Сказка "Чудесная курица"

1. Краткое содержание сказки
В тридевятом государстве жили в нужде старик, старуха и два малолетних сына. Однажды заработал старик двугривенный и почему-то купил вместо еды курицу. Жена его отругала, но оказалось, что курица несет не яйца, а драгоценные камешки. Стали их продавать и жить. Старик разбогател, «вписался в купцы» и однажды уехал за товаром в чужие страны. Жена «с молодым приказчиком связалась», и он узнал от неё тайну курицы: если съесть голову – станешь царем, потроха съесть – станешь харкать золотом. Курицу приготовили, но сыновья успели съесть немножко: голову – старший, и потроха – младший. Приказчик велел извести сыновей и достать недостающие части курицы. Повар вместо них зарезал двух щенков и отдал приказчику потроха, который «сожрал их, стал просто хамом».
Братья спаслись, покинув родной дом. Пошли куда глаза глядят по дороге вместе, но когда дошли до развилки, разделились. На развилке «распадается дорога надвое, и стоит тут столб, а на столбе написано: кто пойдет направо, тот царство получит, а кто пойдет налево, тот много зла и горя примет, да зато женится на прекрасной царевне.» Старший брат пошел направо, младший – налево.
Старший пришел в очень мрачный город и остановился у бедной старушки, которая сообщила ему, что умер в их городе старый царь и ищут нового. Тот человек, у которого в церкви загорится сама собой свеча – будет царем. У старшего брата свеча зажглась сама – и стал он царем.
Младший брат пришел в царство, где нужен был жених. Он успешно прошел испытание невесты: кормить-поить войско целых 3 года. Царевна не хотела выходить замуж за бедного и безродного молодца и, устроив пир, поднесла ему рвотного. Получив то, что хотела, царевна велела «бросить его в него», что по контексту означает: бросить в дерьмо. Очистившись от дерьма, неудавшийся жених идет в дремучий лес и встречает 3 помощников. Хитростью он отнимает у них волшебные предметы: бочонок, ковер-самолет и кнут-самобой. Вернулся он к невесте, из бочонка выпустил войско - и царевна пришла к нему просить мира. Муж взял кнут-самобой и ударил жену, сказав: «Была девица – будь кобылица»… Скачет на кобылице во всю прыть, шпорами в бока садит да тремя железными прутьями погоняет». Так укрощали ведьму. Доскакав до царства старшего брата, они все вместе едут в родительский дом. Тут раскрылось все злодейство матери, и муж изрубил на кусочки её тело. Младший брат хлестнул кобылицу кнутом, она превратилась в молодицу, они помирились и повенчались.


2. Толкование сказки
Чудесная курица несется не
обычными яйцами, а драгоценными самоцветами. Сюжет о жестокой матери, изгнание
детей  известны  по сказкам о Мальчике-с-пальчике, «Морозко» и
других. Испытания, которые проходят дети, делают их счастливыми. Это сказка об
инициации героев.   Основная часть сказки разложена на два сюжета, как яйцо
состоит из двух  половин. На этом
построены и загадки о яйце: «В одной дежке (квашне) две приспешки. В одной
квашне два притвора».  Не случайны в сказке и двое братьев, они оба получают подарки и счастливы, в отличие от многих сказок, где победитель - один: младший брат. 

В истории старшего брата бедная старушка здесь выполняет функцию ВМ-Бабы Яги: она показывает дорогу: молодец идет в церковь, и его свеча возгорается.  Куриная
голова, которую он съел,  действует и в церкви. Сюжет о старшем брате
принадлежит  религиозному представлению о чуде. Помощь ему - это таинство,
которое не может быть объяснено. По  А.Ф.Лосеву ("Диалектика мифа") религия отличается от мифологии таинством. Дорожная развилка стала двумя  мирами: мифологическим и религиозным. 

Брат, вошедший в церковь, не получает нагрыды, обычной в сказке: жены,
потому что в церкви только одна женщина – Богородица.  Религия и мифология соотносятся между собой в одной сказке, как  два варианта 
инициации. Еще одна  деталь,
отсылающая нас к Библии: приказчик « все сожрал — и сделался ни королем,
ни королевичем, а напросто хамом!» Хам, один из сыновей Ноя,  увидев пьяного и нагого отца, позвал людей посмеяться
над ним. В Библии обычно это место трактуется 
как насмешка и неуважение к отцу, к родителю, к Создателю. В
соответствии с представлениями древних, взирая на гениталии нагого отца, Хам
тем самым брал власть над ним, старым и немощным, перенимал его власть и
потенцию. Мать сыновей находится  во власти хама. 

Мифологии принадлежит история младшего брата, как и невеста/награда. Подчиняясь законам сказки, он выполняет
задание невесты и, отравившись,
выхаркивает потроха Чудесной курицы. Но видимо, его тошнит  не
только от  «лекарства», жадность царевны впечатляет: «выблевал он куриный
потрох; а царевна подхватила — да в рот». Так в некоторых племенах съедали сердце
противника, чтобы обрести его отвагу. После этого жених ей без надобности, и
она прогоняет его. Но перед этим еще и унижает: золото настоящее 
вдруг становится  метафорой «золота». Как всегда, сказка заканчивается пиром и свадьбой. 

Мне показался интересным финал сказки в части расправы над злой матерью.
Она  представляет собой одну часть Великой Матери: Ужасную, Пожирающую
Мать. Муж изрубил её на кусочки. Такая смерть - не редкость для сказок. Так на
кусочки разрубали спящего молодца завистливые братья, но он был оживлен при
помощи мертвой и живой воды.  Но сказка наказывает зло, и помощь злой матери не приходит.


Калшед о бинокулярном зрении: "Понимание этих параллелей поможет далеко не
каждому, но кое-кому, несомненно, поможет - для них такого рода
"бинокулярное" видение одновременно психических и религиозных
феноменов может стать равнозначным обнаружению более глубокого смысла (их
страданий, и это само по себе может оказать целительное действие). 

То же зрение есть в этой сказке, от него линейный сюжет усложняется, гармония отношений братьев-сиблингов возможна.


Интересно, а этот мой текст куда-нибудь годен? 

Иногда мне кажется, что я тут лишняя и даже снижаю какую-то планку интеллекта, присущую другим участникам. 

Иногда, наоборот: бисер-то  бывает разный и оттеняет другие жемчуга, более совершенные или более одинарные.


Рута 2016-10-18 21:22:34
Интересно, а этот мой текст куда-нибудь годен? 

 А где вы его сами хотели бы применить?


Рута 2016-10-18 21:22:34
Иногда мне кажется, что я тут лишняя и

 Нет. Просто не у всех хватает времени все вычитать быстро. Живем в информационный век)


Флейта 2016-10-19 00:51:26
 применить?
Я показываю свои тексты знакомым, они и подбивают меня куда-то их посылать. Я свой уровень примерно представляю, да и по теме не вливаюсь ни в сказкотерапию, ни в школьные или фольклорные изыскания. Плаваю, извините, на поверхности :) 

Саморазвитие, конечно, дело хорошее, и время есть - а пуркуа, как Аверченко сказал? Вот я и подумала спросить направление:) 

 


А  вы не пробовали повзаимодействовать с юнгианскими "сказочницами") http://vlabirinteskazok.ru/ ? Правда, понятно, что все это платные мероприятия, я сама не бываю)), но, вдруг если у вас есть такая возможность наладить контакты, стать участником мероприятий, предложить свои интерпретации - и вам было бы интересно, и ведущим - в помощь активные участники, которые могут привнести свое творческое начало.  

И для нашего сайта, собственное творчество - рассказы, эссе, сказки, стихи, свои интерпретации, рисунки, интересные темы и т.д. - это его особая "изюминка".)


Рута, то, что вы выкладываете, читаю, особенно когда больше расписываете, делитесь своим видением. Пытаюсь что-то понять) Я чувствую себя профаном в трактовке сказок, и многие связи перевода сюжета сказок на язык психологический ли, аналитический, разговорный ли, не улавливаю, и как это другие делают?) не понимаю просто) для меня это что-то на грани фантазии) я бы с удовольствием что-то дополнила, поучаствовала в вашей теме, если бы как-то могла собрать мысли и предложить вам что-то)

И да, то что Екатерина написала про время тоже имеет место(( это словно "объять необъятное" )


Спасибо: я уже  читаю "В лабиринте сказок", знаю о датах и темах мероприятий - все интересно. 

О посещении семинаров я думала, но отказалась от этого: поздно для меня. Я хотела понять некоторые вещи: понять - значит простить. Это я смогла,  на своем уровне конечно. Спасибо этому сайту и участникам.

Вот например, эта сказка могла бы послужить темой для наблюдений за поведениями сиблингов: 2 брата сумели не поссориться, пройти свой путь и получить то, что хотели.


TanyaRos, спасибо за поддержку, за участие в моих темах, ваши ассоциации очень непосредственные - это меня восхищает,  для меня, например, это непривычно и интересно. 

О трактовке сказок - это у меня что-то вроде хобби, но я не могу сказать, что у меня хороший уровень. Я шла от языка: символы и метафоры - общие для сновидений и сказок - вот и пытаюсь что-то говорить в эту сторону.


Ну вот, теперь хотя бы знаю, что трактовать сказки и понимать можно начиная с символов и метафор, спасибо))


Мне кажется для хобби уже важно то, что занятие приносит радость, а уровень, как умение развивается с опытом.


TanyaRos 2016-10-20 10:46:36
трактовать сказки и понимать можно начиная с символов и метафор
Так это же от целей зависит: мне интересно значение метафоры, слова, аналитикам - свойства психики, поведение из бсс.

 занятие приносит радость, а уровень, как умение развивается с опытом------------------ наверное,  это бывает, когда количество переходит в качество: уже много всего , а формы/ограничения этого "всего" нет.


А что вы имеете ввиду под формой/ограничением?


Например, форменная одежда диктует одно содержание, а пеньюар - другое. И наоборот. Мое содержание не находит формы выражения.

 


Меня заинтересовало слово "чудесная". 

Съеденная голова курицы дае царство - этому помогае таинство, так церковь говорит о власти, которая у царей от Бога.Съеденные потроха дают много золота, тоже символ власти. И получают братья одно и то же: царство. 

До чего правдива сказка:  пути разные, а итог один: власть. Но кто-то её получает от благословения, а кто-то через золото (заодно и коварную царевну:))

Путь старшего замечателен: сразу на развилке дороги выбрал царство (осознание цели),  пошел направо (правое дело) и перед тем, как идти в церковь, помолился (очищение помыслов).

 


Флейта 2016-10-19 09:00:05
особая "изюминка"
Не могу пройти мимо: уж больно хочется развернуть метафору (надеюсь, кто-то уже по этому поводу улыбнулся). Стало быть, тараканы в голове плавно переходят в булочки, которые  из печи творчества. Интересно, а так уже говорили о творчестве (пусть даже его слабой попытке)? 

 

Улыбка) существует такая история появления булочек с изюмом: подали булку, а в ней таракан попался, потребовали кондитера, он нашелся и ответил, что это изюм. потом стал печь именно такие.+ анекдот: 

 

- есть у вас булочки с изюмом?

- да.

- наковыряйте  сто граммов изюма.