Страна багровых туч. Стругацкие

Прослушала аудиокнигу Стругацких "Страна багровых туч". Сюжет разворачивается в Союзе советских коммунистических республик в тысяча девятьсот таком-то году. Книга считается первым крупным произведением авторов. Как говорится, что-то пошло не так... Но как представляли себе авторы научно-технический прогресс, освоение Солнечной системы, общество? Как изменились мы? И, наконец, в юнгианском подходе, какие архетипы коллективного бессознательного активируются в этой книге, как они взаимодействуют? Мне видится эта книга как сугубо "мужская", "героическая", мужская природа, воля вступает в схватку не на жизнь, а на смерть с темной стороной архетипа матери (родины), незнакомой и опасной природой. По иронии, планета, которую пытается покорить команда из шести отважных межпланетников, - это Венера, названная в честь богини любви. "Хиус versus Venus". ХИУС рег. (Сибирь, Европейский Север) то же, что хиуз; резкий, холодный, зимний, внезапно подымающийся ветер, сопровождающийся выпадением снега и сильным морозом. Хиус версус Венус - холод разума против первобытного жара природы и убивающего излучения, иррадиации травмы? С другой стороны сыновья атакуют небо - это епархия Отца. Мужской символизм с его атомными гранатами, ракетами, транспортером по имени "Мальчик" противопоставляется символизму "материнского болота", населенного болотными тварями, тумана Голконды - уранового месторождения, которое очень нужно людям Земли, стороной черных смерчей и красных бактерий, питающихся радиацией, подземных атомных взрывов. Красное и чёрное. Тема Анимы не раскрыта - женщины упоминаются, но нет ни одного женского персонажа, явно участвующего в этой фанстамогории. Только героика, военная дисциплина (хотя во многих эпизодах герои ведут себя очень неосторожно. В конце путешествия из шестерых остаётся четверо, путь на Венеру проложен. Есть многое что сказать, но пока непонятно как описать свои выводы.

Продолжение. 

В начале повести обратил на себя внимание эпизод с дисциплиной вплоть до контроля за съедаемым в тарелке: командир экипажа заставляет одного из членов команды доесть макароны в тарелке. Общество чистых тарелок, ага. Насилие в еде - частая практика в советском да и в нашем современном обществе. У Стругацких эта тема непосредственно может быть автобиографичеой, так как в детстве они пережили блокаду Ленинграда, Борис вместе с матерью, а Аркадия и отца решено было отправить в эвакуацию, так как им грозила смерть от дистрофии, и доехал живым только Аркадий, отец не выдержал дороги. Когда тройка уставших и израненных товарищей идёт, потом ползет по пустыне без воды и почти без кислорода в поиске своего космического корабля - не это ли травма Аркадия, выбиравшегося вместе с отцом из блокадного Ленинграда? Есть среди персонажей экипажа персонаж с лишним весом, штурман Крутиков, и в порядке вещей буллинг толстяка командой. 


В юнгианстве принято рассматривать героев произведения как субличностей авторов. Когда двое авторов - сиблинги, субличности перемешиваются и причудливо взаимодействуют.

Краюхин в повести - такой земной "отец", который мечтает о том, что сыновья смогут летать (на фотонных пакетах на Венеру).

Интересно, например, что пилот корабля Богдан убирается из сюжета, провалившись в расщелину - не совсем очевидна роль молодого крепкого и доброго парня, родившегося на Марсе, для всей этой истории. Такой ангел-небожитель. 

Очевиднее путь интеграции двух субъектов личности авторов - главного персонажа - Быкова и геолога Юрковского - через всю повесть развивается конфликт между простоватым и признмленным, но надежным и разумным техником, "специалистом по пустыне" и ироничным ученым-поэта. Но в конце концов выносливость и преданность делу первого спасает и двоих геологов (второй - Дауге, его тоже интересно рассмотреть с точки зрения теневого). Что ещё дополнить? Поразило, конечно, как они выживают в этой радиации, пронизывающей Венера. Очень крутой архетипический образ убивающей Матери-материи, которую подчиняет себе дух. 

А что такое пустыня - это опустошенность, условия выживания, вина выжившего.... "Мальчик", бронированный транспортер-вездеход, которому ничего не страшно, ни бури, ни радиация, ни сверхжара, ни болота - броня психологических защит. В нем погибает, попав в эпицентр подземного атомного взрыва, командир экипажа Ермаков, который ранее потерял на Вечере "жену". Происходит как бы отщепление травмированной части личности. Там, в пустыне так и остаётся "вездеход" с законсервированной внутри отслужившей функцией, которая привела остальной экипаж на Венеру для смертельной схватки, но сама погибла.

По поводу отсутствующих женских персонажей. В сюжете описывается две истории: женщина, сестра геолога Юрковского отвергает Дауге и вроде как описаны страдания персонажа, но сами отношения вынесены за скобки, представлены в виде писем. Он любит, она нет, опять мы сталкиваемся с отвергающей стороной женщины. У Быкова есть девушка, которой он только через 7 лет отношений признался в любви и улетел на Венеру. И непонятно, ждут его на Земле или нет. То есть вся повесть - попытка бессознательной интеграции авторами женской стороны психики, не очень, видимо, успешная на момент написания книги. Слишком велика была травма войны. Возможно, только в трилогии Обитаемого острова эта тема проявится более полно.