома. Я пытаюсь пройти мимо, но он такой прикольный, поскуливая, встает на задние лапы, а в передних у него оказывается плюшевый медвежонок, чуть меньше его. Заглядываю в его глаза и меня "пробивает" такая привязанность, беззаветная преданность, любовь, что "всеми фибрами" улавливаю, что вот еще минута и я тут вместе с ним останусь, а идти надо, меня ждет самолет и свое путешествие.
образ щенка натолкнул на ситуацию, когда малышей приводят в садик и оставляют их, а они "привязанные к крыльцу своего дома", доверчиво и безропотно ожидают "свою первую любовь"? Вот этот мишка - это типа некий заместитель "матери" и так ли необходимо что-то оставлять таким деткам в первое время? что-то взамен, чтоб было с ними, пока не могут справляться самостоятельно?
Если у семьи нет другого варианта, как отдавать в садик в 2 года, то остается переходный объект - "мишка". Сейчас распространяется такая практика, как мягкая адаптация ребенка к саду, когда сначала он ходит на час с мамой в группу к детскому педагогу, затем в группу кратковременного пребывания на 3 часа или посещает сначала только прогулки, затем идет на полдня до обеда, затем остается на тихий час и т.д. Но мягкие игрушки все равно все дети носят. С причинами детской агрессии, мне кажется, нужно отдельно разбираться - хорошо, если в саду работает детский психолог, и к нему есть возможность обратиться.
 Флейта 2015-09-18 19:18:30 переходный объект - "мишка".
Расщепление "мамы" или симулякр? 


Калшед: Однако если ребенок пережил психическую травму, то есть был поставлен перед лицом непереносимых переживаний, связанных с объектным миром,— негативная сторона Самости остается архаичной, не персонифицированной. Внутренний мир остается под угрозой дьявольских, нечеловеческих фигур. Агрессивные, деструктивные энергии — изначально необходимые для адаптации во внешнем мире и для здоровой защиты от токсичных "не-я"-объектов —теперь направлены во внутренний мир. 
Я видела другую ситуацию: девочка выбрасывала своего мишку несколько раз. Тогда я не могла этого понять, наверное,  это был  переход агрессии во внутренний мир: "мне плохо, пусть будет еще хуже"? 
Рута, работа Калшеда относится к тяжелым травмам, но ведь детский садик - это не концлагерь... Понятие переходного объекта введено Винникоттом и относится к формированию в сознании ребенка чувства внешнего объекта, отдельного от материнской груди и его тела. Ребенок сначала воспринимает переходный объект как часть себя, он может испытывать к такому объекту как привязанность, так и ненависть. При переходе ребенка в садик процессы сепарации от матери идут более жестко и часто преждевременно. Другие дети в саду, на которых направлена агрессия - не "переходные" объекты (отделяю "мух" от "котлет") - хотя... Винникот в нижеприведенном отрывке пишет как раз о том, что живые существа также играют роль объектов, которые нужно сначала "уничтожить", чтобы познать любовь...
Я видела другую ситуацию: девочка выбрасывала своего мишку несколько раз. Тогда я не могла этого понять, наверное, это был переход агрессии во внутренний мир: "мне плохо, пусть будет еще хуже"? -- Смотря какой возраст у девочки... Может быть, бсс посыл был другой: "не хочу мишку, верните маму".
"Теперь я подошел к тому, что считаю здесь самым важным. Речь пойдет об агрессивности обычного ребенка. Младенец чуть подрос и начинает бить ножками, царапаться и кричать. Когда дают грудь, младенец сильно захватывает сосок деснами, так что на соске могут появиться трещины. Некоторые младенцы упорно не выпускают грудь и, сдавливая деснами, причиняют матери настоящую боль. Нельзя сказать, что они стараются сделать больно, потому что это еще слишком крохотные существа, чтобы выражать агрессию намеренно. Но со временем у младенца можно отметить побуждение кусать. Здесь начинается чрезвычайный по значению поворот в развитии. Это целая область, характеризуя которую, мы говорим о безжалостности, импульсах и использовании незащищенных объектов. Очень скоро дети приучаются защищать материнскую грудь, и даже когда у них появляются первые зубы, они редко кусают из побуждения причинить боль. Дело не в том, что у них отсутствуют такие импульсы. Объяснение надо искать в аналогиях с приручением волка, в одомашненном виде ставшего собакой, или льва, ставшего кошкой. Что касается человеческих детенышей, то я считаю эту неизбежную стадию развития очень трудной. Мать вместе со своим ребенком успешно преодолеет эту стадию с неизбежной для нее толикой вреда от собственного чада, - если она осведомлена о естественности такого периода и способна оградить себя от младенческой агрессивности, а кроме того, способна подавить инстинктивное движение наказать или ответить агрессивностью на агрессивность. Иными словами, когда ребенок кусается, царапается, тянет ее за волосы и бьет ножками, у матери одна задача - уцелеть. Все остальное остается за ребенком. Если она уцелеет, ребенок узнает новое значение слова «любовь», в его мир войдет нечто новое - воображение. Теперь ребенок мог бы сказать матери: «Я люблю тебя, потому что ты уцелела, когда я тебя уничтожал. В моих снах и фантазиях я уничтожаю тебя каждый раз, когда вижу, - потому что люблю тебя». Именно так происходит объективация матери, именно так ребенок помещает мать в мир, не являющийся частью его самого, и делает мать полезной. Я говорю о ребенке между шестью месяцами и двумя годами. Мы с вами выстраиваем язык, важный для общего описания раннего развития ребенка, которое ведет к тому, что он становится частью мира и уже не живет в особой заповедной области или в субъективном мире, созданном матерью, изо всех сил стремящейся приспособиться к нуждам ребенка. Но не будем отказывать даже новорожденному в зачатках указанного опыта. У меня нет намерения подробно разбирать этот переходный период, столь важный в жизни каждого ребенка, позволяющий ему стать частью мира, использовать мир и вносить в него свой вклад. Главное в данном случае - осознать тот факт, что основой здорового развития индивидуума является сохранность объекта, на который он нападал. В случае с кормящей матерью речь идет не только о выживании в физическом смысле, но и о том, что в критический момент она не превращается в мстительную и карающую. Очень скоро другие существа, включая отца, животных и игрушки, будут играть ту же роль. Матери совсем не просто сочетать задачу отнятия от груди с задачей сохранения целостности объекта, на который направлена естественная агрессивность развивающегося ребенка (Потому что мать, которая не дает грудь, превращается в «плохой» объект. - Прим. научного редактора). Не касаясь чрезвычайно любопытных тонкостей, связанных с обсуждаемой темой, повторю: главное здесь - выживание объекта, несмотря на обстоятельства. И теперь легко увидеть различие между грудью и бутылочкой. Во всех случаях «выживание» матери - главное. Тем не менее, очевидно, что существует разница между «выживанием» части материнского тела и «выживанием» бутылочки. Кстати, укажу на крайне травмирующее ребенка переживание, когда во время кормления разбивается бутылочка. Например, мать роняет бутылочку на пол. А иногда сам ребенок может выбить бутылочку из материнских рук и разбить. Возможно, опираясь на эти наблюдения, вы уже сами сможете понять, что факт «выживания» груди - то есть части матери - имеет чрезвычайное значение, принципиально отличающееся от значения факта «выживания» стеклянной бутылочки. Вот те соображения, которые и заставляют меня видеть в кормлении грудью еще один из важнейших естественных феноменов, говорящих сами за себя, хотя ими, при необходимости, можно и пожертвовать." (Отрывок из книги Винникотта "Маленькие дети и их матери").
Убить, чтобы полюбить - это  уж перебор, по-моему. 

Даже если мать начнет "выживать", то поврежденный сосок придется смазывать  и как-то лечить - это перерыв в кормлении грудью, который для ребенка будет сигналом: повредишь - не получишь. 

А в возрасте, когда мишку не выпускают из рук, проявляется власть, м.б. Следующий шаг - агрессия - как наказание за отсутствие или за симулякр -?

Одни вопросы.

Даже если мать начнет "выживать", то поврежденный сосок придется смазывать и как-то лечить - это перерыв в кормлении грудью, который для ребенка будет сигналом: повредишь - не получишь. --- Под выживанием не подразумевается терпение боли, главное - не проявление агрессии, адекватное поведение. Кроме того, повреждение соска может быть вызвано двумя причинами: неправильным захватом груди новорожденным - в этом случае грудь нужно лечить, а ребенка обучать правильному захвату. Очень часто эта проблема проявляется, если новорожденному в роддоме сначала дали бутылочку с соской (при раздельном содержании матери и ребенка), а потом приложили к груди, или по неопытности матери, или в связи с некоторыми физическими особенностями соска или короткой уздечки языка ребенка и т.д. Во втором случае кусание соска вызвано этапом развития - прорезванием зубов (где-то в полгода и позже). В этом случае мать отнимает грудь, показывая, что "сися - это не бутерброд с колбасой"))). Сейчас еще делают специальные бусы для кормления, которые ребенок теребит во время сосания груди.) Подрастающий малыш бессознательно прибегает к попыткам манипулирования, испытывая допустимые границы - их опять же показывает мать.

Флейта, вот спасибо за Винникотта, нашла небольшие "выжимки" насчет агрессии -

Двигательная активность младенца - это, по Винникотту, самая ранняя форма выражения агрессивности. Ее можно сравнить с витальностью тканей организма, живостью спонтанных движений, с тенденцией к росту и личностному развитию и, вообще, в целом с жизненной силой. Еще до первого кормления, когда организация Я еще совершенно незрелая, у ребенка есть уже богатый опыт переживания двигательной активности во внутриутробном состоянии. Любая двигательная активность направлена вовне и наталкивается на определенные препятствия. Тем самым двигательная активность превращается в агрессию. В то же время агрессивная составляющая способствует первому постижению “мира-не-Я” и началу выделения, конституирования того, что позднее станет Я. Это становление не происходит за один раз благодаря однократному запечатлению. Я и не-Я должны постоянно вновь и вновь заново открываться и переоткрываться. Винникотт отмечал, что именно агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование.

 

Чувство реальности, по Винникотту, коренится, таким образом, в агрессии и в том, что в результате относительно приемлемой фрустрации со стороны “достаточно хорошей матери” удовлетворение происходит не сразу, позволяя разделить мир фантазии и реальности. Эротические переживания со слабым участием двигательного элемента, напротив, мало способствуют развитию чувства реальности. Однако агрессивное побуждение только тогда приносит удовлетворительный результат, если оно наталкивается на сопротивление. В этом случае оно более реально, чем эротическое переживание, так как ему присуще ощущение реальности. По этой причине младенцу необходим также внешний объект, на который будет наталкиваться его двигательная активность и агрессия, а не только удовлетворение его потребности.

и далее -

Агрессия зависит от количества сопротивлений, с которыми сталкивается первичная двигательная активность младенца. Винникотт считал, что сопротивление преобразует витальность, силу жизни в потенциал агрессии. Однако слишком большое количество сопротивлений приводит к осложнениям, делающим невозможным существование индивида. В этом случае уже не остается места для индивидуальных переживаний и первичных агрессивных побуждений. Ребенку кажется, что весь мир состоит только из помех и нападок, а его двигательная активность и возможности агрессивных проявлений исходят не из его личной импульсивности, его тенденции к росту и индивидуальному развитию, не из его витальности, а являются лишь ответом, реакцией на помехи и преследования, связанные с переживанием им реальности.

Чересчур массивные помехи и фрустрации могут сломать защиту ребенка. Они уже не могут быть включены в позицию омнипотенции младенца и восприниматься как проекция. В результате происходит возврат в состояние покоя. Однако в наиболее экстремальных случаях не остается места даже для переживания покоя. Устанавливается состояние первичного нарциссизма, в котором ребенок либо испытывает страх перед “матерью‑ведьмой”, либо безумно тоскует по “матери‑фее”, либо и то и другое одновременно. Винникотт считал первичный нарциссизм состоянием покоя, в котором отсутствуют какие бы то ни было побуждения, в котором невозможно раскрытие индивида.

Таким образом утрачивается способность к проявлению агрессии, а также способность к активной жизни, т. е. способность устанавливать отношения с объектами внешнего мира. Любовь, по Винникотту, теряет часть своей ценнейшей агрессивной составляющей, а ненависть становится еще более вспыльчивой. Больше не происходит слияния агрессивных и эротических компонентов. Младенца как бы совращают к эротическим переживаниям, которые никогда реально не осуществляются. Изолированно от них существуют чисто агрессивные, реактивные переживания, которые зависят от переживания массивного сопротивления.
(статья Я.Л.Обухова по Д.В. Винникотта "Раннее эмоциональное развитие ребенка")

у меня "тормоза" с агрессией, так как ранее считала, что недопустимая эмоция, а оно оказывается - движущаяся составляющая в познании реальности, и сколько ж я пропустила? реальных оттенков реальности?