Из Японии - на Чукотку.

Как-то в новостях прочитала, что японцы издали чукотские сказки на 4-х языках. Вот ведь проявили интерес, а у нас все больше анекдоты в ходу. Подозреваю, что на форуме начал образовываться сказочный перебор (в прямом и переносном смысле), но эту сказку не могу не предложить рассмотреть. Надеюсь, поймете почему. Бог и мальчик В тундре жило одно семейство: отец, мать, и двое детей, мальчик и девочка. Мальчик пас оленей, а девочка помогала матери по хозяйству. Как-то утром отец разбудил дочь и велел, чтобы она развела костер и заварила чай. Вышла девочка из полога, а бог поймал ее и съел, а потом отца и мать съел. Вернулся мальчик из стада. Прежде чем зайти в ярангу, посмотрел в дырку, что там делается И видит: бог сидит на потухшем очаге и играет в золе. Мальчик крикнул ему: — Эй, чего делаешь? — Ничего, иди сюда. Зашел мальчик в ярангу, стали они играть. Играет мальчик, а сам смотрит по сторонам, ищет родных. Понял он все и говорит богу: — Поиграй один, я до ветра схожу! Выбежал он из яранги, отвязал двух самых злых собак и побежал с ними в лес. Забрался на дерево, а собак привязал под деревом. Играл, играл бог, есть захотел и пошел разыскивать мальчика. Идет он, нюхает след. Дошел до дерева. Хотел вскарабкаться на дерево, а собаки поймали его, разорвали на куски и съели. А мальчик пришел домой со своим стадом и стал хозяином. Далеко в тундре жило большое семейство чукчей. Однажды в пургу мать послала дочь вынести помои. Ушла девочка и долго не возвращается. — Что она так долго, должно быть заигралась? — и мать послала вторую девочку. — Иди, позови ее! Девочка ушла и тоже не вернулась. — Нашли время играть в такую пургу! — Мать послала третью дочь, но и третья дочь не вернулась. Отец послал мать за дочерьми. Вернулась жена и говорит: — Их нигде нет. — Давай мне поскорее малахай, кухлянку и торбаза. Я пойду разыщу дочерей! Вышел отец в тундру, стал звать зайцев. Пришли волки. Махнул китовой костью чукча — убежали волки. Опять кличет зайцев. Пришли олени. — Разве я вас звал? — спросил отец, махнул китовой костью — ушли олени. Третий раз закричал чукча. Прибежали зайцы. Запряг чукча зайцев в байдару и поехал в сопки к богу. Подъезжает он, а возле яранги болтается на веревке одежда его дочерей. Услыхал бог шум, послал свою дочь посмотреть — кто приехал? Вернулась дочь: — Приехал отец девочек. — Ну, пускай заходит! Ночью, когда стихла пурга, отец потихоньку выбрался из яранги, захватил одежду дочерей и поскакал на зайцах домой. Приехал чукча домой, говорит жене: — Свари мне всю пищу, какая у нас есть! Сварила жена ему несколько оленей и еще рыбы дала. Съел все муж и стал вороном. Почистил нос ворон и полетел в сопки. Подлетел и сел на ярангу бога, опустил голову в дымовое отверстие и стал рыгать — всю ярангу наполнил. Утонул бог в яранге.
Этот миф, сказка имеет глубокий психологический апотропеический –(предотвращающий несчастье, страх) смысл. Невыносимый страх первобытного человека, мог быть успешно преодолён через создание, рассказывание такого рода мифологем, которые придавали ему уверенность перед многопревосходящими его силами природы. Вторая сказка относится к космогоническим мифам. Я не поленился и сделал небольшую подборку, иллюстрирующую и объясняющую эту сказку. В чукотском мифе рассказывается, что в первоначальные времена повсюду было темно. На полуденной стороне земли сидел Творец и думал, как бы сделать свет. Он создал Ворона из обрывка шубы, забытой кем-то на стойбище, и велел ему продолбить дыру в земле — «Пойди, продолби зарю!» Из сделанного Вороном отверстия и брызнул свет. В других мифах сам Ворон нуждался в помощниках с более тонкими, чем у него, инструментами: для этого он подтачивает клювы куропатке и зимушке, чтобы они стали тоньше и короче. Творец посылает Ворона сову сквозь проделанное в небе отверстие проведать землю, и оказывается, что там уже живут люди. Творец или сам Ворон учат их есть мясо, пить, говорить (или каркать по-вороньи, из чего следует, что Ворон-— тотем первых людей), шить одежду и плодить детей. Но в других мифах людей приходится делать самому Творцу. По совету Ворона Творец создает человека, но делает его огромным, со страшными клыками. Этот монстр был в состоянии догнать любого зверя, разорвать его клыками и сожрать сырым — ведь он не знал огня. Но Творец испугался, что человек уничтожит все живое, и по совету ворона снял у него шерсть с тела, уменьшил быстроту движений, укоротил зубы, зато дал человеку оленей и собак. И уж совсем тотемическим является миф о том, как Творец и ворон встретили однажды полуоленя-получеловека. Пришлось им проводить операцию разделения этого чудищ, то так сразу возникли и люди, и олени, и можно было учить людей пасти оленьи стада. Есть мифы, согласно которым сам Ворон творит первую пару людей — мужчину и женщину. Они сидят во тьме и дрожат от холода. И тогда Ворон отправляется на поиски солнца-огня. Далеко на Востоке в чуме злых духов кэле, укравших солнце, шла игра в мяч. В этом мяче и было зашито солнце. Проделав отверстие, чтобы проникнуть в землю злых духов, Ворон превратился в хвоинку и упал в воду. Девушка, жившая в чуме духов, выпила эту воду, и от нее Ворон родился в облике чудесного младенца. Младенец растет не по дням, а по часам и просит у своего «деда» — прародителя злых духов — игрушку. Дедушка, конечно, не может отказать «внуку» и дает ему поиграть мячом. «Внук» же медленно подбрасывает мяч через дымовое отверстие высоко в небо. Там птицы пытаются разорвать мяч, но это оказывается под силу только самому Ворону с его мощным клювом. Солнце вырывается на небосвод, оболочка мяча становится месяцем, искры же становятся звездами. Не Ворон при этом опалил свои белые как снег перья и стал черным. Рассказывают также, что не Ворон превратился в младенца, чтобы выпросить мяч-солнце: он отнял мячик у маленькой девочки, дочери духов, и сделал из него солнце. Мать несчастного ребенка настолько рассердилась, сбросила девочку с высокого утеса в море, и у той выросли моржовые клыки — так появилась хозяйка морских животных, в других мифах известная как Седна, хзяйка морских, а также земных животных. В одном из мифов целому семейству Большо¬го Ворона пришлось бороться с себе подобным злоумышленником — неким человеком-вороном, который проглотил солнце. Тогда дочь Большого Ворона принялась щекотать чудовище, и злодей, рассмеявшись, выплюнул солнце. Хотя в чукотских мифах творения Ворон час¬то действует по поручению творца, но практичес¬ки именно он совершает деяния демиурга: создает рельеф местности, животных, причем необходимых человеку — собак, оленей, китов, тюленей, птиц да и самого человека, обучает его охоте, мор¬ской и сухопутной, разным ремеслам и промыс¬лам. Материалы, которыми пользуется Ворон для творения, не всегда аппетитны — недаром в боль¬шинстве традиций он считается нечистой птицей. Так, в одном из мифов земля и горы образовались из кала ворона, который летел над океаном, а реки и озера — из его мочи. В других мифах горы созда¬ются более благопристойно — из камней, а русла рек Ворон прочерчивает своим крылом. Решив однажды, что он достаточно облагоде¬тельствовал людей, Ворон собрался стать невиди¬мым и напоминать о себе только пугающими рас¬катами голоса — так он стал Громовой птицей.
В добавлении Ворон — центральный персонаж в мифах некоторых народов Северной Азии и Северной Америки, прежде всего у палеоазиатов чукотско-камчатской группы (чукчи, коряки) в Азии; у северо-западных индейцев (главным образом тлинкиты, но также хайда, цимшиан, квакиютль), северных атапасков и отчасти эскимосов (по-видимому, в результате заимствования) в Америке. В этих мифологиях ворон выступает как первопредок — демиург — культурный герой, могучий шаман, трикстер (ительменск. Кутх, корякск. Куйкынняку, чукот. Куркыль, тлинкитск. йелв). Он фигурирует в двух ипостасях — антропоморфной и зооморфной, и типологически близок тотемическим первопредкам двойной антропо-зооморфной природы в мифологиях других американских индейцев и австралийцев. Его деятельность в мифах отнесена ко времени мифического первотворения что, в частности, делает возможным сочетание функций «серьёзного» культурного героя и плута-трикстера в одном персонаже. В мифах о творческих и культурных деяниях ворон (прежде всего у чукчей) создаёт свет и небесные светила, сушу и рельеф местности, людей и зверей.
Начинаю испытывать что-то вроде священного трепета.;) Говорят, значение имени Владимир - владеющий миром, а если быть более точной (на основании справочника личных имен), Владимир - может быть заимствованным из др.- герм "waltan" - царить, господствовать + "mar" - славный, знаменитый. А не определяют ли имена (и ники) жизненный путь человека?
Ну что ты , Дина, вся информация под рукой (моя библиотека), нужно только вспомнить, что когда-то ты встречался с этим, и все... :)
Сгласна с Диной, по поводу священного трепета...
Я в университете когда-то писал работу по мифологию чукчей. У них все перевернуто с ног на голову! Во всех мифологиях-этноцентризм и следующий из этого культ предков, а у чукчей ни того, ни другого. Причина этого в психологии чукотского народа, в их комлексе национальной неполноценности (у японцев тоже такой комплекс проявляется, отсюда и их интерес к чукчам). А анекдоты как раз из-за того, что русские чувствуют комплекс неполноценности чукчей. Дело в том, что многие племена в древности при переселении в Америку покинули Чукотку, считая ее хуже, чем Аляску, где было теплее и больше дичи. Чукчи, без сомнения, ощущают, что их земля хуже, чем земля американских народов. "Свое" не лучше "чужого",как у других народов, а хуже. Чукчи даже относятся к чужим(тунгусским и эскимосским) шаманам, лучше, чем к своим. Потому и предки, включая богов, оказываются в мифологии чукчей не своими, а чужими. Уникальный народ чукчи, но мне их очень жалко.