Объектные отношения.Это давно обещанный пост про отца.
На самом деле это будет не про отца как такового, не про физического отца, а про структурообразующие отношения психики: диадичские= доэдипальные (= 2 человека= мать и ребенок) и триангулярные = эдипальные (- мать, отец и ребенок).
В современной психологии существует представление о том, что (дорогие профессионалы, простите меня, пожалуйста, за упрощение, и поправьте, если увидите неточности) взрослые люди находятся либо на стадии диадических отношений, либо триадных. Попутно заметим, что «после в двух мировых войн в Европе не осталось невротиков» по словам замечательного немецкого психоаналитика Урсулы Фольц. Что означает, опять же очень огрубляя, что у нас у всех нарушения серьезнее невротических, то есть мы все в большей или меньшей степени «недоросли» до традных (= триангулярных = тридидические) отношений.
И диадические, и триадные отношения являются стадиями нормального развития ребенка. Но часто в силу разных причин – и отнюдь не первой из них является физическое отсутствие отца – ребенок так никогда и «не дорастает» до Эдипальных отношений триангуляции.
Одна из очень важных функций отца в развитии ребенка это то, что он несет Закон. Отец «встает» между ребенком и матерью. Он кладет конец безграничной власти матери. Но отец – это и тот, с кем бывает мать, когда она не с ребенком.
Таким образом (конечно, не только таким) вступает в действие «принцип реальности» вместо «принципа удовольствия», ребенок сталкивается с ограничением своего «всемогущества», сосуществующего с беспомощностью. Но и абсолютной власти матери над ребенком при достижении триангуляции тоже не существует. Это уже не беспредел, а Закон.
Ещё раз подчеркну, что речь идет о специфических отношениях, которые, будучи интернализированы, формируют структуру психики человека, а не об отсутствии или наличии отца в семье. Женщина, воспитывающая ребенка без мужчины, может тем не менее вырастить его так, что все структуры сформируются. Разумеется, это возможно только в том случае, если у нее самой эти структуры – то есть интернализированные трангулярные отношения – имеются.
А теперь, чтобы дать представление о том, о чем я пытаюсь говорить, я постараюсь дать краткое описание мира доэдипальных и эдипальных отношений.
В доэдипальном мире для ребенка существует одна единственная размером с мир фигура матери. Он находится в ее полной власти, его жизнь и смерть определяются только ею. То есть слабый бессильный ребенок и всесильная огромная мать, которая дает тепло, пищу, жизнь и может все это отнять.
В этом мире, например, нет конкуренции. Потому что конкуренция – это как в спортивных соревнованиях: сегодня один приходит первый, другой – четвертый, третий- предпоследний, а завтра все наооборот, и никто не умер. То , что имеет вид конкуренции в доэдипальном мире, устроено совершенно по-другому: или я самый великий, умный, прекрасный первый, или я – просто никто – жалкий обкаканный ребенок (потому что мест только два). (В скобках – такую ситуацию можно пережить, например, обесценив «соревнования» - все нечестные, все подстроено, враждебно относятся, подкуплены).
Так же и то, что кажется чувством вины в доэдипальном мире, по сути является стыдом, а не виной.
Особой разновидностью доэдипальных объектных отношений являются отношения тоталитарные (термин, предложенный чешским психоаналитиком Михаэлом Шебеком, у которого я проходила анализ). До этого похожие отношения как «мафиозные» описывал Розенфельд. Я опишу эти отношения потом в отдельном посте).
Повторим, что , когда мы говорим о взрослых людях, эти объектные отношения – это интернализированные в детстве отношения с первичными объектами (матерью и отцом).
Тоталитарные объектные отношения встречаются, конечно, во всех странах. Но беда тоталитарных стран в том, что там в реальном физическом мире господствуют тоталитарные же отношения, и поэтому в результате проекций-интроекций внутреннего и внешнего эти злокачественные объектные отношения постоянно подкрепляют и усиливают друг друга.
При эдипальных отношениях существует не произвол, а Закон. Там могут любить не одного человека – след. появление сиблингов не смертельно.
Там появляется настоящая способность к символизации, почти отсутствующая в доэдипальном мире.
На самом деле, вообще-то, на это не то, что статьи, книги не хватит. Поэтому я непоследовательна и выхватываю спорадически отдельные важные стороны описываемого явления, оставляя без внимания другие не менее важные.
Если заметим, что чего-то сильно не хватает для полноты изложения или для понимания, я напишу ещё отдельный пост.
Замечу одну частную, но в силу массовости, очень важную вещь – нарциссическая патология и наши – то есть так называемых «нормальных людей» нарциссические стороны личности. Они все , конечно же, «родом из» или принадлежат к, лежат в доэдипальном мире.
В заключении скажу ещё, что изложенное выше (не знаю только, насколько мне это удалось) является общепринятой психологической теорией развития и патологии.
С радостью буду отвечать на вопросы, разъяснять непонятные места и откликнусь на осмысленные комментарии.
Друзья-профессионалы, пожалуйста, поправьте меня, если я, пытаясь перевести теорию на разговорный язык, допустила ошибки.
Как часть II к этому посту пойдет пост про книгу Адама Керема.
http://data.axmag.com/data/201303/U94409_F197973/FLASH/index.html - а это листалка
Я не собираюсь анализировать книгу – ни в коем случае – я попробую описать, как я вижу терминологические затруднения.
Как часть III – описание тоталитарных объектов М. Шебека.
Как часть IV - может быть список литературы, если «это кому-нибудь нужно». http://suricate.livejournal.com/11452.html
Взрослые физически - могут быть и в слиянии, и в диаде, и в триаде.
Взрослые (зрелые) психологически - в триаде, иногда в четверице. В ситуациях сильного дистресса, выживания перед лицом смертельной угрозы - в диаде.
«после в двух мировых войн в Европе не осталось невротиков»
Остались, конечно. Только неврозы по содержанию другие.
"Женщина, воспитывающая ребенка без мужчины, может тем не менее вырастить его так, что все структуры сформируются. Разумеется, это возможно только в том случае, если у нее самой эти структуры – то есть интернализированные трангулярные отношения – имеются."
Не только. Даже если чего-то не имеется во внутреннем мире матери, есть вокруг ребенка и другие значимые люди. Комплексы - это "собирательные" части личности.
"То , что имеет вид конкуренции в доэдипальном мире, ..."
Далее идет описание нарциссической струкутры. Доэдипальный мир - богаче и этим не исчерпывается.
"объектные отношения – это интернализированные в детстве отношения с первичными объектами (матерью и отцом)."
И все? Тоталитарненько получилось у автора.
"Поэтому я непоследовательна и выхватываю спорадически отдельные важные стороны описываемого явления, оставляя без внимания другие не менее важные."
Да еще и искажая выхваченное. ((