Досимволический мир.
В этой связи мы снова приведем заключение Пенфилда, что мозг выполняет три функции: 1 - запись, 2 — воспоминание, 3 — оживление переживания. Хотя воспоминание событий из раннего периода жизни невозможно, у нас есть свидетельства, что мы можем оживлять и оживляем самые ранние переживания в форме возврата в эмоциональное состояние новорожденного младенца. Так как младенец не может использовать слова, его реакции ограничиваются ощущениями, чувствами и, возможно, смутными архаическими фантазиями. Его чувства выражаются плачем или различными движениями тела, указывающими на неудобства либо комфорт. Его ощущения и фантазии, пусть невыразимые из-за бессловесности того периода, когда они записаны, позднее время от времени вновь проигрываются в снах.
Проиллюстрируем это примером. Пациентка рассказала сон, который повторяется на протяжении ее жизни. Каждый раз, когда она видела этот сон, она просыпалась в состоянии крайней паники, с учащенным сердцебиением и тяжелым дыханием. Она старалась описать этот сон, но не могла найти подходящих слов. При одной такой попытке она сказала, что чувствовала себя "совсем крошечной, маленькой частичкой, вокруг меня кружилось что-то огромное, колоссальное, крупное, космическое, типа громадных спиралей, становящихся все больше и больше, угрожающих поглотить меня, и вот, казалось, я исчезаю в этом необъятном, чудовищном водовороте". Хотя в ее рассказе проявлялось представление о потере своей целостности, ее ощущение паники, по-видимому, указывало на имевший место страх смерти, являющийся изначальной биологической реакцией на угрозу для жизни.
Некоторое время спустя она снова рассказала сон. Он появился впервые после почти годового перерыва. Однажды во время путешествия со своим мужем она оказалась в провинциальном ресторане, где была неплохая обстановка, но еда неважная. Она почувствовала себя не очень хорошо, когда они вернулись в отель, и поэтому легла вздремнуть. Затем она уснула и проснулась в панике от того же сна. Одновременно она почувствовала сильные спазмы в желудке, которые "удвоили мучения". Ничто из последних событий не могло спровоцировать это, и, казалось, ужасный сон имеет некоторую связь с крайне мучительной болью в желудке. Все же этот сон не поддавался описанию, однако она сообщила еще об одном ощущении, о чувстве удушья.
Некоторые сведения о матери пациентки помогли предположить возможный источник этого сна. Ее мать, крупная, полная женщина, кормила грудью своих детей и не сомневалась в том, что еда является лучшим лекарством. Она считала, что ухоженные дети — это хорошо накормленные дети. Кроме того, она была агрессивной, властной женщиной. Мы пришли к выводу (и это единственное, что мы могли сделать), что сон имел истоки в период, когда пациентка еще не умела говорить, так как она не могла описать его содержание. Ассоциация со спазмами в животе предполагает некоторую связь с опытом раннего кормления. Вероятно, пациентка в этом возрасте, насытившись, прекращала есть, мать же настаивала на продолжении (в ту пору еще не было принято кормление по потребности). При этом могли иметь место ощущения дремоты, удушья и спазм желудка. Содержание сна (маленькое существо, поглощаемое громадным космическим существом) могло быть повторным проигрыванием восприятия младенцем своего положения — себя, крошечной пылинки, поглощаемой огромными материнскими грудями, или же давящим присутствием самой матери.
Такое содержание сновидения подтверждает предположение, что наши самые ранние переживания, хотя и невыразимые, записываются и повторно проигрываются в настоящем. Другим подтверждением тому является закрепление прошлых приобретений. Реакции младенца на внешние стимулы, пусть вначале инстинктивные, скоро начинают отражать обусловленный или выученный (записанный) опыт. Например, он научается смотреть в направлении материнских шагов. Если же все переживания и чувства записываются, мы можем понять крайний ужас, гнев или страх, испытываемые нами в некоторых ситуациях сегодняшнего дня, так как происходит оживление первоначального состояния ужаса, ярости или страха, которые мы чувствовали в младенческом возрасте. Мы можем считать это повторным проигрыванием старой записи. http://lawbooks.news/psihologiya-ezoterika-motiviruyuschaya/skerkegor-43670.html
Наиболее известным учеником М. Кляйн был У. Бион, создавший собственную теорию ментальности (Bion, 1962, 1967). Он предположил, что в начале жизни еще не существует «интеллектуального аппарата для „осмысления мыслей“». Самые ранние необработанные данные, получаемые от органов чувств и соматических рецепторов, Бион определял как ничего не значащие бета-элементы, чисто физиологические чувственные восприятия. Если происходит постоянное отвержение младенца со стороны первичных объектов, то в нем преобладают бета-элементы злых объектов, которые должны выталкиваться с помощью проективной идентификации или разряжаться через моторную активность. Эти примитивные сенсорные, аффективные и досимволические когнитивные бета-элементы нуждаются в объекте, который их примет, психически «переварит», т. е. наделит их значением и возвратит назад в дозированном виде. Эту функцию первичного материнского объекта Бион назвал функцией контейнирования, материнский психический мыслительный аппарат – контейнером, а способность матери принимать в себя бета-элементы младенца, символически прорабатывать и дозированно возвращать их – альфа-функцией, которая трансформирует бета-элементы в альфа-элементы. Этим Бион указал на центральное значение ранних отношений между матерью и младенцем. Бион также предположил, что коммуникация с использованием бета-элементов типична для параноидно-шизоидной позиции, а коммуникация с помощью альфа-элементов – для депрессивной позиции. Только на этой стадии существует способность к символической репрезентации, т. е. символ и символизируемое отделяются друг от друга. Поэтому в депрессивной позиции тревога, отчаяние и душевная боль могут в глубине души приниматься как аффективная и когнитивная реальность и больше не отрицаются.
С помощью понятия альфа-функции Бион описывает психическую операцию, которая может трансформировать восприятие органами чувств внешних раздражителей и восприятие соматических и близких к ним процессов (перцепции исходных данных, бета-элементы) в альфа-элементы. Потом эти элементы могут обрабатываться дальше до появления психически репрезентируемых, ментализируемых и символизируемых структур и содержаний (апперцепция), которые, сохраняясь в бессознательном и в сознании, соединяются между собой и могут использоваться для первичного и вторичного процессов, для бессознательной фантазии, мышления, вытеснения, для аффектов и сновидений. В отличие от них бета-элементы – это конкретные восприятия, которые не выходят за рамки области перцепции и не могут рефлексироваться или подвергаться апперцепции. Посредством своей способности к «мечтательному» предвидению («Rêverie»
Автор изменил свой комментарий 13/11/2015 - 10:41
Воображаемое – есть собственно тот регистр психики, что образуется в «стадии зеркала». В нем открывается главная функция этой стадии – ребенок устанавливает связи между организмом и реальностью через усвоения образа своего тела. Именно это и становится началом отчуждения субъекта от самого себя – ребенок усваивает себя не изнутри, но через внешний образ и говоря «Это Я» на деле показывает не на себя, а от себя в сторону зеркального двойника, который по сути есть уже некто другой – в лакановской терминологии это и есть другой (с маленькой буквы). ["Стадия зеркала, - пишет Лакан, -представляет собой драму, стремящуюся от несостоятельности к опережению - драму, которая фабрикует для субъекта, попавшегося на приманку пространственной идентификации, череду фантазмов, открывающуюся расчлененным образом тела, а завершающуюся формой его целостности, которую мы назовем ортопедической, и облачением, наконец, в ту броню отчуждающей идентичности, чья жесткая структура и предопределит собой все дальнейшее его умственное развитие."]
Символическое – последнее образование в психике, по сути не являющееся индивидуальным измерением, формируется с усвоением речи на фаллической фазе развития. Символическое - это структурный уровень языка и социальных отношений. Узловым моментом является исходная эдипова ситуация, от которой зависят первые формы социальных взаимодействий ребенка. Сама природа Символического состоит в том, что это структурирующее начало, некий порядок, место культуры. Структурированное, упорядоченное бессознательное (желания Реального) обретает символические формы для выражения, или, в терминологии Лакана, невыразимая реальность бессознательного, означаемое, находит для себя означающее. Этот порядок ведет за собой появление еще одного важного понятия –Другого (с большой буквы)."http://www.lik-bez.ru/archive/zine_number496/zine_clever501/publication525
девушке не было больше ничего кроме шелкового платья фиолетового цвета, висящего на тоненьких лямках на плечах и свисающего до самого пола, когда он шла, взяв меня за руку и куда-то ведя, мне казалось, что она вовсе не шла, а парила на землей. И так, следуя за ней, я оказываюсь в каком-то святилище, на входной двери которого написано лУна. Я вошел вслед за девушкой, передо мной раскинулся роскошный мрачный храм в стиле биомеханики и если можно так сказать –акваторики. Стены, потолки, колонны и лестницы все это едино и монолитно, они могут менять форму, колонны меняю сами свое местоположение, перетекая с одного места на другое, везде и все мерцает и переливается фиолетовым светом откуда-то изнутри стен, потолков, колонн. Коридоры темные и круглые, лестницы винтовые пульсирующие фиолетовым цветом словно живые. Небольшие фонтаны за каждым поворот коридора, на каждой ступени. Девушка, обернувшись на меня, сказала, что это священное место, что оно лоно самой Матери природы и поэтому входить в него надо без атрибутики внешнего мира, т.е. нагим. И сказала, что я здесь проведу всего одни сутки за всю свою жизнь, поэтому могу пользоваться и наслаждаться всем, что есть в святилище. Сняв с себя одежду, я шел дальше за обнаженной девушкой. Идя босиком по коридорам, дотрагиваясь до стен и перил руками, я чувствовал, что поверхность всего отеля похожа по ощущениям на человеческую кожу, такая же мягкая, гладкая и теплая, только мерцает откуда-то изнутри тусклым фиолетовым свечением. Зеркал в отеле очень много, но это не типичные Земные зеркала, в биомеханических рамках расположены несколько ровных водопадных струй, создающих эффект идеальной зеркальной поверхности. Девушка привела меня в большой зал, по левую сторону от меня расположилось большое круглое ложе, выросшее из пола. По всей правой стороне стены зала, расположился огромный, многоуровневый водопад, гармонично вписывающийся своим масштабом и легкими приятными звуками падающей воды в таинственный мрак коридоров, и в живой, тускло пульсирующий свет бездонной тишины. Девушка накрыла ложе фиолетовым шелковым спальным бельем и сказала, что это мое место, и если я буду не против,
то она хотела бы разделить со мной мое ложе. Я сказал, что не против, она плавно, паря по воздуху забралась в постель и укуталась в шелковое одеяло, свернувшись калачиком. Я вышел на балкон, там все так же было жарко, засушливо, виднелись и пустующие дома, занесенные на половину песком, а на горизонте бесконечные песчаные барханы, пересыпающиеся с места на место, обдуваемые раскаленными ветрами жарящего солнца. Я вернулся обратно в зал, девушка заснула, и я пошел дольше по коридорам и залам этого храма тишины, покоя и тьмы. Нагулявшись вдоволь по этому святилищу и будучи очарованным его красотой, я вернулся в зал, где на приготовленном специально для меня ложе, спала крепким сном прекрасная девушка. Я лег на шелковое фиолетовое белье рядом с ней, укрылся, обнял ее покрепче прижав к себе и будто попав под гипноз ритмичного мерцания света в зале и тихого томного дыхания девушки, закрыв глаза, я уснул!" 2)"Мне снится, что я нахожусь в каком то небольшом городе, иду по улица и вдруг откуда не возьмись начинает подниматься вода. Не течёт и сносит всё на своём пути, а именно подымается снизу, спокойно но очень настойчиво. Очень скоро я оказываюсь полностью в воде, мне кажется, что я могу задохнуться, но я тут же понимаю, что в этой воде мне не нужно дышать. Я начинаю плавать на глубине. Вода ярко-голубая очень красивая, дышать мне здесь не нужно и я откровенно наслаждаюсь ситуацией. Потом вода отступает и я опять нахожусь на улицах этого города. Но он весь какой то «умытый», вся грязь смыта, людей и машин не видно, но и трупов то же нет. Всё вокруг пустынно. Я вижу женщину, у неё в руках люлька с ребёнком, я подхожу к ней и мы вместе идём по городу, пытаясь понять, что произошло. Потом мы входим в большой торговый центр. Там нет людей, всё мокрое и с полок попадали вещи. Две женщины восточной наружности пытаются всё это поставить на место. Я спрашиваю их не знают ли они, что произошло. На что они говорят, что вчера просто легли спать, а когда проснулись всё уже было в таком состоянии. Они дают нам целую сумку продуктов и мы идём дальше. Потом к нам присоединяется пожилой мужчина, он то же взволнован и не понимает, что произошло. Я решаю идти пешком к своему дому, женщина с ребёнком и пожилой мужчина идут со мной. У нас есть чипсы, какие то фрукты и еда для малышки… всё не так плохо До нашего дома мы добираемся только к вечеру. И тут я вижу, что у нас во дворе горит костёр около которого сидит мой муж и ещё, какие то люди. Я очень рада этому. Мы подходим к ним. Муж говорит, что электричества больше нет и они решили сварить еду на костре. Но меня всё это уже больше не волнует, я счастлива, потому что понимаю, что всё это только к лучшему " 3)"Я такая маленькая, и меня душит что-то большое
Этот сон мне часто снился в детстве, и редко в разные периоды жизни, варианты были разные. Теперь приснился снова. Я не могу его запомнить полностью, т.е., не могу ОСОЗНАТЬ его до конца, увидеть точнее. Вспоминаю эти сны сквозь какую-то пелену. Мне всегда снится замкнутое помещение, примерно 2 на 2 метра, как мыльный пузырь его стены - их не чувствуется и не видно, но они есть. Стены то ли круглые, то ли квадратные. Ни входа, ни окна. Я - маленькая по размеру, занимаю примерно 1/4 часть, остальное место занимает что-то большое - то ли круглое, то ли еще какое, овальное... ни мягкое и не жесткое, без запаха, не знаю какое оно на ощупь, без голоса, без вкуса. Много раз я во сне пыталась понять, что это, но даже вариантов никаких нет. И периодически, когда я просто говорю, рассказываю свои мысли, оно растет, наседает на меня, придушивает, вокруг все дергается, тяжело сделать вдох. Сознание мое затуманивается, с трудом сохраняю связь с реальностью, я будто "выпадаю" из этого мира, теряю связь со своим сознанием. Я понимаю, что оно сильнее, приходится оставлять свои мысли и принципы при себе, молчать и сжиматься, лишь бы оно меня не убило. Буду благодарна за любые расшифровки, это загадка всей жизни, как сказать. "
Она стоит на берегу. Дрожит её рука.
Не видно звёзды и луну закрыли облака.
Как быть?
Ведь только что несла светильник кружевной,
споткнулась…
И мерцает свет, скрываясь под водой.
Она ступает на песок. И глядя в глубь реки,
Надеется, что под стеклом сухие угольки.
Вдруг видит –
Через толщь воды мерцает слабый свет.
И ясно вновь куда идти и страха больше нет.
Автор изменил свой комментарий 26/11/2015 - 18:26
Исследуя феномен госпитализма, Рене Спиц (Rene Spitz, 1945) показал, что без адекватного контакта ребенка с человеком, который заботится о нем с достаточной теплотой и сердечностью, при отсутствии кого-то, к кому можно прижаться, на кого можно положиться, у малыша развивается анаклитическая депрессия, биопсихологический уход в себя (withdrawal). У брошенного без должной опеки ребенка может возникнуть состояние общего истощения (marasmus), которое и приводит его к тяжелой форме депрессии, уходу в себя, а при неблагоприятном исходе — к смерти.
Дональд Винникотт (Winnicott, 1974) пошел гораздо дальше, сказав, что потребности младенца настолько велики, что его как такового просто нет: не существует такого явления, как младенец, есть лишь младенец и мать. Он считал связку “мать — младенец” биологической системой, в которой адекватное разворачивание процесса развития ребенка обязательно требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем.
Малер (Mahler, Pine and Bergman, 1975), разрабатывая тему симбиоза, прояснила значимость постепенной сепарации и последующей индивидуации ребенка, с пробными уходами и возвращениями к заботящейся о нем фигуре.
Винникотт отмечал важность переходных феноменов для этого процесса. Ребенок пытается воплотить заботливую фигуру в некоторый персонализированный особый символический объект, которым может быть, например, старое одеяло. Одним из ранних переходных объектов может быть большой палец руки или другие пальцы, которые малыш сует в рот, чтобы отсрочить неприятное ощущение, пока не придет мама и не накормит его.
Создание переходного объекта представляет собой попытку взять мать с собой тогда, когда малыш удаляется от мамы, чтобы самостоятельно исследовать мир. Эти объекты служат напоминанием, утешением или талисманом, предоставляющим теплоту, уверенность и безопасность на протяжении всей жизни. Переходные объекты помогают поддерживать связь с заботящимся, любящим объектом, который дает чувство безопасности и благополучия.
Что случится, если сепарация ребенка не будет происходить постепенно, если у малыша не будет переходного периода, позволяющего создать переходные объекты? В подобных условиях, пишет доктор Кристал, ребенок отворачивается от матери и ищет что-то, что может утешить его, захваченного потоком безымянных аффектов. Младенец, если ему вообще удается выжить, действительно находит нечто в своем окружении, что не напоминает ему о матери, но заменяет мать. Не имея ничего, младенец или ребенок постарше сам становится как бы ничем; он должен приспособить что-нибудь для того, чтобы выжить, что-то, что может хоть немного его утешить при отступлении в его собственный, приватный мир. Этот объект внутри системы “я”, чьи функции не напоминают ребенку о матери, лучше описать как аутистический объект в традициях кляйнианских частичных объектов или я-объектов, внутри “я”, по Кохуту.http://www.psyoffice.ru/8/psichology/book_o299_page_15.html
Автор изменил свой комментарий 28/11/2015 - 22:56
Какая-то связь с интерактивным полем?
Автор изменил свой комментарий 28/11/2015 - 23:11
Автор изменил свой комментарий 29/11/2015 - 08:36
Сон, скорее, выложила для иллюстрации темы, чем для интерпретации.кто ж знал...
Сам сон и его истоки мне понятныКаждый раз такая установка эго меня восхищает! ))
А что если речь, например, идет о том, что в раннем "досимволическом мире" младенца слишком долгое ожидание ("провозились 30 мин") приводит его к переживанию примитивной агонии и околосмертного опыта, что является тяжелой ранней травмой. Чтобы выжить ("порозоветь"), для эго жизненно важно существенно искажать реальность внутреннего ребенка и внешнюю реальность...