Эрос и Звёзды

19.09 Длинный сон в три разных эпизода, который задаёт много загадок. ----- На перекрёстке возле школы детства я вижу всадника-азиата - когда-то гордый военачальник, теперь каждый при встрече должен ударить его хлыстом. Как так случилось? История о том, как два молодых господина, богатых и властных, хотели отомстить знатной женщине и сделать ей ребёнка. Причём выбрали для своей мести женщину даже не среди её приближенных, а ту, что им показалась наиболее хорошенькой . Им невозможно было сопротивляться, они были самоуверенны и насмешливы. Неделю спустя это была уже не девочка, а всё пережившая женщина. … Я в соседней постели с С., мы общаемся, гладя друг друга. И я вспоминаю - мы ведь были близки когда-то, м.б. это возможно и сейчас? Глажу её ноги. Но это оказываются ноги моей подруги, тоже спящей здесь, между нами, она садится на кровати. «Я что-то так устала» - смешная фраза в такой неловкий момент. Я пристыжен в своей страсти, лежу, жду пока тело успокоится. … Они с С. обсуждают, что надо бежать смотреть на звёзды. - Сейчас, в 5 утра? Я лучше посплю. /и правда было 5 утра/ Они бегут на улицу, я тоже выглядываю в окно. Действительно, тут очень красивые звёзды: гирлянды, сонмы мерцающих огней - как пара-тройка огромных элиптических муравейников. Тоже выхожу. Мы бегаем, ищем место, где деревья не загораживают звёзды. Вот отсюда это вообще не звёзды, а медные чешуйки на ГЗ МГУ, под этим углом они не светятся, погасли. Прошу В. не кричать, ведь ночь, кругом спят люди. Разбудим Андрея Семёныча (просто от фонаря имя придумал - такая шутка). Тут через большие окна в лаборатории студентов видны красивые колбы, которые они взяли из настоящей научной лаборатории. Округлая с тёмно-зелёной жидкостью и треугольная пустая. Они нравятся В.

Этот сон - первые два эпизода - требует обсуждения прежде всего личного материала. А в следующем посте попробую про звёзды понять...

 

Я делаю это без стеснения, я давно знаю, что всегда можно найти корректную форму для самых личных и не-при-личных вещей. Да и потом - здесь предельно узкая компания: неделями сюда никто не заходит. А я мог бы и на площади в микрофон - про прошлое - оно ведь прошло и быльём поросло - никогда не понимал - почему это плохо.

 

Вначале об этом "униженном" азиате.

И в школу, где я учился, и в школу, где потом работал, я входил с обычными человеческими надеждами и желанием самоутверждения, в мечтах не скупясь на призы. И в обоих случаях, это было падением.

В средней/старшей школе я был почти отверженным и каждый считал долгом меня пнуть (https://musicainpice.blogspot.com/p/blog-page_9.html)

В целом, эта схема (по иному) сработала и в школе, где я работал. И ушёл я, потому что не нашёл там места. Неадекватный, непрактичный, недогоняющий, упрямо остающийся при своём. Слишком чужой, как азиат нам, европейцам. Несмотря на 15 лет "в стенах". Только роль музыканта (уже вне школы) оказалась мне органична, в остальных (педагога, организатора, режиссёра, интересного собеседника) я оказался отчётливо неадекватен - во всяком случае, в этой большой компании. 

У меня не появилось друзей, только симпатии.

Но главное, ушёл я номинально - нарушив этические нормы и эта история про двух хлыщей, соблазнивших девушку - как сказка обо мне. Я полагал что-то вроде "любовь всё оправдывает". (Увы).

Посему образ отверженного всадника очень адекватен.

С коня пришлось слезть.

В сказке эти молодые господа хотели отомстить некоей высокородной даме, "сделав ребёнка" кому угодно - и это уже загадка.

Это похоже на сказочный мотив - я выйду за первого встречного, раз ты не любишь меня. Если эта дама их отвергла, они мстят ей, "обрюхатив первую встречную".

Если эта сказка обо мне, то кому я мстил. Неужели матери?

А как же проецирование анимы?

Как связана анима с материнским комплексом?

Или я мстил всем тем девушкам, в которых был влюблён, а они мне не ответили - с каждым разом всё более озлобляясь?

Самая неуловимая вещь - мой гнев. Он никогда не проявляется сознательно и его никогда не видно.

...

С., с которой второй эпизод - самая ранящая меня любовная история. Почти на год погрузившая меня в полную душевную тьму. Вот это могло вызвать мою месть. (В моей предполагаемой теневой чёрной душе). Мы не были близки - когда я подумал во сне "мы же были близки" - это незаметно была уже другая девушка. Здесь я остановлюсь в личных подробностях. Говорить о настоящем так же бодро не выйдет.

Juzin 2020-10-28 19:16:28
Если эта сказка обо мне, то кому я мстил. Неужели матери?
Нет. Ее внутренняя фигура обладает слишком большой властью и нуминозной силой, чтобы нападать на нее (знатная женщина) - она воспринимается непогрешимой, идеальной. Все силы направлены на то, чтобы привлечь ее внимание и интерес, с которым связаны фантазии о новой жизни (ребенок). При этом, неудачи \ отвержение и связанная с ними агрессия направляется только на себя в качестве обесценивания и наказания (гордый военачальник, теперь каждый при встрече должен ударить его хлыстом), так как идеал неприкосновен. Априори недостижимый Идеал задает невозможное требование - самому быть идеальным (гордый военачальник), тем самым обрекая на вечное наказание (каждый должен ударить хлыстом). 

Juzin 2020-10-28 19:16:28
А как же проецирование анимы?
В данном случае, речь идет не о проекции анимы - для этого надо быть от нее отделенным, а о проецировании НА аниму собственной самости (что и делает ее сверх-значимой и идеальной). 
Как связана анима с материнским комплексом?Непосредственно и самым прямым образом. Анима возникает и отделяется из материнского комплекса настолько, насколько личность смогла достичь внутренней автономии от материнского комплекса. Ваша анима пока находится во власти материнского архетипа. 

Juzin 2020-10-28 19:16:28
Самая неуловимая вещь - мой гнев. Он никогда не проявляется сознательно и его никогда не видно.
Так и есть. Агрессия - сепарационная сила, отделяющая и разделяющая. Вы пока не готовы отделиться от матери, так как в ней сокрыто сокровище, которое Вам нужно вернуть себе. 

Спасибо, Grom. Интересно.

 

grom1113      Нет. Ее <Матери> внутренняя фигура обладает слишком большой властью и нуминозной силой, чтобы нападать на нее (знатная женщина) - она воспринимается непогрешимой, идеальной. Все силы направлены на то, чтобы привлечь ее внимание и интерес, с которым связаны фантазии о новой жизни (ребенок). При этом, неудачи \ отвержение и связанная с ними агрессия направляется только на себя в качестве обесценивания и наказанияС кем происходит это взаимодействие, если с реальной матерью его нет лет с 16ти? 

Видимо, на женщин, с которыми я был и есть в отношениях. 

 

Я нарочно веду себя так, чтобы быть битым и непринятым?

Видимо, выбираю тех, что не примут. 

 

"Но ты уйдёшь, холодной и далёкой, укутав сердце в шелк и шиншилла..."

Ок, принято.

grom1113       В данном случае, речь идет не о проекции анимы - для этого надо быть от нее отделенным, а о проецировании НА аниму собственной самости (что и делает ее сверх-значимой и идеальной). Не уверен,что это точно сказано, ведь проекция возникает от внутреннего на внешний объект, разве нет? Но, наверно, можно сказать, что при нераздельности матер-го комплекса, анимы и Самости проецируется их единство. Так?

Посмотрим как развивались события.

Первые влюблённости были действительно обожествлением девушек. Груз проекций был так велик, что раздавливал меня. Я мог только претерпевать.

Я называл это дефектом зрения. Появление "объекта" "ослепляло" меня.

Но и помимо дел любовных я и в работе и вообще в поведении демонстрировал, что я с Луны.

<<< Во всём следуя загадочным своим идеалам (уединение, книги, сны, музыка), долго и с трудом находил компромиссы.

Недавно видел видео-фрагмент спектакля, где мне 25. Меня удивило как я двигаюсь - кто и как этому парню пришил ноги? Они из ваты или из чего сделаны? Как не требовал на репетициях грозный мастер "посылать голос" в зал, всё равно я что-то лепетал под нос. (Мне казалось, что я громогласен). 

Всё время я порывался залезть в угол и читать книгу, где я не понимал ни черта, но мне казалось, что понимаю. >>>

Потом был дважды опыт равных отношений, когда проекция была вполне ручной и уместной. Оба раза отношения были прерваны по моей инициативе - мне казалось, что партнёров по жизни должно связывать что-то большее, чем немного тепла. Что-то большее. 

Вспоминая эти прошлые равные отношения, я сожалею, что не могу вернуться в прошлое. Мне жаль, что я не сохранил их. Сейчас я бы постарался это сделать.

...

Если говорить о настоящем, то отношения начинались с идеализации, продолжались попыткой сделать их равными и "законсервировались" в точке довольно неопределённой, в которой востребованы в основном мои способности поддерживать и помогать, отдавать прежде всего, при том что мой "статус" - "полуотвергнутый" (так это видится с моей стороны). То, что во мне нуждаются, остаётся для меня необходимым и достаточным, чтобы эти отношения продолжались. Типа, о себе я сам позабочусь.

Девушка психологически подкованная - много лет в терапии, и часто мне "пеняет" материнским комплексом, что подогревает моё любопытство по поводу действительного положения дел в этом отношении.

grom1113 
Juzin Если эта сказка обо мне, то кому я мстил. Неужели матери? 
Нет. Ее внутренняя фигура обладает слишком большой властью и нуминозной силой, чтобы нападать на нее (знатная женщина) - она воспринимается непогрешимой, идеальной.

Я так понимаю, вы достраиваете это по предыдущим снам. 

Ведь в этом сне речь не идёт о непогрешимости и идеальности этой женщины, которой мстят двое легкомысленных повес. И, кстати, почему они такие: заносчивые, самоуверенные и жестокие. 

В отношениях с девушками таким был я, поскольку вместо них видел адресата своих чувств, которые, разумеется, им надо понять и принять, и не мог никоим образом представить, как ситуация выглядит для них и что они переживают. Я же с Марса к ним взывал. 

Но я старался! Я страшно старался, мой мозг чуть не взрывался каждый раз от напряжения в попытке понять что происходит со мной и с ней, как я должен поступить. Но что я мог понять и сделать, если я был просто клубком вопросов, без ручек и ножек? 

"Я носился как с торбой, сам с собою самим..." 

Наверно, это и есть заносчивость. При всей внешней мягкости и неуверенности ни в чём. 

(Неужели это неизбывно?) 

"Но волшебный фонарь это факт, и прискорбный, В самом деле зачем он поныне горит Ту-ду-ду-ду-ду-ду...

Надо бы остановится, но сорри, дальше тоже подходит - о тщетности попыток разобраться и обречённости на них. 

Не о трех ли о сестрах Думать мне триста лет? // Прах летит, ветер воет. О, пустыня без львов! // Вот прекрасный ответ: Если вам все равно, То, конечно, не стоит. 

Это из песни Щербакова, скажем, о том, что жизнь переживается как наваждение, чары волшебного фонаря, и только смерть реальна. 

Остался третий эпизод, собственно, кульминация - о звёздах.

Итак, девушки (выходит, бывшая и нонешняя), оставив позади неловкую сцену в постели, вдруг решают бежать смотреть на звёзды в 5 утра! (Этот "поворот сюжета" для меня самый удивительный и наяву и во сне. Что? Как? Звёзды? Ведь надо спать!!)Они бегут на улицу, я тоже выглядываю в окно. Действительно, тут очень красивые звёзды: гирлянды, сонмы мерцающих огней - как пара-тройка огромных элиптических муравейников.

Тоже выхожу. Мы бегаем, ищем место, где деревья не загораживают звёзды. Вот отсюда это вообще не звёзды, а медные чешуйки на ГЗ МГУ, под этим углом они не светятся, погасли.

Прежде всего, надо вам сказать, что это было очень красиво. (Прежде чем вы начнёте ругать мои звёзды)

Ищем смысл.

Звёзды: вечное, духовное, прекрасное. НО: я вижу их как два-три огромных, в полнеба, элиптических скопления. (Я вспоминаю два свёртка под мышкой у мыши из сна «Рисунки в храме»: Нечто таинственное, секрет, вещь в себе)

Ноль - по форме? (Космическое яйцо, монада, исток). 

«Гирлянды, муравейники» - подчёркивается момент внутренних связей, единства.  

Тут на земле, всё так раздроблено и частно и рвётся любая связь. На небе блаженное единство. 

Деревья загораживают звёзды. Деревья - земное, даже не животное, но растительное существование. Зато у него есть корни в этом мире, прочность, опора.

Пока это несовместимо - нет такого угла зрения, чтобы стоять на земле, как дерево, и при этом видеть звёзды.

 ...

Тусклые медные чешуйки на ГЗ МГУ.

Медь - металл Венеры. Медь как будто подменяет собой золото звёзд. Погасшее золото. (Связь с предыдущей эротической сценой? Мои прекрасные звёзды оказываются обманками эротических грёз. Эрос смешан, спутан с духом. Думал - божество, а это проделки ослепившего мя Эрота.)

Главное здание МГУ здесь как символ цитадели знания? Или просто фаллический символ? Или это и/и?

Если про Знание. Духовное гаснет в книжной оболочке? Когда реальность души исследуют интеллектом, под его «углом зрения» - звёзды гаснут? 

Или наоборот: звёзды проецируются на философию? Они рукотворны? Звёзды зажигаются людьми знания? Лаборантами с колбами? Теми, кто исследует природу?

В тоже время - эти чешуйки на высотке - как чешуя на драконе или огромной рыбине. Левиафан.

Вопросов сильно больше, чем ответов, нет ощущения точной догадки.

Juzin 2020-11-01 15:29:31
С кем происходит это взаимодействие, если с реальной матерью его нет лет с 16ти? 
С внутренней матерью, образ которой архетипичен настолько, насколько неблагоприятным было взаимодействие с реальной матерью, которая опосредует и очеловечивает архетип.  

Juzin 2020-11-01 15:29:31
Видимо, на женщин, с которыми я был и есть в отношениях. 
Если эти реальные женщины вызывают глубокие трудно управляемые чувства \ аффекты, с ними связаны большие ожидания и они воспринимаются подобно "знатной недосягаемой женщине" - то, да. 

Juzin 2020-11-01 15:29:31
Я нарочно веду себя так, чтобы быть битым и непринятым?
Скорее, Вы идентифицируетесь то с одной, то с другой частью внутренней пары Жертва - Тиран.  

Juzin 2020-11-01 15:29:31
Не уверен,что это точно сказано, ведь проекция возникает от внутреннего на внешний объект, разве нет?
Если под проекцией понимать общий психологический механизм, с помощью которого субъективные содержания (эго \ самость) переносятся на объект, то неважно, какой это объект внешний или внутренний. 

Juzin 2020-11-01 15:29:31
Но, наверно, можно сказать, что при нераздельности матер-го комплекса, анимы и Самости проецируется их единство. Так?
Верно. Только самости (с маленькой буквы), под которой подразумевается уникальное, неповторимое, субъективное цельное ядро личности, переживаемое как "Я есть". 
 Juzin 2020-11-01 15:29:31Вспоминая эти прошлые равные отношения, я сожалею, что не могу вернуться в прошлое. Мне жаль, что я не сохранил их. Сейчас я бы постарался это сделать.Похоже, за это время Вы изменились и теперь по-другому воспринимаете и себя и других - Вам удалось немного "приземлиться" с высот "загадочных идеалов". Это не простой путь. 
 Juzin 2020-11-01 15:29:31То, что во мне нуждаются, остаётся для меня необходимым и достаточным, чтобы эти отношения продолжались. Типа, о себе я сам позабочусь.Вам трудно выносить зависимость, с которой связаны непереносимые травматичные переживания - это активизирует внутреннюю пару "жертва - тиран". Заботу "о себе" берет на себя тираническая внутренняя фигура, которая всеми силами пытается защитить от зависимых отношений, так как в прошлом это стало причиной слишком сильной боли. Являясь внутренним идеалом и защитником, такая фигура воплощает в себе качества независимости, уверенности и силы. При этом, ее непринятие слабости, слишком высокие невыполнимые требования, обращенные к "внутренней жертве" делают ее тираном и мучителем. 

Juzin 2020-11-01 16:42:43
"Я носился как с торбой, сам с собою самим..."Наверно, это и есть заносчивость. При всей внешней мягкости и неуверенности ни в чём. 

 

Скорее, внутренняя, наделенная смыслом, необходимость в вынашивании и рождении самого себя в психологическом смысле этого слова (торба = матка). 

Juzin 2020-11-01 16:42:43
(Неужели это неизбывно?) 
Всему есть сроки. 

Juzin 2020-11-01 16:42:43
"Но волшебный фонарь это факт, и прискорбный, В самом деле зачем он поныне горит Ту-ду-ду-ду-ду-ду..."Надо бы остановится, но сорри, дальше тоже подходит - о тщетности попыток разобраться и обречённости на них. 
Возможно, для того, чтобы за \ на него можно было опереться? 

А если не засматриваться в его свет, пытаясь найти ответы на вопросы без ответов, а наблюдать за тем, что он освещает? 

Juzin 2020-11-01 17:48:35
Итак, девушки (выходит, бывшая и нонешняя),
А что, если рассматривать девушек как Ваши собственные части эго (смотри функции сознания по Юнгу), с одной из которых Вы пытаетесь наладить контакт \ соединиться (сексуальное желание) при этом обнаруживая ее "теневую" сторону (под одеялом еще одна девушка)? 

Juzin 2020-11-01 17:48:35
Ищем смысл.
К звездам предложили бежать девушки, поэтому, следуя логике сна, давайте попробуем посмотреть на звезды с их "точки зрения", как буд-то они (как другие части Вашей личности) пытаются обратить Ваше внимание на что-то, что для них важно. Тогда, возможно, смысл в том, что "Прежде всего, надо вам сказать, это было очень красиво", "Действительно, тут очень красивые звёзды". 

Порой, смысл в том и состоит, чтобы созерцать, любоваться красотой мира, без попытки понять его сложность, тем самым приобщаясь к чему-то большему и бесконечному, обретая в этом и силы, и вдохновение, и покой, и смысл жить дальше, несмотря на разочарования.

grom1113       С внутренней матерью, образ которой архетипичен настолько, насколько неблагоприятным было взаимодействие с реальной матерьюМожет быть, поэтому, когда я недавно решил написать какую-нибудь сказку, то написалась сказка про ту же смесь архетипов Матери и Анимы.
https://musicainpice.blogspot.com/p/blog-page_21.html

Прочитаете? Не очень длинная, мне интересно ваше мнение.

...
Сознательно мне всегда был странен богородичный культ. (Как, впрочем и христианский миф в целом - сказывается погруженность в рациональную культуру, изоляция от душевной реальности, которая только мифом и жива).

В общем, пережить его сознательно не удалось.

Но при всём неприятии и отчуждённости от этого культа, он всегда вызывал моё сочувствие - так из-за загородки зоопарка радуются медведям и элегантным пантерам.

Я испытываю неизменное почтение к католическим священникам, и к молодым улыбчивым, и к строгим старикам, и к братьям-монахам и особенно к сёстрам-монахиням - да, наверно можно сказать, - как к членам семьи. Если это чувство переводить в жест - я был бы рад встать на колени и прижаться лбом к их одеждам - ну просто, без фанатизма, немножко. Что-то родное.

Но такое почтение разделяют многие, но не многие бы стали писать такую историю о богородице (написал с маленькой, поскольку мой ум восстаёт против большой, не хочет иметь общего с мифом. По крайней мере, пока не убедится в его жизненности, не вложит персты в рану. Пока Она в самом деле не явится во сне и не даст все необходимые объяснения и указания по своему культу).

 

В европейской культуре ведь есть культ женщины, который тоже с корнями в материнском архетипе, но имеет и эротический характер. Культ Прекрасной Дамы.

Тот самый, что заставлял аристократов (уже в прошлой жизни, но и теперь тоже) быть подчёркнуто корректными, уважительными и внимательными с женщиной (джентльмен), а людям низкой культуры или бунтарям типа Де Сада с особым наслаждением унижать и истязать её, особенно сексуально.

Из меня хреновый джентльмен, признаться, внешняя сторона дела, которая так умиляет дам - подать пальто, отодвинуть стул мне всегда не давалась, но приближение женщины любого возраста и вида, как и служителей церкви, всегда вызывает во мне подобие команды "Равняйсь! Смирно!". И даже "Служи!" - я иногда так и чувствую себя при этом псом, виляющим хвостом :))

Особенно это нравится маленьким девочкам, которые не часто встречают такое внимание.

 

Я отвечаю Вам с другой учетной записи. 

 

Juzin 2020-11-04 12:58:38
В европейской культуре ведь есть культ женщины, который тоже с корнями в материнском архетипе, но имеет и эротический характер. Культ Прекрасной Дамы.
Действительно, архетип анимы уходит корнями в материнский архетип, но при этом он может быть самостоятельным, смешанным (сочетая в себе черты анимы и матери) и невыделенным из материнского архетипа. Культ Прекрасной Дамы, о котором Вы пишите, подразумевает на мой взгляд, самостоятельный, уже отделенный от матери, архетипический образ анимы. Вы упоминаете главное отличие анимы от матери - это эротический характер взаимоотношений с ней. Мать нельзя желать (в эротическом смысле этого слова) - это табу, в отличии от анимы, которая за счет сексуального желания ведет мужчину к новым достижениям.  

Juzin 2020-11-04 12:58:38
но приближение женщины любого возраста и вида, как и служителей церкви, всегда вызывает во мне подобие команды "Равняйсь! Смирно!". И даже "Служи!" - я иногда так и чувствую себя при этом псом, виляющим хвостом )
То есть, Вы пока остаетесь служителем Великой Матери.  

Juzin 2020-11-04 12:35:45
Может быть, поэтому, когда я недавно решил написать какую-нибудь сказку, то написалась сказка про ту же смесь архетипов Матери и Анимы. https://musicainpice.blogspot.com/p/blog-page_21.htmlПрочитаете? Не очень длинная, мне интересно ваше мнение.
Отклик, который у меня родился после прочтения - тщетность. Главный герой похож на Сизифа, молитвы которого, как бы он ни старался, никогда не достигают Богородицы, а Невеста никогда не будет принадлежать ему. 

Действительно, архетипический образ Богородицы воплощает для Стефана в рассказе, как архетип Великой Матери (собственно, Богородица), так и архетип Анимы (воплощенный в образе его прихожанки, такой, какой он видел её когда-то давно на венчании). Разговаривает он с Анимой, цель которой увезти мужчину от Великой Матери и инициировать его:

 

«Ты не должен бояться» - прежде всего гнева Великой Матери за то, что ты ослушаешься ее; не бояться биться с ней за свою независимость. 

«Мне довольно одной литании, в среду», сказала она, улыбнувшись, как бы девица подшучивала над своим воздыхателем - намекает, давая понять, что ей "не довольно одной литании" - ей нужен он весь. 

«Но ты не должен обижаться, я дам тебе взамен особую молитву, молитву влюблённого. Ты можешь повторять ее, когда захочешь» - то есть, перестань быть ребенком (не обижайся) и стань влюбленным \ любовником (молитва влюбленного), который все время думает о своей возлюбленной (повторяй ее, когда захочешь). 

Так как Стефану трудно отличать \ разделять образ Великой Матери от образа Анимы, он относиться к словам Анимы, как к словам, исходящим от Великой Матери и воспринимает их как служитель Великой Матери. Он игнорирует то, что образы разные, как и то, что чувства, которые он испытывает, тоже разные. Голос Анимы приравнивается к голосу Великой Матери, которая на самом деле остается холодной, недосягаемой и равнодушной (статуя).