Актёр

Возможно, одна из реальных, "объективных" задач, в которую я бьюсь, как об скалу - это осознание своего актёрского "механизма" - что это, как им пользоваться. Представьте себе человека, соблазнённого театром, но, поскольку его никуда не берут из-за профнепригодности, построившего свой театр во дворе и каждый день играющего моноспектакли для трёх-четырёх случайных зевак. История станет совсем полной, если добавить, что он чувствует всё время - "всё не то", что иногда "тепло", сигнальные "звоночки" звенят, звенят-звенят, и утихают, в итоге - опять мимо. Театр, правда, особый - театр голоса. Никаких там жестов, мизансцен. Только звук. Дыхание и тембр. Но и они не существуют без "выражения", когда душа ими вовлекается в игру. Или не вовлекается. Вот тогда чувствуешь себя идиотом - хоть канкан танцуй, а собственная душа не отвечает, замыкается. "Не то". Может я маразматик? Может и не надо ничего понимать? Я обычно и не пытаюсь. Станиславский вкупе с моими театральными педагогами не помогли, вызвали несварение желудка. Быть может, дело совсем не в понимании, а в правильном отношении - к себе, во-первых. В такой истории - про дворовой театр - нельзя жить, первым делом надо из нее выйти. Театром можно "заниматься" только играя и никак иначе. Играть может только ребёнок. Ещё здоровый сытый зверь может играть, но нам это не подходит, для игры со знаками нужно обладать сознанием. (Хотя быть сытым и здоровым зверем - очень важно, правда?). В итоге: надо быть ребёнком? Глядя на студентов Гитиса можно сделать вывод - чем безумнее и ребячливее парень - тем лучше актёр. Без тормозов. Хоть и не всегда это работает, но часто. Но, кроме ребёнка, есть ещё некий медиум, который душе-ребёнку правильные игрушки в правильной последовательности подкладывает? Ну вот такая тема. Мне важно про это подумать. И важны ваши мысли.

«Тебе известны два основных санскритских слова для обозначения «игры»?

«Да, лила и крида».

«Крида - это бессознательная игра, как, например, рати-криба (любовная игра). Крида -это игра, которая контролируется кем-то или чем-то, отличным от того, кто играет. В любовной игре контроль осуществляют железы и гениталии, а не те двое, кто занимается любовью. Игра риши - это лила, космические развлечения, которые всегда под контролем.Вот почему мы говорим о Лиле Кришны и Лиле Рамы, божественной игре Повелителя Кришны и Повелителя Рамы». Роберт Свобода Агхора II. Кундалини

Обалденный текст!
Возможно, проблема ещё в том, что пение для вас один из немногих способов коммуникации, так как другие более сложны для вас. Здесь и вопрос совмещения души и работы, службы. У меня работа больше под мой характер и мои комплексы, тогда как психология "для души", потоки разведены. 
Марфа-М.   У меня работа больше под мой характер и мои комплексы, тогда как психология "для души", потоки разведены. Не понял про разведение потоков.
Мне кажется, тут нужно уточнение.
Чем душа отличается от характера и комплексов?
Почему нужно разделение?
Потому что душа, как женщина или ребёнок капризна и не укладывается в некие рамки или обязаловку, немного затрагивали эту тему в "сером волке", а работа, призвание, служба-это о другом. Нужен другой двигатель.
Марфа-М.  отому что душа, как женщина или ребёнок капризна и не укладывается в некие рамки или обязаловку.Значит, должна быть работа, где можно двигать и ломать рамки.)
 
Владимир ЛЕВИ

Душа в распашонке
или Что делаю , то и хочу? 

Профессия-жена и профессия-любовница 
В этом письме прошу обратить внимание не только на основную тему-запрос, 
но и на попутное описание самооткрытия (или, скорей, от-рытия), которое 
сам человек явно недооценил... 

В. Л., в одной из рассылок вы упомянули о зомбанутых. Это обо мне. 
Затюканный, послушный и не заправляющий постель. Живущий по приказам, сам 
не знающий чего хочет, пустой и ленивый. Хотя на людях совсем другой, сам 
не понимаю, как мне удается пускать пыль в глаза... Жаль, что столько 
времени потеряно: все школьные годы... Только на третьем курсе 
университета на зимних экзаменах я научился говорить! Не смейтесь. До того 
я не мог связать двух слов, хотя закончил школу с медалью. Мне всегда 
приходилось зубрить, потому что передать прочитанное своими словами я не 
мог, нужны были готовые фразы. Скорее всего это потому, что не хватало 
практики общения, речевой практики. В приятели мне попадались активные 
собеседники, слова вставить не давали, на сотню их слов приходилось одно 
мое... Мне нужно было тоже говорить - не важно что и не важно как, только 
не молчать, а я как дурак молчал... Только на третьем курсе с отчаяния 
заговорил, стал неудержимым трепачом и сделал для себя открытие: память и 
речь взаимосвязаны колоссально. Мне уже не нужно было зубрить, все 
прочитанное я мог пересказать своими словами. Учиться стало легче, 
появилось много свободного времени... 
...Теперь о главном моем вопросе на сегодня. Окончив университет, я 
работаю по специальности - экономист. Никогда не мечтал об этой профессии, 
поступил на экономфак просто чтобы куда-нибудь поскорей улизнуть от армии 
(сколько судеб поломала эта армия, даже у тех, кто в ней никогда не 
служил). В школе, будучи зомбанутым роботом с полным отсутствием каких - 
либо желаний, стремлений, целей и планов, заваленный ежедневной зубрежкой, 
задачами, уроками, я просто не мог разобраться, чего я хочу. Да и сейчас 
точно не уверен в своих желаниях... Знаю только точно, чего НЕ хочу: 
работать экономистом. Хочу заниматься физикой (может, для вас это звучит 
дико, но единственные книги, которые мне приносят удовольствие - 
научно-популярные книги по физике). 
Уволиться, начать жить по-новому, поступить на физфак, стать ученым? 
Но я боюсь совершить этот шаг, поскольку придется и работать, и учиться, а 
учеба там не из легких. Я не готов столкнуться с такими трудностями и 
вполне понимаю, что научно-популярные книги и реальная жизнь ученого - 
разные вещи... 
Я убежден, что самое главное для достойной и счастливой жизни 
человека, мужчины во всяком случае - правильно определиться с работой. Она 
должна быть любимой. Можно, конечно, и раздвоиться: один ты - на работе, 
другой - для себя... Но в те два дня в неделю, когда есть время "для 
себя", я едва успеваю только прийти в себя, с тем, чтобы на следующий день 
снова на пятидневку себя покинуть. Пять дней в неделю с 8 до 21 занимаюсь 
ненавистным делом! А время уходит безвозвратно, а жизнь одна... 
Если уйду с этой постылой службы, начнутся новые трудности, новые 
угрозы, новые ловушки общества и судьбы, и на что-то кушать ведь тоже 
надо...
Как же узнать, чего я хочу? (На данный момент хочу лежать на диване, 
смотреть телевизор, читать книжки...) Где набраться силы воли, знаний, 
интуиции, чтобы кардинально изменить свою жизнь, найти любимую работу? А 
вдруг ее вообще нет, и окажется, что мне ничего не нравится?.. Виктор
Из ответа
Виктор, вопрос твой, можно сказать, всеобщ. По некоторым 
социологическим данным, сегодня в России только у трех процентов населения 
средство заработка является одновременно и любимым делом, работой по 
призванию. Лишь три человека из каждых ста делают что хотят и хотят что 
делают, работают и живут нераздельно. Во многих странах, во Франции, 
например, процент таких счастливцев еще ниже - около одного.
Неудовлетворенность работой (обратим внимание на историческую 
общность корней - "работа" и "раб"...), и не столько материальная, сколько 
именно душевная неудовлетворенность, есть статистическое правило 
современной цивилизации и одно из ее глубочайших внутренних противоречий. 
Рождает массу личных трагедий и драм, массу неврозов, депрессий, массу 
наркоманий, массу преступности... Этот же конфликт есть один из крупных 
экономических двигателей. Коммунистическая идеология, дававшая массам 
торжественное обещание конфликт этот снять ("от каждого по способностям, 
каждому по потребностям"), рабским трудом зомбанутых масс в миражных лучах 
свободного труда будущего выстроила империю, на остове коей сейчас живет и 
не процветает наша нынешняя страна. А лажовое обещание, оно же и 
обязывание, принудиловка, с большой помощью школьных уроков все еще 
процветает у нас в подсознании - работа, видите ли, должна, обязана быть 
любимой. А ты должен любить работу, обязан свой труд обожать. Эдакая 
взаимопринудлюбовь.
Да не должна! Не обязана! Не обязан! Не должен!
Если поинтересуемся, можно ли жить достойно и быть счастливым, 
зарабатывая свой хлеб нелюбимой работой, то ответ будет: да, можно. Хотя и 
трудно. Примеров достаточно. Вот мой друг, прекрасный поэт, настолько 
прекрасный, что его стихи не могут дать ему и семье даже отдаленной 
надежды на прожиточный минимум. В совершенстве освоил кормящее ремесло 
мойщика стекол. Работа грязная и небезопасная, отнимает много времени и 
сил, то и дело случаются испытания непорядочностью и хамством клиентов. 
Иногда не выдерживает, запивает... Но семья сыта и одета, семья живет, и 
живут стихи, промывающие заиндевелые стекла озябших душ...
Вот главные условия полноценной жизни при нелюбимой работе.
1) Осознанность выбора или приятия необходимости. Как заметил один 
мудрый человек, мы зависим только от того, чему сопротивляемся. Чехов 
высоко чтил, но не любил свою работу врача, подчас и ненавидел до тошноты; 
но это внутреннее осточертение не относилось к его отдельно взятым 
конкретным больным, которым он помогал всегда в высшей степени 
добросовестно. До конца дней писатель вкушал горький докторский хлеб, 
понимая, что медицина, как всякое дело, исполняемое нехалтурно - НЕ ТОЛЬКО 
КОРМЕЖКА, но и жизненная школа, упражнение для мозгов, конденсатор воли, 
аскеза, источник питания для души и творчества. "Я всю жизнь мечтал 
делать, что хочу, - писал Чехов грустно-шутливо в одном из писем - не 
получилось. Зато теперь что делаю, то и хочу..."
2) Внутреннее неотождествление или только неполное, частичное 
отождествление себя с делом и ролью, которые исполняешь, как у того же 
Чехова, повторявшего, что медицина - это его жена, а литература - 
любовница. 3) Создание ценностно-смыслового противовеса рутинно-рабской, 
подневольной части своего существования - и не только противовеса, но и 
высокого оправдания. Таким оправдательным противовесом может быть и 
любимое творчество, и любимая семья, и ребенок, и тысячи всевозможных 
хобби, и просто жизнь, да - всего лишь возможность жить и встречать 
весну...
Можно ли в наше время, не будучи Чеховым, иметь две профессии - одну 
профессию-жену, кормящую и держащую дом, а другую - любовницу, для души и 
счастья?..
Да, и более того - и профессий-жен, и профессий-любовниц может быть 
по нескольку штук (как, в частности, у твоего покорного слуги...)
Как узнать, чего хочешь?.. Уж во всяком случае не лежа на диване, 
уставившись в ящик, и не из книжек, в том числе и моих :) Умозрение не 
поможет. У себя самого же и поучись! Ты ведь уже открыл в себе Внутреннюю 
Свободу - узнал, что умеешь говорить, ворвался в импровизацию, отпер 
память! - А как? - Начал говорить БЕЗОЦЕНОЧНО - пробил блок, перепрыгнул 
через барьер - ВРУБИЛСЯ!!!.. 
Чтобы узнать, чего хочешь, - ВРУБАЙСЯ В ЖИЗНЬ, испытывай ее и себя - 
познавай, кто ты есть. Пробуй и выбирай, проживая разные жизни - дерзай 
без саможаления!.. Рискуй и не бойся потуже подтягивать пояс, хотя работа, 
студенты говорят, как и любовь, приходит и уходит, а кушать хочется 
всегда.
Любимую физику сделать профессией шансов у тебя маловато - догнать 
поезд, ушедший так далеко... Но вдруг ты одарен, вдруг Ломоносов или 
Эйнштейн?.. Нужно, по меньшей мере, подойти ближе к делу - читать не 
только научпоп, походить на серьезные семинары, пообщаться с 
профессионалами. Там быстро поймешь, на каком свете находишься. 
Если убедишься, что физика как основное занятие жизни тебе не светит, 
не огорчайся: уже то хорошо, что она нравится и увлекает, это самое 
драгоценное. Есть влекущая область знания - значит, есть у души окно в 
Смысловую Вселенную, через которое посылается путеводный луч... Следуя за 
этим лучом, обязательно вылезешь из окошка - и упадешь в бездну, но это 
будет падение вверх, к Источнику Света, в таком падении могут успеть 
вырасти крылья... http://www.goldbiblioteca.ru/online_psihologiya/online_psistr/72.php
Я имела в виду, что вы хотите сделать душу своим двигателем в работе, где-то даже продаёте её (душевное исполнение), а так не получается, она не включается и не выключается по мановению волшебной палочки, дальше вы как-бы ищете выход во "впадении в детство", чтобы избежать вымученности, но опять же, для работы придётся включать и выключать это состояние, возможно, у актёров это происходит бессознательно и непроизвольно, типа, как поймать настроение, но вы слишком честны сами с собой для этого.Хотя, можно попробовать.
Ребёнок во сне просто выкинул надоевшие игрушки. Посмотрим, что будет дальше...
Марфа-М.     что вы хотите сделать душу своим двигателем в работеЭта тема вообще не о работе.)
Не знаю, как врач, но актёр - это не профессия.
Профессия - продаваемая оболочка этой игры или деятельности.
Актёр же играет не потому, что ему нужны деньги или что-то ещё.
Просто потому, что интересно, потому что через это занятие он собирает себя.
Актёр как увлечённый скульптор, который всю жизнь лепит одну незаконченную работу. Материал сопротивляется, а он лепит и лепит. Это очень азартно. У меня так с голосом. Я занялся этим в 13 и оказался поглощён до сего момента.

Наверно, "укладываться в рамки" профессии, продавать себя - тоже нужно для подключения к своей деятельности "коллективного сознания", которое задаёт реальное знаковое поле, в котором голос только и может звучать.
Ни актёр, ни певец не может быть отшельником.
В конечном итоге материалом для артиста является пара "собственное тело - зритель". Их обоих он должен "помять" и придать им форму.
Марфа-М.    дальше вы как-бы ищете выход во "впадении в детство"Нет, речь не об этом.
Речь идёт о том, что бы "каждый раз как в первый раз".
Забывать всё чему учился и снова, как в детстве - услышать звук (как незнакомый, чужой, марсианский), обрадоваться ему, отреагировать, подражать, быть неловким.
Для творчества ведь беда - если ты умеешь что-то делать.
Ну, типа, если ты повторишь то, что умеешь, душа не захочет возвращаться в ту же форму. Ей нужна новая...

Притом, что я "в душе" классик, а классика требует совершенной формы. Но она должна снова родиться из детских элементов: детских по чистоте восприятий, детской радости от собирания формы.

С другой стороны, "впасть в детство" я хочу из-за избыточности самокритики, самоконтроля, какой-то вымученной взрослости. Мне не хватает настроений. Их просто не бывает почти. Я же всё время чего-то делаю, не могу отпустить себя.