Архетип бабушки

Есть ли вообще такой архетип? В сказках это баба яга, среди древних культурных богинь тема бабушек как-то неясно существует. В литературе есть у Гончарова в "Обрыве" бабушка Татьяна Марковна, которую главный герой видит как воплощение Родины-России. Она не "уберегла" свою внучку Веру и считала, что Вера расплатилась за её грех. Внучка повторила судьбу бабушки, увлекшись "злодеем Марком Волоховым", подчинившись стихии своих чувств. Вряд ли случайно и совпадение отчества бабушки и имя "злодея". Получается, что прадед Веры и её "злодей" - одного названия.
Образы бабушек принадлежат архетипу Великой матери.
"А не пора ли замахнуться уже..." на это сведЕние к одному :)

Как-то странно, что к одной группе  принадлежит и Мудрая старуха, и матка-утроба матери, которая уже ненавидит ребенка, потому что он отвлекает её от своих личных занятий. Бабушка - совсем другая ипостась Матери. Родители (даже если живы) отдают детей бабушкам, и часто это хорошая замена. 

На примере известной семьи Пушкина: он достался кормилицам и светской бабушке, а потом "мамушке" Арине Р.  Причем, неграмотная Арина была с ним в ссылке, в самое глухое время (негредо), когда он писал Жуковскому. что мечтает повеситься. Мать его просто "выплюнула" (слово из глыбоких слоев народа, но точное) как биологическое существо, и не было между ними никакой другой связи долгое время.

Почему бабушка и мать - в одной группе, если есть качественная разница? Из этой же серии и "вопрос" об Осирисе и Горе: то муж, то сын. Исида не разделилась: нет времени, одна линия. Вот потом Эдип и расхлебывай всю эту кашу :)

А если без шуток, м.б., есть что-то в этом вопросе новое? Ведь недаром же плачут старухи К.Эстес,  когда он не могут объяснить девам будущее.

Бабушка как Душа России (для Гончарова) - это все-таки не Родина-мать. Она бы пожалела своих внуков, потому что для неё цена жизни  - уже другая: она уже не рожает, а бережет.


прадед Веры и её "злодей" - одного названия. ----------------------- та же линейность времени, то есть повторение сценария через  поколение: Марк - дочь/грех - дочь - внучка/грех - Марк ... Это и есть родовой сценарий, наверное.

 

Рута 2016-08-19 07:03:01
Почему бабушка и мать - в одной группе, если есть качественная разница?
В какой группе? 
Автор: Sorella, дата: чт, 18/08/2016 - 09:12 Образы бабушек принадлежат архетипу Великой матери.-------------- Спасибо, Sorella!  Теперь знаю, где искать.Все в одной Великой Матери
Рута 2016-08-19 07:29:58
все в одной Вликой Матери

 А почему мать вы отождествляете с Великой Матерью? 
не только мать, но и бабушку - все они в Её свите.

(извините, пока уйду)

Архетип Матери поляризуется на Великую (Ужасную) и Добрую. 
Рута, все ваши примеры о плохой матери и хорошей бабушке, но ведь есть и наоборот : хорошие матери и плохие бабушки. Есть хорошие матери и хорошие бабушки, плохие матери и плохие бабушки. Введение такого архетипа только множит сущности. Тогда надо вводить и архетип няни, тети, воспитательницы, учительницы, гувернантки...Имаго матери собирательно, оно объединяет всех воспитывающих женщин, в том числе мать и бабушку.
"Тогда надо вводить и архетип няни, тети, воспитательницы, учительницы, гувернантки.."


Юнг считал,.. 

инстинкты человека имеют ... всецело символическую природу. Он предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, которые имеют схематический характер и составляющие основу всех представлений человека. Эти формы не имеют внутреннего содержания, они являются формальными элементами, способными оформиться в конкретное представление только тогда, когда они проникают на сознательный уровень психики. Выделенным формальным элементам психики 

 (формы, идеи, типичные модели поведения) 

Юнг дает особое название - "архетипы",... 

являются формальными образцами поведения, или символическими образами, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Т.о. все вами перечисленное : "

няни, тети, воспитательницы, учительницы, гувернантки",- 

являются архетипами. 

Бетти, честно говоря, не нахожу связи между приведенной цитатой и обоснованием того, что няня, тетя и т.д. являются архетипами. Архетипично,скорее, материнское поведение этих персонажей, но никак ни они сами. В общем-то вы и сами выделили это в цитате архетипичны "образцы поведения".
Нашла конкретно: (Юнг. Психологические аспекты  архетипа Матери. V Заключение)

" Все сказочное и таинственное, связанное с её (Матери) образом, начинает пропадать и переходит на ближайшую к ней личность, например, на бабушку. Как мать матери, она значительней последней, она уже Великая Мать. Часто ей приписывают мудрость или качества ведьмы. Далее архетип уходит из сознания, и чем яснее становится последнее, тем более архетип приобретает мафологические черты. Переход от матери к бабушке означает, что архетип достиг более высокого уровня. Это ясно демонстрирует понятие матери у батаков. Погребальная жертва в честь умершего отца скромна.. но если сын имеет сына, тогда отец становится дедушкой .. и ему приносятся значительные жертвы." 

Марфа-М. 2016-08-19 14:14:24
Тогда надо вводить и архетип няни, тети, воспитательницы,
няня, воспитательница - это персоны, а тетя - градация материнского (одного рода)
Автор: Рута, дата: пт, 19/08/2016 - 21:46

няня, воспитательница - это персоны,
Тогда зачем вы привели в пример няню Пушкина-Арину Родионовну ?

Бетти 2016-08-19 17:42:45
архетипы являются...символическими образами, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.
Мне вот это понятнее. 

Образы матери  и бабушки у меня не складываются вместе, они разные, и не только в силу личного содержания.

А она не няня,  он называл её "мамушка" = мама + бабушка  
А почему он называл няню мамушкой, если по вашим же словам няня-персона ?
Могу только предположить: Арина любила его как мать, этого не было у родной матери. Только перед своей смертью, когда Пушкин опекал её, она говорила, что совсем не знала своего сына раньше.

Просто няня - это профессия, за деньги.

Няня- архитипический образ. Каждый вкладывает в него свои представления-ассоциации (предположения). Вы это сами описали- для кого то она как мать, для другого, лишь профессия.
Еще вариант.

Няня - тот, кто нянчит. То есть осуществляет универсальную материнскую функцию физического ухода за ребенком.

Помните кино "Усатый нянь"? :)  

Sorella 2016-08-20 10:43:18
"Усатый нянь"?
Это, скорее, массовик-затейник, который "физический уход" вряд ли сможет  исполнить
 
Марфа-М. 2016-08-19 14:14:24
Есть хорошие матери и хорошие бабушки, плохие матери и плохие бабушки.
"я в курсе" :)

Тем более, что бабушка тоже сначала была матерью, т.е. пережила те же чувства и раны. Тем более, что социализация ребенка больше идет от молодых родителей, чем от "прошлой эпохи", т.е. родители ближе и нужнее, актуальнее. 

Бабушка похожа  на сверх-эго матери (?)

 

 Бабушка похожа  на сверх-эго матери (?)

Обычно авторитет бабушки- это супер-эго внучки.

Образ бабушки можно рассценивать как стадию развития Анимы.

Бетти 2016-08-21 10:01:33
Образ бабушки можно рассценивать как стадию развития Анимы.
я уже запуталась: чьей анимы?Бетти 2016-08-21 10:01:33
Обычно авторитет бабушки- это супер-эго внучки.
если не трудно, не могли бы привести примеры "обычности" (мне интересно о бабушке почитать как можно больше)
 
 
Рута 2016-08-21 18:28:25
я уже запуталась: чьей анимы?

 По-видимому, внучкиной. 
Автор: Рута, дата: пт, 19/08/2016 - 07:03

На примере известной семьи Пушкина: он достался кормилицам и светской бабушке, а потом "мамушке" Арине Р.------------------------------------------Как-то резануло это достался. Как предмет дележки).

Думаю еще не совсем правомочно говорить, что няня, воспитатель или учительница-это персона, потому что такова она для взрослого человека, а взаимодействует с ними все-таки ребенок. В детдоме и плохая няня-мать. Когда мы проходили практику в отделении патологии детей раннего возраста (там были дети до года) санитарки сильно ругались и запрещали нянчить брошенных детей и брать их на руки, после этого они (дети) требовали брать их на руки вновь и вновь, кричали, беспокоились. Потребность ребенка включает материнский архетип. Ребенок не может находиться 8 часов в детсаду и не проецировать мать на воспитателя и няню.Потому что он не может быть 8 часов без мамы. Нет архетипа матери без архетипа ребенка.
http://www.litra.ru/fullwork/get/woid/00030301189601580136/page/1/  В. Распутин. Уроки французского.
maitreya 2016-08-21 19:28:27
 По-видимому, внучкиной. 
"ужос, скоко их."
Марфа-М. 2016-08-21 21:09:35
Как-то резануло это достался. Как предмет дележки).
А разве он выбирал? Конечно, достался. Правда, ненадолго, пока не научился сам выбирать. Да много и не навыбираешься: Судьба играет человеком. И как чел вырулит - это уже его заслуга.