В плоскости сознания легче всего обнаруживаются такие явления, как симптомы и комплексы. Симптом можно определить как физический или психический показатель того, что на пути нормального энергетического потока возникла какая-то преграда. Симптом — это "сигнал опасности, указывающий, что в сознательной установке есть что-то аномальное или неадекватное, и для его устранения желательно расширение сферы сознания"[45]. Иными словами, преграда должна быть снята — пусть даже a priori не известно, где она находится и как до нее добраться.
Юнг определяет комплексы как "психические единства, ускользнувшие из-под контроля сознания и отколовшиеся от него, дабы вести независимое существование в темных сферах психической субстанции; оттуда они могут в любое время либо тормозить активность сознания, либо способствовать ей"[46]. Комплекс состоит, во-первых, из "ядерного элемента" — носителя смысла, который обычно бывает неосознанным и автономным и, следовательно, не подчиняется контролю со стороны субъекта — и, во-вторых, из связанных с ним и окрашенных в тот же эмоциональный оттенок ассоциаций; последние, в свой черед, черпают свое содержание отчасти из исходной предрасположенности личности, отчасти же — из внешнего опыта[47].
"Ядерный элемент наделен объединяющей и формирующей способностью, которая пропорциональна его энергетической значимости"[48]. С точки зрения как отдельной личности, так и филогенеза человека это своего рода "невралгическая точка" центр функционального расстройства, которое в некоторых внешних и внутренних ситуациях становится, так сказать, "заразным", может полностью нарушить психическое равновесие и подчинить своему контролю личность в целом.
На диаграмме 12 показан процесс развития комплекса[49]. Под давлением последнего порог сознания как бы прогибается, позволяя бессознательному вторгнуться в сферу сознания. Вместе с этим понижением порога (в терминологии Пьера Жане [Janet] — "понижением уровня рассудка", франц.: l'abaissement du niveau mental) сознание утрачивает часть своей активной энергии, и человек становится пассивной жертвой "припадка"[50]. Нарастающий таким образом комплекс действует как некое инородное для сознания тело. Он представляет собой самодовлеющее целое. Обычно он выражается в форме аномальной психической ситуации, окрашенной в интенсивные эмоциональные тона и несовместимой с обычной сознательной ситуацией или установкой. Чаще всего комплексы возникают вследствие моральных — но вовсе не обязательно сексуальных — конфликтов. "Комплекс... обладает энергетической значимостью, часто превосходящей таковую наших осознанных намерений"[51].
Комплексы присущи всем людям. Как убедительно показано в "Психопатологии обыденной жизни" Фрейда (впервые опубликованной в 1904 году), это подтверждается всякого рода промахами, случайными ошибками, описками и т. п. Наличие комплексов само по себе вовсе не означает, что их обладатель в каком-либо отношении неполноценен; оно лишь указывает на существование "чего-то несовместимого, неассимилированного и пребывающего в состоянии борьбы [с сознательной частью психической субстанции] — то ли препятствия, то ли стимула к новым достижениям. Следовательно, комплексы в указанном смысле — это узловые точки психической жизни, от которых нам вовсе не обязательно избавляться. Без комплексов психическая деятельность неизбежно пришла бы к фатальному застою". Имея в виду их "размах" и энергетический заряд или ту роль, которую они играют в психической "экономии", мы можем говорить о "здоровых" или "болезненных" комплексах; лишь от состояния сознания, от степени относительной стабильности "Я" зависит, в какой мере возможна их осознанная "обработка" и будет ли в конечном счете их воздействие позитивным или негативным. Но, так или иначе, комплексы всегда отмечают момент некоей "незавершенности" личности или, как говорит Юнг, ее "слабости — в любом смысле этого слова".
Диаграмма 12
Своим происхождением комплекс часто бывает обязан так называемой "травме", эмоциональному шоку или иному событию, вследствие которого фрагмент психической субстанции как бы "изолируется" или "откалывается" от нее. По мнению Юнга, комплекс может возникнуть как из недавнего или все еще не завершившегося конфликта, так и из события, происшедшего в детстве. Как бы там ни было, исходная причина комплекса состоит обычно в том, что личность не имеет возможности утвердить свою целостность.
Лишь в рамках психотерапии можно показать действительное значение комплекса для психической жизни личности и освободить последнюю от его вредоносного воздействия. Что же касается реальной глубины комплекса и его эмоциональной окраски, то они могут быть определены на основании ассоциативного метода, разработанного Юнгом в начале нашего столетия. Этот метод состоит в том, что в присутствии субъекта подряд произносят сто специально отобранных "слов-стимулов" (Reizworter), на каждое из которых он должен сразу ответить одним "словом-реакцией" (Reaktionswort). По прошествии определенного времени субъект, в порядке контроля, должен воспроизвести все свои словесные реакции по памяти. Обнаружилось, что время, необходимое для реакции, отсутствие воспроизведения или ошибка в воспроизведении и другие симптоматические формы реакции определяются отношением слова-стимула к комплексу, свойственному данной личности. Психический механизм с ювелирной точностью указывает на те точки психической субстанции, которые, так сказать, отягощены комплексом.
Юнг разрабатывал ассоциативный метод с исключительной тщательностью, принимая во внимание самые разнородные точки зрения и возможности. В качестве учебного и диагностического средства ассоциативный метод принес психотерапии существенную пользу; он доныне используется в психиатрической практике, в учебных курсах по клинической психологии, даже в судебной экспертизе. Термин "комплекс" своим происхождением обязан Юнгу. Именно Юнг в своих "Исследованиях по ассоциативной диагностике" (Diagnostische Assoziationsstu-dien, 1904—1906) для обозначения определенных "эмоционально окрашенных идей из области бессознательного" ввел термин "эмоционально окрашенный комплекс" (gefuhlsbetonter Komp-lex). Впоследствии укрепился сокращенный вариант термина — "комплекс"[52].
[45] Т. Wolff. Studien, S. 101.
[46] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 107; Collected Works,
vol. 6, par. 923.
[47] Подробное определение и описание понятия "комплекс" и
двух важнейших связанных с ним понятий — "архетип" и "символ" — можно найти в
моей работе: J. Jacobi. Komplex. Archetypus, Symbol in der Psychologie von C. G.
Jung. - Zurich, 1957. S. 7 ff.
[48] Uber psychische Energetik. — Zurich, 1948, S. 22;
Collected Works, vol. 8, p. 12. y
[49] Эта диаграмма заимствована из английского отчета о
лекциях, прочитанных Юнгом в Цюрихской Конфедеративной высшей технической школе
в 1934—1935гг.
[50] То же может относиться и к человеческим сообществам.
Проявления этого процесса в нацистской Германии описаны в интересной книге: Н.
G. Baynes. Germany Possessed. — London, 1941.
[51] Uber psychische Energetik. II. S. 128; Collected Works,
vol. 8, p. 96.
[52] Следует отметить, что еще раньше Блейлер (Bleuler)
использовал термин "комплекс" по отношению к некоторым психическим явлениям;
этот термин и в настоящее время используется достаточно свободно.