привязанность и беззаветность
Автор изменил свой комментарий 18/09/2015 - 19:22
Расщепление "мамы" или симулякр?
Я видела другую ситуацию: девочка выбрасывала своего мишку несколько раз. Тогда я не могла этого понять, наверное, это был переход агрессии во внутренний мир: "мне плохо, пусть будет еще хуже"?
Автор изменил свой комментарий 20/09/2015 - 13:33
Автор изменил свой комментарий 20/09/2015 - 12:28
Даже если мать начнет "выживать", то поврежденный сосок придется смазывать и как-то лечить - это перерыв в кормлении грудью, который для ребенка будет сигналом: повредишь - не получишь.
А в возрасте, когда мишку не выпускают из рук, проявляется власть, м.б. Следующий шаг - агрессия - как наказание за отсутствие или за симулякр -?
Одни вопросы.
Флейта, вот спасибо за Винникотта, нашла небольшие "выжимки" насчет агрессии -
Двигательная активность младенца - это, по Винникотту, самая ранняя форма выражения агрессивности. Ее можно сравнить с витальностью тканей организма, живостью спонтанных движений, с тенденцией к росту и личностному развитию и, вообще, в целом с жизненной силой. Еще до первого кормления, когда организация Я еще совершенно незрелая, у ребенка есть уже богатый опыт переживания двигательной активности во внутриутробном состоянии. Любая двигательная активность направлена вовне и наталкивается на определенные препятствия. Тем самым двигательная активность превращается в агрессию. В то же время агрессивная составляющая способствует первому постижению “мира-не-Я” и началу выделения, конституирования того, что позднее станет Я. Это становление не происходит за один раз благодаря однократному запечатлению. Я и не-Я должны постоянно вновь и вновь заново открываться и переоткрываться. Винникотт отмечал, что именно агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование.
Чувство реальности, по Винникотту, коренится, таким
образом, в агрессии и в том, что в результате относительно приемлемой фрустрации
со стороны “достаточно хорошей матери” удовлетворение происходит не сразу,
позволяя разделить мир фантазии и реальности. Эротические переживания со слабым
участием двигательного элемента, напротив, мало способствуют развитию чувства
реальности. Однако агрессивное побуждение только тогда приносит
удовлетворительный результат, если оно наталкивается на сопротивление. В этом
случае оно более реально, чем эротическое переживание, так как ему присуще
ощущение реальности. По этой причине младенцу необходим также внешний объект, на
который будет наталкиваться его двигательная активность и агрессия, а не только
удовлетворение его потребности.
Автор изменил свой комментарий 21/09/2015 - 09:23
Агрессия зависит от количества сопротивлений, с которыми сталкивается первичная двигательная активность младенца. Винникотт считал, что сопротивление преобразует витальность, силу жизни в потенциал агрессии. Однако слишком большое количество сопротивлений приводит к осложнениям, делающим невозможным существование индивида. В этом случае уже не остается места для индивидуальных переживаний и первичных агрессивных побуждений. Ребенку кажется, что весь мир состоит только из помех и нападок, а его двигательная активность и возможности агрессивных проявлений исходят не из его личной импульсивности, его тенденции к росту и индивидуальному развитию, не из его витальности, а являются лишь ответом, реакцией на помехи и преследования, связанные с переживанием им реальности.
Чересчур массивные помехи и фрустрации могут сломать защиту ребенка. Они уже не могут быть включены в позицию омнипотенции младенца и восприниматься как проекция. В результате происходит возврат в состояние покоя. Однако в наиболее экстремальных случаях не остается места даже для переживания покоя. Устанавливается состояние первичного нарциссизма, в котором ребенок либо испытывает страх перед “матерью‑ведьмой”, либо безумно тоскует по “матери‑фее”, либо и то и другое одновременно. Винникотт считал первичный нарциссизм состоянием покоя, в котором отсутствуют какие бы то ни было побуждения, в котором невозможно раскрытие индивида.
Таким образом утрачивается способность к проявлению
агрессии, а также способность к активной жизни, т. е. способность устанавливать
отношения с объектами внешнего мира. Любовь, по Винникотту, теряет часть своей
ценнейшей агрессивной составляющей, а ненависть становится еще более
вспыльчивой. Больше не происходит слияния агрессивных и эротических компонентов.
Младенца как бы совращают к эротическим переживаниям, которые никогда реально не
осуществляются. Изолированно от них существуют чисто агрессивные, реактивные
переживания, которые зависят от переживания массивного
сопротивления.
(статья Я.Л.Обухова по Д.В. Винникотта "Раннее эмоциональное развитие ребенка")