Толкование русской народной сказки "Пойди туда не знаю куда". Интенциональное состояние
Вы пишете об инициации, а называете ее индивидуацией.
Автор изменил свой комментарий 14/10/2015 - 23:01
это ваша интерпретация?Да, причем, второй вариант.
(Увы мне! )
Автор изменил свой комментарий 14/10/2015 - 23:00
Вы пишете об инициации, а называете ее индивидуацией. Спасибо!
Конечно, инициация.
Но что за переход тогда у стрелка - не понятно. Надо мне разобраться с самого начала.

трёхчастны обряды перехода:Спасибо. этот вариант похоже был у меня в самом начале.
Но теперь вижу, что списать в систему не получилось: третья часть - приобщение - не получается. Нет того, к чему стрелок приобщается.
Нешто в цирк пойти выступать? Эквилибристикой уморить
Но теперь вижу, что списать в систему не получилось: третья часть - приобщение - не получается. Нет того, к чему стрелок приобщается.
К себе, к своей самости и приобщается. Вы ведь сами пишете, что сказка об индивидуации.

Вы ведь сами пишете, что сказка об индивидуации. Вот тут-то собака и зарыта.
Сорелла пишет об инициации - это "правее".
Сейчас еще раз посмотрела: чего я хочу-то? Оказалось, мне интересна причинность: слово "мужичка с ноготок" ---------- к свату Науму-----------власть слова, которую получил Андрей-стрелок.
Понятно, что переход/инициация - но тут еще что-то: от "вначале было слово". Почему слово из царства мертвых - не понятно. Герой получает с того света, обычно, предмет, а тут невидимого Наума. Он - осознание? А тогда - почему от мертвых? Что-то типа заговора и обращения к мертвым.
"В голове моей солома"...
Но я к сказке, видимо, прилипла, как Юнг советовал в отношении сновидения.
Автор изменил свой комментарий 15/10/2015 - 11:20
Да, причем, второй вариант.
_______
мне интересен момент, связанный с поисками " того не знаю что", поэтому спросила.
"Путь героя - это движение интенциональности, которая «выражает несамодостаточность сознания и может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов».
Герой обращается в пустоту избы, в которой живет «мужичок с ноготок, борода с локоток», и его голос находит свата Наума с его говорящим именем: наставить на ум , т.е. осознать.
Об этой ситуации пишет Сёрл: «Интенциональные состояния являются условиями искренности речевого акта. Таким образом, условием выполнимости речевого акта является, как внешний мир, так и интенциональное психическое
состояния. Само по себе психическое состояние не является действием. Действием оказывается речевой акт». Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу»"
Рута, а что вы читали про интенциональные состояния? тоже хочу почитать.
Автор изменил свой комментарий 24/10/2015 - 10:15
что вы читали про интенциональные состояния? тоже хочу почитать.Я бы тоже хотела побольше узнать. Пока могу предложить вниманию только это: (еще один вариант понимания сказки)
Это сказка, как и все волшебные сказки, про индивидуацию
В сюжете любой волшебной сказки герой получает 3 задания и выполняет их. В.Я. Пропп назвал их: пробное, главное и дополнительное. Это этапы инициации героя, в которых его сопровождают и помогают женские персонажи. Марья становится причиной его испытаний, а баба яга – сопровождает инициацию, в которой надувающаяся лягушка – маска бабы Яги - которые объединяются в функции бабы-повитухи.
Мужичок с ноготок, борода с локоток имеет странный рост: его борода больше, чем он сам – это делает его родным братом пушкинскому Черномору, летящему в облаках. Этот размер «наоборот» - борода больше - напоминает оборотня, который вхож в оба мира и управляет духом бестелесным – сватом Наумом.
В.Я.Пропп определяет 3 задание дополнительным, в сказке оно названо: "поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Это поход в мир духовности. Такой сказки я больше не знаю: чтобы переход на тот свет был повторный и совершенно в другую сторону.
Первое задание для Андрея и его Анимы – попасть на тот свет и передать привет старому царю от правящего сына. Этот переход объявлен Марьей как службишка, и не требовал больших усилий. Зачем второй поход через огненную реку, практически в тот же потусторонний мир? Если учесть, что дух не подвластен ни эго, ни Аниме, то задача проникновения к нему действительно сложная. Самое интересное для меня в этой сказке в том, что дух вызывается словом. Эти заветные слова о кормлении. Пища приобщает к тому миру, куда пришел: поел «пищу» мертвяков – стал для них своим.
Чем же кормит сват Наум? Ничем особенным – тем, что просят. Все видимо, зависит от того, как просят. Вот тут и возникает тема интенции.
"Интенция может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу». (ВИКИ)
Интенция - это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.
Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве (католичество). В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц, Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа.
В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний, Кавана — это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны — это тело без дыхания». (Сидур «Шаарей Тфила»)
Строго говоря, интенциональность означает, что интенциональный акт постигается только посредством многократно идентифицируемого единства имеющегося в виду смысла: того, что Гуссерль называет «ноэмой», или интенциональным коррелятом «ноэтического» акта полагания. — Поль Рикёр «Что меня занимает последние 30 лет»
Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Серл, Джон). Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и дает ему «проездной билет» в философию сознания.
В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой."
Автор изменил свой комментарий 17/10/2015 - 06:30
пора шептать Ом мани падмэ хум.... и Слово было Дело"?
Спасибо.
Впервые слышу о книге, есть над чем подумать. Стало понятнее о чем Президент Мира, Бурлюк и Хармс писали.
Спасибо. Впервые слышу о книге, есть над чем подумать. Стало понятнее о чем Президент Мира, Бурлюк и Хармс писали.
Пожалуйста. Подумать, действительно, есть над чем, но это мистификация...

Подумать, действительно, есть над чем, но это мистификация...


Автор изменил свой комментарий 18/10/2015 - 08:22
Не, это свежая мистификация.

А ведь я вспомнила: "Нефритовые четки" Бориса Акунина - вот в связи с чем я это уже читала.
М.б., тут еще есть и алхимические смыслы:
Пиобб анализирует символический смысл основных алхимических операций... в-пятых, соединение символизировало объединение противоположностей (coincidentia oppositorum), отождествляемое Юнгом с тесным союзом в человеке мужского принципа сознания с женским принципом бессознательного;
сублимация, шестая стадия, символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям.
Автор изменил свой комментарий 24/10/2015 - 10:16
ИНТЕНЦИЯ (INTENTION). Волевое побуждение, существующее в настоящем, но направленное на будущее или на преследуемую цель. Интенция есть проекция воли или ее цель. Интенция это намерение. В этом смысле говорят о морали побуждения, согласно которой (Кант) нравственность поступка оценивается не по его результатам, а по характеру мотивации совершающей поступок воли. Как ни странно, довольно часто это выражение употребляется в уничижительном значении, что лично мне представляется противоречащим либо понятию интенции, либо Канту. Мораль побуждения не есть мораль, довольствующаяся наличием, как говорится, благих намерений. Это мораль, выносящая оценку действующей воле, а не ее возможным последствиям, которых в момент действия никто не может с точностью предвидеть. Вот человек падает за борт в открытое море. Один матрос кидает в него бревном, надеясь его прикончить, но бревно в него не попадает, зато не тонет и помогает упавшему спастись. Другой матрос, желающий спасти тонущего, бросает ему спасательный круг, но круг попадает ему точнехонько в голову и погружает его под воду — человек захлебнулся и потонул. С точки зрения морали побуждения поведение второго матроса, хоть оно и привело к трагическим последствиям, заслуживает большего уважения, чем поведение первого матроса, хоть оно в результате и спасло тонувшему жизнь. Но разве это не то же самое, что просто мораль? Никто не обязан добиваться успеха, но от необходимости стараться делать как можно лучше нас никто не освобождал. Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 224-225.
Автор изменил свой комментарий 30/10/2015 - 11:12
Клара 2015-10-14 10:38:28 Рута, это ваша интерпретация?----------------------------- этот вопрос почти сразу кто-нибудь задает. Мне хочется разобраться в том, почему его задают. Оттого, что слишком слабые толкования?
В моих толкованиях отсутствует проблема, о которой сказки говорят. Например, тема "осовобождение феминности" исследуются в сказках и находятся решения: каким образом идет осовбождение феминности.
Скорее всего, свои попытки мне не остановить, но мне всегда интересны разные мнения.