Сказка про муравьишку

Жил да был муравьишка Ап – так его звали. Странное имя: то ли кто-то не успел чихнуть, то ли замолчал на полуслове. Потому подшучивали над ним сразу, как только слышали как его зовут. А он к этому уже привык, не обижался, но однажды … влюбился. Тут уж не до шуток, знаете ли.
Он страдал: начиналось утро, все завтракали – он не мог проглотить и крошки, выпьет водички – и на работу. Работал быстро, только уставал часто, поэтому останавливался, впадал в ступор и задумывался о своей любви. Тоска нападала на его сердце, и оно замирало…
Но всегда рядом оказывался кто-то, чтобы толкнуть его в спину или под бок всадить локтем по-дружески – и он снова бежал и тащил груз тяжелее себя в несколько раз. Тут его хвалили, он благодарил и… опять впадал в ступор: потому как зачем ему слава, ведь его не любила Па, красивая муравьишка.
Такое имя! И она – такая! Такая тоненькая, хрупкая и воздушная, как балетное «па» – вот откуда было её имя. (Поэтому она уже с детства очень любила танцевать). У неё были огромные круглые глаза, заглянув в которые, Ап просто тонул, задыхался, краснел-бледнел и опять впадал в ступор. Теперь это с ним случалось часто, и все заметили, что он стал поэтом – так поэтично он закатывал глаза к небу и так томно, и так протяжно вздыхал.
Долго это продолжаться не могло – и случилось непоправимое: ему на ногу упало бревно и сломало позвоночник. Сначала он ничего не помнил от боли, а когда ему сделали операцию и отошел наркоз, первая мысль была о любви к Па. Как она посмотрит на эти перемены, ведь он уже больше не сможет пригласить её вечером потанцевать?
А Па и не думала никак смотреть, она поставила жирный крест на их отношениях: не можешь танцевать – так и нечего. Это было совершенно справедливо, тем более, что Ап не успел ничего сказать ей о своих чувствах, а она не успела ответить на них. К счастью.
Через некоторое время ему очень понравилась одна сестричка: она прогуливала его в коляске по больничному парку и щебетала беззаботно о том, как он выздоровеет и станет опять полезным муравьем.
Теперь и у него это стало мечтой: просто уметь ходить на четырех лапах.


Не очень веселая история. Первая часть о нарциссической травме. Очень похоже на отношения Нарцисса (па) и Эхо (ап). Даже имена зеркальные. Па явно идеализирована, Па принижен.Далее он уже не то, что принижен, а просто раздавлен. Не то для того, чтобы больше обратили внимание, не то нарастание мазохистского компонента (страдать еще больше и еще сильнее). Дальше уже построение созависимых отношений, основанных на жалости (ап и сестричка).И далее ценность, замененная на полезность. Основной мотив-быть хорошим, рабочим, полезным муравьем. Богатый материал для анализа и самоанализа.


Все правильно, за "богатый" - особое спасибо, видимо, поняла по-своему

Только еще одно лицо вы не заметили: автора. 

Оставила ему "уши", он(=мое мнение) в словах-комментах: "тут уж не до шуток, знаете ли" и "к счастью". Они многое меняют: появляется ирония как min.

Марфа-М. 2017-01-12 08:35:32
ценность, замененная на полезность.
спасибо за понимание, это серьезный вывод: так и есть: ценность в полезности.

имена выбраны скорее в гендерном смысле, нарцисс-эхо - совсем не подходят

 


Про нарцисса подумалось не только в связи с именами. Скорее, в связи с описанием Ап.


Ап - "аналитическая психология", Па - "психоанализ"?)


точно
,  взяла первое что попалось, а потом поехало: поменяла на противоположное, па - воздушное, непривязанное, женское. (правда па - не совсем  точно, наверное, если связать с психоанализом, к. я не очень знаю 
)

мне кажется, что творчество у женщин на каждом шагу, от приготовления кушаний до взаимоотношений.  такие вещи в быту незаметны, они не так грандиозны, в патриархате же каждое открытие мужчиной - событие. 

но в этом  проявление  только разных направлений: мужч. любят сочинять законы, а женщ.творят везде.

 


Марфа-М. 2017-01-12 08:35:32
Па явно идеализирована, Па принижен
это разложение эго: история видится глазами анимуса: он главный герой. он сломлен, но приспособился к новой аниме-сестре-матери, которая гораздо гуманнее, спасает от травмы "раздавления".

в этом различие автора в психотерпевт. сказке  от автора просто сказки: нет равновеликости авторов. 

в авторской сказке есть смещение в какую-то выбранную персону. в моей - выбрана маска анимуса и передается его состояние в ситуации сломленности хребта-позвоночника-основы. такой прием (выбор персоны) дает автору возможность рассказать о событиях с точки зрения выбранного героя.

если бы я выбрала маску героини Па, то вся история была бы совершенно другой:"Ап мне морочил голову, так ничего и не сказал, за это Бог его и наказывает,  теперь он никому не нужен и ничего уже у него не будет - так ему и надо, раз со мной не захотел."

 


Читаем, думаем...)

Постараюсь быть объективным. Когда всех муравьев жалко.)

Сказка очень сердитая. Бедный Ап. Он "во всем" виноват и за это наказан.
В чем конкретно вина бедолаги? Виноват, что так назван. Что живет, соответствуя имени. "Ап" толкуется однозначно: как фрустрирующая задержка начатого движения (чиха, фразы, таскания груза, любовного признания). Но ведь тот же самый возглас мы слышим от дрессировщика в песне Боярского: "Ап! И тигры у ног моих сели", от борца на ковре или тяжелоатлета, рвущего штангу с помоста. "Ап!" здесь та же задержка (дыхания и мышечной работы), но не прерывающая процесс, а фиксирующая сверхусилие.

Главная вина его в том, что он не осмеливается признаться Па в своей любви. Но кто знает, почему он не признается? Робость, ступор - лишь внешние проявления, за которыми может стоять что угодно. Может, он комплексует, а может, и сомневается, взвешивает, борется с собой. Ведь он видит, какая Па - да, красивая, прекрасно танцует, но она занята собой, предъявляет высокие требования (к партнеру по танцу) и совсем не вникает в его состояние. Не признался в любви - получай по заслугам, пострадал - так и надо, танцевать не сумеет - "жирный крест". Ни участия, ни поддержки, ни сострадания. (Эти функции берет на себя ее Тень - медсестра.) Как с ней строить партнерские отношения? Они могут быть только на равных, а "прекрасная Па" ощущает себя неизмеримо выше Апа и готова принять его ухаживания, только если он согласится на отводимую ему роль. Какова эта роль? Восхищенный поклонник великой артистки. Верноподданный, простирающийся перед королевой. Отношения иерархичны и односторонни: она для него всё, а он для нее ничто. Ни артистке нет дела до проблем у поклонника, ни тем более королеве до какого-то там плебея.

Если "Ап" ассоциируется с наступающей задержкой, то "Па" эту задержку преодолевает. Она начинает с задержки (запрета, ступора: "п"), из которой с усилием вырывается. В этом смысле ее танец воспринимается не таким уж порхающим и безоблачным. Это символ преодоления.

И не в этом ли "П" вся проблема, о которой ей напоминает (и приводит в необъяснимую ярость) Ап?

Не случайно их имена зеркальны. Сопоставим их, позволив отразиться друг в друге: "Ап-Па". Похоже на междометие "опа!", выражающее как неожиданность, так и всплеск эмоций во время зажигательного танца, к примеру. Поток энергии, выражаемый гласной, натыкается на препятствие (согласный звук) и с игровым усилием его прорывает. Жизнь кажется легкой, всё по плечу. Если поменять их местами, получается неожиданное сближение с обращением к отцу: "Па-Ап". Может, в отношении Па к Апу сказывается отцовская проекция?


спасибо, есть о чем подумать

cockle-boat 2017-01-14 03:21:02
если он согласится на отводимую ему роль.
так это условие обязательное для всех и  всегда 
cockle-boat 2017-01-14 03:21:02
Верноподданный, простирающийся перед королевой.
не обязательно, какой-то уровень/равнозначность между ними должен все-таки быть: танцуют-то парой:)
 Может, в отношении Па к Апу сказывается отцовская проекция?да, конечно.


cockle-boat 2017-01-14 03:21:02
ступора: "п"), из которой с усилием вырывается. В этом смысле ее танец воспринимается не таким уж порхающим и безоблачным. Это символ преодоления.
не только, "п" - звук взрывной, губно-губный - это аффект. отсюда еще можно подумать про смысл Ап-Па: смыкается-размыкается.

за возможность поговорить на знакомую тему

 

 


Марфа-М. 2017-01-12 08:35:32
Богатый материал для анализа и самоанализа.
и какой анализ будет?

про самоанализ: я увидела время, вернее, несовпадение во времени для меня имело роковое следствие: невстреча в назначенное время разрушила все. в сказке это "вдруг" всплыло: не успел.
Марфа-М. 2017-01-12 08:35:32
полезным муравьем
недавно прочитала про насекомых: им придают в фольклоре 3 значения: плодовитость, связь с мертвыми и достаток в доме. 

выбор  главного героя у меня  пришел от Окуджавы из песенки про московскогоо муравья и его богиню. это, видимо, еще одно, в значении культурного героя


Рута 2017-01-14 09:05:58
cockle-boat 2017-01-14 03:21:02
если он согласится на отводимую ему роль.--------
так это условие обязательное для всех и всегда
))) Жестко.) Так рассуждал Прокруст.

Рута 2017-01-14 09:05:58
какой-то уровень/равнозначность между ними должен все-таки быть: танцуют-то парой:)

  Екатерина II тоже имела любовников, но не считала их равными себе.


Рута 2017-01-15 01:58:04
невстреча в назначенное время разрушила все.

 Рута, кто назначает время? Кто решает "когда"?

Рута 2017-01-15 01:58:04
недавно прочитала про насекомых: им придают в фольклоре 3 значения: плодовитость, связь с мертвыми и достаток в доме.

 Сюда же. Муравей - коллективное рабочее насекомое. В отличие от бабочки, например, он считается прозаичным. В басне "Стрекоза и Муравей" он безжалостный куркуль)), обрекающий восторженную идеалистку на смерть. Кстати, тоже за нарушение законов времени: "Лето красное пропела - так поди де попляши". Образ Сатурна-Кроноса. Как вы умудрились вписать его в любовную историю?) Хотя любви-то у них и не получилось. Коса времени искалечила несчастного влюбленного.

Рута 2017-01-15 01:58:04
выбор главного героя у меня пришел от Окуджавы из песенки про московского муравья и его богиню.

 Я ж говорю - неравенство. Французы из-за этого революцию начали. А вы говорите - любовь.)


Автор: Рута, дата: вс, 15/01/2017 - 01:58

и какой анализ будет?
Анализ был выше. А вопросы для самоанализа, наверное, разобраться, какой личный материал стоит за каждым эпизодом. 1) Отношения между Ап и Па, где вашему эго явно ближе образ Ап. Еще одним качеством нарциссических отношений является обесценивание и идеализация, можно проследить это в отношении и описании муравьев. 2) Мотив травмы, что он для вас ? Я предположила два варианта-обратить внимание и мазохистский компонент в психике. Может быть даже наказание другого через свои мучения (пассивно-агрессивное поведение).Есть и вариант окончательной раздавленности и приниженности (в то время, как Па-парит).3) Отношения муравья и "медсестры". 


И да, в явной или нет форме вырисовывается трио агрессор (игнорирование, эгоизм)- жертва (ступор, вначале в виде психологического, потом паралич)-спасатель (щебечущая медсестра).


Марфа-М. 2017-01-15 12:01:23
разобраться, какой личный материал
спасибо, поняла, пытаюсь.
 


cockle-boat 2017-01-15 02:59:28
кто назначает время?
не мы, оно нас назначаетбезжалостный куркульэто не он куркуль, это закон: не потопаешь - не полопаешь.

cockle-boat 2017-01-15 02:59:28
Французы из-за этого революцию начали
ну надо же, не подозревала:)


cockle-boat 2017-01-15 02:59:28
Образ Сатурна-Кроноса. Как вы умудрились вписать его в любовную историю?
сама сначала не поняла, но где-то застряло:"поздно". 

теперь вспомнилось, что в личном опыте была неожиданность отъезда, а связаться по телефону не смогли - это послужило причиной разрыва отношений.

P.S.  Спасибо, Sorella, ваше предположение о резком "бросании" подтверждается: я научилась бросать резко, потому что знаю этот способ изначально. Да и звезды помогли:)