О терминологии

1) Часто путаются термины субличность, альтер-личность и архетип. А как правильно? 2) анима и архетип феминности - одно и то же? Спасибо.
Архетип - это то, что чувственно не воспринимается, неявная структура, определяющая свойства и изменения архетипических (всеобщих, универсальных) образов. Еще можно сказать, что архетип - это абстрактный принцип в прямом значении этого слова (полученный с помощью абстракции - дистанцирования, выявления общего в частном). Корректно описывать архетип также абстрактными понятиями, причем амбивалентными (содержащими в себе как позитивные, так и негативные аспекты смысла). Например, архетип матери характеризуется способностью рожать (не рождать!), вынашивать, удерживать, быть в слиянии, питать и выращивать тело и телесное и т.п. 

 

Альтер-личность близка к сознанию, скорее, речь идет о какой-то значительной части эго-комплекса. Она переживается как внутренний "друг", "товарищ", "брат" или "сестра". 

Субличность - понятие, наиболее близкое к понятию "комплекс", но более узкое и задающее через приставку "суб" подчиненность этой личности эго-сознанию. Сомнительно, что это реалистичная картина происходящего во внутреннем мире. Автономные бсс комплексы гораздо чаще одолевают эго-комплекс, и тогда эго становится "субличностью" во внутреннем мире. Когда-то этот термин был популярен в психосинтезе и психодраме и распространялся в другие сферы глубинной психологии, но теперь за пределами круга адептов психосинтеза им пользуются все реже.

Архетип фемининности ( у Юнга - вечной женственности) - это структурный принцип, описываемый способностью впускать, вмещать, принимать, поглощать, увлажнять и гибко течь, умягчать и делать плавным, ждать, созерцать, успокаивать, истощать... К этому архетипу относится и материнское, и женское, и дочернее, и смерть-возрождение, и путь... Этот архетип может оттенять собой и персону, и эго, и тень... 

 

Анима - более узкое понятие о женском. Не мать, не дочь, не сестра, только женщина. Чаще принято употреблять этот термин как анима/анимус - как контрасексуальную пару, но постепенно на практике выяснилось, что "женщина" может быть женщиной и без мужчины рядом - с другой женщиной рядом или одна. Ее идентичность не разрушается. Так что содержание и использование этого термина модифицируется. Нойманн подробно описал, что анима может быть более архаической или менее (3 уровня), а также расщеплена на негативный и позитивный аспекты - то есть у него получается 6 вариантов анимы. Аналогично он поступил с "матерью" - см. мандалообразную диаграмму в работе "Великая мать". Все это искусственно, но дает какую-то опору в понимании столь сложной темы.

Sorella 2015-10-11 10:05:18
"женщина" может быть женщиной и без мужчины рядом - с другой женщиной рядом или одна. Ее идентичность не разрушается.
Вот именно так и я чувствовала: все во влпасти ВМ, её часть - женщина - не может чувствовать себя ущербной, даже если она остается одна в силу условий.

(Спасибо за этот блог на форуме, который, мне кажется, может стать ориентиром в океане современных теорий)

Cкажите пожалуйста, а что такое преюнгианцы?
Не знаю. 
Vervoleg 2015-10-11 22:15:30
Cкажите пожалуйста, а что такое преюнгианцы?

 Видимо этого никто не знает кроме Эдингера...
Объясните пожалуйста,как знаки преобразуются в символы?
И если можно про словесно-письменное преобразование?
*
АНГЕЛ-СЕРЖ 2015-10-12 10:47:40
как знаки преобразуются в символы?
Знак - то, что обладает простой структурой, может быть однозначно и ясно понято. Дорожные знаки, например. 

Символ - обладает сложной структурой, которая к тому же является динамической - то есть неустойчивой, отчасти изменяющейся. Как минимум, символ содержит в себе две противоположности, которые "соединены" вместе, но не воедино. Притягиваются и отталкиваются друг от друга одновременно. Смысл и значение символа всегда несколько неопределенные, неисчерпаемы, субъективны. Эмоциональный контакт с символом приводит, как правило, к притоку жизненной энергии (бодрит, освежает...)

Чтобы знак стал частью символа, нужна его противоположность и способность человека удерживать две противоположности и связи между ними в поле своего внимания, тогда срабатывает трансцендентная функция и появляется "третье" - смысл и значение.

Чтобы символ сделать знаком, нужно лишь разрушить связи между его частями - расщепить целое на части.

АНГЕЛ-СЕРЖ 2015-10-12 10:47:40
про словесно-письменное преобразование?
Поясните, о чем это. Преобразование чего во что?
*
Sorella 2015-10-12 17:43:07
Чтобы знак стал частью символа, нужна его противоположность ...и появляется "третье" - смысл и значение.
 Чтобы символ сделать знаком, нужно лишь разрушить связи между его частями - расщепить целое на части.Sorella, а как это будет в примерах, нельзя ли пояснить?
 
Скажем, бывает печальное настроение. Настолько печальное, что когда оно наступает, напрочь забывается, что бывают и другие - более светлые - полосы в жизни. это "знак", "аллегория", "эмблема" "черная роза"

Иногда у того же человека бывает очень приподнятое настроение - почти эйфория, хочется "горы свернуть" - столько всего сделать. И в таком настроении кажется, что все всегда будет замечательно и ничего плохого и не бывает. "белая роза"

Если же возникает умеренное печальное состояние, то уже можно помнить про хорошее и надеяться, что оно вернется. Аналогично, при умеренно позитивном настроении уже удается удерживать в сознании воспоминания, что не все и не всегда радужно.

При срабатывании трансцендентной функции у человека может возникнуть более интегрированное состояние "радости со слезами на глазах" или "печаль моя светла, полна тобою" и вот это "тобою" означает появление символа, то есть образа, содержащего в себе две эмоциональных полярности, вдохновляющего на продолжение жизни, мягко дающего бодрящий прилив сил.  Например, "красная роза" - и символ любви, и страданий, и жизненности, и умирания, и до бесконечности можно перечислять пары противоположностей, с которыми ассоциируется символ...

Прояснилось, спасибо!