пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
Анатолий Щербаков "Как причудливо тасуется колода…"
Российское общество юнгианской групповой психотерапии будет создано в Москве группой ученых, практикующих аналитиков, психотерапевтов и психологов-консультантов. Инициаторами нового юнгианского объединения выступили сотрудники столичного психологического центра « Линии жизни» ( www.llife.ru). В инете уже появился сайт будущей организации под именем www.dennitsa.com - латинская транскрипция богини зари в славянской мифологии. Первую статью, раскрывающую отдельные аспекты синтеза юнгианского анализа и системных семейных расстановок, для сайта ЮнгЛенд написал психотерапевт Анатолий Щербаков. Ниже представляем ее в буквальном изложении. Читайте и дискутируйте.
* * * * *
Одна из важнейших ценностей юнгианского подхода в исследовании человеческого бытия состоит, на мой взгляд, в том, что в сфере внимания находится не только отдельная личность, но личность в контексте семьи, племени, рода. Мы не сами по себе, мы принадлежим…
Процесс любой психотерапии основан на отношениях, которые возникают между терапевтом и клиентом, то есть в терминах алхимии - брожения: перенос и контрперенос. Успешность работы нередко заключается в том, насколько мы хорошо распознаем перенос и используем его в терапевтической работе. Также, узнавая свой контрперенос, мы начинаем больше понимать себя, клиента и сущность происходящего.
И вот в современном поле помощи людям возникло таинственное явление – расстановки, как их называют. Осмелюсь предположить, что ни один метод не вызывал столько противоречий, споров, откровенных нападок, восхищений и прочее. Отчего же именно расстановки явились столь удобным экраном для личных и общественных проекций? И что это такое вообще? Психотерапия? Игра с коллективным бессознательным? Вариант современного шаманизма?
На один вопрос отвечу сразу – это НЕ ПСИХОТЕРАПИЯ.
Качественное, профессиональное проведение расстановок возможно только при одном условии: отсутствии переноса и контрпереноса. Собственно говоря, прямое указание на это мы находим у самого «прародителя» Берта Хеллингера.
Основные методологические позиции:
1) ведущий во время расстановки должен быть «пустым» (не наполненным), то есть свободным от личного отношения;
2) расстановка не проводится, если у клиента в настоящий момент много чувств;
3) «расстановщик» не берет на себя ответственность за дальнейшую судьбу клиента;
4) предложение заместителям (тем, кто отражает тех или иных членов системы) откинуть свой опыт и быть «сосредоточенными» на происходящем.
Мне вспоминается один эпизод.
На супервизии у своих зарубежных преподавателей я представил случай одной своей клиентки. Меня интересовал вопрос, насколько правильно я провел расстановку (на мой взгляд, неудачную). Преподаватель спросила: «А ты хотел ей помочь?». Машинально у меня вырвалось: «Нет» (честно – эта клиентка мне давно уже надоела). – «У тебя не было для нее места в твоем сердце», – последовал ответ без объяснений.
И, собственно говоря, правильно. Расстановка была неудачной в силу наличия моего контрпереноса. Фраза «место в сердце», по сути, означает, что я должен был временно присоединиться к ее системе. А свои негативные чувства «вынести за скобки».
Итак, если перенос и контрперенос не учитываются в процессе расстановки, то, соответственно, этот процесс не может являться терапевтическим.
Настройщик рояля настраивает рояль правильно, согласно камертону. Для мастера не имеет значения, какой это рояль, сколько он стоит, что на нем стоит, кто его хозяин. Главное – чтобы не фальшивил и правильно звучал.
Логичнее называть этот процесс «настройкой семейной системы», а не терапией.
По-моему, мы не до конца еще осознаем, с чем имеем дело (или с чем сталкиваемся) в процессе системных расстановок. Возникает ощущение соприкосновения с тем, что пока еще не имеет названия. На это косвенно указывает и ограниченный набор так называемых разрешающих фраз, на первый взгляд напоминающих лозунги.
Существует мнение, что общая область коллективного бессознательного может включать в себя этнические элементы, обусловленные социокультуральной средой проживания определенной группы людей. В настоящее время термин коллективное бессознательное имеет такие синонимы, как – генетическая память, родовые представления и т.д.
Вопрос самоидентификации «кто я» подразумевает «почему я так живу» - и, ответить на него, можно только исследуя корни своего рода. Даже если мы не помним никого дальше кроме своих бабушек и дедушек, связь с предками не обрывается. Существуют же, в конце концов, семейные мифы, и никто не запрещает нам иметь представления о своих предках. Влияние коллективного бессознательного происходит на «подпороговом» уровне восприятия.
Главным в системных расстановках является определение системы координат, которая помогает человеку увидеть свое место в мире.
Вот такое стихотворение написала одна моя клиентка после посещения расстановок.
Рубленые фразы, директивные распоряжения ведущего, игнорирование личных чувств, прерывание подробного разъяснения и конкретизации, порой запрещение на плач – не похоже на психотерапию, верно? А это психотерапией и не является, как я уже говорил.
Это – первый постулат: системная семейная расстановка – не психотерапия.
Это – другой метод, даже не метод, а подход, и у него совершенно другая задача.
Бессмысленно посещать группы по расстановкам, лелея в глубине души надежду на быструю терапию или диагностику. Часто приходится слышать - «Мне надо проработать проблему с отцом, пойду на расстановку». Идут, чтобы понять причину того, либо иного явления, идут, чтобы получить ответы на вопросы, идут за облегчением. Возвращаются разочарованные, с обидой на патриархальность и насилие ведущего.
Расстановки исключают поддержку и контейнирование! Клиент сам может позаботиться о себе.
Это и не психодиагностика, хотя феноменология процесса позволяет в чем-то разобраться и увидеть яснее.
Строго говоря, этот подход мало имеет отношения к психологии, но прямо причастен к бессознательному.
Человек, при этом подходе, не является объектом воздействия. Клиентом является вся его семья, вся семейная система, и именно она – объект воздействия.
То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой.
Базовая идея системной семейной терапии заключается в том, что
а) целое больше, чем сумма его частей;
б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообусловливают друг друга.
Особенно хочется подчеркнуть, что расстановка ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они не были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохие, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно и именно это функционирование можно изменить.
И. Якоби в работе «Психологическое учение К.Г. Юнга» предлагает вполне доступную схему строения человеческой психики. «В противоположность личностному бессознательному, которое, будучи хранилищем вытесненного материала, пополняется в течение всей жизни индивида, коллективное бессознательное состоит только из элементов, присущих человеческому роду в целом. Основываясь на удобной рабочей гипотезе, Юнг пришел к дифференциации разнообразных элементов, перемешанных в бессознательном. Он, так сказать, разъял содержание бессознательного на части; в результате стала ясна его по существу негомогенная природа. Элементы, относящиеся к коллективному бессознательному — это сверхличностная основа как личностного бессознательного, так и сознания; сама по себе она во всех отношениях "нейтральна", а для выявления значимости и позиции отдельных ее элементов необходимо, чтобы они вступили в контакт с сознанием. Коллективное бессознательное непроницаемо для критической и упорядочивающей деятельности сознания; в нем мы слышим голос первобытной, неискаженной природы, и поэтому Юнг называет его объективной психической субстанцией. Сознание всегда направлено на приспособление "Я" к среде. Что же касается бессознательного, то оно "безразлично к эгоцентрическому целеполаганию и приобщено к сверхличностной природной объективности", чья единственная цель — сохранить непрерывность психического процесса и тем самым выполнить роль противовеса любой односторонности, которая могла бы привести к изоляции, торможению или другим болезненным явлениям. В то же самое время коллективное бессознательное действует — как правило, недоступными нашему пониманию способами — в своих собственных целях, стремясь к достижению целостности и единства психической субстанции».
Итак, расстановки – попытки разума работать со «сверхличностной природной объективностью», то есть с тем пластом коллективного бессознательного, которое принадлежит семье, как системе. Бессознательному семьи безразличны наши личные проблемы. Мощь энергий семейного бессознательного беспощадна. Если распределение энергий неверное, то есть несоответствующее истинной структуре семьи, тогда появляются симптомы, нарушения взаимоотношений, драмы и трагедии. В расстановке мы имеем возможность скомпилировать верную для той или иной системы модель. Как считает создатель подхода Б. Хеллингер (личность достаточно противоречивая, многие могли в этом убедиться на практике), душа обладает способностью ощутить правду, некое соответствие, побывав внутри правильно построенной модели. И в дальнейшем начнет соответствовать, вне зависимости от пожеланий, обретенному внутреннему порядку. Но наши личные представления о том, что правильно для семейной системы, почти никогда не совпадают с реальностью. Отсюда обиды и разочарования. Трудно согласиться с требованием ведущего посмотреть на мать с любовью, если до этого времени мы пять лет в психотерапии реагировали на нее агрессивно.
Есть ли правила расстановки, либо ведущий действует по собственному произволу (мы выяснили, что личное мнение клиента не учитывается)? Правила есть, и они соответствуют архетипическому, единому для всего человечества Порядку. Эти правила просты и очевидны, странно, что в психотерапии они иногда не просто игнорируются, но и инверсируются до своей противоположности. Мы настолько погружены в некоторые, порой весьма нелепые мифы современной психотерапии, что уже не замечаем некоторого абсурда. Например, в объятьях какого мифа надо пребывать, чтобы оспорить следующую истину:
Родители всегда больше своих детей
Или - Мужчина идет впереди, а женщина сзади – именно за эту очевидную правду пришлось услышать обвинения в патриархальности. Причем тут патриархальность или, еще пуще, антифеминизм? Мужчина идет впереди, ибо его задача обеспечивать безопасность своей семье. Если система в правильном порядке, разумеется. Ну и т.д.
Больше всего несогласия возникает на уровне детско-родительских отношений, особенно в области обиды на родителей, что они чего-то недодали: чувств, ресурсов. С личностной точки зрения, несомненно, такое понимание ситуации возникает и требует разрешения. Так, если мама ценила нас невысоко, то позже придется самому учиться адекватной самооценке. Это уже личные дела, которые можно и нужно решать в рамках психотерапии. Но расстановка семейной системы – восстановление архетипического порядка, поэтому субъективному восприятию тут места не находится. Мать дала столько, сколько имела сама и могла дать, и не капли больше. Отсюда постулат, субъективно страшный: У каждого ребенка такие родители, которые нужны именно ему.
Взрывы протеста! Не берется во внимание такой факт, что если будут другие родители, то и система, и сам человек становятся другими. То есть, не собой.
Работа в поле коллективного бессознательного требует мужества, внимательности, хладнокровия и…пустоты. Пустоты, как умения отрешиться от эгоцентрированности, ориентации на личность. Это значительное напряжение, в чем-то отказ от своего Эго.
Как человек и психотерапевт я несвободен от своего личного отношения, и порой хочется поддержать клиента, посочувствовать ему, снабдить ресурсами. Но, как «настройщик семейных созвездий», я всегда понимаю, насколько ничтожно мое Я перед могучей энергией коллективного бессознательного. И я не вправе «улучшать» семейную систему человека, хотя порой и очень хочется. Следует принять ее такой, как она есть. Если я принимаю структуру системы, это сможет сделать и клиент, тем самым, освободив энергию, ранее направленную на бесплодные попытки борьбы с архетипическим порядком.
Немного скажу о странной тенденции совмещать расстановки и динамические методы психотерапии. Например, расстановки и психодраму. Странным такое положение дел я называю потому, что совмещается метод (психодрама) и подход, то есть уже заведомое смешение категорий разного порядка. Но еще более важным представляется тот факт, что психодрама направлена на отреагирование и поиск ресурсов внутри и вовне личности, а расстановка – на восстановление архетипического порядка. Психодрама, психоанализ, да и все методы психотерапии остаются нацеленными на эго, даже в том случае, если работают с бессознательными процессами. Ресурсами бессознательного, извлеченными посредством психотерапии, пользуется Я, как только осознает. А в расстановке, как было сказано, клиент включен в семейную систему и является ее носителем, а восстановленной структурой «пользуется» сама система в целом. И это далеко не всегда соответствует личным представлениям клиента.
Бывает, что во время расстановки, сам оказываешься эмоционально вовлеченным в ситуацию участника, чья система исследуется. Видимо, здесь своя собственная родовая параллель приближается очень близко к границам его судьбы. Да и ментальность у нас такая – чувствующая. Оставаться в Пустоте, подчеркну, сложная задача.
Несколько слов о лояльности к системе. Почему дети не могут выйти за рамки системы, как жить счастливо, не пытаясь вырваться, а наиболее оптимальным способом направлять свою личную энергию, сообразно потокам энергий системы? И что значит «предать» систему? Дети, бессознательно подчиняясь архетипическому порядку системы семьи, не могут предать, они невольно, демонстрируя лояльность, повторяют и повторяют устойчивые паттерны, сложившиеся в семье. Как часто мы встречаем такую ситуацию!
Возможно, Юнг был первым автором подчеркнувшим, что родители могут навязывать себя, свой мир, и особенно свои бессознательные комплексы своим детям.
Энергия семейного бессознательного намного превосходит энергию отдельной личности.
Значит выхода нет? Из системы – нет, конечно, мы все равно дети своих родителей, родители своих детей, супруги и так далее. Но возможно получить внутреннее разрешение от самой системы – позволить случиться чему-то другому. Некоторые переплетения отношений и событий внутри семьи настолько сложны, что невозможно ни выйти, ни «разрубить». Тогда необходимо принять семейную ситуацию как данность. И если этот огромный духовный шаг удается совершить, вот именно тогда возможны изменения. Но это необходимо ПРИНЯТЬ, то есть не формальное признание умом, а подлинная скорбь и смирение. Только тогда появляется возможность для уважения к своему роду, признания всех членов системы равными и принятыми.
Здесь не хотелось бы уделять много времени проведению аналогий между «расстановочной» и юнгианской терминологиями. Подчеркну только, что те потоки любви, о которых вы много услышите на расстановках и есть та самая энергия, которую Юнг (а не Фрейд!) назвал либидо. Но помните, что на расстановках вы ощущаете либидо семейного созвездия, выстраиваете порядок семейного созвездия и произносите те фразы, которые необходимы семейному созвездию. Будьте готовы к неожиданностям!
Процесс любой психотерапии основан на отношениях, которые возникают между терапевтом и клиентом, то есть в терминах алхимии - брожения: перенос и контрперенос. Успешность работы нередко заключается в том, насколько мы хорошо распознаем перенос и используем его в терапевтической работе. Также, узнавая свой контрперенос, мы начинаем больше понимать себя, клиента и сущность происходящего.
И вот в современном поле помощи людям возникло таинственное явление – расстановки, как их называют. Осмелюсь предположить, что ни один метод не вызывал столько противоречий, споров, откровенных нападок, восхищений и прочее. Отчего же именно расстановки явились столь удобным экраном для личных и общественных проекций? И что это такое вообще? Психотерапия? Игра с коллективным бессознательным? Вариант современного шаманизма?
На один вопрос отвечу сразу – это НЕ ПСИХОТЕРАПИЯ.
Качественное, профессиональное проведение расстановок возможно только при одном условии: отсутствии переноса и контрпереноса. Собственно говоря, прямое указание на это мы находим у самого «прародителя» Берта Хеллингера.
Основные методологические позиции:
1) ведущий во время расстановки должен быть «пустым» (не наполненным), то есть свободным от личного отношения;
2) расстановка не проводится, если у клиента в настоящий момент много чувств;
3) «расстановщик» не берет на себя ответственность за дальнейшую судьбу клиента;
4) предложение заместителям (тем, кто отражает тех или иных членов системы) откинуть свой опыт и быть «сосредоточенными» на происходящем.
Мне вспоминается один эпизод.
На супервизии у своих зарубежных преподавателей я представил случай одной своей клиентки. Меня интересовал вопрос, насколько правильно я провел расстановку (на мой взгляд, неудачную). Преподаватель спросила: «А ты хотел ей помочь?». Машинально у меня вырвалось: «Нет» (честно – эта клиентка мне давно уже надоела). – «У тебя не было для нее места в твоем сердце», – последовал ответ без объяснений.
И, собственно говоря, правильно. Расстановка была неудачной в силу наличия моего контрпереноса. Фраза «место в сердце», по сути, означает, что я должен был временно присоединиться к ее системе. А свои негативные чувства «вынести за скобки».
Итак, если перенос и контрперенос не учитываются в процессе расстановки, то, соответственно, этот процесс не может являться терапевтическим.
Настройщик рояля настраивает рояль правильно, согласно камертону. Для мастера не имеет значения, какой это рояль, сколько он стоит, что на нем стоит, кто его хозяин. Главное – чтобы не фальшивил и правильно звучал.
Логичнее называть этот процесс «настройкой семейной системы», а не терапией.
По-моему, мы не до конца еще осознаем, с чем имеем дело (или с чем сталкиваемся) в процессе системных расстановок. Возникает ощущение соприкосновения с тем, что пока еще не имеет названия. На это косвенно указывает и ограниченный набор так называемых разрешающих фраз, на первый взгляд напоминающих лозунги.
Существует мнение, что общая область коллективного бессознательного может включать в себя этнические элементы, обусловленные социокультуральной средой проживания определенной группы людей. В настоящее время термин коллективное бессознательное имеет такие синонимы, как – генетическая память, родовые представления и т.д.
Вопрос самоидентификации «кто я» подразумевает «почему я так живу» - и, ответить на него, можно только исследуя корни своего рода. Даже если мы не помним никого дальше кроме своих бабушек и дедушек, связь с предками не обрывается. Существуют же, в конце концов, семейные мифы, и никто не запрещает нам иметь представления о своих предках. Влияние коллективного бессознательного происходит на «подпороговом» уровне восприятия.
Главным в системных расстановках является определение системы координат, которая помогает человеку увидеть свое место в мире.
Вот старый замок на холме заброшенный стоит.
В обитель предков я вхожу, в забытый мрачный скит.
За каждой дверью – пустота, и факелы чадят.
Мой путь лежит в огромный зал, где голоса гудят.
Там предки сели вкруг стола, склонив суровый лик;
Тяжел их взгляд, он в душу мне до глубины проник.
«В системе ты – очередной, урочный пробил час.
Мы все в тебе, мы все с тобой. А ну, взгляни на нас:
Сидит насильник и злодей, а вот – подлец и хам,
А здесь, похоже, каннибал – семьи позор и срам,
Самоубийца рядом с ним, клятвопреступник есть,
Невинноубиенных душ средь нас не перечесть…
Так чью судьбу из этих всех ты хочешь повторить?»
«Я – не хочу, не буду я! Нельзя ль повременить?»
«Но это не тебе решать. Хоть впереди и край,
Твоя судьба всегда с тобой - давай, родной, ступай…
Вот такое стихотворение написала одна моя клиентка после посещения расстановок.
Рубленые фразы, директивные распоряжения ведущего, игнорирование личных чувств, прерывание подробного разъяснения и конкретизации, порой запрещение на плач – не похоже на психотерапию, верно? А это психотерапией и не является, как я уже говорил.
Это – первый постулат: системная семейная расстановка – не психотерапия.
Это – другой метод, даже не метод, а подход, и у него совершенно другая задача.
Бессмысленно посещать группы по расстановкам, лелея в глубине души надежду на быструю терапию или диагностику. Часто приходится слышать - «Мне надо проработать проблему с отцом, пойду на расстановку». Идут, чтобы понять причину того, либо иного явления, идут, чтобы получить ответы на вопросы, идут за облегчением. Возвращаются разочарованные, с обидой на патриархальность и насилие ведущего.
Расстановки исключают поддержку и контейнирование! Клиент сам может позаботиться о себе.
Это и не психодиагностика, хотя феноменология процесса позволяет в чем-то разобраться и увидеть яснее.
Строго говоря, этот подход мало имеет отношения к психологии, но прямо причастен к бессознательному.
Человек, при этом подходе, не является объектом воздействия. Клиентом является вся его семья, вся семейная система, и именно она – объект воздействия.
То, что происходит в семье, часто не зависит от намерений и желаний людей, входящих в эту семейную систему, потому что жизнь в семье регулируется свойствами системы как таковой.
Базовая идея системной семейной терапии заключается в том, что
а) целое больше, чем сумма его частей;
б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообусловливают друг друга.
Особенно хочется подчеркнуть, что расстановка ни в коем случае не ставит своей задачей менять людей, составляющих семью. Все люди, какими бы они не были, могут жить более счастливо в своей семье. Препятствие этому не в том, что люди вокруг плохие, а в том, что сама семейная система функционирует неправильно и именно это функционирование можно изменить.
И. Якоби в работе «Психологическое учение К.Г. Юнга» предлагает вполне доступную схему строения человеческой психики. «В противоположность личностному бессознательному, которое, будучи хранилищем вытесненного материала, пополняется в течение всей жизни индивида, коллективное бессознательное состоит только из элементов, присущих человеческому роду в целом. Основываясь на удобной рабочей гипотезе, Юнг пришел к дифференциации разнообразных элементов, перемешанных в бессознательном. Он, так сказать, разъял содержание бессознательного на части; в результате стала ясна его по существу негомогенная природа. Элементы, относящиеся к коллективному бессознательному — это сверхличностная основа как личностного бессознательного, так и сознания; сама по себе она во всех отношениях "нейтральна", а для выявления значимости и позиции отдельных ее элементов необходимо, чтобы они вступили в контакт с сознанием. Коллективное бессознательное непроницаемо для критической и упорядочивающей деятельности сознания; в нем мы слышим голос первобытной, неискаженной природы, и поэтому Юнг называет его объективной психической субстанцией. Сознание всегда направлено на приспособление "Я" к среде. Что же касается бессознательного, то оно "безразлично к эгоцентрическому целеполаганию и приобщено к сверхличностной природной объективности", чья единственная цель — сохранить непрерывность психического процесса и тем самым выполнить роль противовеса любой односторонности, которая могла бы привести к изоляции, торможению или другим болезненным явлениям. В то же самое время коллективное бессознательное действует — как правило, недоступными нашему пониманию способами — в своих собственных целях, стремясь к достижению целостности и единства психической субстанции».
Итак, расстановки – попытки разума работать со «сверхличностной природной объективностью», то есть с тем пластом коллективного бессознательного, которое принадлежит семье, как системе. Бессознательному семьи безразличны наши личные проблемы. Мощь энергий семейного бессознательного беспощадна. Если распределение энергий неверное, то есть несоответствующее истинной структуре семьи, тогда появляются симптомы, нарушения взаимоотношений, драмы и трагедии. В расстановке мы имеем возможность скомпилировать верную для той или иной системы модель. Как считает создатель подхода Б. Хеллингер (личность достаточно противоречивая, многие могли в этом убедиться на практике), душа обладает способностью ощутить правду, некое соответствие, побывав внутри правильно построенной модели. И в дальнейшем начнет соответствовать, вне зависимости от пожеланий, обретенному внутреннему порядку. Но наши личные представления о том, что правильно для семейной системы, почти никогда не совпадают с реальностью. Отсюда обиды и разочарования. Трудно согласиться с требованием ведущего посмотреть на мать с любовью, если до этого времени мы пять лет в психотерапии реагировали на нее агрессивно.
Есть ли правила расстановки, либо ведущий действует по собственному произволу (мы выяснили, что личное мнение клиента не учитывается)? Правила есть, и они соответствуют архетипическому, единому для всего человечества Порядку. Эти правила просты и очевидны, странно, что в психотерапии они иногда не просто игнорируются, но и инверсируются до своей противоположности. Мы настолько погружены в некоторые, порой весьма нелепые мифы современной психотерапии, что уже не замечаем некоторого абсурда. Например, в объятьях какого мифа надо пребывать, чтобы оспорить следующую истину:
Родители всегда больше своих детей
Или - Мужчина идет впереди, а женщина сзади – именно за эту очевидную правду пришлось услышать обвинения в патриархальности. Причем тут патриархальность или, еще пуще, антифеминизм? Мужчина идет впереди, ибо его задача обеспечивать безопасность своей семье. Если система в правильном порядке, разумеется. Ну и т.д.
Больше всего несогласия возникает на уровне детско-родительских отношений, особенно в области обиды на родителей, что они чего-то недодали: чувств, ресурсов. С личностной точки зрения, несомненно, такое понимание ситуации возникает и требует разрешения. Так, если мама ценила нас невысоко, то позже придется самому учиться адекватной самооценке. Это уже личные дела, которые можно и нужно решать в рамках психотерапии. Но расстановка семейной системы – восстановление архетипического порядка, поэтому субъективному восприятию тут места не находится. Мать дала столько, сколько имела сама и могла дать, и не капли больше. Отсюда постулат, субъективно страшный: У каждого ребенка такие родители, которые нужны именно ему.
Взрывы протеста! Не берется во внимание такой факт, что если будут другие родители, то и система, и сам человек становятся другими. То есть, не собой.
Работа в поле коллективного бессознательного требует мужества, внимательности, хладнокровия и…пустоты. Пустоты, как умения отрешиться от эгоцентрированности, ориентации на личность. Это значительное напряжение, в чем-то отказ от своего Эго.
Как человек и психотерапевт я несвободен от своего личного отношения, и порой хочется поддержать клиента, посочувствовать ему, снабдить ресурсами. Но, как «настройщик семейных созвездий», я всегда понимаю, насколько ничтожно мое Я перед могучей энергией коллективного бессознательного. И я не вправе «улучшать» семейную систему человека, хотя порой и очень хочется. Следует принять ее такой, как она есть. Если я принимаю структуру системы, это сможет сделать и клиент, тем самым, освободив энергию, ранее направленную на бесплодные попытки борьбы с архетипическим порядком.
Немного скажу о странной тенденции совмещать расстановки и динамические методы психотерапии. Например, расстановки и психодраму. Странным такое положение дел я называю потому, что совмещается метод (психодрама) и подход, то есть уже заведомое смешение категорий разного порядка. Но еще более важным представляется тот факт, что психодрама направлена на отреагирование и поиск ресурсов внутри и вовне личности, а расстановка – на восстановление архетипического порядка. Психодрама, психоанализ, да и все методы психотерапии остаются нацеленными на эго, даже в том случае, если работают с бессознательными процессами. Ресурсами бессознательного, извлеченными посредством психотерапии, пользуется Я, как только осознает. А в расстановке, как было сказано, клиент включен в семейную систему и является ее носителем, а восстановленной структурой «пользуется» сама система в целом. И это далеко не всегда соответствует личным представлениям клиента.
Бывает, что во время расстановки, сам оказываешься эмоционально вовлеченным в ситуацию участника, чья система исследуется. Видимо, здесь своя собственная родовая параллель приближается очень близко к границам его судьбы. Да и ментальность у нас такая – чувствующая. Оставаться в Пустоте, подчеркну, сложная задача.
Несколько слов о лояльности к системе. Почему дети не могут выйти за рамки системы, как жить счастливо, не пытаясь вырваться, а наиболее оптимальным способом направлять свою личную энергию, сообразно потокам энергий системы? И что значит «предать» систему? Дети, бессознательно подчиняясь архетипическому порядку системы семьи, не могут предать, они невольно, демонстрируя лояльность, повторяют и повторяют устойчивые паттерны, сложившиеся в семье. Как часто мы встречаем такую ситуацию!
Возможно, Юнг был первым автором подчеркнувшим, что родители могут навязывать себя, свой мир, и особенно свои бессознательные комплексы своим детям.
Энергия семейного бессознательного намного превосходит энергию отдельной личности.
Значит выхода нет? Из системы – нет, конечно, мы все равно дети своих родителей, родители своих детей, супруги и так далее. Но возможно получить внутреннее разрешение от самой системы – позволить случиться чему-то другому. Некоторые переплетения отношений и событий внутри семьи настолько сложны, что невозможно ни выйти, ни «разрубить». Тогда необходимо принять семейную ситуацию как данность. И если этот огромный духовный шаг удается совершить, вот именно тогда возможны изменения. Но это необходимо ПРИНЯТЬ, то есть не формальное признание умом, а подлинная скорбь и смирение. Только тогда появляется возможность для уважения к своему роду, признания всех членов системы равными и принятыми.
Здесь не хотелось бы уделять много времени проведению аналогий между «расстановочной» и юнгианской терминологиями. Подчеркну только, что те потоки любви, о которых вы много услышите на расстановках и есть та самая энергия, которую Юнг (а не Фрейд!) назвал либидо. Но помните, что на расстановках вы ощущаете либидо семейного созвездия, выстраиваете порядок семейного созвездия и произносите те фразы, которые необходимы семейному созвездию. Будьте готовы к неожиданностям!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: ср, 26/12/2007 - 23:07 #17044
Пертуха, для ЮнгЛанд говоришь написал...
Что-то я на этом сайте не нашел даже ссылки на ЮнгЛанд ;)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: чт, 27/12/2007 - 01:21 #17054
Мне интересно, в частности, вот это:
"Есть ли правила расстановки, либо ведущий действует по собственному произволу (мы выяснили, что личное мнение клиента не учитывается)? Правила есть, и они соответствуют архетипическому, единому для всего человечества Порядку. Эти правила просты и очевидны.."
Термин архетипический порядк повторяется не раз.
Что это такое? Непонимаю. Еще более непонимаю я такие выражения: "единому для всего человечества Порядку".
Мои вопросы адресуются прежде всего автору, либо тому, кто может объяснить эту точку зрения. При этом я не призываю участников Юнгланда домысливать.
"Но расстановка семейной системы – восстановление архетипического порядка, поэтому субъективному восприятию тут места не находится. "
А восприятие может быть не субъективным? Расстановке же предшествует акт восприятия, насколько я понимаю?
"Есть ли правила расстановки, либо ведущий действует по собственному произволу (мы выяснили, что личное мнение клиента не учитывается)? Правила есть, и они соответствуют архетипическому, единому для всего человечества Порядку. Эти правила просты и очевидны.."
Термин архетипический порядк повторяется не раз.
Что это такое? Непонимаю. Еще более непонимаю я такие выражения: "единому для всего человечества Порядку".
Мои вопросы адресуются прежде всего автору, либо тому, кто может объяснить эту точку зрения. При этом я не призываю участников Юнгланда домысливать.
"Но расстановка семейной системы – восстановление архетипического порядка, поэтому субъективному восприятию тут места не находится. "
А восприятие может быть не субъективным? Расстановке же предшествует акт восприятия, насколько я понимаю?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Лямочки..., дата: чт, 27/12/2007 - 11:40 #17058
Замечание верное. Переговорил с создателями сайтов. Говорят, что сочтут за честь разместить у себя баннеры ЮнгЛенда. Просят сказать, где взять?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: чт, 27/12/2007 - 12:01 #17059
А у нас баннеров и нету... Достаточно ссылки, я думаю.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Анатоли..., дата: вс, 30/12/2007 - 12:05 #17148
Анатолий
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что о «произволе» ведущего речи быть не может. В статье я особо выделил, как значимое требование к проведению расстановки, - запрет на личные чувства и мнение ведущего. Расстановка — подход с твердыми очерченными правилами, отступление от которых всегда превращает расстановку, в лучшем случае, в драматический спектакль. Итак, есть требования и правила, соответствующие архетипическому порядку. Вторая часть вопроса. Порядок (в некоторых текстах - Закон) - это некая матрица, единый принцип, согласно которому формируются семейные системы. Некоторые положения закона просты и очевидны, например, «родители всегда больше детей», есть и более сложные. Я говорю «архетипический» порядок, чтобы подчеркнуть его неизменный характер, априори присущий всем людским семейным системам.
«Субъективное восприятие» - это выражение нередко используется психологами и психотерапевтами, когда речь идет о восприятии ситуации участниками процесса - клиентом и терапевтом, например, в аналитическом сеттинге. Имеется в виду, что объективным восприятием обладает незаинтересованный наблюдатель, например, супервизор. Согласно системному подходу считается, что объективность принадлежит переживаниям, телесной экспрессии у так называемых заместителей членов семейной системы, поскольку именно они в расстановке становятся носителями Порядка.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 30/12/2007 - 12:48 #17149
Здравствуйте, Анатолий. Рады приветствовать вас на сайте ЮнгЛанд.
Если следовать строго юнгианскому дискурсу, то "объективностью" обладает только коллективный слой объективной психе, которая обнаруживается только в бессознательных материалах, сновидениях, фантазиях, сказках, мифах. Любые взаимоотношения людей психологичны, а следовательно субъективны.
"Незаинтересованных наблюдателей" нет.
"Некоторые положения закона просты и очевидны, например, «родители всегда больше детей"
Для меня это совершенно не очевидно, особенно если рассматривать эту максиму через призму биполярности архетипа.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 30/12/2007 - 13:31 #17150
Злравствуйте, Анатолий!
"Порядок (в некоторых текстах - Закон) - это некая матрица, единый принцип, согласно которому формируются семейные системы. Некоторые положения закона просты и очевидны, например, «родители всегда больше детей», есть и более сложные. Я говорю «архетипический» порядок, чтобы подчеркнуть его неизменный характер, априори присущий всем людским семейным системам."
Анатолий, я не понимаю, на основании чего делается вывод о существовании некоей "матрицы, единого принципа , согласно которому формируются семейные системы". Вы не могли привести агрументацию положения об их существования? Это же касается и "неизменного характера" ""архетипического порядка".
Или Вы имеете ввиду так называемое "априорное знание"?
Но сколько сцществует таких "знаний"... :)
Платонизм, однако ;) :)
В отношении «родители всегда больше детей", "объективности" - согласен с Владимиром.
"Порядок (в некоторых текстах - Закон) - это некая матрица, единый принцип, согласно которому формируются семейные системы. Некоторые положения закона просты и очевидны, например, «родители всегда больше детей», есть и более сложные. Я говорю «архетипический» порядок, чтобы подчеркнуть его неизменный характер, априори присущий всем людским семейным системам."
Анатолий, я не понимаю, на основании чего делается вывод о существовании некоей "матрицы, единого принципа , согласно которому формируются семейные системы". Вы не могли привести агрументацию положения об их существования? Это же касается и "неизменного характера" ""архетипического порядка".
Или Вы имеете ввиду так называемое "априорное знание"?
Но сколько сцществует таких "знаний"... :)
Платонизм, однако ;) :)
В отношении «родители всегда больше детей", "объективности" - согласен с Владимиром.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 30/12/2007 - 13:34 #17151
И еще. Анатолий, расскажите, пожалуйста, немного подробнее об этом "Порядке". Какими, с его точки зрения, должны быть отношения жены и мужа?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: вс, 30/12/2007 - 14:00 #17152
Здравствуйте, Анатолий.
"Порядок (в некоторых текстах - Закон) - это некая матрица, единый принцип, согласно которому формируются семейные системы."
Мне кажется, что если и есть какой-то универсальный закон, по которому упорядочивается психологическая жизнь в семье, то точно не один... Например, из того что доступно наблюдению: люди склонны организовываться в группы по иерархическому принципу и по "сетевому".. возможно есть и еще какие-то порядки... Они, возможно, сами по себе и архетипичны, но почему какой-то из них должен быть "архетипичным семейным порядком"?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: вс, 30/12/2007 - 14:49 #17153
Вот, кстати, интересная вещь: Архетип - вещь коллективная, а все что о нем пишут - проекции на индивидуума. Социальный аспект вообще никем не разрабатывается... Не странно ли?
Или может разрабатывается, но называется по-другому или вообще никак не называется?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: вс, 30/12/2007 - 16:31 #17154
ведущий во время расстановки должен быть «пустым» (не наполненным), то есть свободным от личного отношения;
расстановка не проводится, если у клиента в настоящий момент много чувств;
А кто определяет, сколько "чувств" у клиента? "Свободный от личного отношения" ведущий? Это невозможно, любой практикующий психотерапевт или психолог это знает. А лозунг "ЭТО НЕ ПСИХОТЕРАПИЯ" на мой взгляд просто способ снять с себя ответственность, а деньги получить.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: trixter, дата: вс, 30/12/2007 - 18:43 #17156
согласен, согласен, согласен с постамими Сергея и Ирины.
Анатолий, хочу задать Вам бескопромисный вопрос - :) ;)
а как Вы относитесь к постмодернизму? Кризис метанарраций, всеобщих Законов и Правил?
Эпоха симуляции... :) ;)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Анатоли..., дата: вт, 01/01/2008 - 00:53 #17182
Анатолий
Польщен откликами, но, к сожалению, не располагаю возможностью и желанием отвечать на все, достаточно интересные вопросы. Дело в том, что большинство вопросов относятся к трактовке отдельных понятий и выражений, «оторваны» от общего контекста статьи. Так, например, приводя аргументы в пользу существования архетипа семьи как системы или называя все позиции, относящиеся к системному порядку между супругами, я буду вынужден заочно обучать подходу, что весьма неважно, или вступать в полемику. Статья предназначается для состоявшихся и потенциальных клиентов, а также для практиков и активных интересантов. Увы, в ней нет места для философских размышлений. Тем более некорректно было бы говорить здесь о своем личном мировоззрении.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Анатоли..., дата: вт, 01/01/2008 - 00:55 #17183
Анатолий
Удивительно, что эти вопросы волнуют Вас, а не меня. Ваш комментарий показался мне изрядно аффективно насыщенным, поэтому отвечу подробно. Никогда не было необходимости снимать с себя ответственность, а также не было затруднений в определении того, сможет ли клиент занять диссоциированную (здесь – отстраненную) позицию, либо ему помешает выраженная эмоциональная напряженность. Также «любой практикующий психотерапевт или психолог» имеет возможность «отложить» личные чувства и идеи в сторону. Было бы неэтично рассказывать Вам о работе с контрпереносами, верно?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: procyon, дата: вт, 01/01/2008 - 13:32 #17184
"Статья предназначается для состоявшихся и потенциальных клиентов, а также для практиков и активных интересантов. "
В чем, в таком случаи, "специальность для ЮнгЛанда"? Обсуждению не подлежит - больше на рекламу похоже...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: kazik, дата: ср, 02/01/2008 - 10:50 #17186
1. Если это "Не психотерапия", то откуда у Вас контрперенос.
2. Если клиент "диссоциирован", то нет переноса, тогда опять же откуда контрперенос?
3. "Неэтично рассказывать о работе с контрпереносом" - написаны тома по работе с контрпереносом, а Вам неэтично?
И так можно продолжать до бесконечности. Кстати, а почему у Вас "диссоциированность" и "отстраненность" синонимичны?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Mirta, дата: вт, 08/01/2008 - 00:34 #17225
Добрый день, спасибо за интересную статью!
у меня вопрос относительно методологического основания №2.
Почему Вы считаете, что расстановку не делают, если у клиента на настоящий момент много чувств?
Я встречаю на практике и в теории (например, у Ульсамера) сугубо противоположный подход: расстановку не делают, если у клиента вялый запрос, "из интереса" или он не раскрывает свою истинно болезненную тему. В этом случае и Хеллингер и многие его последователи отправляют клиента "подождать".
Как раз чувства, боль служат "топливом" для энергии расстановки.
Или я что-то неправильно поняла в Ваших формулировках? м.б. Вы имели в виду, что расстановку не делают, если клиент в состоянии острой травмы?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев