Жертвоприношение ребенка

Вот сейчас на форумах Касталии появилась одна интересная тема, вызванная моей статьей. Тема находится вот по этому адресу http://castalia.ru/viewtopic.php?p=45#45 а сама обсуждаемая статья http://castalia.ru/stat/child.html Было бы очень интересно, что скажут читатели этого форума по поводу сопоставления двух мифологических патернов и символа жентвоприношения ребенка. Возможно кому то есть что добавить к уже сказанному?
Алистер Кроули, детей не убивал. Он только брюзжал на этот счет, а вот Чаральз Менсо да. Попробуйте посмотреть источник этого действия в древних мистериях Гекатокомб, убиение младенцев царем Иродом, мотивацию и философское обоснование маньяков детоубийц, этого добра хватает. Фильм Тарковского жертвоприношение. Если вы сможете выстроить линию между видами жертвоприношений, их культовой целенаправленностью, вы ухватите его ядро, ядро этого Молоха. Очень уж эта тема актуальна, в наше время!!!
          Хм... Мышьяк, сама статья посвящена немного другому ребёнку, хотя интересно и то, какие психологиечские предпосылки кроятся за тем, что описали вы. И вообще, очень интересно как могло появиться такое явление как жертвоприношение вообще? В живой природе такого, вроде бы, нет, то есть это чисто человеческое явление, порождение высшей нервной системы. Какие-нибудь мысли есть на этот счёт?
Вот понимаете какое дело, Фромм говорил что некрофилии среди животного мира нет а потом два умника в *2003 кажется* году получили нобелевскую за то что пронаблюдали и изучили гомосексуальную некрофилию у самцов уток. И после этого говорить что жертвоприношения в природе нет, очень опасно. Предпосылки есть, но мы или их ни видим, может просто не замечаем. Есть странности, пожирание львом чужих львят в прайде или тоже у домашних кошек. Это все трактуется как борьба за сохранение своего собственного наследственного материала. Скорпион в кольце огня жалит себя сам и умеряет. Пожирание икры рыбами. Вот посмотреть интересно было бы что у приматов гоминидов, шимпанзе и гориллы. У них как дела с детьми обстает? Усыновление, сохранение собственного материала и жертва!!? Потом есть самопожертвование и жертва, жертвоприношение. А, пойду посмотрю Тарковского! Может чего рассмотреть удастся...
Вот понимаете какое дело, Фромм говорил что некрофилии среди животного мира нет а потом два умника в *2003 кажется* году получили нобелевскую за то что пронаблюдали и изучили гомосексуальную некрофилию у самцов уток.
:)
В 2003г. один биолог получил Шнобелевскую премию, которую присуждают за самые недостоверные и сомнительные достижения - "описание гомосексуальной некрофилии у диких уток"
об этом же здесь
Нет ничего удивительного в том, что случаи некрофилии, злокачественной агрессии (деструктивности) можно найти и среди животных, но если вспоминать в этом контексте идеи Фромма, то Фромм говорил о масштабах деструктивности и некрофильских тенденций в человеческом ообществе и их причинах. Фроммосвкая "концепция" некрофилии вплетена в контекст других его идей, без которых она будет до конца не ясна.
"Фроммосвкая "концепция" некрофилии вплетена в контекст других его идей" Например, "биофилии" По "концепции" Фромма все люди делятся на биофилов и некрофилов. Кстати, Юнга, он относил к некрофилам, на основании того, что он увлекался камнями!
Кстати, Юнга, он относил к некрофилам, на основании того, что он увлекался камнями!
Surprisedоткуда такая инфа? часом не "шнобелевский" источник? ;) К Юнгу Фромм как с достаточным уважением относился, ему нравилось то, что Юнг увидел в БСС творческие и мудрые силы... Я нигде встречал таких комметариев Фромма, которые ты привел.
В чем Фромма сложно упрекнуть, так это в схематизме. Если он и мог заподозрить Юнга в некрофильских тенденциях(которые, кстати можно найти у каждого, согласно Фромму), то не на основании одних камней. Тут другое... ;)
об идеях Фромма - там целая ткань, помимо биофилии.
Нет это не шнобелевская информация, не помю точно кто, но помню точно что писал об этом кто-то из известных юнгианцев. Кстати помню, что фроммовская "некрофилия" там толковалась как аналогия юнгианской интроверсии.
ну, это даже не вольное толкование идей Фромма, а просто неверное. Фромм вкладывал в "концепцию" некрофилии совсем другие смыслы.
Тут вот меня спросили, что есть жертвоприношение, и вот пожалуйста. Простите не успел стилистику и все такое выровнять. Читайте. Жертвоприношение. Для того чтобы понять, что такое жертвоприношение, необходимо углубится в суть самого явления. А что такое на самом деле жертвоприношение? Давайте рассмотрим мифы. В Скандинавском мифе, боги убивают великана Имира, и из его тела творят вселенную и миры. Они расчленяют древнего божественного и одновременно демонического титана, из его плоти творят миры, землю и мир людей в том числе. *Помимо всего космогония скандинавов примечательна тем что в ней описан купол огня и дно льда. После начала Армагеддона, две эти силы начнут схлопывание в центр. То есть все кончится на земле.* В последствии, демиург Один, глава пантеона богов *в германии Вотан* принёсет себя в жертву для сотворения нового мира. На руинах старого. Замете Один это праотец. Отец богов и людей. Основной эпизод это сотворение мира, через жертвоприношение, самопожертвование демиургом. В индийских эпосах, первый человек тоже расчленяется. Из его головы появляются браманы из рук войны и так далее. У греков для того чтобы началось творение социального общества и мира, Сатурн оскопил Урана, своего отца. После Зевс оскопил Сатурна, распоров ему живот и выпустив всех своих братьев и сестер. Так началась война Олимпийцев и против сил Хаоса, началось сотворение мира. В Шумерской, Египетской и Тибетской мифологии, сотворение мира происходит по средствам убийства демонических чудовищ, принесение их в жертву, а если она мала, то в отдельных случаях приносились дополнительные жертвы. Осирис, Митра, Адонис, хатонические божества. Ацтеки и майя, инки породили мифы о том что когда солнце потухло и вселенная умерла один из старших богов принёс себя в жертву и сотворил из себя новое солнце, сгорел, но мир остался жив. Что отчетливо становится заметно, что этот сюжет сотворения мира и жертва, связаны друг с другом не раздельно. Все культы плодородия, земледелия, войны, предков, и т.д. Построены на ритуальных жертвоприношениях. В итоге мы понимаем что: « Жертвоприношение есть способ, перераспределения духовного, психического, социального потенциала, с целью подержания баланса во вселенной и обществе» «Перераспределение духовной силы, для достижения своего или общественного блага» В некоторых мифах герои приносят себя в жертву, для подержания гармонии бытия. «Заключение мира, дача откупа, богам или самому себе» И все же, где могло произойти первое жертвоприношение в обществе, только в протоорде, убийство праотца, об этом и говорит А. Меняйлов убийство праотца, повлекло за собой общечеловеческую травму. Возросшую, проявляющеюся на протяжении всего процесса культурно исторического развития мировой цивилизации. Убийство патриарха повлекло за собой новые убийства, которые сложились, умножились, развились в культовое действо, под названием жертвоприношение. Общечеловеческая травма канализировалась и архетипизировалсь, у неё появилось много символических проявлений, также сложились ритуалы символически замечающие убийство. Или же она имела предпосылки повлекшие за собой действие в объективной реальности. Это не столь важно, главное что жертвоприношение стало частью культуры, частью общества, частью коллективного бессознательного, частью индивидуальной человеческой души, частью родового наследия. Все это отразилось в мифах и легендах. Однако нам нужно разделять, жертву, самопожертвование и жертвоприношение. Для этого нам необходимо определится, что есть что, одно ли и тоже феномен стоит за этими словами. И так: Жертва может быть ритуальная и культурная. Ритуальная жертва - связана, прежде всего с уходом в монастырь, обет безбрачие и как следствие отказ от продолжения рода. От возможности создать семью. В любое действие связанное с религиозными убеждениями. Культурная жертва – в данном случае образ жизни человека накладывает ограничения, девушка не хочет, но по устройству общества выходит замуж, или яппи сам отрекаются от семьи, ради карьеры. Разные акты, связанные с развитием социальных групп общества. В разных случаях идет акт жертвы, в обоих случаях сознательно, иногда не осознанно. «Концепция определяет то ради чего совершена жертва, это и дает различие в классификации.» Далее: Самопожертвование. Самопожертвование имеет три класса, культовое, военное, социальное. Начнём с военного, типичным примеров являются камикадзе, самураи, греческие, римские войны. Социальное пример этого жизни, пожарник спасает ребёнка а сам гибнет. Сюда же я отнесу донорство. В не котором смысле донорство это жертва, а в каком-то пожертвование. Человек отдает больному ребенку часть органа *часть поджелудочной железы, почку и т.д.* не знает выживет ли он сам, после операции. Культовое самопожертвование, ритуальные самоубийства древности. «самопожертвование и его четкая черта то что оно осознано.» Жертвоприношение. Можно разделить на религиозный, культовый акт и социальный. Типичным религиозным примером жертвоприношения является евхаристия. Распитие и съедение тела и крови Христа. Принесение в жертву барана, козла, верблюда, питуха. В исламской и иудейской религиозной традиции. В примитивных культах, то же встречаются жертвоприношения. Социальное жертвоприношение признанием общества или отдельным его индивидом что необходима отказаться чего либо. Территории, контрибуции, частью общества из побуждений евгеники или какой либо другой социально-научной концепции. «Почувствуйте все эти три группы, имеют тонкие границы, они перетекают друг в друга. Жертва может быть осознана или быть принята или принесена не хотя. Самопожертвование хотя и осознанно, но велика вероятность, что произойдет раньше назначенного срока, исходя из индивидуальных ощущений индивида. Жертвоприношение чаще всего принято социумом, но его осознанность самой группой людей и в не которых случаях самой жертвой, всегда достигает разного уровня проникновения в суть этого действия» На протяжении жизни мы часто, встречаемся с тем, что должны жертвовать, чем либо. Сами условия существования толкают нас к самопожертвованию. Однако жертвоприношение является самым странным, пугающем, архаичным, сакральным феноменом жизни. И все это существует и в наши дни. Посмотрим как в латинском языке принято обозначение жертвы. Victima – жертва. Autothysis – самопожертвование. Supplicium, votum – жертвоприношение. Но помимо всего Supplicium это еще и молитва, казнь, расстрел, увечье, жестокость, коленопреклонение, votum – голос, пожелание, памятник, обет, голосование, жертва. «Два слова обозначают жертвоприношение, а помимо всего прочего голос, молитву, обет. МОЛИТВА - вопрошание о смысле жизни. ОБЕТ - акт моральной жертвы, обет это отец, батя – источник истинны, тот кто ведет к ней. Голос – ЛОГОС. А ЛОГОС это и есть ИСТИНА, а истина и есть жизнь. Жизнь Праотца это жертвоприношение, Дева - жизнь перманентное жертвоприношение. Непрерывное ткачество феноменальной структуры мира, для, продолжения духовной жизни детей и вселенной» Поэтому культ Лже-Девы открывается не как лучше в познании смысла жертвоприношения. Ведь если жертвоприношение приношение жизнь, то Лжедева направляет поток тих сил на внутренние эгоистически нужды, или заменяет подменяет понятие и дает лже-жертвоприношение, лже-истину, лже-жизнь. В фильме А.Тарковского – Жертвоприношение. Рассматриваются именно эти сакральные мотивы. Само описание фильма такое, живет себе человек и вдруг, перед человеком поставлена задача. Грядет катастрофа, вселенского масштаба. Остановить её он может, и даже догадывается как. Но что нужно положить на алтарь Всемогущего, образ жизни, своё дитя, имущество. И вот в начальных кадрах, мы видим отца и сына. Они вместе сажают сухое дерево. Отец рассуждает что если методично все делать то, от этого обязательно будет польза жизни, обязательно будет какой-то результат. Говорят о боге, что интересно отец рассказывает а ребёнок слушает. И понимает сложнейшие представления отца. Следящая сцена, после почтальона который рассуждает о концепции Нитще. Отец и сын в лесу, отец рассуждает и теряет сына, который заигрался. Ребенок прыгает на отца из засады, в игре. Отец как бы его отшвыривает в испуге. Сын разбил нос, отец в обморочном состоянии. «Ребенок и отец одно целое. Александр сам и есть свой собственный сын. Его сына завет малыш. Тарковский одновременно показывает взаимоотношение отца и сына и одновременно функциональные структуры личности, одного человека» У Александра день рожденье, собираются друзья и гости. Точней гость почтальон и его друг врач. Жена вышла за Александра, потому что тот когда-то был актером а после бросил актерское мастерство по причине его греховности. Которую он сам выразил в том что его эго растворялось в существовании других персонажей. Однако доктор показавшись в кадрах ловит внимание супруги Александра. Она его любить, и находится в гневе когда узнает что тот уезжает в Австралию. Параллельно почтальон пугается картины «Леонардо» приношение волхвов. Кстати там волхв только один, он подает дары Иисусу. Три волхва это тоже метафора о триединстве человека. Христос знает о своей жертве заранее, и идет на самопожертвование, а люди готовят его к жертвоприношению. Это как бы нас подготавливает и одновременно дает ключ пониманию того, что происходит в кадре. Перед торжеством почтальон дарит карту, некой мифической Европы. И утверждает что это жертва. Любой подарок или подвиг это жертва! У Александра праздник, все готово к торжеству. Но вот начинается конец света. В истерику впадает жена Александра, дочь спокойно сидит переваривает случившиеся. Почтальон немного в замешательства. Малыш спит. Кстати он спит с тех пор как они с отцом в доме. И замете у него на шее возникает толи бинт толи белый плотный платок – как у стакера. Всё находится на крою гибели, по телевизору говорят о каких-то ракетах, не понятно толи война толи просто стихия. Александр один в тиши от всех делает покаяние, молитву, в результате он заключает пакт о жертве. Что откажется от семьи от ребенка от имущества, и засыпает. В доме есть служанка она перед праздником дом покидает (замете прием автора, Александр встречается с этой удивительной женщиной на протяжении всего фильма, это ни что иное, как смешение разных отрезков жизни, прошлое в настоящем или будущие сейчас.), так вот она, по рассказу ведьма или женщина способная все остановить. Александр не верит почтальону, но все равно отправляется к ней. Она его встречает, и Александр проводит с ней ночь, проснётся уже у себя в доме. Так вот перед всем этим он рассказывает служанке что-то про свою мать, про то что отца не было, мать была в бедноте, тоже вроде прислуга у богатых. Он помогал ей с садом (сад символ ЛОНА). И вот в один момент служанка делается и его матерью, женой, это все происходит в каком-то саду, почему каком-то, потому что не ясно у Александру тот сад или у служанки а может его матери. В конце фильма она и малыш останутся в вдвоем в кадре. После ночи с ЖЕНЩИНОЙ, Александр пробуждается у себя в доме. Все уходят гулять, малыша нету, он уже с самого утра поливает дерево. И Александр все сжигает. Сам отказывается от речи. В конце его увезут в белой карете. Дом загорел, семья распалось, он сам в психушке, и там видимо проведет остатки дней. Малыш со служанкой, а жена истеричка с доктором – которому по его словам, они все уже обрызли. Так вот и выходит, что сын Александра вырастит один с матерью (которая и мать одновременно Александру) и повторит то, что заделал его отец. Насчет триединства Александра можно сказать что он и ребенок, муж и мудрый старик. Главное он герой, но не признанный его подвиг не был известен людям, да впрочем, ему самому слава то и не нужна. Главное что его сын, дочь, люди которых он любит, будут живы. Странно он принес себя в жертву, а целостность его личности делается только крепче! Безусловно, чтобы понять эту картину нужно смотреть, очень чательно, несколько раз. Однако смысл становится внятней, если понимать все концепцию Тарковского о триединстве человека, которую он методично отрабатывает в картинах стакер, зеркало, да впрочем эти же мотивы можно в Солярисе разглядеть. Ps.Мышьяк ©
Владимир, а с чем вы связываете собирательство камней, их коллекционирование. У меня есть друзья геологи, и я тоже как и они тащусь от камней, фульгуриты, кварцы, горные хрустали, и т.д. Потом меня завораживают продукты вулканической деятельности. Мышьяк кстати, тоже из вулкана рождается. А палеовулканы, это ж просто, абсолютный космос. Ну кА, поведайте нам пожалуйста, вы сами на вирника от Вулкана в восторге!!! Кстати, вы бабочек или что ни будь другое коллекционируете? :-) :-Р
«Владимир, а с чем вы связываете собирательство камней, их коллекционирование?» С желанием собирать, объединять, синтезировать, создавать свой мир, спроецированным на материю, так же как у алхимиков. «Кстати, вы бабочек или что ни будь другое коллекционируете?» Нет, не коллекционирую, я прошел этап коллекционирования. Иногда добавляю в свою библиотеку интересную книгу, но эта книга действительно, представляющая для меня несомненный интерес, книга которую интересно перечитать не один раз. Со временем убеждаюсь, что таких книг не так уж много.
Да синтез алхимиков великая вещ. Спасибо за ответ! :-)На счет книг согласен, хороших книг мало. Причем с возрастом количество интересненького падает, в геометрической прогрессии. По причине, что все прочел, перечитал. Что-то мне как-то, кхе, я чувствую что волны пессимизма накрывают меня. А что же делать?? (только бросьте шутки с Чернышевским). Вот думаю, можно будет овладеть профессией кузнеца! Одно плохо, мы ни когда не знаем, когда вечность сольётся с нами. (-:
"мы ни когда не знаем, когда вечность сольётся с нами" Мдя... когда, не знаем, но знаем где - на кладбище.
Нет я на кладбище сливается с вечным не собираюсь, лучше уж в горах, или в море, или как Троцкий. А ещё лучше встретиться с ВОЛКОМ. Или на худой конец в вулкан упасть.