В. Мершавка "Мертвая душа: творческая психопатология Гоголя. Психологический анализ повести «Вий»"
интерес?
OM MAITREYA NAMAH
С чем согласен полностью, так это с блестящим доказательством---да Н.В. Гоголь был одержим своей предвечной до отождествления и к плодотворному(да и к неплодотворному) союзу с женщиной способен не был.
Что хочу доказать, так это то, что был он ДЕВСТВЕННИКОМ, либидо и есть та ведьма, та птица тройка что безудержно несла его по Российским просторам...А писал он самого себя: в Чичикове--свое двуличие и бесприютность в мирской жизни, в философе--ТАЖЕ БЕШЕННАЯ СКАЧКА, НО УЖЕ ВО ВНУТРЕННЕМ МИРЕ.
Вспомним Булгакова, его личная жизнь известна лучше и насыщена всем букетом "прелестей" одержимого анимой "маменькиного сынка" описанных Анной Франц и процитированных Мершавкой в его статье, да и сюжет полета Маргариты на Фаллосе-щетке и Наташи на борове---вполне подобен описанному в Вие и , верно неспособен был Михаил Афанасьевич к плодотворным отношениям с дамами(концовки отличаются--философ-Гоголь скакал на встречу своему безумию и не сдавал православных позиций до конца, а ведомый анимой-Маргаритой мастер-Булгаков заключает сделку с тенью, позволяющую ему длить свое иллюзорное сновидческое существование ценой предательства себя и близких---трудна судьба советского писателя, кто почестнее был стрелялся иль спивался...)
Хорошо сказал Валерий и про матушку Гоголя, не была она сильной подавляющей, большую часть времени она вообще НЕ БЫЛА, и МАТЬ для Гоголя--святая православная матушка церковь, одна и на всю жизнь...Великая МАТЬ,требующая полной покорности и отказа от мужественности и своеволия, беспощадная и ревнивая к отступникам, отбрасывающая примечательную тень...Именно она и есть та старая ведьма, что всю жизнь высасывала из него силы а под конец показала другое свое теневое лицо ---Афродиты, блудницы вавилонской, желанной и смертельной панночки. Так что получается---мама набожная, папа сильно верующий, сынок ---истово и при этом содомский грех практикует--?! НЕ ВЕРЮ, с бабами жить не мог, а о содомии даже помыслить себе не давал...Вспомним---филосов борется с панночкой , читает заклятья, рисует круги, библией отбивается---до самого конца не сдается, даже тактическую победу одерживает---оседлал либидо и понесся вскачь...И где проходит последняя битва тоже примечательно---в Церкви, да только нет там БОГА, а только его тень, "жених" матери святой(святой ли)церкви, открыл Гоголь против своей воли глаза, оторвал их от библейских заклинаний, заглянул внутрь себя и свихнулся...А пидором не был, это Мершавка факты притянул за уши, чтоб свою красивую гипотезу обосновать, поди тоже анима воду мутит
Хочу вот на что обратить внимание: мужичков-то было трое - богослов,философ и ритор(помните "Сталкер"?),и они тоже отправились в путешествие. И из них троих - лишь философу досталось по-крупному.С чего бы это?
Хотя по всем законам логики (громкие слова) получить такое испытание должен был богослов,но нет-уж очень он "земной" был (напивался,по кустам его не могли найти,да и стибзить чего-нить всегда норовил).
Не возьмусь судить о патологии Гоголя и о его секс.ориентации... Возможно,он и был геем...
"-Хорошо,-сказала она,как бы размышляя,-я впущу вас;только положу всех в разных местах: а то у меня не будет спокойно на сердце,когда будете лежать вместе."
Вот появляется и четвертый главный персонаж - "бабуся",которой вздумалось поприставать к философу в пост. Здесь гораздо важнее,и ярче то,что показано и "раскрыто" восприятие архетипа Великой Матери в негативном аспекте - Ужасная Мать. Хотя далее в поэме рассказывают философу о некой молодой панночке-"наезднице",в эпизоде с бабусей-наездницей,на мой взгляд,Гоголь описал свое личное восприятие Ужасной Матери.
Как раз по приятному совпадению,я вчера начала читать Сибилл Биркхойзер-Оэри "Мать:архетипический образ в волшебных сказках"-тем,кто не читал,очень рекомендую. Так вот,если говорить о матери Гоголя (да и о любой женщине)-за внешне мягким и положительным образом всегда прячется (как правило в бсс)Ужасная Мать (Тень),"встретившись" с которой, философ (да,видимо,и сам Гоголь)потерпел поражение. Как и Ужасная Мать,так и гомосексуальность - теневые стороны. Поэтому,возможно,что мужчина,не выдержав схватки с Ужасной Матерью,ищет защиту и поддержку Хорошей Матери в других мужчинах,не доверяя женщинам более.
"Вий-есть колоссальное создание простонародного воображения.Таким именем называется у малороссиян6 начальник гномов,у которого веки на глазах идут до сакмой земли.Вся эта повесть есть народное предание.Я не хотел ни в чем изменить его и рассказываю почти в такой же прогстоте,как слышал."
Вся эта повесть очень похожа на сказку о Белоснежке и семи гномах(хорошо написано об этом у Сибилл),которой тоже пришлось умереть и ожить...(Об этом почитаем в других главах статьи Валерия)
Главное,что в этой повести,как и в сказках,и мифах есть спасительный ключик:
"-А я знаю,почему пропал он:оттого,что побоялся.А если бы не боялся, то ведьма ничего не могла с ним сделать.Нужно только, перекрестившись,плюнуть на самый хвост ей,то и ничего не будет.Я знаю уже все это.Ведь у нас в Киеве все бабы,которые сидят на базаре,-все ведьмы."
Не выдержал философ ночного заточенья в церкви,не смог...
Как ни крути,все крутится вокруг Ужасной Матери.Даже в эпизоде,когда рассказывают о собаке,превратившейся в панночку,которая укусила ребенка за горло и стала пить кровь - Пожирающая Мать(кстати,уместно это в тему о вампирах).
И к выводу я пришла такому: был ли Гоголь геем,не был ли - для меня не суть важно. Важнее то,что Ужасная Мать в бсс может сподвигнуть к гомосексуальности как мужчин,так,наверное, и женщин.
Кстати,у Сократа жена была очень сварливой,мягко сказать...
Валерий,спасибо большое за статью. С вашей легкой руки,размышляя,ко мне пришло такое понимание-инсайт.
"Но цель моя все-таки несколько иная:влияние индивидуальной психопатологии творчества Гоголя на его повесть. Этот архетип он взял из сказок.Поэтому когда вы интерпретируете "Вий" с точки зрения этого архетипа,я вам говорю: а зачем"Вий"? Давайте лучше интерпретировать изначальный архетипический текст. Поэтому в данном случае меня интересует не сам архетип,а его искажение Гоголем и его связь с патологическими чертами личности."
Мы говорим с вам об одном и том же. Вы в статье затронули тему Ужасной Матери,но потом,как мне показалось,отошли от нее,ссылаясь на характерологические черты реальной матери,тем самым как бы отклонив первоначальное предположение,столкнувшись с несостыковкой. Я эту тему посчитала нужным развить,поскольку считаю,что ,если анализировать в рамках вашего "патологического исследования" творчества Гоголя, все ниточки ведут именно к Ужасной Матери. И исследуя женские образы,в данном сучае в поэме "Вий",можно прийти именно к этому выводу. И именно отсюда растут корни того,что вы называете патологией.
Я пока попридержу коней...,поскольку прочитала не всю статью,и получается,что поперед батьки... С большим интересом жду продолжения вашего исследования.
А то выходит,что по этой статье мы и Валерия сможем анализировать
++++++++++++++++++++++++++++
Валерий, я лично так понял пост Владимира: настоящий художник страдает несколько иначе, чем люди нетворческие: для творчества просто необходим мучительный конфликт субъекта с миром, иначе творчество как выражение подобия Божьего растворяется в политкорректности и толерантности. Вот, например, что пишет Пушкин, размышляя о судьбе автобиографических записок Байрона: " Врёте, подлецы, он и мал и мерзок не так как вы - иначе". (с) Вересаев В. Пушкин в жизни.
OM MAITREYA NAMAH
И эта ваша работа,действительно,прежде всего-"познай себя". Поэтому она так тяжело дается - вы взялись работать с этим - своим теневым аспектом,поэтому и "очень разные у нас с Гоголем структуры личности и безумие.." Пока они будут очень разные,понять их будет невозможно. Нет,можно,конечно,отстранившись-снаружи,приписывать ему диагнозы...,что, вобщем-то, и делали другие - до вас. А смысл? Таким путем не познать ни Гоголя,ни самого себя.
Что вам мешает влюбиться в мужчину?(Психологическое "здоровье"?)Не считаете ли вы,что этот "запрет" вас в чем-то ограничивает?
Хотябы для того,чтобы лучше понять СВОЕГО Гоголя...
Если рассматривать в контексте АП (Анима и Анимус),то каждый человек бисексуален. Другое дело,что не каждому необходимо заниматься сексом и со своим полом. И,если человек сделал свой выбор в одну сторону,неприемлемую для большинства(по каким-то своим причинам), то мы,как "нормальные" люди, должны поставить диагноз и назвать это патологией?
Ведь, в контексте юнгианского анализа, отношение к патологии очень мягкое,скажем так. У кого ее нет? И важен не сколько акцент на патологии, а нечто другое-гораздо более глубокое.... Другое дело психиатры - у них работа такая - находить везде патологии. И у цитируемых вами психиатров так и хочется спросить:"Ну,поставили вы диагноз. Ну и что? Что вам это дало?" Они всю жизнь этим занимались-только и делали,что находили патологии. Что дает это "открытие" кроме названия диагноза? (Это мои рассуждения)
И, если уж говорить до конца начистоту,то вся,изучаемая вами, "патология Гоголя"(или любого другого человека) в той или иной форме есть в каждом из нас.
Разница - в осознании.
По поводу аргументов : психотравма Гоголя классическая для "заблудшего христианина", "монаха в миру" истребляющего плоть и вместе с ней иссушающего душу...За мизерным количеством таковых в настоящее время мало известная психоаналитикам... При грамотно проводимой СХИМЕ и духовной победе подвижника, Вий читался бы так: после освобождеия от шкуры мерзкой старой ведьмы(возможно, и с помощью полена), прекрасная панночка ожила бы от слез любви юноши(миф о спящей принцессе+возможно, невеста в лягушачьей шкуре) и в церкви праздовалась Алхимическая свадьба, а Вий предсал соовсем в другом обличье! С другой стороны , принятие содомии для христианина тождественно одержимостью тенью, и сюжет можно представить такой: панночка обращает юношу(возможно с помощью Вампирического укуса, с.м. Вампирский пост) в своего прислужника, упыря, в церкви---черная месса, несчастный филосов становиться гомо-вампиром(Вампир Лестат из цикла Энн Райс) и пьет кровушку из прекрасных вьюношей...
Так что подход верный, в творчестве, как в зеркале, видна психопатология, но вот какая?--это спорно.
Валерий,ценю ваш юмор. Более того,благодарна за такую форму,поскольку мне за это могло достаться по-крупному,тем более,что не указала в скобках,что не жду ответа на этот вопрос.
2) " На многие из этих утверждений,я надеюсь,будет можно найти ответы (другое дело,удовлетворительные или нет),когда появится 3 часть. Поэтому здесь я пока "отмалчиваюсь".
Хорошо. Жду. И,тем временем,пока подумаю,чем же ваша статья меня так зацепила.
3) "А вобщем огромное спасибо! Ваши критические замечания стимулируют меня к работе."
И вам огромное спасибо!,за то,что не обиделись.
Ох,чую я,что дискуссия будет нешутошная...