Председательствующий (д-р Эммануэль Миллер):
Я не стану отнимать время у профессора Юнга, а просто выражу свою радость по поводу того, что нынешним вечером я оказался в роли председательствующего. Однако я нахожусь и в весьма невыгодном положении: у меня не было возможности посетить предыдущие лекции и поэтому я не знаю, в какие глубины бессознательного профессор Юнг успел вас погрузить, но думаю, что сегодня он собирается продолжить знакомить вас со своим методом анализа сновидений.
Профессор Юнг:
Интерпретация глубокого сна на примере, рассмотренном нами выше, никогда не будет исчерпывающей, если останется в области личностной сферы. Подобные сны содержат архетипические образы, и это означает, что психологическая ситуация сновидца выходит за пределы личного слоя бессознательного. Его проблема в дальнейшем уже не только частное дело, но в известном смысле проблема общечеловеческая. Символ чудовища как раз и указывает на это. Он демонстрирует миф о герое, и дальнейшая связь со сражением у лечебницы св. Якова также представляет общий интерес.
Способность рассматривать ситуацию с общей точки зрения обладает в клиническом смысле огромной терапевтической силой. Современная терапия не очень-то осведомлена об этом, но древней медицине было хорошо известно, что возведение индивидуальной болезни на общий, более высший и безличный уровень несет значительный лечебный эффект. В Древнем Египте, например, к человеку, укушенному змеей, сразу же звали жреца-лекаря и тот брал с собой из библиотеки храма манускрипт с мифом о Боге Ра и его матери Изиде Совершался процесс лечебной декламации в присутствии укушенного больного. Изида произвела ядовитого червя и упрятала его в песок, бог Ра наступил на змею и та его укусила. Бог Ра стал страдать от ужасной боли и находился под угрозой смерти. Тогда боги настояли на том, чтобы Изида прочла заклинание, которое вытянуло бы яд из тела. Суть идеи проста — пациент под впечатлением услышанного может и в самом деле вылечиться *. Для нас с вами это представляется совершенно невозможным. Трудно вообразить, что, читая сказки братьев Гримм, можно вылечиться от тифозной лихорадки или воспаления легких. Но даже с нами могут происходить определенные чудеса: иногда простое утешение, сочувствие или психическое воздействие сами по себе могут вылечить или, по крайней мере, помочь в лечении.
* "И Изида, великий мастер чародейства, произнесла "Струись яд и выходи из Ра. Я совершила тайнодействие и теперь яд прольется на землю, ибо он послушен мне. Ра будет жить, а яду суждено умереть, ибо если яд кив, то умрет Ра"" И сходным образом конкретный человек, сын конкретного человека будет жить, а яд, попавший в ею тело умрет" (Е A Wallis Bulge Египетская питература т. 1, с. 55 )
Если архетипическая ситуация, подразумевающая болезнь, была выбрана верно, то пациент-пращур выздоравливал. Ему начинало казаться, что муки болезни не только заставляют страдать его одного, но они общие — даже сам Бог страдал. Косвенным путем это вводило пациента в общество людей и богов, и само это знание уже обладало значительным излечивающим эффектом. Современная духотерапия пользуется теми же приемами: боль или страдание сравниваются с муками Христа, что приносит утешение. Индивид покидает скорлупу своего жалкого одиночества и представляется последователем божественной героической судьбы через страдания самого Бога Когда древнему египтянину указывают, что он следует судьбой Ра, Бога Солнца, он тотчас же встает на один уровень с фараоном, являющимся сыном Бога. Таким образом, обычный человек становился сам как бы богом (отождествляясь с ним), это приводило к высвобождению огромных запасов энергии (психической), откуда понятно излечивание и снятие болевых ощущений. Отсюда становятся понятными и некоторые необычные ритуальные действия людей. Например, хождение босыми ногами по раскаленным углям или нанесение себе тяжких телесных повреждений, которые воспринимаются без какого-либо чувства боли. Вероятно, здесь срабатывает этот впечатляющий и адекватный сигнал, мобилизующий бессознательные силы до такой степени, что даже нервная система перестраивается, делая тем самым реакции тела "нормальными".
В случае психического страдания, которое всегда изолирует индивида от сообщества, от объединения так называемых нормальных людей, огромную роль играет понимание, а скорее, вера, что конфликт не индивидуальная трагедия, а одновременно страдание всех, совместная ноша времени. Это общая точка зрения возвышает человека над собой и связывает с человечеством. В подобном случае нет условий для возникновения невроза, ибо подчас ситуации порождаются самыми обычными обстоятельствами. Например, живя в современном обществе, вы вдруг потеряли деньги. Естественная реакция — огорчение и стыд, что ты единственный такой осел, который теряет деньги. Но поскольку все теряют деньги и это не есть нечто из ряда вон выходящее, то в конце концов примиряешься с потерей. Когда другим людям так же плохо, как тебе, переносить дискомфорт гораздо легче. Если человек потерялся в пустыне, на леднике или он ответственный лидер группы в рискованной ситуации, он чувствует себя скверно, если не совсем плохо. Но если он солдат потерявшегося батальона, то он присоединяется к остальным, отпуская шутки. подбадривая коллектив и себя, и не будет думать об опасности. И хотя степень опасности от этого не меньше, индивид чувствует себя совершенно иначе в группе, чем когда он оказывается в подобном положении один.
Когда архетипические фигуры возникают в снах, особенно на последних этапах анализа, я объясняю пациенту, что его случай не уникальный и не особенный, и что его психика работает на уровне, близком к общечеловеческому. Это важно, так как невротик чувствует себя ужасно изолированным и стесняется своего невроза. Но если он знает, что его проблема общая, а не просто личная, вот тут уже другое дело. В случае нашего сновидца, если бы я намеревался продолжать лечение, я бы обратил его внимание на такой факт, что в его последнем сне присутствует общечеловеческий мотив. Да и он сам в своих ассоциациях осознавал этот мотив противостояния между героем и драконом.
Битва героя с драконом как символ типичной человеческой ситуации — очень частый мифологический мотив. Одна из его древнейших литературных версий — вавилонский космогонический миф-в котором герой — бог Мардук — борется с драконом Тиаматом Мардук — бог весны, а Тиамат — мать-дракон, первозданный хаос.
Мардук убивает ее и разрубает на части. Из одной половины он делает небеса, а из другой — землю *.
* Jung С G Symbols of transformation, С W 5, par 375ff
Другая, еще более впечатляющая параллель нашему случаю — эпос о Гильгамеше. Гильгамеш — типичный карьерист, человек честолюбивых замыслов, как и наш сновидец, великий царь и герой. Мужчины рабским трудом возводят город со сложными оборонительными стенами. Женщины, забытые, покинутые мужьями, взы-вают с мольбой к богам защитить их от безрассудного тирана. Боги решают, что пора что-то предпринять. На психологическом этапе это означает: Гильгамеш пользуется только своим сознанием, голова имеет крылья и отделена от тела, но тело собирается что-то заявить по этому поводу. Ситуация оборачивается неврозом, а именно: столкновением противоположных факторов-полюсов. Как же невроз выглядит в поэме? Боги решают "призвать", т. е. сделать человека наподобие Гильгамеша. Они создают Энкиду, однако Энкиду несколько отличается от Гильгамеша. Он длинноволос, выглядит, как пещерный житель, живет с дикими животными в степи, пьет воду из колодцев, вырытых копытами газелей. Гильгамеш в добром здравии и памяти спит и видит сон, посвящающий его в намерения богов. Ему снится, что на его спину упала звезда, превратившаяся в могучего воина, и Гильгамеш борется с ним, но не может освободиться. В конце концов он все же побеждает и бросает противника к ногам матери, а мать делает его равным Гильгамешу. Мать как мудрая женщина разгадывает сон Гильгамеша, а Гильгамеш, пользуясь хитрыми приемами, делает Энкиду своим другом. Он овладевает реакцией бессознательного: хитростью и настойчивостью преследует своего противника, в результате они становятся друзьями и могут действовать совместно. Но приключения только разворачиваются.
В самом начале совместных предприятий Энкиду видит мрачный сон — подземное царство, где живут мертвые; а в это время Гильгамеш готовится к серьезному и опасному делу. Как и подобает героям, вместе с Энкиду он собирается победить Хумбабу, ужасное чудовище, которого боги поставили охранять их святилище на кедровой гоpe. Хумбаба издавал буреподобный рев, так что всех, кто приближался к кедровой роще, охватывала слабость. Энкиду выглядел храбрым и очень сильным, однако нервничал по поводу всего мероприятия. Его угнетали дурные сны, к которым он относился с вниманием; сходным образом, как и подавленный человек в нас самих, над которым мы смеемся, когда эта подавленная часть нашего "Я" проявляет суеверность определенных дат и т. п.; подавленный человек, тем не менее, продолжает нервничать по поводу определенных вещей. Энкиду очень суеверен, его преследуют дурные сны на пути в лес и предвестия худых новостей. Но Гильгамеш толкует эти сновидения оптимистически. Вновь реакция бессознательного оказывается не соответствующей дальнейшему сюжету — наши герои достигают успеха и с триумфом доставляют голову Хумбабы в свой город.
Но тут вмешиваются боги, точнее богиня Иштар, пытающаяся победить Гильгамеша. Исходный принцип самого бессознательного — вечная женственность, и Иштар с истинной женской хитростью обещает Гильгамешу золотые горы, если он станет ее возлюбленным. Он уподобится Богу, его власть и богатства безмерно возрастут, но Гильгамеш не верит ни единому ее слову. Он грубо отказывается и, в свою очередь, обвиняет ее в жестокости и неверности своим любовникам. Иштар в гневе и бешенстве призывает богов сотворить исполинского быка, который спускается с небес и начинает разрушать царство Гильгамеша. Вспыхивает великая битва, сотни людей погибают, отравленные дыханием священного быка. Гильгамешу с помощью Энкиду удается убить быка. Празднуется победа.
От боли и гнева Иштар опускается на стену города, тут сам Энкиду совершает над ней насилие. Он оскорбляет ее и бросает в лицо член мертвого быка. Это кульминационный момент, далее следует развязка (peripeteia). Энкиду видит зловещие сны, а затем заболевает и умирает.
Это означает, что сознательное полностью отделилось от бессознательного. Бессознательное ушло со сцены, и Гильгамеш остался один — победитель с горестным лицом. Он едва выносит потерю друга, но все его муки утраты есть по сути страх смерти. Гильгамеш видит своего друга мертвым и сталкивается лицом к лицу с фактом смерти: и он смертен. Теперь только одно желание беспокоит его — достичь бессмертия. Он предпринимает героические усилия. чтобы отыскать лекарство против смерти — он знает одного старика, своего предка, обретшего вечную жизнь и живущего далеко на Западе; он пытается найти его. Начинается путешествие в подземное царство, в потусторонний мир - Некию, - а затем Гильгамеш отправляется на Запад, вслед за солнцем, через двери небесной горы. Он преодолевает неслыханные трудности, и даже боги не мешают рискованному предприятию, хотя знамениями говорят ему, что поиски напрасны. В конце концов Гильгамеш достигает цели своего путешествия и убеждает старика рассказать о лекарстве. На дне моря он добывает магическую траву бессмертия pharmakon athanasias и приносит ее домой. Он устал от странствий, но полон радости, так как овладел удивительным лекарством и ему не надо больше бояться смерти. Гильгамеш купается в бассейне, освежая себя с дороги, а в это время змея вынюхивает целебное растение, подползает к нему и выкрадывает его. Возвратившись, Гильгамеш предпринимает новые действия по укреплению города, но мира не наступает. Он хочет знать, что происходит с человеком после смерти, и в конце концов к нему приходит дух Энкиду. Он появляется из дыры в земле и сообщает Гильгамешу весьма неутешительные сведения. На этом эпос кончается. Окончательная победа остается за холоднокровным животным.
Сохранилось значительное количество снов, записанных еще в античный период, в которых прослеживаются параллельные мотивы. Я приведу короткий пример того, как поступали наши коллеги в древности, разгадывая сон. Первый век новой эры. Эпизод, изложенный Иосифом Флавием в его истории об Иудейской войне *, в котором он описывает разрушение Иерусалима.
* Иосиф Флавий. Иудейская война. Ч. 2. СПб. 1996.
Тетрарх Палестины по имени Архелай был римским правителем и отличался жестокостью. Подобно почти всем провинциальным правителям, он рассматривал свое положение как удобный способ возвеличить себя и украсть то, на что натыкались его взгляд и руки. В результате такого положения дел к императору Августу в конце концов послали делегацию с жалобой. Случилось это на десятый год правления Архелая. Примерно в это же время ему приснился сон, в котором он увидел девять больших спелых колосьев пшеницы, которые "на глазах" поела голодная скотина. Архелай встревожился и немедленно призвал к себе "психоаналитика". Психоаналитик сказать ничего не смог, возможно, он побоялся сказать правду и отделался ничего не значащими фразами. Тогда Архелай собрал группу других "психоаналитиков" для консультации, но и те ничего путного не сообщили.
В те времена в Египте существовала любопытная секта людей, ессеев, (therapeutai) с весьма независимыми взглядами. Они жили Неподалеку от Мертвого моря, кстати, вполне возможно, что к этой секте принадлежал Иоанн Креститель Послали к ним за толкователями. Явился некто Симон Ессей и, разобравшись, дал следующий ответ: "Пшеничные хлопья означают годы твоего правления, а скотина, пожравшая их, — перемены. Девять лет истекло, и теперь предстоят большие перемены в твоей судьбе. Голодная скотина предвещает твое падение". Подобные сельскохозяйственные образы в тех странах воспринимались достаточно легко. Поля должны бьли надежно охраняться от пасущегося скота. Трава на южных пастбищах растет очень низкая, и скот вечно голоден, так что ночной визит коров или волов через сломанный забор на засеянное поле может обернуться катастрофой — потерей урожая. Отсюда и основа для толкования сна.
Через несколько дней посте визита прорицателя прибыл римский инспектор, он провел расследование, сместил Архелая, лишил всего недвижимого имущества и выслал из Палестины.
Архелай был женат, и его жене, Глафире, тоже приснился сон Естественно, происшедшее с мужем держало ее под сильным впечатлением. Во сне явился первый муж (Архелай был третьим), согласно сновидческой версии, он был убит Архелаем, так что появился из царства мертвых. Этот бывший муж, по имени Александрос, обвинит Глафиру в недостойном поведении и сообщил, что собирается забрать ее назад к себе. Симон Ессей по поводу этого ничего не пояснил, предоставив эту возможность нам. Важно то, что в действительности Александрос был мертв Поэтому когда он заявил, что собирается забрать Глафиру к себе, то это означает, что ей предстоит путь в загробный мир Так оно и случилось — через несколько дней Глафира совершила самоубийство. Способ, которым руководствовался Симон-прорицатель, оказался весьма рациональным и логичным с точки зрения сегодняшнего дня. Правда, он не был слишком сложным, как того требует большинство наших снов. Я отметил для себя следующую особенность: сны по своей сложности или простоте соответствуют самому сновидцу, сложности структуры его сознания Только они всегда немного опережают сознание сновидца, предшествуют сознанию Например, я не понимаю свои собственные сны сколь-нибудь лучше, чем сны других людей, так как они - мои сны - отчасти выходят за рамки возможностей моего понимания Здесь у меня тоже проблемы, как и у людей, совершенно ничего не знающих о толковании снов. Знание не оказывается преимуществом, когда дело заходит о собственных снах.
Другая интересная параллель к нашему случаю — это история, розможно, известная вам из четвертой главы книги пророка Даниила*. Когда царь Навуходоносор завоевал всю Месопотамию Я Египет, то решил, что теперь он самый великий человек, поскольку владеет всеми, известными ему землями. И вот ему снится сон, типичный, как мы говорим, сон карьериста (arriviste), забравшегося слишком высоко. Ему приснилось дерево невероятных размеров, выросшее до небес и отбрасывающее тень на всю землю. Но вот наблюдающий с небес ангел-хранитель приказал срубить дерево, обрубить сучья и ветки, сорвать листья, так что в конце концов остался один пень. А сам он, Навуходоносор, дикий и одинокий, живет среди зверей и у него вместо человеческого сердца — звериное.
* Jung С G The Structure and Dynamics of the Psyche С W. 8
Конечно, все признанные астрологи, мудрецы и прорицатели отказались разгадать сон. И только Даниил понял его смысл. Он предостерег царя от попыток стяжательства и несправедливостей, иначе, сон может обернуться несчастьем. Но царь, полный манией величия, советом пренебрег. Тогда голос с небес вновь послал ему знамение, повторившее пророчество Даниила. И что же в конце концов? Все случилось, как и было предсказано. Навуходоносор превратился в зверя и очутился среди животного царства. Ел траву, тело покрылось росой, волосы выросли длиной с орлиные перья, ноги стали когтями. Он превратился в дикаря, лишенного за ненадобностью разума. Еще хуже, чем дикаря, так как утратил все человеческое; он стал чудовищем Хумбабой. История символизирует полную деградацию человека, потерявшего себя.
Случай этот иллюстрирует проблему преуспевающего человека, забывающего о себе и наталкивающегося на сопротивление бессознательного. Противоречие возникло прежде всего в снах, и если оно не принимается во внимание, то переживается в реальности, и, как правило, катастрофическим образом. Эти исторические сны, как и все сны, осуществляют компенсаторую функцию: они — индикация, симптом, служащий сигнализацией того, что сновидец где-то отклонился от своего собственного пути. Где-то он мог стать жертвой собственной амбиции и тщеславных замыслов, и если он не обратит внимание на это, то пропасть может увеличиться, увеличивая тем самым вероятность в нее угодить.
Я хочу подчеркнуть, что в истолковании снов очень важно внима тельнейшим образом рассмотреть все детали, не упуская из виду и сам контекст. Ни в коем случае нельзя подстраивать какую-либо теорию, но всегда спрашивать сновидца, что он чувствует по поводу тех или иных образов. Сны всегда посвящены какой-либо частной проблеме индивида, относительно которой у него неверное сознательное суждение. Сны всегда являются реакцией на нашу сознатель ную установку, действующей тем же самым образом, каким тело, скажем, реагирует на переедание или недоедание. Сны — естественная реакция саморегуляции психической системы.
Эта формулировка лежит в основе теории о структуре и функция сновидений. Я придерживаюсь точки зрения, что сны так же много-мерны, непредсказуемы и невычислимы, как и человек, поведение которого можно пронаблюдать в течение дня. Проследите за челове ком в течение ряда моментов и вы увидите и услышите самые разнообразные реакции; то же и со снами. В снах мы проявляем такую же разносторонность, как и в повседневной жизни; и так же, как невоз можно обосновать теорию многих аспектов сознательной личности, так невозможно выстроить общую теорию сновидений.
Сегодня, вопреки собственной традиции, я собираюсь проана лизировать сон не из серии, а единичный. Более того, я не знаком со сновидцем и, следовательно, не могу использовать ассоциативную сферу. Поэтому интерпретация сна покажется кому-то спорной. Но есть и известное оправдание для подобной процедуры. Если сон сконструирован из личностного материала, то и ассоциации носят индивидуальный характер, но если сон главным образом мифологичен по структуре — разница между ними очевидна сразу,— то тогда он говорит универсальным языком, и любой интерпретатор может пользоваться параллелями для конструирования текста. По крайней мере, необходимое знание для этого у него есть. Например, если но сне разыгрывается герой-дракон, каждый кое-что может сказать по этому поводу: все мы читали сказки и легенды и знаем о героях и драконах. На коллективном уровне сновидений практически разницы между людьми нет, в то время как на персональном уровне царит полное различие.
Главная составляющая сновидения, о которой я собираюсь говорить,— мифологическая. Здесь мы сталкиваемся с вопросом: при каких условиях снятся мифологические сны? У цивилизованных людей они крайне редки, так как наше сознание в значительной степени свободно от подспудного архетипического разума. Мифологические сны поэтому воспринимаются нами как очень чуждый элемент. Но это не так, когда речь идет о менталитете, близком к первобытной психике. Примитивы обращают огромное внимание на такие сны и называют их "большими снами" в противоположность обычным. Они чувствуют, что эти сны важны и несут в себе общий для всех смысл. Поэтому в племенной общине сновидец всякий раз объявляет о приснившемся "большом сне" соплеменникам, по поводу чего собирается специальный совет. "Большие сны" каждый раз рассказывались римскому сенату. Сохранилась история I века до И. э. о сновидении дочери сенатора, в котором богиня Минерва явилась перед ней и пожаловалась, что римляне нерадиво относятся к ее храму. Госпожа чувствовала себя обязанной изложить сон сенату, который, выслушав, проголосовал выделить определенную сумму денег на ремонт храма. Похожая история рассказана Софоклом: из храма Геракла был украден драгоценный золотой сосуд. Во время сна Софокла перед ним явился Бог и назван ему имя вора. После того как сон повторился в третий раз, Софокл счел нужным известить об этом Ареопаг.
Человек, на которого пало подозрение, был задержан, в процессе расследования он признался и вернул украденный сосуд. Эти мифологические или коллективные сны обладают свойствами, заставляющими людей инстинктивно рассказывать их. Инстинкт здесь совершенно обоснован, так как такие сны принадлежат индивиду, они несут в себе коллективный смысл. Объективно они содержат в себе бесстрастную истину, в частности являются той же истиной для ряда людей в определенных обстоятельствах. Вот почему в античности и в середине века сны весьма почитались. Тогда наличествовало убеждение, что они выражают коллективную человеческую правду.
Теперь о самом сне. Его сообщил мне коллега моих лет: он добавил при этом некоторые подробности о самом сновидце. Коллега — клинический психиатр, а пациентом оказался весьма приметного вида молодой француз двадцати двух лет, очень интеллигентный и красивой наружности. Француз путешествовал по Испании и вернулся в очень подавленном состоянии, которое врачи определили как Маниакально-депрессивный психоз (МДП), депрессивную форму. Степень подавленности не была критически острой, хотя клиент чувствовал себя неважно и был госпитализирован. Спустя полгода он выписался и через несколько месяцев после этого покончил с собой, несмотря на то, что в процессе лечения стал практически здоров, от депрессии избавится, так что была вероятность, что самоубийство произошло в состоянии спокойного сознания Сновидение происхо дило в самом начале периода депрессии
В основании большого собора в Готедо находится резервуар с водой, сообщающийся с речкой Тахо, опоясывающей город. Резер вуар представляет собой небольшое темное помещение. В воде живет огромный змей, глаза его сверкают, как бриллианты. Здесь же находится золотой кувшин, в котором хранится золотой кинжал. Кинжал является ключом к городку, и его обладатель имеет полную власть над Толедо. Сновидец знает, что змей друг и защитник В.С., юного приятеля сновидца. В. С. засунул голую ногу в пасть змею, змей дружелюбно лижет ее, а В. С. радостно играет со змеем, на лице бесхитростного дитяти нет и тени страха. Во сне В. С. что-то около семи лет, в действительности он и в самом деле друг юных лет сно-видца. С того момента, вещает сон, о змее позабыли, и уже никто не осмеливается спускаться в его обитель.
Эта часть сна вступительная, затем начинается само действие. Сновидец наедине со змеем. Он почтительно, но без страха, бесе дует с ним. Змей рассказывает, что Испания принадлежит ему, так как он друг В. С. , а затем просит вернуть мальчика. Сновидец отка зывается сделать это, но взамен обещает сам спуститься в темную пещеру и подружиться со змеем. Позже он изменяет решение и наме ревается послать вместо себя своего приятеля мистера С. Мистер С — потомок испанских мавров, и его визит в подвальный резер вуар с водой должен продемонстрировать исконную храбрость этого народа. Сновидец советует прихватить меч с красной рукояткой, най денный на оружейном заводе по другую сторону реки Тахо. При этом сообщается, что меч очень древний, принадлежащий еще древним фокейцам (Phocaeans)*. С берет меч и спускается в резервуар, сно видец советует ему проткнуть левую ладонь мечом. С протыкает, но оказывается не в состоянии сохранить самообладание в присутствии могучего змея. Подавленный болью и страхом С. кричит и, качаясь вылезает наверх, бросив кинжал. Выходит, что С. править Толедо не сможет, и тут сновидец ему ничем помочь не может. Он вынужден разрешить остаться простым украшением на стене собора.
* Фокеицы — обитатели древней Фокеии располагавшеися на западном побере жье Малой Азии. Они основали Марсель (Massilia) а также ряд колоний на восточном побережье Испании
Сон кончается. Он, естественно, происходил на французском языке. Что мы имеем из самого текста сна? В плане друзей — определенные намеки: В. С.— друг раннего детства, немного старше, чем сновидец. Последний спроектировал на мальчика все обаяние и очарование и сделал из него героя, но позже потерял его из виду, возможно мальчик умер. С.— друг более недавнего времени. Указывается на то, что он родом из испанских мавров.
Уже говорилось, что сновидец недавно был в Испании и, конечно, видел Толедо, после чего случился сон. Пациент был в плохом состоянии и не мог помочь доктору в толковании сна. Мой коллега не знал, что делать с этим сном, но чувствовал его важность и решил отослать сон мне. Получив сон, я не смог сразу расшифровать его. Тем не менее у меня появилось ощущение, что знай бы я больше о такого рода снах и если бы я занимался этим случаем сам, то мог бы помочь молодому человеку и самоубийства, возможно, не произошло. Мне знакомы случаи, когда, понимая сны буквально, люди сталкивались с большими трудностями. С таким чувствительным, утонченным, изучавшим историю искусства и необычайно интеллигентным человеком, как наш пациент, следовало быть особенно осторожным и внимательным. Банальности здесь неуместны, был необходим глубокий анализ. Не будет ошибкой предположить, что Толедо — город мечты сновидца, мечты, которая возникла бы у любого человека с его уровнем образования, тонким эстетическим восприятием, эрудицией.
Это чрезвычайно впечатляющий город. В нем находится один из наиболее изумительных готических соборов мира. Место с очень древними традициями, старый римский Толет (Tolletum) веками был резиденцией кардинала епископата и примаса Испании. С VI по VIII вв. он является столицей вестготов, с VIII по XI вв.— столицей провинциального Мавританского княжества, а с XI по XVI вв.— столицей Кастилии. Толедский собор — прекрасное и впечатляющее сооружение — воплотил в себе мощь, величие, красоту и тайну средневекового христианства, нашедшего свое существенное выражение в церкви. Собор является воплощением, олицетворением духовного царства, так как в средние века мир управлялся императором и Богом. Поэтому собор выражает христианскую философию или мировоззрение (Weltanschauung) средневековья.
Сон говорит, что под собором находится место для мистерий, что в реалии не соответствует духу христианской церкви. Что могло находиться под собором в тот период? В древности всегда существовали подземные часовни или крипты. Большая крипта есть в Шартрском соборе, она дает прекрасное представление о мистериальном характере крипты. Крипта в Шартре первоначально была святилищем с источником, там совершались поклонения Деве -— не деве Марии, как сейчас, а кельтской богине. Под каждой христианской церковью в средние века сооружалось потаенное место, в котором в старину совершались мистериальные празднества. То, что сейчас мы называем церковными таинствами, в раннем христианстве было мистери ями. В Провансе крипта называлась Le musset, что означает секрет, слово, возможно, происшедшее от мистерии, могущее означать тайное место. В Аосте, где говорят на провансальском диалекте, есть musset под собором.
Крипта, возможно, ведет свое начало от культа Митра (древне-иранского бога Солнца). В митраизме главная религиозная церемония совершалась в сводчатом склепе, наполовину скрытом под землей Прихожане в это время находились в главной церкви наверху. Сквозь специальные смотровые щели они могли видеть и слышать церемонию службы, самих священнослужителей и избранных, распевающих псалмы, совершающих ритуальные обряды внизу. Вход туда разрешался только посвященным. Крестильни в христианской церкви. отделенные от основной молитвенной залы храма, служат той же цели, так как крещение (и причастие) являлось мистерией, о которой прямо не упоминалось. Пользовались аллегорическим намеками, чтобы сохранить тайну. Засекреченность касалась и имени Христа, которое упоминать не разрешалось. Вместо этого употреблялось имя Ихтиас, Рыба. Возможно, кое-кому приходилось видеть репродукции раннехристианской живописи, где Христос появляется в виде рыбы Тайна, связанная со священным именем, есть возможная причина, почему имя Христа ни разу не упоминалось в раннем христианском документе 140 года н. э., известном как Пастырь Гермы *.
* К. Г. Юнг. Психологические типы. Глава 5.
Последний являлся важной частью христианской литературы, почитаемой церковью до XV века. Автор этой книги видений Герма. как полагают, был братом римского епископа Пия. Духовною учителя, являющегося Герме, зовут Поймен, Пастырь, но никак не Христос.
Идея крипты, или мистериального места, восходит к чему-то лежащему в предыстории христианского мировоззрения, к чему-то более древнему, чем само христианство. Живой пример того — языческий источник под собором в Шартре или античная пещера с живущим в ней змеем. Разумеется, источника со змеем не мог лицезреть наш сновидец во время своего путешествия по Испании. Этот образ — результат не индивидуального опыта, и поэтому не может быть параллелью к мифологическому и орфографическому знанию. О некоторых реализациях этого параллелизма я скажу. Известно, что каждая церковь имеет купель для крещения. Прообразом ее был бассейн для купания, короче, водоем, в который погружали или символически окунали посвящаемых. После метафорической смерти в крестильном бассейне (купели) посвященные появлялись преображенные quasi modo gemti, совершалось как бы перерождение. Можно поэтому предположить, что крипта, или крестильная купель, имеет значение места ужаса и смерти и одновременно перерождения; места, в котором совершаются тайные посвящения.
Змей в пещере — это образ, часто возникающий в античности. Важно отметить, что в классической античности, как и в других цивилизациях, змей был не только животным, вызывавшим страх, но также означавшим исцеление. Поэтому Асклепий, бог врачевания, связан со змеем; эмблема с профилем змеи часто используется в медицине до сих пор. В храме Асклепия, Асклепионе, являвшемся своеобразной древней хижиной, в земляном основании пола находилась дыра, сверху заложенная камнем, дыра-ход вела в нору, в которой жил священный змей. В камне имелась щель, предназначенная для опускания платы людьми, приходившими исцелиться. Змей одновременно служил как бы кассиром клиники и собирателем даров, бросаемых ему в нору. Во время страшной эпидемии чумы в эпоху правления Диоклетиана зменитый змей из Асклепиона в Эпидарии был доставлен в Рим как панацея. Он представлял своим присутствием самого бога.
После божественной миссии исцеления змею приписывались качества (дар) мудрости и пророчества. В знаменитом Кастальском ключе, символизирующем источник вдохновения, жил питон. Аполлон, сражаясь, победил питона, с этого времени Дельфы стали местом пребывания знаменитого оракула, а Аполлон — их богом. Позже половина могущества перешла к Дионису, появившемуся с Востока. Под землей, где обитают духи мертвых, змеи и вода всегда встречаются вместе, о чем упоминает в "Лягушках" Аристофан. Легендарный змей часто заменялся драконом; латинское draco переводится просто как "змея". Работающей параллелью символа во сне можно считать христианскую легенду V века о святом Сильвестре. В пещере под скалой Тарпейи в Риме жил страшный дракон, в жертву кото рому приносились юные девушки. По другой версии, дракон бы i искусно сделан и, чтобы доказать это, в пещеру спустился один монах. Он обнаружил меч, торчащий из пасти искусно сделанною чудища, а вместо глаз сверкали бриллианты.
Часто в мистериальных пещерах, как и в Кастильской, находился источник. Источники играли очень важную роль в культе Митры, из которого произошли многие ритуальные элементы ранней церкви Порфирий рассказывает, что Зороастр, пророк и реформатор древне-иранской религии, освятил в честь Митры пещеру, в которой было несколько источников. Те, кто был в Германии и видел Саальбург (Saalburg) около Франкфурта, могли заметить источник неподалеку от пещеры Митры. Его культ всегда связывался с источником. В прекрасной Митрейе в Провансе есть большой бассейн с удивительной кристально-чистой водой, а за ним скала с высеченным изображением сцены жертвенного убийства быка Митрой. Подобные святилища постоянно вызывали склоку у ранних христиан. Адепты Христа ненавидели натурализованные церемонии митрян и тем не менее восприняли от них ряд обрядовых элементов. В Риме обнаружили митрейон*, находившийся ниже пола церкви св. Клемента около четырех метров. Он неплохо сохранился и был полностью заполнен водой, которая после откачки вновь набиралась. Известны и другие религиозные направления античности, например орфический культ. всегда связывавшие подземный мир с водой.
* Митрейон — ритуальное сооружение в честь Митры
Анализируя сказанное, можно заметить, что все примеры следуют из античности. Действительно, образ змея в пещере с водой в античный период был широко известен и играл важную роль в религиозно-общественной жизни. Но можно было бы провести аналогии и с другими цивилизациями и там найти то же самое. Вода под землей в емкости представляет бессознательное. В глубине, как правило, находится сокровище, охраняемое змеем или драконом. В приведенном сне сокровищем является золотой кувшин с кинжалом. Чтобы завладеть сокровищем, надо победить дракона. Сокровище несет в себе таинственный смысл. Оно связано со змеем необычным образом: своеобразная фигура змея сама по себе представляет характер сокровища, словно змей и сокровище — одно и то же Часто змей сам оказывается золотым. Золото есть нечто, чем каждый стремится обладать, поэтому золотой змей есть сокровище, источник власти и мощи. В раннегреческих мифах обитатели пещер являются героями, такими как, например, Кекроп, основатель Афин. Он наполовину мужчина, наполовину женщина, гермафродит; нижняя часть тела змеевидная; он чистый монстр, то же можно сказать и об Эрехтее, другом мифологическом царе Афин.
Мы приближаемся к уяснению символа золотого кувшина и кинжала. Видевшие вагнеровский "Парцифаль" знают о соответствии кувшина чаше Грааля, а кинжала — копью, оба составляют единое; это мужское и женское начала, образующие единство противоположностей. Пещера, или подземный мир, представляет собой слой бессознательного, в котором нет никакого поэлементного членения, ни даже различия мужского и женского, что первым делом выделяют первобытные. Подобным образом они различают предметы, цивилизованные люди делают это спорадически. Например, некоторые ключи имеют отверстие в бороздке, а у некоторых бороздка сплошная. Первобытные подразделяют их на мужские и женские. В Италии черепичные крыши — обычное явление. Выпуклая черепица кладется сверху, вогнутая под низ. Верхнюю называют монахом, нижнюю монахиней*. И это не неприличная шутка итальянцев, а квинтэссенция деления целого.
* Сравните разъемы в радиоэлектронике по типу штепсель — розетка называют "папа-мама"—Прим перев
Бессознательное, сводя вместе мужское и женское, делает предметы совершенно неразличимыми, поэтому невозможно сказать, Мужские они или женские, так же, как и Кекроп возник из такой мифической дали, что уже невозможно говорить, мужчина он или женщина, человек или змей. Так же и дно цистерны в сне характеризуется полным единством содержащихся в нем противоположностей. Это первозданное, приближенное к идеальному состояние, в котором извечно соединяются противоположные элементы. Но в крайних точках конфликт угасает, и все пребывает или вновь оказывается в первоначальном состоянии нерасчленимой гармонии. Сходные идеи содержатся в древнекитайской философии. Идеальное состояние именуется Дао (рис. 13), и оно состоит из полной гармонии между небом и землей. Одна сторона символа Дао белая с черным пятном, другая — черная с белым. Белая сторона горячая, сухая — светлый принцип, юг; черная сторона холодная, влажная — темный принцип, север. Состояние Дао — это начало мира, в котором еще ничего не началось, а также состояние, достигаемое высшим разумом. Идеи единства двух противоположностей, принципов мужского и женского — образ архетипический.
Однажды я стал свидетелем примера все еще бытующей перво бытной архетипической формы. Во время войны по долгу службы я был в армии, в горной артиллерии. Солдаты копали глубокое укрытие для тяжелого орудия. Вытаскивая тяжелые камни из каменистого неподатливого грунта, они кляли свою работу я находился неподалеку, прислушиваясь к их разговору. Один произнес: "Проклятье, ну и работка нам досталась: ковыряйся в этой дурацкой долине, где когда-то жили русалки и еще до сих пор спят вместе отец и мать". Та же самая мысль, только выраженная наивным образом. Негритянский миф повествует, что первый мужчина и первая женщина спали вместе в тыкве; они ничего не замечали до тех пор, пока не обнаружили, что разорваны надвое, а между ними находится сын. Посреди был человек, и с этого момента мужчина и женщина разделились и познали друг друга. Первоначальное сознание абсолютного бессознательного выражается как полностью покоящееся состояние, где ничего не происходит Когда сновидец имеет дело с архетипическими символами, он вступает в область полного бессознательного, которое представля-ется как величайшее сокровище. Это — центральный мотив "Парци-фаля" Вагнера. Копье должно быть возвращено чаше Грааля, потом) что они существуют вместе вечно. Тот союз, символ целостного завершения,— вечность до и после сотворения мира, потенциальное усло вие. Это и возможный идеал, которого так страстно ищет человек Вот почему он, рискуя, спускается в пещеру, где находится дракон, найти то состояние, когда сознание и бессознательное объединяются идеальным образом так, что сам человек окажется сознающим и несо знающим одновременно. Но, увы, оба слишком разделены, и сознание вновь ищет пути к объединению, спускаясь в глубины, в кою рых они были одним целым. Это можно найти в Тантрической йоге или йоге Кундалини — попытка достичь состояния, в котором Шива находился бы в вечном союзе с Шакти. Шива — вечно напряженная точка, окруженная женским принципом Шакти в виде змеи. Список аналогичных идей можно было бы продолжить. Единство и гармония играют значительную роль в эзотерической традиции средневековья. В алхимических текстах можно встретить изображение процесса соединения Солнца и Луны, мужского и женского начал. Аналогичный символизм прослеживается в христианских хрониках о древних мистериях. Например, в отчете епископа Астерия об Элевсине говорится, что каждый священнослужитель совершал катабазис, или спуск в пещеру. А жрец Аполлона и жрицы Деметры, Матери земли, праздновали иерогамию (hierosgamos), священное бракосочетание, дабы земля вечно оставалась плодородной. Это свидетельство христианское и не является, впрочем, окончательно установленным. Посвященные в Элевсинские мистерии сохраняли строжайшую тайну, разгласивших ожидала смерть. Отсюда никаких конкретных сведений о содержании ритуала нет. Известно, правда, что во время мистерий в честь Деметры совершались ритуалы непристойного характера, служившие символизацией оплодотворения земли. Кворум мистерий представляли известные женщины Афин во главе со жрицами Деметры. Начиналась изысканная трапеза, на которую подавалось множество самых разнообразных вин; затем совершался ритуал aischrologia (сквернословия). Он подразумевал произнесение непристойных шуток, которые рассматривались как религиозный долг, ибо связывались с благоприятным прогнозом на будущий урожай*. Аналогичный ритуал совершался в Бубастисе в Египте во времена мистерий в честь Изиды. Жители деревень по берегам Верхнего Нила спускались на своих суденышках группами вниз по течению, и женщины на барках демонстрировали себя женщинам, стоящим на берегу. Это делалось, по всей вероятности, с той же целью, что и в обряде aischologia,— обеспечить большее плодородие земельных участков. Об этом можно прочесть у Геродота (Книга 2.60). В южной Германии вплоть до XIX века для увеличения плодородия почвы крестьянин каждый год брал жену на поле и совокуплялся с ней на борозде. Подобный ритуал относите я к симпатической магии.
* К. Г. Юнг. Психология и алхимия. Киев. 1997, пар. 105 сноска 35 По данным классической филологии, сообщение епископа Астерия относится к мистериям Деметры, которые имели место в Александрии; в ходе ритуала жрец (но только не Аполлона) и жрица совершали таинство иерогании (hierosgamos). Сквернословие в угоду Деметре имело место во время Тссмофорий (Thesmophoria) — осеннего празднества в ее честь, Стений (Sterna), празднования ее возвращения и Алой (Haloa) — священнодействия в честь Деметры и Диониса, происходившего в середине зимы. См. Harrison. Prolegomena.— Ch. 4.
Кувшин является сосудом, функция которого вмещать или полу-чать, отсюда его женское начало. Это символ пола, содержащего аниму, дыхание и живительную влагу жизни; в то время как кинжал, обладая колющими, проникающими свойствами, является мужским началом. Он режет, разделяет, расщепляет, следовательно символизирует принцип мужского Логоса.
В нашем сне кинжал оказывается ключом к Толедо. Идея ключа часто связывалась с мистериями в пещере. В культе Митры сущест-вовал даже отдельный бог, бог ключа Айон, существование его не объяснялось, но я думаю, понять это нетрудно. Бога изображали в виде крылатого существа с мужским телом и головой льва, обвитого змеей, возвышавшейся над его головой. Изображение его имеется в Британском музее*. Бог представляет Бесконечное время и Долговечность; он является верховным богом в иерархии митра-изма, созидающим и разрушающим все существующее, в бергсониан-ском смысле творческое время (duree creatrice). Он же и Бог солнца. Лев — зодиакальный знак, в котором солнце обитает летом, в то время как змея символизирует зиму или влажный сезон. Поэтом) Айон, львоголовый бог, обвитый змеей, представляет также искомое единство противоположностей, свет и тьму, мужское и женское, созидание и разрушение. Бог изображен со скрещенными руками, держащими ключи. Это — ключи к прошлому и будущему.
* См. рис. на фронтисписе: К. Г. Юнг. Aion. Киев, 1997; см. также указатель к Jung С. G. Symbols of Transformation
Древние мистериальные культы всегда были связаны с помпезными божествами. Некоторые из этих божеств снабжались ключами к подземному царству, потому как являлись и хранителями враг к нему; они наблюдали за сошествием вниз, во тьму, посвященных и управляли мистериями. Богиня Геката — одна из них.
В нашем сюжете ключ оказывается ключом к городу Толедо. поэтому рассмотрим символический смысл Толедо и символику самого города. Являясь древней столицей Испании, Толедо был сильно укреплен, что само по себе считалось идеалом средневекового города: убежище и оплот, который невозможно сокрушить извне.
Феодальный город представлял некую целостность, замкнутую на самое себя; несокрушимая и неподавляемая веками мощь. Поэтому город символизировал целостность самого человека, символизировал установку, принцип целостности, которая не может распасться.
Город как синоним самости человека, его психической целостности,— вообще говоря, старый и хорошо известный образ. Например, в "Новых сказаниях" об Иисусе читаем: "Город, построенный на вершине высокого храма на прочном фундаменте, не может пасть или быть спрятанным". И: "Возжаждите поэтому познать самих себя, и вы познаете, что вы дети Отца всемогущего; и вы познаете, чтовы в городе Бога, и вы—сам город" *. Существует Кептский трактат в Кодексе Брусинауса (Brucmanus), в котором содержится идея единородного или единственного сына Бога, который также есть Антропос, Человек **. В трактате назван город с четырьмя воротами. Город с четырьмя воротами символизирует идею целостности; это индивид, обладающий четырьмя воротами в мир, четырьмя психологическими функциями, так или иначе содержащимися в самости. Город с четырьмя воротами — неразрушимая целостность самости — единство бессознательного и сознания.
* New Sayings of Jesus and Fragment of a Lost Gospel Ed by Grenfell and Hunt Pp. 36 and 15
** Юнг К Г Психология и алхимия Пар 138 и далее
Таким образом, эти глубины, этот слой абсолютного бессознательного в нашем сне содержит в то же время ключ к индивидуальной завершенности и целостности, другими словами, к исцелению. Смысл слов "целое" и "целостность" означает сделать святым или исцелить (ис-целить). Погружение в глубины приносит исцеление.
Это путь к целостному бытию, к сокровищу, которое страждущее человечество вечно ищет и которое находится в укромном месте, охраняемом ужасным дангером — опасностью. Это место первичного бессознательного и одновременно место исцеления и спасения, так как в нем содержится бриллиант целостности. Это пещера, в которой обитает дракон хаоса и одновременно это неразрушимый город, магический круг или temenos, священный предел, в котором соединяются все разорванные части личности.
Использование магического круга, или мандалы, как его называют на Востоке, для лечебных целей — идея архетипическая. Когда человек болен, индейцы пуэбло из Нью-Мексики делают песочное изображение мандалы с четырьмя воротами. В центре сооружают так называемый "потный дом", или лечебный вигвам, в котором пациент подвергается потолечению На полу вигвама нарисован другой магический круг, помещенный в центре большой мандалы* а посреди его находится кувшин с целебной водой Вода символизи рует вход в подземный мир Процесс излечивания в данной церемо нии явно аналогичен символизму, который обнаруживается в коллективном бессознательном Это процесс индивидуации, иденти фикации с целостной личностью, с самостью** В христианском символизме целостность есть Христос, и процесс состоит из mutatio Christi (подражания Христу) Ворота заменены осями креста Змей из пещеры во сне оказывается другом В С , героя ранних лет сновидца, в которого он проецирует все идеалы, к каким стре мился сам, и все добродетели, которыми он вдохновлен Этот юный друг в большой дружбе со змеем Он — невинное дитя, безвинен и еще не ведает конфликта Поэтому он и обладает ключом к Испании и имеет власть над всеми четырьмя воротами***
* Мандала— "круг", "диск" один из священных символов в буддизме в мифологии индейцев пуэбло
** Самость — ключевой архетип в аналитической психологии
*** О дальнейшем анализе данною сна (в рамках семинара в Базеле) см luru CG L Homme a la decouverte de son ame (par 314fr)
Д-р Дэвид Йеллоулис
Вряд ли нужно говорить о том, что я не собираюсь обсуждать что бы то ни было из сказанного сегодня вечером. Все мы довольны, что профессор Юнг, вместо того чтобы тратить время на полемика дал нам столь впечатляющий обзор собственных идей. Однако дума ется, что кое-кто из нас был бы весьма признателен, если бы профес сор согласился с тем, что наш подход к психологии и психотерапии если и не исчерпывается линией Фрейда, то все же соответствует определенным фундаментальным принципам, ассоциируемым с его именем, если последние даже и не были сформулированы самим Фрейдом. Мы глубоко благодарны профессору Юнгу за то, что он предложил нам более широкую, как нам кажется, точку зрения. Неко торые из нас отдают ей предпочтение, и, вероятно, даже сами фреи диеты могли бы объяснить, почему. Но в один из предыдущих вече ров быт поднят вопрос об отношении понятия бессознательною, предложенного нам профессором Юнгом, к фрейдовской концепции, и я полагаю, было бы весьма любезно со стороны профессора Юнга, если бы он хоть как-то помог нам в этом направлении. Я вполне отдаю себе отчет в том, что мог неправильно его понять, но во вторник у меня создалось такое впечатление, что профессор сказал буквально следующее: будто он сам занимается фактами, а Фрейд — теориями. Не хуже меня профессор Юнг должен знать, что такое смелое утверждение требует определенного разъяснения и подтверждения, и я надеюсь, он скажет нам, например, что следует делать, с терапевтической точки зрения, когда мы сталкиваемся с пациентом, спонтанно продуцирующим то, что я называю фрейдовским Материалом, и насколько правомерно рассматривать его теории в качестве просто теорий перед лицом очевидности, подтверждаемой таким материалом, как инфантильная фиксация либидо — оральная, анальная, фаллическая и др. Если бы профессор Юнг несколько откоррелировал сказанное им прежде, хотя бы в общих чертах, мы были бы ему весьма признательны.
Профессор Юнг:
Вначале я сказал вам, что не хотел бы заниматься критикой. Я просто хочу предложить вам свою собственную точку зрения, свой метод рассмотрения психологического материала, и я полагаю, что, узнав, к чему я пришел, вы сможете составить собственное мнение об этих вопросах и решить, в какой мере вам следовать Фрейду, Адлеру, мне, либо кому-то еще. Если же вы хотите, чтобы я пролил свет на вопрос о связи с Фрейдом, я с удовольствием сделаю и это. Я начинал, находясь всецело на позициях Фрейда. Я даже считался его лучшим учеником. Я был с ним в полном согласии до тех пор, пока у меня не появилась идея о символичности некоторых вещей. Фрейд не мог с этим согласиться, он идентифицировал свой метод с теорией, а теорию — с методом. Это недопустимо, нельзя отождествлять метод с наукой. Я сказал, что в связи с этим не могу продолжать участвовать в издании Jahrbuch'a *, и ушел.
* "Jahrbuch fur psychoanalytische und psyhopathologische Forschungen" (Лейп-ЧИг и Вена) — орган психоаналитически о движения Юнг вышел из состава редакции в 1913 г
Мне прекрасно известны заслуги Фрейда, и я не собираюсь их преуменьшать. Я знаю, что все, что говорит Фрейд, верно в отношении многих людей, и предполагаю, что у этих людей именно такой тип психологии, который описывается Фрейдом. Адлер, хотя у него совершенно иные воззрения, тоже имеет немало последователен. и я убежден, что "адлеровская" психология свойственна многим людям. У меня тоже есть свои последователи — не столь много, как у Фрейда,— и к ним относятся люди, разделяющие мою психологию. Я рассматриваю свой вклад в психологию как собственное субъ-ективное признание (confession). To, как я вижу психологические факты, представляет собой мою личную психологию, мой предрассудок. Я признаю, что вижу вещи таким-то и таким-то образом, но ожидаю, что и Фрейд с Адлером поступят точно так же и согласятся с тем, что их идеи представляют их субъективную точку зрения. О: того, в какой мере мы сможем признать наши личные предрассудки зависит наш реальный вклад в объективную психологию. Мы не можем избежать наследования предрассудков по линии наших предков, желающих смотреть на вещи определенным образом, и потому уже инстинктивно имеем определенные взгляды. Я был бы невротиком, если бы смотрел на вещи не так, как мне подсказываю! инстинкты; моя змея, как сказал бы первобытный человек, была бы во всем против меня. Когда Фрейд говорил некоторые вещи, моя змея не соглашалась. И я выбрал маршрут, предписанный мне моей змеей, так было лучше для меня. Но у меня были и пациенты, с которыми приходилось проводить фрейдовский анализ и входить во все те детали, которые были точно описаны Фрейдом. Мне встречались и другие случаи, которые требовали обращения к адлеровской точке зрения, поскольку речь шла о комплексе власти. Люди, обладающие способностью к адаптации и преуспевающие, более склонны к фрейдовской психологии, поскольку при таком положении дел человек может думать об удовлетворении своих желаний, тогда как неудачнику не до этого. У него лишь одно желание — выдвинуться, следовательно, у него будет адлеровская психология, ибо у человека, который вечно оказывается на вторых ролях, развивается комплекс власти.
У меня нет комплекса власти в этом смысле, потому что я был довольно удачлив и практически во всех отношениях был способен к адаптации. Даже если со мной не согласен весь мир, мне это совершенно безразлично. У меня в Швейцарии безупречное положение, я доволен собой, и даже если мои книги никому не нравятся, они не перестают нравиться мне. Я не знаю ничего лучшего, чем пребывание в собственной библиотеке, и если я открываю что-либо новое в своих книгах — это чудесно. Я не могу сказать, что у меня фрейдовская психология, поскольку, что касается моих желаний, я никогда не знал подобных сложностей. Мальчиком я жил в селе и воспринимал вещи очень естественно, а те естественные и неестественные вещи, о которых говорит Фрейд, меня не интересовали. Разговоры об ин-цестуозном комплексе способны довести меня до слез. Но я точно знаю, что может действительно сделать меня невротиком: если я начну говорить или верить в нечто такое, что мне не свойственно. Я говорю то, что думаю, если кто-то согласен со мной, меня это радует, но даже если не согласен никто, меня это не огорчает. Я не могу присоединиться ни к фрейдовской, ни к адлеровской конфессиям. Для меня приемлема лишь юнговская конфессия, ибо если даже на всей Земле не будет ни единого человека, разделяющего мои взгляды, я все равно буду смотреть на вещи именно так, а не иначе. Я лишь надеюсь дать вам ряд интересных идей, а также показать, как я работаю с материалом.
Мне всегда интересно увидеть мастера за работой. Его мастерство придает очарование ремеслу. Психотерапия — это ремесло, и то, что мне положено делать, я делаю своим особым способом — способом достаточно простым, так что и говорить-то вроде не о чем. Я ни на миг не допускаю, что абсолютно прав. В психологических вопросах никто не бывает абсолютно прав. Никогда не забывайте о том, что в психологии средство, с помощью которого вы судите о психическом и наблюдаете за ним, это и есть само психическое. Слыхали ли вы когда-нибудь об ударяющем по самому себе молотке? В психологии объектом наблюдения является сам наблюдатель. Психическое не только объект, но и субъект нашей науки. Как видите, тут Имеется порочный круг, поэтому нам следует быть очень осторожными. Наибольшее, чего мы можем ожидать,— это чтобы каждый открыл свои карты и признал: "Я обращаюсь с вещами таким-то и таким-то образом, а вот такими я их вижу". После этого мы можем обменяться своими замечаниями.
Я всегда обменивался впечатлениями с Фрейдом и Адлером. В трех книгах, написанных моими учениками, была предпринята Попытка дать конспективное изложение этих трех точек зрения *. Вы никогда не услышите ни о чем подобном с противоположной стороны Таков наш швейцарский темперамент. Мы — либералы и стараемся рассматривать все вместе взятое, в одном ряду. На мой взгляд, лучще всего сказать, что, вероятно, есть тысячи людей, имеющих фрейдовскую психологию, и также есть тысячи людей, имеющих адлеров-скую психологию. Некоторые ищут удовлетворения желаний, другие — достижения власти, а третьи хотят оставить все на своих местах и видеть мир таким, каков он есть. Мы не хотим ничего менятв Мир хорош таким, каков он есть.
* Kranefeldt W. M. Secret way of the Mind; Heyer G. R. The Organism of the Mind; AdlerG. Entdeckung der Seele.
В настоящее время существует немало различных психологий Некоторые американские университеты каждый год выпускают по тому психологии, соответственно за 1934, 1935 год и так далее. В психологии существует тотальный хаос, поэтому не относитесь слишком серьезно к психологическим теориям. Психология — не символ веры, а точка зрения, и если относиться к этому по-человечески, то можно найти общий язык. Я признаю, что одних людей беспокоит сексуальность, других — нечто иное. Меня в основном заботит нечто иное. Теперь вы имеете представление о том, как я смотрю на вещи. Битва с огромным монстром исторического прошлого, змея столетий, бремя человеческого сознания, проблема христианства — вот что не дает мне покоя. Все было бы намного проще, если бы я ничего не знал; но благодаря моим предкам и моему образованию я знаю слишком много. Других людей подобные проблемы не беспокоят, их не заботит историческое бремя, которое возложило на нас христианство. Но существуют люди, охваченные пылом борьбы между настоящим и прошлым или будущим. Это величайшая человеческая проблема. Одни люди делают историю, а другие строят маленький домик в пригороде. Случай Муссолини не объяснить простым указанием на факт наличия у него комплекса власти. Он сосредоточен на политике, в ней его жизнь и его смерть. Мир огромен, и ни одна теория не может объяснить в нем все.
Для Фрейда бессознательное является главным образом вместилищем вытесненных содержаний. Он смотрит на него из угла детской комнаты. Для меня бессознательное является безбрежной исторической сокровищницей. Я сознаю, что и у меня было детская комната, но она невелика в сравнении с безбрежными просторами истории, которые с юных лет интересовали меня больше, чем детство. Таких людей, как я, немало, в этом плане я оптимист. Когда-то. когда я думал, что таковых нет, я опасался, что это мегаломания. Но затем я обнаружил немало людей, отвечающих моей точке зрения, я с удовлетворением узнал, что отношусь к тем, пожалуй, немногим людям, чью психологию, в ее фундаментальных проявлениях, довольно удачно выражают предложенные мной формулировки: если таких людей подвергнуть анализу, обнаружится, что они соответствуют моей точке зрения, а не фрейдовской или адлеровской. Меня упрекали в простодушии. Когда по поводу какого-то пациента я испытываю неуверенность, я даю ему книги, написанные Фрейдом или Адлером, и говорю: "Сделайте свой выбор",— в надежде на то, что мы выйдем на верный путь. Иногда мы оказываемся на ложном пути. Как правило, людям, достигшим определенной зрелости, философского склада ума, преуспевающим и не слишком склонным к неврозам, отвечает моя точка зрения. Но из всего мной сказанного ge следует делать вывод, что я всегда открываю свои карты и рассказываю пациенту все, что по этому поводу думаю. Время не позволяет входить во все детали интерпретации. Но некоторые случаи требуют привлечения больших запасов знания, и пациенты признательны, когда они прозревают путь, ведущий к обогащению своих воззрений.
Я не могу сказать, где я смог бы найти общий язык с Фрейдом, когда некую область бессознательного он называет словом "Ид" (Оно). К чему такое смешное название? Это бессознательное, и это нечто такое, чего мы не знаем. Зачем называть его "Ид"? Безусловно, различие темпераментов порождает различие в воззрениях. Мне никогда не удавалось пробудить к себе такой уж отчаянный интерес кo всем этим сексуальным случаям. Да, они существуют, существуют люди с невротической сексуальной жизнью, и вам приходится обсуждать с ними все эти сексуальные материи, пока им не надоест, И вы, наконец, избавитесь от этой скуки. Естественно, я, со своим темпераментом, считаю за благо поскорее разделаться с этим. Это невротическая материя (stuff), и ни один нормальный благоразум-ный человек не станет попусту тратить время на подобные разговоры. Задерживаться на таких предметах противоестественно. Первобытным людям свойственна большая скрытность на этот счет. Они намекают на сексуальную связь с помощью слова, равнозначного вашему "тише!". Сексуальные предметы для них являются табу, точно так же, как и для нас, если только мы нормальны. Но табуиро-ванные предметы и места всегда имеют тенденцию принимать на себя всякого рода проекции. И поэтому очень часто реальную проблему следует искать вовсе не здесь. Есть немало людей, которые создают себе лишние проблемы по поводу секса, в то время как на на деле их беспокоят проблемы совершенно иной природы.
Однажды ко мне пришел молодой человек с неврозом навязчивости (compulsion neurosis). Он принес мне свою рукопись объемом в сто сорок страниц, в которой давался полный фрейдовский анализ его случая. Все было выдержано в строгом соответствии с правилами и вполне могло быть опубликовано в "Jahrbuch" Он сказал: "Не могли бы все это прочесть и объяснить мне, почему я не излечился, несмотря на то, что провел полный психоанализ?" Я ответил: "Как и вы, я ничего не могу понять. По всем правилам искусства вы должны были излечиться, но раз вы говорите, что этого не произошло, я просто вынужден вам поверить". Но он по-прежнему вопрошал: "Почему я не излечился, несмотря на полное проникновение (insight) в структуру моего невроза?" Я снова ответил: "Не могу оспаривать вашу позицию. Все сработано просто великолепно. Остается лишь один, возможно дурацкий вопрос: вы не упомянули откуда вы родом и кто ваши родители. Вы говорите, что провели прошлую зиму на Ривьере, а лето в Сент-Морице. Вы сами сделали такой выбор или об этом позаботились родители?" "Конечно же, нет".— "Тогда у вас, наверное, хорошо налаженный бизнес, и вы умеете делать большие деньги?"—"Нет, делать дены и я не умею".— "Может, вам повезло с дядюшкой?" — "Нет".— "Тогда откуда же у вас появились деньги?" Он ответил: "У меня есть определенная договоренность с моим другом, который даст мне деньги". Я позволил себе некоторую оценку: "О, это, должно быть, просто сказочный друг",— на что он сказал: "Это женщина" Она была значительно старше его, тридцати шести лет, и работала учительницей в начальной школе. Получая довольно низкое жалование, она, как это бывает со старыми девами, влюбилась в двадцативосьмилетнего парня. И чтобы он мог проводить зиму на Ривьере, а лето в Сент-Морице, сама жила на хлебе и молоке. "И вы еще спрашиваете, почему вы больны!" — сказал я. Он тем не менее возразил: "Вы рассуждаете как моралист; а это не научно". Я сказал ему: "Деньги в вашем кармане, это деньги женщины, которой вы морочите голову". Он ответил: "Это не так, у нас был уговор на этот счет. Я имел с ней серьезную беседу, и то, что я беру у нее деньги, вообще не тема для обсуждения". На это я сказал: "Вы убеждаете себя в том, что это не ее деньги, но вы живете на них и это аморально. В этом причина вашего невроза навязчивости. И это компенсация и наказание за аморальность вашей позиции". .Разумеется, подобная точка зрения совершенно ненаучна, но, по моему убеждению, он заслуживает своего навязчивого невроза и не избавится от него до скончания своих дней, если не перестанет вести себя по-свински.
Доктор Томас А. Росс:
Не вышло ли это наружу в процессе анализа?
Профессор Юнг:
Он незамедлительно ушел, сохраняя божественную осанку и думая: "Этот доктор Юнг — никчемный моралист, а не ученый. Другой бы, вместо мелочного морализаторства, с воодушевлением ухватился бы за такой неординарный случай". Но он совершает преступление: ради приятного времяпровождения он обкрадывает порядочную женщину, пользуясь тем, что она сберегала на протяжении всей своей жизни. Этот парень заслуживает тюрьмы, и его невроз навязчивости вполне заслуженное для него наказание.
Доктор Перси У. Л. Кэмпс.
Я не психолог, а обычный практикующий врач-терапевт и отношусь к тем, кто не претендует на большее, чем пригородный домик *. В этой аудитории я аутсайдер. В первый вечер я подумал, что не имею права здесь находиться; но во второй — снова оказался здесь; на третий — я уже радовался, что пришел; а на четвертый — вдруг оказался в дебрях мифологии.
* Имеется в виду намек на высказывание Юнга в предыдущей текции "Одни люди делают историю, а другие строят ма тенький домик в пригороде" (см выше) — Прим ред
Я бы хотел кое-что спросить по поводу прошлого вечера (третья Лекция).
Мы уходили под впечатлением вашей идеи о том, что совершенство наиболее не желательно, что оно одновременно знаменует собой конец и цель существования. После этого я, правда, спал крепко, но все-таки чувствую, что пережил некоторый нравственный шок. Возможно, я не столь высоко интеллектуален, но это к тому же был и интеллектуальный шок. Профессор Юнг заявил, что он детерминист или фаталист. После проведенного им анализа от него ушел разочарованный молодой человек, который впослед ствии и вовсе потерпел крах. Однако профессор Юнг считает, ч го подобный крах был единственно правомерным. Я полагаю, что психологи призваны лечить людей, что у вас должна быть цель в жизни, а не просто удовлетворение собственных интересов, будь то мифология или изучение человеческой природы. Вам необходимо достичь самого дна человеческой природы и попытаться как-то ее перестроить к лучшему.
Я с величайшим интересом вслушивался в простые английские термины профессора Юнга и восхищался ими. Меня просто поразила вся эта новая терминология. Послушать о наших ощущениях -мышлении, чувстве и интуиции, к которым, вероятно, можно добавить еще нечто, было для меня, обычного человека, чрезвычайно интересно. Но я чувствую, что мы не услышали о том, как развивается детское сознание или, скорее, бессознательное. Мне кажется, что о детях мы мало что услышали. Я хотел бы спросить профессора Юнга о том, каким образом бессознательное ребенка становится сознанием.
Я также хотел бы узнать, не сбивает ли нас с пути это обилие диаграмм, барьеров, разного рода "Эго" и "Ид", прочих описанных нам вещей; не разобрались ли бы мы лучше в этих диаграммах, будь у нас некая градация стадий.
Как отметил профессор Юнг, мы унаследовали лица, глаза и уши, так что существует множество лиц, равно как в психологии наличествует множество типов. Имеет ли смысл предположить, что на почве этой наследственности произрастает огромное множество разнообразных возможностей, что это многообразие есть своего рода сеть или сито, воспринимающее впечатления и осуществляющее их селекцию в ранний бессознательный период жизни, а позднее пропускающее их в сознание? Я хотел бы спросить профессора Юнга, не посещали ли подобные мысли и его, столь выдающегося психолога — величайшего, по моему мнению — нынешним вечером?
Профессор Юнг:
После таких суровых упреков в аморальности я просто обязан объяснить свои вчерашние циничные замечания. Я не такой уж плохой, как это могло показаться. Естественно, я пытаюсь сделать для своих пациентов все, что могу, но в психологии очень важно, чтобы врач не стремился вылечить любой ценой. Он должен быть крайне осторожным, дабы не навязать пациенту свою волю и убеждения. Мы должны оставлять ему определенную степень свободы. Бесполезно спорить с судьбой: как и в медицине, вы не можете излечить пациента, если природа назначила ему умереть. И это еще вопрос: дозволено ли вам спасать человека от того, что ему суждено вынести во имя своего дальнейшего развития. Вы не можете уберечь некоторых людей от совершения ужасных глупостей, ибо у них такая натура. Если оберегать их начну я, то в этом не будет никакой их заслуги. Мы приобретаем собственное достоинство и заслуги и развиваемся психологически, только принимая себя такими, какие мы есть, и проживая всерьез вверенную нам жизнь. Наши грехи, ошибки и заблуждения необходимы нам, иначе мы будем лишены наиболее ценных побудительных причин к развитию. Я не пытаюсь вернуть человека, который услышал нечто такое, что могло изменить его разум (mind), но ушел, не обратив на это внимания. Вы можете обвинить меня в отсутствии христианского чувства или варварстве, но меня это уже не беспокоит. Я на стороне природы. Старинная китайская Книга Мудрости гласит: "Учитель говорит единожды". Он не станет гоняться за людьми, это нехорошо. Те, кому дано услышать, поймут, те же, кому не предназначено понять, не услышат.
У меня было впечатление, что эта аудитория состоит главным образом из психотерапевтов. Если бы я знал, что здесь присутствуют медики, я бы нашел более подходящие выражения. Но психотерапевты поймут. Фрейд — цитирую собственные слова мэтра — говорит, что "не хорошо пытаться лечить любой ценой". Он часто повторял это мне, и здесь он прав.
Психологические истины носят обоюдоострый характер, так что Все сказанное мной может быть использовано таким образом, что Послужит величайшему злу, величайшему опустошению и абсурду. Нет ни одного утверждения, сделанного мной, которое нельзя было бы обратить в противоположность. Поэтому я не настаиваю ни на одном утверждении. Вы можете принять их, но если и не примете, то все будет нормально. Вероятно, за это меня можно порицать, но я верю в то, что в каждом человеке есть воля к жизни, которая поможет ему выбрать те вещи, которые годятся именно ему. Когда я лечу человека, то должен быть крайне внимательным и осторожным, чтобы не сбить его с ног своими взглядами или своей личностью, ведь он вынужден всю свою жизнь сражаться в одиночку, и он должен быть способен поверить в свою, возможно, очень непрочную броню и в свою, возможно, очень несовершенную цель Когда я говорю "Это никуда не годится, должно быть гораздо лучше",— я лишаю его сме лости, отваги, храбрости. Он должен вспахать свое поле, возможно не самым лучшим плугом, мой был бы, наверное, лучше, но для него то что толку? У него нет моего плуга, мой плуг у меня, я не могу дать его кому-то взаймы, каждый вынужден пользоваться своими пусть ненадежными, инструментами и исходить из своих, унаследо ванных способностей, какими бы они ни были. Конечно, я могу чем то помочь, например сказать "Ваше мышление вполне совершенно но в другом отношении вам есть над чем поработать". Если человек и слышать об этом не хочет, то настаивать я не буду, ибо не хочу заставлять его отклоняться от своего пути
Доктор Марион Маккензи
Именно таким образом и ушел со своими печалями тот богатый молодой человек,— вы его не остановили?
Профессор Юнг
Да, и в этом случае все обстояло так же Если бы я сказал чело веку "Вы не должны уходить",— то скорей всего он никогда бы и не вернулся Я должен говорить "Ищите свой собственный путь" Тогда он будет мне верить.
Что же касается детей, то в последние десятилетия вокруг этого вопроса было так много шума, что часто на какой-нибудь встрече я чешу затылок и говорю "Неужели здесь собрались одни повиваль ные бабки и няни?" Неужели весь мир состоит из родитетеи и деду-шек с бабушками? У взрослых тоже есть проблемы. Оставьте бедных детей в покое. Я могу судит ь лишь о том, что рассказывает мать. Нев розы детей на совести родителей.
Конечно, очень интересно провести исследование в области раз вития сознания. На первых порах сознание пребывает в неустоичи вом состоянии, и трудно сказать, в какой момент ребенок уже стал сознательным, а в какой — еще нет Но это относится к совершенно иной области возрастной психологии Существует психология дет-ства, которая, соответственно, включает в себя психологию почтен ных родителей, психология младенчества и далее вплоть до пубер татного периода, психология подростка, психология юноши и девуш ки, психология зрелого тридцатипятилетнего человека, вступивших во вторую половину своей жизни; психология пожилого возраста. Здесь уже начинается наука и у меня нет возможности вдаваться в эти материи. Я же в затруднении даже тогда, когда нужно проиллюстрировать один единственный сон. Наука очень обширна. Это все равно, что ожидать от физика, излагающего теорию света, одновременного объяснения всего курса механики. Это попросту невозможно. Психо-логия — это не вводный курс для медсестер; это очень сложная наука, состоящая из массы знаний; поэтому вы не должны ждать от меня слишком многого. На своем уровне я делаю все, что только могу для того, чтобы разобраться со снами и рассказать вам что-нибудь о них, а осуществить все ваши ожидания я, естественно, не в состоянии. Что касается вопроса о совершенстве: стремление к совершенству есть высший идеал. Но я говорю: "Сделайте то, что вы в состоянии осуществить, вместо того, чтобы гнаться за тем, чего вы никогда не достигнете". Никто не совершенен. Вспомните изречение: "Никто не благ, кроме самого Бога" *, и никто не может быть. Это иллюзия. Мы можем лишь скромно стремиться осуществить себя и пытаться достичь наиболее возможной полноты своего человеческого бытия. И с этим у нас будет достаточно хлопот.
*Лука — 18 19
Доктор Эрик Штраус:
Намеревается ли профессор Юнг опубликовать те соображения, которые привели его к идентификации определенных архетипиче-ских символов с физиологическими процессами?
Профессор Юнг:
Случай, который вы имеете в виду, мне предложил доктор Дэви; впоследствии он опубликовал этот материал без моего ведома**. Я хотел бы больше ничего не говорить об этой корреляции, поскольку я еще не чувствую твердой почвы под ногами. Вопросы дифференциального диагноза в случае органического заболевания и психологической символики достаточно сложны, и в данный момент я предпочел бы не говорить на эту тему.
** См выше
Доктор Эрик Штраус:
Но ваш диагноз был поставлен на основании фактов сновидения?
Профессор Юнг:
Да, поскольку органические затруднения нарушили умственную деятельность. Имела место серьезная депрессия и, предположительно, наступило глубокое расстройство симпатической системы
Доктор X. Крихтон-Миллер:
Завтра состоится последний семинар, и есть один интересующий всех нас вопрос, который, однако, еще не был затронут. Речь идет о сложной проблеме переноса. Хотелось бы знать, не сочтет ли профессор Юнг возможным сообщить нам завтра свою точку зрения — касаться взглядов представителей других школ вовсе не обязательно — относительно переноса и соответствующего с ним обращения?