Последователи К. Г. Юнга: Джеймс Хиллман


1926-2011



Целью этого эссе в двух частях является критическое
исследование архетипической психологии Хиллмана и выяснение того, насколько она
жизнеспособна как психологическая модель. В первой части анализируется наследие
Хиллмана, а также приводится обзор метапсихологической сферы, которая
охватывает его работы. Здесь рассматриваются взаимоотношения между его подходом
и мыслями Юнга, а также утверждается, что работа Хиллмана не столько
постъюнгианская, сколько доюнгианская. Вторая часть, прежде всего,
интерпсихическая — в ней исследуется характер Хиллмана, о котором можно сделать
вывод из его работ и интервью, а также проводится анализ его трудов с точки
зрения архетипа вечного ребенка (puer aeternus). Пуэр предпочитает жить в
вечном состоянии мечтательности и сопротивляется взрослению. Но мы не можем
выбирать, взрослеть ли нам, ведь даже при сопротивлении взросление приходит, только
в отрицательной форме. Данная статья рассматривает, насколько модель Хиллмана
была «разрушена» отсутствием в его подходе элемента развития. Развитие — это
архетипическая и биопсихологическая необходимость; если ее отвергать, она может
разрушить любую систему, которая не принимает ее всерьез. В случае Хиллмана
импульс развития атаковал его в форме подавленной маскулинной тени, разрушив
авторитет его ранних работ. Обе части этой статьи дают объективную оценку с
попутными комментариями о моем личном знакомстве с Хиллманом и его работами.

http://zaurmamedyarov.com/press/David_Tacey_James_Hillman_The_unmaking_of_a%20psychologist.pdf

Джеймс Хиллман: Разрушение психолога (часть первая: его
наследие) перевод zaurmamedyarov.com 2014 Дэвид Тейси Мельбурн, Австралия


Спасибо за ссылку!

Очень дельная статья и неплохой перевод - всего ничего "проколов". Например, "архетипические созвездия" нужно читать как "констелляции".


Sorella 2016-04-22 21:52:03
Спасибо за ссылку!
Sorella, спасибо и вам за отклик ! Мне нравятся книги Хиллмана и его талант, не стал для меня менее ярким. Горечь этой работы очень сильна и в ней много какой то суровой правды, но есть и любовь и понимание. Мне показалось это интересным. 
 


Cкакал как то раз самый лучший самурай - стрелок из лука, через одну

 деревню.

И вдруг видит,- мишень, а в мишени - идеально по центру  воткнувшуюся

стрелу.

Слез самурай с коня и приготовился сделать сепукку.

Так требовала традиция.  Но мимо шли крестьяне, и один, увидев мишень

хмыкнул - "Да знаем мы этого стрелка. Он местный дурачок. Играет в

самураев.  Сначала стреляет, а потом вокруг стрелы рисует мишень."


Vervoleg 2016-04-23 18:47:33
Сначала стреляет, а потом вокруг стрелы рисует мишень.
...так формируется комплекс вокруг травмы
 


Пародия на путь Юнга.

История повторяется дважды. Но второй раз - пародийно.

Ушел от Юнга, так же как тот в свое время - от Фрейда,...и словно бсс

отождествлял себя с Юнгом натужно "индивидуируясь" и смеша здоровую

альпинистскую общественность советами развивать колл.представления

вступая в общественные организации.  Одновременно доведя до

максималистского абсурда требования к работе с образами.

Одного "Христа" бывает и хочется обоготворить, но этого хочется послать

на юух.  Слишком мало принес народу света с горы, чтобы выеживаться.

Индивидуация не терпит подражаний, не нужно каждому быть "Юнгом."

Хиллман бы лучше самоанализом занялся, а не художественным свистом

поэтической психологии.


Vervoleg 2016-04-23 18:47:33
Cкакал как то раз самый лучший самурай - стрелок из лука, через одну
 деревню.
И вдруг видит,- мишень, а в мишени - идеально по центру  воткнувшуюся
стрелу.
Слез самурай с коня и приготовился сделать сепукку.
Так требовала традиция.  Но мимо шли крестьяне, и один, увидев мишень
хмыкнул - "Да знаем мы этого стрелка. Он местный дурачок. Играет в
самураев.  Сначала стреляет, а потом вокруг стрелы рисует мишень."
Это у вас какая-то невосточная притча получилась) Там в конце, обязательно должен появиться мудрец, который скажет, что истинная мудрость, в принятии каждого этого пути)

Вот для меня, большая радость, что есть "поэтическая психология", где можно душой отдохнуть от рафинированных интеллектуалов и просто насладиться красотой и поэзией.
 


А где вас достали рафинированные интеллектуалы?

Где они водятся?

 


Vervoleg 2016-04-24 13:23:04
А где вас достали рафинированные интеллектуалы?
Где они водятся?

Это конечно, мои ощущения) но мне иногда кажется, что здесь водятся) много рассуждений, мало чувств, переживаний. В этом смысле, Хиллман, как отдушина и много чувств и поэтично. 


Не знаю...я кажется один на сайте критически обдумывал новации Хиллмана.   Психологи, на мой взгляд - вообще не думают.

Просто заучивают новые переводы, и начинают щебетать новыми терминами.

Среди психологов нет интеллектуалов.

Они верят что iaap - это одна большая самость.

Она за них думает и все знает.  А психологи, ее дети - служат ей в меру своих очень скромных сил, и гордятся ею, - в меру своих нескромных фантазий о силе психологии.

Статья - очень пользительна для российских "аналитиков."


Vervoleg 2016-04-24 14:46:25
я кажется один на сайте критически обдумывал новации Хиллмана.   Психологи, на мой взгляд - вообще не думают.
А вы, случайно, не похожи в чем-то на Хиллмана?...
 


Ничего общего.

Я весь - в "крестного отца."


Непосредственным зачинателем архетипической психологии Хиллман считает Анри Корбена, — французского ученого, философа, мистика, известного интерпретатора философии ислама. Мы, говорит Хиллман, обязаны Корбину мыслью, высказанной им в начале 1970-х годов, о том, что мир архетипов (mundus archetipalis, аламаль-митхаль) также является миром воображаемым (mundus imaginalis). Это особый мир воображаемых реальностей, для исследования которого требуются иные методы и способности восприятия, отличающиеся от духовного мира, лежащего за пределами этих реальностей, или эмпирического мира обычного чувственного восприятия и наивных формулировок.

Мир воображаемый предлагает онтологический способ определения архетипов психического как фундаментальных структур воображения или как существенно имагинативных явлений, трансцендентных миру ощущений если не по виду, то по своей ценности. Их значимость заключена в их теофанической природе, в их виртуальности или потенциальности, которая онтологически неизменно выходит за пределы актуальности. (В качестве феноменов они должны являться, но являются они воображению или в воображении.) Мир воображаемый дает архетипам (при необходимости) оценочно-космическое начало, отличное от таких основ, как биологический инстинкт, вечные формы, числа, социально-лингвистическая передача, биохимические реакции, генетическое кодирование и т. д.

Поместив архетипические реальности в онтологический контекст, Корбен выдвинул еще два утверждения: (1) фундаментальный характер архетипа прежде всего доступен воображению и в первую очередь предстает в виде образа; поэтому (2) метод архетипической психологии имагинативен. Ее изложение должно быть поэтическим и риторическим, а рассуждения не обязаны носить логический характер. Поэтому ее терапевтическая задача состоит не столько в социальной адаптации и личностной индивидуализации, сколько в работе над возвращением пациента к имагинальным реальностям.

Психотерапия ставит своей целью развитие чувства души, срединной области психических реальностей. Поэтому метод психотерапии заключается в развитии воображения (Хиллман, 1996а, с. 60–61). Есть просто воображение, и есть активное воображение. Психологическое лечение или исцеление — это восстановление активности у воображения, которое перестало быть активным.
(В.В. Зеленский. "Здравствуй, Душа!")

Карл Густав Юнг и Анри Корбен


 

Пол Куглер, Джеймс Хиллман и Вольфганг Гигерих


Флейта 2016-04-25 21:59:31
Психотерапия ставит своей целью развитие чувства души, срединной области психических реальностей. Поэтому метод психотерапии заключается в развитии воображения (Хиллман, 1996а, с. 60–61). Есть просто воображение, и есть активное воображение. Психологическое лечение или исцеление — это восстановление активности у воображения, которое перестало быть активным.
т.е. решает проблем экзистенции, смысла
 


Песенка Зевса -пуера

https://youtu.be/xuQoaugBEjA


maritta 2016-04-22 09:53:52
Джеймс Хиллман: Разрушение психолога
спасибо за статью (не хватало такого критического прочтения, сопоставления и разведения), проглотила)) 

не поняла, в каком плане фон Франц отозвалась о Хилмане, как о "соли земли"?  почему-то, именно это засело))?


Она сказала - "Пуер - соль земли."

Новаторство, беспокойство, фантазийность, энтузиазм - пуер.

"И вновь продолжается бой

 И сердцу тревожно в груди."

 


Наиболее меткие мифологические аналогии этим двум противостоящим фигурам обнаруживаются в символизме алхимии: так, начальник-диктатор-отец относится к тайному веществу, известному как «старый король», тогда как puer aeternus, как кажется, имеет отношение к mercurius infans или filiusregius («царскому сыну»), которые также иногда персонифицируются в виде крылатого юноши,juvenis alatus.

В «Mysterium Coniunctionis» Юнг даёт детальный комментарий о фигуре старого короля, который представляет тайное вещество и обычно изображается алхимиками в начале процесса как несовершенный, неспасённый, ожесточённый, больной или даже злой. Ущербность соотносится с активизированным эгоизмом и ожесточением сердца, которое должно быть разбито в алхимической ванне. Жажда власти и похоть часто также бесславно характеризуют старого короля. Аналогично начальник Ривьер в «Ночном полёте» Сент-Экзюпери и Ульрих фон Шпат в «Царстве без пространства» Гетца воплощают собой чистое стремление к власти и характеризуются тотальным отсутствием эроса. Дух, который сам по себе не является «врагом души», вырождается в таких персонификациях на уровень интеллекта, и в этой ограниченной и ригидной форме стоит на пути всех плодородных и творческих импульсов психики. Он враг эмоциональности и инстинкта, но именно по этой причине он тайно позволяет себе подвергаться негативному влиянию примитивных импульсов.

С другой стороны puer aeternus, понимаемый как алхимический образ, является визави старого короля, элементом, который призван заменить его. Это символ обновления жизни или воссоединения разделённых противоположностей, «новый внутренний человек» или же возрождённое тайное вещество, более полный обновлённый символ Самости.

В свете алхимического символизма и замечаний Юнга по теме, отцовский образ старого правителя и крылатый сын — не только настоящие противоположности, но они при этом обладают единой природой. Поэтому алхимики называли своё вещество senex at puer. Иисуса Христа также описывали в схожих терминах, так как он, с одной стороны, существовал с древнейших времён, но, с другой, был рождён Девой Марией как ребёнок. Через слияние, которое происходит в процессе алхимического опуса, неважно, в огне или в ванне, через растворение в хаосе или расчленение, тем или иным образом старик превращается в сына. Таким образом, когда в современных вариантах фигуры отца и сына противостоят друг другу, мы можем только заключить, что что-то должно быть пошло не так психологически. Так или иначе процесс трансформации остановился.

Тем не менее, в этой связи Юнг показал, что старый король представляет собой не только традиционный, чрезмерно эгоистичный, допотопный принцип сознания, но, скорее, прежде всего коллективный образ Бога. Поэтому когда говорят, что королю требуется трансформация, в конечном счёте это наша концепция Божественного требует трансформации, и ясно, что такой процесс возможен только в психике. Другими словами, единственное, что мы можем сделать, — это ориентировать нас в направлении бессознательного, если мы хотим выяснить, каким образом наши доминирующие сознательные установки должны быть изменены так, чтобы наш образ божественного мог быть ещё один раз трансформирован, как на это указывал Юнг, «в настоящую и рабочую целостность, тогда как до этого <…> это только была претензия на целостность.»5

Архетипический образ puer aeternus представляет такой опыт божественного, который обновляет образ Бога. В то же время если весь этот процесс обновления короля, который Юнг в деталях описал и интерпретировал в «Mysterium Coniunctionis» не осознаётся, то оказывается, что он происходит в любом случае, но тогда уже негативным образом. 

Глава 7РЕЛИГИОЗНАЯ ПОДОПЛЁКА ПРОБЛЕМЫ PUER AETERNUS


Автор: Ютта, дата: вт, 26/04/2016 - 23:05

не поняла, в каком плане фон Франц отозвалась о Хилмане, как о "соли земли"?  почему-то, именно это засело))?

Она пишет так о позитивных сторонах комплекса пуэра вообще, а не только о Хиллмане.


Мне в статье интересной показалась мысль о "прилипании к образу", как центральной мысли Хиллмановской психологии. Автор сравнивает это с нахождением под водой (=бессознательном). Возможно, именно это вызывало его протест против Юнга или фон-Франц. Это как утка, которая ныряет и не выныривает. То, что Хиллман называет редукция образа или представляет как превращение в некий аналитический мертвый конструкт,  на самом деле может иметь отношение не к мышлению, а к осмыслению, выделению сути, квинтэссенции, смыслу которые были хорошо развиты у фон-Франц и Юнга и, возможно, не развиты у Хиллмана. По аналогии, приснился сон про ученого. Далее картинка простейшего, вроде клетки с отростком. Затем эти отростки равномерно появляются по всему телу, получается что-то вроде осьминога. Роль этого ученого в том, что он дал научное название этому животному. Что-то вроде радиальный моллюск. До этого в научных работах у него не было имени, его описывали в форме прилагательных, или как описание.Его роль-дать имя, перевести в имя СУЩЕСТвительное. Живое существо, конечно, существовало и без описаний и без имени, то есть вне зависимости от того, описали его или нет, но роль ученого именно перевести из сферы бессознательного это существование в сферу сознания.


Без соли - пресно до отвращения, с солью - горечь до ярости.


 выделению сути, квинтэссенции, смыслу которые были хорошо развиты у фон-Франц и Юнга и, возможно, не развиты у Хиллмана.

=

В лекциях Юнг особо отмечал вред "объяснялок" во время работы со снами.

Но там же, после подробного рассказа о работе с образами, сразу же - он говорит об обязательной моральной оценке влияния образа.

Это работа сразу на многих уровнях.

У Хиллмана было с мышлением хреново, я прохаживался по его логическим косякам в какой то теме.


Без соли - Автор: Sorella, дата: ср, 27/04/2016 - 22:20

Без соли - пресно до отвращения,

=====

Мне кажется что Аетеrnus присутствует у многих, но у кого то баобабы разрастаются по всей планете, а кто то - все же вырывает сосну с корнем и достает из нее статую Героя.  Может быть, блин, слишком поздно.

Кстати, я был прав - три тетки Энди, подстроившие его падение во сне - это

Самость позже устроившая несчастный случай на сноуборде.

Я был прав - это была бсс попытка самоубийства.

Фрагмент из Экзюпери и из Фон Франц -

"Естественно, это должно иметь отношение к полетам. Он подразумевал, что не бывает случайных авиакатастроф. Несчастный случай, если он происходит, становится результатом объединения внутреннего и внешнего процессов." Фон Франц

 

"В таких случаях главную роль играют не столько большие препятствия, сколько маленькие: три апельсиновых дерева, растущих на аэродроме или три десятка овец, которых вы не заметили в траве, неожиданно появляются между шасси вашего самолета. "  Экзюпери

Три тетеньки на корявом спуске - Хреновая Мать.

 


Автор: Vervoleg, дата: пт, 29/04/2016 - 01:23

В лекциях Юнг особо отмечал вред "объяснялок" во время работы со снами.

Но там же, после подробного рассказа о работе с образами, сразу же - он говорит об обязательной моральной оценке влияния образа.--------------------------Мне кажется, что вопрос даже не в моральной оценке образа, это как воплотить или материализовать что-то из бессознательного, позволить этому осуществиться в реальной жизни, а не оставаться в фантазийном образе. Об этом есть у фон-Франц, поищу. Кстати, в одной из работ она тоже рассматривает пару пуэр-сенекс, не знаю, кто упомянул о ней первым Хиллман или фон-Франц.


Марфа-М. 2016-04-29 11:47:04
Мне кажется, что вопрос даже не в моральной оценке образа, это как воплотить или материализовать что-то из бессознательного, позволить этому осуществиться в реальной жизни, а не оставаться в фантазийном образе.

 Моральная оценка, как видится мне, помогает выстраивать ось Эго-Самость - Психологическое правило гласит, что если внутренняя ситуация не осознается, она превращается во внешние события, подобные судьбе. ... (К. Г. Юнг. Сознательный разум Архетипы в сновидениях, толкование сновидений.)


Такая
уловка характерна для многих пуэров: осознание того, что им следует
адаптироваться к реальности, является для них интеллектуальной идеей, которую
они должны воплотить в своей фантазии, а вовсе не в реальности. Эта идея
исполняется только в умозаключениях и на философском уровне, но не на уровне
деятельности. Выглядит так, словно они прекрасно поняли собственную ложную
установку, поменяли отношение и осознали важные, правильные для них вещи. Но
они этого не делают.

Если
вы читали произведения Сент-Экзюпери, то можете мне возразить, сказав, что он
вовсе не пуэр: взять, к примеру, Шейха из «Цитадели» — зрелого мужчину,
который несет ответственность за все земные дела. Или Ривьер из «Ночного
полета» — он не пуэр, а человек, принявший на себя определенные
обязательства, он не парень с выраженным материнским комплексом, а настоящий
мужчина с хорошо развитой маскулинностью.

Однако
все эти персонажи — всего лишь идеи, ведь Сент-Экзюпери никогда не жил так, как
Шейх или Ривьер. Он их придумал так же, как придумал образ зрелого практичного
мужчины. Но сам никогда не проживал эту фантазию, этот образ.

На
мой взгляд, одна из самых запутанных проблем в подобной специфичной
невротической констелляции состоит в том, что пуэр всегда стремится
ухватиться за все, что было бы правильно сделать, а затем унести все это в мир
своих идей и воображения. Он не может пересечь несложную границу и перейти от
фантазий к действиям.                    В процессе анализа таких людей возникает
опасная кривая: пока аналитик наблюдает за ними как проницательный лис, анализ
проходит изумительно: пуэр все понимает, интегрирует свою Тень, принимает
необходимость стать более приземленным, вернуться к реальности и начать
работать. Но стоит только аналитику превратиться в злющего сторожевого пса,
становится понятно, что работа пуэра над собой — всего лишь симуляция.
Вся интеграция происходит на небе, а не на земле, не в реальности. Приходится
брать на себя роль гувернантки и спрашивать пациента, во сколько он встает,
сколько часов в день работает и т. д. Это очень нудная работа, но все
сводится именно к ней, иначе фантастический самообман, возникающий в сознании пуэра,
легко заманивает в ловушку и аналитика.
Теперь мы
рассмотрим барашка в ящике. Если человек что-то интеллектуально ассимилирует,
он помещает это в некий сосуд, ящик. Понятие (concept) — это ящик. Когда
Сент-Экзюпери нетерпеливо запихнул барашка в ящик, это означало, что он принял
идею, но только
как идею. Понятие существует, но только в «ящике» его
мозга. Маленький принц находит выражение идеи прекрасной, словно получил
настоящего барашка. Все остается в мире воображения и рассуждений.фон-Франц. Вечный юноша.


Флейта 2016-04-29 15:06:34
Моральная оценка, как видится мне, помогает выстраивать ось Эго-Самость

 Флейта, я уже не в первый раз читаю подобное утверждение и мне интересно, а только моральная оценка помогает выстраивать ось эго-самость или есть и какие то другие факторы и зависит ли это, например, от типологии?)


(«Когда
у меня появляется то или иное страстное желание, я пытаюсь понять, чего же на
самом деле мне хочется, и тогда может начаться осмысление этого чувства,
которое, возможно, даже приведет к исполнению переживаемого желания. Или,
например, сентиментальное чувство, которое я испытываю, слушая песенку с
примитивной мелодией и расхожими словами, нельзя расценивать только как
вульгарное. Когда я пробую разобраться, что и как я действительно чувствую,
сентиментальность заполняет весь мир мелодией множества скрипок, или звуки
мальчишеских голосов и их гитар начинают определять мой вкус гораздо сильней,
чем льющийся через меня поток печальных песен мира. Подобными размышлениями мы
поддерживаем чувствующую функцию в ее доверии к определенным ею оценкам и
суждениям. Затем этот процесс может пойти дальше, отталкиваясь от
примитивнейших наших увлечений и навязчивых настроений. Мышление идет тем же
путем: ребенок, освоив арифметическое сложение, не посвящает ему всю жизнь, а
очень скоро переходит к выполнению более сложных операций. Если дать
отрицательным чувствам шанс проявить себя, они или превращаются в ненависть и
отвращение к вещам, действительно этого заслуживающим, или увядают и исчезают.Особенно
важными для развития чувств оказываются именно эти отрицательные чувства,
имеющие знак минус: зависть, ненависть, заносчивость, недовольство и т. п.
Чтобы обуздать их, требуется особое мужество, честность и терпение. Трезвое
признание отрицательных чувств сознанием и адекватное отношение к ситуациям, их
вызывающим, — несомненные признаки проявления ведущей чувствующей функции.
По этой причине так важны враги, по этой причине отрицательные аспекты
взаимоотношений составляют столь существенную часть нашей жизни. Чем глубже
отношения между людьми, тем больше возможность появления отрицательных чувств,
а обычным местом, в которое они чаще всего сбрасываются, является семья,
существование которой эти чувства отравляют. Однако отрицательные чувства
человека с подчиненной чувствующей функцией обычно находятся в столь
подавленном состоянии и так напряжены, что их следует считать уже не чувствами,
а аффектами. Думаю, теперь уже достаточно ясно, что воспитание отрицательных
чувств состоит не в переводе их в положительные, не в превращении антипатий в
симпатии, а врагов — в друзей.»

( "Чувствующая функция")