Три вопроса о вере в Бога

Предлагаю ответить на три таких вопроса: - Верите ли Вы в Бога? - Как вы это согласуете с юнгианством?(как интерпретируете, оно вам в этом помогает или мешает... и т.д.) - Что такое по вашему "вера в Бога"?(не "Бог" и не "вера" в отдельности, а именно явление - "вера в бога", как психический процесс). Можно в любом порядке. Цель опроса - попытаться понять психологическую суть этого процесса(ов)("вера в Бога"), за какими словами он может скрываться, и за какими скрывается его отсутствие. Приветствуются переводы "веры в Бога" на языки других традиций.
А что вы имеете в виду под понятием бога?
Я тут пытался сказать как понимаю, меня в прокрустово ложе тут же положили, да ещё и пожалелиWink, не пытаясь разобраться что я хотел сказать. Так может пусть каждый хоть примерно скажет какой он - бог.Cool
мне кажется, это лишнее... ну т.е. кто такой бог, интересно только в той мере в какой это определение влияет на психодинамику. Я так понял, в вашем лексиконе "веры в бога" нет?
-Не верю -Юнгианство это доказывает, для меня. -Не знаю
1. Да, но это скорее знание, чем вера. 2. Если использовать терминологию Юнга, для меня существенно отношение "Эго-Самость", или, говоря математическим языком, существенно движение по эллиптической орбите с постепенным сближением фокусов, или, говоря буддийским языком, существенен диалог сознания с изначальным осознаванием. 3. Вообще, вера в Бога - это нечто архетипическое, присущее в той или иной степени и форме всем культурам и временам. Как психический процесс, вера в Бога, по-моему, является мощным регулятором повседневной жизни, предполагая актуальность иррационального, и не даёт сознанию погрязнуть в трясине позитивистского рационализма. ---------------------------- You are what you is. ©
На первые два вопроса я отвечу как востриков, только смысл скорее всего будет иной. А третий: Вера "перенос" того что в детстве принадлежало родителям, на бога.
1. Нет 2. ИМХО, Юнг объясняет, откуда берется вера. 3. Не знаю. :) _______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
Вера появляется, проявляется в психике по мере взросления.... До Бога нужно дорасти....
"по мере взросления" осталось установить меру взросления :) и определяется она верой... (?)
Только чувством ответственности.. Чувство определят все...
"Только чувством ответственности.." Когда же наступит время для реальности? Или оно для каждого своё?
Когда же наступит время для чувства...? Или это время у каждого свое?
Видимо
Спасибо. Я почему-то предчувствовал, что большинство юнгианцев не "верят в Бога". :) Видимо потому, что и у меня тоже до недавнего времени в лексиконе не было этой фразы, просто потому, что не было соответствующего смысла... Действительно, зачем верить, если можно познавать? Но смысл нашелся, об этом в следующем посте. востриков: "Юнгианство это доказывает, для меня" Поделитесь, пожалуйста, каким образом... особенно если учесть, что Вы не знаете что это такое? :) HoneySmile: "ИМХО, Юнг объясняет, откуда берется вера." Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду? maitreya: "1. Да, но это скорее знание, чем вера." Т.е. для Вас вера это своего рода замена знания? "существенен диалог сознания с изначальным осознаванием." А посредством чего происходит этот диалог? В какой среде(media)? "Как психический процесс, вера в Бога, по-моему, является мощным регулятором повседневной жизни, предполагая актуальность иррационального, и не даёт сознанию погрязнуть в трясине позитивистского рационализма." А как это работает в вашем понимании? Т.е. человек все необъяснимое помещает в "бога", а потом поддерживает этот смысл как самостоятельный(уже без подтверждения действительностью) путем веры? (симулякр, ей богу :)) Владимир: "Вера появляется, проявляется в психике по мере взросления...." А почему? Появляется необходимость? В чем?
Отвечу теперь сам на свои вопросы: Как я уже сказал в "вере в Бога", для меня скрывается множество смыслов, поэтому и ответ будет разный в зависимости от того, что же имеется в виду в конкретной ситуации. 1. Проекция родительской фигуры на мироздание. Уверенность, что меня берегут, все для меня и т.д. В таком случаи с богом принято вступать в сделки(ты мне - я тебе), просить о помощи и т.д. 2. вера как знание. Тут два варианта:1. бог как философская гипотеза - первопричина мира;2. бог как узнавание чего-то - целостности мира, его тотальной взаимосвязанности и т.д. 3. как продолжение варианта 2. , когда смысл веры и знания сильно разнесены, то "вера в бога" - не имеет никакого смысла. 4. "вера в бога", как обоснование импульса самотрансценденции. В этом случаи "вера в бога" работает как "исцеляющий вымысел", только он не исцеляющий, а путеводный. В данном случаи "верить в бога" значит всецело положится на него, на дух, который как известно веет где хочет, отказавшись от личного "управления". Интересует 4 аспект как Вам кажется, присутствует ли такого рода "вера"(необязательно чтобы она называлась "верой", и уж тем более в "Бога") в юнгианстве?
Я почему-то предчувствовал, что большинство юнгианцев не "верят в Бога".
Я как раз наоборот удивлена, что кроме меня на Юнглэнде есть еще атеисты. :)
HoneySmile: "ИМХО, Юнг объясняет, откуда берется вера."
Уточните, пожалуйста, что Вы имеете в виду?

Да, собственно, я тут где-то уже писала. Архетипичное воспринимается сознанием как божественное.
procyon, а вы на свои вопросы можете ответить?
___________
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
"Архетипичное воспринимается сознанием как божественное." Т.е. "вера в бога" это вера постфактум восприятия архетипического? Т.е. она все-таки ближе к знанию. "procyon, а вы на свои вопросы можете ответить?" Частично ответил постом выше.
Т.е. "вера в бога" это вера постфактум восприятия архетипического? Т.е. она все-таки ближе к знанию.
Что-то в этом есть. Верующие часто производят впечатление, что обладают каким-то абсолютным знанием, не требующим доказательств, Истиной в последней инстанции.
Лично мне нравится мысль: зачем верить, если можно познать. :) В конце концов - доверяй, но проверяй. :)
Интересует 4 аспект как Вам кажется, присутствует ли такого рода "вера"(необязательно чтобы она называлась "верой", и уж тем более в "Бога") в юнгианстве?
Наверно, именно так и верят в Бога юнгианцы.


_______
Я где-то, кажется, почти, хотя и еле-еле, в каком-то смысле на пути, возможно, к некой цели...
"Т.е. для Вас вера это своего рода замена знания?" ********************** Да, вера, по-моему, компенсирует отсутствие знания. Сложно представить себе веру в то, что знаешь, Вы не находите? ++++++++++++++++++++++++ "А посредством чего происходит этот диалог? В какой среде(media)?" ******************* Посредством творчества. В хреновой среде, как видите: вокруг подавляющее большинство атеистов... ++++++++++++++++++++++++++ "А как это работает в вашем понимании? Т.е. человек все необъяснимое помещает в "бога", а потом поддерживает этот смысл как самостоятельный(уже без подтверждения действительностью) путем веры? (симулякр, ей богу )" ************************* Процион, извините, меня удивляет характер Ваших вопросов. Возможно, действительно, с верой Вам раньше не приходилось сталкиваться "вживую". Как это работает в моём понимании прекрасно проиллюстрировано Тарковским в Сталкере. Помните, Сталкер говорит: "Они же не верят ни во что. У них же… орган этот, которым верят, атрофировался! За ненадобностью!". Вообще, насколько мне помнится, Юнг в вопросах обсуждения религиозного опыта, вроде как, был скептиком: "Религия есть абсолютный опыт. Религиозный опыт абсолютен, он не может обсуждаться"... ---------------------------- You are what you is. ©
"Проекция родительской фигуры на мироздание. Уверенность, что меня берегут, все для меня и т.д. В таком случаи с богом принято вступать в сделки(ты мне - я тебе), просить о помощи и т.д." ******************* Фрейд бы с удовольствием подписался под таким "ветхозаветным" заявлением. Удивляет и настораживает игнорирование юнговской точки зрения на религию как на психотерапевтическую систему. ---------------------------- You are what you is. ©
1. Да 2. Пожалуй именно знакомство с работами Юнга подвинуло меня в этом направлении. А вот то, что религия - это психотерапевтическая система впервые я встретилась с этой мыслью у Розанова, где он пишет, что было бы с этими несчастными людьми (о молящихся в церкви), если отнять у них веру в Бога,последнюю ниточку надежды. Это видимо легло на личные впечатления. Как-то была в Киеве на эксурсии по святым местам, монастырям и церквям. Обратила внимание на то, как много там сирых, несчастных, покалеченных (шла война в Афганистане) и больше всего меня поразило - так много молодых! "Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ рухнет в бездну". 3. Мне думается, что человек неизбежно ограничен в своём позании. И чем больше он познаёт, тем больше открывается непознаного (сфера расширяется). Для меня вера в Бога (как психический процесс)- это признание что не человек со своим сознанием в центре мира, а тайна, неведомое, нечто, что больше человека и имя ему - Бог. "Мир - как большой великан..." Бог совсем не обязательно меня "бережёт" или "всё для меня". Он не обязательно добр. Тому пример случай с Иовом. Смысл в вере, в преданности себе, своему центру, где живёт Бог. Но до него надо дорасти, как говорит Владимир. Вступление в сделки с Богом - это неразвитый уровень религиозности, по сути он зиждется на страхе и задабривании, поэтому ответственностью тут не пахнет. Может быть смысл религиозности в том, чтобы в какие-то моменты полагаться на "Бога", т.е. на неизвестное и отвечать за свой выбор.
1.Да, верю в Творца , Создателя всего живого. Постоянно убеждаюсь в его существовании глядя на окружающую природу и более всего на то как чудесно устроен человек. 2. Я еще достаточно мало знаю труды Юнга , но в данный момент вполне согласуется. Юнг открыл процессы которые происходят в психе , но это никак не отрицает Создателя. 3. Знание того что есть Создатель , сложность и красота окружающего мира приводит меня к мысли что все было создано с определенной целью, и я в том числе. Как то легче жить с этой мыслью. Мне нравится как сказала Клара - "Вступление в сделки с Богом - это неразвитый уровень религиозности, по сути он зиждется на страхе и задабривании, поэтому ответственностью тут не пахнет. Может быть смысл религиозности в том, чтобы в какие-то моменты полагаться на "Бога", т.е. на неизвестное и отвечать за свой выбор".
В догонку : Сложные биохимические процессы в организме человека , удивительно устроенный мозг взаимосвязаны со сложными процессами в функционировании психики. Мы - сложнейший организм связанный между собой и окружающей природой. Возможно , на уровне души мы связаны каким-то великим полем. Экстрасенсорные способности множества людей это подтверждают. Углубится дальше человечеству пока не дано , может из-за плохого поведения :)
maitreya: "Сложно представить себе веру в то, что знаешь, Вы не находите?" Это представить очень даже легко - все мы верим в то, что знаем :), так сказать - своим глазам. Мне кажется, есть некий смысловой нюанс, одна вера - которая вместо знания, и другая - которая до знания, или точнее говоря, она со знанием никак не соотносится - то отдельно, это отдельно(мое 4 определение)... "Процион, извините, меня удивляет характер Ваших вопросов." Что же в них удивительного? "Удивляет и настораживает игнорирование юнговской точки зрения на религию как на психотерапевтическую систему." Вы намеренно выбрали одно из четырех моих определений, чего же вас теперь настораживает? Про "психотерапевтическою систему" 2-е и 4-е.(и даже первое - на определенном этапе такая вера необходима в терапевтических же целях). Про "как работает" не совсем понял...
Клара: "Для меня вера в Бога (как психический процесс)- это признание что не человек со своим сознанием в центре мира, а тайна, неведомое, нечто, что больше человека и имя ему - Бог." Спасибо. Т.е. для вас знание не может заменить веру. Вера - самоценна. Мне тоже, нравится такой смысл.
Stalk: "Знание того что есть Создатель , сложность и красота окружающего мира приводит меня к мысли что все было создано с определенной целью, и я в том числе." И Вам спасибо. :) Т.е. для Вас ценна сама возможность прикоснуться к этой тайне, даже если Вы её не можете познать. В этом для вас вера?
1 Я верю, в т.н. творца, но вот с предлагаемыми версиями его сложнее. Ни одной существующей версии его принять не могу. Невыполнимое для меня насилие и издевательство над разумом. 2 С юнгианством вполне согласуется у меня. Психические содержания наследуются. Уж коли человек на протяжении всей цивилизации развивался психически с богом, и архетип бога востребован психикой, то что ж , экскузе муа, писать то против ветра? :) В моем случае отрицание бога, как раз требует усилий, которые лучше направить в мирное русло 3 По большому счету вера в бога - это система менеджмента страха смерти. Т. е. да - терапевтическая система. Важная составная часть моей личной психологической гигиены, типа Работает себе и ладно. Потребовала душа – пошел в церковь, а там красиво, да поставил свечку, прокачал там себя нуминозненько так... и стало хорошо. А как это работает – мне дела нет вовсе до этого. Я вот про электричество тоже ничего не знаю вовсе, но пользуюсь – удобно...
1) Верю в Бога!
2) Моя вера и психология Юнга живут вместе
3) Тут я бы хотел прокомментировать пост procyon
"1. Проекция родительской фигуры на мироздание. Уверенность, что меня берегут, все для меня и т.д. В таком случаи с богом принято вступать в сделки(ты мне - я тебе), просить о помощи и т.д.
2. вера как знание. Тут два варианта:1. бог как философская гипотеза - первопричина мира;2. бог как узнавание чего-то - целостности мира, его тотальной взаимосвязанности и т.д.
3. как продолжение варианта 2. , когда смысл веры и знания сильно разнесены, то "вера в бога" - не имеет никакого смысла.
4. "вера в бога", как обоснование импульса самотрансценденции. В этом случаи "вера в бога" работает как "исцеляющий вымысел", только он не исцеляющий, а путеводный. В данном случаи "верить в бога" значит всецело положится на него, на дух, который как известно веет где хочет, отказавшись от личного "управления"."

1) Бог был раньше наших родителей.....это кажется самособой разумеющее.
И потому  на родителей мы проецируем образ Бога. И когда в глазах ребенка родители уже не в состоянии удерживать этот образ Бога, то ищем для этого образа другой объект для проекции. Конечно, возникает комплекс  родительский - образ родителя наполненый энергией Бога, поэтому то родители имеют такое влияние на нас, который имеет уникальное содержания комплекса для каждого человека в отдельности. И конечно, если  этот комплекс родительский не проработан и как часто бывает проецируется на мироздание или на самого Бога.
Тут нужно отступление по поводу самого Бога. Бог для меня реальность, можно сказать высшая реальность. И эту реальность реально можно переживать.

2) Вера! В Ведах есть понятие о дхарме - смысл это термина -это неотъемлемое свойство, качество объекта.. как например неотъемлемое свойство сахара - быть сладким и если отнять это свойство, то сахар прекратить быть сахаром. Поэтому можно сказать, что дхарма сахара быть сладким Laughing Так вот вера - это одно из свойств души, а можно сказать и психики. Вера как психологическое явление многогранна и может иметь множество объектов и проявление. Вера пронизывает всю нашу деятельность, мысли, речи. Вера и знание - можно сказать две стороны одной медали. Если есть только вера - обращается в фанатизм, прикрывающее наши недостатки и отсутствие веры. Если есть только знание - то видим  ходящую энциклапедию лишенного опыта.
Вера в Бога - это думаю есть некая потребность быть частью большего, это потребность проистикает из нашей природы как частичка Бога. Конечно, эта потребность переломляется через наше Эго и можем наблюдать веру в Бога в её разнообразие.......Можно сказать, что вера - это свойства знания-знание, которое реализовано в человеке. Вера есть некая энергия жизни которая наполнят нас и держит нас в едином целом. Я тут говорю вообще о самой вере, как психологическом явлении.
Вера в Бога живет в каждом, но поскольку нам щас Бог неизвестен, то это вера переноситься на другие объекты.......мы не раздумывая верим тому, что сказали в новостях или тому, что сами увидели или услышали (забывая, что мы только некоторую чать реальнсти воспринимаем) или вдруг повстречали кого-то и сами незнаю почему доверились ему........и т.п.
Да, мне сложно веру отделить от Бога в своих размышлениях, наверно природа самой веры связана с Богом, Его природой.
Вот например проявлении этого же свойства психики- вера.
Многие верят , что все будет хорошо и они счастливы в этому..
Вот сидим на работе каждый на своем рабочем месте и верят, что зарабатывают деньги или верят что так себя они реализуют и именно вера поддерживает каждого в его поступках. поведении. Если небыло веры, а просто знали и может быть имели опыт, что поступая так они получают то чего хотят - то мы перестали вообще действовать, думать, желать - поскольку вера оживляет нас, поддерживает нас. придает смысл существованию. Я вижу что вера пронизывает нас, всю нашу деятельность, речи, мысли, лишившись хотябы немного веры - становимся мы неуверенными в своих действиях....Тут конечно нужно отметить, что вера как такавая не уменьшается или увеличивается, хотя наверно такое тоже есть, но мне не известно.....вера как бы меняет форму, проявление....т.е. например работаем тут, потому что верим что нам дадут зарплату. А мы можем не верить в то, что получим зарплату.......наверно нет такого в реальности явление как неверие........есть только вера....сначало верили в то что дадут зарплату, теперь верим что зарплату не дадут.......т.е вера как таковая есть, просто сменился объект веры или направленность......
Kakaja interesnaja tema :) Objazatelno napishu, vot toka doberusj do noutbuka na russkom.
zetolga, согласенLaughing