пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
6. АЛХИМИЧЕСКИЙ СИМВОЛИЗМ В ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
I. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ КАК МАТРИЦА СИМВОЛОВ
516 После того, как химия в буквальном смысле вырвалась из экспериментов и умозрительных рассуждений царственного искусства, остался лишь символизм, подобный призрачной дымке, лишенной, на первый взгляд, какого-либо содержания. Однако он никогда не терял своих обольстительных качеств и всегда находился кто-то, в большей или меньшей степени чувствовавший его очарование. Символизм, особенно такой богатый, как символизм алхимии, неизменно обязан своим существованием некоторой адекватной причине, а не обычной причуде или игре воображения. По меньшей мере, это выражение существенной части психе. Эта психе, однако, неизвестна, поэтому она называется бессознательным. Хотя, выражаясь материалистически, не существует prima materia как первоосновы всего сущего, однако все, что существует, не может быть распознано, если нет умеющей различать психе. Только благодаря психическому существованию мы имеем "бытие" вообще. Сознание владеет лишь частью собственной природы, потому что оно является продуктом досознательной психической жизни, которая и делает возможным развитие сознания. Сознание всегда оказывается во власти иллюзии, будто оно развивается само по себе, но научное знание хорошо осведомлено, что сознание покоится на бессознательных предпосылках, иными словами на чем-то вроде неизвестной prima materia; и об этом алхимики сказали все, что мы могли бы сказать о бессознательном. Например, prima materia приходит из горы, в которой нет различий', или, как говорит Абу-ль Касим, она "исходит из одной вещи, а не из разделенных вещей, или вещей характерных и известных2. И mysterium magnum Парацельса, которая есть то же самое, что и prima materia, "не имеет
рода"3. Или prima materia находится в горе, где, как говорит Абу-ль Касим, все перевернуто вверх дном: "И вершина этой горы смешана с ее основанием, и ее нижайшая часть достигает высочайшей, и ее голова находится на месте спины, и наоборот"4. 517 Такие выводы возникают из интуитивного понимания парадоксальной природы бессознательного, и корни этой интуиции находятся в неизвестном аспекте (живом или неживом). Из этой литературы создается впечатление, что скрытая суть вещей, возможно, находится или в необыкновенном создании, или в структурах человеческого мозга3 Prima materia мыслилась как вечно изменяющаяся субстанция, или даже как эссенция, душа этой субстанции. Она обозначалась именем "Меркурий" и понималась как парадоксальное двойственное существо, называемое monstrum, hermaphroditus или rebis (см. рис. 125, 199). В средние века соответствие Lapis-Христос устанавливает аналогию между трансформирующей субстанцией и Христом (рис. 192) (несомненно под влиянием доктрины пресуществления), хотя в древние времена гностическая традиция старейших языческих идей была господствующей. Меркурий уподоблялся змее, висящей на кресте (Иоанн 3:14) (рис. 217, 238), если отметить только одну из многочисленных аналогий.
Рис.238. Медный змей Моисея на кресте: serpens merculialis (ср.рис.217) Eleazar, Uraltes chymlsches Werk (1760)
Рис.239. Единорог, рог нарвала Amman. Ein neuw Thierbuch (1569).*'''"
II. ИДЕЯ ЕДИНОРОГА
а. Единорог в Алхимии
518 На примере фигуры единорога я хочу показать, как символизм Меркурия перемешался с традициями языческого гностицизма и Церкви. Единорог не одиночная, четко опреде-
5а. [Следующий перевод, в стихе 2, строка 8. цитирует Иона (39:9), где присутствует этот пассаж. Немецкий стихотворец, возможно, имел в виду ссылку на главу 37 об опустошающей власти Бога, аллегорически обозначаемой единорогом. - Издатель]
Здесь вы видите Единорога
Его не найдешь в нашей стране.
Арлюннус говорит, что эти животные
Сладострастнее хорошеньких девушек
Лучше всего поймать его так:
Юноша, одетый в женское платье,
Мелкими шагами прогуливается
Возле убежища Единорога.
Когда это создание видит девушку
Он кладет свою голову прямо на ее колени.
Охотник /снимая свой наряд/
Отпиливает рог и получает награду.
А здесь другой Единорог,/
Роющий землю рогом.
Никто не может приручить это животное/
Так он силен/, так полон коварства.
Вы только что слышали, как его поймать
Из-за его желания позабавиться с девушкой
Даже терпеливый Ион заметил/
В тридцать девятой главе./ 9 стихе:
Не родился такой человек,
Который мог бы связать и повалить Единорога/
или надеть на него упряжь/
И заставить его стоять у кормушки.
Рис.240. Олень и единорог, символизирующие душу и дух. Lambspingk. "Figurae et emblemata". в Musaeum hermeticum (1625)
ленная сущность, но сказочное существо с очень многими вариациями: например, имеются однорогие лошади, ослы, рыбы, драконы, скарабеи и т.п. Строго говоря, мы имеем дело с темой единственного рога (аликорн). В Chymical Wedding Розенкрейца появляется снежно-белый единорог и кланяется льву. Лев и единорог суть символы Меркурия. Чуть дальше в этой книге единорог уступает место белому голубю 6 , другому символу Меркурия, который в своей летучей форме spiritus является аналогом Святого Духа. По меньшей мере десять из пятнадцати фигур в символах Ламбспрингка 7 представляют собой изображения двойственной природы Меркурия. Фигура III показывает Единорога, встретившего оленя (рис. 240). Пос-
Рис.241- Дева. приручающая единорога alchimia" (манускрипт. 16 век)
Фома Аквинский (псевдо), "De
ледний, как cervus fugitivus*, также является символом Меркурия 8. Милиус 9 иллюстрирует opus серией из семи символов, шестой из которых есть единорог, лежащий под деревом, символизирующем дух жизни, который ведет к воскресению (ср. рис.188). Пенотус10 дает таблицу символов, где единорог вместе со львом, орлом и драконом соответствуют золоту. Aurum поп vulgi подобно льву 11 , орлу и дракону 12 , есть синоним Меркурия. В поэме, озаглавленной "Von der Materi und Prattic des Steins"13, говорится:
Я есть истинный Единорог.
Кто сможет расколоть мое копыто начиная от рога,
И соединить мое тело вновь
Так, чтобы оно не распадалось надвое?
519 Здесь я снова должен обратиться к Рипли, у которого мы встречали "зеленого льва, лежащего у лона королевы, с крово-
* Бегущий олень (лат.) Прим. перев.
Рис.242. Избиение единорога, находящегося в объятиях левы (отметим важность "раны на его боку") Манускрипт. Харлей 4751, Лондон
точащей раной в боку". Этот образ представляет аллюзию, с одной стороны, с Pieta*, а с другой - единорога, раненного охотником и лежащего у лона девы, (рис. 241, 242), что есть частая тема средневековых картин. Правда здесь единорога заменил зеленый лев, но для алхимика это не вызывает затруднения, ибо лев тоже есть символ Меркурия. Дева представляет его пассивный, женственный аспект, тогда как единорог или лев изображает дикую, неудержимую, мужественную, проникающую силу spiritus mercurialis. Так как символ единорога в качестве аллегории Христа и Святого Духа проходит через все
Сострадание (лат).Прим. перев.
Рис.243. Единорог, украшающий гербовый щит семьи фон Гахнанг (Тюргау, Швейцария). Из Цюрихского реестра гербов (1340)
средние века, то связь между ними была хорошо известна алхимикам, так что, несомненно, используя этот символ, Рипли подразумевал идентичность Меркурия с Христом.
>б. Единорог в христианских аллегориях
520 Язык церкви заимствует аллегории единорога из Псалмов, где единорог стоит у Бога на первом месте по могуществу, как в Псалме 28:6: "И заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу"14 и в другом месте, о жизнеспособности человека (рис. 243, 244), как в псалме 91:11:
"...а мой рог ты возносишь, как рог единорога..."15 Сила зла так же сравнивается с мощью единорога, как в Псалме 21:22:
"Спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня"'6. На этих метафорах основана аллюзия Тертуллиана о Христе: "Его слава - это слава быка, его рог - рог единорога"17. Это перекликается с молением Моисея (Втор. 33:13,14, 17):
...Да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу, вожделенными плодами от
Рис.244. Прославление Ариосто (Лошадиная грива завита в тугую косу подобную рогу единорога). - Рис. Джованни Батиста Бенвенути по прозвищу Ортолано(1488-?1525)
Рис.245. Дева Мария вместе с любящим ее единорогом в "огороженном саду". Швейцарский гобелен (1480)
солнца и вожделенными произведениями луны... крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола*; ими избодет он народы все до пределов земли..."
521 Из этого ясно, что рог единорога означает здоровье, силу и благополучие молящегося. "Таким образом," - говорит Тертуллиан, - "Христос был назван быком из-за двух его качеств: первое - твердый [ferus, "суровый, жестокий"] как судия, второе - мягкий [mansuetus, "кроткий, мягкий"] как спаситель. Его рога являются концами креста..." Юстин Мартир18 излагает этот пассаж аналогичным образом: "Corna unicornis cornu eius"**. Потому что никто не может сказать или доказать, что рога единорога можно найти в другом образе, нежели представляемым крестом". Ибо могущество Бога проявляется в Христе. Соответственно, Присциллиан называет Бога однорогим: "Однорогий - это Бог, Христос - скала, Иисус -наш краеугольный камень, Христос - самый человечный из
* В Вульгате: единорогов. Прим. перев.
** Сила единорога - это его рог (лат.). Прим. перев.
Рис.246. Мандала из четырех орнаментальных медальонов. содержащих оленя, льва, грифона и единорога. Мозаичный пол из монастыря св.Урбана. Люцерн
людей".19 Так как единорог символизирует уникальность Единородного, то св. Нилус использует его чтобы выразить бесстрашную независимость ка^.6уг¦р0(;, монаха: Моубкерох; ecrciv ouxoq, C,(uov аитоуоцоу (он есть единорог, творение независимое)20.
522 Св. Василий полагает, что filius unlcornium может быть Христом. Происхождение единорога является тайной, говорит св. Амвросий, подобной рождению Христа. Николай Кузанский, у которого я взял эти цитаты, замечает, что единорог есть надлежащий символ Бога Ветхого Завета, потому что в гневе своем он приводит мир к хаосу, подобно сердитому носорогу (единорогу) до тех пор, пока, плененный любовью, он не успокоится у лона девы21. Эти мысли служителей церкви находят свою аналогию в алхимическом приручении льва и дракона (рис. 246). Касаясь превращения ветхозаветного Иеговы в Бога Любви в Новом Завете, Пицинелли говорит; "Об истинном Боге, страшном без меры, явившемся перед миром спокойным и полностью укротившимся после пребывания в чреве Пресвятой Девы, св. Бонавентура сказал: "Христос был укрощен и умиротворен добрейшей Марией, чтобы он не карал грешника вечной смертью"22.
523 В Speculum de mysteriis ecclesiae Гонориус из Отуна говорит: Очень сильное животное с одним рогом называется
Рис.247. Дева с единорогом. Хлудовская Пасалтырь (Византия, 9 век)
единорогом. Чтобы поймать его, в поле посылают деву, животное приходит к ней и его хватают, потому что оно ложится у ее лона. Христа представляют этим животным, а его непреодолимую силу23 - рогом. Того, кто возлег у лона Девы, ловят охотники; иначе говоря, его находят в образе человеческом те, кто любит его24 [рис, 247).
524 Св. Руперт25 сравнивает Христа с носорогом, а Бруно из Вюрцбурга26 просто называет его cornu (рог). Николай Кузанский пишет, что Альберт Великий в своем "Hypotyposes" упоминает Деву в связи с единорогом. Альберт был в алхимии знатоком и цитировал герметические трактаты. В ''Tabula Smaragdina" присутствует "сын" огромной силы, который нисходит на землю и пронизывает все твердое. Дева является знаком земли не только в астрологии: у Тертуллиана и Августина Дева в действительности означает землю (рис. 248). Исидор Севильский подчеркивает "проникающее" влияние единорога27. В "Tabula" инцест между матерью и сыном очень тонко маскируется28, и этот факт алхимику Альберту был, по-видимому, известен.
Рис.248. Сотворение Евы, прообраз легенды о спасении: отсюда присутствие единорога "Tresor de Sapience" (манускрипт. 15 век)
525 Как я говорил ранее, у единорога было много значений. Он мог также обозначать зло. Physiologus Graecus,'29 например, говорит о единороге, что "он есть быстроногое животное, имеющее один рог и злобно расположенное к человеку" ( mnhsikakon de uparcei in anqrwpoiV ) . И св. Василий говорит: "И будь осторожен, о, человек, остерегайся единорога, который есть Демон [рис. 249]. Потому что он замышляет зло против человека, и коварен в совершении зла".
526 Этих примеров достаточно, чтобы показать, как тесна связь между алхимическим символизмом и языком Церкви. Следует отметить, что в церковных текстах символ единорога тоже
Рис.249. Дикий единорог. -Из Kranterbuch Бока (1595)
содержит элемент зла (рис. 250). Первоначально чудовищное и мифическое животное, он содержит в себе внутреннее противоречие, complexio oppositorum, которое делает его единственно приемлемым символом для monstrum hermaphroditum алхимии30.
>б. Единорог в гностицизме
527 Существует также связь между образами церкви и языческим гностическим символизмом. Ипполит, излагая доктрину Наассенов, говорит, что змея пребывает во всех вещах и созданиях и что все храмы были названы ее именем ( nauoV apo tou naaV : игра слов naaV змея, naoV =храм). Каждый алтарь, каждая инициация ( teleth ) и каждое таинство посвящается змее. Это вызывает в памяти фрагмент из "Tabula smaragdina": Pater omnis telesmi totiiis mundi est hie (Это отец совершенства
Рис.251. Семь стадий единого алхимического процесса. "Ripley Scrowie" (манускрипт. 1588)
Адамом34. Эти аналоги нам уже известны в их алхимическом аспекте. "Многообразный Аттис" - пример другой аналогии, упоминаемой Ипполитом- Изменчивость и полиморфность Меркурия - это ключевая идея алхимии. Едва ли необходимо вдаваться в идеи, которые эта языческая система извлекала из христианства; достаточно сравнения с христианскими источниками.
г. Однорогий, скарабей.
530 Важным источником информации, связывающим символизм единорога и Меркурия находится в Hierogliphica Гораполло (часть 10). Этот автор говорит, что однорогий ( homokeruV ) представляет третий род скарабея, и благодаря этому он посвящен Меркурию, подобно ибису. Более того, скарабей есть
Рис.252. Целомудрие. - "Les Triomphes du Petrarche" (манускрипт, 16 век)
Рис.253. Гарпократ, окруженный Уроборосом. Гностическая гемма
monogenhV (unigena, единородный), поскольку он - это autogeneV zwon (создание, родившее самого себя). У Парацельса prima materia является increatum* и в алхимии, подобно Меркурию, змее или дракону, она бисексуальна, способна к самооплодотворению и самопорождению (рис. 253). Unions filius есть filius philosophorum, т.е. камень. Скарабей подлежит тому же расчленению, "разделению элементов", что и дракон, в папирусном тексте: "Солнечный жук, крылатый правитель, стоящий на небесном меридиане, был обезглавлен и
расчленен"35. Я отметил бы "шестую притчу" в "Splendor solis"31*, где separatio изображается как расчлененное тело и сопровождается таким текстом: "Розинус37 говорит, что он хотел бы сообщить о видении, в котором он узрел мертвого человека, чье тело было, однако, бело как соль, его члены были отделены и голова была из чистого золота, но отделена от тела"38. Золотую голову первоначально связывали с головой Осириса, который в греческом папирусе описывается как "лишенный головы"39. Греческие алхимики именовали себя "Дети Золотой Головы"40.
531 Скарабей в алхимической литературе упоминается редко, но среди древних текстов в "Consilium coniugii" можно найти:
"Nulia aqua fit quelles, nisi ilia que fit de scarabeis aquae
Нерожденный, несотворенный (лат.). Прим. перев.
Рис.254. Так называемый морской единорог (monodon, monoceros}. В старых рисунках единорога его бивень использовался как образец. Pommet, Histoire generate des drogues (1694)
nostrae"41. (Никакая вода не станет эликсиром, кроме той, которая придет из скарабеев нашей воды). Aqua nostra есть ничто иное как aqua divina, т.е. Меркурий.
д. Единорог в "Ведах"
532 Следы единорога в дохристианскую эпоху приводят нас на Восток42. Мы встречаем его в древних гимнах Атхарва-Веды (III, 7), в "амулете против kshetriya, наследственной болезни":43
1. На голове антилопы растет лекарство. Она с помощью рога разметала кшетрию прочь по всем сторонам.
2. Антилопа идет за тобой. О, рог, который вырвал кшетрию, поселившуюся в ее сердце.
3. ( Рог), который блистает вот там подобно крыше с четырьмя скатами, с его помощью мы изгоняем кшетрию из твоих членов.
533 Рыба Ману (ср. рис. 254), вероятно, была однорогой, это точно не установлено, хотя всегда упоминался ее рог, а рога
Рис.255. Рыба как
инкарнация Вишну, - 18 в. Индийская миниатюра
(во множественном числе) - никогда. Согласно легенде, воспроизводимой в Шатапатха-Брахмане44, Ману поймал рыбу, которая росла и росла, и в конце концов провела его через потоп к суше. Ману привязал свое судно к ее рогу45. Рыба является инкарнацией Вишну (рис. 255), а Ману означает "человек"46. Во многих отношениях Ману соответствует греческому Антропосу, он является отцом человечества и происходит прямо от Бога, именуемого здесь "Сваямбху". "Такой как есть", т.е. Брахма. Он - Богочеловек, отождествляемый с Праджапати, Господином созданных вещей, и даже с самим Брахманом, высшей душой. В Ригведе он называется Отец Ману и говорят, что он зачал человечество со своей дочерью. Он является основателем социального и морального порядка47, первым жертвователем и священником48. Он передал человечеству учение Упанишад49. Особенно интересно, что он так же происходит от андрогинного Вираджа. Шатапатха-Брахман ассоциирует его с быком, которому была доверена задача уничтожения Асуров и Ракшасов (демоны, враждебные богам)50. Наконец, Ману является отцом медицины51, и, в соответствии с буддистской традицией, Властителем Золотого Века52. Исходя из этого , рог связан с фигурой, по имени и характеру имеющей близкое сходство с Антропосом.
534 Мотив девы и единорога можно обнаружить в Рамаяне и Махабхарате (III, 110-113). Отшельник по имени Ришьяшринга (антилопорогий), сын Вибхандаки или Экамринги (однорогий), выведен из своего уединения царской дочерью Шантой, которая вышла за него замуж; или, по другой версии, он был обольщен куртизанкой. Лишь с помощью этого была преодолена страшная засуха, изнурившая землю53.
>е. Единорог в Персии,
535 Впечатляющие сведения о единороге имеются в "Бундахишне" (ч.XIX):
Относительно трехногого осла говорят, что он стоит в открытом океане, у него три ноги, шесть глаз, девять ртов, два уха и один рог, тело белое, пища духовная; он благочестив. Два из его шести глаз находятся спереди, два - на верхушке головы и два - на горбу. Благодаря остроте зрения этих шести глаз он побеждает всех. Из девяти его ртов три находятся на голове, три - на горбу и три в нижней части туловища; каждый рот имеет величину дома и сам он велик, как Гора Альванд. Каждая из его трех ног, когда он находится на земле, велика как стадо из тысячи овец, согнанных воедино; и каждая путовая кость в окружности так велика, что внутри ее может пройти тысяча всадников с лошадьми. Что касается двух ушей, то они могут вместить в себя Мазендаран. Один рог его как бы золотой и полый внутри, из него растут тысяча ответвляющихся рогов; некоторые из них приличествуют верблюду, некоторые - лошади, некоторые -быку, некоторые - ослу, как большому, так и маленькому. Этим рогом он может преодолеть и рассеять всяческие гнусные нападения зловредных тварей.
Когда этот осел погружает свою шею в океан, его уши устрашают, воды открытого океана волнуются и берег Ганавады дрожит. Когда он издает крик, все женские водяные существа, творения Ахурамазды, беременеют; и все беременные зловредные водяные твари, когда они слышат этот крик, утрачивают свое потомство. Когда он мочится в океан, все морские воды в семи областях земли очищаются - даже в том случае, когда все ослы, пришедшие в воду, мочатся в нее - как сказано: "Если бы, о, трехногий осел! ты не был создан для воды, вся вода в море погибла бы от осквернения, которое яд злого духа вносит в эту воду смертью творений Ахурамазды".
Тиштрйа захватывает воду из океана более полно с помощью трехногого осла. О серой амбре (амбар-ик) также говорится, что она есть помет трехногого осла; потому что если он потребляет много духовной пищи, то влага жидкого питания проходит через вены его тела в мочу и помет выбрасывается54.
536 Чудовище очевидным образом основывается на числе три. Его ослиный аспект является реминисценцией индийского дикого онагра у Ктесия, но как космологическое существо, оно вызывает в памяти чудовищные персонификации prima materia (рис. 256) в арабской алхимии. В "Книге Останеса", например, одно такое чудовище (с крыльями грифа, головой слона и хвостом дракона) дает адепту ключ к дому сокровищ35. Осел стоит в океане, подобно дереву Гокард, которое растет из глубинной грязи мор56. "Бундахишн" говорит об этом дереве:
...Оно необходимо, для обновления вселенной, потому что отсюда исходит ее бессмертие... Некоторые говорят, что это самолечение, некоторые - энергетическое лечение, некоторые - всеобщее лечение07.
537 Осел и дерево58 очевидным образом связаны, потому что оба они представляют силу жизни, рождения и исцеления. Это
Рис.256. Мифический монстр, содержащий massa confusa, из которой берет начало пеликан (символ Христа или lapis}. Hermaphroditisches Sonn-und Mondskind (1752)
поистине первобытное равенство: оба имеют Мапа или являются ею. Подобным образом из дерева в западной стране арабские алхимики получают свою prima materia. В книге Абу-ль Касима59 мы читаем:
Это первичное вещество, которое является исходным для Эликсира, берется из единственного дерева, растущего в странах Запада... И это дерево растет на поверхности океана как растения растут на поверхности Земли. Если кто-либо вкусит плодов с этого дерева, то человек и джинн будут слушать его; это дерево, чьи плоды Адаму (да будет с ним мир!) было запрещено есть. и когда он вкусил их, то утратил природу ангела и обрел человеческую. Дерево это может принять облик любого животного.
Рис.257. Трансформация Меркурия, Мелюзина (Пилит) на дереве - это Sapientia. - "Ripley Scrowie" (манускрипт. 1588)
538 Чудовище и дерево используются для изготовления farmakon aqanasiaV, эликсира, алексифарма, панацеи. Присущая дереву специфическая способность превращаться в любое животное принадлежит также и mercurius versipellis* (рис. 257).
539 Осел - это daemon triunus, хтоническая Троица, которая в латинской алхимии изображается как трехглавое чудовище и отождествляется с ртутью, солью и серой60. Я мимоходом отмечу классическое предание о поклонении ослу в иерусалимском храме и граффито в Палатине, изображающее карикатурное распятие осла61, а также мрачный аспект Иеговы и Ялдабаофа как демиургов, которые привели эти фигуры в соединение со столь же мрачной prima materia.
ж. Единорог в иудейской традиции
540 Талмуд62 рассказывает историю о том, как единорог (re'em) спасся от потопа: он был привязан к ковчегу снаружи, потому что из-за его гигантских размеров он не мог поместиться внутри. Царь Башана, Ог уцелел во время потопа таким же путем. Далее говорится так:
То, что единорог уцелел, легко объясняется теми, кто говорит, что потоп не покрывал землю Израиля; но как он сохранился по мнению тех, кто говорит обратное? Р.Джаннан отвечает: На ковчег взяли молодых единорогов. - Но Рабби б. Бар Хана сообщил, что он видел молодого единорога такого большого, как гора Фавор, величина которой была сорок парасангов, и что окружность его шеи три парасанга. Голова - полтора парасанга, и что Иордан бурлил, когда единорог мочился в него63. Р.Иоханан отвечал: Они ввели в ковчег [только] его голову. - Но учитель сказал, что голова его имела размер в полтора парасанга. - Возможно они ввели в ковчег лишь верхушку его носа. ...но как же тогда ковчег поднялся над водой [во время потопа)? Реш Лакиш отвечал: Они привязали к ковчегу его рога. -Но Р.Хисда сказал, что они [рога] страдали от жары, и вода повредила их64. - Как, по вашему мнению, был спасен ковчег65? И более того, где был Ог, царь Башана?66 - Возможно, произошло чудо и [вода] возле ковчега оставалась холодной.
541 Имеется версия этого рассказа в собрании мидрашей, озаглавленном Pirke R.Eliezer. согласно которой Ог "сидел на куске дерева под желобом ковчега'67.
Меркурий изменчивый (лат.). Прим. перев.
542 "Targum Pseudo-Ionatham", комментируя книгу Бытия, (14:13), говорит, что Ог стоял на крыше Ковчега68.
543 Согласно одной талмудической легенде69, Ог происходил от одного из упомянутых в гл.6 книги Бытия падших ангелов, которые "входили в дочерей человеческих". "Заметь, Сихон и Ог были братьями, потому что учитель сказал: "Сихон и Ог были сыновьями Ахийа, сына Шемихазай70. Комментарий Раши говорит, что Сихон и Ог были сыновьями Ахийа, который произошел от Шемихазая и Азазаеля, двух ангелов, которые
низошли на землю в дни Еноха".
544 Гигантские размеры Ога описаны в различных пассажах Талмуда - а самый большой - в "Tractate Nidda":71 Абба Саул, согласно Р.Иоханану, говорит:
"Я был копателем могил. Однажды я преследовал оленя и очутился внутри берцовой кости мертвого человека; я гнал оленя три парасанга, но я не нагнал его, и берцовая кость при этом еще не закончилась. Когда я вернулся, мне сказали: "Она принадлежит Огу, царю Башана".
545 Понятно, что существует сокровенная связь между Огом и единорогом: оба избежали потопа, находясь снаружи ковчега, и оба были гигантами. Более того, мы видели, что единорога сравнивали с горой Фавор, и Ог был тоже связан с горой: он схватил гору и бросил ее в лагерь израильтян72. Дальнейшую аналогию можно обнаружить в одном мидраше:73 единорог -это гора, ему угрожает лев и, в продолжение истории, Моисей, "слуга Господень", которого часто сравнивают со львом в Ветхом Завете, убивает Ога. Далее следует:
Р.Хана бар Иди сказал: В те времена, когда Давид еще пас овец, он нашел единорога (re'em), спящего в пустынной местности, и, думая, что это гора, он поднялся на вершину и выпасал там свое стадо. Но вот единорог вздрогнул и встал. И Давид поднялся на его спине, и достиг небес. И в это время Давид сказал Господу: Если будет на то твоя воля. сними меня с этого единорога, я построю тебе Храм размером в сто локтей, по длине рога этого единорога... Чего не сделал бы Всевышний, да будет благословенен Он, для Давида Он повелел, чтобы пришел лев, и когда единорог увидел льва , он испугался и распростерся перед ним, потому что лев - его царь, и Давид спустился на землю. Но когда Давид увидел льва, он испугался. Поэтому он сказал: "Спаси меня от пасти льва, как ты спас меня от рогов единорогов".
546 Другой мидраши74 описывает единорога, борющегося со львом. Здесь он определенно назван единорогом [ha-unlcorlus], а не re'em. Пассаж гласит:
В нашей стране существует единорог [ha-unicorius] с огромным рогом на голове. И также живет много львов. И когда единорог видит льва, то загоняет его к подножью дерева, и хочет поразить льва. Но лев уходит со своего места, а единорог вонзает свой рог в дерево, и рог его уходит в дерево так глубоко, что он не может его вытащить, и тогда лев приходит и убивает единорога, но иногда бывает и наоборот .
547 В "Химической свадьбе", как и в королевском гербе Англии, лев и единорог объединены (рис.258); оба они являются символами Меркурия в алхимии, так же как они суть аллегории Христа и церкви. Лев и единорог представляют внутреннюю борьбу противоположностей Меркурия. Лев, будучи опасным животным, родственен дракону; дракон должен быть умерщвлен, а у льва, по меньшей мере, должны быть обрезаны когти. Единорог тоже должен быть укрощен; как чудовище, он имеет большее символическое значение и более духовную природу, чем лев, но, как показал Риплей, лев иногда занимает место единорога. Два гигантских существа, Ог и единорог, являются реминисценциями Бегемота и Левиафана, двух проявлений Иеговы. Все четверо, как и единорогий осел в "Бундахишн", являются персонификацией демонических сил природы. Могущество Бога проявляется не только в царстве духа, но и в силах животной природы, как внутри человека, так и вне его. Бог амбивалентен в той мере, в которой человек остается связанным с природой. Бескомпромиссная христианская интерпретация Бога как summum bonum * явным образом противоречит природе, отсюда тайное язычество алхимии проявляется в амбивалентной фигуре Меркурия. По контрасту, андрогинность Христа рассматривается исключительно как духовная и символическая и, следовательно, вне природного контекста. С другой стороны, само существование противоположности, "Князя мира", обнаруживает полярность Бога, что показывает и андрогинная природа Сына, в котором он проявляется.
Совокупное благо (лат.) Прим. перев.
Рис.258. Единорог и лев. С гобелена La Dame a la Licorne (16 век)
з. Единорог в Китае
548 Единорог также появляется и в Китае. Согласно Ли Ши ("Книга ритуалов"), существует четыре благодетельных или духовных животных: единорог {ch'i-lin}, феникс, черепаха и дракон. Ch'i-lin - Ци-линь - главное среди четверых животных. "Он похож на оленя, но он больше его, у него хвост быка и туловище лошади: на лбу его один рог, на спине волосы пяти цветов, а шерсть на брюхе желтая (или коричневая), он не ест
Рис.259. Ch'i-lin объявляет о рождении Конфуция. Перед тем. как Кун-цзы родился, Ch'i-lin пришел к дому правительства в Цзоу и выплюнул нефритовую дощечку с надписью: "Сын хрустальной [букв. эссенция воды] горы будет увековечен на закате династии Чжоу и будет королем без короны". Мать Конфуция удивилась и привязала украшенный бант к его рогу. Животное пребывало "два дня а затем ушло". Из китайской иллюстрированной работы Sheng Chi-t'u (около 18 век)
травы и живых созданий, его появление знаменует появление совершенных правителей [chen-jen] и завершение Дао царей". Если он ранен, это является дурным предзнаменованием. Впервые он появился в садах Желтого императора (2697 год до Р.Х.). Позже два единорога прогуливались в Пин-яне, столице императора Яо [24 в до Р.Х.]. Единорог явился матери Конфуция, когда она была беременной (рис.259) и в предзнаменование смерти мудреца случилось так, что возница ранил единорога (рис.260).70 Следует отметить, что самец единорога назывался ch'i, а самка - lin , так что общее родовое название объединяет оба пола (ch'i-lin).76 Таким образом, единорог оказывается наделенным андрогинным качеством. Его связь с фениксом и драконом также используется в алхимии, где дракон считается низшей формой Меркурия, а феникс - высшей. 549 Как упоминалось ранее, рог носорога является алексифармом и поэтому даже сегодня он считается излюбленным предметом торговли между африканским восточным берегом и Китаем, где
Рис.260. Ch'i-lin объявляет о смерти Конфуция. "На 14 году царствования герцога Ай [ из Лу 481 г. до н.э.] во время зимней охоты на запади был ранен ch'i-lin. Это событие серьезно потрясло Кун-цзы и он прекратил работать над Шу-дэин. Кун-цзун-цзы [Сборник историй о Конфуции] сообщает: "Когда клика Шу-сун [аристократическая семья в Лу] подпалила подлесок, она ранила ch'i-lin, но никто не признался в этом. Они выбросили его на распутье Ву-фу. [Ученик] Яан-ю сообщил это и сказал: "Тело оленя с рогом, это не тело ли божественного чудовища, что служит дурным предзнаменованием?"Кун-цзы пошел посмотреть на него. Он заплакал и сказал:
"Ch'i-lin! Ch'i-lin, милосердный зверь, появился и умер. Мое Дао истощилось". Из Sheng Chi-t'u.
из него делают чаши, защищающие от яда. Physiologus Graecus рассказывает, что, когда змея отравляет питьевую воду, животные, учуяв яд, ожидают, когда к воде придет единорог, "потому что его рог есть символ Креста" ( sturon ektupwsaV tw kerati autou ) и, выпивая, он рассеивает губительные свойства яда.
и. Чаша единорога
550 Целительная чаша имеет некоторую связь с чашей "спасения", Потиром для Причастия, и с сосудом, используемым при прорицаниях. Минье78 говорит, что кардинал Торквемада
Рис.261. Папа с единорогом как символом Святого Духа. Из Scaliger, Explanatio imagiпит (1570), прямая противоположность Парацельсу, Auslegung der Figuren (1569)
всегда держал на столе чашу единорога: "La come de licorne presezve des sortileges"* (рис.261). Ипполит, суммируя учения Наассенов, говорит, что греки называли "Гериона трехголового и трехтелого" "небесным рогом луны". Но Герион был "Иорданом",7'' маскулино-фемининным человеком во всех вещах, и тем, кто создал все вещи". В связи с этим Ипполит упоминает чашу Иосифа и Анакреона.
Слова "без Него ничто не начало быть"80 относятся к миру 4юрм, потому что это создавалось без его помощи третьим и четвертым [членами четверичности]. Потому что это есть... чаша, из которой царь, когда он пьет, получает свои предзнаменования.81 Греки подобным образом намекали на эту тайну в анакреонтических стихах:
Мой кувшин рассказывает мне, Говоря в немом молчании, Что со мной должно случиться.
Этого было достаточно для того, чтобы чаша стала известна людям под именем чаши Анакреона, которая молчаливо сообщает невыразимую тайну. Потому что говорят, что чаша Анакреона нема; еще Анакреон утверждал, что она говорит ему на немом языке о том, что
Рог единорога предохраняет от колдовства (фр.) Прим. перев.
Рис.262. Лунный единорог. -Реверс медали Антонино Пизано (1447)
с ним должно случиться (то есть духовное, а не телесное), если он услышит тайну в молчании. И этот секрет суть вода, которую Иисус на той чудесной свадьбе превратил в вино. Это было великим и истинным началом чудес, сотворенных Иисусом в Кане Галилейской, и тем указавшим на царствие небесное. Это [начало] есть царствие небесное, которое лежит внутри нас как сокровище, подобно "дрожжам, скрытым в трех мерах муки".82
551 Мы видели, что "небесный рог луны" тесно связан с единорогом. Здесь это означает не только Териона трехголового и трехтелого"83 и Иордана, но также и гермафродического человека, который идентичен Логосу Иоанна. "Третье и четвертое" суть вода и земля; эти два элемента представляются формирующими нижнюю половину мира в алхимической реторте, и
Рис.263. Подвеска (вид спереди), сделанная из рога нарвала на подложке из эмалированного золота. На обратной стороне для лечебных целей кусочек рога открыт (16 в.?)
Ипполит уподобляет их чаше ( kondu ). Это божественный сосуд Иосифа и Анакреона: вода символизирует содержимое, а земля -сосуд, т.е. самое чашу. Содержимое суть вода, которую Иисус превратил в вино, и вода так же представляется Иорданом, который означает Логос, что приводит к аналогии с Потиром. Его содержимое приносит жизнь и исцеление, подобно чаше в III Книге Ездры (14:39-40):
Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню.81
И взял я и пил, и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью.85
552 Секрет чаши - это также и секрет рога, который, в свою очередь, содержит эссенцию единорога как дарителя силы, здоровья и жизни (рис.263). Алхимики приписывали эти же
Рис.264. Мандала, образованная единорогом и деревом жизни. - Гобелен (15 век), "Охота единорога"
самые качества своему камню, называя его "карбункулом". 86 Согласно легенде, камень можно найти под рогом единорога, как говорит Вольфрам фон Эшенбах:
>Мы поймали зверя по имени Единорог,
Который знает и любит девичьи прелести
И засыпает на ее грудях;
Мы взяли из-под его рога
Блестящий мужской камень карбункул
Сияющий на белом черепе. 87
553 Рог, как эмблема энергии и силы, обладает мужскими качествами, но, в то же самое время, он есть чаша, которая, как вместилище, женственна 88 . Таким образом, мы имеем дело с "объединенным символом", 89 который выражает биполярность архетипа (рис.264).
554 Разнообразные символы единорога служат не более чем примером тесной связи между язычеством и естественной философией, гностицизмом, алхимией и церковной традицией, которая, в свою очередь, имела глубокое и решающее влияние на мир средневековой алхимии. Я надеюсь, что эти примеры дадут читателю более ясное представление о том, в какой степени алхимия была религиозно-философским или "мистическим" движением. Она достигла своего пика в религиозном Weltanshauung* Гете, как это представлено нам в "Фаусте".
Рис.265. Единорог и его отражение, описывающие девиз "De moy je m'epouvante" [Сам себя я пугаюсь, (фр.)] Boschius. Symbolographia (1702)
Мировоззрение (нем.) Прим. перев.
Рис,266. Двуглавый орел с коронами Папы и Императора, символизирующих царства обоих миров. Орел усеян глазами (посвященность!) - Codex Palatinus Latinus 412 (15 век)