Вопрос по комплексам

Господа аналитики, поясните пожалуйста, я прочитал несколько работ Юнга и вот какой вопрос у меня возник. Насколько я понял комплексы, как чувствительные точки чувствительны лишь до тех пор пока существует какая-то неосознанная проблема о которой мы не подозреваем, либо вполне осзнанная, но от решения которой мы уклоняемся. В одном из трудов Юнг прямо пишет что комплексы это лишь возможности, к которым притекает возвратно устремившееся либидо, тогда чем же они вообще важны, ведь в одном из трудов Юнг пишет, что королевская дорога к бессознательному это не сновидения, а комплексы. Я поясню на практическом примере, скажем у меня вызывает страх какое-то явление, либо я недоволен своими непроизвольными аффективными реакциями. Таким образом должен ли я задуматься о том, что это значит, или просто должен сказать себе «Ага, есть какая-то проблема и мои непроизвольные реакции, есть лишь проекции родительского комплекса который стал активен благодаря возвратно устремившемуся либидо, давайте попробуем поискать эту проблему». И вообще не очень четкое и компактное само определение комплекса, скажем у вас есть неприятное воспоминание – это комплекс или нет? нельзя же ставить на одну доску, воспоминание о каком-то неприятном инциденте, и скажем родительский комплекс? или как раз можно?
Определение комплекса из словаря Зеленского "КОМПЛЕКС (Complex; Komplex) - эмоционально заряженная группа идей или образов (см. также ассоциативный тест), сгруппированных вокруг сердцевины, имеющей своим источником один или более архетипов и характеризующейся общим эмоциональным настроем; образуя действующую констелляцию, комплексы накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. Они всегда относительно автономны. "Как известно, комплексы - это прежде всего такие психические величины, которые лишены контроля со стороны сознания. Они отщеплены от него и ведут особого рода существование в темной сфере души, откуда могут постоянно препятствовать или же содействовать работе сознания Комплексы всегда содержат в себе нечто вроде конфликта или, по крайней мере, являются либо его причиной, либо следствием. Во всяком случае, комплексам присущи признаки конфликта, шока, потрясения, неловкости, несовместимости. Это так называемые, "больные точки", по-французски "betes noires", по-английски "sceletons in the cupboard", о которых не очень-то хочется вспоминать и еще меньше хочется, чтобы о них напоминали другие, но которые, зачастую самым неприятным образом, напоминают о себе сами. Они всегда содержат воспоминания, желания, опасения, обязанности, необходимости или мысли, от которых никак не удается отделаться, а потому они постоянно мешают и вредят, вмешиваясь в нашу сознательную жизнь. Очевидно, комплексы представляют собой своего рода неполноценности в самом широком смысле, причем я тут же должен заметить, что комплекс или обладание комплексом не обязательно означает неполноценность. Это значит только, что существует нечто несовместимое, неассимилированное, возможно даже какое-то препятствие, но это также и стимул к великим устремлениям и поэтому, вполне вероятно, даже новая возможность для успеха. Следовательно, комплексы являются в этом смысле прямо-таки центром или узловым пунктом душевной жизни, без них нельзя обойтись, более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы к чреватому последствиями застою. Но они означают также и неисполненное в индивиде, область, где по крайней мере сейчас он терпит поражение, где нельзя что-либо преодолеть или осилить, т. е. без сомнения, это слабое место в любом значении этого слова. Такой характер комплекса в значительной степени освещает причины его возникновения. Очевидно, он появляется в результате столкновения требования к приспособлению и особого, непригодного в отношении этого требования свойства индивида. Так комплекс становится для нас диагностически ценным симптомом индивидуальной диспозиции" (Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1993. С. 94-96). "Сегодня каждый знает, что люди "имеют комплексы". Что не так хорошо известно, но гораздо более важно теоретически, - это то, что комплексы могут иметь нас" (CW 8, par. 200). Юнг подчеркивал, что комплексы сами по себе не представляют ничего отрицательного - таковым зачастую оказываются следствия их деятельности. Аналогично атомам и молекулам, являющимся невидимыми компонентами физических объектов, комплексы представляют строительные блоки психического и являются источником всех человеческих эмоций. Идентификация с комплексом, в особенности с анимой, анимусом или тенью, является постоянным источником невроза. Цель анализа в таких случаях: не пытаться избавиться от комплекса - что само по себе бессмысленно и не нужно - а стремиться к минимизации его отрицательного воздействия путем понимания той роли, которую он играет в стереотипах поведения и эмоциональных реакциях." Если эта цитата не даст ответы на Ваши вопросы - спрашивайте, что непонятно ", скажем у вас есть неприятное воспоминание – это комплекс или нет? нельзя же ставить на одну доску, воспоминание о каком-то неприятном инциденте, и скажем родительский комплекс? или как раз можно?" Смысл тут не в том, чтобы навешивать ярлык на любое переживание, а неприятные воспоминания есть у каждого. Надо разбираться каждый раз конкретно - тяготит ли это воспоминание, окрашено ли оно каждый раз аффектами, мешает ли оно, часто ли оно появляется, какой оно имеет смысл в настоящем? И тут все очень субъективно.
Уважаемый kuola, когда вы прямо ссылаетесь на Юнга, то желательно привести цитату, или указать работу и главу, в которой он дает то или иное определение. Мы не знаем, что такое комплекс, но можем составить представление о нем. Юнг выдвинул гипотезу, что нарушения в ассоциациях отражают бессознательную группу идей, образов и воспоминаний, специфическим индивидуальным образом сплетенных друг с другом, пропитанных одним и тем же чувственным тоном или тонусом (беспокойство, страстное желание, гнев, болезненность и т. д.) и заряженных сильной эмоцией. Он назвал это образование комплексом. Один и тот же комплекс нарушает ассоциацию, и лежит в основе симптома (как телесное изменение эмоционально заряженной группы идей и образов) и возникает в виде персонифицированной фигуры в сновидении. ВИдение Юнгом личности как множественного взаимодействия парциальных личностей, «осколочных психик» (CW 8, par. 203) или «детей» (Там же, par. 209), конечно же, может быть прослежено в его ассоциативных экспериментах и в гипотезе о комплексе, являющихся для него основными реальностями, элементами, ядрами психической жизни. Переживаемый (experienced) фигуративно, комплекс представляет личность с чувствами, мотивациями и воспоминаниями. Переживаемый соматически, комплекс является изменением в частоте пульса, цвете кожи, сфинктерном контроле, генитальном напряжении (tumescence), дыхании, потовыделении и т. д. Переживаемый энергетически, комплекс составляет динамическую сердцевину, аккумулирующую в себя все новые и новые частицы, подобно магниту, или объединяющуюся с другими элементарными образованиями наподобие молекул. Он производит напряжение, принуждение, заряженные ситуации, преобразование, притяжение, отталкивание. Переживаемый патологически, комплекс является открытой раной, которая бередит сама себя при первой же возможности (суггестивность), психическим раком, разрастающимся независимо, или «кнопкой паники», или переоцененной идеей поначалу просто ошибочной, а затем превратившейся в параноидную (маниакальную) систему, вбирающую в себя все разубеждающие аргументы. Что касается вашего вопроса, - «скажем у вас есть неприятное воспоминание – это комплекс или нет?» Воспоминание не есть комплекс, но один из путей по которому (при помощи которого) движется психическая энергия которая наполняет, активизирует, реанимирует комплексное образование, включая ту самую «кнопку» после включения которой может «воскреснуть» любая субличность (комплекс) в том числе и родительская.
"Насколько я понял комплексы, как чувствительные точки чувствительны лишь до тех пор пока существует какая-то неосознанная проблема о которой мы не подозреваем, либо вполне осзнанная, но от решения которой мы уклоняемся". Это "лишь до тех пор" приблизительно равно всей жизни, потому что в полной мере освободиться от комплексов вряд ли можно. Верхний слой проблемы может быть снят, а корни останутся. Возможно, юнгианские "комплексы" - норммальные структурообразующие явления и они вызывают проблемы, когда гипертрофированы или искажены. "В одном из трудов Юнг прямо пишет что комплексы это лишь возможности, к которым притекает возвратно устремившееся либидо, тогда чем же они вообще важны, ведь в одном из трудов Юнг пишет, что королевская дорога к бессознательному это не сновидения, а комплексы". это либидо может притекать давольно-таки часто и тогда комплексы будут оживать так же часто и будут чувствоваться и тревожить. Если комплекс сравнить с раной, то возвратное либидо можно сравнить с кровью и лимфрой, которые устремоляются к ране, чтобы ее исцелить. Ведь притекая к комплексам, либидо привлекает к ним внимание и увеличивает вероятность работы с ними. Королевская дорога к бсс - это весьма важно. полчеаму вы спрашиваете - чем же они в таком случае вообще важны? Тем и важны, что привлекают внимание к бсс. "Я поясню на практическом примере, скажем у меня вызывает страх какое-то явление, либо я недоволен своими непроизвольными аффективными реакциями. Таким образом должен ли я задуматься о том, что это значит, или просто должен сказать себе «Ага, есть какая-то проблема и мои непроизвольные реакции, есть лишь проекции родительского комплекса который стал активен благодаря возвратно устремившемуся либидо, давайте попробуем поискать эту проблему». И вообще не очень четкое и компактное само определение комплекса, скажем у вас есть неприятное воспоминание – это комплекс или нет? нельзя же ставить на одну доску, воспоминание о каком-то неприятном инциденте, и скажем родительский комплекс? или как раз можно?" Задуматься о том - "что это значит" и сказать себе - "Ага, это такой у меня комплекс" - одно и тоже. Комплекс может быть один и тот же у многих лоюдей, но у каждого он окрашен индивидуально и значение его имеет особенности и индивидуальные способы смягчения давления комплексаю. Кроме того, одного абстрактного понимания не достаточно, чтобы что-то сделать с комплексом, чтобы как-то его изменить, нужно реально прожить его значение эмоционально в том числе. Воспоминнание может активизировать комплекс, комплекс сам может вызвать воспоминание, чтобы привлечь к себе вни мание. На одну доску не поставим, но связь можем проследить.
Большое спасибо за ответы. Я уже около года, увлечен чтением Юнга, но делаю это нерегулярно, и в общем четкого широкого понимания у меня еще тем не менее не составилось. Да, на многое его труды открыли мне глаза, так что прямо во время чтения у меня было множество ощущений которые наверное можно назвать инсайтами. Была конечно стадия, которую описал Юнг в отношениях между Эго и БСС: «Ага, так вот что, оказывается, представляют собой другие люди!» :) То есть я читал и замечал какие-то соответствия между положениями теории и жизнью своей души, затем в других людях, но все равно есть ощущение, что я не схватываю чего-то важного, возможно того, что все его мысли как бы лежат внутри некой сферы опыта или вида деятельности, а именно анализа, и простое применение его трудов, без этого фона или основы как-то не получается. Особенно меня огорчают сны, никак не получается их понять, то есть нет «переживания открытия нового понимания сопровождаемого эмоционально-чувственным фоном, или телесными иннервациями различной интенсивности» по выражению Владимира, хотя один раз по-моему было такое чувство и все, а снятся они часто. to Vladimir: Да, Владимир, вы совершенно правы, насчет комплексов Юнг такого не говорил, это было в Критике психоанализа, о сексуальных компонентах и о распределении либидо. Но вопрос возник у меня вот на основании чего, у меня было напряжение в общении, подумав о деле от которого я уклоняюсь и выполнив это, общение намного облегчилось. Да, сейчас вижу что просто не видел связи между этими двумя явлениями, хотя между ними пожалуй и нет никакой смысловой логической связи.