Как-то поздним вечерком, мы с сестрой обсуждали тему, связанную со вдохом и выдохом. В кратце: до года у ребенка вдох короче выдоха - способность отдавать; с года до трех вдох длиннее, чем выдох - способность брать, соответственно тема развилась до способностей взрослого человека к отдаче и к потребительству. В ту же ночь приснился сон: я занималась посадкой в своем огороде картошкой и клубникой, никак у меня не получалось правильно соотнести сколько рядов того и другого посадить, но самое интересное было в том, что во сне я знала идеально - это когда поровну и того и другого, но всегда возникал тут же вопрос: зачем мне столько клубники, картошки должно быть больше, но если больше картошки, то что-то нарушается. Вот такой сон. А далее, через неделю после этого разговора и сна, я реально сидела на крыльце домика в деревне перед рассадой клубники в тазике, которая совершенно случайно по причине ливня не была посажена и это предстояло сделать мне. Пришло на ум в ту минуту, как не крути, а клубники и картошки должно быть поровну, так что, мадам, придется тебе досаживать клубнику, что я и сделала. И все-таки несоответствие внутри осталось.
Хорошо ваше, Ютта, бессознательное работает, а вот что для вас означает картошка и клубника, сказать по вашему сообщению трудно. Рискну предположить, что сновдение намекало на золотой срединный путь, центроверсию, то есть равновесие между интроверсией (картошкой) и экстраверсией (клубникой). Вообще, свойство "быть человеком" означает нахождение в пограничной между сущностью и существованием области в качестве их связующего звена. ОШО, кстати, утверждает, что Брахма - это вдох, а Шива - выдох...
Картошка - выдох, клубника - вдох. Не умею делать ссылки, но где-то на форуме уже было про чакры, именно там нашла, если вдох длинее активируется манипура, наоборот - анхата, интересно написано. Или, как Вы написали про интроверсию и экстраверсию, у меня и в мыслях этого не было. У меня проблемы со вдохом, поэтому я так уцепилась во сне за эту картошку. И, действительно, удивилась этому сну.
В кратце: до года у ребенка вдох короче выдоха - способность отдавать; с года до трех вдох длиннее, чем выдох - способность брать, соответственно тема развилась до способностей взрослого человека к отдаче и к потребительству.
*****************************
"вдох короче выдоха - способность отдавать;"
"вдох длиннее, чем выдох - способность брать,"
Ютта, не поняла, а что ВЫ имеете в виду под отдавать и брать? ЧТО отдавать и ЧТО брать?
И какая у вас проблема со вдохом?
Простите выскочку, но это элементарно: картошка=плоды внутри=интроверсия=выдох=избавление от внешнего, а клубника=плоды снаружи=экстраверсия=вдох=обретение внешнего...
Дык за ассоциациями, это не ко мне, а к сновидице надо обратиться, я вот спросил, и вполне удовлетворён ответом, а предложенная амплификация - только лишь развитие моего исходного предположения...
Допрос с пристрастием?
Так как я не специалист, то мне, пожалуйста, скидочку, если можно, за мои неглубокие познания в этом вопросе. Ассоциации только в направлении вдоха-выдоха: вдох - принятие этого мира, вхождение в этот мир, жизнь, приходя в этот мир, мы первым делом вдыхаем, то, что вне нас, на поверхности, на свету, плод, который вне земли - клубника. Выдох - отдавать, то, что пришло в нас, пройдя через нас, это уже наше с нашими составляющими, внутри нас, отдать частичку себя, внутри, в земле, в царстве подземном, без света - картошка. Плод клубники - срываем, клубни картошки - копаем. Мои проблемы со вдохом - не могу вдохнуть полной грудью этот краткий жизненый миг. Почему не могу - думаю, вот когда надумаю, почему несостыковка при посадке во сне, тогда и поделюсь.
Никаких скидочек, Ютта. Чай не девочка уже (если верить анктетным данным ;) )
Что-то у меня тоже несостыковка.
Проблема с вдохом говорите?
А с выдохом проблем, значит, нет? Отдаёте частичку себя без проблем?
Ну да ладно, это ВАМ решать.
Расскажу лишь как можно взглянуть на дыхание с другой стороны.
Вы слышали о такой медитативной практике как тонглен (практика принятия и даяния)?
В ней речь идет о принятии (вдыхании) страданий и боли всех существ (и своих в том числе) и даяния (выдоха) им счастья и облегчения. Негоже мне, дилетанту, посвящать вас или кого бы то ни было в эту технику. Лучше слушать и читать Мастеров, но из собственного опыта могу лишь сказать, что многое для меня открылось благодаря именно этой практике. Обнаружила, например, что у меня выдох короче вдоха. Более того, при выдохе, воображая, что я помогаю конкретному человеку вдруг обнаруживаю, что мне нечем ему помочь, мне НЕЧЕГО ему дать. Или мои амбиции помочь превышали мои возможности. Именно в то время мне, помнится, приснился ребенок (намек на ваш сон в параллельной ветке). Очень трогательный и мудрый ребенок. Во сне его обижали, втюхивали то, что он есть не желал. Я за него вступилась. Помнится после этого сна я взяла на себя обязательство защищать его в реале каждый раз, когда чувствовала, что его несправедливо обижают. Обиды, конечно, все субъективны, главное для меня было ОБЯЗАТЕЛЬСТВО перед этим ребенком. Я защищала его как львица, даже когда внутри всё сжималось от страха. Народ в реале иногда диву давался, но зато дитё моё окрепло и просто так его уже не обидеть. Он уже не улетает на другую планету, как он мне сказал во сне, а отвечает «обидчикам» конкретно не отходя от кассы, либо просто эти «обиды» ему пофигу.
Так вот... возвращаясь к медитации тонглен... когда я пыталась воображаемо помочь человеку и не нашла ЧТО ему дать, мне пришла в голову мысль дать ему этого ребенка, просто, чтобы он посидел с ним рядом. Иногда ведь не нужно рваться из кожи в желании кого-то спасти или помочь. Иногда просто достаточно посидеть (можно воображаемо) рядышком и бесстрашно вдыхать его (или свою) боль.
Ютта, я и не пыталась переубедить вас в обратном. У всех по разному. Мало кто дышит уравновешенно. Просто в той ссылочке, как вы говорите, (хотя в другой ветке была ссылка на другую главу, не на тонглен) есть некоторые варианты объяснения ПОЧЕМУ одни дышат так, а другие этак. Подумалось, что может вам пригодится.
Я поняла, обязательно прочитаю, ссылка интересная, помимо той главы начала читать другие. Самое главное, осознала простую вещь после сна, дыханию учиться надо.
Самое главное, осознала простую вещь после сна, дыханию учиться надо.
****************************
Я тоже это давно осознала, именно поэтому прекрасно вас понимаю. И, мне кажется, поиски метафор вдоха-выдоха тоже помогают найти равновесие. Ну и конечно практика наблюдения за дыханием и физические упражнения.
Самое интересное в моем случае, занимаясь айкидо, я понимала об необходимости правильного дыхания, но вот не доходило до меня. А тут, такой разговор, а потом сон, да еще посадка клубники - действенно, я вам скажу.
Юнг пользовался метафорой сердечной систолы и диастолы, которую он применял к функционированию психического мира. В вашем сновидении Ютта, на мой взгляд, прослеживается СОЗНАТЕЛЬНОЕ стремление достижения психического равновесия. Такое в принципе невозможно. Конечно, вы сознательно можете отрегулировать равновесие вдоха и выдоха (картошки и клубники), но индивидуация предполагает доверие бессознательному, не правда ли?
Сердце автономно и бессознательно и только оно ЗНАЕТ длительность систолы и диастолы…
Прошу прощения, Владимир. Искала, читала, пережевывала, теперь пытаюсь проглотить и усвоить. Вот нашла кое-что, как раз для моего уровня. "Так, Гете сформулировал всеобъемлющий, ставший символом принцип систолы и диастолы – двух противоположных механизмов работы сердца: движения концентрации, отделения энергии от внешних объектов и распространения собственной энергии по направлению к ним. Аналогичны представления о двух физических силах – центростремительной и центробежной, и о возможных путях приспособления биологических видов к окружающей среде – либо повышенной плодовитости при слабой защите и малой продолжительности жизни отдельной особи, либо многообразия ее средств самосохранения при незначительной плодовитости.
Второй шаг заключался в понимании того, что обе названные установки являются равно необходимыми для обеспечения нормальной психической жизни. Ведь систола и диастола, только взятые вместе, составляют полный сердечный цикл, дополняя друг друга в поочередной ритмичной смене. Тем самым экстравертированная и интровертированная направленность должны сочетаться в каждом человеке. Возможность такого сочетания открыл принцип компенсации сознательных установок субъекта – установками, не открытыми его сознанию. Тогда индивидуальный тип отдельного человека, например, экстраверта, определяется относительным перевесом установки на объект в его осознанной повседневной жизни и наличием бессознательной интровертированной установки, которая может заявлять о себе в "неожиданных", "нетипичных" отвержениях почитаемого объекта."(Петухов В.В.
ТИПОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ)
. ...«Что внутри...» — Гессе цитирует строки из стихотворения Гете «Эпиррема»:
Мирозданье постигая,
Все познай, не отбирая:
Что внутри — во внешнем сыщешь,
Что вовне — внутри отыщешь.
Так примите ж без оглядки
Мира внятные загадки.
(Пер. Н.Вильмонта)
Интересное замечание про детей. Я не знала, что это так - про длину вдоха и выдоха до года и после.
Это физическое явление полностью соответствует некоему психическому.
Параллель выдоха - проекция, вдоха - интроекция. В раннем младенчестве, ребенок больше проецирует, так как переполнен сложными для собственного психического переваривания содержаниями. Потом, он с помощью матери усваивает функцию автономного (до какой-то степени) переваривания и своего внутреннего, и воспринимаемого внешнего. По мере взросления, ребенок приобретает более продвинутые способы взаимодействия между внутренним и внешним, но проекция и интроекция всегда в той или иной степени остаются. Считается, что взрослый здоровый человек интроецирует больше, чем проецирует, то есть, его "вдох" "длиннее". Избыток проекций ведет к истощению психики.
Проецируется в большей степени неосознанное - (то, что не видно - КАРТОШКА), интроецируется что-то притягательное, что хочется взять в себя - красивое и сочное - КЛУБНИКА.
Должно ли быть поровну "клубники" и "картошки" - это для меня вопрос открытый.... Я думаю, что в разные моменты жизни этот баланс может смещаться.
Еще ассоциация из пранаямы - чаще (если это не какое-то спец. упражнение) вдох в два раза короче выдоха.
Короткий вдох и длинный вывдох - успокаивают энергию, длинный вдох и короткий выдох - наоборот.
Да, еще - "способность отдавать" может быть также понята, как способность освобождаться от чего-то лишнего, а "способность брать" - как спрособность усваивать что-то полезное.
Тогда идея того, что отдавать - "хорошо", а "брать" - как-то не очень хорошо :) выворачивается наоборот.
---------------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"Параллель выдоха - проекция, вдоха - интроекция". +++++++ Опаньки! Это жизненная потребность во внешнем по отношению к организму кислороде - интроекция? Вот как процесс дыхания рассматривается в традиционной культуре, например, в индуизме (о чём я намекнул, кстати, в конце своего первого сообщения в этой теме): с Брахмой связываются великие космические циклы, носящие название Вдох Брахмы (активное состояние, манвантара, проекция, иначе говоря) и Выдох Брахмы (пассивное состояние, пралайя, интроекция то есть)...
На мой взгляд, "вдох - выдох" может представлять осуществление полного ЦИКЛА, т.е., по сути, это мандала, которая в свою очередь символически выражает промежуточную целостность психического становления...
это аналогия, при чем тут кислород?
Проецировать - не такая уж это и пассивность, как, впрочем, и выдыхать. Можно ТАК выдохнктуть, что рядом стоящего снесет...
-------------
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"это аналогия, при чем тут кислород?"
+++++++++++
действительно, при чём тут кислород, мы ведь ради красот внутреннего мира вдыхаем воздух, а не из-за потребности во внешней среде...