Уважаемые участники, серию интервью с первыми индивидуальными российскими членами IAAP продолжает Станислав Олегович Раевский, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии МГУ. Прошу, присылайте, пожалуйста, вопросы.
Спасибо, Петя...
Наверное участникам ЮнгЛанда, будет интересно вообще узнать о жизни, работе, интересах, планах столь заметной фигуры на горизонте российского юнгианства...
Внаследство Раевскому достаются следующие вопросы :)
1. Каковы на ваш взгляд перспективы развития юнгианства в России и на "постсоветском" пространстве?
2. Взглядов какой школы (по классификации Самуэльса)в большей степени придерживаются российские юнгианцы?
3. Переводы каких авторов – юнгианцев можно ожидать в ближайшее время?
4. Планируются ли переводы и издание работ Хиллмана, Корбина, Крейга, других ведущих юнгианцев?
5. Развитие юнгианства в России находится в русле "медикицентристской", прагматичной тенденции, ориетированной, главным образом, на успешность анализа, либо все-таки значимыми являются и другие тенденции (акцент на индивидуации, культурологические исследования)?
6. Есть ли интерес к юнгианству со стороны российских философов, социологов, культорологов и, если он есть, проводятся ли какие-либо исследования в этих направлениях, публикуются ли они?
7 Будут ли издаваться работы и книги отечественных юнганцев?
8. Как относитесь к юнгианскому интернет-сообществу?
9. Как вам Jungland?
10. какие вопросы в юнгианстве сейчас вызывают наибольшее количество дискуссий? Какие вопросы наиболее дискуссионные для Вас?
11. Присутствуют ли среди российских юнгианцев "ревизионистские" настроения (наподобии хиллмановских), или же преобладает тенденция следовать концепциям Юнга в том виде, как он их сформулировал
12. Ощущают ли отечественные юнгианцы веяния так называемой "эпохи постмодернизма"???
13. Видите ли Вы в "российском металитете" какие-либо конкретные черты, или социальные факторы, которые способствуют принятию (или непринятию) идей Юнга в России (я, конечно, понимаю, что понятие "российский металитет" очень уж обобщенное, абстрактное, но все же...)
14. Была ли в Вашей практике своя "Сабина Шпильрейн"?
15. Каким "видит" Ваша Анима окружающий Вас внешний мир?
16. Вы один из первых, официально признанных, как это "первенство" повлияло на Вашу личную жизнь?
17. будут ли в ближайшем будущем открываться персональные сайты юнгианских аналитиков и вообще сайты, связанные юнгианством? Это вопрос связан еще и с тем, что рунете, хоть и в не очень большом количестве, но все же есть сайты как отдельных психоаналитиков, так и психоаналитических объединений. Похоже, отстаем...
18. Хиллман в "Разговоре о творчестве" (с Р.Блай, Д.Кэмпбелл Д.Хиллман Л.Поцци) задается вопросом : "Интересно, не участвует ли психология в заговоре против будущего?"
19. проблеме "идентичности" сейчас уделяется много внимания. Как об одной из центральных для психологии о ней говорят Лев Хегай и Сергей Маневский. Нельзя ли немного более подробно (в рамках возможного в формате интервью) раскрыть, что подразумевается под "проблемой идентичности"?
Не закончено:
18. Хиллман в "Разговоре о творчестве" (с Р.Блай, Д.Кэмпбелл Д.Хиллман Л.Поцци) задается вопросом : "Интересно, не участвует ли психология в заговоре против будущего?"
- как Вы относитесь к такой постановке вопроса, и как бы Вы ответили на него?
А, вообще, судя по последним юнгианским публикациям, идет продуктивное "сращивание" различных психотерапевтических школ и направлений, вот еще бы врачей к этому привлечь.... ;)
20. Что Вас привело в аналитическую психологию?
21. Какую роль юнгианство может(или должно) сыграть в современном общекультурном пространстве? Т.е. не на индивидуальном уровне, а на уровне общества?
22. К каким идеям Юнга Вы относитесь с наибольшой осторожностью или сомнением? ...возможно скепсисом?
Петя Лямочкин:"Первые ответы на десять вопросов посетителей ЮнгЛэнд юнгианского аналитика, члена IAAP, кандидата психологических наук Станислава Раевского. По предварительной договоренности Станислав Олегович по мере возможности ответит и на следующие вопросы.Так что, прошу к клавиатуре"
"9. Как вам Jungland?
Пример:Готовлю семинар по Безумию и индивидуации и хочу найти текст Ильина про Фуко. Как вы думаете, где я его нахожу? Если это так то Jungland is my land."
:) Ильин - это хорошо, но Мишель Фуко - лучше. Но - очень объемная книга. И "крышу" сносит напрочь... текст о Фуко о Безумии.. :) ;) Сложно, неоднозначно, спорно - но затрагивается масса проблем и под неожиданным ракурсом.
Станислав Раевский: "Кроме того классический психоанализ изоморфен протестантской культуре с ее концентрацией на трудовом индивидуализме. Юнгианство с его идеями коллективного бессознательного не только более современно, но и созвучно русской тяге к общинному и предельному."
Хорошо, если те тенденции о которых говорит Станислав живы и еще апособны проявляться в позитивных формах...
Буду рад ошибаться, но современное российсеое общество как раз уже очень походит на то самое "общество потребления" ам ериканско-западного образца, где главная цели человека - как можно больше заработать, как можно больше произвести и потребить...
"Mы живем в эру психологии и эта тенденция к психологизации всех сфер жизни будет только нарастать. По мере удовлетворения поверхностного интереса к психологии, будет расти интерес к психологии глубинной."
Я бы немного развернул этот вопрос... :) По мнению Бодрийяра ("Прозрачность зла") одна из значимых тенденций современности заключена в "логике вирусного рассеяния". ;)
" Метафора исчезает во всех сферах. Таков один из аспектов общей транссексуальности, которая, помимо самого секса, распространяется и на другие области в той мере, в какой они утрачивают свой специфический характер и вовлекаются в процесс смешения или заражения - в тот вирусный процесс неразличимости, который играет первостепенную роль во всех событиях наших дней.
Экономика, ставшая трансэкономикой, эстетика, ставшая трансэстетикой, сексуальность, ставшая транссексуальностью, - все это сливается в универсальном поперечном процессе, где никакая речь не сможет более быть метафорой другой речи, потому что для существования метафоры необходимо существование дифференцированного поля и различимых предметов. Но заражение всех дисциплин кладет конец такой возможности. Полная вирусная метонимия по определению (или, скорее, по отсутствию определения). Тема вируса не представляет собой перемещения биологического поля, ибо все одновременно и в равной степени затронуто вирулентностью, цепной реакцией, случайным и [15] бессмысленным размножением, метастазированием. И может быть, отсюда и наша меланхолия, так как прежде метафора была такой opejp`qmni, такой эстетичной, так играла на различиях и иллюзии различий. Сегодня метонимия (замена целого и простых элементов, общая коммутация слов) строится на крушении метафоры.
Взаимное заражение всех категорий, замена одной сферы другой, смешение жанров... Так, секс теперь присутствует не в сексе как таковом, но за его пределами, политика не сосредоточена более в политике, она затрагивает все сферы: экономику, науку, искусство, спорт... И спорт уже вышел за рамки спорта - он в бизнесе, в сексе, в политике, в общем стиле достижений. Все затронуто спортивным коэффициентом превосходства, усилия, рекорда, инфантильного самопреодоления. Каждая категория, таким образом, совершает фазовый переход, при котором ее сущность разжижается в растворе системы до гомеопатических, а затем до микроскопических доз - вплоть до полного исчезновения, оставляя лишь неуловимый след, словно на поверхности воды... ...Закон, который нам навязан, есть закон смешения жанров. Все сексуально, все политично, все эстетично. Все одновременно принимает политический смысл, особенно с 1968 года: и повседневная жизнь, и безумие, и язык, и средства массовой информации, и желания приобретают политический характер по мере того, как они входят в сферу освобождения и коллективных, массовых процессов. В то же время все становится сексуальным, все являет собой объект желания: власть, знания - все истолковывается в терминах фантазмов и отталкивания; сексуальный стереотип проник повсюду. И одновременно все становится эстетичным: политика превращается в спектакль, секс - в рекламу и порнографию, [17] комплекс мероприятий - в то, что принято называть культурой, вид семиологизации средств массовой информации и рекламы, который охватывает все - до степени Ксерокса культуры. Каждая категория склонна к своей наибольшей степени обобщения, сразу теряя при этом всю свою специфику и растворяясь во всех других категориях. Когда политично все, ничто больше не политично, само это слово теряет смысл. Когда сексуально все, ничто больше не сексуально, и понятие секса невозможно определить. Когда эстетично все, ничто более не является ни прекрасным, ни безобразным, даже искусство исчезает. Это парадоксальное состояние вещей, которое является одновременно и полным осуществлением идеи, это совершенство современного прогресса, и его отрицание, ликвидация посредством переизбытка, расширения за собственные пределы можно охарактеризовать одним образным выражением: трансполитика, транссексуальность, rp`mq}qrerhj`."
Я не буду далее следовать ходу мысли Бодрияйра, и немного использую ее в своих целях :) Итак, психология, а особенно - глубинная психология, как раз с самого начала пыталась осуществлять, и продолжает это делать и сейчас, активную экспансию в другие (почти во все?) сферы человеческой жизни. Сразу, начиная со Фрейда, были атакованы религия (Юнг это сделал еще более тонко), искусство, область мифов, самые различные аспекты социальной жизни, идеология, политика, антропология, философия ("Психологические типы" Юнга) и т.п. и т.д. Вероятно, можно сказать - психолгия стала транспсихологией. Или так - психология умерла, да здраствует транспсихология. Однако, осознает ли психология то, в какой мере она заражена вирусами других сфер, насколько в нее проникли другие поля, другие жанры, насколько она зависит от них? Или глубинная психология предпочитает подпитывать иллюзию (которую можно условно назвать ее нарциссической), что оона самодостаточна и закрыта от влияния других сфер, что она вообще занимается фундаментальной инстанцией (субстанцией) - бессознательным, или психе (СЗ+БСС), которая сама определяет все и не от чего не зависит (примерно так же, как Маркс надеялся постичь фундаментальную инстанцию в экономике и процессе ее диалектического развития)?
Братья и сестры. Может попросить уважаемого Проциона перенести сию дискуссию под само интервью Раевского? А то как-то интервью в одном месте а дискуссия в другом.
"Может попросить уважаемого Проциона перенести сию дискуссию под само интервью Раевского?"
Переносить я не могу, могу только редактировать и удалять.
Да и тут не самое плохое место для обсуждения интервью, по-моему....