О кино, медиатизированной реальности и не только

Начну с цитат. :) Бодрийяр: "...операция тестирования конкретно, на уровне технического оснащения, проанализирована у Беньямина: "...Художественное мастерство киноактера доносит до публики соответствующая аппаратура. Следствие этого двоякое. Аппаратура, представляющая публике игру киноактера, не обязана фиксировать эту игру во всей ее полноте. Под руководством оператора она постоянно оценивает игру актера. Последовательность оценочных взглядов, созданная монтажером из полученного материала, образует готовый смонтированный фильм... Таким образом, действия киноактера проходят через ряд оптических тестов... Второе следствие обусловлено тем, что киноактер, поскольку он не сам осуществляет контакт с публикой, теряет имеющуюся у театрального актера возможность изменять игру в зависимости от реакции публики. Публика же из-за этого оказывается в положении эксперта, которому никак не мешает личный контакт с актером. Публика вживается в актера, лишь вживаясь в кинокамеру. То есть она встает на позицию камеры: она оценивает, тестирует. Примечание. Расширение тестируемого поля, создаваемое аппаратурой применительно к актеру, соответствует чрезвычайному расширению тестируемого поля, происшедшее для индивида в результате изменений в экономике. Так, постоянно растет значение квалифи- 135 кационных экзаменов и проверок. В таких экзаменах внимание сконцентрировано на фрагментах деятельности индивидуума. Киносъемка и квалификационный экзамен проходят перед группой экспертов. Режиссер на съемочной площадке занимает ту же позицию, что и главный экзаменатор при квалификационном экзамене" ("Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости")1. "Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражает зрителя. Оно приобрело тактильные свойства. Тем самым оно способствовало возникновению потребности в кино, развлекательная стихия которого в первую очередь также носит тактильный характер, а именно основывается на смене места действия и точки съемки, которые рывками обрушиваются на зрителя"2. Созерцать невозможно; восприятие в кино фрагментируется на ряд последовательных кадров-стимулов, ответ на которые может быть только мгновенным "да" или "нет", - реакция сокращается до минимума. Фильм уже не позволяет задаваться вопросами о нем, он сам задает вам вопросы "в прямом изображении". Именно в этом смысле современные средства массовой информации, по Маклюэну, требуют от зрителя более непосредственной сопричастности3, непрестанных ответов, абсолютной пластичности (Беньямин сравнивает работу кинооператора с хирургической операцией: тактильность и манипулирование). Передачи должны уже не информировать, а тестировать и обследовать, в конечном счете - контролировать ("контр-роль", в том смысле что все ваши ответы уже зафиксированы "ролью", заранее зарегистрированы кодом). Действительно, киномонтаж и кодировка требуют от воспринимающего осуществлять единый процесс демонтажа и декодировки. Поэтому любое восприятие таких передач оказывается постоянным экзаменом на знание кода. Каждый кадр, каждая передача средств массовой информации, а равно и каждая из окружающих нас функциональных вещей служит 1 Вальтер Беньямин, Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе, М., Медиум, 1996, с. 36-37. - Прим. перев. 2 Там же, с. 57. - Прим. перев. 3 "Слабая "разрешающая способность" ТВ обрекает зрителя постоянно реорганизовывать немногие выбранные им точки в некоторое абстрактное произведение. Тем самым он участвует в создании особой реальности, явленной ему лишь пунктиром: телезритель находится в том же положении, что и человек, которому предлагают спроецировать свои фантазмы на какие-нибудь пятна, по идее ничего не изображающие". ТВ - как бы постоянный тест Роршаха. И дальше: "Телеизображение ежесекундно вынуждает нас восполнять белые пространства между строками путем конвульсивной чувственной сопричастности, которая в глубине своей носит кинетико-тактильный характер". 136 тестом - то есть они, в строгом соответствии со смыслом термина, активируют в нас механизмы ответа по стереотипам или аналитическим моделям. Сегодня вещь уже не "функциональна" в традиционном смысле слова - она не служит вам, она вас тестирует. Она больше не имеет ничего общего с былыми вещами, так же как и информация масс-медиа - с "реальностью" фактов. В обоих случаях вещи и информация уже являются результатом отбора, монтажа, съемки, они уже протестировали "реальность", задавая ей лишь те вопросы, которые им "соответствовали"; они разложили реальность на простые элементы, а затем заново сложили их вместе по сценариям регулярных оппозиций, точно так же как фотограф накладывает на сюжет свои контрасты, световые эффекты и ракурсы (это скажет вам любой фотограф: можно добиться чего угодно, главное - поймать объект в нужном ракурсе, в такой момент или с таким наклоном, которые сделают его точным ответом на моментальный тест фотоаппарата и его кода), точно так же как тест или референдум преобразуют любой конфликт или проблему в игру вопросов/ответов; реальность, которую вы тестируете, в ответ и сама тестирует вас с помощью такой же сети вопросов, и вы декодируете ее по тому же самому коду, который вписан в каждое ее сообщение или вещь, словно миниатюрный генетический код. Уже самый факт того, что сегодня все предстает в виде набора или гаммы решений, - уже сам этот факт вас тестирует, так как требует от вас совершать отбор. Тем самым наш способ обращения с миром в целом сближается с чтением, с селективной расшифровкой - мы живем не столько как пользователи, сколько как читатели и отбиратели [lecteurs et selecteurs], считывающие элементы. Но внимание: тем самым вы и сами постоянно подвергаетесь отбору и тестированию со стороны самого же средства информации. Как для обследования выбирают образец, так и все средства массовой информации пучками своих передач, то есть фактически пучками специально отобранных вопросов, выделяют и помещают в рамку определенные образцы воспринимающих индивидов. Осуществляя циклическую операцию опытной настройки и непрерывной интерференции, подобную деятельности нервных, тактильных и ретрактильных импульсов, которые обследуют объект короткими перцептивными вспышками, пока не сумеют его локализовать и проконтролировать, - они при этом локализуют и структурируют не реальные автономные группы, по социально-психологические образцы, моделируемые массированным действием их передач. Самым блестящим таким образцом является, конечно, "общественное мнение" - не ирреальная, по гиперреальная политическая субстанция, фантастичес- 137 кая гиперреальность, которая жива только благодаря монтажу и манипуляциям в ходе тестирования. Последствия такого вторжения бинарной схемы "вопрос/ответ" невозможно рассчитать: им дезартикулируется любой дискурс, осуществляется короткое замыкание всего того, что в безвозвратно минувший золотой век являлось диалектикой означающего и означаемого, представляющего и представляемого. Нет больше объектов, означаемым которых была их функция, нет больше общественного мнения, отдававшего свой голос "представительным" представителям, нет больше реального вопроса, на который отвечают ответом (а главное, нет больше таких вопросов, на которые нет ответа). Весь этот процесс дезартикулирован - в гиперреальной логике монтажа отменяется противоречивое взаимодействие правды и неправды, реального и воображаемого. Мишель Тор в своей книге "Коэффициент умственного развития" очень хорошо разбирает это: "Ответ на вопрос определяется не вопросом как таковым, в той форме, в какой он был поставлен, но тем, какой смысл вкладывает опрашиваемый в этот вопрос, тем, как он представляет себе наилучшую тактику ответа, в зависимости от того как он представляет себе ожидания спрашивающих". И ниже: "Артефакт - это не контролируемое преобразование объекта в целях познания, а грубое вмешательство в реальность, в результате которого уже нельзя различить, что в этой реальности связано с объективным познанием, а что - с техническим вмешательством (медиумом). Коэффициент умственного развития и есть такой артефакт". Больше нет ни истины, ни лжи, так как нет никакого заметного зазора между вопросом и ответом. В свете тестов индивидуальный ум, общественное мнение и вообще любой семантический процесс сводятся к одной лишь "способности осуществлять контрастные реакции на все более широкий набор адекватных стимулов". Весь этот анализ прямо отсылает к формуле Маклюэна: "Medium is message"1. Действительно, семантический процесс регулируется самим средством информации, способом осуществляемого им монтажа, раскадровки, оклика, опроса, требования. Понятно также, почему Маклюэн рассматривал эру массовых электронных средств информации как эру тактильной коммуникации. Действительно, такой процесс ближе скорее к тактильности, чем к визуальности, при которой сохраняется относительно большая дистанция и возможность задуматься. Осязание утрачивает для пас свою сенсорную, чувственную значимость ("осязание - это взаимодействие разных 1 "Медиум (средство информации) есть сообщение" (англ.). - Прим. перев. 138 чувств, а не просто контакт кожи с объектом"), зато оно, пожалуй, становится общей схемой коммуникации - но уже как поле тактильной и тактической симуляции, где сообщение [message] превращается в "массаж", обследование-ощупывание, тест. Повсюду вас тестируют, щупают [on vous teste, on vous tate], это "тактический" метод, сфера коммуникации "тактильна". Не говоря уже об идеологии "контакта", которая всячески стремится подменить собой понятие общественного отношения. Вокруг теста, как и вокруг молекулярного кода управления, строится важнейшая стратегическая конфигурация - элементарная схема "вопрос/ответ". * Вступив в игру масс-медиа и социологических опросов, то есть в сферу интегральной схемы "вопрос/ответ", все факты политики утрачивают свою специфику. Выборная демократия - безусловно, первый социальный институт, где обмен оказывается сведен к получению ответа. Благодаря такому сигнальному упрощению она первой и универсализируется: всеобщее голосование - это первое из средств массовой информации. На протяжении XIX и XX веков политическая и экономическая практика все более смыкаются в едином типе дискурса. Пропаганда и реклама сливаются в едином процессе маркетинга и мерчендайзинга вещей и идей, овладевающих массами. Такая языковая конвергенция между экономикой и политикой вообще характерна для нашего общества, где в полной мере реализовалась "политическая экономия". Но одновременно это и конец политической экономии, так как обе эти сферы взаимно отменяются в совсем иной, медиатической реальности (или гиперреальности). Здесь опять-таки оба элемента возводятся в более высокую степень - симулякров третьего порядка. "То, что многие сожалеют об "извращении" политики средствами массовой информации, о том, что кнопка телевизора и тотализатор социологических опросов с легкостью заменили собой формирование общественного мнения, - свидетельствует просто о том, что они ничего не понимают в политике" (газета "Монд"). Для этой фазы политического гиперреализма характерна закономерная комбинация двухпартийной системы и социологических опросов, отражающих собой эквивалентное чередование, которое идет в политической игре. Опросы размещаются по ту сторону всякой общественной выработки мнения. Они отсылают теперь лишь к симулякру общественного мнения. Зеркало общественного мнения по своему устройству аналогично зеркалу валового национального продукта - вооб- 139 ражаемому зеркалу производительных сил независимо от их общественной целесообразности или антицелесообразности; главное, чтобы "оно" воспроизводилось, - вот так же и в общественном мнении главное, чтобы оно непрестанно дублировалось своим отражением, в этом и заключается секрет массового представительства. Никто больше не должен вырабатывать, производить свое мнение - нужно, чтобы все воспроизводили общественное мнение, в том смысле что все частные мнения вливаются в этот своеобразный всеобщий эквивалент и проистекают из него вновь (то есть воспроизводят его, при любом к нему отношении, на уровне индивидуального выбора). С мнениями дело обстоит так же, как с материальными благами: производство умерло, да здравствует воспроизводство!"
Из статьи Фурса:
"

Каков же механизм образования "объективной

видимости", общественная власть которой является новой модальностью господства

капитала?

Бодрийяр отвечает на этот вопрос посредством радикализации формулы Маклюэна "the

medium is the message", импликации которой, по его мнению, еще далеко не

исчерпываются интерпретацией самого Маклюэна. В ней утверждается, что все

смысловые содержания определяются характеристиками самого средства сообщения. Но

еще важнее то, что за этой нейтрализацией всех содержаний осуществляется работа

медиума в его форме, трансформирующая реальное. Опосредованный характер

реальности, заявленной в сообщении, превращает ее в "как бы реальность": она

воспринимается в качестве реальности не на основании собственного опыта

индивидуума, а просто в силу факта потребления им сообщения. Формула Маклюэна

говорит не только о неразличимости средства и содержания сообщения, но и о

слиянии медиума и реального, при котором само выделение медиума и прослеживание

его работы уже невозможно. Ведь именно содержание сообщения придает медиуму его

специфический статус посредника в коммуникации; без отсылки к содержанию и

медиум оказывается чем-то принципиально неопределенным. Иными словами, формула

"средство есть сообщение" означает не только конец сообщения, но и конец медиума

как посредника со служебной функцией. Больше нет медиума в буквальном смысле

слова, поскольку он рассеян и преломлен в реальном, и нельзя говорить даже о

том, что он искажает реальность. Мы имеем дело с медиатизированной реальностью,

реальностью-средством, являющейся операциональной по своему существу.

Медиум в своей активной роли подобен информационным моделям, находящимся в

довольно свободном отношении к вещественному миру и позволяющим

"экспериментировать" с реальностью, и, соответственно, обозначается Бодрийяром

как "модель": "Только модель, действие которой является непосредственным,

порождает сразу сообщение, медиум и "реальное" [7, p. 126]. Причем

функционирование моделей включает не только порождение реального, но и

представление его в качестве обладающего самостоятельным существованием — как

реальности. Благодаря этому самовластие моделей скрывается в тени служебности:

модель предстает как средство отображения реальности и передачи смысла. Таким

образом, фазу "воспроизводительного труда" характеризует установление

совершенного режима господства: здесь даже нет нужды в силовых воздействиях —

для полного подчинения достаточно операционализации "чувства реальности".
...

Ряд инноваций — концепции "знаковой меновой стоимости", "воспроизводительного

труда" и "медиатизации реального" — позволяют Бодрийяру наполнить идею

обобщенной критики политической экономии конкретным теоретическим содержанием,

несущим элементом которого является, конечно же, понятие симуляции. Симуляция

представляется как новый тип абстракции: это уже не абстракция от некоторого

референциального бытия, некоторой субстанции. Понятие симуляции

противопоставляется привычному понятию репрезентации: с точки зрения последнего

симуляция предстает как ложная репрезентация, тогда как если исходить из

первого, делается явным симулятивный характер всякой репрезентации. Второе

понятие "снимается" первым: репрезентация оказывается рабочим элементом

механизма симуляции. Для разъяснения этого тезиса Бодрийяр выстраивает следующую

последовательность фаз развития образа: (1) он является отражением некоей

фундаментальной реальности; (2) он маскирует и искажает фундаментальную

реальность; (3) он маскирует отсутствие фундаментальной реальности; (4) он

вообще не имеет отношения к какой бы то ни было реальности: является своим

собственным симулякром. Решающий поворот знаменуется переходом от знаков,

которые что-то скрывают, к знакам, которые скрывают, что ничего и нет: если

первые еще отсылают к теории истины (на горизонте которой остается и теория

идеологии), то вторые, собственно, и возвещают эру симулякров и симуляции. "Речь

идет уже не о ложной репрезентации реальности (идеологии), а о том, чтобы

скрыть, что реальное больше не является реальным, и таким образом спасти принцип

реальности" [7, p. 26]. Замена реального образами реального означает, что

реальное операционально: оно производится и может неограниченно

воспроизводиться. Симуляция — это порождение посредством моделей реального "без

происхождения и реальности". Соответственно, симуляция характеризуется

прецессией моделей относительно мельчайшего факта, поскольку именно их

циркуляция образует действительное магнитное поле события. "Реальные" факты

более не обладают собственной траекторией, они рождаются на пересечении моделей.

Собственно говоря, реальное как синтетический продукт комбинаторных моделей —

это уже и не реальное в строгом смысле, поскольку его больше не прикрывает

никакое воображаемое, а гиперреальное: "Гиперреальность представляет собой

гораздо более высокую стадию, поскольку здесь стерто даже само противоречие

реального и воображаемого. Нереальность здесь — уже не нереальность сновидения и

фантазма, чего-то до- или сверхреального; это нереальность невероятного сходства

реальности с самой собой (l’hallucinante ressemblance du réel à lui même)" [6,

p. 112]. Ведь коль скоро реальное и воображаемое сливаются в одно

операциональное целое, то все вещи наделяются своеобразным эстетическим

очарованием. Гиперреальное обязано этим уже не художественному замыслу создателя

и не эстетической дистанции восприятия, а своей искусственности: это реальность,

как бы возведенная в степень, передержанная в свете моделей. Искусство теперь

повсюду, поскольку в самом сердце реальности, слившейся со своим образом,

заключена искусственность [6, p. 117].

Концепция симуляции раскрывает виртуальный характер реальности: она сводится по

существу к "эффекту реальности", производимому образами реального; измерение

продуктивной потенциальности, представленное "моделями", обретает первичность

относительно любого оформленного существования. Идея "виртуальной реальности" у

всех на слуху прежде всего в связи с развитием информационных технологий и

компьютерных сетей. И, несомненно, есть все основания рассматривать Бодрийяра

как авангардного high-tech мыслителя [8, p. 18]. Вместе с тем, симуляционизм —

это социально-теоретическая позиция, достигнутая Бодрийяром в результате

постановки вопроса о странной реальности "общества-мифа" путем разработки

обобщенной критики политической экономии. Этот путь проходил от раскрытия

социальной конституции потребления к понятию знаковой меновой стоимости, а уже

анализ специфической общественной логики знаковых стоимостей вел к концепции

симуляции, собственно, и дающей ответ на исходный вопрос: общество потребления —

это гиперреальное общество.

Иными словами, понятие реальности, используемое в концепции симуляции, может

трактоваться предельно широко, и все же его основное содержание является у

Бодрийяра социально-теоретическим. "Принцип реальности", сменяемый в современном

обществе "принципом симуляции", имеет у Бодрийяра два основных воплощения, и

оба, вопреки суггестии используемой терминологии, не содержат в себе ничего

"психоаналитического". Первое — это "референции" тех или иных видов

деятельности, их специфические целевые установки, "ставки", определяющие их

общественную реальность (в этом смысле можно говорить о реальности труда,

богатства, власти, знания и т. п.). Второе — это индивидуальное потребление

(обобщаемое Бодрийяром до тотальности повседневной жизни индивидуума):

прагматическое отношение рационального индивидуума к полезным вещам

(потребительным стоимостям)8. И принцип симуляции утверждает смоделированный

характер "реальности" в обоих ее воплощениях."