Фортуна к нам плывет на кораблях без руля и парусов.*
– Уильям Шексир, «Цимбелин», Акт 4, Сцена 3.
Как мы уже видели, казино зависят от прибыли, которая рассчитывается по теории вероятностей. Определенный процент этой прибыли они забирают в свою пользу. Им не очень-то нужно, чтобы Госпожа Удача вознаградила их за человеколюбие, например, отчисляя определенную часть доходов на образование. Напротив, деловой настрой казино без малейших колебаний использует в своих целях веру игроков в судьбу, а потому учитывается любая возможность создания романтического увлечения Госпожой Удачей. Роман игрока с этой госпожой связан с огромным количеством предрассудков, которые можно заметить в любом казино. Предрассудочное поведение посетителей казино может выражаться в движениях тела (игрок может бить автомат кулаками), в особых фразах («Давай, давай, моему ребенку нужны ботинки») или в символическом объекте («счастливый жетон»). Это происходит на всей непрерывной шкале игроков: от развлекающегося до патологичного. Предрассудки порождают хаос в логическом мышлении человека, ибо залогом вашего выигрыша является исполнение определенного ритуала. Например, если вы трижды постучите рукой по столу, прежде чем откроете карты, то вы выиграете; или если вы положите правую руку на вращающееся, сверкающее огнями колесо автомата, то вы выиграете. Подобные ритуалы сохраняются, несмотря на частые проигрыши. В совокупности с этим Тенеподобным предрассудочным поведением бытует и такое распространенное подозрение: если проигрыши продолжаются, значит, кто-то (крупье, боги или автомат) решил вас «достать».
Иногда администраторы игрового зала шутливо поощряют поведение, основанное на предрассудках. Но вместе с этим они проявляют спокойную бдительность по отношению к поведению, которое может предшествовать агрессивным обвинениям, например, если игрок вносит деньги неправильно или не вовремя. Как мы уже говорили, агрессивное поведение человека указывает на прекращение им игры – он выходит за рамки и нарушает границы, которые позволяют получать от игры удовольствие. Если в процессе игры что-то выводит игрока из себя, он может нарушить правила, – у него возобладают инстинкты, как в приведенном выше примере об игре собак, которая продолжается, пока одной из них не становится больно. Игрок, который проявляет уважение к богине, демонстрируя ритуальное предрассудочное поведение, ощущает на себе покровительство Госпожи Удачи, если игра идет в соответствии с его ожиданиями. Он чувствует свое могущество. Он все правильно сделал, и богиня была к нему благосклонной. Но если Госпожа Удача отворачивается от игрока, если она поворачивается к нему своей темной стороной, отказываясь от него, он становится агрессивным. Это (мнимое) могущество можно почувствовать, когда у игрока начинает развиваться паранойя, и его агрессия проецируется на «Другого» – крупье, другого игрока или игровой автомат. Быть может, он слишком оказался слишком близко от богини, и одним броском костей она может превратиться из «хорошей матери» в «ужасную мать».
Ощущая себя покинутым, игрок может стать подозрительным и потерять над собой контроль – ибо крайне опасно предстать перед ликом могущественной богини. Сразу появляется ее Тень, и ее темная сила пожирает игрока. Для него игра отходит на второй план, уступая место агрессивности и жадности. При появлении подозрительности некоторые разновидности предрассудочного поведения могут указывать на постепенный переход от развлекательной игры к патологии.
Возможно, мы сможем увидеть близкое сходство между аналитиками и администраторами игрового зала в том, что и те, и другие чрезвычайно внимательны к Тени. Будучи аналитиками, мы по существу можем рассматривать себя как игроков, если нами овладевает Тень. Можем ли мы и наши клиенты в процессе работы сдерживать напряжение между творческой игрой и патологией? Где на этом континууме место нашего клиента? А иногда можно поразмышлять над тем, где находится наше место? Мы играем, решая, как и когда следует проводить психотерапевтическую интервенцию по отношению к клиентам.
[...]
Рис. 3. Госпожа Удача. Гравюра Альбрехта Дюрера, около 1502 г.
[...]
Карл Кереньи** упоминает Тюхе, обсуждая океанид – старших дочерей богини моря Тефиды и речного бога Океана***. Он пишет:
Тюхе была богиней, имя которой означало «то, что может случиться» или «случай»; это богиня, о которой особенно не распространялись, но власть которой – как власть трех Мойр или триединой Гекаты – была выше законов Зевса[74].
Геката* была независимой от греческих богов. Она была темной богиней, связанной с богиней Подземного мира. Кроме того, она была известной колдуньей, держала лающих «адских гончих псов» и покровительствовала могилам и перекресткам. Власть трех Мойр опиралась на веру греков в то, что Мойры определяют продолжительность жизни каждого человека: от рождения до смерти. Они считались непреклонными, как сама судьба. Греки глубоко внутри чувствовали силу и власть Мойр* – трех богинь судьбы. Таким образом, они осознавали важную роль Тюхе – Фортуны или Удачи – в определении своей судьбы.
[...]
Здесь можно вспомнить о теории Винникотта относительно связи игры и творчества, а также об энергии, присущей первичным отношениям матери и ребенка[81]. Судьба исходит из объятий родной матери, под контролем которой происходит развитие Эго младенца, – то есть развитие его сознания, – в процессе удовлетворения ею каждой потребности ребенка. Не должно быть никакой паузы между потребностями и желаниями ребенка, и их удовлетворением. В этом и заключается магия: если младенец голоден, сразу появляется молоко. Такова идеализированная область (отношений), в которой происходит согласование внутреннего мира ребенка с реальностью внешнего мира. Нет человеческих отношений, – области между внешним и внутренним миром – созданных архетипической матерью. Но на каком-то этапе «достаточно хорошей» матери следует начать формировать отдельную идентичность (ребенка), чтобы между ними возник (психологический) зазор, и он мог отличать свое «я» от «не-я». Ребенок узнает, что это не магия и не всемогущество. Такой зазор (в отношениях) создает пространство для игры матери с ребенком. Энергия этих отношений такова, что ребенок начинает играть (с матерью) в процессе отделения внешнего мира от внутренней реальности.
У ребенка может сформироваться внутреннее доверие, когда все его ожидания не обязательно удовлетворяются, но всегда встречаются матерью с пониманием. Это психологическое пространство, в котором у ребенка начинает появляться ощущение собственной самости, так как его внутренние потребности отделены от внешней реальности. Поскольку мать по-прежнему остается для ребенка доступной, он может играть один. Всю свою жизнь он проецирует образ матери на других людей: иногда – на значимых других, иногда – на аналитика, иногда – на Госпожу Удачу. Если ему удается согласовать отношения посредством творческой игры, то он сможет выдерживать разочарования внешней реальностью.
Если человек находится в объятиях архетипической матери, например, Фортуны с ее колесом удачи, то у него не может сформироваться отношение к своему собственному сознанию, ибо у него нет психологического пространства для игры. Такова судьба патологических игроков, приходящих в казино в ожидании магии. В глубине, за образом магической власти скрывается заигрывание Фортуны со смертью – при повороте ее колеса человек живет или умирает.
Этот мощный образ Великой Матери постепенно энергетически истощался, и к нашему времени во многих отношениях упростился. В процессе воздействия монотеизма, которое привело к исчезновению языческих богов, Фортуна постепенно превратилась в светскую Госпожу Удачу, богиню колеса рулетки. Сегодня она остается богиней игроков[82], и каждую ночь ее можно увидеть в длительной телевизионной игре под названием «Колесо Фортуны» («Wheel of Fortune») в которой выигрыш зависит как от искусства игрока, так и от случая.
[...]
Цюрихский аналитик Гуггенбюль-Крейг говорит и о наших исканиях богов – для души – то есть, чтобы чувствовать душу и ощутить эту важную сущность жизни. Он полагает: в наше время многие люди убеждены в том, что суть жизни можно найти в деньгах. Больше денег, больше золота – больше души. Путь архетипического духовного поиска сопричастности с богами – этого возвышенного чувства, которое рождается, когда что-то затрагивает нашу душу, – может проходить через мир бизнеса, который в основном зависит от маскулинности. В фильме Юнг размышляет о том, что произошло с фемининным началом в наше время. Возможно, это отсутствие фемининности, – одухотворяющего аспекта нашего стремления к целостности, – характерно для многих храмов самых разных зависимостей.
Фортуна, Судьба и Удача, как правило, изображаются в облике женщин. В процессе исторического развития этого образа существовал Форс (Fors)* – маскулинный аспект Удачи, и Фортуна – ее фемининный аспект. Постепенно эти два слова объединились, и в результате стал превалировать фемининный образ[83]. Госпожа Удача остается в тени, но на высоте, среди вздохов и звуков, раздающихся в ее храме, маня к себе всех, кто жаждет животворной божественной энергии. Она позволяет заполнить пустоту. Если вы удачливы, она может придать вам энергию Бога Денег. Если вам нужны ресурсы Великой Матери – просто откройте дверь казино, и перед вами, в пределах досягаемости, окажутся все ее ресурсы.
[...]
Вне всякого сомнения, Госпожу Удачу можно считать одной из личин Демонической Любовницы. Таким образом, мы могли бы увидеть, что отсутствующая фемининность находится у нее в руках. Но поскольку наша культура утратила связь с фемининностью, нет ничего удивительного в том, что ее темная сторона является очень мощной. В своем храме казино Госпожа Удача может зажечь божественную искру Эроса. Она может одухотворить душу и укрепить дух. Она может так зачаровать психику человека, что приведет его в состояние полного смятения, и тому будет казаться, что он близок к состоянию целостности. При соединении с этой богиней возникает ощущение огромной силы. Но даже если Госпожа Удача отворачивается, то влечение в черную дыру, в которой присутствуют смерть, зачарованность, жизненная энергия и экстаз, может оказаться столь непреодолимым, что игрок снова и снова возвращается (в казино). Независимо от того, сколько раз его отвергла Госпожа Удача, игрок жаждет снова оказаться в плену любовной паутины. Та часть его психики, которая может соединиться с соблазнительной Госпожой Удачей, непременно это сделает, а другие части психики скроются от осознания. В этом нет никакой целостности – лишь только искаженная форма Тени. Как и при любой другой зависимости, попав в объятия Демонической Любовницы, вырваться из них очень трудно. Зависимый игрок тонет, задыхаясь и пытаясь ловить воздух, но при этом продолжает верить в изобилие, обещанное ему Госпожой Удачей[86].
[...]
* Перевод Н. Мелковой
[70] Simon Price and Emily Kearns, eds., The Oxford Dictionary of Classical Myth and Religion, pp. 177f.
[71] Взято 10 октября 2005 года из интернета.
* Стрит (в покере). – Игра в покер состоит из нескольких фаз (в зависимости от разновидности покера), так называемых раундов торговли или улиц (street или стрит). Каждая из них начинается с раздачи новых карт. После раздачи карт каждый игрок имеет возможность сделать ставку или выйти из игры. Победителем считается тот, чья комбинация из пяти карт окажется лучшей, или тот, кто сможет вытеснить из игры других игроков с помощью ставок или блеф-ставок и останется один до вскрытия карт. Именно такую «улицу» имеет в виду автор рассказов. – прим. переводчика
** Бэд-бит (англ. Bad Beat) – ситуация, в которой побита очень сильная комбинация. «Hand» (рука) – в покере раздача. – таким образом, Бэд-бит хэнд – раздача, в которой побита очень сильная комбинация. – прим. переводчика
*** Pocket Pair («карманная пара») это пара, которую игроки получают уже в стартовых картах. К примеру, если у игрока в руке два короля, то можно сказать: У него карманная пара королей («Pocket Kings»). – прим. переводчика
**** Стрэйт (англ. Straight) – комбинация в покере – пять карт по порядку без масти, например 34567. Туз участвует в двух возможных комбинациях 10JQKA и A2345. Стрэйт более правильное название этой комбинации, чем стрит. Термин стрит (см. выше) в покере имеет абсолютно другой смысл. – прим. переводчика
**** Фрэнсис Альберт Синатра (англ. Francis Albert Sinatra: 1915 – 1998) – американский актер, певец (крунер) и шоумэн. Славился романтическим стилем исполнения песен и «медовым» голосом. В молодые годы имел прозвище Фрэнки (Frankie) и Голос («the Voice»), в более поздние годы – Мистер Голубые Глаза (Ol' Blue Eyes), а затем уважительное Старейшина («Chairman of the Board»). Песни в его исполнении вошли в классику эстрады и стиля свинг, стали наиболее яркими образцами эстрадно-джазовой манеры пения «крунинг», на них воспитаны несколько поколений американцев. За 50 лет активной творческой деятельности записал около 100 неизменно популярных дисков-синглов, исполнил все самые известные песни крупнейших композиторов США – прим. переводчика
[72] 1994, не опубликовано
* Тюхе (Тихе, Тихэ греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию) – в греческой мифологии божество случая.»; не встречается в классической мифологии, выдвинуто в эпоху эллинизма как сознательное противопоставление древнему представлению о неизменной судьбе. Тиха символизирует изменчивость мира, его неустойчивость и случайность любого факта личной и общественной жизни.
Имя Тюхе, океаниды и спутницы Персефоны, впервые встречается в гомеровском гимне к Деметре, но этот персонаж не имеет ничего общего с богиней Тюхе.
У Архилоха Тюхе находится рядом с Мойрой; у Пиндара она – дочь Зевса и тоже близка мойрам. Павсаний соглашается со словами Пиндара, что Тюхе – одна из Мойр и она сильнее своих сестер. У орфиков Тюхе ассоциируется с Артемидой.
Тюхе персонифицируется в драмах Еврипида и выступает важной движущей силой в эллинистической драме. Действующее лицо комедии Менандра «Щит». Ее статуя работы Праксителя в Мегарах. Статуя в Коринфе. Некоторые считают ее созвездием Девы. – прим. переводчика
[73] Barbara Walker, The Woman’s Encyclopedia of Myths and Secrets, pp. 102f.
** Карл Кереньи (венг. Károly Kerényi, 1897 – 1973) – венгерский и швейцарский филолог-классик, религиовед. Близкий друг и сотрудник Карла Юнга, опубликовал несколько работ в соавторстве с ним, с американским антропологом Полом Радиным. Был деятельным членом международного общества «Эранос», публиковался в его ежегоднике. Много лет переписывался с Германом Гессе, Томасом Манном. – прим. переводчика
*** Тефида, она же Тефия, Тетия, Тифия или Тетис (др.-греч. Τηθύς) – в древнегреческой мифологии одно из древнейших божеств, титанида, дочь Урана и Геи, супруга своего брата Океана, с которым породила три тысячи сыновей – речных потоков и три тысячи дочерей – океанид. Тефида и Океан обитают на краю света, и туда не раз, чтобы примирить ссорившихся супругов, отправлялась Гера, которую они по просьбе Реи приютили во время борьбы Зевса с Кроном. У поздних поэтов Тефида – просто эпитет моря. – прим. переводчика
[74] The Gods of the Greeks, p. 41.
* Геката (др.-греч. Ἑκάτη) – древнегреческое божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев, и от них уже перешел к грекам. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трех связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству. – прим. переводчика
* Мойры (греч. Μοϊραι от др.-греч. μοῖρα, «участь, доля») – греческие богини судьбы. Упомянуты в «Илиаде» (XIX 127) и «Одиссее» (XVII 327; XXIV 29). Мойры – дочери Зевса и Фемиды (по версии Платона – дочери Ананке, есть также версия, что они дочери Кроноса). Первоначально считалось, что своя Мойра есть у всех людей. С развитием олимпийской религии число Мойр было сведено к трем:
Клото́ (греч. Κλωθώ, «Пряха»,) – прядущая (нить жизни). Клото вернула жизнь Пелопу, предрекла Афине девственность.
Ла́хесис (греч. Λάχεσις, «Судьба») – определяющая судьбу жизни (длину нити). Лахесис наблюдала за родами Лето.
А́тропос или Атропа (греч. Ἄτροπος, «Неотвратимая», – неумолимая, неотвратимая участь (смерть). Перерезающая нить.
По Гесиоду, их было три – Клото, Лахесис и Атропос; все они (у Гесиода и орфиков) – дочери Ночи. Первая, в образе прядущей женщины, олицетворяет собой неуклонное и спокойное действие судьбы, вторая – ее случайности, третья – неотвратимость ее решений. Платон в диалоге «Государство» изображает Мойр сидящими на высоких стульях, в белых одеждах, с венками на головах; все они прядут на веретене Ананки (необходимости), сопровождая небесную музыку сфер своим пением; Клото поет о настоящем, Лахесис – о прошедшем, Атропос – о будущем.
Рождение и смерть стоят под особым покровительством мойр; в силу этого верования богини предполагались иногда существующими в двойственном числе (напр. в Дельфах было изображение только двух мойр). Мойрам возносили моленья в дни свадеб. Мойры определяют момент смерти человека и заботятся, чтобы последний не прожил дольше положенного ему срока. Как дочери Ночи, мойры – сестры и союзницы Эриний, которые считались не только силами мрака, но и неумолимыми духами мести и кары и отсюда – смерти. Далее, мойры – богини закономерности и порядка в мире внешних и душевных явлений. В силу такого символического значения они считаются уже дочерями не Ночи, а Фемиды, сёстрами Гор. Зевс, отец их, верховный устроитель порядка, покоящегося на его законах, поэтому называется Мойрагетом (греч. Μοιραγέτης) – эпитет, который носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. – прим. переводчика
[75] Тимора. Взято в марте 2005 года из интернета.
* «Царь Эдип» (или «Эдип-тиран», др.-греч. Oἰδίπoυς τύραννoς) – одна из семи дошедших до нас трагедий Софокла, афинского поэта и драматурга, жившего прим. в 496–406 гг. до н. э., почитаемого – наряду с Эсхилом и Еврипидом – как величайшего трагика античности. Пьеса Софокла была принята Аристотелем в «Поэтике» за идеал трагического произведения и сыграла огромную роль в истории античной драмы. Её героем стал человек, осознавший свою вину и казнящий себя за это. Трагедийный финал в пьесе Софокла не связан со страстями и пороками самого главного героя, а предопределен свыше судьбой. – прим. переводчика
[76] Charles W Elliot, ed., Nine Greek Dramas, p. 229.
** Софокл (Σοφοκλής, 496/5-406 до н. э.), – знаменитый афинский трагик. Родился в феврале 495 г. до н. э., в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование. После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избираем на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э. Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя. Сын Софокла – Иофон сам стал афинским трагиком. – прим. переводчика
[77] Price and Kearns, eds., Oxford Dictionary, p. 562
*** Фортуна (лат. Fortuna) – древнеримская богиня cудьбы, культ ее – один из самых старых, заимствованных Римом культов италийского происхождения (di novensidenses). Предание, имеющее ясное представление только о позднейшей Фортуне, тоеской Тиха, приписывает введение культа любимцу счастья, бывшему рабу Сервию Тулию. Древнейшее, первоначальное значение богини с трудом поддаётся определению. –прим. переводчика
**** Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) – древнеиталийский бог времен года и их различных даров, поэтому он изображался в разных видах, преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Ему ежегодно приносились жертвы 13 августа (вертумналии). Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом, родственным Церере и Помоне, богиням хлебных растений и фруктов. – прим. переводчика
[78] Pierre Grimal, The Dictionary of Classical Mythology, p. 166.
[79] The Great Mother, p. 22
[80] Dictionary of Mythology, Folklore and Symbols, p. 1616.
[81] Winnicott, Playing and Reality, pp. 55ff.
[82] Walker, The Woman’s Encyclopedia, p. 332.
* Улисс (Ulysses, Ulyxes) – латинизированная форма греческого имени мифического царя Итаки Одиссея. – прим. переводчика
* Слово Форс имеет тоже латинское происхождение, как и Фортуна: fors (лат.) – случайность, неожиданность, непредвиденный (слепой) случай – прим. переводчика
[83] Grimal Dictionary, p. 165.
[84] Charles W. Elliot, ed. Stories from the Thousand and One Nights, pp. 443ff. См. также: «Али Баба и сорок разбойников», Арабская сказка из собрания «Тысяча и одна ночь» перевод. М. А. Салье.
[85] Haule, Pilgrimage of the Heart, p. 107.
[86] Мои мысли в отношении психологических аспектов игровой зависимости получили дальнейшее развитие в беседе с консультантом в области зависимостей Полом Шеном (Paul Schoen).