пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Липкая бабушка
Немрод
Juzin, чт, 16/10 17:21
Слева спит гость, молодой парень, справа бабушка, которая тоже приехала погостить. Гость похож на А., мужа Лизы.
Сквозь сон смотрю на компьютере сюжет программы «Ночи Москвы»...
Звук предельно тихий, но я вижу, что бабушка ворочается.
Выключаю, раздеваюсь, когда кладу одежду на фортепиано задеваю бабушкины чашки, они падают все три одна за другой за инструмент, на пол. По звуку слышу, что мне повезло, всё цело.
-----------------------
Бабушка проснулась, очень сердита. Вскакивает и идёт (на кухню? На улицу?)
Говорит мне гневно: "вот, ты думаешь (искусством заниматься? собирать коллекцию? не помню), и не знаешь, что Немрод - это не то, что ты думаешь, а Диавол!"
Парень тоже проснулся, включил фильм на своем большом плазменном экране в полстены . Голливуд, что-то из библейских времен, в кадре цари-царицы в золоте и рубинах. Смотрит, как будто спит, уставившись в экран.
Говорю ему, что мы мешаем бабушке спать, прошу выключить. Выключает, засыпает.
Я «вспоминаю» о том, что когда жил с бабушкой когда-то, мне приходилось сталкиваться с тем, что в ней есть очень темная энергия. Снимаю со стены горный хрусталь с Тибетского ритрита, который мне подарил мой тайский друг, вешаю на шею для защиты.
Мое внимание привлекают сложенные в шкафу старинные бандуры. Их три. Странно, у нас была одна. Мама нашла еще две, видимо. Выглядят как новые. Беру в руки верхнюю, но не успеваю рассмотреть, идёт бабушка, аккуратно ставлю в угол - завтра рассмотрю.
----------------------------
Бабушка как будто носит в простыне и баюкает свою голову. (то ли она так свисает вниз с плеч, то ли отдельно). Морщинистое и белое, без кровинки, лицо, совсем как мертвое.
Решаю подойти, сказать «прости» и какие-то извинения.
Она истерически орёт: «Да иди ты…». Какой-то оборванный злобный выкрик.
Долго соображаю, правда это или сон.
Juzin, сб, 18/10 01:41
Марфа-М. Алексей, а вы не связываете сон с какими-то тягостными воспоминаниями и впечатлениями от смерти бабушки. ... (возможно,вас беспокоит чувство вины перед ней).
Поразмышляю на эту тему.
Бабушка возилась со мной в детстве. До 4 лет она была со мной больше, чем мама, которая училась в другом городе.
Кажется, в первый мой курс геофака предложила жить у нее. Выдержала 3 дня, потом начались ставящие меня в тупик придирки и обиды «на пустом месте». Наконец она призналась: прости, не могу с кем-то вместе жить, слишком привыкла одна. Тогда я снял где-то комнату. Обиды не было, мы поняли друг друга.
Она очень любила квартиру, добытую нелёгкой ценой. Очень гордилась, что ни в чем не нуждается и сама себя обеспечивает. В шкафах был запас круп, муки и соли на случай войны.
Она шила и продавала халаты и ночные рубашки, мне всегда давала немного денег втайне от мамы. Таксисту всегда щедро давала на чай.
Она очень боялась всегда потерять независимость, но судьба сложилась иначе.
Последние свои годы она провела в квартире моих родителей, в детском помутнении, всё ждала, что дочь - моя мама, ее отравит, пыталась убежать, ей грезилось, она выпрыгнула из окна (9й этаж) и бежит, а ее ловят и волокут обратно.
Умерла она, когда я был в долгой зарубежной поездке, узнал об этом только дома уже.
Ещё с моего детства всегда спрашивала меня, смеясь: будешь плакать, когда умру? Пойдёшь за гробом?
Я конечно всегда отвечал утвердительно. «Правильно. Никто не пойдёт, а ты иди».
Так что, в этом я, правда, задолжал - кроме слёз, разве.
Чувство вины за то, что не навещал ее в последние дни, есть. Она была в беспомощном состоянии в атмосфере нелюбви и ненависти подчас. Я не знал, что могу сделать для нее. Я приезжал раз в месяц-другой, пел ей песни Вертинского, которые она обожала даже в своем полном затмении. В комнате с ней в тот момент жила ещё ее внучка, как раз таки Л., колючий и очень сложный подросток тогда, они болезненно ссорились ежеминутно как две трёхлетние девочки из-за нелепейших мелочей.
Это было похоже на ад, я уезжал с тяжелым сердцем. Но не мог себе представить, как могу что-то изменить.
При этом я уже жил в ее освободившейся квартире.
Мифологема наивных старцев не тиранична. Пожилой человек не обязан становиться глупцом, он просто имеет право им быть. Ведь дети не должны вести себя по-детски; многие из них напоминают маленьких старичков. Мое восхищение наивными стариками носит не только отвлеченный характер, поскольку наивность имеет огромное значение. В настоящее время процент пожилых людей в общем составе населения постоянно растет, поэтому все больше стариков обращается за помощью к психотерапевтам. Однако психотерапия и психоанализ пожилых людей не пользуются особой популярностью. Консервативно настроенные аналитики, в особенности фрейдисты, полагают, что престарелый человек не способен на интенсивное сотрудничество с терапевтом, поскольку он уже никогда не сможет измениться.
На мой взгляд, лет через десять психотерапия приобретет для пожилых людей огромное значение, но ориентироваться эта терапия будет уже не на достижение зрелости и мудрости. Подобная психотерапия позволит пожилым людям осознать свою наивность, оценить ее недостатки и преимущества. Психотерапевт способен помочь стареющему человеку переосмыслить детские и юношеские воспоминания не для того, чтобы добиться значительных психологических изменений, а ради наслаждения драматическими перепетиями этого плутовского романа. Перенос в рамках психотерапии пожилых людей тоже обладает специфическими чертами; фантазии стариков могут быть весьма причудливыми и даже пугающими. Так, одному старому человеку я напоминал «смерть, рассказывающую анекдоты».Бесчисленные организации, институты и специалисты заботятся о пожилых людях. К сожалению, все они не знакомы с мифологемой наивных старцев, что не в последнюю очередь объясняется доминирующим положением мифологемы мудрых старцев. Вместо того чтобы помогать старикам спокойно и доброжелательно относиться к собственным чудачествам, подобно детям, которым все это позволено, психотерапевты стремятся интегрировать их в современное общество. Они хотят пробудить у пожилых людей остывший интерес к действительности и добиться того, чтобы они участвовали в общественной жизни. Психотерапевты против того, чтобы старик или старушка бесцельно сидели на скамеечке в парке, уставившись глазами в пустоту или предаваясь воспоминаниям,— их следует встряхнуть. Старые люди должны снова стать более или менее полезными членами общества; полезными в самом банальном смысле этого слова. Если это не удается, то их воспринимают как несчастных, больных страдальцев, которые в лучшем случае достойны сочувствия.В том случае, если общество заново откроет для себя мифологему наивных старцев, многое изменится. Дочери уже не придется стыдиться за отца, когда тот говорит глупости, высказывает мнения, которые не имеют никакого значения уже лет пятьдесят, или по сто раз повторяет одно и то же. Психотерапевт может вместе с пожилым пациентом совершить экскурс в его воспоминания, однако ему следует воздерживаться от определения конкретной цели беседы; это должны быть воспоминания ради воспоминаний. Подобный разговор поможет старому человеку определить свое отношение к счастливым и печальным эпизодам прошлого. Наивности чуждо тщеславие. Разумеется, существуют невыносимые злобные глупцы и эгоистичные чудаки, вызывающие у окружающих отчаяние, однако терпеть присутствие злых и эгоистичных людей всегда непросто вне зависимости от того, наивны ли они или «переживают интеллектуальный всплеск». Метаморфозы памяти, происходящие в пожилом возрасте, следует воспринимать как элемент все того же простодушия. Давние события живы в памяти стариков; первый школьный день словно стоит у них перед глазами, а имя только что представленного им гостя забывается в следующую секунду. Пожилые люди часто не могут вспомнить, где ужинали вчера. Их память ведет себя, как ей заблагорассудится. Она теряет свое значение как инструмент«восстановления жизненной последовательности» и отныне продолжает играть и фокусничать.http://www.rulit.me/books/naivnye-starcy-analiz-sovremennyh-mifov-read-260581-22.html
Автор изменил свой комментарий 14/08/2016 - 19:53
наконец-то проводить ее в последний путь.Не надо, да и не должно получиться. Все-таки не травма, а стыд/долг, нужный для любого человека.
Меня тоже воспитывала бабушка, "сидела" лет до 4, практически она заложила весь характер. Бабушка - тепло на всю жизнь. У мальчика может проявиться опасливое отношение к ней как женскому, чтобы не затопило.
Липкость - все-таки процесс взаимный, то ли через аниму мужчины, то ли этическое "можно-нельзя".
Все-таки несет он бабушку в туалет, и то, что она "сделает" (или сделала), кому-то нужно.
Бетти- "наконец-то проводить ее в последний путь.
Рута-"Не надо, да и не должно получиться."
Рута, надеюсь, вы заметили, что я критически не коментирую интерпритации других участников (остаюсь нейтральной) и это не случайно. Я считаю, что каждый участник высказывает свое понимание по предложенному сну, а не по посту другого участника. У разместившего сновидение участника должна быть альтернатива (и/и, а не или/или). Он сам почувствует, что откликается и не надо влиять на его выбор, критическими отрицаниями интерпритации другого. Надеюсь, что вы правильно воспримите мою просьбу. Если вы хотите обсудить то, что написано мной,- то обращайтесь ко мне. Ваше мнение (предположение, смысловое понимание) лишь такое же мнение как и любое другое, а не константация факта. Категоричность в суждениях не уместна.
Я согласна, что "липкость" (сновидец это и сам осознает) процесс взаимный- происходит залипание сновидца с образом бабушки, что явно тяготит его самого. Для бессознательного нет (так принято считат) понятий этического, плохо/хорошо и т.д.. Страдает и испытывает вину эго-комплекс.
Цель представления на форуме сновидения - поиск собственного смысла (возможности осмыслить), решения.
Сновидец не перестанет меньше любить бабушку и быть ей благодарным, т.к уже давно знает о ее теневой стороне и относился к этому с пониманием. Как я поняла, он хочет освободиться от ее "появлений", т.к. это уже ощущается как преследование, что то "темное"- не даром он пытается защититься от ее интрузии (проникновения внутрь его) одевая оберег. Он застрял. Может потому что не похоронив ее буквально и символически он не имеет возможности ее оплакать и отгоревать (перейти в депрессивную фазу) и продолжить жить дальше.
Сегодня говорил с человеком, который в день читает по книге. Так живёт. Для него это органично. Я видел, как он прочитывает страницу. Хоп и всё. И всё уже воспринял, может лекцию прочесть.
У меня обратная ситуация.
Я вижу шаткость любой речевой конструкции, ее условность, я на это смотрю, мне не интересна она целиком, с ее кажущейся устойчивостью, мне интересны ее дыры и щели..)
Я всегда реагирую: "да, но...", и умолкаю, поскольку это вечное "но" рушит возможность коммуникации, отнимает возможность речи.
Наверно, поэтому я перестал думать, я перестал верить в то, что я могу "говорить". Верить словам, которые всё время привирают. Говорить может только тот, кто породил язык. Все остальные крадут чужой, и он мстит неповиновением.
Впрочем, я заболтался, надо ответить.
Эпизод с туалетом, скорее всего, о старости, уходе за больным человеком (ходит ли сам в туалет, обслуживает ли себя), самоСТОЯТельности, обузе (момент с ношением бабушки на руках, тяжелая-легкая). Липкость-свойство связываться, прилепиться к кому-то душой, быть привязанным. Бабушка физически умерла 16 лет назад. А эмоциональные отношения с ней лет 30 назад, когда я повзрослел и перестал к ней ездить и звонить. С ребёнком она отлично дружила, с подростком не нашлось ничего общего. Я совсем забросил родственников и «с головой» ушёл в свои дела.
Так что это очень старая история. Речь идёт не о бабушке и ее старости, все эти фигуры – сестра, бабушка, девочка, исключительно внутренние, «кирпичи» психе. И, видимо, очень ранние, из той области, куда не доходит память.
Написал это и думаю: нет, вовсе нет.
Мы по прежнему с этим человеком в живых отношениях.
Хоть я и не помню ничего. Думаю, "сердце не забывает".
Я всё-таки в некоторой степени верующий в реальность души человек.
Почему эти образы всегда сопутствуют «бабушке»: липкое, прозрачное желе, мертвенное, проблема с головой и чувство вины.
Можно ответить, что она единственная из близких людей, кто умирал. Но это уже про взрослую жизнь.
А если это связано и с детством? Мне показалось, что эта реакция в конце старого сна (Она истерически орёт: «Да иди ты…». Какой-то оборванный злобный выкрик. Долго соображаю, правда это или сон.) может быть памятью испытанного в детстве чувства: когда взрослый кричит на тебя или что-то говорит со злостью.
Сон это или реальность?
Когда на тебя орёт твоя мать?
Думаю, бабушка не кричала на меня никогда.
Но строгой могла быть.
Мама моя не любила бабушку всю жизнь, за то, что она отправила ее в детский дом, предала (в 1945м, в отчаянной ситуации).
Она человек, она могла быть и была в чём-то плохой матерью. И плохой бабушкой.
Но почему "мама" в моём сне нейтральный или одухотворённый образ, хотя по всем этим психологическим разборам она меня сильно помяла, а "бабушка" - всегда проблема, травма, тревога, вина.
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 00:10
Возможно, здесь как-то перемешались ваши впечатления о бабушке (в основном быт, домашние дела), ваши представления о пользе-бесполезности (в том числе и то, что вы несёте миру, полезны ли в "утилитарном" смысле), представления бабушки о том, полезна ли она и то, как ваши и её представления смешались в некий "стиль жизни"Наверно, если бы у меня был опыт какой-то успешности, "общественного признания", действительно не было этой маньячности, решимости его добиться всеми этими своими проектами.
М.б. я считаю сделанное собой.
Если я не сделаю нескольких больших дел за день, я впадаю в панику. Потому что не будет ни денег, ни "славы". И то и другое необходимо.
Я не даю себе расслабиться никогда.
Ну разве, побездельничать полчасика-часок. И опять до ночи.
Подруга с трудом увозит меня гулять на реку. Ей приходиться за неделю назначать день, иначе я не смогу себя оторвать, мне будет страшно, что я не сделаю то, что "нужно давно и срочно сделать"...
(В настоящее время основные дела таковы:
как всегда - поиск денежных концертов, подготовка, сами концерты, дорога часто полдня отнимает, в дороге я, разумеется, не отрываясь, работаю за ноутбуком;
далее: организация вокального фестиваля в октябре-ноябре;
организация поездки с концертами в Италию в декабре).
Я предпочитаю считать, что то что я делаю в итоге и есть то, что мне нравится....
Так спокойней. Хотя я знаю, что это не так..)
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 00:48
-------------
Не знаю. Я всегда относился к этому как к шутке. Она вообще очень любила посмеяться. И про шествие за гробом - это была одна из ее любимых шуток.
Я не чувствовал вины, что не шёл за гробом.
Даже если бы мог, и не пришёл. Потому что это не отношения "ты мне, я тебе", ты "пойдёшь за гробом, тогда буду любить". Я мог и не прийти и не чувствовать вины. Я просто люблю ее до сих пор, наверно.
Но сон не про неё..........)))
Это же шутка, про шествие. "Протокольный" момент, игра.
Я не люблю ритуалы.
Бетти Из ваших комментариев видно, что между вами была особая связь и ее смерть вы восприняли как потерю.
---------------------------
Едва ли я могу воспринять смерть, как потерю.
Не знаю почему.
Во мне есть какое-то уважение смерти, как таинства. Я скорее могу обидеться, что человек занялся таинством своей смерти, а на меня перестал обращать внимание. Ну не сильно, немножко обидеться.
Смерть вызывала во мне чувство скорби, только если умирали знакомые мне подростки. Ну - рано же. А так, смерть - это правильно и хорошо.
Подруга меня страшно ругает за такие речи..........
Кроме того, с терапевтом мы много раз обсуждали мою отчуждённость от других (и от себя, возможно), как базовое свойство. «Самообеспечение» как выбранный в детстве способ взаимоотношений с миром. Никому не доверять. Ни от кого ничего не ждать. Но если дают, принимать с благодарностью.
Бетти Вы испытываете чувство вины.
------------------------------------
О чём эта вина?
Она не перед бабушкой в узком смысле.
Она перед миром.
Я должен что-то мочь, что-то значить, кем-то быть особенным, а я "непонятно что" по внутреннему ощущению, вне зависимости от моих удач. Может быть, об этом.
Для меня всегда все кругом правы, а вот я скорее всего нет.
Родительская установка, от матери. (?)
Но она была всегда дружелюбна, всегда с шуточками, всегда защищала если что и безусловно принимала мою сторону в любом споре с родителями. Дарила то, что я хотел (мама - чаще то, что "надо", уж как уговаривать приходилось про игрушки. Бабушка всегда сама спрашивала - что ты хочешь?)
Но строга. Она требовала очень мало, и если мне случалось провиниться у бабушки (взять без спроса ее портновские ножницы и затерять или ещё что-то я обещал не сделать) я очень переживал. Потому что у родителей "всегда виноват", а тут конкретные вещи - был же договор.
Но с шествием за гробом это не обещание, а шутка!)
Рута Липкость - все-таки процесс взаимныйДа, интересно, я всегда чувствовал, что я бабушке - симпатичен.
А с родителями - нет.
Но до депрессивной фазы я не добрался, поскольку не горюю о смерти.
Наверно, я мог бы сделать для нее больше, быть ей ближе.
Но это просто "бы". Поплакал раз и не думаю больше.
Может быть, душа считает иначе?
Тогда мы с ней пока не слышим друг друга...
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 06:15
Не хочу спорить, учту замечание, Бетти
Бетти 2016-08-14 21:22:49 Категоричность в суждениях не уместна.
Вот тут я с вами совершенно согласна.Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 07:11
Девочка, кажется, какается в одежду. Несу ее к матери (своей сестре)." И еще-браслет-округлый, близко душа-самость и некое отгораживание от неё (через рубашку).
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 07:45
Метаморфозы памяти, происходящие в пожилом возрасте, следует воспринимать как элемент все того же простодушия.Почему-то старцев можно объединять в группу наивных и простодушных, они разные. Если, конечно, не брать среднюю температуту по больнице.
Да, они освободились от многих условностей, а что стадность нынче в моде?
Разрушено физическое тело, но кто измерял их интуицию или ощущения?
Конечно же, сон о внутрипсихических процессах и конфликтах, все персонажи сновидения отражают какие то ваши части (характеристики, состояния). Важно, что вы сами переживали в сновидении (чувства, эмоции, мысли). Какое основное переживание было во сне и после?
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 09:10
Автор изменил свой комментарий 2016-08-15 06:45
Почему-то старцев можно объединять в группу наивных и простодушных, они разные. Если, конечно, не брать среднюю температуту по больнице.
Да, они освободились от многих условностей, а что стадность нынче в моде?
Разрушено физическое тело, но кто измерял их интуицию или ощущения?
Адольф Г.-К. пишет именно про среднюю температуру по больнице, одно из последствий старости-ослабление когнитивных способностей. Хотя, он подчеркивает, что это не универсальное последствие :"Мифологема наивных старцев не тиранична. Пожилой человек не обязан становиться глупцом, он просто имеет право им быть." Кроме того, он пишет, что мудрость старцев-это миф, защищающий от страха старости, кто-то может придумать другой миф, например, "они не стадные и освободились от условностей", "они более интуитивны" и т.д. В основе все равно будет защита или компенсация страха-принятия старения. Акцент в его статье больше на старость-необходимое испытание, для которого нужна доля мужества, в том числе и чтобы принять её такой, какая она есть, без компенсаций и приукрашивания...
Мне кажется тема с туалетом, это про освобождение от чего-то уже не нужного связанного с вашей внутренней женщиной. Она включает в себя все эти женские образы разными гранями. Бабушка - это заботливость, трудолюбие, печаль, беспокойство. сны же из бессознательного растут, поэтому они показывают то, что возможно вы про себя не знаете, т.е. в дневной жизни думаете об этом по-другому.
Автор изменил свой комментарий 15/08/2016 - 13:20
Сохрание и оберегание семейно-домашнего мира. Жизнь в координатах "обереги наших".
Липучка "оторвать от сердца."
Образ показывает в каком "мире" вы живете, его ценности и радости и печали. Бабушка должна заботиться и "шуршать."
О девочке – переживание своей беспомощности. Что на нее кричат родные, а я ей ничем не помогу, они у нее такие, как они есть. Обезьянка останется обезьянкой. Эта ситуация близка к реальной.
Марфа-М. Ношение на груди можно ещё связать с "донашиванием", а маленький рост-с младенцем.Хорошая версия...
Марфа-М. Возможно, доносить надо себя, а не бабушку.Ну да.)
Марфа-М. Сколько маме было в 1945 ?6 лет.
Клара они показывают то, что возможно вы про себя не знаете...И не узнаю. Слишком невнятно, только смутить можно эдаким.)
Давно я не задумывался ни над чем внутренним.
Но, видимо, накопилась в этом потребность.
Тема "бабушки" всплывала много раз, последний раз в марте и апреле 2016 ("В тёмной комнате", "Камни на простыне").
Juzin, чт, 03/03/2016 - 18:19
Бабушка по маме.
Она сидела со мной много от года до 4х.
Ее появление в нашем доме в сознательном возрасте раз-два в месяц всегда означало - большую уборку и вкусную еду. Плюс монетки на лимонад и сласти мне - тайком.
Она приезжала в воскресенье часов в 7-8 утра и тихонько возилась на кухне, я просыпался в 9-10, а уже непривычная "полная" чистота, всё сияет и пахнет пирогами. Она убиралась понемногу весь день, я, похоже, воспринял ее любовь к убранному дому.
Автор: Juzin, дата: ср, 06/04/2016 - 01:17
Одержимость, переданная бабушкой...Как будто запущенная программа.
Она была занята всё время. Шила, убиралась, готовила, смотрела передачи (Райкин, потом Петросян).
Последние годы была уже лежачая и без памяти, а всё ни на секунду не угомонится, всё чего-то продумывает, прячет 100 рублей под подушку, задумывает побег от дочери (моей мамы), что непременно отравит, мысленно спрыгивает с балкона и бежит.
В лице какой-то неостановимый процесс - в глазах.
Может, придумываю?
Так и должен человек кружить и суетиться?