Зачем Мастеру шапочка?
Автор: Рута, дата: ср, 28/09/2016 - 05:50
О шапочке говорит сам Мастер поэту Бездомному: "Я - мастер...вынул из кармана халата совершенно засаленную черную шапоку с вышитой на ней желтым шелком буквой "М".
Потом Воланду Мастер объясняет, что её появление: "простительная слабость. Она (Маргарита) слишком высокого мнения о том романе, который я написал".
Сейчас говорят о том, что эта деталь не сучайна: такую шапочку (без литеры) носил философ Лосев, как знак принятого (но тайного) монашества.
А что для героев означает её появление с точки зрения АП?
Автор: Fleita, дата: ср, 28/09/2016 - 12:17 #202624
Напомнило историю, описаннаю Юнгом в ВСР о его первом столкновении с бессознательной фигурой, которую позже он назвал анимой (где анима убеждает его, что он непонятый художник):
"Записывая эти фантазии, я как-то спросил себя: «А чем я, собственно, занимаюсь?» Все это явно не имеет никакого отношения к науке. Но тогда что же это такое? Ответ мне дал некий голос: «Это искусство». Я удивился, мне и в голову не приходило, что мои фантазии имеют какое-то отношение к искусству. Но я сказал себе: «Возможно, бессознательное формирует личность, которая не является мной и которая пытается себя выразить, подбирая нужные слова»... Я постарался как можно убедительнее втолковать голосу, что мои фантазии не связаны с искусством. Голос молчал, и я вернулся к своим записям. Но он снова двинулся в атаку; твердо заявляя «Это искусство». «Ничего подобного! И вообще, это — природа», — отрезал я, готовясь к спору. Однако возражений не последовало.
Тогда мне пришло в голову, что эта «женщина во мне» лишена собственных речевых
центров и пытается объясняться с моей помощью. Она говорила со мной не раз,
причем довольно обстоятельно. Меня крайне занимало то, что внутри меня существует какая-то женщина и вмешивается в мои мысли. «Возможно, — размышлял я, — она и есть «душа» в примитивном смысле слова? И почему душу назвали «anima»? Почему ее представляют как нечто женственное?» Много позже я осознал, что «женщина во мне» — это некий типический, или архетипический, образ, существующий в бессознательном любого мужчины. Я назвал его «анима»...
Постепенно я научился отличать свои собственные мысли от того, что говорила
моя анима....
Если бы только я согласился воспринимать мои бессознательные фантазии как
искусство, я стал бы смотреть на них другими глазами — как смотрят, например,
кинофильмы. Это, конечно, не сделало бы их более убедительными, не поставило бы
меня перед некой моральной проблемой. Но анима могла внушить мне, что я — непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне
право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По-твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, — искусство? Ни в
малейшей степени!» Эта двойственность анимы, это бессознательное внушение могут в конце концов привести к разрушению самих оснований человеческой личности. Но решающим в конечном итоге является все же сознание. Именно оно должно
определиться по отношению ко всякого рода бессознательным проявлениям." (Юнг. ВСР).
"Это было первое столкновение Юнга с коварными инсинуациями анимы, с помощью которых она может оказывать давление на мужчину, придавая вещам ложный оттенок, тем самым пытаясь увести его от реальности. Если бы он поверил ей, и решил, что он непонятый художник, он был попался на её крючок, и в любой момент, когда ей бы этого захотелось, она могла бы повернуть всё в точности наоборот: «Ты действительно вообразил, что подобная бессмыслица является искусством?» Это пример того, как человек может быть дестабилизирован анимой или анимусом, это явление называется энантиодромия. Так как Юнг не потерял почву под ногами, отклонив её предложение, и в то же время признал реальность её существования и право говорить, защищая свою точку зрения, ему удалось создать кусочек твёрдой земли, где они могли бы встречаться и конструктивно общаться." (Барбара Ханна. Анимус)
---------
В М&М ношение шапочки Мастером похоже на осознанность и сентиментальность одновременно - "осознаваемая сентиментальность".
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Рута, дата: чт, 29/09/2016 - 08:43 #202635
Флейта 2016-09-28 12:17:15
Но анима могла внушить мне, что я — непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По-твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, — искусство?Анима М.М., и Марго, и Елена Сегеевна не такие, они верны, двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.
Но анима могла внушить мне, что я — непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По-твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, — искусство?Анима М.М., и Марго, и Елена Сегеевна не такие, они верны, двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Рута, дата: чт, 29/09/2016 - 08:48 #202636
Шапочка напомнила мне портсигар Воланда, там тоже монограмма, причем зеркальная: W и М, и золотые обе. Часть персоны.
Марго хотела обозначить, вещественно показать свою веру в Мастера - отсюда её подарок.
Мастер брал её с собой всюду - "засалена", словно в неё впиталась плоть писателя. Это дорогая вещь, талисман-оберег.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Fleita, дата: чт, 29/09/2016 - 11:15 #202642
Автор изменил свой комментарий 29/09/2016 - 11:16
Автор изменил свой комментарий 29/09/2016 - 11:16
Рута 2016-09-29 08:43:04
двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.
не, не обесценивание, ни на какие ценности не покушаюсь и не претендую также на глубокий анализ....это просто моя ассоциация или параллель, если рассматривать Маргариту как Аниму мастера, а не "реальное" в контексте романа лицо...
двойственность - не их качество.И потом, за роман пришлось заплатить жизнью и талантом, а если свести все к сентиментам - то это обесценивание смысла жизни и мастерства.
не, не обесценивание, ни на какие ценности не покушаюсь и не претендую также на глубокий анализ....это просто моя ассоциация или параллель, если рассматривать Маргариту как Аниму мастера, а не "реальное" в контексте романа лицо...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Fleita, дата: чт, 29/09/2016 - 11:16 #202643
Рута 2016-09-29 08:48:23
Часть персоны.
да, совершенно верно, атрибут персоны, согласна с вами
Часть персоны.
да, совершенно верно, атрибут персоны, согласна с вами
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Рута, дата: пт, 30/09/2016 - 07:48 #202670
Автор изменил свой комментарий 30/09/2016 - 07:52
Автор изменил свой комментарий 30/09/2016 - 07:52
Флейта 2016-09-29 11:15:44
если рассматривать Маргариту как Аниму мастераА в начале этой истории соблазнение Евой Адама, а змий - жажда открытий... иногда хочется замолчать совсем: все уже сказано где-то и когда-то. М.б, кто-то уже написал и о шапочке.
если рассматривать Маргариту как Аниму мастераА в начале этой истории соблазнение Евой Адама, а змий - жажда открытий... иногда хочется замолчать совсем: все уже сказано где-то и когда-то. М.б, кто-то уже написал и о шапочке.
И все же. Если портсигар у W приводит к символике огня в аду, то "по Сеньке и шапка" в истории М. - это тоже символ. Писательство - это то , что затаено/спрятано в кармане, нечисто/затерто и вынимается, видимо, чтобы удостоверить в своем назначении.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев