О психологических типах

Добрый день! Мне нужен критический взгляд на данную мою работу. Здесь я делаю попытку переосмыслить психологические типы, развить тему и провести некоторые на мой взгляд интересны эзотерические параллели.Если эзотерика дело тонкое, то на психологическую часть мне было бы интересно выслушать критику. http://ifolder.ru/18870333 - ссылка для скачивания. 1. Психологические типы по Юнгу 2. Идея индийских варн 3. Кшатрий – интроверт, вайша – экстраверт 4. Варны и архетипы 5. Эрос-танатос, эго и отрицательные образы архетипов 6. Межварновый и эрос-танатос конфликт 7. Варны и гностическая типизация 8. Гики как образец «эрос-шудр эрос-кшатрий пневматиков» 9. Трехмерный ум. Тезисное обобщение 10. Тримурти и трехмерный ум 11. Три буддийских кайи и трехмерный ум 12. Номинализм, реализм и йога 13. Два мистических пути 14. Египетская жреческая система 15. Табличка Исиды 16. Соответствия между сефирот, планетами, чакрами, таро и триединым умом 17. Лабиринт инициации и метаэлемент пустота-вриль 18. Христианская троица и четыре солнца розенкрейцев Трехмерный ум. Тезисное обобщение Юнг сделал попытку описать ум в двух измерениях: экстраверт-интроверт и четыре функции. Причем три из четырех функций взяты из гностической традиции и четвертая – интуиция. Первоначальная типизация по Юнгу заключается в экстраверте-интроверте. Версия «трехмерного ума»: 1. Варновая типизация 2. Гностическая типизация 3. Эрос-танатос типизация Это не взаимозаменяемые типизации (как часто это представляют) а взаимодополняющие: взятые все три вместе, они характеризуют человека. Варновая типизация – это типизация согласно привязанностям Ума к четырем гунам: Брахманы – саттва, гуна «магии и религии»: Привязанность-любовь к праведности Привязанность-любовь к магическим искусствам Кшатрии – раджас, творческая гуна. Творческая в широком смысле слова. Привязанность-любовь к истине. Здесь же справедливость, честность как разновидность истины. Привязанность-любовь к могуществу. Здесь же совершенство, мастерство как разновидность могущества. Вайши – «желтый» тамас, гуна нематериального потребления: людское внимание, слава и т.д. Привязанность-любовь к чужой похвале самого себя и «сам других хвалю». Привязанность-любовь к господству над чужим телом, чувствами, умом. Шудры – «черный» тамас, гуна материального потребления. Привязанность-любовь к вещам. Привязанность-любовь к удовольствиям телесным, чувственным, умственным. Согласно Юнгу, архетип – это психический инстинкт, одинаково присущий всем людям. Приведенные восемь привязанностей наилучшим образом подходят под это определение – так или иначе каждый будет инстинктивно привязан либо к религии и магии, либо к творчеству, либо к потреблению – другого человеку просто не дано. Нет другого в этом космосе (но сам список привязанностей конечно может быть изменен) Итак, привязанности-любовь это и есть архетипы, присущие одинаково всем. Но не все сразу привязанности являются «рабочими». Обычно человек омрачен двумя гуннами из четырех, причем одна из них доминирующая, а вторая – подчиненная. При этом, привязанности представляют из себя конфликтующие противоположности. Второе чем характеризуется человек – это гностическая типизация «пневматик, психик, гилик». В первом приближении это «умный-глупый». Гностическая типизация – это умение работать с абстракциями (в широком смысле). Наибольшие возможности у пневматиков, наименьшие – у гиликов. Пневматики как правило увлечены чем-нибудь абстрактным, умозрительным. Психики увлечены чем-нибудь чувственным, эмоциональным. А гилики – физическим, проявленным. Варновая и гностическая типизация соотносятся следующим образом: если ум – это корабль, то кастовая типизация – назначение корабля - ковчег завета, исследовательский, пассажирский и мусорный. А размер корабля – это гностическая типизация. Бывают большие мусорные корабли и бывают маленькие исследовательские. Эрос-танатос типизация – это то, каким способом реализовывается любовь-привязанность. Всего есть два способа: либо умножая энтропию, либо понижая энтропию. То есть либо созидательным – это путь эроса, либо разрушительным – это путь танатоса. Также как и варновые, эрос и танатос – тоже конфликтующие противоположности. Важным является то, что эрос – повышает варновость, т.е. способствует переходу от грубых к более тонким привязанностям, а танатос – наоборот.
Очень полезный пост. Как будто побывал на борту летающей тарелки. Оказывается и там есть портрет Юнга!
> Цель исследований о психологических типах – выявить > устойчивые мотивационные комплексы и поведенческие паттерны. Психологические типы как таковые имеют значительно меньшее отношение к тому, что вы называете "мотивационными комплексами и поведенческими паттернами", чем то, что в юнгианской психологии называется комплексами, архетипическими образами, механизмами проекций, переноса итд. Удачи в вашем нелегком труде ;).
К психологическим типам по мимо двух юнговских "измерений" я ввел дополнительно третье - эрос-танатос "измерение". Вот на это если бы кто взглянул критически... И в связи с этим было бы интересно услышать мнение по поводу: юнговский архетип "тень" - это подавленный танатос. То есть это не архетип вовсе, а запертая энергия, проходящая по схеме танатоса. Если ничего не делать с танатосом, не предпринимать шагов по демонтажу схемы, и одновременно не давать реализовываться энергии проходящей по схеме танатоса - тогда да, начинаются проблемы. А также было бы интересно услышать мнение практикующего психолога или психиатра на счет идеи "эрос-танатос конфликт" и "варновый конфликт", насколько это близко к реальности )
Ну, Жидкий, дает! Особо вот это мне понравилось:"Гики как образец «эрос-шудр эрос-кшатрий пневматиков». Помню в детстве у папы стырил учебник по суахили ( это язык такой). Такое же чувство.
Как практикующий психолог могу посоветовать обратится к практикующему психиатру. Как практикующий психиатр могу посоветовать обратится к д.Фрейду он эту тему обмусоливал всю жизнь. Почитайте внимательно "Психологические типы" у вас не возникнет желания что-то переделывать. Очень целостная теория.
По поводу Эроса и Танатоса есть замечательная книга Эко Рехардта "Ключевые проблемы психоанализа" Для справки, Фрейд описал проблематику инстинкта смерти в конце жизни. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
>>>Очень целостная теория. Как в рамках юнговских психологических типов вы объясните, что один человек деструктивен, а другой, того же типа - созидательный?
Юнг всегда был на стороне парадокса. "И гений, парадоксов друг" Для познания Юнга нужно быть немого "ненормальным".
Фрейд описал проблематику инстинкта смерти в конце жизни. ======= Боялся старичок его психоанализ раздавил его. Был бы юнгианцем, молотил камни всю жизнь, не думая о смерти. А, Фрейд, мне кажется был кокаинистом...
У фрейда была раковая опухоль, сопровождавшаяся дикими болями. Он покончил самоубийством. Как вы думаете, от чего он размышлял о смерти?Ответ нужен?
>>>Для познания Юнга нужно быть немого "ненормальным". разверните пожалуйста мысль. и все-таки, если теория юнга "целостная", т.е. не требует ни дополнений ни исключений: как в рамках психологических типов объяснить деструктивность? как в рамках теории юнга объяснить страх и стыд например? также еще вопрос: как связанны психологические типы и архетипы? или это несвязанные между собой теории?
...страх и стыд например? --------------------------------------------- это ненормально?
>>>это ненормально? "как объяснить". а нормально-ненормально - вопрос второй.
возможно это всё связано с персоной.
а как персона связанна с психологическими типами? есть вообще связь между теориями архетипов и психологическими типами? если есть - то кратко в двух предложениях напишите пожалуйста.
персона это застывший фрагмент архетипа. персона растёт из архитипа. архетипы бывают разные (их ядро - самость) и фрагменты архетипа тоже могут быть любые. персона всегда отбрасывает тень (приемлет что либо или нет) по причине фиксации на фрагменте. жизнь это движение. ------------------------------------- от критики не откажусь.
возможно вас интересует вопрос экстраверсии и интроверсии?
остается понять, что заставляет архетип "застыть" :) и все таки: персона растет, или персона появляется тогда, когда "архетип застывает"? согласитесь, это два противоположных процесса "движение-покой". по поводу экстраверсии-интроверсии. я как раз и спрашиваю, связанна ли теория архетипов каким-либо образом с теорией психологических типов? есть юнговский компас и есть архетипы - как они взаимосвязаны?
и все таки: персона растет, или персона появляется тогда, когда "архетип застывает"? согласитесь, это два противоположных процесса "движение-покой". --------------------------------------------------- скорее не соглашусь - это один процесс. по типам - http://www.typelogic.ru/jung/articles/psychological_types.html
тогда что такое "фрагмент архетипа"? и как понимать "застывший", это "переставший расти"?
речь идёт о бессознательных уровнях психики, которые руководят нами но мы их не осознаём.
liquid, правильно. Фрагментов архетипа нет. Ваши вопросы тянут на диссертацию. Они освещены у Юнга, и постюнгианцев. Но, тут, на мой взгляд, должны присутствовать собственные размышления. Я эти вопросы могу адресовать вам, и думаю, услышу много интересного. Как мне кажется, вы в начале пути. Я вам завидую. Не торопитесь юнгианская мысль открывается медленно. Она подобна зрелой женщине, которая не любит торопливость.
Гм. Со зрелой женщиной, полагаю, как раз все быстро и получается :-)
Да, если ей попадется сыночек. :) -------------------------------------------------------------- А без навозу, никак.