Толкование русской народной сказки "Пойди туда не знаю куда". Интенциональное состояние

Неверное вступление: Эта сказка, как и все сказки, об индивидуации: «процессе становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного». Индивидуация трёхчастна: выделение индивида из общества (т. к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения (ре-инкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества). ----------------------------------------------------------- В сказке идет борьба за Аниму/Марью-царевну. Андрей-стрелок сумел найти её, и она помогает ему двигаться на пути индивидуации. Первые испытания не очень трудны: 1(сходить на тот свет) и 2 (добыть кота-Баюна) названы «службишками», а 3 испытание - это «служба так служба», оно состоит в том, чтобы пойти туда - не знаю куда и принести то - не знаю что. 1 задание – перейти границу этого мира и побывать на том свете – аналогия выхода за пределы своего привычного мира. Главным итогом такого выхода стало понимание, что «людей не надо обижать, а то и с ним то же станется», которое известно как «возлюби ближнего как самого себя». 2 задание сказки не совпадает со вторым периодом индивидуации, скорее, это переход/граница между 1 и 2 периодами. Задание состоит в том, чтобы – победить дремоту, которую напускает кот Баюн и которая приводит к смерти. Так происходит преодоление депрессии или суицида, которые возникают в результате кризиса. Об этом пишет фон Франц: это «происходит с человеком при первом в его жизни кризисе. Он ищет нечто, что невозможно найти или о чем ничего не известно. В такие моменты совершенно бесполезны все добронамеренные и чуткие советы». 3 задание - самое трудное. Первое, что узнает о третьем испытании Анима - она не может помочь. Бессильны её волшебная книга, её помощники, живущие в воздухе или в воде – всё пусто. Минделл определяет Пустоту в Общепринятой Реальности (ОР) так: «Второй принцип буддизма гласит, что в общепринятой реальности все является пустым – шуньята. Слово «пустой» можно понимать множеством разных способов…называние чего бы то ни было, отрицает лежащее в его основе движение, его продолжающуюся изменчивость, и приковывает к чему-то одному. Однако, известно, что не существует никаких твердых «вещей» или «объектов», которые были бы устойчивыми и постоянными. В этом смысле, все является пустым. Даосы используют другое слово для описания этой пустоты. Они называют ее «Дао, которое нельзя выразить словами». (Минделл. Сила безмолвия). Видимо, эту пустоту и нужно найти герою сказки. Анима показывает только направление поиска (выйти за границу своего мира, не разрывая связи с ним) и дарит ему в путь вышитую ширинку-оберег. Путь героя - это движение интенциональности, которая «выражает несамодостаточность сознания и может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов». Герой обращается в пустоту избы, в которой живет «мужичок с ноготок, борода с локоток», и его голос находит свата Наума с его говорящим именем: наставить на ум , т.е. осознать. Об этой ситуации пишет Сёрл: «Интенциональные состояния являются условиями искренности речевого акта. Таким образом, условием выполнимости речевого акта является, как внешний мир, так и интенциональное психическое состояния. Само по себе психическое состояние не является действием. Действием оказывается речевой акт». Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу». Это очень по-русски. Так героем пройдена граница между 2 и 3 этапом индивидуации. Древняя мудрая сказка советует нам говорить-молиться-звать на помощь, пусть даже "пустоту". Только тогда «сват Наум» поможет. Интересно, что научился Андрей-стрелок звать свата Наума у «мужичка с ноготок». Обычно, в сказках маленьким ростом обладают великие по своим возможностям существа: тролли, гномы, эльфы. Во власти мужичка оказывается невидимый никому мир, даже Бабе Яге, которая охраняет границу между тем и этим светом. Знает дорогу другая сущность – старая лягушка, которая умеет надуваться и прыгать через огненную реку. Видимо, все дело в уникальности слизи, которая покрывает шкурку лягушки. У настоящей лягушки слизь выполняет обеззараживающую и антибактериальную функцию. Например, занимая оборонительную позицию, жаба -А́га, или тростниковая жаба (лат. Bufo marinus), обладает способностью раздуваться. Яд аги — сильнодействующий, противоядия нет. От их яда погибают даже крокодилы и змеи! Для отравления или смерти достаточно простого контакта с ядовитыми железами. В отличие от лягушки, Баба Яга все-таки выбирала жертвы сама, но старая лягушка этого не делала, её кожа действовала сразу, не разбирая, кто перед ней. Такая ядовитая власть была, видимо, наравне с властью «мужичка с ноготок».
Рута, это ваша интерпретация?
"Индивидуация трёхчастна: выделение индивида из общества (т. к. переход должен происходить за пределами устоявшегося мира), пограничного периода (длящегося от нескольких дней до нескольких лет) и возвращения (ре-инкорпорации в новом статусе или в новой подгруппе общества)."


Вы пишете об инициации, а называете ее индивидуацией.

Клара 2015-10-14 10:38:28
это ваша интерпретация?
Да, причем, второй вариант. 

(Увы мне! ) 
 

Sorella 2015-10-14 12:08:01
Вы пишете об инициации, а называете ее индивидуацией.
Спасибо!  

Конечно, инициация. 

Но что за переход тогда у стрелка - не понятно. Надо мне разобраться с самого начала.

Вообще говоря, трёхчастны обряды перехода: прелиминарная стадия, лиминарная стадия и постлиминарная стадия (по Ван Геннепу)
maitreya 2015-10-14 18:37:27
трёхчастны обряды перехода:
Спасибо. этот вариант похоже был у меня в самом начале. 

Но теперь вижу, что списать в систему не получилось: третья часть - приобщение - не получается. Нет того, к чему  стрелок  приобщается.   

Нешто в цирк  пойти выступать? Эквилибристикой уморить 

Рута 2015-10-14 22:51:01
Но теперь вижу, что списать в систему не получилось: третья часть - приобщение - не получается. Нет того, к чему  стрелок  приобщается. 

 К себе, к своей самости и приобщается. Вы ведь сами пишете, что сказка об индивидуации. 
maitreya 2015-10-15 07:50:36
Вы ведь сами пишете, что сказка об индивидуации. 
Вот тут-то собака и зарыта. 

Сорелла пишет об инициации - это "правее".

Сейчас еще раз посмотрела: чего я хочу-то? Оказалось, мне интересна причинность: слово "мужичка с ноготок" ---------- к свату Науму-----------власть слова, которую получил Андрей-стрелок. 

Понятно, что переход/инициация - но тут еще что-то:  от "вначале было слово". Почему слово из царства мертвых - не понятно. Герой получает с того света, обычно, предмет, а тут невидимого Наума. Он - осознание? А тогда - почему от мертвых? Что-то типа заговора и обращения к мертвым.

 "В голове моей солома"...

Но я к сказке, видимо, прилипла, как Юнг советовал в отношении сновидения.

 

Да, причем, второй вариант. 

_______

мне интересен момент, связанный с поисками " того не знаю что", поэтому  спросила.

"Путь героя - это движение интенциональности, которая «выражает несамодостаточность сознания и может существовать лишь при осознании предмета, а не собственных актов».
Герой обращается в пустоту избы, в которой живет «мужичок с ноготок, борода с локоток», и его голос находит свата Наума с его говорящим именем: наставить на ум , т.е. осознать.
Об этой ситуации пишет Сёрл: «Интенциональные состояния являются условиями искренности речевого акта. Таким образом, условием выполнимости речевого акта является, как внешний мир, так и интенциональное психическое
состояния. Само по себе психическое состояние не является действием. Действием оказывается речевой акт». Интенция также может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу»"

Рута, а что вы читали про интенциональные состояния? тоже хочу почитать.

Клара 2015-10-15 11:16:12
что вы читали про интенциональные состояния? тоже хочу почитать.
Я бы тоже хотела побольше узнать. Пока могу предложить вниманию только это: (еще один вариант понимания сказки)

Это сказка, как и все волшебные сказки, про индивидуацию

В сюжете любой волшебной сказки герой получает 3 задания и выполняет их. В.Я. Пропп назвал их: пробное, главное и дополнительное. Это этапы инициации героя, в которых его сопровождают и помогают женские персонажи. Марья становится причиной его испытаний, а баба яга – сопровождает инициацию, в которой надувающаяся лягушка – маска бабы Яги - которые объединяются в  функции  бабы-повитухи.

Мужичок с ноготок, борода с локоток  имеет странный рост: его борода больше,  чем он сам – это делает его родным братом пушкинскому Черномору, летящему в облаках. Этот размер  «наоборот» - борода больше - напоминает оборотня, который вхож в оба мира и управляет духом бестелесным – сватом Наумом. 

В.Я.Пропп определяет 3 задание дополнительным, в сказке оно названо: "поди туда не знаю куда, принеси то, не знаю что». Это поход в мир духовности.  Такой сказки я больше не знаю: чтобы переход на тот свет был повторный и совершенно в другую сторону.

Первое задание для Андрея и его Анимы – попасть на тот свет и передать привет старому царю от правящего сына.  Этот переход  объявлен Марьей как службишка, и не требовал больших усилий. Зачем второй поход через огненную реку, практически в тот же потусторонний мир? Если учесть, что дух не подвластен ни эго, ни Аниме, то задача проникновения к нему действительно сложная. Самое интересное для меня в этой сказке в том, что дух вызывается словом. Эти заветные слова о кормлении. Пища приобщает к тому миру, куда пришел: поел «пищу» мертвяков – стал для них своим.

Чем же кормит сват Наум? Ничем особенным – тем, что просят. Все видимо, зависит от того, как просят. Вот тут и возникает тема интенции.

"Интенция может означать бессознательное намерение, буквально: «то, что ведёт меня изнутри туда, куда я хочу». (ВИКИ)

Интенция - это основная часть исковой формулы, в которой излагалась суть претензии истца к ответчику.

Интенция — то, о чём кто-либо просит в молитве (католичество). В зависимости от интересов самого молящегося или других лиц,  Интенция может иметь духовный или материальный характер, быть личной или общей. Интенция мессы — это интенция священника, служащего мессу, и людей, принимающей в ней участие, или лица, её заказавшего. Молиться «в интенции римского папы» значит молиться о том, о чём просит папа.

В иудаизме аналогом категории «интенция» часто называют понятие кавана. Согласно одному из описаний, Кавана — это направленность сердца, то есть сосредоточенное внимание, интенция, вкладывание души в то, что ты делаешь. Кавана в молитве является неотъемлемой частью самой заповеди. Молитва ни в коем случае не должна приобретать рутинный характер, становиться механическим проговариванием знакомых слов. Сказано у Мудрецов: «Молитва без каваны — это тело без дыхания». (Сидур «Шаарей Тфила»)

Строго говоря, интенциональность означает, что интенциональный акт постигается только посредством многократно идентифицируемого единства имеющегося в виду смысла: того, что Гуссерль называет «ноэмой», или интенциональным коррелятом «ноэтического» акта полагания. — Поль Рикёр «Что меня занимает последние 30 лет»

Важное значение интенциональности придаёт и современная аналитическая философия, связывая её с теорией речевых актов (Серл, Джон).  Термин «интенциональность» у Серла выполняет иную функцию, он фундирует его теорию речевых актов и дает ему «проездной билет» в философию сознания.

В философии сознания «интенциональность» в последнее время стала все чаще сближаться с термином «квалиа», что по своей сути опять же выражает способность сознания быть обусловленным субъективной компонентой."

maitreya 2015-10-15 08:55:19
пора шептать Ом мани падмэ хум.
... и Слово было Дело"?

Спасибо.

Впервые слышу о книге, есть над чем подумать. Стало понятнее о чем Президент Мира, Бурлюк и Хармс писали. 
 

Рута 2015-10-17 06:25:48
Спасибо. Впервые слышу о книге, есть над чем подумать. Стало понятнее о чем Президент Мира, Бурлюк и Хармс писали. 

 Пожалуйста. Подумать, действительно, есть над чем, но это мистификация...
maitreya 2015-10-17 17:23:15
Подумать, действительно, есть над чем, но это мистификация...
 Увы мне, вспомнила не сразу, а только в связи с именем (Велимир Хлебников) - имя вылетело,  стала смотреть и увидела про кн.Ухтомского. Это не единственная мистификация серебряного века, модно было.Мне интереснее: по поводу чего. Видимо, Вы увидели параллели.
 
Не, это свежая мистификация. Увидел слово "Наум" и самплифицировалось.  

 

maitreya 2015-10-17 23:05:30
Не, это свежая мистификация.
 Но мне почему-то кажется, что я  уже читала эту имитацию.

 А ведь я вспомнила: "Нефритовые четки" Бориса Акунина - вот в связи с чем я это уже читала.

М.б., тут еще есть и алхимические смыслы:

Пиобб анализирует символический смысл основных алхимических операций... в-пятых, соединение символизировало объединение противоположностей (coincidentia oppositorum), отождествляемое Юнгом с тесным союзом в человеке мужского принципа сознания с женским принципом бессознательного; 

сублимация, шестая стадия, символизировала страдание, являющееся результатом мифического отъединения от мира и посвящения духовным устремлениям. 

ИНТЕНЦИЯ (INTENTION). Волевое побуждение, существующее в настоящем, но направленное на будущее или на преследуемую цель. Интенция есть проекция воли или ее цель. Интенция это намерение. В этом смысле говорят о морали побуждения, согласно которой (Кант) нравственность поступка оценивается не по его результатам, а по характеру мотивации совершающей поступок воли. Как ни странно, довольно часто это выражение употребляется в уничижительном значении, что лично мне представляется противоречащим либо понятию интенции, либо Канту. Мораль побуждения не есть мораль, довольствующаяся наличием, как говорится, благих намерений. Это мораль, выносящая оценку действующей воле, а не ее возможным последствиям, которых в момент действия никто не может с точностью предвидеть. Вот человек падает за борт в открытое море. Один матрос кидает в него бревном, надеясь его прикончить, но бревно в него не попадает, зато не тонет и помогает упавшему спастись. Другой матрос, желающий спасти тонущего, бросает ему спасательный круг, но круг попадает ему точнехонько в голову и погружает его под воду — человек захлебнулся и потонул. С точки зрения морали побуждения поведение второго матроса, хоть оно и привело к трагическим последствиям, заслуживает большего уважения, чем поведение первого матроса, хоть оно в результате и спасло тонувшему жизнь. Но разве это не то же самое, что просто мораль? Никто не обязан добиваться успеха, но от необходимости стараться делать как можно лучше нас никто не освобождал.                                                   Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 224-225.

Клара 2015-10-14 10:38:28 Рута, это ваша интерпретация?----------------------------- этот вопрос почти сразу кто-нибудь задает. Мне хочется разобраться в том, почему его задают. Оттого, что слишком слабые толкования? 

В моих толкованиях отсутствует проблема, о которой сказки говорят.  Например, тема "осовобождение феминности" исследуются в сказках и находятся решения: каким образом идет осовбождение феминности.

Скорее всего, свои  попытки мне не остановить, но мне всегда интересны разные мнения.