По Юнгу, вся психическая система постоянно пребывает в состоянии энергетического движения. Под психической энергией он понимает ту всеприсутствующую силу, которая пульсирует во всех формах и проявлениях психики и устанавливает связь между ними. Термин либидо означает не что иное, как меру интенсивности психического процесса, его психологическую значимость[79], которая определяется только через внешние психические проявления и воздействия. По аналогии с "энергией" в физике, "либидо" используется как абстракция, выражающая динамические взаимосвязи и основанная на некотором экспериментально подтверждаемом теоретическом постулате[80].
"Психическую энергию" не следует отождествлять с "психической силой": будучи отвлеченным понятием, "энергия существует не в самих явлениях, а в нашем опыте. Иными словами энергия всегда переживается либо как движение и сила — актуальная энергия, — либо как состояние или условие — потенциальная энергия"[81]. Будучи актуализована, психическая энергия проявляется в явлениях психической жизни: инстинктивных движениях, желаниях, волевых актах, аффектах, целенаправленных действиях и т. п. — тогда как оставаясь потенциальной, она находит свое отражение в способностях, возможностях, установках и т. п.[82]. "Стремясь оставаться на почве научного здравого смысла и избегать философских рассуждений, которые могли бы завести нас слишком далеко, мы, вероятно, поступим правильно, если будем рассматривать психический процесс просто как один из жизненных процессов. В итоге мы сможем расширить относительно узкое понятие психической энергии до масштабов понятия жизненной энергии, для которого психическая энергия служит одной из составных частей". Но понятие "жизненной энергии", о котором здесь идет речь, не имеет ничего общего с гак называемой витальной силой. "Поэтому я предложил, чтобы, учитывая желательную для нас психологическую трактовку гипотетической жизненной энергии, обозначить последнюю термином „либидо". Я всегда проводил различие между понятиями „либидо" и собственно „энергия", сохраняя таким образом за биологией и психологией право на формирование собственных понятий"[83].
Из сказанного можно заключить, что с точки зрения Юнга структура психической субстанции носит не статический, а динамический характер. В самом общем смысле психическая энергия подобна метаболизму, поддерживающему в организме состояние соматического равновесия; она определяет отношения между различными элементами психической субстанции, а ее возмущения приводят к возникновению патологических явлений. Энергетическая точка зрения на психический процесс финалистична — в отличие от механистической точки зрения, которая по своей природе причинна. Но эта финалистичная концепция отнюдь не является единственной: как мы вскоре убедимся, Юнг рассматривает проблему с разных сторон.
Юнговская теория энергии основывается на принципе оппозиций (противоположностей). Согласно Юнгу, противоположности управляют всеми психическими процессами; принцип оппозиций неотъемлем от человеческой природы, поскольку "психическая субстанция — это саморегулирующаяся система", а "никакое равновесие, никакая саморегуляция невозможны без оппозиций". Гераклит первым открыл самый удивительный из всех психологических законов — принцип регулирующей функции противоположностей. Он обозначил его термином enantiodromia, означающим, что все сущее в конечном счете должно обратиться в свою противоположность. "Переход от утра к полудню означает переоценку прежних ценностей. Возникает потребность в оценке того, что противоположно прежним идеалам, в обнаружении ошибок, содержавшихся в наших прежних убеждениях... Конечно же, ценность и истина не перестают существовать с того момента, когда мы начинаем усматривать в ценности „антиценность", а в истине — ложь. Можно сказать, что ценность и истина просто-напросто становятся относительными, релятивизируются. Все человеческое относительно, поскольку зиждется на внутренней полярности; ибо все человеческое — это проявления энергии. Энергия зависит от предсуществующей полярности, без которой она — в любой форме — невозможна. Для того, чтобы процесс установления равновесия — то есть энергетический процесс как таковой — мог вообще иметь место, всегда должна существовать оппозиция высокого и низкого, горячего и холодного... Задача состоит не в том, чтобы изменить все знаки на противоположные, а в том, чтобы, сохраняя прежние ценности, одновременно признать их противоположности"[84].
Все, что мы до сих пор говорили о структуре психической субстанции — о ее функциях, установках, отношении между сознанием и бессознательным и т. д., — учитывает этот закон оппозиций, построенный на комплементарных или компенсаторных факторах. Но тот же закон проявляет себя и на уровне любых частных систем. Так, если бессознательному позволяется беспрепятственно развиваться своим естественным путем, положительные и отрицательные элементы содержания сменяют друг друга. Часто фантазия, представляющая светлое начало, сменяется образом темного начала. На уровне сознания значительное усилие мысли часто приводит к отрицательным эмоциональным реакциям. Эти отношения противоположностей регулируются благодаря движениям и превращениям психической энергии, поддерживающим напряжение между ними: ведь пары, о которых здесь идет речь, различаются не только по содержанию, но и по энергетическому заряду. Представление о том, как распределяются энергетические заряды, могла бы дать картина сообщающихся сосудов. Но на уровне психической субстанции как целого картина эта становится в высшей степени сложной: ведь здесь мы имеем дело со связной, относительно самодовлеющей системой, которая, в свою очередь, включает в себя множество систем сообщающихся сосудов низших порядков. В целостной системе количество энергии постоянно; меняется только ее распределение.
Физический закон сохранения энергии и платоновская концепция души как того, что "движет само себя", находятся в теснейшей архетипической связи. "Ни одна значимая составляющая психической субстанции не может исчезнуть без того, чтобы на его место не явилась другая составляющая равноценной энергетической насыщенности"[85]. Закон сохранения энергии действует не только на уровне оппозиции "сознание-бессознательное", но и на уровне любого единичного содержательного элемента, принадлежащего как сознанию, так и бессознательному: ведь, вообще говоря, энергетический заряд любого элемента должен быть отнят у его противоположности.
"Судя по всему, идея энергии и ее сохранения неотъемлема от коллективного бессознательного. После такого заявления нам следовало бы показать на исторических примерах, что эта идея действительно принадлежит к исконным представлениям человеческого духа и так или иначе воздействовала на него в течение долгих веков. Сделать это не так уж сложно: ведь на этой идее основаны все первобытные религии. Речь идет о так называемых „динамистических" религиях, признающих существование некоей универсальной магической силы, вокруг которой вращается все сущее... Согласно древней точке зрения, такой силой является сама душа; в идее бессмертия души содержится представление о ее сохранении, а в буддистском и первобытном понятии метемпсихоза — переселения душ — содержится представление о ее беспредельной изменчивости, сочетающейся с абсолютной неуничтожимостью"[86].
Из закона сохранения энергии следует, что она может перемещаться: по естественному градиенту энергия перетекает из одного члена пары оппозиций в другой. Это, в частности, означает, что энергетический заряд бессознательного возрастает по мере уменьшения энергетического заряда сознания. Перемещение энергии от одного полюса к другому может осуществляться также благодаря направленному волевому акту; в этом случае ее проявления и способы воздействия видоизменяются. Пользуясь фрейдовской терминологией, этот процесс можно было бы назвать "сублимацией" — с той лишь разницей, что по Фрейду в качестве предмета таких видоизменений выступает только сексуальная энергия.
Для перетекания энергии необходим градиент, разность потенциалов — что психологически выражается во взаимном противопоставлении элементов, составляющих пары оппозиций. Вот почему возникновение препятствий на путях либидо приводит к развитию комплексов; вот почему любая пара оппозиций дезинтегрируется, когда один из полюсов оказывается энергетически "пустым" (подобное наблюдается при самых различных психических расстройствах, от легких неврозов до полной диссоциации или распада личности). Утраченная сознанием энергия переходит в область бессознательного, активизируя его содержательные элементы — архетипы, подавленные элементы, комплексы и т. д., — которые в итоге начинают вести самостоятельное существование и вторгаются в сознание, а это, в свою очередь, ведет к неврозам и психозам.
Абсолютно однородное распределение энергии, однако, также несет в себе опасность. Здесь мы сталкиваемся с действием закона энтропии[87]. В самом общем, огрубленном виде можно сказать, что согласно физическому закону энтропии работа сопровождается трансформирмацией упорядоченного движения в неупорядоченное, дисперсное движение.
Но поскольку движение основано на градиенте, благодаря которому первоначальный потенциал неуклонно растрачивается, поток энергии обязательно стремится к равновесию и значит, к тотальному застою. Поскольку доступные нашему опыту системы никогда не бывают абсолютно замкнутыми, нам не приходится сталкиваться с абсолютной психологической энтропией. Но чем выше степень изоляции отдельных подсистем психики и чем значительнее напряжение между полюсами, тем более вероятным становится феномен энтропии (ср. застывшую, кататоническую позу многих душевнобольных, отсутствие у них контактов с внешним миром, апатию, отсутствие видимых проявлений собственного "Я" и т. п.). На примере психической субстанции мы достаточно часто наблюдаем относительные формы действия этого закона. "Самые напряженные конфликты, будучи преодолены, оставляют устойчивое ощущение безопасности и покоя или, напротив, безнадежный надлом. И обратно, именно эти напряженные конфликты нужны для достижения самых ценных и устойчивых результатов. Не зависящее от нашей воли представление об энергетическом процессе дает о себе знать даже в языке, когда мы говорим об „устоявшихся убеждениях" и т. п."[88].
Необратимость, характеризующая энергетические процессы в неживой природе, может быть модифицирована только искусственными средствами. Что же касается психической субстанции, то здесь обратимость достижима через вмешательство сознания. "Вмешательство в ход естественных процессов неотъемлемо от творческой природы психической субстанции. Это фундаментальное вмешательство состоит в формировании, дифференциации и расширении сознания"[89]; последнее же служит источником той самой способности подчинять себе природу, которая свойственна психической субстанции.
Поток энергии имеет определенную направленность; согласно этой направленности мы различаем прогрессивное и регрессивное движения[90]. Прогрессивное движение — это процесс, начинающийся в сфере сознания и состоявший в беспрерывной и беспрепятственной "адаптации к осознанным жизненным потребностям и дифференциации необходимых для этого типов установки и функциональных типов"[91]. Это может достигаться только через разрешение конфликтов и установление координации между взаимно противопоставленными полюсами. Регрессивные движения возникают тогда, когда неспособность к осознанной адаптации и проистекающие отсюда процессы интенсификации или подавления бессознательного приводят к одностороннему накоплению энергии, вследствие чего содержание бессознательного, получив слишком большой энергетический заряд, вырывается на поверхность. Если сознание не вмешается вовремя, частичная регрессия может отбросить человека назад, на более раннюю стадию развития, и привести к неврозу; при полной регрессии сознание оказывается совершенно "затоплено" содержимым бессознательного, что означает возникновение психоза.
Говоря о прогрессии и регрессии, следует иметь в виду не только эти крайние формы; в бесчисленных больших и малых, существенных и несущественных разновидностях прогресс и регресс составляют часть нашей повседневной психической жизни. Акты внимания или психического усилия, осознанные волевые акты — все это проявления энергетической прогрессии; моменты усталости и рассеянности, эмоциональные реакции и прежде всего сон — это примеры регрессии. Обычно прогрессия рассматривается как всецело позитивная, а регрессия — как всецело негативная форма психического функционирования. Но такая точка зрения неверна: хотя в идеале нормальная психическая субстанция всегда стремится к прогрессу, регрессия также содержит в себе нечто положительное (юнговская точка зрения здесь принципиально отличается от фрейдовской). Прогрессия укоренена в потребности адаптироваться к внешнему миру, тогда как регрессия проистекает из потребности в адаптации к миру внутреннему, в достижении индивидом гармонии с собственным внутренним законом. Таким образом, прогрессия и регрессия — одинаково необходимые формы естественного психического опыта. С энергетической точки зрения как прогрессия, так и регрессия должны рассматриваться всего лишь как средства, как "стадии, через которые проходит энергетический поток"[92]. В психической субстанции индивида регрессия может выступать не только как симптом невроза или психоза, но и как способ восстановить равновесие и расширить горизонты психической субстанции. Именно регрессия активизирует образы и выводит их из области бессознательного — как это имеет место, в частности, в сновидениях. Регрессия способствует обогащению сознания, поскольку содержит — пусть в недифференцированной форме — зерно нового психического здоровья. Она извлекает из бессознательного такие содержательные элементы, которые могут действовать в качестве "преобразователей энергии" и вернуть психическому процессу прогрессивную направленность.
После временной направленности или движения энергетического процесса — а либидо движется не только вперед или назад, прогрессивно или регрессивно, но также внутрь или вовне, то есть интро- или экстравертно — его второй важной характеристикой служит мера его насыщенности в содержательном отношении (мера значимости, Wertintensitat). Форма проявления энергии в психической субстанции — это образ, извлекаемый благодаря формирующей способности воображения (imaginatio), творческой фантазии, из материала коллективного бессознательного, то есть объективной психической субстанции. Эта творческая деятельность психической субстанции[93] преобразует хаос бессознательного содержимого в те самые образы, которые появляются в снах, фантазиях, видениях и произведениях искусства. Именно эта деятельность в конечном счете определяет смысловую наполненность образов, которая эквивалентна их значимости и может быть измерена на основании того, в составе какой констелляции или в каком контексте обнаруживается соответствующий образ[94]. Например, в снах всегда имеются элементы, смысл которых меняется в зависимости от контекста и от положения элементов в контексте. Образ или мотив может в одном случае выступать как второстепенный, тогда как в другом случае он становится центральной фигурой или носителем комплекса (Кот-plextrager); например, при материнском комплексе символ матери будет наделен большим энергетическим зарядом и большей содержательной значимостью, чем при комплексе отца.
В динамике психической субстанции направленность и насыщенность коррелируют друг с другом: ведь градиент, делающий возможным движение психической энергии и детерминирующий его направленность, обусловливается неодинаковостью энергетического заряда различных психических явлений, то есть неодинаковой важностью их содержимого для индивида.
Либидо или психическая энергия в юнговском смысле — это основа и регулирующий фактор всей психической жизни. Понятие либидо необходимо для логичного, трезвого описания психических процессов и их взаимоотношений. Но то же понятие вполне можно использовать и без предварительного решения вопроса о том, существует ли вообще такая вещь, как психическая энергия. Приступая к описанию жизни психической субстанции, происходящих в ней процессов, ее феноменологии, можно делать это в трех аспектах. Первый — это аспект ее структурных характеристик (такая точка зрения была принята нами в Главе 1); второй — это функциональный аспект, представленный теорией либидо. Наконец, третий аспект — практический; с ним мы сталкиваемся в психотерапевтических трудах. Именно этот последний аспект станет предметом рассмотрения в следующей главе.
[79] Мы видим, что понятие "либидо",
использованное Фрейдом для обозначения сексуального
инстинкта как в узком, так и в расширенном смысле, имеет
для Юнга несравненно более многогранное значение.
Отметим, что данное различение недостаточно учитывается
даже психологами.
[80] Чтобы избежать весьма распространенного
недоразумения, следует с самого начала подчеркнуть, что
понятая таким образом энергия принципиально отличается
от выдвинутого Аристотелем представления об энергии как
"формирующем принципе". Мы имеем в виду понятие, близкое
энергии в физическом смысле; иначе говоря, термин
"либидо" используется только ради того, чтобы не
смешивать психическую энергию с физической. Говоря о
"недифференцированном либидо". Юнг имеет в виду вовсе не
предпосылку, а эмпирическое открытие. Понятие "энергии"
не имеет ничего общего с метафизикой, поскольку оно
служит своего рода знаком, вспомогательным средством, с
помощью которого удается достичь лучшего понимания и
упорядочения результатов опыта', аналогично обстоит дело
и с "либидо" в юнговском понимании термина. Слово
"энергия" приобретает метафизический смысл только тогда,
когда оно начинает обозначать не эмпирическое понятие, а
некую гипотетическую субстанцию, основу мира и т. п. —
как, например, в некоторых монистических построениях.
Говоря об "энергии", ученый-эмпирик ничего не
постулирует; он лишь делает выводы из имеющихся в его
распоряжении фактов. Итак, об "энергии" можно говорить в
двух смыслах: как о понятии, постулируемом в качестве
идеи или модели (такова "энергия" в аристотелевском или
схоластическом смысле), и как об эмпирическом понятии,
выдвигаемом a posteriori в качестве упорядочивающего
принципа (именно в таком смысле употребляется юнговское
"либидо").
[81] Uber psychische Energetik, S. 26; Collected Works,
vol. 8, p. 15.
[82] Так. "воля" - это особый случай свободной
психической энергии, которая может направляться
сознанием. Ср. примечание 3 на с. 401.
[83] Uber psychische Energetik. S. 31 ff.; Collected
Works, vol. 8, p. 17.
[84] Ubcr die Psychologic des Unbew usslen. S. 111. 137:
Collected Works, vol. 7 pp. 60. 74 f.
[85] Seelenprobleme der Gegenwart, S. 375; Collected
Works, vol. 10, par. 175.
[86] Ober die Psychologic des Unbewussten, S. 125 ff.;
Collected Works, vol. 7,
[87] Именно этим законом определяются направление
времени и необратимость физических процессов. Здесь не
место обсуждать возможные следствия, связанные с
применением к этому физическому закону теории
вероятности; они продемонстрированы в других областях
[88] Uber psychische Energetik, S. 46; Collected Works,
vol. 8. pp. 26—27.
[89] T. Wolff. Studien. S, 188.
[90] Речь идет о "движениях живого" (Lebensbewegungen).
которые не следует смешивать с "эволюцией" или
"инволюцией". Более адекватными терминами были бы.
вероятно, "диастола" и "систола". В данной связи
"диастола определяется как экстериоризация либидо,
распространяющегося по всему космосу, а систола — как
его интериоризация, сжатие до пределов отдельного
человека, монады" (Uber psychische Energetik, Fn. 42, S.
66; Collected Works, vol. 8. p. 37. note 52).
[91] Т Wolff. Studien. S. 194.
[92] Uber psychische Energetik. S. 69- 70; Collected
Works, vol. 8. pp. 39-^40.
[93] "Психологическим механизмом преобразования энергии
является символ" (Uber psychische Energetik, с. 80;
Collected Works, vol. 8, p. 45).
[94] Ср. ниже, раздел "Принцип обусловленности".