Аркан "Чертовщина"

Очень интересный сон, показавшийся мне началом нового процесса, я ждал продолжений, но они пока (за месяц) не последовали (или я не увидел). Но что такое месяц? Один миг. ... 12-09 Фарфоровая табакерка выкуплена Им у августейшей дамы - даже не навсегда, на 20 лет. (Он очень богат и любит такие изысканные вещицы). Я достаю её из серванта. Белая с синим рисунком, внутри пуста. Он предлагает мне погадать - я взял несколько карт, часть выпала на пол. Оставь их там, только забери чёрного короля, ты понимаешь зачем? - Это я, видимо, - отвечаю (хотя я удивлён, что я чёрный король, не светлый). Рубашки некоторых карт явно отличаются, они немного меньше и чуть другие, мне кажется это неправильным, но он просит меня мешать карты и наконец выбирает. Мне выпал аркан чертов… Чертовщина! Я попадаю в историю: тёмная дама (Великая блудница?) спрашивает чёрта (он её агент) - и куда же ты это, голубчик? Зачем ты следишь за N? О! Ты и не знаешь, куда он направился, - говорит черт значительно. (N - Шерлок Холмс?) Я вижу чёрта при этом из окна кэба. Друг мой, говорю я "Холмсу", я вылезу на крышу, там мне будет удобнее, и лезу наверх - там действительно есть место, спереди гребень крыши наполовину защищает седока, в нём по бокам брезентовые петли, за которые можно взяться руками. Это очень кстати, ведь этот Х. - совершенно безумный парень, не знаешь, что от него ждать…

Прошу прощения, я начал думать про Холмса-Ватсона и, кажется, ушёл куда-то в сторону от сна. Стал рассуждать о своей связи с землёй, как в недавней теме про обезьян...

*** 

Впервые задумался о том, что я гораздо более Ватсон, чем Х. У меня нет проницательности, я вечно попадаю впросак. Простак. Я смотрю не дальше своего носа, я вечно всё путаю. Меня сразу захватывают практические вопросы, прежде всего устройство гнезда и его обеспечивание. Я домосед, я не склонен к самоутверждению. У меня отсутствуют мужские качества - я избегаю борьбы и, не дай бог, влияния. 

И я совсем земное существо, несмотря на своё стремление к книгам. Я всегда думал о себе, как о человеке воды и воздуха. Воздух, поскольку во мне живёт легковесный любопытный шалопай, и вода, поскольку я всегда дружил со снами.

Но нет, же - я земля, конечно. Я совсем крот. Я рою ходы из своей норы и вижу только свои лапки (духовным взором). А мои игры в детстве в поезд в снегу (санки за спиной чертят дорогу между деревьями, иногда сбоку обозначал станции)? Все эти мои зомбо-поездки на лыжах на ближние горки (салтыковский парк). Жизнь тела, полная ощущений, и в ней безсвязный фантазёр. 

 

Но ведь я совсем не «стою на земле». Я на ней пытаюсь удержаться, что при моей непрактичности нелегко. Я безумен - я всё делаю то, что кажется мне весьма разумным, но на поверку это оказывается нагромождением странностей.

Всё-таки это интуиция - я всегда точно знаю, что НЕ хочу, и как я НЕ сделаю. Как даймон у Сократа…

Откуда же земля? Она была в детстве. Потому что ещё не включилась рациональная часть, не заглушила, не вытеснила. И стала земля дальше, чем вода.

Но я парадоксально через всю жизнь несу детскую часть в себе.

Потому мне так зажигательно с детьми. Я чувствую, что могу вести себя как свой, как ребёнок, подавать им знаки: ау, я такой же, я не взрослый, у меня не сформирован взрослый кокон, я такой же проказник и недотёпа, чёртик из табакерки (кстати!). Дети таращат глаза - не могут поверить.

Чёртик - это редуцированный чёрт? Чёрт-игрушка.

Вообще-то его задача - напугать.

Не есть ли в этом также - обезьяна, архаичный человек.

Ю. писал о чёрте, как о обезьяне Бога. (Кстати - про связь с недавними обезьянами).

Валерий Брюсов - Табакерка

 

Наших предков табакерки!

Позабыть я их могу ль,

Как шкапы, как шифоньерки,

Как диваны стиля Буль!

На роскошной табакерке

Часто изображены

Были «думы баядерки»,

Одалисок знойных сны.

Иль бывали табакерки,

Где под обликом сирен

Вы встречали, вскрывши дверки,

Ряд совсем интимных сцен!

Бонбоньерки, табакерки,

Вы из моды вышли все,

Как мотив былой венгерки,

Мушки, пудра на косе!

Золотые табакерки,

Вы в музее, под стеклом,

Расположены по мерке,

Чинно дремлете рядком.

Только в нашей табакерке

Жизнь, как прежде, молода.

Не окажется ль, по сверке,

Что — все собраны сюда?

Слава нашей табакерке!

Будем веселиться с ней,

Стоя, как на этажерке,

Пред глазами наших дней!

Пусть хотя бы в «Табакерке»

Стих живет! — Хотя б на час

Изуверы, изуверки

Наших дней, — щадите нас!

 

1918 г.

Начало сна - табакерка выкуплена на 20 лет. Вспоминается сон, о том, что я 20 лет рождался. (приснился 22 года назад. Ещё схожая деталь в нём - сервант. И сейчас моя мама хранит в серванте такого рода фарфор с синим рисунком)

"Следующий рисунок под стеклом в серванте в обеих комнатах: это мама пыталась показать, как мне трудно было рождаться на свет: за месяц оформился плод и 20 лет он с таким трудом проходит на свет божий.
Я не могу уразуметь. Как так - 20 лет?
«…Я 20 лет не могла оформить документы о наследовании».
(Когда мама говорит о том, как я 20 лет шёл к свету мне видится электричка в тоннеле).
«…Соседки шептались, что, мол, не надо уже ждать».
Я думаю, что это классический случай рождения ребёнка-героя, все ненавидят и хотят пресечь его еле теплющуюся жизнь.
Говорю наконец: ну, 20 лет - это нормально."

20 лет может быть сроком, который я себе даю на «последний этап» своей жизни. Были у меня такие рассуждения. Что вот, 10 лет побыл артистом, сделал, что хотел. Осталось жить лет 20 плюс минус, надо заняться книгами, бумагами, снами. Не абстрактные рассуждения, а, скорее, планы. Срок, чтобы родиться ещё раз, в новом качестве.
...По стихотворению Брюсова видно, что табакерка ассоциировалась с "альковной темой" и могла быть очень фривольно оформлена. Табак из того же ряда, что алкоголь, гашиш. Доставь себе запретное удовольствие, выйди за границы человеческой суеты с её рамками и хомутами. Вольница.Маленький контракт с дьяволом в облике хозяйки борделя или продавца гашиша.Поэтому в табакерке чёртик.
...
...
Из Википедии - материал интересный, поэтому приведу полностью...
Этнограф XIX века А. В. Терещенко рассказывает: «Нюхательный табак вошёл в употребление под именем табачного порошка. Вероятно, нюхание не скоро бы распространилось, если бы не последовали запрещения и преследования.Запрещение последовало по суеверному преданию, принесённому в Россию некоторыми греческими монахами, что табак есть адское зелие, и кто его употребляет, тот знается с нечистой силою. Есть даже книга под заглавием „Мир с Богом“, в коей между прочим сказано, что употребляющий табак лишается благословения Божиего. Это растение там названо проклятым и богомерзким. Раскольники, следуя суеверным преданиям, поныне гнушаются табака и в подпору своего мнения приводят слова из Послания к евреям Апостола Павла, гл. XII, с. 15: „Да некий горести корень выспрь прозябаяй, пакость сотворит и тем осквернятся мнози“. Пустосвяты не поняли, что Апостол не говорит о табаке, который в его время был неизвестен, но о горьком корне. Происхождение табака приписывают ещё раскольники сверхъестественному действию: на могиле одной распутнейшей женщины, какая только была в мире, выросла чёртова трава, табак, а потому все нюхающие и курящие суть товарищи распутнейшей женщины. По невежеству времени верили прежде всем бредням. Патриарх запретил нюхание табака, и это утверждено указом (в 1634 г.) и потом самим Уложением: кто будет нюхать табак, продавать или держать в своём доме, тех велено бить кнутом, рвать ноздри, резать носы и посылать в дальние города на поселение, таким считали важным преступлением — вложить в нос щепотку истёртой травы. Пётр Великий, истребляя суеверия и пустосвятство, позволил иностранцам ввозить табак вместе с чубуками, трубками, коробочками и другими вещами, принадлежащими к курению, и все это продавать свободно. С того времени распространилось нюхание и курение. При императрице Елизавете запрещалось только нюхать в церквах, а в придворной церкви приказывалось лакеям и гайдукам, если увидят в руках табакерку, взять её, несмотря ни на какую особу, ни на ценность вещи. Теперь нюхают табак в церквах»....

Совсем неудивительна после этого связь табакерки, чёрта и Великой блудницы.

Глупо было рассуждать, что я совсем не Холмс, но Ватсон, я земля, а не (огонь?). Но я часто сначала реагирую отрицанием на новую мысль.

Если чёрт и Великая блудница - это определённо не обо мне, то с Холмсом мы в одной повозке!

Разве это не Холмс - докопаться до истины, не спать, не есть, но преследовать «персон теневого мира» в кэбе с лихим возницей? Раскладывать весь день пасьянс улик, помузицировать потом, чтобы дать покой душе и голос тайному романтическому чувству? Разве я не делаю так?

(Со стороны можно подумать, что это игра, игра в психологию, взрослый вариант казаков-разбойников. Но я знаю, что это не так. На кону душа, что вовсе не эфемерно, в её существование я верю, я о ней знаю, иногда остро ощущаю и переживаю бури чувств с ней в снах и в их «расследовании». Подспудно это самое дорогое и важное для меня - поэтому Холмс во сне так богат).

Уже в первом эпизоде мы с Х. действуем вместе - Он покупает на 20 лет табакерку императрицы, но Я достаю её из серванта. Чтобы увидеть, что она пуста. Значит ли это, что я должен её наполнить? 

Если да, то где бы разжиться табачком? Не у чёрта ли - на куличиках, не туда ли мы и мчимся? Кулижки в оно время - площадки, вырубленные в лесу для пахоты, пространство, лишь немного очеловеченное, ещё полное леших и чертей.

Если выбирать из чёрных королей, то мне кажется, в таком контексте логичнее появление пикового короля, короля мечей (пик, лопат, листьев). Пики в румынском - чёрное сердце, китайском - чёрный персик, тайском - чёрные листья Бодхи. Чёрный, кстати - эвфемизм чёрта. 

Согласно taro.lv Король Мечей это мужское проявление стихии воздуха. Он несет жажду знаний и дух штормовых ветров. Это - сила острого, быстрого, гибкого и тонкого ума. На личном уровне это сильный и энергичный человек, авторитетный, властный, привыкший отдавать приказы и видеть, что им подчиняются, проводящий в жизнь свои решения, подчас излишне жестокий и непреклонный, но при этом мыслящий логично. В самом позитивном смысле Король Мечей говорит о вдохновленности какими-то новыми серьезными идеями и устремленности к новым целям. 

Архетипические соответствия - Гермес и хитроумный Одиссей. 

Видимо, к этой чудесной компании можно причислить и Холмса. И это мой новый "дух-помощник", те качества, которые оказались актуальны при новом раскладе.

Иногда масть ассоциируют не с воздухом, но с огнём. (Что, на мой взгляд, более логично). 

Юнг в семинарах сопоставляет с воздухом интуицию, с мышлением огонь. 

Для названия масти видимо существенна острота и сила оружия - пики, лопаты, меча. В русском языке слово ещё связано с покорением вершин и разного рода «экстримом» - час пик, пик напряжения, пик нагрузки. Пики также масть связанная со страхом, смертью, преисподней (пиковая дама). 

Появление чёрта ещё может быть связанно с тем, что пересекается некая черта. 

Кэб подан, сэр. Пристегнитесь.

Параллельно размышлениям о противопоставлении красного и чёрного в мастях карт, мне снился сон, который я с трудом сформулировал, просыпаясь: 

Мясо при готовке обретает свой цвет. Этот кусок мяса у меня должен стать ярко красным. А у подруги её кусок - чёрным. Мой ярко красный кусок мяса выглядит по форме как каравай, он размечен пересекающимися линиями - как широты/долготы.

Снова загадка о красном и чёрном.

Я наткнулся на то, что в русской «тюремной культуре» в именованиях каст заключенных мы встречаем те же цвета, что у карточных мастей. Эта система - клад для этнографов. В уже послесталинское время, после ГУЛАГа и всех коммунистических оргий в русской тюрьме стихийным образом воскресла, всплыла из мглы столетий и десятки лет упорно существует удивительно архаичная система отношений. 

Карты в ней играют гораздо болеее серьёзную и судьбоносную роль. Четыре касты з/к называют мастями. Полного соответствия нет, это ведь нерукотворная система. Но есть оппозиция чёрное/красное. Чёрные - блатные. Козлы, суки - красные. Черти (шестёрки) - тоже красные. Зоны, где блатные в силе, называют чёрными, а те зоны, где администрация полностью контролирует жизнь осуждённых, красными. 

Я не ищу здесь скорых аналогий сну, я иду по большому кругу.

Мне интересна оппозиция красного и чёрного.

Есть много статей о космообразующей семантике триады белый-красный-чёрный. Где белый - Свет, Правда, Мир, святость, невинность. Всё то что я навеки потерял…

Если без шуток, то белый буквально преследовал меня в снах ещё недавно.  Да и сон «Чертовщина» начался с белой шкатулки с синим узором.

Про срок в 20 лет ещё:

Сон май15    Должен помочь герою бежать. Погоня по улице европейского города. Нападают двое со шприцом. Драка, удаётся победить их.

("Когда сражаются боги, исход нельзя предсказать").

Теперь они в полной власти героя - поскольку его антипод (они оба - боги) давал клятву, что 20 лет не будет участвовать в битвах. Сегодня был последний день срока и он нарушил клятву, это большой проступок, герой может поступить с ним по своему усмотрению.

На откосе на него вновь нападает противник - теперь это группа подростков-иудеев. Парочку он легко одолевает, но у них есть обездвиживающий шприц. На этот раз финита ла комедия.


Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона:

Из отдельных текстов Библии тем не менее явствует, что совершеннолетие наступало в 20 лет. Так, к военной службе призывались юноши по достижении ими 20-летнего возраста (Числ., 1, 3), при переписи налог в 1/2 сикла вносили лишь лица, перешедшие за 20-летний возраст (Исх., 30, 14), священники и левиты допускались к служению в храме, начиная с 20 лет (I Хрон., 23, 27, и Эзра, 3, 8; в Числ., 4, 23 указан 30-летний возраст и там же, 8, 24, 25-летний; ср. Хул., 24а). До 20 лет человек считается малолетним, a потому проступки его вовсе не вменяются ему в вину, так как он предполагается действующим без разумения…

Далее, возможны случаи особой отсталости в физическом развитии, когда и в 20 лет нет еще признаков половой зрелости; такое лицо признается совершеннолетним лишь в 35 лет — предельный возраст для объявления совершеннолетия, как половина прожитой человеком жизни (Пc., 90, 10).небесная кара могла постичь лицо лишь за грехи, совершенные по достижении им 20 лет (см. Числ., 14, 29; Шаб., 896б; ср. Баб. Бат.,…)