Создания ощущений через образы, краски, звуки и запахи
Автор: grey_butterfly, дата: чт, 01/10/2009 - 20:48 Юнгианство и пост-юнгианство
Хотела бы предложить для обсуждения тему создания ощущений через образы, краски, звуки и запахи. На создание данной темя меня сподвиг недавний просмотр фильма Д. Линча "Голова Ластик". Признаюсь честно при первом просмотре не было даже никаких мыслей, вернее были первой мыслью было "Надо подумать, тут должен быть смысл" :) Далее отказавшись от мысли поиска смысла просто сосредоточилась на фильме. И тут то я поняла что ощущения от фильма очень сильные. Я как будто погрузилась в один из своих снов с "серой башней", гнетущее ощущение признаюсь вам.
Ярким примером создание ощущений не через смысловую нагрузку являются стихотворения построенные на звукописи. К таким можно отнести некоторые стихи Хлебникова. и хотела привести отрывок одного из подобных стихотворений найденный мной в интернете:
Стремительной стрелой: в строку – строка.
Странная страстность: страница – в страницу.
Стратегия стравливания – строга:
Стрелка со стрелкой срастись стремится –
Страх.
Сострадание – со страданием:
Глаза из орбит.
Мир – болезненное срастание,
Ибо он разбит.
Стой не беги. В небе ни зги.
Всё – в д р е б е з г и.
Боже мой!
В жар, в дрожь
Брошена –
град брызг.
Век разбит,
жизнь – в грош,
Вдребезги –
вдруг – вдрызг.
Один из очень ярким примером воздействием через цвет является фильм Такуши Китано "Куклы". По словам самого Китано, он ставил себе целью создать идеальный по цвету фильм и по-моему ему это удалось!!!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 08/10/2009 - 14:23 #39118
Делюсь, только не созданием ощущений, а нахождением в себе созвучных моментов с реальными.
Со вчерашнего вечера, останавливаясь на мгновения и прислушиваясь к себе, ловлю себя на ощущение чего-то знакомого, но забытого, что-то вновь нашла и это находка порождает внутри наполненность, но испытывала некую недосказанность, что-то не проговорено мной.
Лечу сегодня на обед и вдруг понимаю, что мурлыкаю под нос мелодию Джеймса Ласта «Одинокий пастух». И понимаю, что именно ее вчера мне не хватало для понимания своего внутреннего состояния. Прослушала вновь.
Возникает законченный образ – словно вновь отыскала забытую, заброшенную тропку, которая приводит меня в долину, затерявшуюся в горах. И передо мной раскрывается картина жизни. Рассвет, как нежное, ласкающее звучание флейты, вхождение в долину, проникновение, постепенное вплетение в звучание флейты живых звуков проснувшейся долины, взаимопроникновение и разделение, как бы прислушивания к себе вновь после этого взаимного звучания, а далее момент узнавания и принятия – звучание флейты во всей своей силе с проснувшейся природой, то ведущая, то ведомая – день жизни, и вновь переход и плавное, постепенное угасание, разделение и рассеивание звуков флейты - закат жизни. Но, самое интересное, решила посмотреть символику флейты и нахожу звучание красок по Кандинскому, текст – «…синий — «небесная краска», зовет человека к бесконечному. Здесь мы наблюдаем «движение» от человека и к центру – центростремительное движение….средне-синий, по Кандинскому, символизирует звук флейты….и синий связан с «горизонтальным движением», синий — движение от зрителя». Далее, по символике «…флейта является фаллической и мужественной по форме, но женственной и пронзительной по высоте звука и светлому, серебряному (и, следовательно, лунному) тону…». И поняла, что вчера присутствовала наполненность - свойство, но неоформленная в форму, и нашлась дорога к оформлению. Всегда можно отыскать в этом мире подсказку для себя.
Не знаю, удалось ли передать основное?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: cockle-boat, дата: пн, 12/10/2009 - 03:07 #39215
Глубоко пережито и очень красиво описано! Если чувствуешь музыку слов, самого "Пастуха" можно даже не слушать...
Вот видите, Ютта, и вам мало пережить нечто - впридачу подавай смысл, иначе - томящая "недосказанность". Искусство (шире - душа) сливается с природой, мужское с женским, краски со звуками - это и есть ЛЮБОВЬ!..
(Хотя, представьте только, не будь у вас этой волшебной способности, из тех же ингредиентов мог получиться уродливый хаос: тропка в горах обернулась бы ядовитой гадюкой, сами горы - чудовищами, пастух - извращенцем, а музыка - пением хищных сирен; но тогда бы получился Пелевин, видящий в розах преимущественно шипы, а мы этого не допустим!) :)
Вот видите, Ютта, и вам мало пережить нечто - впридачу подавай смысл, иначе - томящая "недосказанность". Искусство (шире - душа) сливается с природой, мужское с женским, краски со звуками - это и есть ЛЮБОВЬ!..
(Хотя, представьте только, не будь у вас этой волшебной способности, из тех же ингредиентов мог получиться уродливый хаос: тропка в горах обернулась бы ядовитой гадюкой, сами горы - чудовищами, пастух - извращенцем, а музыка - пением хищных сирен; но тогда бы получился Пелевин, видящий в розах преимущественно шипы, а мы этого не допустим!) :)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: пн, 12/10/2009 - 08:32 #39218
Артем, опять призыв? Вот, кстати, звучание трубы в этой композиции, напоминает призыв к пробуждению, и флейта созвучна вторит, как-бы смягчает - ведомая, но мне ближе ее одинокое звучание и нежное вплетение в общий ансабль.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: cockle-boat, дата: ср, 14/10/2009 - 02:49 #39225
Ютта, я по-хорошему завидую вашей способности надолго (больше мгновения) растворяться в прекрасном. Я для этого сейчас слишком беспокоен, если не сказать издерган. Надеюсь, это пройдет.
А как вам "Trains & Boats & Planes" Astrud Gilberto? От этого проклятого ностальжи (с щемящим трамвайным звонком начала XX века) мои глаза заплывают крокодиловыми слезами. Мне вообще свойственна ностальгия по чужим славным денечкам, отсюда обращенное в прошлое меломанство... В таких вещах действительно трудно разобраться и не всегда это нужно. Так что grey_butterfly права: граждане аналитики, мы же еще на земле, давайте хоть иногда изъясняться мычанием!..
А как вам "Trains & Boats & Planes" Astrud Gilberto? От этого проклятого ностальжи (с щемящим трамвайным звонком начала XX века) мои глаза заплывают крокодиловыми слезами. Мне вообще свойственна ностальгия по чужим славным денечкам, отсюда обращенное в прошлое меломанство... В таких вещах действительно трудно разобраться и не всегда это нужно. Так что grey_butterfly права: граждане аналитики, мы же еще на земле, давайте хоть иногда изъясняться мычанием!..
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Ютта, дата: чт, 15/10/2009 - 07:00 #39233
***А как вам "Trains & Boats & Planes" Astrud Gilberto?***
Прослушала впервые, еле отыскала на просторах инета, где можно скачать бесплатно ее композиции.
Ощущение утренний полудремы, момента тягучего блаженного состояния перед полным пробуждением, розоватая дымка, как общий фон.
А вообще вырисовывается следующий образ - дождевые капельки, медленно стекающие вниз по оконному стеклу и наблюдающая за их движением, растворившаяся в кружевных фантазиях, а жизнь, так медленно протекает мимо.
Артем, спасибо Вам.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
На наше счастье, смысл есть во всем, что мы видим, потому что мы сами его во всё это вкладываем (или обнаруживаем, кому как нравится). Точнее, вкладывает или находит наше сознание - это его функция. Возможно, вы имели в виду смысл, выражаемый словами и постигаемый интеллектуально? Но ведь существуют искусствоведы, пишущие целые тома, скажем, о "Черном квадрате" Малевича, психологи, раскладывающие перед клиентом цветные пятна Роршаха и на основании его ответов делающие осмысленные заключения о свойствах его личности. Другое дело, что есть образы, допускающие множество истолкований, но и тут речи нет об их бессмысленности...
В приведенном вами отрывке из Хлебникова смысл также присутствует, хотя и не столь очевидный, но такова уж поэзия! Начнем с деталей.
"Стремительной стрелой: в строку – строка". Каждое из четырех слов предложения содержит общее для них значение линейного движения к одной цели (да и предлог "в" служит тому же!). "В строку - строка" - метафора мастерской стрельбы из лука (образ Робин Гуда), когда "в стрелу - стрела", а также отзвук знаменитого "как в пулю сажают вторую пулю..." Пастернака (современника Хлебникова и собрата-соперника по ремеслу).
"Странная страстность: страница – в страницу". Поэт картинно усмехается, взглянув на себя со стороны обывателей или тех, например, кому дороже "жар холодных числ". Увлеченный чем-либо человек странен для равнодушных к его увлечению. "Довольно пошлая мысль", - сказал бы товарищ Бендер. Но ведь не бессмыслица?!
"Стратегия стравливания – строга: Стрелка со стрелкой срастись стремится – Страх". Это высказывание кажется туманнее предыдущих, но лишь из-за нагромождения абстрактных понятий: "стратегия", "стравливание"... О чем здесь речь? О строках-стрелах, посылаемых не вширь и вдаль, как обычно, а, так сказать, вглубь. Вглубь чего? Все того же СМЫСЛА. Поэт оказывается дисциплинированным ("строгим" ) философом, доискивающимся сути произносимых слов, и на предельной глубине понимания с ужасом обнаруживает, что у различных понятий - ЕДИНЫЙ КОРЕНЬ! Это все равно, что УВИДЕТЬ, как все человеческие судьбы (включая Гитлера и Будду) соединяются в Боге или прочитать в научном журнале, что у всех живых существ на планете практически единый генетический код...
"Сострадание – со страданием: Глаза из орбит". Действительно, между состраданием и страданием нет большой разницы, потому что и то, и другое переживает один и тот же субъект. Но обнаружить это впервые человеку, ориентированному на слова, которые тщательно разделяют эти понятия, - удивительно до крайности ("глаза из орбит" ). С другой стороны, выпученные глаза выражают также нестерпимую боль ("страдание" ), проецируемую далее наружу:
"Мир – болезненное срастание, ибо он разбит". Как же соединить оставшиеся на поверхности слова (читай - смыслы), если они обозначают РАЗНЫЕ явления? И как "срастить" сами явления, если они трагически разделены и порой враждебны друг другу? Единство и множественность - два полюса мира, в котором мы привычно живем, но некоторые из нас (например, Хлебников) переживают напряжение между ними как личную проблему. В конце концов, поэт призван творить мир заново посредством слов, однако сами по себе слова - это груда кирпичей, и для того, чтобы "срастить" их в архитектурный шедевр, нужен проект (поэтический замысел). Но Хлебников, верный своему времени, страшится зависимости и ответственности, накладываемых идущим изнутри Смыслом, он сам хочет быть "Председателем Земного Шара" (одноименное общество создано им в 1916г.) и потому бежит в заумь, т.е. мнимую бессмыслицу, в которой (хотя бы местами) при желании все же можно найти смысл...
grey_butterfly, я не претендую на анализ творчества и тем более личности В.Хлебникова, а просто возражаю, что приведенный отрывок - лишь "звукопись". Вот у кого-то (может, у него) было "дыр-бул-щир" - это больше похоже на то, о чем вы говорите, но и тут можно анализировать корни слов и т.д.