Почему европейцу нужно понять Восток ( по материалам прошлого сайта)

Вотан 21 февр. Почему европейцу трудно понять Восток мы уже обсуждали. Это действительно серьезная проблема и для того, чтобы понять иную культуру, иное мировоззрение надо вначале попытаться разобраться в причинах, мешающих этому пониманию. Но не менее важным является и вопрос "Почему европейцу НУЖНО понять Восток?". Я не случайно выделил "нужно", т.к. считаю процесс взаимопонимания и интеграции разных культур чрезвычайно важным и острым в настоящее время. Далее Приведу интересный отрывок из Элиаде http://jungland.ru/Library/ElReligSim.htm : "...диалог с миром Азии, Африки или Океании помогает нам раскрыть духовные позиции, которые по праву можно считать имеющими всеобщую силу. Это уже не провинциальные формулы, продукты того или иного фрагмента истории, а - осмелимся сказать - Вселенские положения. Но мы можем задать себе вопрос. Если этот диалог с не-европейскими духовными учениями просто ведет нас к открытию некоторых забытых источников нашего духовного наследия, какой же смысл в том, чтобы удаляться так далеко и обращаться к индусам, африканцам и жителям Океании? Как мы говорили, наш собственный исторический момент обязывает нас понять не-европейские культуры и войти в диалог с их подлинными представителями. Но есть еще кое-что: существует удивительный и утешающий факт, заключающийся в том, что смена духовной перспективы имеет такое же действие, как и основательное возрождение нашего личного существования. Мы предлагаем закончить эту главу еврейским рассказом, который замечательно иллюстрирует мистерию неожиданного открытия. Это история о раввине Эйсике из Кракова, которую обнаружил востоковед Генрих Циммер у Мартина Бубера. Благочестивый раввин Эйсик из Кракова видит сон, в котором ему велят отправиться в Прагу. Там, под большим мостом, идущим к королевскому замку, он найдет спрятанное сокровище. Сон повторился три раза, и раввин решает отправиться в путь. По прибытии в Прагу он находит мост. Но так как днем и ночью мост охраняется часовыми, Эйсик не отваживается копать. Но, продолжая слоняться поблизости, он привлекает внимание капитана стражи, который вежливо спрашивает, не потерял ли он что-нибудь. Раввин простодушно рассказывает ему о своем сне, и офицер разражается смехом. "Право же, несчастный человек," - говорит он, - "ты износил свои ботинки, пройдя весь этот путь лишь из-за сна?" Этот офицер также слышал во сне голос: "Он говорил мне о Кракове, велел отправляться туда и искать великое сокровище в доме раввина по имени Эйсик, сын Иекиль. Сокровище можно найти в заброшенном пыльном углу, за печью." Но офицер совсем не верил в голоса, услышанные во сне. Он оказывается благоразумным человеком. Раввин, глубоко поклонившись, благодарит его и спешит вернуться в Краков. Там он копает в заброшенном углу своего дома и находит сокровище, которое положило конец его бедности. "Так" - комментирует Г.Циммер, - "подлинное сокровище, которое может положить конец нашей бедности и всем испытаниям, всегда близко; нет необходимости искать его в далекой стране. Оно лежит, захороненное в самых сокровенных уголках нашего собственного дома, то есть нашего собственного существа. Он за печкой, этот центр жизни и тепла, который управляет нашим существованием; это - сердцевина нашего сердца, если бы мы только знали, как отыскать ее. И все же прослеживается удивительный и устойчивый факт, заключающийся в том, что значение внутреннего голоса, направляющего нас в наших поисках, может быть понято нами лишь после набожного путешествия в дальний край. И к этому удивительному и устойчивому факту добавляется еще один: тот, кто раскрывает нам значение нашего таинственного внутреннего паломничества, сам должен быть чужестранцем, иной веры и иной расы". Vhlupin На днях я смотрел передачу по ТВ. Показывали жизнь малоизвестного африканского племени. Я попытался на все происходящее посмотреть глазами и мне представилась ужасающая бездна разделяющая нас. Затем я вспомнил время, когда работал в одном из национальных округов (на то время народность нивхов была занесена в Красную книгу, их насчитывалось не более 700 человек). пришедшая к этому маленькому народу вместе с удобствами (кстати, на счет удобств - они как солили нерпу в ванной, так и солят) принесла беспробудное пьянство, болезни, и духовную деградацию. В то время я понял, что культурные традиции, родовые ценности настолько тонкая материя, что любые революционные благие намерения по , замкнутой этнической культуры приводят ее прямехонько в ад. Конечно как врач, я старался помочь этому маленькому народу, но мои усилия напоминали мне битву с многоголовой гидрой, у которой на месте срубленной головы вырастают две новые. Через некоторое время я вернулся домой. Было ли это моим личным поражением? Не знаю но, возвращаясь к тем годам моей первой врачебной практики, я понимаю, что это было началом дороги к дому, моему дому. Скажу моими любимыми строками из стихов Новалиса: . Кстати ваша история о раввине напомнила мне сюжет П. Коэльо . Согласитесь Вотан, как человеку порой не хватает здорового дух авантюризма, жажды познания мира воочию, что называется . К сожалению, причина сидения на месте зачастую достаточно банальна - отсутствие средств и времени, хотя в глубине души каждый из нас знает, что это вовсе не причина, а элементарная лень. Вотан, спасибо за то, что напомнили мне о полемике Юнга с М. Бубером, надо перечитать как-нибудь. Votan Вторгаться, не задумываясь о последствиях, в подобные замкнутые культуры конечно нельзя. К сожалению, от тех, кто занимается этими "вторжениями" сложно ожидать полного осознания своей ответственности. Тем не менее, взаимодействие и взаимопроникновение разных культур, даже если оно осуществляется не всегда адекватными средствами, - это реалии нашего современного мира, от которых нельзя отворачиваться. Относительно причин и последствий разобщенности культур мне вспомнился одна притча (легенда) взятая Фроммом (а он довольно глубоко изучал религию и историю) в этом же контексте из каких-то древних религиозных текстов. Там рассказывалось, что когда бог создал человека и человечество, он намеренно разным обществам дал разные языки. Это должно было привести к большей разобщенности. отсутствию понимания, враждебности людей, которым в результате сложно будет достигнуть могущества бога. "Замысел" вполне удался... Vhlupin Этот Бог осуществил, как Отец поступает с непослушными детьми. Вы, наверное, имели в виду притчу о Вавилонской башне? Вотан если продолжить ваши рассуждения, то в современном мире мы по всему западному миру видим - с высоты которых Запад, к большому сожалению, вторгается, не задумываясь о последствиях Востока. За примерами далеко ходить не надо, - Вьетнам, Афганистан, Чечня, Ирак, Иран: кто следующий? По сути дела Запад находится в состоянии перманентной войны с Востоком. Как объяснить такое положение дел в мире? Несовместимостью культурных и религиозных традиций, материальным уровнем, техническим развитием? Возможно, это имеет значение но, на мой взгляд, происходит смена архетипических богов. Христианство, иудаизм, мусульманство - монотеистические религии, в глубине которых, как и во всякой архетипической монаде заложено внутреннее противоречие, а именно стремление к инаковости. Так как всякая инаковость противоречит принципу монады, то она проецируется вовне. Так рождается коллективная психология или, иначе говоря, происходит формирование коллективной Тени. При этом выбирается объект народы. Конечно, отдельные культурно - исторические ценности народности не берутся в расчет, ведь с высоты Западного просвещенного мира открываются куда более обозримые перспективы. К сожалению все тот же пресловутый принцип Макиавелли - , а действительно во имя чего? Что-то стало плоховато с западным воображением, пора бы придумать что-нибудь новенькое: Votan Сложно тут все. С одной стороны, есть отношение Европы к Востоку, Азии, которое во многом, к сожалению, определяется неурегулированными отношениями с собственной тенью у европейцев. При этом тень + враждебное отношение к ней проецируется на Восток. Крайним выражением этого была колонизация и беспощадная эксплуатация азиатских и африканских народов, что тоже имело далеко идущие последствия. В эпоху европейской колонизации мира в самой Европе была явно выражена резкая нетерпимость к иной культуре, иной вере (обращение всех в христианство), иному мировоззрению; в самой Европе процветали диктатуры. Сейчас с этим у европейцев стало получше. И Фрейд с Юнгом и прочими аналогичными мыслителями тоже появились в Европе не случайно. Все-таки, наверное, идет некий процесс развития и трансформации коллективной психологии, который и "выбрасывает" на свет таких гениев, находящихся на его передних рубежах. А с другой стороны есть отношение исламского мира к Европе. И в этом мире сейчас как раз и царствуют, несмотря на богатую древнюю культуру этих стран, жестокие диктатуры и крайняя нетерпимость и враждебность к иному. А попробуйте представить такую фантастическую ситуацию средневековую Европу, рядом с которой появилось вдруг государство типа современной Франции, Голландии, Англии и пр. Что бы стали делать средневековые диктаторы и церковь? Да и "простой народ" с готовностью поддержал бы войну против "излишних" свобод, в т.ч. и сексуальных, равенства полов, избирательной системы, да и демократических и гуманистических ценностей в целом, сам факт которых уже представляет собой угрозу для тоталитарных режимов, основанных на страхах, ограниченности, несвободе и иллюзорных "системах координат" (ценностей играющих роль защитного механизма). Vhlupin С точки зрения гуманизма западного среднестатистического человека Восток находится темном средневековье и даже более того. Отчасти это является правдой, и кто в этом виноват, искать нет смысла. Старик Маркс был прав утверждая, что в смене социальных формаций есть закономерность (юнгианец сказал бы архетипическая закономерность). Насильственное, революционное вмешательство в эволюцию социальных формаций всегда приводит к катастрофе, тому исторический пример Россия. Не одному здравомыслящему терапевту не придет в голову обращать в свою или навязывать свои ценности, идеалы пациенту, однако в политике, экономике, религии и.т.д. мы наблюдаем разрушительное воздействие западного мировоззрения, но не, потому что по своей природе Западное это зло, а по тому, что новое насильственно привнесенное, даже самое добродетельное автоматически приобретает свойства злого. Фактом является то, что Восток не использует широкомасштабную экспансию своих ценностей на Запад. Может эта то интуитивная мудрость, которую еще не утерял Восток? Votan Насчет навязывания ценностей - не знаю... Сейчас еще просто гораздо лучше стали условия для взаимодействия и контакта разных стран - средства коммуникации, СМИ, Интернет, информационные потоки, туризм и пр. "Железные занавесы" уже просто не могут быть такими непроницаемыми как раньше. Разные культуры просто стали больше и чаще соприкасаться, хотя что-то свое именно навязывать всегда желающие есть. В Европе/Америке, понятно, есть и горячие головы и "ястребы", но у них не всегда есть возможность сильного влияния и они уравновешиваются более здравым подходом. К тому же многие мусульманские страны настолько закрыты и так тоталитарны, что там нет даже возможности что-то "навязывать". Если там официально запрещается даже западная классическая музыка и балет, то... Я тут даже и не знаю, что сказать на этот счет. При этом в Европе у мусульман есть свобода для открытия мечетей и выражения своего мировоззрения. Зато фанатиками в Европе был убит режиссер, снявший фильм, по-моему, о насилии в мусульманских семьях. Деятельность Аль-Каиды можно вспомнить... Это же война настоящая. В самом общем виде я вижу ситуацию так - тот, у кого свободы практически нет всегда будет завидовать тому, у кого этой свободы больше (Европа, конечно, не идеал свободы, но там она все же есть), тому, кто живет более полной жизнью. У несвободного, подавленного человека сразу начинают сомнения в голове бродить по поводу своей жизни и все такое.... В этом случае в тени находятся ценности свободу и гуманизма, со всеми вытекающими... С американскими войнами в Ираке - дело сложное, темное. У меня нет однозначного отношения к этому. Но там местному населению вроде никто не навязывает, христианство, психоанализ или секс-революцию. Vhlupin Вотан, очень бы хотелось принять вашу оптимистическую точку зрения но, к сожалению, на мой взгляд, это не так. Как вы заметили, я придерживаюсь эволюционной точки зрения, а это означает, что все процессы на биологическом и психологическом уровне я рассматриваю как чреду естественных событий в большей степени независимых от человеческой воли и сознания. Самое лучшее, что может сделать человек - сознательный по отношению к эволюции, как принципа развития жизни вообще это постараться дополнить и обогатить его красотой сознательного творческого искусства, тем свойством, которым природа никогда не обладала, и не будет обладать, природа обладает искусством бессознательного творчества. То, что вы называете , предполагает наличие относительно более здравого, а значит и здорового (духовно, душевно и телесно) человечества, как на Востоке, так и на Западе в чем я сильно сомневаюсь. По поводу навязывания ценностей. В процессе интеграции различных культур, религий, обычаев и.т.д. как вы знаете, происходят многосложные процессы и, к сожалению не всегда идущие во благо как отдельного человека, так и этноса вообще. Юнг сказал бы, что такие процессы требуют многократной дистилляции. С точки зрения вечности дистилляция может продолжаться сколь угодно долгое время. Ну что ж человечеству стоит запастись терпением и оптимизмом в ожидании, надеюсь, хорошего результата. А по поводу перманентной войны Запада с Востоком у меня давно уже нет никаких сомнений. Это, к большому сожалению, самоочевидный факт мировой истории. А по поводу свободы - несвободы можно рассуждать до бесконечности и в конечном итоге мы придем к тому, что это достаточно субъективное понятие предполагающее опять же человеческую СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.