Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип.

Удивительные совпадения Синхронией с подачи доктора психологии Карла Юнга и специалиста по квантовой механике Вольфганга Паули, посвятивших изучению этого феномена много сил и времени, принято называть необычные совпадения нескольких внешних событий или соответствие внешнего события внутреннему состоянию или переживанию. О том, что некоторые совпадения трудно объяснить простой случайностью, каждый знает по своему собственному опыту. Иногда одно и то же событие происходит с человеком несколько раз подряд, причем при одних и тех же обстоятельствах. Довольно часто подобные происшествия оказываются столь необычными, что о них нередко пишут в газетах. В материалах, посвященных синхронии, часто приходится сталкиваться с заезженным описанием одного загадочного случая, ставшего уже классическим. Два брата отправились отдыхать на Бермуды и были задавлены автомобилем. Оказалось, что ровно год назад они были сбиты, отделавшись легкими ранениями, на том же самом месте и тем же самым автомобилем. Причем за рулем был тот же самый водитель, в машине сидел тот же самый пассажир, а братья ехали на том же самом мопеде, что и тогда. При этом, как выяснилось на следствии, водитель, который совершил наезд, предпринял за минувший год всего несколько поездок. С точки зрения теории вероятности совпадения подобного рода вряд ли можно назвать случайными, поскольку они обладают вероятностными параметрами с большим количеством нулей после запятой. Частенько приводится и другой, набивший оскомину пример о том, как за несколько лет до гибели "Титаника" Морган Робертсон в своем романе "Тщетность" в деталях описал обстоятельства катастрофы подобного же корабля, названного им: "Титаном". ------------------------ Собачья свадьба Десять лет назад, будучи еще "начинающим волшебником", автор консультировал известного в Томске человека и оказался свидетелем удивительного случая, который повлиял на представления о мироустройстве всех, кто оказался причастен к этой истории. Однажды этот человек, зовут его Сан Саныч, найдя в газете соответствующее объявление, договорился отвезти на вязку своего французского бульдога. В контексте всей этой истории следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что бульдог был самцом, а его "женитьба" была первой. Поскольку собачьи кавалеры обычно посещают своих невест на дому, то Сан Саныч, ухватив под мышку своего Тошку, приехал, как ему показалось, по нужному адресу и нажал кнопку дверного звонка. Далее эта на первый взгляд анекдотичная ситуация развивалась примерно следующим образом. Дверь предполагаемой квартиры хозяйки собачьей невесты открыла молоденькая девушка, которая при виде Сан Саныча неожиданно расплылась в широкой улыбке и пришла в странное волнение. Запинаясь и суетясь, молодая хозяйка пригласила его на кухню и принялась угощать гостя так, как принято ухаживать за самыми дорогими гостями. Попив немного чайку, поговорив о погоде и похвастав о достоинствах своей собаки, Сан Саныч, возможно желая предварительно оценить породистость будущего потомства, начинает постепенно интересоваться, а где же будущая невеста его Тошки. Через некоторое время он с ужасом для себя понимает, что никакой собаки в этой квартире нет и никогда не было. Чувствуя неловкость ситуации и виновато извиняясь за то, что он, видимо, ошибся номером дома и зашел не в ту квартиру, Сан Саныч попытался ретироваться. Но не тут-то было, дальнейшее поведение девушки ввело бедолагу в окончательный ступор. Хозяйка квартиры принялась горячо убеждать, казалось бы, незнакомого гостя, что тот не ошибся и попал именно туда, куда надо. Нужно отдать должное выдержке и тактичности моего знакомого, которому на тот момент пошел уже пятый десяток, - нашими длительными отношениями он уже был подготовлен к самым удивительным поворотам судьбы. Решив, что данная сюрреалистическая ситуация не случайна и что следует побольше разузнать о квартире и девушке, Сан Саныч стал аккуратно задавать ей наводящие вопросы. Через некоторое время его чуть было не хватил инфаркт, поскольку в перспективе как гром среди ясного неба замаячило совсем другое потомство - девушка оказалась беременной от: его сына. Увидев на пороге своей квартиры дорогого гостя, девчонка посчитала, что это ее мать уже сообщила обо всем родственникам того парня, с которым она и встречалась-то всего один раз и, как это принято у современной молодежи, не очень безопасно и целомудренно провела вечер. Случившаяся история произвела на всех причастных к ней такое неизгладимое впечатление, что, даже несмотря на первоначальные протесты будущего жениха, через месяц сыграли свадьбу. Общий мистический фон всей этой удивительной истории замыкает то обстоятельство, что Сан Саныч действительно по воле неведомой силы ошибся номером дома - французская бульдожка, невеста его Тошки, жила точно в такой же квартире, но в соседнем доме... ----------------- Синхронистичности — верное свидетельство того, что вы имеете дело с нейрогенетическим контуром. Так, однажды наша группа по изучению «Поминок по Финнегану» сотрясалась от хохота, когда мы поняли, что название «Toot and Come Inn» (Гостиница «Потруби в рожок и входи»3) — это не просто пародия на вычурные названия американских мотелей, но и еще один из бесчисленных каламбуров Джойса, связанных с Тутанхамоном. В этот момент вошла моя жена, чтобы поинтересоваться, чем вызван наш смех. Когда мы объяснили, она сказала: «Вот вам и синхронистичность — я только что смотрела по телевизору передачу о Тутанхамоне». И, конечно же, Джойс помещает в сон Финнегана короля-мальчика, потому что основной темой «Поминок по Финнегану», основной темой нейрогенетического контура является выживание генетической памяти из поколения в поколение, символизируемое мифом о Воскресении; Тутанхамон был выкопан (воскрешен) синхронистично с началом работы над «Поминками по Финнегану». -------------------- Все началось опять-таки с дня города, годом раньше - я шла и слушала именно этот альбом. Сначала по дороге из универа увидела дохлолого голубя у себя в районе. Притом, расчлененного. Я не придала этому особого значения. Вечером меня ждали друзья, пришлось снова ехать в город. По дороге до остановки сначала попался еще один дохлый голубь, чуть ближе к дому, в такой же позе. Я удивилась и подумала, что под ступеньками должен еще тот лежать. Подхожу к ступенькам - там его нет. Я очень обрадовалась. Поднялась по ступенькам - уже там какой-то лежит. Потом, метров через 7 - еще один. На след. день подружка позвонила, попросила с ней съездить за справкой. Это было так не вовремя - у меня экзамен намечался, но я не могла отказать и все же поехала. Там тоже была целая цепочка случайностей, приведшая к тому, что мы зашли в троллейбус, а у какой-то женщины на руках сидел голубь, завернутый в полотенце. Ночью, ну, уже вернее даже 4 утра было, проснулась от какого-то странного звука. Включила свет, а в мое окно рвался голубь. Просто подлетал и бил крыльями в окно. Это очень долго длилось. Вечером снова...цепочка т.н. случайностей приводит к тому, что звонит друг, я иду в зал, а там на подоконнике...опять-таки голубь. Я быстро поговорила по тел. и осталась в комнате. Может, это была шиза, но я стала разговаривать с голубем...Около 20 мин. ему что-то рассказывала. Потом сходила на кухню, принесла ему хлеба. Но подходить боялась, чтобы не спугнуть, поэтому пришлось встать среди комнаты и кидать крошки, стараясь попасть на подоконник. Естественно, процентов ок.80 было в моей комнате и за окном. Но голубь не обиделся. Он покушал и остался сидеть. Я с ним попрощалась и пошла в кухню мыть полы. Каково же было мое удивление, когда он прошелся по карнизу(он сдельный) и теперь уже был со мной в кухне. В общем, он там сидел, пока в кухню не вошел папа. Потом, каждый день, когда я выходила на балкон, там всегда было несколько голубей. Через несколько дней я сидела в комнате за компьютером. Смотрю в окно, а по подоконнику скачет какая-то птичка. Я еще поближе подошла рассмотреть- уж больно она красивая была. Я не разбираюсь в орнитологии, не могу сказать, кто это был, но я еще подумала, что в первый раз вижу такую красоту. (надо заметить, что тогда на компьютере тоже играл кримсновский "Рэд"). И вот, я выхожу из дома...а на тропинке, под моим окном, лежит эта самая птичка..мертвая... Потом, не помню, дня через 3-4 я мыла в ванной голову, а мама позвала меня на балкон (живу я на предпоследнем этаже) и говорит, что-то вроде того, что у нее создалось такое впечатление, что кто-то на крыше раздирает подушку и кидает перья горстями. Я подхожу, и действительно- с крыши летят с какой-то периодичностью порции перьев. На простую драку птичек не было похоже, уж слишком много было перьев, и как-то они так летели комками...В общем, было весело. В этот период случалось еще много случаев с голубями, просто я уже не помню. Я даже где-то это фиксировала, или пыталась...Мне реально казалось, что просто сойду с ума. ------------------------- Светло. Я стою на земле, смотрю вверх. Надо мною простирается ясное голубое небо, на котором вдруг появляется облако. В этот миг мною овладевает мысль изо всех сил закричать, но не прости так, а с той целью, чтобы молния из этого облака ударила мне прямо в самую макушку, и я громогласно закричал, из-за чего произошло именно то, чего я и хотел; молния ударила мне прямо в макушку. Я проснулся в бодром и жизнерадостном расположении духа… Я очень долго не мог понять, что означал этот сон, меня часто беспокоила эта мысль. Шли дни за днями. Наконец-то наступили летние каникулы. Я уехал на дачу. Август был жаркий. На небе не было ни облачка. Я сидел на веранде, попивая чай, углу[censored]ясь в свои мысли. И вот внезапно свет сменила тьма, небо покрылось тучами и началась сильнейшая гроза. Дождь барабанной дробью стучал в окна, ветер срывал ветки с деревьев, молния с поражающей силой била в [censored]одящийся рядом с домом электрический столб. И вдруг произошел самый ошеломляющий случай…. На первый взгляд мне показалось, что в окно ударила молния. В самом же деле было другое. Во время грозы воздух в помещении наэлектризовался, и в тот самый миг, когда произошел всплеск молнии, раздался неизвестно какой мгновенный треск, сопровожденный ярким всполохом на проводе, соединяющим холодильник с розеткой. Я почувствовал легкий озноб, пробежавший по моему телу, сердце заколотилось, вроде бы говоря о том, что сон был связан со страхом, затаившимся где-то глубоко в моем подсознании. Волны испуга побежали по моей спине, страх стал выходить через макушку, и наступило так называемое вытеснение, очищение… Сама Природа способствовала этому. Я подумал о том, как необычно и сложно связаны наши мысли с реальными событиями. И вот наступил сентябрь, закончились каникулы и вновь «Гроза», и образ Катерины и Луч Солнечного Света на моем письменном столе… ------------------------- Опрос Nr5: Приходилось ли Вам сталкиваться со странными, маловероятными совпадениями (синхронистичностью) событий? Проголосовали 102 человека 9 % Нет, не приходилось 12 % Крайне редко 63 % Да, приходилось 17 % Вся моя жизнь - сплошные совпадения ---------------------------- Знаете, что еще странно... Количество совпадений. За последние 18 часов уже четвертое. Сейчас объясню, что имею в виду. Вчера ехал в метро и в тот момент, когда мой взгляд остановился на коробке одной бабули, на которой было написано delicious, ухо улавливает от одного из пассажиров слово "вкусно". Я еще тогда подумал, что это какой-то знак. Сегодня еду в маршрутке, а в голове фамилия начальника. И тут рядом произносят весьма созвучное слово. Причем повторили его несколько раз. Меня аж передернуло. Сижу на работе. Размещаю фото одного политика на сайте, и вдруг рядом коллега, начитывая сообщение на автоответчик, упоминает фамилию этого политика. А через минуту я читаю текст нашей программы, и когда взглядом пробегаю то место, где идут слова одного журналиста, через секунду коллеги вспоминают этого журналиста и начинают ему звонить, чтобы пригласить на программу. Это что? Товарищи! Может, я слишком мнительный? -------------------------------- Вначале меня интересовало объяснение внешне казуальных событий. Они случаются с каждым из нас. Вот мой пример. Я приехал в командировку в Киев в ИТФ. И узнаю досадной помехе -в ту же лабораторию приехал профессор из университета в Саппоро. Потом выяснилось, что родились мы с ним в одном месяце, а одном году, на расстоянии 6 км. друг от друга на Южном Сахалине. Ну и встретились, приехав в одно и то же время в одно и тоже место. Можно ли считать нашу встречу казуальным событием? А какова его вероятность. Могу сказать только одно слово - ничтожнейшая. Событие аказуальное? Да. В точном соответствии с синхроничностью - если мы встретились в одной и той же лаборатории, то очевидно, что нас занимали мысли либо об одном и том же, либо о близком. Налицо совпадение двух рядов физического и духовного, протекающих одновременно. ------------------------- Писатель Вильгельм фон Штольц собрал большое количество историй о странном возвращении утерянных или украденных предметов к своим хозяевам. Среди прочих у него есть история о женщине, сфотографировавшей своего маленького сына в Черном Лесу. Она оставила пленку в Страсбурге для проявки. Но началась война, она не могла ее забрать и смирилась с этой потерей. В 1917 г. во Франкфурте она купила пленку, чтобы сфотографировать свою дочь, которую родила за это время. Когда пленка была проявлена, выяснилось, что она уже использовалась: под фотографией дочери была фотография сына, сделанная в 1914 г.! Старая пленка не была проявлена и каким-то образом вновь поступила в продажу вместе с новыми пленками. ----------------------------------------- Хочу привести случай из моей практики. Пациентка О. Не страдает психическими расстройствами. Обращалась по поводу семейной проблемы. В 1986г находясь в роддоме в дородовой палате, испытала видение: совершенно отчетливо видела, как в палату вошел человек в капюшоне. Лица человека О. не видела. Человек подошел к кровати и спросил – ты хочешь родить? Да. – Ты родишь девочку, отчетливо услышала она, но… Человек провел пальцем от предполагаемого местонахождения носа и до подбородка и удалился из палаты. Спустя некоторое время ее увезли в родовую палату. О. действительно родила девочку, но с врожденным дефектом – «заячьей губой». У врача (женщина) которая принимала роды у О. дочь родилась то же с врожденным дефектом – заячьей губой. Спустя некоторое время (после встречи с О.) я «случайно» повстречался с этим врачом, которая оказалась моей однокурсницей (ее, кстати, то же звали О.), которая подтвердила этот случай. Кстати О. пришла на прием с дочерью, которую я видел и могу заверить, что операция по устранению дефекта губы была проведена на высоком уровне. ---------------- Относящееся к теме (статьи) Материал относящегося к явлениями синхронистичности подобран с разных сайтов Интернета. http://synbord.narod.ru/ http://www.alterego.com.ua/texts/a_paradox3.html#synchro http://socionics16.narod.ru/t/as-597.html http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Wils/20.php http://key999.ru/text/trans_real/15.htm http://home.ural.ru/~v_irkhin/book/glava5.htm http://ontologia.narod.ru/lifepath.html
Интересная тема. Владимир, спасибо за подборку. Удивительные ( и одновременно трагичные) факты есть также в биографии Густава Майринка.
Так как в предыдущей версии сайта инициатором обсуждения этой сложной, но интересной темы был Юрий, хотелось бы что бы продолжение дискусси возобновил автор. Думаю, моя подборка материала обсуждению не повредит.
Хм, я вот прочитал только что статью про Майринка, и вдруг решил ни с чего ни с того залезть на юнглэнд. Хотя не был тут уже мксяца эдак два. И щелкнул по первой же попавшейся теме, оказалась она темой про синхронистичноть. И вижу - упоминание Майринка. Это синхронистичность? А вообще, просто так пробуждается дух. Юнг всегда знал про призрачность материи, не зря же он Шопенгауэра с детства щтудировал. И с понятием "Майя" также был знаком. Ничего удивительного в синхронистичности нет. Удивительно другое, как это люди до сих пор верят в т. н. "объективную реальность".
Действительно событие, которое произошло с 25-летним Мейнринком (когда он уже хотел совершить задуманное самоубийство, ему в дверную щель просунули тонкую брошюру "Жизнь после смерти", что резко переменило намерения потенциального самоубийцы) можно назвать синхронией, т.к. оно положило начало к настоящей трансформации его личности. Ну а то, что вы решили, прочитав Мейнринка спустя два месяца «залезть на Юнгланд» приятное, но все же совпадение, если конечно для вас эта случайность, не станет значимым событием, которое положит начало трансформации вашей личности. :)
У Майринка еще любопытные факты в биографии есть - с купленным автомибилем и еще, скорее, -трагические - обстоятельства смерти сына и самого Майринка...
НЕ были эти факты связаны с тем, что у Майринка были, судя по всему, сильно активизированы глубокие слои БСС и КБСС?
В эпизоде с сыном, можно предположить БСС идентификацию сына с Самостью отца, в этом случае мы встречаемся с архетипическим Оракулом (архетипический паттерн проклятья рода Атридов)
"НЕ были эти факты связаны с тем, что у Майринка были, судя по всему, сильно активизированы глубокие слои БСС и КБСС?". Вполне вероятно, т.к. судьба подвела его очень близко к коллосально заряженному архетипическому переживанию Смерти.
"В эпизоде с сыном, можно предположить БСС идентификацию сына с Самостью отца, в этом случае мы встречаемся с архетипическим Оракулом (архетипический паттерн проклятья рода Атридов" Володь, вот это не совсем понял. Но сами книги Майринка мне понравились, особенно - "Ангел западного окна" и "Вальпургиева ночь". Хотя, например, Гессе мне гораздо ближе, но у Майринка в книгах очень много пронзительного, я бы сказал, и на меня они произвели довольно сильное эмоциональное впечатление.
"Думаю, моя подборка материала обсуждению не повредит." Напротив, только благоприятствует. Через время присоединюсь.
Рок, судьба, (архетипическая троица мойр) определяет архетипический паттерн как индивидуальной так и коллективной (родовой) жизни. Если в жизни индивид встречается с родовым доминирующим архетипическим паттерном - значимым родовым событием, то вполне вероятно, что этот индивид будет испытывать прямое воздействие этого «родового» архетипического паттерна, и бессознательно выстраивать свою индивидуальную жизнь, судьбу в соответствии с этим архетипическим родовым паттерном. "Летом 1932 г. сын М. в возрасте 24 лет покончил с собой. М. потрясло такое совпадение с его собственным намерением свести счеты с жизнью в том же возрасте, что подтверждало его идею мистической передачи архетипов поведения от поколения к поколению".
Всего этого, конечно, нельзя исключать. Родовой архетип - почему бы и нет? В любом случае, концепция архетипов не должна быть жесткой, фиксированной...
Юнг пишет в сноске статьи "Синхронистичность": «Мы оказываемся в довольно затруднительном положении, когда дело доходит до формирования нашего мнения о феномене, который Стекель называет «давлением фамилии». Под этим он понимает иногда поистине смешное соответствие фамилии человека особенностям его характера или его профессии. Например герр Гросс (господин Большой) страдает манией величия, а герр Кляйнер (господин Маленький) – от комплекса неполноценности. Сестры Альтман (пожилой мужчина) выходят замуж за мужчин на двадцать лет старше их. Герр Фейст (господин Тучный) является министром пищевой промышленности, герр Росстаушер (господин Барышник) работает юристом, герр Кальберер (Мясник) – акушером, герр Фрейд (Радость) пропагандирует житейские удовольствия, герр Адлер (Орел) обладает большой силой воли, герр Юнг (Молодой) исследует идею повторного рождения и так далее. Является ли это прихотью случая или, как явно полагает Стекель, фамилия оказывает на человека свое воздействие, или же мы имеем дело со «смысловыми совпадениями»?
У Юнга в статье «О синхронистичности» перечислены три основных категории феномена синхронистичности дающие основания идентифицировать события как синхронистические. 1) Совпадение психического состояния наблюдателя с происходящим в момент этого состояния, объективным, внешним событием, которое соответствует психическому состоянию или его содержимому (например, скарабей), в котором не прослеживается причинная связь между психическим состоянием и внешним событием, и в котором, учитывая психическую относительность времени и пространства, такой связи не может и быть. 2) Совпадение психического состояния с соответствующим (происходящим более-менее в то же время) внешним событием, имеющим место за пределами восприятия наблюдателя, то есть на расстоянии, удостовериться в котором можно только впоследствии (например, стокгольмский пожар). 3) Совпадение психического состояния с соответствующим, но еще не существующим будущим событием, которое значительно отдалено во времени и реальность которого тоже может быть установлена только впоследствии. События групп 2 и 3 еще не присутствуют в поле зрения наблюдателя, но уже ему известны, если, конечно, их реальность будет подтверждена. Поэтому я назвал эти события "синхронистическими", что не следует путать с "синхронными". Юнг настаивал, что определить, классифицировать событие как синхронистическое может только сам наблюдатель, ориентируясь на свое восприятие личностного смысла этого события, и на то, как это событие встраивается в контекст его переживаний. Синхронистическое событие которое произошло со мной совсем недавно можно отнести сразу к трем категориям. Итак, где-то в середине июля я стал перечитывать книгу Д. Хиллмана «Самоубийство и душа». Как-то поздним вечером, сидя на лоджии, я размышлял о прочитанном. Помню четко, что вдруг в голову забрела мысль о том, что некоторые суицидальные фантазии неся в себе сильный аффективный заряд могут спровоцировать синхронию, и вдруг посреди вечерней тишины услыхал отчетливые слова доносящиеся с улицы – «Ты просто зверь, ты довел меня до того, что я постоянно думаю о самоубийстве!». Я выглянул на улицу и увидел одиноко стоящую пару. Говорила эти слова девушка, лицо которой я не разглядел. Я подумал о синхронистичности, но отбросил эту мысль, так как этот случай мог быть и простым совпадением. А через некоторое время вспомнил, что несколько дней назад моя пациентка Р. Рассказывала сновидение, в котором ее родственник покончил жизнь самоубийством. Р. утверждала, что раз она так четко видела во сне все детали самоубийства, то оно должно обязательно произойти. Я долго убеждал, разъяснял ей, что события представленные в ее сновидении несут в себе символический смысл, но тщетно – пациентка ушла с твердым убеждением, что все, что она видела в сновидении, обязательно произойдет. Когда я вспомнил сновидение своей пациентки, честно говоря у меня прошел неприятный холодок по спине. 2.07. пациентка позвонила мне и сообщила, что не придет на прием, так как родственник которого она видела в сновидении лежит в реанимации из-за того, что «нечаянно» впил сильнодействующие таблетки! Мое «научное» объяснение ее сновидения рухнуло как карточный домик! Но на этом дело не закончилось! Сегодня утром, узнаю, жилец в нашем подъезде покончил жизнь самоубийством! И надо учесть, что все эти события начали происходить тогда когда я иньициировал тему "о синхронистичности"! Я не суеверный, но книгу «Самоубийство и душа» на всякий случай заложил в самый отдаленный угол своей библиотеки. :)
Vladimir! Ostoroznee, vi tam, gde ostaiotsia 1 shag do togo, chtobi podumat, chto eto vi zapustili etu pruzinu.... u menia bil klient, kot. dumal v podobnom rusle (ja pisala o niom v tom raferate, kot visilala vam) Tak vot, mne kazetsia horoshim lekarstvom ot dumanija v takom rusle javliaetsia perehod na kakuju-nibud druguju t. zrenija. Naprimer, mogu soobschit vam, chto v poslednee vremia na nebe tvoritsia nechto silno napriazonnoe y eto mozet vlijat na mnogih daze tak tragichno. Vozmozno i vas eto vlijanie zadevaet, no vot takim obrazom - vi svidetel, no tema eta vsio ravno prohodit. Eto, konechno, ne istina v poslednej instancii, no mne kazetsia takoj vzgliad" zdorovee" poskolku on ne provociruet razrastanie grandioznosti. Ja tut kak raz dumala, chto vlijajut na nas i nebo i zemlia. Kak po raznomu ustroeni ljudi v raznij mestah! Uverena, chto vlijanie neba i zemli silnee, chem odnogo cheloveka :). kstati, simvolicheskij plan (simvolicheskij smisl sna vashej pacientki) i realnij plan, mogut ne iskljuchat drug druga. Tak ze, samoubijstvo ee rodstvennika mozet bit nikak ne sviazano s ee snom. Esli posmotret na vsio eto so mnogih t.zrenija? Escho odna pozicija. Dopustim samoubijza rasprostranial "fljuidi" samoubijstva. Oni bili uhvacheni ego rodstvennicej i vami. I pod vlijaniem ih vi vernulis k etoj teme i vziali knigu.... Trudno skazat - chto previchno. Imeem klibok ne s odnim koncom. Za kakoj potianut?
Спасибо Лариса за предостережение. Наверное, мой «почтенный» возраст констеллирует у моих визави паттерн «заботы», но смею вас уверить, что я далек от состояния инфляции, и с самоиронией у меня все в порядке. Я описал эти события, т.к. они явились для меня значимыми (в юнговском смысле) и иллюстрировали синхронистичность как субъективное восприятие смысла ДЛЯ МЕНЯ объективировавшемся в акаузальных внешних событиях. Эти события заставили меня пересмотреть свои взгляды на некоторые психотерапевтические догматы, которые стали со временем укореняться во мне и мешать более гибкому подходу к некоторым жизненным проблемам. Самоубийство в символическом смысле для меня означает – убить во мне то, что мешает посмотреть на мир глазам новорожденного. Синхрония по моему предположению запускает, активизирует архетипический паттерн «узнавания» себя в «ином». Когда «иное» становится тобой. Когда внутреннее становиться внешним, а внешнее становиться внутренним. Когда стираются грани субъекта и объекта, образуя порядок смысла. Так что ваша рекомендация – «Так вот, мне кажется. лекарством от думания в таком русле является переход на какую-нибудь точку зрения» совпадает с тем внутренним событием которое я сейчас переживаю (заметьте, тоже синхрония). Еще раз, спасибо за заботу. Желаю хрошего отдыха. :)
А книгу я сегодня дочитал. :)
"Самоубийство в символическом смысле для меня означает – убить во мне то, что мешает посмотреть на мир глазам новорожденного". Mne kazetsia, chto ubivat v sebe chto-libo vsegda nemnogo pre4sruplenie. A kak ze zrelost, skepsis, opit, drugie veschi ne svojstvennie novorozdennomu. Novorozdennij putaet mnogoe, obiekt i subekt, passchepliaet... ne hotelos bi mne okazatsia na meste novorozdennogo sejchas! Синхрония по моему предположению запускает, активизирует архетипический паттерн «узнавания» себя в «ином». Когда «иное» становится тобой. Когда внутреннее становиться внешним, а внешнее становиться внутренним. Когда стираются грани субъекта и объекта, образуя порядок смысла. Kakie raznie podhodi mi predstavliaem! Dlia menia eto stiranie grani - zalog putanica, a ne obretanija smisla. No navernoe vi hotelo skazat pro vozmoznost vojti v mir drugogo, postignut ego nastolko naskolko eto vozmozno pri sohranenii identichnosti? Dlia menia eto - empatija, a vot poteriat gran... eto uze drugoe.
Лариса, вы меня почти убедили в том что "puer" это плохо. Теперь постарайтесь убедить меня в обратном :) Mne kazetsia, chto ubivat v sebe chto-libo vsegda nemnogo pre4sruplenie. А как это быть "немного преступником"? ;), и потом я говорю о самоубийстве" в сиволическом смысле, впрочем, в ПА с сиволами дела обстоят иначе.
Mne ochen nraviatsia slova Junga o chastichnom sanoubiistve. Ja dumaju on imel vvidu imenno eto - ubivat v sebe chto-to, eto UBIVAT. POchemu puer eto ploho? Eto tolko ne absoljutno horosho (ubit v sebe vsio chto meshaet smotret ne mir glazami novorozdennogo - urezat svoi vozmoznosti). V pA s simvolami obraschajutsia nemnogo po drugomu, no ih znachenie ne umoliajut. V PA v bolshej stepeni prostraivajutsia mostiki ot simvolov k projavlennoj realnosti i osobenno k chuvstvam. v bolshej stepeni polagajutsia na individualnoe chuvstvovanie simvolov, chem na ih obichnoe (arhetipichnoe) znachenie.
POchemu puer eto ploho? Eto tolko ne absoljutno horosho. Лахезис, вы меня убедили.:)
Синхроничностью и близкими ей вещами интересовался не только Юнг. В истории ПА тоже были несколько похожие эпизоды: "Теперь Ференци заинтересовался телепатическим обменом между аналитиком и пациентом. В 1910 году, вскоре после посещения с Фрейдом Сицилии, он впервые послал ему материалы, представлявшие некоторую ценность. Пациентом был гомосексуалист. Ференци считал, что может объяснить, почему у пациента на кушетке возникают те или иные свободные ассоциации: его бессознательное получает информацию из бессознательного Ференци. 25 июля: "пациент ложится как обычно. Но тут же взволнованно вскакивает... "Что за черви у вас на кушетке?" Ференци объясняет Фрейду: В тот день я имел половое сношение. Мне пришла в голову мысль, что неправильно использовать одну и ту же кушетку для работы и занятий любовью. Женщина, с которой я имел сношение, называет сперматозоиды червячками. 26 июля пациент описывает свою фантазию: "Я ложусь. Моя одежда пуста, как будто в ней нет никакого тела". Ференци до того читал газетную статью Анатоля Франса, где описывался сумасшедший, который надевал на шест одежду и усаживал ее в кресло. 16 августа пациент сказал "Солнце лежит на Луне, Луна - на звездах. Они совершают движения коитуса". До того другой пациент, типограф, рассказывал Ференци о книге, с которой работает. В ней гравитация и магнетизм отождествлялись с сексуальным притяжением. Типограф выразился так: "Солнце и Земля имеют друг с другом коитус". Фрейда все это убедило: эти наблюдения, "как мне кажется, наконец разрушают мои сомнения о существовании телепатии". Нужно было просто привыкнуть к этой идее. Ференци волновался, думая, что теперь на нем лежит ответственность за посвящение профессора в сферы оккультизма. Но интерес Фрейда был довольно слабым. Его интересовал скорее сам факт существования телепатии как аномалии в материи мира, а не ее конкретное применение. В какой-то момент он верил, но тут же начинал сомневаться. Когда Ференци написал ему (ноябрь 1910 года), что стал "великим прорицателем, то есть телепатом!", который видит мысли своих пациентов через собственные свободные ассоциации, Фрейд саркастически относит "эту потрясающую коммуникацию на счет того, что вы сами были медиумом" Ференци объявляет, что "будущая методология психоанализа" должна учесть эти открытия. Фрейд мягко отговаривает его "Я вижу, как судьба неумолимо приближается, - пишет он, - и я думаю, что именно вам предназначено ввести в науку мистицизм и тому подобные вещи... Но все же нужно попытаться замедлить этот процесс". Разумно, если учитывать, как неубедительны были все доказательства существования телепатии. В Великобритании скандал, связанный с телепатией, потряс Общество психических исследований. Ференци тихонько продолжал свою работу и собирал данные. В 1912 году он обнаружил лошадей, которые с помощью телепатии могли выполнять сложные математические вычисления - "извлекать квадратные и кубические корни, делить и вычитать большие числа" - во время "безупречных", как он считал, экспериментов. Фрейд не выражал своего мнения по поводу лошадей-математиков. Конечно, он понимал, что Ференци слишком увлекся. И тем не менее именно Ференци рассказал ему многое о телепатии. Только его слова производили впечатление на Фрейда, у которого не было собственного телепатического опыта. Однажды Фрейд сказал, что его жизнь была "особенно бедна в оккультном смысле". Он хотел слышать о таинственных верованиях от человека, которому доверял. То же было за двадцать лет до того с Флисом, который снился Фрейду, когда они с Ференци были в Сицилии. В 1913 году Фрейд так уверился в телепатии, что мог сказать на ежегодной конференции слова, которые наверняка заставили Юнга поморщиться: "У меня есть серьезные причины предполагать, что все имеют в бессознательном инструмент, с помощью которого можно истолковать то, что произносит бессознательное других людей."
Несколько цитат Юнга: "Только при объяснении непонятных психических явлений, мы вынуждены предполагать, что архетипы должны обладать непсихическим аспектом. Такой вывод основывается на явлении синхронистичности, которая ассоциируется с активностью бессознательных операторов и до сих пор считается (или не признается) «телепатией» и т.д." "Однажды нам придется освободиться от в высшей степени ненаучной претензии, что синхронистичное явление - это просто вопрос случайного совпадения; мы должны увидеть, что это вообще не необычные случаи, а относительно рядовое явление." "Когда бессознательные содержания проходят в сознание, их синхронистическое проявление исчезает; наоборот, синхронистические явления могут быть вызваны погружением субъекта в бессознательное состояние (транс)." Последнее предположение мне довелось проверить на практике. Со мной произошел случай, который является красочным подтверждением идей о синхронистичности, их связанности с бессознательным и относительности причинно-следственной связи. Был у меня разговор с близким другом. Спустя четверо суток почти непрерывного общения, сознание потеряло свою силу и мы подошли к стадии этакого совместного транса. На определенном этапе, в момент осознания некоторых аспектов своего "Я" произошло нечто необычное. Это сродни грохоту в шкафу у Юнга. Только в данном случае со стола упали две разделочные доски. Упали отнюдь не из-за неустойчивости. Упали, сделав кульбит через один из углов, вопреки все законам физики :) Сквозняк и подобные механические факторы исключены. Терапевтический эффект сего события тоже имел место. Вот она синхронистичность! Совсем рядом :)
Синхрничность имеет очень интересную связь с "и цзин"-ом. У мена был не один такой опыт во время обшения с этой книгой. Я думаю что дело не только в проекции и трактовке гексаграмм и вообше думаю что стоит изучить более подробно связь синхроничности с "и цзин"-ом.
Любопытный момент: procyon разместил в дневниках скан с работы Юнга "Символическая Жизнь"; дата 02.12.2006 время 18:39 с другой стороны, эта же вешь появилась на http://www.psiland.narod.ru/psiche/simvol.htm ; дата 02.12.2006 время 18:26 (время можно посмотреть найдя файл в кеше браузера, если вдруг кто-то не знает) вот такое совпадение)
Хочу еще раз заострить внимание на то, что синхронистические события это особый род чуда, который происходит во внешнем как «ответ» на особое состояние психического, внутреннего. Это особое внутреннее энергетическое состояние, назовите его одухотворение, энтузиазм, - констеллирует события совпадающие по смыслу с внутренним состоянием, образуется т.н. «смысловое поле», что-то наподобие «поля чудес» в которое попадает Эго :)
Из статьи о деконструктивистском прочтении Юнга: "«Синхрония» является юнговской версией индивидуации для культуры. Она создавалась, чтобы дать Матери Земле или Природе возможность присутствовать по соседству с современной наукой логоса. В экспериментальной науке …работа Природы в ее необузданной целостности полностью игнорируется… Нужен метод исследований, который… дает возможность Природе отвечать нам из своей целостности. (Юнг 1952а: 864) Для целей этой статьи я упрощенно определила бы юнговскую синхроничность как способ связывания событий (психических или экстра-психических) не по причине, а по смыслу. Синхроничность признает совпадения психики и внешнего мира, как имеющие смысл. Она серьезно рассматривает существование реальности вне механизма причины-следствия. Космос является паутиной, соединяющей не только пассивным механическим образом. Предположительно, Юнг считал синхронические события «согласованными актами творения», разворачивающейся творческой силой природы, Матери Земли (Юнг 1952а: 965)."
> Два брата отправились отдыхать на Бермуды и были задавлены автомобилем. Оказалось, > что ровно год назад они были сбиты, отделавшись легкими ранениями, на том же самом > месте и тем же самым автомобилем. Причем за рулем был тот же самый водитель, в машине > сидел тот же самый пассажир, а братья ехали на том же самом мопеде, что и тогда. > При этом, как выяснилось на следствии, водитель, который совершил наезд, предпринял > за минувший год всего несколько поездок. > С точки зрения теории вероятности совпадения подобного рода вряд ли можно > назвать случайными, поскольку они обладают вероятностными параметрами с > большим количеством нулей после запятой. Я интересовался синхронистичностью (в контексте кратковременного увлечения астрологией), хотел бы поделиться информацией которую тогда накопал. Оценка вероятности событий (совпадений) в работах на эту тему проводится не совсем корректно. Существует значительная разница между вероятностью указанного и неуказанного события (простите за возможно неудачную терминологию, не помню правильные мат. термины, поправьте если что). Например, есть известный парадокс дней рождения иллюстрирующий проблему: Парадокс дней рождения — утверждение, что если дана группа из 23 или более человек, то вероятность того, что хотя бы у двух из них дни рождения (число и месяц) совпадут, превышает 50 %. Для группы из 60 или более человек вероятность совпадения дней рождения хотя бы у двух её членов составляет более 99 % Рассматривая указанный случай с братьями учитывая указанный математический эффект, надо отдавать себе отчет, что существуют две группы вопросов: 1. Какова вероятность того что два брата будут сбиты одним и тем же водителем? Множество вопросов формы: "какова вероятность что с Xi случится совпадение Yi?" В формулировке парадокса дней рождения это эквивалентно вопросу "какова вероятностью того, что в группе из n человек у кого-либо день рождения совпадет с днём рождения некоторого заранее выбранного человека". Ключевое слово здесь "заранее выбранного". То мы ведем речь про вероятность указанного совпадения. Она действительно невелика. 2. Какова вероятность, что "братья будут сбиты одним и тем же водителем" ИЛИ "купят билеты на футбол с номерами равными их дням рождениям" ИЛИ "встретят двух сестер с теми же днями рождения что у них" ... ИЛИ ... . Эта группа вопросов эквивалентна постановке вопроса в парадоксе дня рождения (в отличие от первого случая мы не указываем день рождения какого человека будет продублировано). Речь про вероятность неуказанного совпадения. В жизни события происходят ежесекундно (~ количество человек в группе велико), количество вариантов событий и их исходов также огромно (~ количество дней в году). Поэтому корректно посчитать вероятность совпадений (тем более, если перейти к такому расплывчатому критерию как смысл) -- задача очень непростая. Полуинтуитивные методы оценки здесь не дают корректного результата, как видно на примере парадокса дней рождений. Есть еще один неприятный момент. В период работы над Синхронистичностью, Юнг находился под впечатлением от результатов экспериментов Дж. Б. Рейна. Впоследствии выяснилось, что один из ассистентов Рейна подтасовывал результаты экспериментов :( (мне не удалось найти точной информации была ли доказана подтасовка этого конкретно эксперимента, но это уже не так важно имхо), получился скандал. Чтобы не заканчивать на такой печальной ноте, замечу что парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена похоже сильно перекликается с идеей синхронистичности.
"Чтобы не заканчивать на такой печальной ноте, замечу что парадокс Эйнштейна — Подольского — Розена похоже сильно перекликается с идеей синхронистичности". Ну, тода можно быть спокойным за научную совесть д-ра Юнга. :) abb, спасибо за подборку материала.
Действительно теория вероятности малопригодна для исследования синхронистичности. Дело в том, что для подсчета вероятности события необходимо сначала построить функцию распределения вероятности, а это в общем случаи можно сделать по разному. Есть такой анекдот: У одной женщины спрашивают: -Какая вероятность того, что Вы завтра на улице встретите динозавра? -50%. - ??? - либо встречу, либо нет. На самом деле если построить функцию распределения на поле вероятности из двух событий, то результат таким и будет - 50%. Математика всегда дает математические ответы, поэтому многое зависит от правильно заданого вопроса и интерпретации ответа, который, как показывает практика, совпадает с реальностью с определенной вероятностью