пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Предисловия
Автор: procyon, дата: ср, 09/05/2007 - 18:23
Предисловие к первому изданию
Это небольшое сочинение(1 Die Psychologie der unbewufiten Prozesse. 1917.) — результат предпринятой мной по просьбе издателя работы по подготовке ко второму изданию статьи «Новые пути психологии», вышедшей в 1912 г. в ежегоднике издательства Рашера. Предлагаемое сочинение представляет собой, таким образом, прежнюю статью в измененной форме и увеличенном объеме. В той статье я ограничился изложением одной существенной части открытого Фрейдом способа психологического исследования. Ввиду многообразных и значительных изменений, произошедших в психологии бессознательного в последние годы, я был вынужден существенно расширить объем моей прежней статьи. Различные рассуждения о Фрейде здесь сокращены, но зато принята во внимание психология Адлера и, насколько это представлялось возможным в рамках настоящего сочинения, было дано также общеориенти-рующее изложение моих собственных взглядов. Я должен обратить внимание читателя на то, что здесь речь идет об изложении, которое из-за своего довольно сложного материала требует значительного терпения и внимания. Я отнюдь не считаю, что это сочинение в каком-либо отношении является окончательным или достаточно убедительным. Этому требованию могли бы удовлетворить лишь обширные научные труды, посвя-щенные отдельным затронутым в этой работе проблемам. Поэтому тому, кто хочет глубже вникнуть в затронутые вопросы, я советую обратиться к специальной литературе. Мое намерение состоит лишь в том, чтобы дать определенную ориентацию относительно современных взглядов на сущность психологии бессознательного. Я считаю проблему бессознательного настолько важной и актуальной, что, по-моему, было бы большой потерей, если бы эта проблема, столь близко затрагивающая каждого, будучи отправленной «в ссылку» на страницы какого-нибудь специального научного журнала, выпала из поля зрения образованных непрофессионалов, чтобы влачить призрачное бумажное существование на библиотечной полке. Психологические процессы, сопровождающие современную войну,— прежде всего невероятная деградация общепринятых суждений, взаимная клевета, небывалая страсть к разрушению, неслыханные потоки лжи и неспособность людей остановить кровавого демона,— как ничто другое способны с настойчивостью обратить взор мыслящего человека на проблему хаотического бессознательного, беспокойно дремлющего под упорядоченным миром сознания. Эта война неумолимо доказала культурному человеку, что он еще варвар, и вместе с тем показала, какая кара уготовлена ему, если, скажем, ему еще раз взбредет в голову возложить ответственность за свои собственные дурные качества на своего ближнего. Психология отдельного человека, однако, соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека. Если и было время, когда самоосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это — наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознательного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необходимо было бы знать.
Кюснахт—Цюрих, декабрь 1916 г. Автор
Предисловие ко второму изданию
Я рад, что этому небольшому сочинению посчастливилось в столь короткий срок пережить второе издание, несмотря на то что его содержание многим, разумеется, нелегко понять. Я в основном оставляю второе издание неизменным, за исключением небольших изменений и исправлений, хотя вполне осознаю, что именно последние главы в силу чрезвычайной трудности и новизны материала требовали бы гораздо более пространной разработки, чтобы легко найти всеобщее понимание. Однако более подробное рассмотрение изложенных там основоположений настолько выходило бы за рамки более или менее популярно ориентирующего сочинения, что я предпочел разобрать эти вопросы с подобающей им подробностью в отдельной книге, которая сейчас готовится к изданию(2 Psychologische Typen. Ges. Werke, Bd. 6.).
Из многих писем, которые я получил после выхода в свет первого издания, мне стало ясно, что и среди широкой публики интерес к проблемам человеческой души намного живее, чем я ожидал. Этот интерес можно было бы в немалой степени объяснить тем глубоким потрясением, которое наше сознание пережило во время мировой войны. Вид этой катастрофы отбрасывает человека с чувством полной беспомощности назад к себе самому; это чувство обращает его вовнутрь, и поскольку все шатается, то он ищет нечто, что дает ему опору. Слишком многие еще ищут вовне; одни верят в обман победы и победоносную власть, другие верят в договоры и законы, а третьи — в разрушение существующего порядка. Еще слишком мало тех, кто ищет внутри, в своей самости, и еще слишком мало тех, кто задает себе вопрос, не полезнее ли было бы в конце концов для общества, если бы каждый сначала у себя самого, исключительно на своей собственной личности и в своем собственном внутреннем государстве подверг испытанию и то устранение прежнего порядка, и те законы, и те победы, о которых он проповедует на каждом углу,— вместо того, чтобы требовать этого от окружающих. Каждому отдельному человеку необходимы переворот, внутреннее раздвоение, разложение устойчиво существующего и обновление, а не навязывание всего этого окружающим под лицемерным предлогом христианской любви к ближнему или чувства социальной ответственности — или какие бы там еще ни находились красивые слова для обозначения бессознательной личной жажды власти. Самоосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности, к своей собственной сущности и ее индивидуальной и социальной определенности есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняшним днем.
Интерес к проблеме человеческой души есть симптом этого инстинктивного возвращения к самому себе. Этому интересу пусть служит мое сочинение.
Кюснахт—Цюрих, октябрь 1918 г. Автор
Предисловие к третьему изданию (3 В третьем издании название бьшо изменено следующим образом: Das Unbewufite im normalen und kranken Seelenleben.)
Эта работа была написана во время мировой войны и своим возникновением существенно обязана психологическому резонансу великого события. Теперь война позади, и произведенные этим потрясением волнения начинают медленно утихать. Но великие проблемы человеческой" души, которые подняла война, все еще занимают душу и дух всех тех, кто мыслит и ищет. Вероятно, благодаря этому обстоятельству настоящее небольшое сочинение пережило и послевоенную эпоху и теперь выходит в свет третьим изданием. Ввиду того что со времени выхода второго издания прошло семь лет, я счел необходимым сделать довольно крупные изменения и исправления: в особенности в главах о типах и о бессознательном. Главу «Развитие типов в аналитическом процессе» я полностью опустил, так как за это время данный вопрос был подробно разработан в моей книге «Психологические типы», к которой я по этому поводу и предлагаю обратиться.
Всякий, кто уже пробовал писать, так сказать, популярно о чрезвычайно сложной материи, которая находится в стадии научного становления, согласится со мной, что это непростая задача. Но трудность усугубляется еще тем фактом, что многие душевные процессы и проблемы, которые мне приходится разбирать, разумеется, почти совершенно неизвестны. Многое стал-кивается, возможно, с предрассудками или может показаться произвольным; но надо учитывать, что задача такого сочинения может состоять самое большее лишь в том, чтобы дать приблизительное понятие о своем материале и тем самым возбудить к нему интерес, а вовсе не в том, чтобы входить во все детали рассужде-ний и доказательств. Если эта небольшая книга отвечает такой задаче, то я вполне удовлетворен.
Кюснахт—Цюрих, апрель 1925 г. Автор
Предисловие к четвертому изданию
За исключением некоторых исправлений, четвертое издание выходит без изменений. Из многочисленных откликов моей публики я узнал, что особый интерес вызвала идея коллективного бессознательного, которому я посвятил главу в этой работе. Поэтому я хотел бы обратить внимание моих читателей на последние выпуски ежегодника Eranos-Jahrbuch (Rheinverlag), которые содержат весьма значительные в этом отношении работы различных авторов. Предлагаемая книга не претендует на то, чтобы дать, так сказать, развернутую информацию об аналитической психологии в ее полном объеме; поэтому многое здесь остается лишь наме-ченным, а кое-что вовсе не упоминается. Я надеюсь, однако, что она и в дальнейшем будет выполнять свою скромную задачу,
Кюснахт—Цюрих, апрель 1936 г.
Предисловие к пятому изданию (4 Название изменено на: Ober die Psychologie des Unbewufiten.)
Со времени последнего, не содержащего изменений издания прошло шесть лет; мне поэтому показалось своевременным при подготовке к теперешнему новому изданию подвергнуть эту книжку о бессознательном основательному пересмотру. Это дало возможность устранить многие недостатки и излишества. Такой трудный и сложный материал, как психология бессознательного, служит источником не только новых знаний, но и заблуждений. Перед нами еще необозримая область неизведанного, куда мы пытаемся проникнуть, и лишь окольными путями открываем мы прямую дорогу. Хотя я старался отразить в своем тексте как можно больше новых точек зрения, все же читателю не следует здесь ожидать сколько-нибудь полного изложения всех основных моментов современного психологического знания в этой области. В этом популярном сочинении я излагаю лишь некоторые из самых существенных взглядов, относящихся как к медицинской психологии, так и к моему собственному исследовательскому направлению,— и все это лишь в масштабах введения. Основательное знание может быть приобретено, с одной стороны, лишь посредством изучения специальной литературы, а с другой — посредством практического опыта. Я в особенности хотел бы рекомендовать тем читателям, которые хотят получить подробные знания в этой области, не только изучить основные труды по медицинской психологии и психопатологии, но также основательно просмотреть учебники по психологии. Это — наиболее верный способ получить необходимое знание о месте и значении медицинской психологии.
Из этого сравнительного изучения станет понятно, насколько оправданы жалобы Фрейда на «непопулярность» его психоанализа и собственное мое ощущение, что я нахожусь в изоляции. Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что представления современной медицинской психологии имеют еще слишком мало доступа в науку, представленную в университетах, хотя иногда, в противоположность тому, что было раньше, дело доходит до заслуживающих признания исключений. Новые идеи, которые не просто привлекательны, как правило, требуют по меньшей мере одного поколения, чтобы иметь возможность утвердиться, а психологические новшества, возможно, еще больше, так как особенно в этой области каждый, так сказать, считает себя авторитетом.
Кюснахт—Цюрих, апрель 1942 г.
Это небольшое сочинение(1 Die Psychologie der unbewufiten Prozesse. 1917.) — результат предпринятой мной по просьбе издателя работы по подготовке ко второму изданию статьи «Новые пути психологии», вышедшей в 1912 г. в ежегоднике издательства Рашера. Предлагаемое сочинение представляет собой, таким образом, прежнюю статью в измененной форме и увеличенном объеме. В той статье я ограничился изложением одной существенной части открытого Фрейдом способа психологического исследования. Ввиду многообразных и значительных изменений, произошедших в психологии бессознательного в последние годы, я был вынужден существенно расширить объем моей прежней статьи. Различные рассуждения о Фрейде здесь сокращены, но зато принята во внимание психология Адлера и, насколько это представлялось возможным в рамках настоящего сочинения, было дано также общеориенти-рующее изложение моих собственных взглядов. Я должен обратить внимание читателя на то, что здесь речь идет об изложении, которое из-за своего довольно сложного материала требует значительного терпения и внимания. Я отнюдь не считаю, что это сочинение в каком-либо отношении является окончательным или достаточно убедительным. Этому требованию могли бы удовлетворить лишь обширные научные труды, посвя-щенные отдельным затронутым в этой работе проблемам. Поэтому тому, кто хочет глубже вникнуть в затронутые вопросы, я советую обратиться к специальной литературе. Мое намерение состоит лишь в том, чтобы дать определенную ориентацию относительно современных взглядов на сущность психологии бессознательного. Я считаю проблему бессознательного настолько важной и актуальной, что, по-моему, было бы большой потерей, если бы эта проблема, столь близко затрагивающая каждого, будучи отправленной «в ссылку» на страницы какого-нибудь специального научного журнала, выпала из поля зрения образованных непрофессионалов, чтобы влачить призрачное бумажное существование на библиотечной полке. Психологические процессы, сопровождающие современную войну,— прежде всего невероятная деградация общепринятых суждений, взаимная клевета, небывалая страсть к разрушению, неслыханные потоки лжи и неспособность людей остановить кровавого демона,— как ничто другое способны с настойчивостью обратить взор мыслящего человека на проблему хаотического бессознательного, беспокойно дремлющего под упорядоченным миром сознания. Эта война неумолимо доказала культурному человеку, что он еще варвар, и вместе с тем показала, какая кара уготовлена ему, если, скажем, ему еще раз взбредет в голову возложить ответственность за свои собственные дурные качества на своего ближнего. Психология отдельного человека, однако, соответствует психологии наций. То, что делают нации, то делает и каждый отдельный человек, и пока он это делает, это делает и нация. Лишь изменение установки отдельного человека становится началом изменения психологии нации. Великие проблемы человечества еще никогда не решались посредством всеобщих законов, но всегда решались лишь посредством обновления установки отдельного человека. Если и было время, когда самоосознание было безусловно необходимым и единственно правильным, то это — наша современная катастрофическая эпоха. Но каждый, кто осознает самого себя, сталкивается с границами бессознательного, которое как раз содержит именно то, что прежде всего необходимо было бы знать.
Кюснахт—Цюрих, декабрь 1916 г. Автор
Предисловие ко второму изданию
Я рад, что этому небольшому сочинению посчастливилось в столь короткий срок пережить второе издание, несмотря на то что его содержание многим, разумеется, нелегко понять. Я в основном оставляю второе издание неизменным, за исключением небольших изменений и исправлений, хотя вполне осознаю, что именно последние главы в силу чрезвычайной трудности и новизны материала требовали бы гораздо более пространной разработки, чтобы легко найти всеобщее понимание. Однако более подробное рассмотрение изложенных там основоположений настолько выходило бы за рамки более или менее популярно ориентирующего сочинения, что я предпочел разобрать эти вопросы с подобающей им подробностью в отдельной книге, которая сейчас готовится к изданию(2 Psychologische Typen. Ges. Werke, Bd. 6.).
Из многих писем, которые я получил после выхода в свет первого издания, мне стало ясно, что и среди широкой публики интерес к проблемам человеческой души намного живее, чем я ожидал. Этот интерес можно было бы в немалой степени объяснить тем глубоким потрясением, которое наше сознание пережило во время мировой войны. Вид этой катастрофы отбрасывает человека с чувством полной беспомощности назад к себе самому; это чувство обращает его вовнутрь, и поскольку все шатается, то он ищет нечто, что дает ему опору. Слишком многие еще ищут вовне; одни верят в обман победы и победоносную власть, другие верят в договоры и законы, а третьи — в разрушение существующего порядка. Еще слишком мало тех, кто ищет внутри, в своей самости, и еще слишком мало тех, кто задает себе вопрос, не полезнее ли было бы в конце концов для общества, если бы каждый сначала у себя самого, исключительно на своей собственной личности и в своем собственном внутреннем государстве подверг испытанию и то устранение прежнего порядка, и те законы, и те победы, о которых он проповедует на каждом углу,— вместо того, чтобы требовать этого от окружающих. Каждому отдельному человеку необходимы переворот, внутреннее раздвоение, разложение устойчиво существующего и обновление, а не навязывание всего этого окружающим под лицемерным предлогом христианской любви к ближнему или чувства социальной ответственности — или какие бы там еще ни находились красивые слова для обозначения бессознательной личной жажды власти. Самоосознание отдельного человека, возвращение индивида к основе человеческой сущности, к своей собственной сущности и ее индивидуальной и социальной определенности есть начало для исцеления от слепоты, которая правит сегодняшним днем.
Интерес к проблеме человеческой души есть симптом этого инстинктивного возвращения к самому себе. Этому интересу пусть служит мое сочинение.
Кюснахт—Цюрих, октябрь 1918 г. Автор
Предисловие к третьему изданию (3 В третьем издании название бьшо изменено следующим образом: Das Unbewufite im normalen und kranken Seelenleben.)
Эта работа была написана во время мировой войны и своим возникновением существенно обязана психологическому резонансу великого события. Теперь война позади, и произведенные этим потрясением волнения начинают медленно утихать. Но великие проблемы человеческой" души, которые подняла война, все еще занимают душу и дух всех тех, кто мыслит и ищет. Вероятно, благодаря этому обстоятельству настоящее небольшое сочинение пережило и послевоенную эпоху и теперь выходит в свет третьим изданием. Ввиду того что со времени выхода второго издания прошло семь лет, я счел необходимым сделать довольно крупные изменения и исправления: в особенности в главах о типах и о бессознательном. Главу «Развитие типов в аналитическом процессе» я полностью опустил, так как за это время данный вопрос был подробно разработан в моей книге «Психологические типы», к которой я по этому поводу и предлагаю обратиться.
Всякий, кто уже пробовал писать, так сказать, популярно о чрезвычайно сложной материи, которая находится в стадии научного становления, согласится со мной, что это непростая задача. Но трудность усугубляется еще тем фактом, что многие душевные процессы и проблемы, которые мне приходится разбирать, разумеется, почти совершенно неизвестны. Многое стал-кивается, возможно, с предрассудками или может показаться произвольным; но надо учитывать, что задача такого сочинения может состоять самое большее лишь в том, чтобы дать приблизительное понятие о своем материале и тем самым возбудить к нему интерес, а вовсе не в том, чтобы входить во все детали рассужде-ний и доказательств. Если эта небольшая книга отвечает такой задаче, то я вполне удовлетворен.
Кюснахт—Цюрих, апрель 1925 г. Автор
Предисловие к четвертому изданию
За исключением некоторых исправлений, четвертое издание выходит без изменений. Из многочисленных откликов моей публики я узнал, что особый интерес вызвала идея коллективного бессознательного, которому я посвятил главу в этой работе. Поэтому я хотел бы обратить внимание моих читателей на последние выпуски ежегодника Eranos-Jahrbuch (Rheinverlag), которые содержат весьма значительные в этом отношении работы различных авторов. Предлагаемая книга не претендует на то, чтобы дать, так сказать, развернутую информацию об аналитической психологии в ее полном объеме; поэтому многое здесь остается лишь наме-ченным, а кое-что вовсе не упоминается. Я надеюсь, однако, что она и в дальнейшем будет выполнять свою скромную задачу,
Кюснахт—Цюрих, апрель 1936 г.
Предисловие к пятому изданию (4 Название изменено на: Ober die Psychologie des Unbewufiten.)
Со времени последнего, не содержащего изменений издания прошло шесть лет; мне поэтому показалось своевременным при подготовке к теперешнему новому изданию подвергнуть эту книжку о бессознательном основательному пересмотру. Это дало возможность устранить многие недостатки и излишества. Такой трудный и сложный материал, как психология бессознательного, служит источником не только новых знаний, но и заблуждений. Перед нами еще необозримая область неизведанного, куда мы пытаемся проникнуть, и лишь окольными путями открываем мы прямую дорогу. Хотя я старался отразить в своем тексте как можно больше новых точек зрения, все же читателю не следует здесь ожидать сколько-нибудь полного изложения всех основных моментов современного психологического знания в этой области. В этом популярном сочинении я излагаю лишь некоторые из самых существенных взглядов, относящихся как к медицинской психологии, так и к моему собственному исследовательскому направлению,— и все это лишь в масштабах введения. Основательное знание может быть приобретено, с одной стороны, лишь посредством изучения специальной литературы, а с другой — посредством практического опыта. Я в особенности хотел бы рекомендовать тем читателям, которые хотят получить подробные знания в этой области, не только изучить основные труды по медицинской психологии и психопатологии, но также основательно просмотреть учебники по психологии. Это — наиболее верный способ получить необходимое знание о месте и значении медицинской психологии.
Из этого сравнительного изучения станет понятно, насколько оправданы жалобы Фрейда на «непопулярность» его психоанализа и собственное мое ощущение, что я нахожусь в изоляции. Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что представления современной медицинской психологии имеют еще слишком мало доступа в науку, представленную в университетах, хотя иногда, в противоположность тому, что было раньше, дело доходит до заслуживающих признания исключений. Новые идеи, которые не просто привлекательны, как правило, требуют по меньшей мере одного поколения, чтобы иметь возможность утвердиться, а психологические новшества, возможно, еще больше, так как особенно в этой области каждый, так сказать, считает себя авторитетом.
Кюснахт—Цюрих, апрель 1942 г.