О психологических типах
Автор: liquid, дата: ср, 18/08/2010 - 08:16 Курилка
Добрый день!
Мне нужен критический взгляд на данную мою работу. Здесь я делаю попытку переосмыслить психологические типы, развить тему и провести некоторые на мой взгляд интересны эзотерические параллели.Если эзотерика дело тонкое, то на психологическую часть мне было бы интересно выслушать критику.
http://ifolder.ru/18870333 - ссылка для скачивания.
1. Психологические типы по Юнгу
2. Идея индийских варн
3. Кшатрий – интроверт, вайша – экстраверт
4. Варны и архетипы
5. Эрос-танатос, эго и отрицательные образы архетипов
6. Межварновый и эрос-танатос конфликт
7. Варны и гностическая типизация
8. Гики как образец «эрос-шудр эрос-кшатрий пневматиков»
9. Трехмерный ум. Тезисное обобщение
10. Тримурти и трехмерный ум
11. Три буддийских кайи и трехмерный ум
12. Номинализм, реализм и йога
13. Два мистических пути
14. Египетская жреческая система
15. Табличка Исиды
16. Соответствия между сефирот, планетами, чакрами, таро и триединым умом
17. Лабиринт инициации и метаэлемент пустота-вриль
18. Христианская троица и четыре солнца розенкрейцев
Трехмерный ум. Тезисное обобщение
Юнг сделал попытку описать ум в двух измерениях: экстраверт-интроверт и четыре функции. Причем три из четырех функций взяты из гностической традиции и четвертая – интуиция. Первоначальная типизация по Юнгу заключается в экстраверте-интроверте.
Версия «трехмерного ума»:
1. Варновая типизация
2. Гностическая типизация
3. Эрос-танатос типизация
Это не взаимозаменяемые типизации (как часто это представляют) а взаимодополняющие: взятые все три вместе, они характеризуют человека.
Варновая типизация – это типизация согласно привязанностям Ума к четырем гунам:
Брахманы – саттва, гуна «магии и религии»:
Привязанность-любовь к праведности
Привязанность-любовь к магическим искусствам
Кшатрии – раджас, творческая гуна. Творческая в широком смысле слова.
Привязанность-любовь к истине. Здесь же справедливость, честность как разновидность истины.
Привязанность-любовь к могуществу. Здесь же совершенство, мастерство как разновидность могущества.
Вайши – «желтый» тамас, гуна нематериального потребления: людское внимание, слава и т.д.
Привязанность-любовь к чужой похвале самого себя и «сам других хвалю».
Привязанность-любовь к господству над чужим телом, чувствами, умом.
Шудры – «черный» тамас, гуна материального потребления.
Привязанность-любовь к вещам.
Привязанность-любовь к удовольствиям телесным, чувственным, умственным.
Согласно Юнгу, архетип – это психический инстинкт, одинаково присущий всем людям. Приведенные восемь привязанностей наилучшим образом подходят под это определение – так или иначе каждый будет инстинктивно привязан либо к религии и магии, либо к творчеству, либо к потреблению – другого человеку просто не дано. Нет другого в этом космосе (но сам список привязанностей конечно может быть изменен)
Итак, привязанности-любовь это и есть архетипы, присущие одинаково всем. Но не все сразу привязанности являются «рабочими». Обычно человек омрачен двумя гуннами из четырех, причем одна из них доминирующая, а вторая – подчиненная. При этом, привязанности представляют из себя конфликтующие противоположности.
Второе чем характеризуется человек – это гностическая типизация «пневматик, психик, гилик». В первом приближении это «умный-глупый». Гностическая типизация – это умение работать с абстракциями (в широком смысле). Наибольшие возможности у пневматиков, наименьшие – у гиликов. Пневматики как правило увлечены чем-нибудь абстрактным, умозрительным. Психики увлечены чем-нибудь чувственным, эмоциональным. А гилики – физическим, проявленным.
Варновая и гностическая типизация соотносятся следующим образом: если ум – это корабль, то кастовая типизация – назначение корабля - ковчег завета, исследовательский, пассажирский и мусорный. А размер корабля – это гностическая типизация. Бывают большие мусорные корабли и бывают маленькие исследовательские.
Эрос-танатос типизация – это то, каким способом реализовывается любовь-привязанность. Всего есть два способа: либо умножая энтропию, либо понижая энтропию. То есть либо созидательным – это путь эроса, либо разрушительным – это путь танатоса. Также как и варновые, эрос и танатос – тоже конфликтующие противоположности. Важным является то, что эрос – повышает варновость, т.е. способствует переходу от грубых к более тонким привязанностям, а танатос – наоборот.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: пн, 23/08/2010 - 15:29 #50938
Очень полезный пост. Как будто побывал на борту летающей тарелки. Оказывается и там есть портрет Юнга!
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: abb, дата: вт, 24/08/2010 - 01:04 #51015
> Цель исследований о психологических типах – выявить
> устойчивые мотивационные комплексы и поведенческие паттерны.
Психологические типы как таковые имеют значительно меньшее отношение к тому, что вы называете "мотивационными комплексами и поведенческими паттернами", чем то, что в юнгианской психологии называется комплексами, архетипическими образами, механизмами проекций, переноса итд. Удачи в вашем нелегком труде ;).
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: сб, 28/08/2010 - 09:45 #51689
К психологическим типам по мимо двух юнговских "измерений" я ввел дополнительно третье - эрос-танатос "измерение". Вот на это если бы кто взглянул критически... И в связи с этим было бы интересно услышать мнение по поводу: юнговский архетип "тень" - это подавленный танатос. То есть это не архетип вовсе, а запертая энергия, проходящая по схеме танатоса. Если ничего не делать с танатосом, не предпринимать шагов по демонтажу схемы, и одновременно не давать реализовываться энергии проходящей по схеме танатоса - тогда да, начинаются проблемы.
А также было бы интересно услышать мнение практикующего психолога или психиатра на счет идеи "эрос-танатос конфликт" и "варновый конфликт", насколько это близко к реальности )
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Лямочки..., дата: сб, 28/08/2010 - 09:55 #51690
Ну, Жидкий, дает! Особо вот это мне понравилось:"Гики как образец «эрос-шудр эрос-кшатрий пневматиков». Помню в детстве у папы стырил учебник по суахили ( это язык такой). Такое же чувство.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: сб, 28/08/2010 - 10:13 #51691
Как практикующий психолог могу посоветовать обратится к практикующему психиатру. Как практикующий психиатр могу посоветовать обратится к д.Фрейду он эту тему обмусоливал всю жизнь. Почитайте внимательно "Психологические типы" у вас не возникнет желания что-то переделывать. Очень целостная теория.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Lachesis, дата: вс, 29/08/2010 - 00:39 #51746
По поводу Эроса и Танатоса есть замечательная книга Эко Рехардта "Ключевые проблемы психоанализа"
Для справки, Фрейд описал проблематику инстинкта смерти в конце жизни.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: вс, 29/08/2010 - 07:49 #51748
>>>Очень целостная теория.
Как в рамках юнговских психологических типов вы объясните, что один человек деструктивен, а другой, того же типа - созидательный?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 29/08/2010 - 09:45 #51760
Юнг всегда был на стороне парадокса. "И гений, парадоксов друг" Для познания Юнга нужно быть немого "ненормальным".
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: вс, 29/08/2010 - 11:13 #51761
Фрейд описал проблематику инстинкта смерти в конце жизни.
=======
Боялся старичок его психоанализ раздавил его. Был бы юнгианцем, молотил камни всю жизнь, не думая о смерти. А, Фрейд, мне кажется был кокаинистом...
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Лямочки..., дата: вс, 29/08/2010 - 13:10 #51773
У фрейда была раковая опухоль, сопровождавшаяся дикими болями. Он покончил самоубийством. Как вы думаете, от чего он размышлял о смерти?Ответ нужен?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: вс, 29/08/2010 - 16:16 #51799
>>>Для познания Юнга нужно быть немого "ненормальным".
разверните пожалуйста мысль.
и все-таки, если теория юнга "целостная", т.е. не требует ни дополнений ни исключений: как в рамках психологических типов объяснить деструктивность? как в рамках теории юнга объяснить страх и стыд например?
также еще вопрос: как связанны психологические типы и архетипы? или это несвязанные между собой теории?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: вс, 29/08/2010 - 16:17 #51802
...страх и стыд например?
---------------------------------------------
это ненормально?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: вс, 29/08/2010 - 16:19 #51803
>>>это ненормально?
"как объяснить". а нормально-ненормально - вопрос второй.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: вс, 29/08/2010 - 16:21 #51804
возможно это всё связано с персоной.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: вс, 29/08/2010 - 16:27 #51805
а как персона связанна с психологическими типами? есть вообще связь между теориями архетипов и психологическими типами? если есть - то кратко в двух предложениях напишите пожалуйста.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: вс, 29/08/2010 - 16:52 #51807
персона это застывший фрагмент архетипа.
персона растёт из архитипа.
архетипы бывают разные (их ядро - самость) и фрагменты архетипа тоже могут быть любые.
персона всегда отбрасывает тень (приемлет что либо или нет) по причине фиксации на фрагменте.
жизнь это движение.
-------------------------------------
от критики не откажусь.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: вс, 29/08/2010 - 17:01 #51809
возможно вас интересует вопрос экстраверсии и интроверсии?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: пн, 30/08/2010 - 01:14 #51843
остается понять, что заставляет архетип "застыть" :)
и все таки: персона растет, или персона появляется тогда, когда "архетип застывает"? согласитесь, это два противоположных процесса "движение-покой".
по поводу экстраверсии-интроверсии. я как раз и спрашиваю, связанна ли теория архетипов каким-либо образом с теорией психологических типов? есть юнговский компас и есть архетипы - как они взаимосвязаны?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: пн, 30/08/2010 - 01:22 #51844
и все таки: персона растет, или персона появляется тогда, когда "архетип застывает"? согласитесь, это два противоположных процесса "движение-покой".
---------------------------------------------------
скорее не соглашусь - это один процесс.
по типам - http://www.typelogic.ru/jung/articles/psychological_types.html
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: liquid, дата: пн, 30/08/2010 - 06:16 #51852
тогда что такое "фрагмент архетипа"? и как понимать "застывший", это "переставший расти"?
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: bangorino, дата: пн, 30/08/2010 - 06:24 #51854
речь идёт о бессознательных уровнях психики, которые руководят нами но мы их не осознаём.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: Vladimir, дата: пн, 30/08/2010 - 07:43 #51859
liquid, правильно. Фрагментов архетипа нет. Ваши вопросы тянут на диссертацию. Они освещены у Юнга, и постюнгианцев. Но, тут, на мой взгляд, должны присутствовать собственные размышления. Я эти вопросы могу адресовать вам, и думаю, услышу много интересного. Как мне кажется, вы в начале пути. Я вам завидую. Не торопитесь юнгианская мысль открывается медленно. Она подобна зрелой женщине, которая не любит торопливость.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: mikola, дата: пт, 10/09/2010 - 10:36 #52394
Гм. Со зрелой женщиной, полагаю, как раз все быстро и получается :-)
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев
Автор: soulgardener, дата: пт, 10/09/2010 - 10:56 #52396
Да, если ей попадется сыночек. :)
--------------------------------------------------------------
А без навозу, никак.
» Войдите или зарегистрируйтесь для отправки комментариев