Много лет тому назад, во времена короля Артура королевством Корнуолл правил Король Марк. Он был добрым и справедливым королем, и все его подданные любили за доброту и справедливость. Но время тогда было недоброе: жестокие враги окружили королевство, которым правил Марк, и вторглись на его территорию. Но славный Король Ривален Лионезский, пройдя вместе со своей армией через всю Францию, пришел на помощь Королю Марку и помог ему одержать великую победу. Король Марк был так благодарен Королю Ривалену, что отдал ему в жены свою единственную сестру, Бланшфлер в знак вечной дружбы и союза. Бланшфлер была похожа на свое имя, что в переводе с французского означает "белый цветок": она была скромной, чистой и нежной. В Тинтаджельском замке состоялась королевская свадьба. Вскоре у супругов родился сын - вы еще не раз услышите об этом посланце судьбы в нашей истории. Мальчика назвали Тристаном.
В скором времени пришли зловещие новости: все города в Лионезии, где правил Король Ривален, были осаждены войсками вероломного тирана Дюка Моргана. Ривален вместе со своей новой Королевой Бланшфлер и со своим войском в это время находился в плавании. Узнав об осаде, он вернулся, чтобы сразиться с врагами. Однако после нескольких месяцев войны бедный Король Ривален в результате подлого предательства попал в засаду и был вероломно убит Морганом.
Когда Бланшфлер узнала о смерти мужа, она стала мертвенно-бледной, ее тело стало слабым и безжизненным, а душа ее желала вырваться из тела. Она не хотела больше жить на земле; единственным ее желанием было присоединиться к мужу в мире ином. К тому же она носила дитя в своем чреве. Три дня она провела в печали, желая лишь одного - смерти. На четвертый день она родила сына и, взяв его на руки, произнесла:
"Сын мой, давно желала я увидеть тебя, ...ты самое прекрасное создание, которое может быть порождено женщиной. В печали я пришла сюда, в печали я тебя родила, печален твой первый день на этом свете. И так как ты появился в этом мире от печали, я нареку тебе имя Тристан - дитя печали. "
Промолвив это, она поцеловала своего сына и умерла. Лорд Роальд был преданным маршалом Короля Ривалена. Увидев, что война проиграна, он сдал все крепости Дюку Моргану: так все земли Лионезии попали в руки тирана. Роальд, побоявшись, что коварный Морган убьет ребенка, спрятал его, выдав за собственного сына.
Тристан рос красивым и сильным мальчиком вместе с другими сыновьями Роальда, но не зная, кто он такой, он считал Роальда своим отцом. Пока он рос, его верный оруженосец обучил его всем искусствам, которым владели бароны:
Как управляться с копьем и мечем,
Как владеть щитом и
луком,
Как бросать каменные диски,
Как перескочить широкие рвы
одним прыжком,
Ненавидеть ложь и вероломство,
Держать свое слово,
Петь и играть на арфе,
Охотничьему ремеслу.
Тристан научился так искусно ездить верхом, что составлял со своим конем одно целое. Он был смелым и справедливым и владел мечом не хуже взрослого рыцаря. Все мужчины славили Роальда, глядя на его благородного сына, но Роальд смотрел на Тристана и видел в нем своего повелителя.
Однажды норвежские пираты, приплывшие под видом купцов, заманили Тристана на свой корабль. Несмотря на то что юноша дрался как молодой лев, пираты захватили и связали его, чтобы выгодно продать в рабство в какой-нибудь дальней стране. Внезапно поднялся сильный шторм, огромные волны перекатывались через палубу корабля. Поскольку вероломные пираты хорошо знали, что боги океана сильно гневаются на людей, совершающие такие преступления, они освободили Тристана и, хорошенько оснастив лодку, посадили в нее юношу. Как только они это сделали, океан сразу же успокоился. Вскоре Тристан увидел землю прямо по курсу и спокойно причалил к берегу. Эти зеленые берега оказались королевством Корнуолла, которым правил его дядя, Король Марк.
В это время поблизости от берега находились королевские охотники; молодой Тристан так поразил их своим охотничьим искусством, что они взяли его с собой в королевский дворец. Как только Марк взглянул на Тристана, он почувствовал смутное беспокойство и необъяснимую нежность. Вглядевшись в лицо Тристана, он увидел лицо своей любимой сестры Бланшфлер и услышал зов крови.
После вечерней трапезы Тристан взял арфу и стал петь старые песни. Как только он запел, навстречу его песням открылось каждое сердце и глаза всех наполнились слезами. Тогда Король Марк сказал:
"Сын мой, благословен будет учитель, который научил тебя; и на тебе благословение Божие. Господь любит хороших певцов. На радость пришел ты под крышу этого дома. Оставайся с нами надолго, друг мой!"
И Тристан ответил: "Я с удовольствием останусь здесь, мой государь, и верой и правдой послужу вам как вассал. Три года Тристан жил в Тинтанжельском замке; король заменял ему отца и взаимная глубокая любовь возрастала в их сердцах.
Прошло три года, и в королевство Корнуолла прибыл верный маршал Роальд, который все это время искал Тристана в дальних странах. Так Тристан узнал, кто он такой: племянник Короля Марка, сын Короля Ривалена и наследник Лионезского трона. Тристан переправился в Лионезию, поднял и повел за собой свой народ, собрав свое мужество, восстал против ненавистного тирана Моргана. Тристан вызвал на бой коварного врага и поразил его насмерть своим мечом, отомстив ему таким образом за все прошлые злодейства.
Тристан отдал Роальду Лионезский трон, сказав при этом своим баронам:
"Я правитель этой страны, и она очень дорога мне. Но мое сердце принадлежит моему дяде, Королю Марку. Я оставляю этот трон моему верному Роальду, который будет править здесь вместо меня. Что же касается меня, я покину эту землю и буду служить Королю Марку как моему господину."
При этих словах Тристана бароны впали в отчаяние, и слезы появились у них на глазах, так как они надеялись, что он останется в Лионезии и будет править ими. Но вслух они сказали: "Да будет на то твоя воля, наш господин".
В те времена Ирландия была могучим королевством, и ирландский король обложил королевство Корнуолл огромной данью. Корнуолльские горожане каждый четвертый год, стиснув зубы от печали и гнева, должны были посылать триста юношей и триста девушек, лучших своих сынов и дочерей, в ирландское рабство, где они и умирали. Однако, на пятнадцатый год Король Марк отказался платить эту дань, и тогда ирландский король пришел в ярость. Королевой Ирландии в то время была великая колдунья, у которой был брат - великан по имени Моргольт. Он был огромного роста и обладал такой силой, что даже пятеро вооруженных рыцарей не могли его одолеть.
И вот в один несчастный день Моргольт во главе огромного войска рыцарей высадился в Корнуолле и потребовал дань: триста юношей и триста девушек.
"Но, - сказал он, - если кто-нибудь из рыцарей Корнуолла захочет в единоборстве доказать, что Король Ирландии взимает дань беззаконно, он может вызвать меня на поединок, и я приму его вызов. Если Бог дает мне победу в этом бою, значит, правота остается за моим королем, Королем Ирландии!"
Моргольт стоял перед баронами всего королевства, вызывая их на единоборство. Но все они стояли и испуганно молчали. Тогда на следующий день он снова пришел в королевский дворец и опять стал вызывать баронов на поединок. Он походил на сокола, помещенного в одну клетку с воробьями: корнуолльские бароны ежились и прятали головы в плечи. Однако, на третий день, вперед выступил юноша и, приклонив перед королем колени, промолвил: "Мой государь, позволь мне выйти на бой". Этого юношу звали Тристан.
Тристан бился с Моргольтом на крошечном островке, недалеко от берега. В день поединка бароны рыдали от жалости к храбрецу и стыда, что у них не хватило мужества Тристана. Люди следовали к берегу вслед за Тристаном, молясь за него и рыдая. Они все еще надеялись; ибо надежда, живущая в людских сердцах, питается малыми крохами.
Причалив к островку, где должен был состояться поединок, Тристан выпрыгнул на сушу и оттолкнул свою лодку прочь от берега. Увидев это, Моргольт очень удивился, и тогда Тристан сказал ему: "Лишь один из нас вернется отсюда живым. Тогда ему будет вполне достаточно одной ладьи".
Люди, собравшиеся на берегу, трижды слышали доносившийся до них с острова яростный крик. Спутники Моргольта смеялись, будучи полностью уверены в его победе. Корнуолльские женщины рыдали, встав в одну линию и били себя руками в грудь, совершая погребальный ритуал. Наконец в полдень люди увидели ладью Моргольта, которая отчаливала от острова, увидели, как ветер наполнял ее паруса цвета королевского пурпура. Тогда они потеряли последнюю надежду и зарыдали от отчаяния. Но по мере приближения лодки они увидели на ее носу Тристана, держащего в руках два поднятых меча, и солнце играло на его доспехах. Один юноша с криками бросился в воду, не скрывая своей радости, и поплыл к лодке, чтобы первым встретить победителя. Тристан вышел на берег и пока люди вытаскивали его лодку, обратился к рыцарям Моргольта:
"Господа ирландцы, Моргальт был славным воином. Вы посмотрите, как зазубрен мой меч, ибо часть его осталась в голове рыцаря. Возьмите этот кусок стали, господа, - это дань Корнуолла."
Несмотря на кровь, сочащуюся из его ран, Тристан прошел через весь городок Тинтажель прямо к замку. На всем его пути толпы людей размахивали зелеными ветками и устилали ему дорогу цветами; они славили Бога; они украсили окна домов роскошными тканями; на протяжении всего пути радостно звучали колокола, трубы и рога. Дойдя до замка, обессиливший от ран Тристан упал на руки Королю Марку.
Между тем раненый Тристан чувствовал себя все хуже, так как копье Моргальта было отравлено. С каждым днем он становился все слабее и бледнее; ни один доктор и ни один знахарь не могли его излечить. Секрет этого яда знали только колдунья, Королева Ирландии, и ее дочь - Прекрасная Изольда. Но эти две женщины, обладавшие чудодейственным секретом жили в Ирландии. День и ночь они находились у тела Моргольта, день и ночь они проклинали Тристана из Лионезии; день и ночь они мечтали о возмездии.
Тристан знал, что у него нет никакой надежды вылечиться в Корнуолле. Его сердце подсказывало ему идти на берег моря и там искать исцеления, либо смерти.
"Я бы хотел предоставить себя воле моря и его случайностям... Я желал бы, чтобы морские волны унесли меня одного далеко-далеко, к неизвестной земле. Может быть там я найду свое исцеление. И тогда, может быть, я еще послужу тебе, мой славный дядя, играя на арфе, охотясь и будучи твоим верным вассалом."
Тогда люди бережно отнесли Тристана на берег и положили его в маленькую лодку без весел и парусов. Он оставил на берегу свой меч, который больше ничем не мог ему помочь. Положив Тристана в ладью, люди со слезами на глазах оттолкнули ее от берега, предоставив его воле Бога. И море унесло ладью прочь... Семь дней и семь ночей море носило по волнам Тристана, и наконец принесло его к берегу. Как раз в эту темную ночь рыбаки услышали мягкие серебряные звуки арфы, скользившие по водяной глади. На рассвете рыбакам удалось найти его безжизненное тело, лежащее в лодке, и его рука покоилась на молчащей арфе. Рыбаки вытащили Тристана на берег и послали одного из них известить леди, которая имела дар исцеления.
Эту леди звали Прекрасная Изольда; ее матерью была колдунья, Королева Ирландии, а эта гавань носила название Уайтхевен; здесь неподалеку покоился прах Моргольта. Рыбаки отнесли раненного чужестранца Принцессе Изольде. Из всех женщин мира лишь она одна могла спасти Тристана. Но из всех женщин мира лишь она одна желала его смерти.
Теперь мы покинем Тристана на какое-то время в Ирландии и сделаем паузу в нашем повествовании. Наступило время посмотреть на символический язык нашего мифа, чтобы понять ту правду, которой он должен нас научить.
В самом начале истории мы видим героя, рожденного в печали, видим, что он потерял мать на следующий день после рождения. Но кто такой этот ребенок? Что означает для нас смерть Бланшфлер?
Потеря матери - это событие в жизни не только одного Тристана. Тристан - это прототип современного западного мужчины, родоначальника современной западной культуры. Менталитет Тристана - это наш менталитет, его проблемы - это наши проблемы, а его потери - это наши потери.
Психологически наша эра началась в двенадцатом столетии, в то время когда родился Тристан, дав жизнь настоящему мифу. Это столетие представляет собой великий водораздел в нашей истории. Зародыши и семена современного мышления были посажены еще тогда: все, чем мы являемся сегодня: наши установки, ценности, конфликты и идеалы - все это выросло из тех самых семян. Коллективная психика напоминает дерево с раскидистой кроной, которое растет очень медленно: столетие за столетие. С точки зрения этого огромного, развивающегося коллективного разума тысячелетие - очень короткий срок.
Тристан родился в средние века и рос тысячелетие, чтобы стать современным западным мужчиной. Его мать и отец, Бланшфлер и Король Ривален, символизируют старый порядок, старый способ мышления в Европе. Перед смертью они рождают ребенка, и этот ребенок - это современный западный менталитет. Это есть Тристан - Новый Человек.
Трагическая смерть Бланшфлер оставляет Тристана одного в омраченном печалью мире, лишенного почти всех признаков феминности. И мы, подобно Тристану, получаем в наследство такой же мир. Бланшфлер - это внутренняя феминность. Она олицетворяет феминную часть души западного мужчины, женские ценности, существовавшие когда-то в нашей культуре. Ее смерть символизирует грустный день в нашей истории, когда патриархальный менталитет окончательно и бесповоротно вытеснил феминность из нашей культуры и нашей личной жизни.
Тристан учится "баронским искусствам". Что же они из себя представляют? Сражаться мечом и копьем, стрелять из лука, скакать верхом и преодолевать широкие рвы. Охотиться. Все вышеперечисленное символизирует маскулинную сторону жизни. Владение силой, подготовка к сражениям, защита территории. Каждому герою потребуются все эти умения - в этом можете быть уверены! Но тем не менее все они представляют только половину человеческой натуры. У Короля Марка не было королевы, его сестра, Бланшфлер, умерла. Вся феминная часть жизни - любовь, чувственные отношения, интроспекция, интуитивное мирское переживание жизни - все это было, но исчезло в Корнуолле и Лионезии. Единственным атрибутом феминности, оставшимся у Тристана, была его арфа, и как мы увидим в дальнейшем, именно она и спасла ему жизнь.
Мы будем лучше понимать нашу историю, если мы проясним, что имеется в виду под феминностью.
Юнг открыл андрогинность психики: она состоит из маскулинного и феминного компонентов. Таким образом структура психики любого мужчина устроена так, что в своей целостности она несет в себе богатство обеих частей, обеих сущностей, обеих совокупностей сил и возможностей. Человеческая психика спонтанно разделяется на взаимно дополняющие друг друга противоположности и представляет их в качестве маскулинно-феминной констелляции. Она определяет некоторые свойства как "маскулинные", некоторые другие - как "феминные". Подобно "инь" и "ян" в древнекитайской психологии эти комплиментарные противоположности находятся в балансе и дополняют друг друга. Ни одна человеческая ценность, ни одно качество не являются полными сами по себе: они должны быть соединены с их маскулинной и феминной "природой" в сознательном синтезе, если мы желаем достичь баланса и целостности.
Психика относит нашу способность к привязанности и любви к "феминным" качествам, происходящим из феминной части души. По контрасту считается, что способности обладания силой, умения держать ситуацию под контролем и защита территории относятся к силам, находящимся в "маскулинной" части души. Для того чтобы стать полностью развитой личностью каждый из нас, и мужчина, и женщина, должен развивать обе части психики. Мы должны быть способны справляться с любовью и силой, унять и усилить контроль, и спонтанно отдаться на волю судьбы - при этом каждое качество должно проявляться своевременно.
Когда мы в этом смысле говорим о "феминности", мы никоем образом не имеем ввиду "присущие женщинам". Мы говорим о внутренних, психологических свойствах, которые являются общими и для мужчин, и для женщин. Когда мужчина развивает в себе силы внутренней феминности, он в действительности становится по мужски более зрелым. Становясь более человечным, он больше становится мужчиной. Сильный мужчина - это тот мужчина, который может проявить свою любовь к детям наряду с тем, чтобы сражаться в баталиях делового мира в течение рабочего дня. Его маскулинная сила растет и приходит в баланс со своей феминной способностью устанавливать отношения, выражать свои эмоции и чувства.
Каждый из нас стремится к целостности, к тому, чтобы собрать воедино и интегрировать все конфликтующие части. У нас есть простой термин для такого единства личности: Юнг назвал его "самостью".
Самость - это сумма разных сил, энергии и качеств, живущих внутри вас и делающих вас тем, кем вы являетесь - уникальной личностью. Самость - это сбалансированное, гармоничное и симметричное единство, находящееся в самом центре человеческого бытия, которую каждый из нас ощущает у себя внутри. Но мы редко осознаем нашу самость, редко имеем ощущение единства и целостности. Обычно мы чувствуем себя как хаотическая масса конфликтующих желаний, ценностей, идеалов и возможностей, когда-то осознаваемых, а когда-то бессознательных, при этом бессознательные растаскивают нас в разные стороны одновременно во многих направлениях.
Суть "просветления" состоит в осознавании этих отдельных и конфликтующих частей личности, в том, чтобы разбудить в себе врожденную способность единения, которая соберет все части в одно целое. В пробуждении объединяющей способности самости состоит великая цель психологической эволюции, это - жемчужина, которой нет цены, объект наших страстных стремлений. Именно эта возможность проявляется в дуализме маскулин-но-феминной природы психики.
В мифологической символике самость часто представлена маскулинно-феминной парой: король и королева, божественные брат и сестра, бог и богиня. Через посредство символа королевской четы психика сообщает нам о единственности самости, несмотря на то, что мы ощущаем ее как взаимно дополняющие друг друга противоположности. Она демонстрирует нам, что мы должны совершить брак: святой синтез двух великих полярностей человеческой натуры. Наподобие драконов инь и ян, наши внутренние король и королева постоянно творят, создавая свое королевство самости из маскулинной и феминной энергии в вечном космическом танце.
Но в мире Тристана нет королевы! Там есть только король. Это Марк. Но его королева умерла: Бланшфлер ушла из этого мира.
Именно феминные черты придают жизни смысл: связность с бытием других людей, способность смягчать энергию любовью, осознание глубоких чувств и ценностей, уважение нашего земного существования, наслаждение земными красотами и интроспективный поиск внутренней мудрости. При быстром изменении этих свойств мы не найдем много смысла. При помощи копий и мечей мы создадим наши империи, но эти империи не дадут нам ощущение смысла и цели бытия.
Однако смерть- Бланшфлер не означает, что мы потеряли эти качества навсегда. Смерть в мифе или сне означает прекращение сознания какого-то содержания; тем не менее это содержание остается в бессознательном и ждет своего часа, чтобы вновь возродиться в сознании. Сегодня мы видим, как люди пытаются вернуть Бланшфлер обратно в сознание. Они пытаются научиться выражать свои чувства, не скрывать свои эмоции, пробудить интуитивную сторону жизни. Что-то дает осечку, что-то становится преходящим, уменьшается до попыток самоосознания и внутренней "спонтанности", но по крайней мере люди делают попытки отыскать Бланшфлер.
Почему же все-таки Бланшфлер умерла? Почему западный человек потерял так много своих возможностей любить, чувствовать и быть связанным с другими.
Взгляните на Бланшфлер! Вокруг нее одна война, она вышла замуж, чтобы заключить военный союз, она была вовлечена в войну в Лионезии, в которой погиб ее муж и которая погубила в ней волю к жизни. Бесконечные походы, бесконечные военные лагеря. Все что она видит и знает в жизни - это солдаты, сражения, военные союзы и смерть. В нашей культуре внутренняя феминность точно такая же - всегда в походах и лагерях, постоянно втянутая в пыльный состав энергичных маскулинных устремлений, задыхающаяся от войны, забытая в вечном оглушающем стальном лязге.
В то холодный день, когда в Лионезии умерла Бланшфлер, феминная часть западной души переместилась в Ирландию, некий мистический остров, находящийся где-то за морем. Она ушла жить в бессознательное, чтобы там дождаться лучших времен когда она сможет вернуться к человеческой жизни.
"В печали я пришла сюда, в печали я тебя родила, печален твой первый день на этом свете. И так как ты появился на свет от печали, я нареку тебе имя Тристан - дитя печали".
Мир короля Марка, Короля Ривалена и Дюка Моргана - это живой символ нашего патриархального мышления. Никто из нас полностью не осознает, насколько в нем или в ней сильны патриархальные предрассудки. Ни один из нас явно не представляет, насколько маскулинное стремление к власти, продуктивности, престижу и "завершению" обедняет нас и выталкивает феминные ценности прочь из нашей жизни.
Подобно Тристану, мы - дети печали. Западные люди - это дети своей внутренней бедности, несмотря на то, что во внешнем мире они имеют все, что хотят. Возможно ни один народ в истории не страдал так от одиночества, от разобщения, имел смутное представление о ценностях и был так невротичен. Мы подавили и подчинили окружающий мир силой кувалды и точностью электроники. Мы накопили ценностей в беспрецедентном масштабе. Но только немногие из нас, только единицы на самом деле находятся в мире с самими собой, свободны в своих отношениях, содержательны в любви и чувствуют себя в этом мире как дома. Большинство из нас страдает в поисках смысла жизни, ценностей, из-за которых стоит жить, любви и искренних человеческих отношений.
Наша печаль происходит из-за потери этих феминных ценностей, которые мы опорочили и выкинули прочь из нашей культуры. Бланшфлер не смогла выжить в культуре, где ценятся и существуют только стремления к почестям, власть, конкуренция и мечта "стать номером один". Самое начало мифа повествует нам о том, какой мир мы построили, мир, в котором родился Тристан. Постоянные войны; мужчины думают лишь о создании империи, овладении территорией и накоплении богатства и покорении окружающего мира любой ценой. Мы до сих пор называем это прогрессом. Но этот искаженный менталитет убивает Ривалена и Бланшфлер и оставляет Тристана сиротой.
Брак Короля Ривалена и Бланшфлер символизирует попытку Запада найти некий синтез в рамках патриархального менталитета. Но это не жизнеспособно, так как опирается на наши предположения, что феминные ценности должны всегда находиться в подчинении у маскулинного стремления к власти. В конце концов Дюк Морган, последний итог всех патриархальных установок, разрушает весь этот хрупкий синтез: он убивает короля и королеву.
Бланшфлер никогда не занимала подобающего места в этом обществе; ценности, которые она представляла, никогда не уважались по праву. Несмотря на то, что Марк любит свою сестру, фактически продает ее Ривалену за его помощь в защите королевства, тем самым скрепляя их союз. Она для него является частью собственности, которая может быть использована в соответствии с тем, как считает это нужным мужское эго, чтобы удовлетворить его стремление к власти. Если мы раскроем глаза пошире, мы увидим это все в современном обществе. Когда мужчина использует женские чувства, чтобы получить над ней власть, когда мужчина вступает в дружеские отношения лишь затем, чтобы он мог продать что-либо своему другу, когда мужчина с телевизионной рекламы предлагает купить его продукт, если мы "действительно любим своих детей", каждый из них цинично заставляет служить любовь и чувства власти и выгоде. Как общество в целом, мы лишаемся Бланшфлер, продолжая ею торговать.
Дюк Морган олицетворяет окончательный предел, конечную деградацию патриархального менталитета. Он нападает на Короля Ривалена, как только тот поворачивается спиной, он затаился и ждет, а потом убивает. Он не создает ничего позитивного, он лишь грабит. Дюк Морган символизирует маскулинную часть психики, потерявшую контакт с внутренней феминностью; эта ставшая сумасшедшей сила, не нашедшая соответствующего баланса в любви, чувстве и человеческих ценностях. Он ищет только власти. Он разрушает все человеческое и нежное, он унижается до жестокости.
В наше время не стоит ходить далеко, чтобы найти Дюка Моргана. Мы можем найти его в правительствах, корпорациях, и даже среди домовладельцев. Если взглянуть честно, мы можем найти его следы в самих себе, ибо он универсален. Когда мы ищем на нашу внутреннюю феминность и теряем контакт с ценностями мы превращаемся в Дюка Моргана. Мы проводим целые дни, размышляя как вырваться вперед, как одержать победу как получить лучшее положение в деловой сфере и обществе, как сделать нашу семью и друзей точно такими, какими мы бы хотели их видеть. Мы забываем, как быть честными по отношению к собственным ценностям, к нашему внутреннему миру, к людям, которых мы любим.
Призрак Дюка Моргана заставляет нас обратить внимание на глубокую психологическую реальность: Ни один аспект человеческой психики не может пребывать в здоровом состоянии до тех пор, пока он не будет сбалансирован в своей прямой комплиментарной противоположности. Если маскулинная часть психики попытается существовать без своей "второй половины", феминной части души, то маскулинность становится разбалансированной и в конце концов чудовищной. Власть без любви превращается в жестокость. Чувства без маскулинной силы становятся смутной сентиментальностью.
Когда одна часть человеческой натура нарушает баланс с другой ее стороной, она тиранизирует душу. Это и есть тиран Дюк Морган. Он вытесняет свою комплиментарную противоположность в бессознательное. Так произошло с Бланшфлер. Но бессознательное не будет терпеть такой дисбаланс; мы уже знаем, что величайшей силой психического универсума является стремление к полноте, к целостности и балансу. Феминность возвратится. На другом берегу моря ждет Изольда. Когда она приходит, самодостаточный патриархальный мир уже никогда не будет таким, каким он был прежде.
Поэтому дитя печали может надеяться. Тристан - это не только дитя печали, но и дитя надежды. Ребенок как символ всегда олицетворяет новую возможность, новое сознание, которое родилось в человеческой психике. Тристан унаследовал мир печали, но он унаследовал внутреннюю силу, возможность создания нового мира и нового понимания. Тристан - это герой. Он пойдет вперед и победит Дюка Моргана. Он восстановит свои права на престол. Он встретит Изольду - новое воплощение Бланшфлер. Тристан - это все мы. Тристан - это каждый из нас. Mы несем в себе его печаль, его вызов судьбе, его надежду.
О, Отважная Душа, навстречу испытаниям,
я с тобой и ты
со мной,
Мы отправляемся туда,
куда еще не осмелился пойти ни один
моряк,
Рискуя кораблем, жизнью и всем...
О, отважная душа,
О,
дальний, дальний парус.
О, страшное, но безопасное наслаждение!
Эти ли не моря Господа Бога?
О, дальний, дальний парус!
Уолт Уитмен. Путешествие в Индию.
Для всего человечества во все времена море было великим символом бессознательного. Дальние морские острова, экзотические королевства и дальние земли всегда представляли собой Великое Неизвестное. Наше страстное желание этих мест, где существуют мистерии, магия, летающие ковры и добрые духи, несет в себе огромный внутренний смысл. Это наша ностальгия по загадочным неисследованным островам нашей собственной психики, по открытию скрытых в нашей душе возможностей, по тому, что мы никогда не знали, никогда не испытывали и никогда не пробовали.
Во времена Тристана мир был очень небольшим. Экзотической неизвестной землей на другой стороне моря была Ирландия. В Ирландии можно было найти королеву-колдунью, сказочную принцессу, драконов и великанов. Во времена Уолта Уитмена такую мистическую неописуемую область бессознательного символизировала Индия, и путешествие в Индию представляло собой героическое странствие в бессознательное "куда еще не осмелился пойти ни один моряк". В нашем столетии мы имеем другой миф и другой символ. Космические корабли, приносящие свидетельства существования неземной жизни с удаленных галактик и планет, существование внеземных цивилизаций более развитых и мощных, чем наша, у которых мы учимся новым и удивительным вещам.
Каждая из этих мистических карт обозначает человеческую психику. Эго живет на своем крошечном островке в Корнуолле, этой маленькой частичке обширного психического универсума, и ему об этом известно. Но среди моря бессознательного, среди огромного межзвездного пространства существуют другие "островки сознания" со своими собственными ценностями, своими силами, своими точками зрения. Эти центры сознания эго стремится синтезировать.
Корнуолл - это остров эго с преобладающей доминирующей патриархальной установкой. Ирландия - это остров бессознательной матриархальной феминности, управляемый королевой - колдуньей. Ни один из них не может жить без своей комплементарной противоположности. Корнуолл должен отправиться в Ирландию или Ирландия должна прийти к Корнуоллу.
Бессознательное все сильнее тащит Тристана по направлению к Ирландии, ибо Тристан - это герой, который должен свести эти острова воедино. Он должен пуститься в плавание по этим морям Господа Бога и идти туда, "куда до сих пор не отважился пойти ни один моряк".
Даже пираты служат этому эволюционному процессу. Когда для эго наступает время отправиться в путешествие в поисках целостности, происходят странные и парадоксальные вещи: судьба выбирает для этого весьма необычных посланцев. Похищение пиратами является ужасным несчастьем. Но когда мы становимся мудрее, мы начинаем понимать, что превратности и несчастья жизни - это вестники бессознательного, толкающие наше эго на путь приобретения нового опыта и новых испытаний самости. Так Рок под видом отвратительных и мерзких пиратов, пропахших ромом и кровью, стащил Тристана с суши на море и толкнул его по направлению к следующему порту в его эволюционном путешествии.
Конечно же между Корнуоллом и Ирландией происходит борьба. Внутренние попытки синтеза всегда начинаются с конфликта. Поэтому когда мы впервые слышим об Ирландии, мы одновременно слышим о дани, о дани ужасной - триста юношей и триста девушек! Давайте посмотрим, что это значит.
Если мужчины и женщины цепляются за доминантные патриархальные установки и отказываются жить в мире с внутренний феминностью, она будет требовать дань: когда мы отказываемся интегрировать новую энергетически заряженную возможность, заложенную в бессознательном, бессознательное так или иначе потребует соответствующую дань. Эта "дань" может принимать форму невроза, подавленного настроения, ипохондрии, навязчивых состояний, болезненного воображения или парализующей депрессии. В своих сочинениях Карл Юнг дает нам живой пример. Его пациентом был высочайший интеллектуал, ученый. Он пытался существовать, исключив свои чувства, без эмоциональной связи и религиозной жизни. Внезапно у него возникла навязчивая идея о том, что он болен раком желудка. Рака не было, но он испытывал физическую боль и ужасно страдал от нее. Эта навязчивая идея парализовала и его, и его профессиональную деятельность. Присущий ему строгий рациональный ум не мог разрешить эту проблему. Он получил облегчение от своих навязчивых мыслей только после того как он согласился реинтегрировать феминную часть своей психики, те человеческие и духовные ценности, от которых он отказался много лет назад. Это и есть Моргольт. Эта та самая дань Моргольта, которую следует заплатить за его меч.
Если бы только мы могли научиться чтить феминную часть! Если бы мы знали, как добраться до Ирландии и обрести мир! Вместо этого мы пытаемся избавиться от нашей феминности, и делаем это бессознательно и навязчиво: мы объедаемся и упиваемся, мы попадаем под власть своего настроения, нас мучают головные боли. Если бы мы научились обходиться с феминностью более сознательно, продажа аспирина сократилась бы необычайно. Нам требуется научиться гулять, когда светит солнышко, и видеть земные краски, относиться с уважением к своему телу, быть чуткими к музыке жизни и прислушиваться к собственным снам, не скрывать эмоции от людей, которых мы любим. В этом случае мы можем обрести мир; мы больше не обнаружим Моргольта перед нашей дверью и не почувствуем острие меча у себя на горле.
Но мы не можем этого сделать, увязнув в наших патриархальных установках в бессознательном Корнуолле. Мы должны отправиться к тем своим частям, которых лишь едва касались и едва знаем. Мы должны плыть вперед и направляться в глубокие моря, рискуя всем и оставаясь в безопасности в плавании по морям Господа Бога.
Следует уточнить, что Тристан является одновременно в двух ипостасях: эго западного мужчины, "я", который переживает эту историю, и образа главного героя. Для нас это имеет огромное значение. Эго западного человека жаждет героизма. Только героический дух поднимает нас над мелким эгоцентризмом, только он заставляет нас служить высокому идеалу, именно он вдохновляет нас на движение по эволюционному пути.
Деятельность героя очень специфична: совершить путешествие в глубины самого себя, встретиться там с драконами и великанами и найти скрытые сокровища. Внешняя роль героя в наше время становится все менее и менее уместна. Штурм каких-то "реальных" замков и победа над "реальными" драконами уже не помогают. Но самая героическая задача из всех существующих может быть поставлена перед любой личностью, безотносительно к внешним обстоятельствам ее жизни. Каждый может заняться своим внутренним миром и взять на себя ношу достижения целостности.
Герою требуются две вещи: меч и арфа. Вся наша история с этого момента представляет собой внутреннюю игру в Тристане между властью меча и властью арфы. Тристану нужен меч, чтобы сражаться, сначала с вероломным Дюком Морганом, потом - с жестоким Моргольтом. Меч символизирует жесткое, агрессивное владение маскулинной энергии, умение держать контроль над ситуацией, занятие сильной позиции, победу над противником. На уровне сознания меч означает различающий интеллект, который умеет разделять и анализировать. Образно говоря, он "пронзает" проблемы и идеи, чтобы их понять; это логическая, критическая способность мышления.
Каждому из нас требуется энергия меча. Сейчас такое время, которое требует умения логически мыслить и анализировать. Временами мы должны быть сильными и уверенными в себе. Но иногда не годятся ни логика, ни сила, тогда следует обратиться к арфе.
После сражения с Моргальтом, в котором Тристан был ранен, и его меч больше не мог ему служить, он положил его и взял с собой арфу. Именно арфа сопровождала его в морском путешествии. Арфа - это лирическая, чувственная сторона, соответствующая внутренней феминности. Энергия, которую он получает от арфы, дает ему возможность открывать свои чувства, выражать любовь и устанавливать отношения с людьми. Именно энергия арфы пробудила любовь между Тристаном и его дядей. Услышав звуки арфы, Король Марк вскликнул: "На радость пришел ты под крышу этого дома. Оставайся с нами надолго, друг мой!"
Арфа символизирует энергию, способствующую развитию ценностных смыслов, утверждающих истину и добро, воздающих должное прекрасному. Арфа дает возможность герою заставить служить меч благородным идеалам. Наша история демонстрирует нам, как арфа способствует нашему путешествию по морям бессознательного.
Чтобы обрести полноту, герой должен иметь оба атрибута. Без меча арфа становится бездейственной. Но без арфы меч превращается в эгоистическую жесткую силу. В своих отношениях люди путают и смешивают эти две энергии чаще, чем в других областях своей жизни. Мы часто слышим, как мужчина и женщина пытаются "установить истину", споря, критикуя друг друга, рассуждая логически, находя изъяны в аргументах противоположной стороны, расщепляя волоски. А потом они удивляются, почему все спонтанные чувства любви и теплоты куда-то ушли из их брака, когда они находятся вместе. Такие переговоры - это всегда деятельность меча. Люди разговаривают на языке мечей.
Меч не может созидать и строить отношения. Он не может ничего соорудить, ничего связать воедино. Он может только разрубить на части. Если вы хотите укрепить или построить ваши отношения, тогда вы должны научиться говорить на языке арфы. Вы должны поддержать другого человека, проявить свою любовь, чувства и даже поклонение. Этот закон абсолютен: арфа лечит и связывает воедино; меч наносит раны и разрубает на части.
Победа Тристана над Моргольтом представляет собой очень глубокий и поучительный урок правильного применения меча. Нам следует обратить на это внимание. Моргольт олицетворяет ужасные силы - примитивную, дикую энергию, которую бессознательная феминность спускает с привязи против маскулинного эго, стремящегося заткнуть ее. Как только на сцене появляется Моргольт, уже нет места рассуждениям и переговорам; начинается смертельная война. Бессознательная феминность требует не только какого-то места в жизни мужчины - ей нужна абсолютная власть. Она добивается того, чтобы Тристан платил дань и подчинялся ее приказам.
Таким образом возникает огромный размах от патриархальной установки с одной стороны к равным образом несбалансированной феминной установке. Здесь не может быть никакого брака, никакого синтеза: может быть лишь порабощение и подавление противоположной крайностью - доминирующей феминин-ностью. Если мужчина сдается и платит ей дань, или его эго разрушается в схватке с Моргольтом, он теряет свою маскулинность и становится рабом своей феминной части.
Мы можем наблюдать как это происходит у некоторых мужчин на отдельных этапах жизни. Мужчина, который всегда был жестким, агрессивным добытчиком, подвергается атакам своей феминной части, вырвавшейся из бессознательного, подобно джину из бутылки. Это может принимать форму болезни, депрессии, потери интереса к жизни. Внезапно человек становится грубым, гиперэмоциональным, нерешительным. В то время как он уходит в свое настроение и ипохондрию, его жена должна принимать все решения за него.
На этом этапе нашей истории перед нами возникает великий парадокс. Прежде чем маскулинное эго заключит мир со своей феминной частью, прежде чем станет возможен союз противоположностей, оно должно вступить в поединок с Моргольтом. Мужчина в первую очередь должен уметь защитить себя от дикой неуправляемой энергии внутренней феминности Он должен развить достаточно сильное маскулинное эго, чтобы иметь возможность разговаривать с мощной внутренней феминностью на равных.
Многие люди на Западе, захваченные восточными религиями и философиями, но недопонимая их сути, достижение своего идеала связывают с избавлением от эго. Нам следует уяснить себе абсолютную необходимость эго. Оно играет жизненно важную роль в великом драматическом процессе развития сознания. Эго имеет свою особенную цель достижения внутренней "Ирландии", установления синтеза между двумя разными центрами сознания в пределах мирного психического универсума. Для решения этой задачи мужскому эго требуется герой наподобие Тристана. И первое задание этого героя состоит в усилении своего маскулинного сознания.
В этом для мужчины состоит суть правильного владения мечом. Он должен обладать энергией меча, чтобы защитить свою сознательную жизнь и энергией арфы для путешествия в бессознательное.
После прекрасной победы Тристана над Моргольтом было огромное ликование. Мы помним, что люди приветствовали победителя радостными криками, в честь победы звонили колокола. Все то же самое происходит внутри мужчины, когда он побеждает Моргольта и тем самым одерживает победу его маскулинность. Человек ощущает великое чувство освобождения и триумфа над силами, которые делали его слабым и зависимым. Но даже если мужчина ликует, он уже поражен, ибо ранен отравленным копьем.
Ужасная игра судьбы! Правда восторжествовала над ложью. Дети спасены, благодаря мужеству Тристана. Зачем же жестокий удар судьбы поражает Тристана в виде отравленной пики? Тристану следует отправиться в Ирландию. Иначе он никогда не встретит прекрасную Изольду. Иначе Тристан просто возвратится к однобокому патриархальному менталитету Корнуолла, поздравляя самого себя с достижением маскулинного совершенства, чтобы уже никогда не думать о приближении к феминности снова. Отравленная пика демонстрирует нам, что не существует конечной победы над внутренней феминностью: в каждой победе будет присутствовать рана, нанесенная отравленной пикой, и в то время как герой празднует победу, из его вен сочится его поражение. Вот что заставляет мужчину в конце концов уронить свое высокомерие и добровольно пойти к феминности.
Тристан демонстрирует нам, как можно сдаваться нужным способом и в нужный момент. Он отложил в сторону свой меч, лег в лодку без руля и без ветрил, взяв лишь свою арфу и отдал себя на волю волн.
Бывает так, что в жизни мужчины наступает такое время, когда его эго не может найти ответа. У него недостаточно знаний, у него не хватает ресурсов, необходимых для разрешения безвыходной ситуации. Кого бы из жителей Корнуолла не спрашивал Тристан, никто не мог излечить его болезнь. В такое время мужчина может потерять контроль над собой. Тогда ему следует вспомнить слова Тристана: "Я бы хотел предоставить себя воле моря и его случайностям... Неважно, какая это будет земля, лишь бы там я мог исцелить свои раны". Ему следует отдаться на волю своего бессознательного и плыть по его течениям до тех пор, пока он не найдет островок нового сознания для новой эры в своей жизни.
Одна из великих сил внутренней феминности состоит в способности устранить и отбросить на какое-то время контроль эго, перестать пытаться управлять ситуацией и людьми, повернуть ситуацию навстречу судьбе и ждать, в каком направлении тебя повлечет универсум. Выбросить парус и весла означает убрать контроль личности и предоставить себя воле Бога. Оставить меч означает перестать пытаться понимать интеллектуально и мыслить логически, перестать совершать принудительные действия, предоставить возможность событиям следовать своим естественным ходом. Взять арфу означает ждать спокойно, слушая свой внутренний голос, голос мудрости, которая приходит не от логики или деятельности, но от чувств, ситуации, иррационального и лирического начала.
Мы видим Тристана, оставленного на волю волн. Мы слышим звуки арфы, скользящие над водной гладью. Увлеченный энергией, которая намного больше понимания эго, лишенный возможности ориентироваться, Тристан все-таки достигает Ирландии. А здесь его ждет Изольда.