"Марионетки в психотерапии" Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В.
Свою задачу я сформулировала так: как бы найти такой способ взаимодействия с клиентом, при котором у того не возникнет иллюзии, что я как психотерапевт хоть что-нибудь реально решаю в его жизни?
Наверное, нужно знать весь контекст книги - решила ли автор поставленную задачу для себя, к каким выводам пришла?
Автор изменил свой комментарий 02/12/2016 - 07:23
тут нужна золотая середина...
да, и авторы ее и искали)) вот само название книги, как бы настораживает, совсем не хочется быть в прямом смысле марионеткой в руках другого, но в книге не об этом, а о методе, которым пользуются в работе с клиентами.
Мне приглянулась Колошина по ее телесно-ориентированным семинарам, по арттерапевтическим урокам, которые ведет)) а тут натолкнулась на книгу и поняла, да, вот только тот, кто мечется и ищет свое, кто вопрошает так открыто и честно, возможно, он и находит свой подход к другому, как она отписала хорошо - ."..Если на блюдо насыпан бисер, то, встряхивая его, мы можем получать бесконечно большое количество узоров, и возможность любого из них априорно содержится в бисерной россыпи."
Поднимает вопрос, что вкладывается в марионетку, какой архетип проявляется через нее, куклу?
Конечно, человек только сам может решить свои проблемы потому, что полностью недоступен для обзора со стороны, автономен и чужой взгляд Мариванны, начитавшейся пс. литературы по любому будет проекцией.конечно же тихо сам собою, занимаясь "психологическим анонизмом"))
автономен и чужой взгляд Мариванны, начитавшейся пс. литературы по любому будет проекцией. --------конечно же тихо сам собою, занимаясь "психологическим анонизмом")) Хочется вступиться за бедную мариванну: а что, остальные, кто читает пс.лит. хором - имеют большее право читать пс.?
Ну, что ж, гуртом - оно, конечно, безопаснее.
Ломить количеством, но не качеством:))
"...Архетип и кукла
С каким архетипом можно было бы связать куклу вообще? Повидимому, ближе всего к искомому архетип «Персона» (он же «Маска», хотя между этими двумя ипостасями и есть тонкие различия). Связано это с тем, что кукла сама по себе есть попытка изобразить человека «в миниатюре», — но не настоящего, истинного (чему соответствовал бы архетип «Самость»), а его образ, то есть то, что видно глазами. Именно этим и объясняется существование «куклы-ноги» и «куклы-руки». Когда в эпоху детства человечества возник феномен сознания, появилось и понятие «Я». А желание понять, что это такое, привело к выделению противоположного понятия «не-Я», а следовательно, к необходимости найти, провести границу между «Я» и «не-Я», «Я» и миром, «Я» и другими. Граница и породила не только желание «не-Я» исследовать, но и страх перед ним, потребность его избегать, бороться с ним, как с чем-то, находящимся «за границей», — что и стало неким изначальным конфликтом. Человек ведь только живет в четырехмерном пространстве-времени, а мыслит и определяет мир в основном в категориях двухмерных. Верх — низ, лево — право, добро — зло, Бог — дьявол, мужчина -женщина, жизнь — смерть, любовь — ненависть, — для продолжения смотрите любые словари. И вот эти-то противоположности должны были быть разделены в силу наличия того самого изначального конфликта, порожденного границей между «Я» и «не-Я». Что получается в итоге? «Я» — это всегда «хорошо, внутри, принимаю, хочу, показываю другим»; «не-Я» — «угроза, вне меня, снаружи, плохо, не принимаю, не хочу». Именно на этом этапе возникают архетипы «Маска» и «Тень». «Маска» - весьма неполный и упрощенный образ «Я», это «Я правильный, хороший и т. п.». Все, что не вписывается в эту систему определений, — а прежде всего в нее не вписывается сам человек, оказываясь несоизмеримо сложнее этой убогой критериальное™, — все, от чего «Я» в своей «Маске» отрекается — это «Тень», зеркальное отражение «Маски». Человечество в это время пребывает на уровне развития сознания, называемом К. Уилбером «уровнем маски» (11). Нет и не может на этом уровне быть полноценного и здорового «Я», так как половина его просто отрицается. Но будучи всячески отрицаемой, «Тень» тем не менее существует, и от этой реальности отмахнуться нельзя, она неизбежно должна быть как-то представленной в человеческом бытии. В этот момент прагматические взаимоотношения между «Я» и миром основаны на обрядовом действии, то есть действии строго ритуализированном и регламентированном, имеющем совершенно конкретные прикладные цели. Персонажи такового действия должны строго соотноситься с неким человеческим видением реальности, и именно тогда эти персонажи и делятся на маску и куклу. И кукла эта в большинстве случаев оказывается марионеткой, то есть куклой управляемой. Маска как персонаж обрядового действия оказывается тождественна архетипу «Маски». Тогда становится естественным принять,
что марионетка тождественна «Тени». Персонажи ритуального действия становятся вещественными символами названных архетипов.
конечно же тихо сам собою, занимаясь "психологическим анонизмом")) были бы гарантии, что психотерапевт обязательно знает, что тебе нужно, да ещё и лучше тебя самого это знает. Но это же абсурд, личность так устроена, что процентов 80 полностью скрыто от чужих глаз. И то, что психотерапевт осведомлен в теории психологии вовсе не означает, что именно к тебе область его знаний имеет отношение.
Просто поговорить на душевные темы, согласна, что очень интересно и действительно найдётся такая часть, которая тебя касается, но уповать на изменения слишком уж самонадеяно. Иначе бы уже в раю все жили давным давно, если было бы всё так просто: походил к психологу и все вопросы бытия порешал.
Думаю, что психологическое сообщество просто самозамкнутая система и истинная результативность не слишком-то им интересна, скорее сами себя уговаривают, что результаты есть.
Хочется вступиться за бедную мариваннузачем за нее вступаться, она может и человек замечательный, но заблудшая душа, вообразила, что лучше других знает, что им надо
были бы гарантии, что психотерапевт обязательно знает, что тебе нужно, да ещё и лучше тебя самого это знает.тут мне кажется не очень точное понимание самого процесса, смысл не в том, чтобы знать, что хочет клиент, а в том, чтоб найти способ расширить его способность решать свои проблемы, творчески подходить, не стереотипно))
"...Как-то незаметно мы пришли к тому, что искусство психотерапевтично по своей природе и сущности, коль скоро уж оно занимается проблемами приспособления «Я» к окружающей это «Я» реальности, смысла существования этого «Я» — словом, внутренним бытием человека. И тогда нам показалось, что неплохо бы выяснить еще и то, как сделать этот процесс в каждом психотерапевтическом случае целенаправленным, ориентированным на конкретного клиента — то есть определить, как же именно используется искусство в психотерапии...
...
Психотерапевт не может проникнуть напрямую в душу своему клиенту, а последний, в свою очередь, не может того же сделать по отношению к психотерапевту. В таких условиях любое совместное действие будет движением в потемках. Темнота-то, как ни странно, куда менее опасна: можно лоб расшибить, и все. В потемках же человеку, вошедшему в комнату, кажется, что перед ним картина, а это и не картина совсем, а открытое окно... Во избежание подобных недоразумений клиент с терапевтом совместными усилиями по джентльменскому договору и создают особое материальное пространство, прикасаясь к которому, они могут вообще о чем-то говорить. Рисунок в арттерапевтическом процессе, таким образом, является неким материальным полем для метафорического взаимодействия. Говоря это, мы, как уже говорилось, предполагаем, что некое воздействие на метафору (рисунок, скульптуру, совместно написанную сказку и т. д.) вызовет какие-то изменения в его авторе. Вполне возможно, совершенно иные, нежели непосредственные действия с рисунком, или даже вовсе противоположные, но изменения все-таки неизбежно произойдут...."
тут мне кажется не очень точное понимание самого процесса, смысл не в том, чтобы знать, что хочет клиент, а в том, чтоб найти способ расширить его способность решать свои проблемы, творчески подходить, не стереотипно)) и в этом нет гарантии результата. Терапевт в теории знает о результате, а на практике вовсе не обязательно, что метод даст способ решать проблемы в каждом конкретном случае. Как у Мак-Вильямс всё красиво и чётко расписано, но излеченных почему-то больше не становится. Скорее всего потому, что описывают совершенно конкретные случаи и в переложении на другую личность всё вообще может прахом пойти.
"...Психологический смысл каждого цвета представлен одновременно тремя различными уровнями: самым глубинным - архетипическим, вышележащим культуральным и самым поверхностным — личностным. При этом архетипический смысл, то есть смысл, не меняющийся во времени и не зависящий от пространства, имеют только основные цвета - красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный. Например, в нашей планетарной системе солнце — источник жизни, тепла, света, энергии — красное; небо — обитель пустоты, полета, свободы, равновесия, бездны над нами — синее; земля — нечто, дающее опору, противовес небу, бездна под нами, откуда все приходит и куда все уходит, — черная; растения — символ жизни, возрождения, спокойствия, безопасности — зеленые... Цвета, возникающие при смешении основных, обладают и смешанным архетипическим смыслом, более сложным и запутанным. Недаром маленькие дети плохо воспринимают сложные смешанные цвета. Понятно, что архетипический смысл просто по определению клиентом осознан быть не может, а значит, выбор того или иного цвета осуществляется бессознательно, минуя все и всяческие внутренние цензуры. Но каждый цвет имеет еще и культуральный уровень содержания, зависящий от места и времени, в которых происходит действие. Например, мы привыкли считать черный цвет цветом траура, но ведь на самом деле он таковым является только в наше время и в европейской культуре. Известно, что в более ранние времена траурным был у славянских народов, к примеру, красный цвет, в Древней Греции — фиолетовый, в Древнем Китае — желтый. Таких примеров различного восприятия цветов разными народами в различные эпохи весьма и весьма немало, и это тоже следует учитывать. На личностном же уровне каждый цвет имеет тот смысл, который в личной истории каждого конкретного человека, в его личном бессознательном с этим цветом связан. Очевидно, что для того, что бы извлечь хотя бы минимальный объем информации, содержащийся в выбранном клиентом цвете, очень важно знать, на каком уровне этот выбор у этого конкретного клиента и при этой конкретной инструкции произошел. Если, например, в задании предлагается сделать марионетку, обозначающую какое-нибудь нежелательное для клиента состояние (страх, безысходность, тоска, одиночество и т. п.), самым распространенным цветом становится черный. На личностном уровне это, скорее всего, означает «Это есть, но я этого не хочу», вне зависимости от того, что именно автор куклы говорит по этому поводу или как он объясняет выбор цвета. А вот какое послание из коллективного бессознательного получает терапевт при выборе клиентом черного цвета для марионетки? Сам по себе черный цвет — это отказ принимать все таким, какое оно есть, это имплицитное стремление к метаморфозе, вплоть до отказа от взаимодействия с миром вообще. Человек, который выбрал для марионетки черный цвет, — а часто черным делают и тело, и лицо, — не смирился, он бунтарь, находящийся в поиске. О многом говорят имена черных марионеток, сделанных моими клиентами, — Трансформер, Заблудившаяся Тень, Черный человек, Сила, Человек,
потерявший лицо, Странник, Никто, Агасфер. Интересно, что такие имена нередко появляются как бы сами по себе, не будучи заранее задуманными автором куклы. Таким образом, свой внутренний конфликт «черная" марионетка предъявляет сразу и, как это ни странно звучит, сразу же предлагает и его разрешение самим своим существованием.
Белый цвет связан с гармонией, энергией, светом, внутренней силой, началом, верой — и вовсе не обязательно в религиозном смысле. Чисто белые марионетки бывают редко и, как правило, содержат в себе метафору возможности, ясности, надежды. Иногда такие марионетки являются волшебными, становясь при этом для их автора неким символом возможного чуда. Обычно таких кукол называют столь же волшебными именами — Принцесса Будур, Маленькая фея, Счастливая девочка. Нередко марионетки, в одежде которых много белого цвета, получают имена своих создателей и хозяев. При этом достаточно часто авторы таких кукол сами удивляются неожиданным формам собственного имени: «Странно, так меня никогда не называли». Я думаю, что эти марионетки воплощают ту истинную любовь к себе, которую люди часто отрицают, но без которой, видимо, человек вообще жить не способен. Красный цвет - также цвет энергии, но уже совершенно другой, нежели энергия белого цвета. Это энергия силы, любви и страсти, стремления, агрессии, огня. Если сделать попытку описать содержание красного цвета одним словом, то этим словом с очевидностью будет «либидо». Полностью красных марионеток я не видела ни разу, хотя очень часто при работе с куклами других цветов, особенно с черными, в качестве первого дополнительного цвета, когда марионетку переодевают или доделывают, появляется именно красный. Наиболее распространенный вариант — сочетание черного и красного цветов: «Я протестую против чего-либо, и у меня есть силы это
му противостоять». Так выглядела, например, марионетка Фина, звавшаяся вначале Афиной, которая, увы, была бессмертна и потому не
вписывалась в наш современный мир. Зеленый цвет для «тела» архетипической марионетки используется крайне редко. Зеленый — это цвет живой природы, равновесия, спокойствия, гармонии с миром (отсюда — «с-мир-ение», то есть состояние пребывания в мире со всем миром), любви ко всему в этом мире, цвет матери-природы, принятия самого себя... У меня явно недостаточно информации, чтобы быть категоричной, но мне кажется, что отсутствие такого глубинного самопринятия является нашей специфической культуральной и национальной особенностью. Хотя, с другой стороны, человек, полностью принимающий себя и живущий в мире с самим собой, по определению не может быть нашим клиентом...
Если в процессе изготовления куклы клиент все же попадает на архетипический уровень, — а это далеко не всегда происходит сразу, — то тогда зеленый цвет может и появиться. Так, по моим наблюдениям, зеленая ткань часто появляется в процессе работы с куклой, когда клиент начинает ее слегка видоизменять, не меняя основного содержания. Например, очень часто марионеткам дают в руки, на голову или на платья ветки, листья, цветы, отражающие все ту же символику зеленого цвета, с невнятным объяснением «так красивее». Серый, синий и желтый цвета встречаются в марионетках достаточно редко. Синий цвет имеет сложный архетипический смысл, связанный с трансцендентными переживаниями и с такой сферой психики, как абстрактное мышление. Желтый - это цвет глубинной, бессознательной радости жизни. Нам легко, например, представить себе, что детство можно нарисовать желтым. Для меня появление желтого цвета при работе с марионеткой обозначает, что клиент получил доступ к самому значимому своему ресурсу, не истребимому никакими жизненными обстоятельствами. Дальнейшая помощь ему, по всей видимости, уже не нужна, потому что с таким ресурсом че
ловек может если и не все, то очень многое. Серый цвет есть отказ от принятия цвета вообще. С одной стороны, это состояние, содержащее в себе в свернутом виде понемногу все прочие переживания и отношения. С другой — всем слишком хорошо известны выражения «серость», «серый человек», «серая жизнь». Эти идиомы не содержат никаких архетипически «серых» смыслов, поскольку они отражают лежащий ближе к поверхности
культуральный уровень значения цвета. Тем не менее они настолько знакомы каждому и отягощены таким мощным негативным, чисто социальным значением, что практически не позволяют обнаружить под покровом этого негатива свои первичные, архетипические содержания. За все время моей работы полностью серая марионетка была сделана только один раз. Называлась эта кукла Дамой и была до немыслимости украшена бисером, лентами, жемчужными бусами, видимо, автору марионетки понадобилось хоть как-то скрасить ее «серость». Кстати, немаловажно и то, что практически невозможно найти ткань чистого серого цвета, а все прочие его оттенки, скорее всего, ассоциируются нами со своим исходным значением в намного меньшей степени..."
"...И, если уж мы позволили себе согласиться с предшествовавшими рассуждениями, то нам остается сделать последний, просто возмутительный, хотя и логичный, шаг. Если психотерапевт возьмется работать с проблемой, заявленной клиентом, то, чем эффективнее эта работа окажется в конечном итоге, тем более проблемной станет последующая жизненная реальность клиента. И произойдет это потому, что он — осознанно или неосознанно — получит убедительный урок на тему «Я сам не могу решать собственные проблемы. Мне необходима чужая помощь».-------------------------------------Думаю, смотря как психолог работает с клиентом. Если решает проблемы ЗА него, то и возникает вышеописанная ситуация. Если помогает справиться самому, то не возникает. Параллель-воспитание ребенка. Можно избаловать помощью и посадить на шею, а можно научить самостоятельности. Из практики-редко колю "тройчатки" ("литички") даже на высокой температуре, чаще учу, как справиться с высокой температурой самим.
Автор изменил свой комментарий 03/12/2016 - 22:41
Ютта 2016-12-02 11:32:17
С каким архетипом можно было бы связать куклу вообще? Повидимому, ближе всего к искомому архетип «Персона»Кукла - символ: многогранный, неисчерпаемый, амбивалентный, посредством которого могут выражаться самые разные архетипы - от тела до самости / Самости. Автор делает из него знак персоны - обедняя и лишая символ его нуминозности и противоречивости...
Ютта 2016-12-02 11:32:17
Связано это с тем, что кукла сама по себе есть попытка изобразить человека «в миниатюре», — но не настоящего, истинного (чему соответствовал бы архетип «Самость»), а его образ, то есть то, что видно глазами.А вездесущие законы проекции и проективной идентификации?
Ютта 2016-12-02 11:32:17
Граница и породила не только желание «не-Я» исследовать, но и страх перед ним, потребность его избегать, бороться с ним, как с чем-то, находящимся «за границей», — что и стало неким изначальным конфликтом.Эрих Нойман в помощь.
Ютта 2016-12-02 11:32:17
Что получается в итоге? «Я» — это всегда «хорошо, внутри, принимаю, хочу, показываю другим»; «не-Я» — «угроза, вне меня, снаружи, плохо, не принимаю, не хочу». Именно на этом этапе возникают архетипы «Маска» и «Тень».В итоге получается очень поверхностно. Автор пытается воплотить свои фантазии и не скупится на "громкие" выражения... или пользуется терминологией, значения которой до конца не понимает.
Автор изменил свой комментарий 04/12/2016 - 20:27
В.Я. Пропп называет еще один предмет, который находится на границе волшебных помощников и предметов – кукол. В сказках «она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь» [7]. Это своего рода духовная помощь, поддержка и напутствие наставника рода. Действительно, традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни. Она есть «миф в свёрнутом виде» [4].
Г. и М. Дайн отмечают, что кукол разных народов объединяет не только происхождение, но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков[8, с.12-15]. В основе куклы часто лежал либо шар (шары) – Вепсская кукла, Карельская рванка, кукла Девкина Забава и др.; столбик – Столбушки, Кукла на полешке, Мамушка, Пеленашки и др.; крест – Желанница, Крестушка, Кувадки и др. Части кукол соединяются крестообразно – косым крестом или обматываются нитками.
Любопытно, что часто в основе традиционной обережной куклы лежит цельная фигура. Например, Ольховская кукла делается из цельной сосновой четырехпалой ветки и одного квадратного куска ткани, из которого формируется т.н. внешняя презентация тела. В моем понимании – это кожа. Таким образом, костную основу составляет более прочный материал – дерево, на которую надевается как будто бы мышечная масса и кожный покров.
Анатомия тряпичной куклы согласуется с телесной архетипичностью, т.е. включает в себя архетипы, сформированные традицией:
- Столбушка (столбец, полено, чурка, щепка) и закрутка (скрутка, скатка, скалка) представляет собой стержень, основу мироздания, мужской символ;
- Крестушка или крестец как символ единства четырех сторон света, четырех стихий (косой крест, которым соединяют палки, как символ женской сущности, знак плодородия);
- Узелковая кукла как символ совладания с теневыми фигурами;
- Набивная кукла-мешочек как символ триединого мира верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего подземного.
Анатомия куклы согласуется, на наш взгляд, с протоформами, лежащими в основе архетипа телесного бессознательного (О.В.Лаврова): шаром, человекоподобной фигурой и «матрешкой» (рис. 1).
Таким образом, в конструкции куклы закладывается информация об устройстве «мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания» - код древнего мироустройства. При создании куклы человек во взаимодействии с символической природой мира, выстраивал и свой внутренний мир, решая важные вопросы, касающиеся представления о бытии и небытии, о жизни и смерти.
«Восприятие мира – пишут Д. Б. Гудков и М. Л. Ковшова – антропоцентрично. В центре Вселенной находится Человек. Именно человеческое тело задает параметры изначального измерения пространства и, соответственно, времени и базовые архетипические оппозиции «далеко - близко», «свой - чужой» и др. Тело в целом и отдельные его части могут рассматриваться как первичная основа концептуализации мира (как внешнего для человека, так и внутреннего). Рефлексия над собственным телом, его границами, строением служит источником как восприятия и описания пространства (вспомним такие меры длины, как пядь, локоть, foot и др.), так и универсальных метафор, давно стершихся и не воспринимаемых как троп (нос корабля, атаковать в лоб, ушко замка и др.)» [9, с.72]. Создание куклы в своем роде является динамическим и видимым процессом рефлексии как над собственным телом, так и над собственным пониманием мира – картой Мира.
Автором статьи была разработана и апробирована технология исследования карты Мира через образ куклы, выполненной или в народных традициях или авторского способом.
В основе ее лежат следующие положения:
- существует телесное бессознательное, согласующееся с психическим бессознательным;
- структура движения от порядка через хаос к порядку позволяет исследовать карту мира и личности на феноменологическом уровне;
- обращение к телесности позволяет оживить и проявить актуальные аспекты в двигательном и творческом выражении;
- отсутствие строгой инструкции в изготовлении куклы позволяет обнаружить искажения или особенности в карте мира клиента;
- символическая природа анатомического построения куклы актуализует определенные эмоциональные состояния клиента, позволяющие прояснить или разрешить важные вопросы;
- создание куклы всегда имеет психотерапевтический эффект, собственно психотерапия начинается в момент взаимодействия с куклой.
Создание куклы начинается с телесного разогрева, главной целью которого является оживление тела как важного инструмента в исследовании самоотношения и мировосприятия. И в ходе работы было отмечено, что телесная обращенность к личности участника позволяет создать куклу, отражающую сторону (персонную, теневую или архетипическую) личного и коллективного бессознательного.
Явление куклы всякий раз вызывает разные чувства: не только умиление и радость, но и большое удивление, так как это всегда – тайна, и не всегда то, что было задумано (ментальный образ) совпадает с созданным (телесно-воплощенный образ). Так проявляется дихотомия, заложенная в основе как мироздания, так и психики. Соединение противоположностей порождает новое качество, новое знание проявленное в теле.
Портал психологических изданий PsyJournals.ru —
КУКЛА
Еще одно типичное искажение нормального образа тела видно на рисунке, изображающем тело человека похожим на куклу. В физическом внешнем виде нередко есть нечто куклоподобное, особенно часто это можно наблюдать у женщин. В этих случаях можно предположить, что некая кукольность свойственна и их личности. Мэри являет собой пример такой женщины. Кукольность отчетливо проступает в ее рисунке своего тела. Лучше всего эту пациентку можно описать, назвав малышкой. Она была пяти футов ростом и весила около ста фунтов. Тело ее выглядело юным, почти детским, несмотря на то, что ей было 33 года. Она произвела на меня впечатление так называемой женщины-ребенка, незрелой и недостаточно развитой физически. С точки зрения структуры, тело ее было стройным и по-юношески пропорционально сложенным. Функционально оно было ригидным. У Мэри была бледная, сухая кожа, которая выглядела неживой. Лицо не имело выражения, глаза часто становились пустыми, теряли фокусировку и чувство. Тем не менее, в ней было нечто соблазнительное и привлекательное.Тот факт, что она спонтанно нарисовала три женские фигуры, указывает на представление, что женское тело важнее. На рисунке отражены три разлома ее личности. Фигурка, нарисованная в фас, скорее напоминает мальчика или ребенка, у нее практически нет рук, ног и отсутствуют черты, указывающие на половую принадлежность. Средняя фигурка — матрона, голова которой отделена от тела, отражает женский аспект Мэри, однако, образ тела здесь не интегрирован. Нижняя фигурка изображает только голову, выражение лица которой можно назвать искушенным, она представляет собой диссоциированное эго.
Все рисунки стилизованы, что говорит о слабом понятии человеческого тела. Фигуры выглядят нереальными и бесчувственными. Вот что сказала о них сама Мэри: «Они кажутся маленькими, как я. Все мои женщины очень «подогнаны» к тому, как мне бы хотелось их видеть на самом деле».
Фигура на рисунке 10 — концепция мужского тела. После того, как Мэри закончила ее рисовать, она заметила: «Я инстинктивно не хочу рисовать пенис у мужчины. Я не нарисовала кисти или руки. Я не хочу изображать руки, которые выглядели бы, как руки. Нет бедер и нет пола. Так хорошо выглядит. Лицо и голова мальчишеские. Именно так мне бы хотелось выглядеть — как гомосексуал. Они мне обычно нравятся. У него [мужчины на рисунке] нет чувств; он интеллектуален и обладает вкусом».
Когда я попросил Мэри описать, какие чувства она испытывает к рукам, она ответила: «Руки, как когти, особенно, когда пальцы длинные, заостренные и красноватые, как у моей матери». Затем она добавила: «Я ужасно боюсь кошек. Мне кажется, что кошка вспрыгнет на меня и зацарапает до смерти. Когда я смотрю им в глаза, у меня леденеет кровь».
Очевидно, что Мэри идентифицировала свою мать с кошкой, и что страх перед кошками отражал страх перед матерью. Отождествление матери с кошкой предпола-
гало для Мэри игру в кошки-мышки, в которой моя пациентка чувствовала себя беспомощным объектом, которым играет мать. Отсутствие рук и ног на ее рисунках говорило о том, что она неспособна бороться или удрать.
Перед тем, как она начала рисовать, я пришел к выводу, что образ тела Мэри похож на куклу. Ее рисунки были кукольными, другие люди, говоря о ней, называли ее куклой, и сама она принимала себя как куклу. Однажды, она сказала: «Я безропотная кукла, симпатичная, бесполая и безжизненная». Но если ее образ тела представлял собой куклу, то эго-представление было таково: искушенная, сексуально возбужденная, зрелая женщина. Она часто жаловалась, что мужчины не могут оторвать от нее рук. Многих из них соблазняет ее кукольность, впечатление женщины-ребенка, которое она производит, не дает их мужественности устоять: она привлекает их. Таким образом, личность Мэри была расщеплена: эго-представление, которое определяло сознательное поведение, не совпадало с образом тела, отражавшем ее истинные чувства.
Эго-представление шизоидной личности развивается как реакция на образ тела. Эго не может принять ту негативную ценность, которую представляет собой тело. Оно создает собственный образ личности, противопоставляя его непринимаемому образу тела. Однако, два контрастных образа развиваются одновременно, откликаясь на внешние силы, разламывающие единую личность. Рассмотрение этих сил требует анализа структуры характера пациента с рассмотрением инфантильных переживаний.
Какая отождествленность сформировала личность Мэри? Какие переживания преобразовали ее тело? Во время одной из наших встреч, когда мы обсуждали символическое значение структуры ее тела, она сказала: «Мать всегда говорила, что любила, когда у нее была кукла, которую она могла одевать и показывать. Я помню, как чувствовала, что не принадлежу себе. И прикосновения ее рук... оно заставляло меня уползти. Мое тело принадлежало матери, будто я была ее куклой. Если
я говорила «нет», она преследовала меня, и это парали-зовывало меня».
Мэри покинула свое тело, потому что им овладела ее мать. Тело попало во власть духа ее матери, если можно так выразиться. По реакции Мэри нельзя было сказать, что это был злой дух, но его природа была почти неизвестна. Все, что Мэри могла сказать — что в роли куклы и игрушки ее матери, она была «бесполой маленькой мальчиком-девочкой».«Кукла» — бессознательный маневр, направленный на то, чтобы отсечь или подавить сексуальные чувства, которые воспринимаются как чужие и ужасающие. Становясь куклой или манекеном (большой куклой), человек «умерщвляет» собственное тело и деперсонализируется. То, что Мэри отвергла свое тело и женственность, представлено в ее рисунках. Это связано со странными ощущениями в животе и гениталиях. Из сказанного ею становится ясно, что тенденция к умиранию, то есть деперсонализация, по сути дела является реакцией, направленной против этих ощущений, которые она воспринимала, как угрозу интегрированности ее личности.http://studopedya.ru/1-12698.html
На мой взгляд автор позволяет себе достаточно спорные и необдуманные обобщения, которые больше говорят о бессознательном желании доказать и обосновать свою точку зрения "несмотря ни на что", чем "громче" и основательней слова - тем весомей и убедительней кажется текст. Только кажется... она "тихонько" пробирается по неисследованной территории, я же просто привела несколько высказываний, надобно сначала прочитать весь материал)), чтоб вынести выводы)
насчет куклы, тоже один из моментов, отмеченных мной, она же рассматривает "куклу" с разных сторон и аспектов, и так как ей приглянулась марионетка, далее все больше о ней.
grom, если вы не читали книги полностью?, то не стоит такими громкими словами о поверхности автора) Да, у нее есть фантазии, развитое воображение, неисследованное поле, желание работать в новых горизонтах и найти приемлемый вариант работы с клиентами. Почему нет?
Из практики-редко колю "тройчатки" ("литички") даже на высокой температуре, чаще учу, как справиться с высокой температурой самим.
а если попадется такая тревожная, как я, и начнет уговаривать и разъяснять, что ребенку помогает только "тройчатка"?
.Я. Пропп называет еще один предмет, который находится на границе волшебных помощников и предметов – кукол. В сказках «она представляет собой умершего, ее нужно кормить, и тогда умерший, инкарнированный в этой куколке, будет оказывать помощь» [7]. Это своего рода духовная помощь, поддержка и напутствие наставника рода. Действительно, традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни. Она есть «миф в свёрнутом виде» [4].
да, все так, спасибо, что перенесли в эту тему. Меня интересуют куклы, всплывают периодически из личной истории детства)
Но куклы же бывают разные и функции немного разные, даже у марионеток, есть те, кто работают наверху, те,кто внизу (низовые). Далее, она приводит интересный материал, что сама по себе марионетка появилась сначала на Востоке, и только спустя столетия на Западе, задается вопросом почему? и так далее.
Еще одно типичное искажение нормального образа тела видно на рисунке, изображающем тело человека похожим на куклу.рисунок -это немного о другом, точнее о том же, но в другом ракурсе)
Кстати, про тело у нее тоже много дано в этой книге. Я не рекламирую)просто приглянулась и подумала,а почему не попробовать? да, даже самой смастерить пока?
У меня сестра любительница что-нибудь сотворить, пробует по подобию,сама не изобретает( Из последних ее "детищ" куклы-обереги для внука, он с ними играет с удовольствием)
надобно сначала прочитать весь материал)), чтоб вынести выводы)Это не всегда обязательно и необходимо.
Ютта 2016-12-05 12:01:48
grom, если вы не читали книги полностью?, то не стоит такими громкими словами о поверхности автора)Книгу я не читал.
Почему не стоит, если автор позволяет себе необдуманные и "натянутые за уши" обобщения и выводы?
Ютта 2016-12-05 12:01:48
желание работать в новых горизонтах и найти приемлемый вариант работы с клиентами. Почему нет?Книжки при этом зачем писать и других вводить в заблуждение?
Книжки при этом зачем писать и других вводить в заблуждение?
как зачем? диалог, размышления, книга не всегда утверждение, а попытка что-то оформить, много еще чего) вот я нашла и меня заинтересовала (отклик другого), а так бы и не знала, что такое марионетка), как ее делать и с чем "едят".
Автор позволяет себе,так это и хорошо, пробует, ошибается, спотыкается, а что-то получается))
кукла аналог человеческого тела. я бы даже назвала куклу заготовкой, болванкой.
Белинский назвал куклой Кн.Мэри до встречи с Печориным, только после потрясений чувств и слез с ненавистью пополам она стала живой. Так делает жизнь.
Аналитик получает уже не куклу, а изломанную куклу - большая разница. Это хороший прием в лечении сломанной части: связь тела, души и травмы наглядна и доходчива.
"...И работать в такой ситуации психотерапевт может с двумя проблемными реальностями клиента — либо с предъявленной в качестве запроса проблемой, либо с тем самым пресловутым дефектом чувства ответственности. Причем работая непосредственно с проблемой, он, естественно, будет лишь утверждать клиента в мысли, что личностной ответственностью возможно поделиться. На самом деле этого, конечно, происходить не будет, чем бы и как бы ни за кончилась их совместная работа...
....
Это и стало отправной точкой всех моих последующих профессиональных упражнений. Свою задачу я сформулировала так: как бы найти такой способ взаимодействия с клиентом, при котором у того не возникнет иллюзии, что я как психотерапевт хоть что-нибудь реально решаю в его жизни? .."