Предыдущая ОглавлениеСледующая

Иоланда Якоби. Психологическое учение Карла Густава Юнга

1.5 Содержание бессознательного

Как мы уже видели, бессознательное состоит из двух зон: зоны личностного бессознательного и зоны коллективного бессознательного[36] (диаграмма 8). Как уже было сказано, личностное бессознательное состоит из разнообразнейшего "забытого, подавленного, воспринимаемого лишь "подпороговым образом"" материала[37]. Коллективное бессознательное также делится на зоны, которые условно можно считать расположенными друг над другом — хотя на самом деле сознание со всех сторон окружено бессознательным. Юнг даже говорит: "Как показывает мой опыт, сознательная составляющая психической субстанции может притязать лишь на относительно центральное положение и должна смириться с тем, что бессознательное превышает и как бы окружает ее со всех сторон. Содержание бессознательного связывает разум с тыла — с физиологическими состояниями и архетипами; но оно же продвигает его вперед с помощью интуиции"[38]. Здесь мы, однако, будем придерживаться концепции слоев, которая имеет то достоинство, что ее легче представить зрительно; тогда в качестве верхней зоны нам следует принять область аффектов и примитивных инстинктов, иногда доступных частичному контролю с нашей стороны. Следующая зона включает содержательные элементы, которые со стихийной силой, подобно каким-то чуждым телам, извергаются прямо из глубинного, темного центра бессознательного и никогда не могут быть полностью осознаны и ассимилированы нашим "Я". Будучи совершенно автономными, они обеспечивают материал не только для неврозов и психозов, но и для многих видений и фантазий творческих людей.

Диаграмма 8

Дифференциация различных зон и элементов их содержания часто наталкивается на существенные трудности. Обычно нам приходится иметь дело со смешанным материалом[39]. Не следует понимать сознание как "ближнее", а бессознательное — как "дальнее". "Психическую субстанцию следует считать скорее сознательно-бессознательным целым с зыбкими границами между этими двумя сферами"[40].

Диаграмма 9

На диаграммах 9 и 10 показана структура целостной психической системы личности. Нижний круг (на диаграмме 9 — внутренний круг) — самый обширный. Каждый последующий круг меньше предыдущего. Вершина и кульминация — это "Я". На диаграмме 11 показано своего рода генеалогическое древо психической субстанции — филогенетическое дополнение к представленной выше онтогенетической картине. В самом низу локализуется область непостижимого, "центральная энергия"[41], тот источник, к которому в конечном счете восходит психическая субстанция отдельно взятой личности. Центральная энергия пронизывает собой все последующие уровни дифференциации; она живет во всех этих уровнях и, проходя сквозь них, достигает уровня индивидуальной души. Это единственный фактор, который остается неизменным на всех "этажах" структуры. Непосредственно над "недостижимым дном" находится хранилище опыта всех наших предков-животных, а еще выше — хранилище опыта наших древнейших предков-людей. С каждым новым сегментом достигается очередной уровень дифференциации коллективной психической субстанции; наконец, в результате развития от этнических групп к национальным и, далее, от рода к семье завоевывается вершина — неповторимая психическая субстанция индивида. Как говорит Юнг, "коллективное бессознательное содержит все духовное наследие человечества, каждый раз рождающееся заново в структуре мозга отдельного человека"[42]

Диаграмма 10

В противоположность личностному бессознательному, которое, будучи хранилищем вытесненного материала, пополняется в течение всей жизни индивида, коллективное бессознательное состоит только из элементов, присущих человеческому роду в целом. Основываясь на удобной рабочей гипотезе, Юнг пришел к дифференциации разнообразных элементов, перемешанных в бессознательном. Он, так сказать, разъял содержание бессознательного на части; в результате стала ясна его по существу негомогенная природа. Элементы, относящиеся к коллективному бессознательному — это сверхличностная основа как личностного бессознательного, так и сознания; сама по себе она во всех отношениях "нейтральна", а для выявления значимости и позиции отдельных ее элементов необходимо, чтобы они вступили в контакт с сознанием. Коллективное бессознательное непроницаемо для критической и упорядочивающей деятельности сознания; в нем мы слышим голос первобытной, неискаженной природы, и поэтому Юнг называет его объективной психической субстанцией. Сознание всегда направлено на приспособление "Я" к среде. Что же касается бессознательного, то оно "безразлично к эгоцентрическому целеполаганию и приобщено к сверхличностной природной объективности"[43], чья единственная цель — сохранить непрерывность психического процесса и тем самым выполнить роль противовеса любой односторонности, которая могла бы привести к изоляции, торможению или другим болезненным явлениям. В то же самое время коллективное бессознательное действует — как правило, недоступными нашему пониманию способами — в своих собственных целях, стремясь к достижению целостности и единства психической субстанции.

Диаграмма 11

До сих пор мы говорили о структуре и функционировании сознания, о его внешних, доступных наблюдению проявлениях и реакциях. Мы говорили также о структурных "этажах" бессознательного. В связи со всем сказанным возникает вопрос: можно ли говорить о структуре или морфологии бессознательного, и если да, то что мы об этом знаем? Можно ли получить какие-либо сведения о том, что остается "неизвестным" сознанию? Наш ответ на данный вопрос положителен — но с учетом того обстоятельства, что искомые сведения получается косвенным путем, то есть только благодаря симптомам и комплексам, образам и символам, обнаруживаемым в снах, фантазиях и видениях[44].


[36] Эту попытку разделить бессознательную составляющую психической субстанции на "зоны" конечно же следует воспринимать всего лишь как рабочую гипотезу, призванную помочь нам разобраться в сложнейшем материале бессознательного и должным образом сгруппировать его.
[37] Понятия "предсознательного" и "подсознательного", все еще широко отождествляемые с личностным или коллективным бессознательным (что является источником многочисленных недоразумений), в действительности покрывают лишь часть сферы бессознательного. "Предсознательное" (Vorbewusstsein) — это термин, введенный Фрейдом и обозначающий, так сказать, пограничную область личностного бессознательного, сферу подпорогового содержания, которое "готово к действию" и лишь ждет соответствующего сигнала, чтобы перейти в сферу сознания. Словом "подсознательное" (Unterbewusstsein, термин был введен Дессуаром [Dessoir]) обозначается то, что происходит между сознанием и бессознательным (некоторые состояния транса, а также неподконтрольные памяти, непреднамеренные или не замечаемые действия). "Подсознательное" сопоставимо с личностным, но не коллективным бессознательным (содержимое последнего выходит за рамки личного опыта). Рассматривая эти понятия в топографических терминах, мы могли бы сказать, что "предсознательное" занимает верхнюю, пограничную с сознанием зону личностного бессознательного, тогда как "подсознательное" — нижнюю зону, граничащую с коллективным бессознательным.
[38] Psychologic und Alchemic. S. 193 f.; Collected Works, vol. 12, par. 175.
[39] На наших диаграммах зоны отделяются друг от друга линиями только ради наглядности.
[40] Von den Wurzeln des Bewimtseins. ----- Zurich, 1954, VII, S. 557; Collected Works, vol. 8, p. 200.
[41] "Центральная энергия" должна трактоваться не как метафизическое понятие, а как эвристический термин, относящийся к эмпирическим опытным данным.
[42] Seelenprobleme der Gcgenwart, S. 154; Collected Works, vol. 8. p. 158.
[43] Т. Wolff. Studien. S. 109.
[44] Здесь можно усмотреть сходство с гипотезами физики. Волны и атомы недоступны нашему непосредственному восприятию; вывод об их существовании мы делаем только исходя из наблюдаемых явлений. Последние составляют фундамент гипотез, с помощью которых мы пытаемся связно и логично объяснить наблюдаемые факты.
 

Предыдущая ОглавлениеСледующая