Архетипическая школа

"Известная сейчас школа «архетипической психологии» была основана Джеймсом Хиллманом вместе с некоторыми другими юнгианцами в Цюрихе, в конце 1960 — начале 1970-х годов. Эта школа возникла как реакция на то, что они рассматривали метафизические предположения самого Юнга как необязательные, и на некритичное, буквальное приложение юнгианских принципов. Хиллман предпочитал рассматривать архетипическую психологию не в качестве «школы», а в качестве «направления» или «подхода» (личное сообщение от 9 сентября 1994 года). Архетипическая психология — это постъюнгианская психология (Сэмьюэлз, 1985), критическая переработка юнгианской теории и практики после Юнга. Хотя сейчас существует много архетипических психологов, наиболее выдающимся среди них все-таки остается Хиллман. Архетипическая школа отказывается от существительного «архетип», несмотря на то, что сохраняет прилагательное «архетипический». Для Хиллмана (1983) различение архетипов и архетипических образов, которые Юнг полагал сопоставимыми, соотносящимися, принципиально недопустимо. Согласно ему, все, с чем индивидуумы встречаются в психике, суть образы — то есть, феномены. Хиллман — это феноменолог или «имаголог»: «Я просто следую образному, феноменологическому методу: брать вещь такой, какова она есть, и разрешать ей рассказывать» (с. 14). Для архетипической школы не существует архетипов самих по себе — ни неокантианских категорий, ни ноуменов. Существуют только феномены, или образы, которые могут быть архетипическими." Мишель Вэнной Адаме. Кембриджское руководство по аналитической психологии

Марио Якоби ВСТРЕЧА С АНАЛИТИКОМ

Что, еще одна книга о переносе? Какая в ней необходимость, если учесть, что на эту тему уже есть немало публикаций, доступных читателю?
Я уверен в том, что эта книга необходима. В первую очередь потому, что большая часть работ, посвященных феномену переноса, написана аналитиками, последователями Фрейда, которые придерживаются рамок психоаналитической теории и психоаналитического метода. В основном эти сочинения предназначены для «внутреннего потребления»; их авторы используют абстрактный язык и большое количество научных терминов. Я ценю эти труды. Наверное, психоаналитиков школы Фрейда ощущение переноса интересовало меньше, чем его объяснение в терминах общей метапсихологической теории, и профессиональные психотерапевты могут извлечь пользу из таких исследований, не разделяя теоретических воззрений их авторов.
В этой книге я обращаюсь к реальным переживаниям, которые составляют неотъемлемую часть проявлений человеческой психики, к чувствам, страданиям, страстям и запретам, в частности, возникающим во время встречи с аналитиком. Я надеюсь, что эта книга будет доступна как профессионалу, так и любому образованному читателю и поможет понять вклад в терапевтический процесс тех явлений, которые называются «перенос» и «контрперенос».

Луиджи Зойя «Наркомания» (патология или поиск индивидуации)

Отношение к проблеме наркотиков и наркозависимости в западном обществе значительно изменялось в течение второй половины XX в. От поэтизации темы, характерной для богемы середины века, к протестным культурам 60-х и 70-х, до современного представления о наркомане как маргинале, отторгнутом обществом. Однако, под каким бы предлогом ни приходил бы человек к наркотику, в результате он вынужден был либо искать лечения, либо погибнуть. Давно было известно, что наркомания не сводится исключительно к проблеме физиологической зависимости от наркотика. О глубинных причинах возникновения наркомании и аналитических способа борьбы с ней написана работа Луиджи Зойа. В дополнение к ней, читатель найдет обширную статью Юлии Власовой, практикующего аналитика, работающего с наркоманами в России. Представленные точки зрения и практические рекомендации будут равно интересны и практикующему психологу и читателю, размышляющему о культурных установках современного общества. А, быть может, приведенные здесь соображения помогут кому-то избежать пагубного погружения в мир наркотика.

Мери Уоткинс "Главы из книги "Сны наяву""

ДВИЖЕНИЯ В ВООБРАЖАЕМОМ ПРОСТРАНСТВЕ Образ как гид. Воображаемое имеет для нас качество иного мира, о котором мы не знаем практически ничего. Мы никогда не ложимся в кровать, зная, какую тему сновидение будет обсуждать с нами ночью, или какой образ всплывет днем. Нас похищают и транспортируют в ландшафты и драмы, находящиеся вне пределов нашей сознательной способности выдумывать фокусы и предсказывать. Мы движемся в видимую темноту. Обычный свет понимания не может проникнуть туда. Руководства и гиды [1] возникли, чтобы помочь научиться распознавать движущиеся тени и контуры, которые мы могли бы встретить, помочь нам изучить средства вхождения в отношения с этой чужой территорией. Эти руководства делают свою работу ускорения связывания индивидуального и воображаемого с символами и метафорами.

Лин Коуэн "МАЗОХИЗМ"

Лин Коуэн - доктор философии, область ее интересов - юнгианский аналитический подход, который она практикует в течение 25 лет. Занимала пост директора Межрегионального центра юнгианского анализа, президента Межрегионального общества юнгианских аналитиков, профессора в Центре обучения практической психологии (штат Миннесота). Является автором ряда книг по юнгианской психологии. Доктор Коуэн читает лекции в США, Европе и Южной Америке.

Марио Якоби "Стыд и истоки самоуважения"

Книга юнгианского аналитика из Цюриха, одного из признанных лидеров и патриархов современной аналитической психологии, исследует проблемы, связанные со стыдливостью, застенчивостью и искаженной самооценкой. Это единственная психологическая работа, специально посвященная такому распространенному аффекту как стыд.

Зойа Луиджи "Созидание души"

Этот текст - не монографическое исследование, в котором идея излагается, развивается и завершается выводами. Он скорее подобен одиссее - теме, весьма дорогой автору, - которая уводит в места, доселе неведомые нашему разуму, показывает нам уголки жизни, обычно избегаемые нами по причине присущей нам лени, смешанной с боязливостью, оставляет нас на пустынном берегу, где внезапно появляются чудища,- теме, которая бросает вызов нашим интеллектуальным или романтическим дерзаниям.
RSS-материал