и вновь об аниме и анимусе (отрывок из книги Д.А.Санфорд Невидимые партнеры...)

"...То, что Анима, как и Анимус, могут воплощаться во многих образах, конечно же, просматривается в мифологии. Например, в греческой мифологии существует бесчисленное множество бо­гинь. Афина, Афродита, Деметра, Гера и Артемида представляют собой пять основных богинь верхнего пантеона; кроме того, есть еще Кора и Геката, которые относятся к нижнему миру, не говоря уже о менее значимых богинях, как, например, Гестия, а также о бесчисленных нимфах и русалках. В своей очень полезной статье «Богини среди нас» Филипп Забриски рассматривает пять бо­гинь верхнего пантеона в качестве некой «типологии феминин­ности». Он полагает, что каждая богиня отличается от других и каждая из них является образом «истинного античного действен­ного типа фемининности». Афродита воплощает аспект феми­нинности, который постоянно стремится к союзу с маскулинно­стью вследствие эротического магнетизма, создающего мощное притяжение между стремящимися соединиться противополож­ностями. Гера воплощает фемининность, которая тоже связана с маскулинным миром, но эта связь является «обезличенной» и даже «институциональной», а не интенсивной и индивидуальной, ибо как царица Олимпа она охраняет священные институ­ты власти и домашнего очага. Деметра связана не с мужчиной, а с ребенком и воплощает изначальную фемининную энергию, на­правленную на то, чтобы «давать жизнь, любить и вскармли­вать». Артемида, богиня амазонок, вечная целомудренная дев­ственница, воплощает обезличенный аспект фемининности; мож­но считать, что она доминирует «у женщин привлекательных, энергичных, свободных, не испытывающих привязанности, мо­жет быть, даже психологически сильных». Афина, также богиня-девственница, рожденная из головы ее отца Зевса, воплощает фе­мининность, связанную с «миром сознания, времени. Эго, дея­тельности и развития». В этих пяти богинях Забриски находит модели некоторых типично фемининных стилей жизни и поведения. Вне всякого со­мнения, все они представляют собой аспекты одной Великой Бо­гини, но вместе с тем эти аспекты проявляются как разные персо­нификации. Богини по-прежнему продолжают жить в психологии женщины, придавая ее психологии особый отпечаток. Например, в психике женщины-гетеры преобладает Афродита; в психике женщины-матери - Деметра; в психике женщины-амазонки, на­верное, Артемида, а женщины-медиума - Афина, тогда как Геру можно найти в психологии женщин, посвятивших себя домашним делам, а также делам сообщества, церкви и т.д. Но богини прояв­ляются не только у женщин, но и у мужчин, и тогда они воплоща­ют типичный аспект мужской души. Доктором Живаго должны были двигать духовность Афродиты, а также присущие Артемиде целомудрие и свободная воля бегуна-стайера, удовлетворенного своим одиночеством. Статья Забриски служит еще одним подтверждением того, что Анима является не более унифицированной, чем Анимус, и что фактически она прекрасно может найти свои воплощения во многих разных образах. Автор также подтверждает мысль Хил­лмана, что и Анима, и Анимус являются понятиями, применимы­ми как к мужчинам, так и к женщинам. Эти проблемы нельзя решить здесь и сейчас, да так и долж­но быть, ибо Анима и Анимус остаются скорее пограничными по­нятиями, которые поддаются проверке на опыте, полезны в терапии, практически применимы к нам самим, но которые вместе с тем нельзя точно определить. Как только на них падает луч света нашего осознания, они нам кажутся совершенно ясными, но чем больше этот луч от них удаляется, тем менее ясными они ста­новятся. Наверное, для применения на практике лучше придерживаться их оригинального определения Юнга, сохранив поня­тие Анимы применительно к маскулинной психологии, а Анимуса - к фемининной психологии. Однако было бы ошибкой прини­мать это в качестве догмы и настаивать на том, что эти понятия нужно определять именно так. Ибо, имея дело с Анимой и Анимусом, мы имеем дело с фигурами, которые являются для нас преимущественно бессознательными. В рамках наших возможностей свет сознательного определения не проникает настолько глубоко в эти слабо видимые и уводящие во тьму лабиринты бессознательного, чтобы дать нам возможность сделать какие-то окончательные утверждения. Самый большой вклад, который сделал Юнг, когда ввел свои понятия Анимы и Анимуса, состоит в том, что он дал нам идею о полярности, существующей внутри каждого из нас. Мы не однородные элементы психической жизни: внутри целостно­сти, составляющей нашу сущность, обязательно содержатся про­тивоположности. Внутри нас существуют противоположности, как бы мы их ни называли - маскулинность и фемининность, Анима и Анимус, Инь и Ян - они постоянно находятся в напря­жении и все время стремятся к объединению. Человеческая душа - это великая арена, на которой Активность и Восприим­чивость, Свет и Тьма, Инь и Ян стремятся соединиться и форми­руют у нас внутри не поддающееся описанию единство личнос­ти. Достижение этого единства противоположностей может вполне оказаться задачей целой жизни, требующей крайней на­стойчивости и прилежного осознания. Обычно для этого мужчинам нужны женщины, а женщинам - мужчины. И вместе с тем окончательное соединение противоположностей происходит не между мужчиной, который воплощает маскулинность, и женщи­ной, которая воплощает фемининность, а внутри сущности каж­дого мужчины и каждой женщины - именно здесь окончательно объединяются противоположности. Теперь уже становится ясно, что за эротическими образами, которые приходят, когда Анима и Анимус получают доступ к со­знанию, стоит стремление к достижению целостности. Желание души соединиться с бессознательным и создать неделимую твор­ческую личность - это самое мощное побуждение, формирующе­еся внутри нас. На этом уровне стремление к достижению цело­тности идентично стремлению к Богу, и это стремление к дос­тижению целостности, или индивидуацию, Юнг назвал религи­озным инстинктом. Образ Coniunctio, то есть соединения противоположностей, соединение мужского и женского, - это в ос­новном образ соединения сознательной и бессознательной час­ти личности. Именно поэтому так много наших сновидений, а также притчей Иисуса связаны с бракосочетанием, которое является вполне подходящим символом соединения противополож­ностей, к которому стремится поток нашей внутренней психи­ческой энергии. В конечном счете, противоположности могут соединиться только внутри отдельной личности. Соединения мужчины и жен­щины нельзя достичь, если мы бессознательно проецируем половину своей личности на своего партнера и отыгрываем вторую ее часть. Скорее, как сказал Николай Бердяев, «только воссоединение этих двух начал (мужского и женского) создаст целостное су­щество» Мы не принц и не принцесса, которые стремятся со­единиться с человеком, разыгрывающим для нас роль нашего ми­стического партнера. Скорее, принц и принцесса, божественная пара, находятся у нас внутри, совершая великое бракосочетание в бессознательном. Для этого, если мы хотим преуспеть в формировании наших человеческих отношений, следует научиться различать в своей жизни божественных и человеческих партнеров. Именно поэто­му в психологии так часто говорят о необходимости «избавления от проекций». Нам уже понятно, что мы никогда не сможем пол­ностью избавиться от всех проекций. Психические образы Анимы и Анимуса настолько богаты и настолько нам неизвестны, что будут проецироваться всегда. Но вместе с тем это значит, что мы учимся узнавать присутствие проекции. Этот бессознательный механизм позволяет нам постепенно, по частям, интегрировать спроецированное бессознательное содержание и, что не менее жизненно важно, дает возможность отличать спроецированный архетипический образ от реального человека. Ибо божествен­ными партнерами в нашей жизни являются Анима и Анимус, и их любовные отношения - это удел богов. Человеческие парт­неры - это реальные мужчины и женщины, существующие в на­шей жизни, и хотя их любовь сначала может казаться обычной и земной по сравнению с пламенем и таинством божественной любви, вместе с тем и божественная, и человеческая любовь мо­гут осуществиться только тогда, когда мы сможем научиться их различать.... ... В конечном счете, Эрос - это величайшее Таинство. Мы мо­жем говорить о сексуальности, мы можем понимать сущность проекции, мы можем говорить о переносе, но когда мы добавляем ко всему этому эрос, все это уже не имеет никакого значения, ибо в конце концов приходим к величайшему Таинству, которое есть Любовь..."
"...То, что сам  Юнг, казалось, чувствовал, что Анима по своим качествам в той же мере относится к женщинам, как и к мужчи­нам,  нашло отражение в письме,  написанным  им в 1951 г. отцу Виктору Уайту, где он рассказывает о своей необычной клиентке и дает некоторые комментарии: "Я видел г-жу X. и уверяю вас, что она -  необыкновенно прелестная женщина и даже более того. У нас была интересная беседа, и я дол­жен сказать, что она дама совершенно замечательная. Если вообще когда-нибудь существовала Анима, то это она, и на этот счет не мо­жет быть никаких сомнений. В таких случаях лучше перекреститься, потому что Анима, в особенности в своей сконцентрированной форме, как в данном слу­чае, отбрасывает метафизическую Тень, длинную, как гостинич­ный счет, и содержит бесконечное количество пунктов, которые все добавляются  и добавляются  самым чудесным образом.  Ее нельзя пометить  или  положить  в  ящик.  Она решительно  оставляет  вас мучиться  догадками. Я  не  ожидал  встретить  ничего  подобного. По крайней мере, я теперь понимаю, почему ей снятся победители скачек на Дерби: они имеют к ней прямое отношение! Она представ­ляет собой общее синхронистическое явление, и удержать ее столь же невозможно, как невозможно удержать свое собственное бессоз­нательное.
Я думаю, вы должны быть очень благодарны Св. Доминику, что он основал Орден, членом которого вы являетесь. В таких слуаях от­даешь должное существованию монастырей.  Не приходится сомне­ваться в том, что всю свою психологию она взяла из книг, как и в том, что она посрамила бы любого хорошего и знающего аналитика. Я ис­кренне надеюсь, что ей будут по-прежнему сниться победители, ибо таким людям, чтобы оставаться на плаву, постоянно нужны деньги".
Мы не знаем имени этой замечательной женщины, которая произвела такое впечатление на Юнга и отца Виктора Уайта, но, очевидно, она обладала неуловимой фемининной сущностью, так сказать, примитивной душой, и в данном случае дело было не в проекциях на нее мужчин; наоборот, Анима принадлежала ей как женщине.  Наверное, это должно побудить нас поверить в тезис Хиллмана, что «Анима», собственно, относится  к  изначальной фемининной сущности как мужчин, так и женщин. И, следуя юнгианской логике отношения противоположностей, «Анимус» точ­но так же является изначальной маскулинной сущностью. Такой взгляд на мир отражает традиционное в китайской культуре представление о потоке  психической энергии,  который движется от одного полюса к другому.  Как уже отмечалось,  в представлении китайцев инь и ян являются вездесущими, космическими психи­ческими полюсами -  равноценными и равнозначными. Например, в  древнекитайской  алхимической  рукописи  «Тайна  Золотого Цветка» есть фемининная «п’о»-душа и маскулинная «хан»-душа, и говорится, что они обе существуют в каждом человеке.
В очередной раз опять идет неадекватное восприятие взглядов Юнга. Анима всего лишь условное обозначение бессознательной женской части личности мужчины. Каким образом Анима относится к женщине, если женщина сама по себе женщина. Ой-ой-ой
Жорж 2016-11-11 22:25:25
В очередной раз опять идет неадекватное восприятие взглядов Юнга. Анима всего лишь условное обозначение бессознательной женской части личности мужчины. Каким образом Анима относится к женщине, если женщина сама по себе женщина. Ой-ой-ой

 вот вам и ой-ой, все меняется, все течет, вдруг обнаруживается, что в любой психике есть как анима, так и анимус, типа из серии самодостаточности))
Это ерунда. Какие-то наслоения психологов, имеющих смутное представление к АП.
а просто есть такие специальные женщины как анима. Так-то они на обычном языке пустыми называются
Ютта 2016-11-11 22:41:40
все меняется, все течет, вдруг обнаруживается, что в любой психике есть как анима, так и анимус, типа из серии самодостаточности
да ну, тогда эти категории вообще смысла не имеют
 
Ивонна 2016-11-11 22:45:43
да ну, тогда эти категории вообще смысла не имеют

 не знаю о каком смысле говорите вы? я отписала о самодостаточности к которой еще надобно прийти) 
Самодостаточный-то всё равно половую принадлежность имеет. А по их разумению получается, что у мужчины дважды мужественность, если и анимус есть. Т. е. умножение сущностей без нужды получается
Ивонна 2016-11-13 22:16:21
А по их разумению получается, что у мужчины дважды мужественность, если и анимус есть. Т. е. умножение сущностей без нужды получается
сначала "мужественен" с позиции эго-сознания, а потом, в середине жизни вдруг понимает, что эго всего лишь малая часть в океане бсс)), вот тогда он, возможно, откроет свое "мужествен" еще раз при столкновении с тенью, а потом возможно доберется до "божественной пары" самости и откроет себя еще раз))
 
Жорж 2016-11-11 22:43:15
Это ерунда. Какие-то наслоения психологов, имеющих смутное представление к АП
это не ерунда, все происки вашей анимы))

мне чем Юнг близок, он так аккуратно высказывается о вводимых понятиях, и еще мне близко, когда теория продолжает развиваться и кто-то бросает ей вызов, значит - это не догма))

"..Нам уже известен подход Юнга, в котором он использует понятие Анимы для обозначения фемининных качеств мужчины и Анимуса для обозначения маскулинных качеств женщины. В сво­ем  труде  «Два  эссе по  аналитической  психологии»  он  пишет:  «Анима, имеющая фемининную гендерную принадлежность, явля­ется единственной фигурой, которая компенсирует маскулинное сознание»  Рассуждая аналогичным образом, как это любят делать юнгианцы, то же самое можно сказать об Анимусе: он явля­ется единственной фигурой в психологии женщины, воплощени­ем ее маскулинного элемента, который компенсирует ее феминин­ное сознание.  Для начала идея заключается в том, что женщина является фемининной, а мужчина является маскулинным, а пото­му речь идет только о том, чтобы назвать их внутренний элемент противоположного пола, который управляет бессознательным.Однако  в  статьях  журнала  Spring,  на которые я  ссылался раньше, Джеймс Хиллман бросает вызов этому положению.  Ис­следуя утверждение о том, что Анима не может быть ограничена только мужским полом (и соответствующее утверждение можно отнести  к Анимусу),  Хиллман отмечает,  что Анима  -   это архетип, и «архетип по самой своей сути нельзя приписать или отне­сти только к содержанию психики одного пола»“. Согласно его утверждению,  Аниму,  так как она является архетипом, следует освободить от представления о контрсексуальности (то есть что 

она является фемининностью, противоположной маскулинному сознанию), ибо это понятие, как можно видеть, вполне примени­мо и к психологии женщины. Тогда бы оказалось, что у женщин внутри тоже  нужно обнаружить  Аниму  -   элемент фемининной души, и жалобы многих женщин на то, что они ощущают внутри пустоту, указывают на эту область души, в которой они ощуща­ют дефицитарность.  Нельзя  сказать,  что у  женщин  есть душа, лишь на основании того, что она родилась женщиной.  Ей  тоже следует найти душу (Аниму), которая является живительным источником ее внутренней жизни. И точно так же, как мужчина мо­жет развивать свою духовность и свой логос в ущерб своей феми­нинности  и, следовательно, потерять свою душу, так и женщина может развивать свой Анимус (духовность), исключив из процес­са развития свою душу. По утверждению Хиллмана, много совре­менных женщин, увлекаясь научными исследованиями и пресле­дуя маскулинно-ориентированные цели, действительно страдают вследствие точно такой же проблемы,  как и мужчины,  -   потери Анимы, или души. Особенно сложной эта проблема оказывается в области пси­хологии.  Кроме всего прочего, чтобы помогать своим пациентам, психотерапевт должен иметь «душу». Вместе с тем, очень вероятно, что в процессе обучения, который должен пройти будущий терапевт, будь он психиатром, психологом или каким-то иным кон­сультантом, формируется односторонняя среднестатистическая личность  (collective person),  сознание  которой  было  втиснуто  в смирительную  рубашку рационализма,  и  потому  она утратила связь со своей Анимой или душой. Подтверждением точки зрения Хиллмана может служит пример так называемой женщины-Анимы.  Женщина-Анима -   это женщина, обладающая  особым  качеством  и  умением  собирать мужские проекции Анимы и отражать их обратно. 

 
Ютта 2016-11-13 22:20:23
сначала "мужественен" с позиции эго-сознания, а потом, в середине жизни вдруг понимает, что эго всего лишь малая часть в океане бсс)), вот тогда он, возможно, откроет свое "мужествен" еще раз при столкновении с тенью, а потом возможно доберется до "божественной пары" самости и откроет себя еще раз))  
нет ее одной правды, кому-то и правда так видется и легче воспринимать, а у меня уже голова болит от этих усложнений, такое чувство, что описывают конкретного человека, пытаясь при этом создать тип
 
нет их усложнений, все в вашей голове, на самом деле все проще паренной репы, на словах, на деле - трудный путь длинною в жизнь. Типы, как ориентиры, для тех,кто в начале))
по аналогии: есть такие специальные мужчины как анимус. так-то он пустыми называются.

пустой - это как? одна форма без содержания?

 

Ютта 2016-11-13 22:37:56
это не ерунда, все происки вашей анимы))

 Это подтверждение научных изысканий фон Франц и Юнга. Если вы не понимаете этого, это, увы, происки вашего интеллекта. Можно плодить сколько угодно названий. Называть фемининную сторону женщины - Анимой. Тогда как Анима просто бессознательная женская сторона. Ну я, в принципе лоялен к этому. Не всем быть учеными серьезными. Кому-то остается только видоизменять чужие мысли
)), да, согласна, не всем быть серьезными учеными, кому-то приходится стоять на защите чужих мыслей)
Рута 2016-11-14 08:03:25
по аналогии: есть такие специальные мужчины как анимус. так-то он пустыми называются. пустой - это как? одна форма без содержания?  
хотите верьте, хотите нет, действительно форма без содержания. Может это только в определённых кругах возможно, да и то только одну такую знаю.
 
Жорж 2016-11-14 15:01:45
Не всем быть учеными серьезными. Кому-то остается только видоизменять чужие мысли
самое смешное, что они свято верят, что продолжают дело отцов-основателей, вот что персона с людьми делает))
 
Ютта 2016-11-14 15:23:19
кому-то приходится стоять на защите чужих мыслей)
Ютта, серьезный ученый будет создавать свои научные теории, а не видоизменять чужие и выдавать их за свои. Ваши аллюзии милы. Но я не ученый и не стою на защите чужих мыслей, я просто понимаю о чем говорят одни ученые, о чем другие
 
Жорж 2016-11-15 18:07:47
Ютта, серьезный ученый будет создавать свои научные теории, а не видоизменять чужие и выдавать их за свои. Ваши аллюзии милы. Но я не ученый и не стою на защите чужих мыслей, я просто понимаю о чем говорят одни ученые, о чем другие

 а ваши сентенции улыбают) так здорово, что вы так хорошо отделяете одно от другого) 
разве это трудно? Ведь видно же всё
Ивонна 2016-11-15 18:32:56
разве это трудно? Ведь видно же всё
да, конечно, все видно)))
 
Ютта я бы поговорил с вами онлайн. Давайте по скайпу пообщаемся. Скажите мне в лицо, все , что вы думаете обо мне. Вы удивитесь, какой я милый человек и даже не сможете ничего сказать плохого. Застесняетесь и отключитесь
Жорж 2016-11-11 22:25:25
Анима всего лишь условное обозначение бессознательной женской части личности мужчины. Каким образом Анима относится к женщине, если женщина сама по себе женщина. Ой-ой-ой

 А как обстоят дела у людей с нетрадиционной ориентацией, трансгендерами? Интересно, есть уже исследования на эту тему?
Я таких не видел, не специалист. Но некоторые сведения есть у основоположников. Про мужчин-то понятно все более-менее. Маменькин сынок может стать гомосексуалистом. А там уж все зависит от интеллекта. Если он совсем инфантильный маменькин сынок, то будет еще и юбку надевать, называть себя трансгендером. А если у мужчины отец был навязчивым, то наоборот мужчина захочет завладеть мужчиной)) Природа чудит будь здоров.