Развитие, эволюционное движение, индивидуация - общности и различия понятий.

Эта тема показалась мне слишком сербезной и фундаментальной, чтобы обсуждать ее в курилке в разделе "Вялые раздумья". Перенесу сюда кусок разговора оттуда: Автор: Sorella, дата: ср, 10/08/2011 - 19:16 "Индивидуация происходит так же просто и естественно, как отрастают волосы. Это процесс, свойственный психике. Это - развитие - не больше и не меньше." Извините, но в жизни все происходит с точностью до наоборот: индивидуация происходит сложно и не-естественно, то есть в контексте культуры и под ее давлением; это процесс, не свойственный психике и навязываемый психике сознанием; это совсем не развитие как улучшение себя, то есть в позитивистском смысле, не приближение к совершенству или гармонии, не "увеличение добра и уменьшение зла" в себе. Об этом же и у Юнга. Скорее смысл индивидуации можно описать как налаживание отношений с трансцендентным в разных масштабах, на разных уровнях. Способов это делать - множество. И конечно, индивидуация - это противоположность индивидуализму. Автор: Lachesis, дата: ср, 10/08/2011 - 21:26 Трансцендентное имеет свое представительство в "не трансцендентном" и наоборот. Собственно, весь мистицизм основан на этом. Они не изолированы жесткой перегородкой и не могут друг без друга. Более того, уход от мира не единственный путь узнать потустороннее. Часто именно освоение этого мира и постижение его законов дает приближение к пониманию и принятию законов трансцендентных. В отношении психологии, можно говорить о бессознательном и сознании, которые связаны и взаимодействуют. "Быть добрее или лучше" - откуда это? Быть сложнее и эволюционно дальше от старта жизни. Я понимаю индивидуацию, как усложнение психических структур человека. Развитие в этом смысле. Почему я говорила о естественности, потому что если человек не поломан, он будет развиваться, это заложено в его природе. Если ошпарить голову кипятком, то, да, волосы будут расти с трудом. Но отрастут обязательно ! Потребность в росте и развитии так же естественна и вездесуща, как потребность в регрессе и защитах. Кстати, это очень фундаментальный вопрос - как работает птерапия? Нам что делает ставку птерапевт? На свои знания и умения? Или еще и на жизненную силу пациента, на его (пусть даже скрытую и искалеченную) потребность в развитии и усложнении. Именно эта сила и проявляется в индивидуации (или просто развитии). И, конечно же, этот рост или развитие не возможен без налаживания связей не всех уровнях. Когда я пишу "просто и естественно", я не имею вивиду всегда безболезненно. Зубы режутся еще как болезненно, пубертат - ломка, климакс и т.п. - но это все простые и естественные процессы, в которых так же участвует сознание (когда оно уже есть), потому что без его помощи пройти эти вехи сложно, если вообще возможно. Тут можно вспомнить инициации... Автор: Sorella, дата: ср, 10/08/2011 - 23:32 "Часто именно освоение этого мира и постижение его законов дает приближение к пониманию и принятию законов трансцендентных." Это иллюзия. Часто? НИКОГДА. Потому что эти законы принципиально различаются. "...если человек не поломан, он будет развиваться, это заложено в его природе" О позитивистском мифе развития (которым были одержимы психоанализ и психотерапия) было написано Хиллманом, Гуггенбюлем-Крейгом и некоторыми другими юнгианскими авторами в последней четверти прошлого века. По мере того, как формировался информационный тип общества и сетевая культура, он был признан окончательно устаревшим. Посудите сами, исходя из здравого смысла: много ли людей, не испорченных культурой и не невротизированных воспитанием, всю жизнь "развиваются"? И как же они это делают? В природе человека душевно-духовное развитие не заложено изначально, это культурный процесс, идущий против естественного отбора / биологической эволюции, что доказано биологами,антропологами и культурологами лет 20-30 назад. Автор: Lachesis, дата: чт, 11/08/2011 - 00:56 Еще на заре всех наук, существовало высказывание Гермеса Трисмедиса: "Что внизу, то и наверху". Атом подобен Вселенной и т.п. Принцип подобия и аналогии вообще-то всего со всем делает невозможным полное разделение вещей и явлений. Можно ли отделить биологию от психики и от культуры, если мы говорим о человеке? Где кончается влияние генов и начинается влияние родителей, потом культуры? Не напрасно в психоанализе так много внимания уделялось и уделяется вопросам: что первично - внешнее или внутреннее, объекты или инстинкты? Не напрасно появилось такое понятие, как "влечения" - понятие, отражающее неразрывность инстинктов (биология?) и отношений с объектами влечений (культура?). Вся эта система - психо-боилого-культурная подвержена развитию в сложной сети внешних связей. Когдя я пищу "эволюция" я использую это слово не в дарвинском контексте. Ребенок обречен на развитие. Он не может не пройти фазы психосексуального развития (в норме), это заложено в его проироде. Взрослый так же проходит свои фазы развития. Как люди развиваются? Просто, они живут, получают опыт, переосмысляют свою жизнь, ищут причинно следственные связи, учатся и т.п. Если бы не было некоего внутреннего мотора, потребности, подталкивающих их к этому, разве бы они это делали? Собственно, культура с одной стороны является результатом этого развития, а с другой стороны фактором, влияющим на это развитие. Мне сложно разделить человека на биологию и культуры или психику, поэтому противопоставление культурного процесса биологической эволюции для меня что-то.. за предалами моего понимания.
Перечитав дискуссию, я поняла, что мои слова о естественности и простоте ("так же просто, как волосы растут") были восприняты не как метафора. Почему-то естественно и просто проассоциировалось с биологией, с дарвинизмом. Но из этого выросла другая интересная тема - тема многоплановости человека, как биологического, психического и социально-культурного феномена. Я открыла главу "Развитие" в словаре Хиншелвуда (2007) и увидела там вот что: "Физическое тело, а так же и психика человека следуют естественному генетически обусловленному пути становления. Телесное развитие служит непосредственной основой развития психологического, устанавливая фазы либидо, определяя некоторые из характеристик Эго (о чем писала Сорелла в теме о коже),устанавливая баланс между инстинктами жизни и смерти. Косвенно оно влияет на развитие психики посредством развития аппарата восприятия, который начинает предлагать новые типы объектов" Далее в этой главе описываются более подробно разные направления развития человека - развитие Эго, развитие отношений с реальность. и т.п. В любом аспекте развития присутствует идея усложнения системы и установления новых связей и внутри системы и с внешними объектами. Мне кажется уместным здесь процитировать одного из моих любимых авторов - Тэхкэ: "Концепция "формиование психики" имеет ... отношение к возникновению и развитию психического опыта в мире человека. Я не хочу использовать привычные выражения "внутренний мир", противопоставляя его "внешней реальности". Различие внутреннего и внешнего мира означают, что индивид учится производить в своем эмпирическом мире, вначале грубо, а затем со все возрастающей дифференциацией границу между двумя наборами восприятий и представлений. Хотя одному такому набору приписывается качество "внутренности, а другому - "внешности"", оба они продолжают принадлежать миру психического опыта индивида, рассматриваемому здесь в качестве синонимичного его психике". (1993 год) К чему я это процитировала? к вопросу о протипололожности законов "биологических и культурных". Если одно вытекает из другого и в мире людей все можно свести к психическим феноменам, то о каком противопоставлении может идти речь? Сейчас в желтой прессе очень модно давать объяснения сложным отношенческим феноменам, основываясь на грубой аналогии человек-животное. Например, мужчина, как самец в своей природе животной несет порыв - оплодотворить как можно больше самок. Женщина же выбирает самца исходя из его здоровья и силы, заботясь о потомстве. Даже если допустить, что есть такой аспект, он вплетен в сложную систему других мотивов и ценностей. И с другой стороны, если рассматривать духовно-душевное, как нечто отдельное от биологическо-телесного, то мы получим такое же искусственное разделение. Если признана реальность альфа функции (идея о том, что "мысли растут из тела"), то как можно противопоставлять законы жизни тела (биология) и души-духа-психики? Психика пронизывает тело, тело питает психику. Эти два потока "вниз" и "вверх" всегда вместе и "за одно" в принципе, даже если между ними бывает конфликиное взаимодействие. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Сюда же: Из той же главы - "Торможение и прогресс в развитии". (Хиншелвуд) Не буду цитировать, передам смысл - избыток агрессии блокирует развитие, вина его стимулирует через репаративную деятельность. Поиск новых объектов (при разочаровании в страых) приводит к возможности замешать конеретные объекты их символическим представительством, а это основа творчества и появления такого понятия, как "смысл". Их этих индивидуальных законов развития вырастают коллективные законы, культура. То есть, банальные казалось бы, отношения с родителями несут в себе огромный смысловой потенциал, который разворачивается в процессе жизни в сложные конструкции творчества и прогресса. Так что вновь у меня не получается разнести биологическое и духовно-душевно-культурное. Никак не получается :) МакДугалл и вовсе считает что любая творческая активность человека ( и социальная) основана на увязывание внутри себя мужского и женского начала с последующим внутренним "оплодотворением" самого себя, выражаясь метафорически-символически. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Ну, не знаю. Если индивидуация вызвана развитием культуры, то в разных культурах она происходит по разному, а у людей, живущих вне современной культуры, не происходит вообще. _______
Nobody is perfect
Где то попадалась попытка связать путь человека знания по КК с индивидуацией по Юнгу. 4 врага,которые встают на пути человека знания имеет сходство с последовательностью из 4-х архетипов при индивидуации: Страх vs Тень, Ясность vs Анима/Анимус, Сила vs Мудрый старец (мана личность),Старость vs Самость.
Чувство собственной важности = мана личность - это точно. страх - тень, похоже, про остальное у меня сомнения. Что общего у КК и у Юнга, так это то, что человек и там, и там рассматривается в отношениях в Природой, Миром, Планом Архетипов, Орлом и т.п., то есть, с чем угодно только не в отношениях в другими людьми (нагваль у КК - не в счет, он не человек, не такой же человек, как его приемник). Остальные участики группы у КК, скорее для красного словца и для развеивания возможной скуки, а так же для описания разных типажей, но их взаимодействие между собой не является чем-то определяющим развитие индивида. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
В основе индивидуации лежит мифология. Мифология по сути носитель схемы индивидуации. Мифология так же, лежит в основе любой культуры, как древней так и современной. В древних культурах миф пронизывает всю обыденную жизнь: календарные циклы, рождение и смерть. Люди жили внутри мифа, развиваясь по его законам. Далее, в современной культуре, древние боги все больше приходят к людям в виде болезней и отклонений (Хиллман), такие уж созданы культурные условия. Индивидуальность и разум вытесняют миф в бессознательное, а все что касается развития происходит теперь изнутри, во сне, в патологии отношений. В основе любого развития лежит мифология. Думаю, душевно - духовное развитие заложено именно изначально, вместе с сотворением мира :)
Можно посмотреть словарь терминов на сайте.
Посмотрите.Cool
Смотрел. \добрая улыбка\
По моему, она как у гиены.
Бесы форума колдуют непрерывно. Бесы - в нас. Тень и анима. О них в словаре тоже есть. Именно с обнаружения их и начинается индивидуация. C уважением. Олег.
Не читала Хиллмана про развитие в патологии. Не знакома с его доводами. Наверное, он как-то это обосновывает, но мне, почему-то упорно кажется, что развитие происходит постоянно и во всех сферах жизни (и патологических и нет). Просто иногда оно происходит заметным образом и быстро, а иногда - не заметно и медленно, иногда вовсе останавливается, но в принципе, может быть запущено вновь. Мифы не покидают людей, они лишь приобретают иные формы. Бывает, человек погружается в полусон, депрессию, небытие (кому как больше нравится это называть), но процессы в нем продолжают какие-то происходить и потом он вылупляется из этого своего состояния изменившийся. Бывает, человек развивает бешенную деятельность, но в плане развития все в пустую, но в какой-то момент он останавливается и что-то осознает, меняется. Бывают просветления и во время мытья посуды. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Юнг "Моя жизнь — это история самореализации бессознательного! Все, что есть в бессознательном, стремится реализоваться, и человеческая личность хочет развиваться из своих бессознательных источников как единое целое" (57, с. 16). Думаю не плохо сказано, только сразу возникает вопрос - как часто осознается это развитие? А ведь если развитие происходит неосознанно можно ли это назвать индивидуацией?
Вот, наверное, это ключевой вопос - про осознанность процесса развития. Вся, что я писала про естественнность развития, конечно, подразумевало преимущественно бессознательный процесс. Именно это "стремление реализоваться" я и имела ввиду, как что-то заложенное в человеческой природе. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
У Хиллмана что - то типа: "стук в вашу дверь" какого - нибудь бога поднимает из глубин проблему.. она резонирует с этим богом ( может и в виде болезни, реакции ), и вы вынуждены теперь исцеляться.. иногда полностью, иногда до определенной степени, а это и есть развитие.
А что такое "стук в дверь"? Какой-то импульс из вне? Не сама ли это жизнь в своей простоте и полноте? Не божественно ли все? ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
"Цель индивидуации-не что иное,как избавить самость от фальшивых упаковок персоны,с одной стороны,и суггестивной энергии первичных образов\архетипов\ с другой." К.Г.Юнг. Люди с аномально отсутствующей персоной не редкость,но они становятся жертвой коллективного бессознательного. Юнг приводит в пример Иисуса,Ницше,Моцарта,Ван-гога. Недавно мы говорили о Врубеле.
"Люди с аномально отсутствующей персоной не редкость,но они становятся жертвой коллективного бессознательного. Юнг приводит в пример Иисуса,Ницше,Моцарта,Ван-гога. Недавно мы говорили о Врубеле". Не пополняет ли Юнг этот список? ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Нет. Если в случае,скажем Врубеля,вторжение архетипов шло лавинообразно,в случае Юнга процесс шел сравнительно постепенно.Но действительно -его личный эксперимент был чрезвычайно опасен.Не имея никакой помощи или представления о том,что с ним происходит,он был на краю.
По мне, так он был вовсю захвачен мана-личностью. В конце жизни. ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Он был конечно захвачен мана-личностью,и конечно пережил инфляцию \самообожествление\.Но не в конце жизни. В середине.Он действительно был захвачен архетипическими содержаниями и это естественно.Он ничего о них в то время не знал.Опыт работы над суггестивным воздействием первичных образов в собственном анализе и в анализе пациентов,и лег в основу его теории индивидуации.

ancient money color separation, Regal gamble at high stakes, big "burn money", only for the woman body; use all one's skill with a pulse beauty, confidante, eyes are looking at Replica watches the countless notes.Don't say is what four, 50-year-old divorced men, a billionaire to do stunt, his marriage is choose a wife or find a mistress, he worries about the lack of fresh meat to serve as a feast?According to media reports, The best designer wedding gowns "billionaire ten city courtship show" 20 days in Guangzhou debut, organizers, 11 single entrepreneur's message is issued, the current through the telephone, mail, door-to-door for female guests have more than 2800 people.Application of female guest from a number of domestic city, also with Australia, Singapore chinese.For women with an Wedding dresses under 100 average age of 28 years, the largest in 56 years, a minimum of 19 years.Occupation related to financial Wedding dresses analysts, dietitians, yoga instructor, students at Boston University, the United States, alain silberstein replica 320 contestants from 2800 entrants talent showing itself in Replica watches fierce competition, Garden Hotel.Choose a wife

Regal had become inured to the unusual, have triggered online many criticism, the billionaire to hublot replica the girl's stringent requirements, more people to enjoy what is Replica rolex called the "giants as deep as the sea".Virgin + + I + intelligence communication and mental health.It was chosen as the emperor's wife concubine, this group of key Cheap wedding dresses words is enough to feel ashamed of one's ungainly appearance the imperial concubine.Material basis on behalf of Red bottoms human mating power, highfalutin meat-market noisy invincible, let us dollar, christian louboutin replicas pound sterling rouble, dust, only to hear the sound of the Great Yuan Yaohu: a full Cheap Christian louboutin shoes forehead! Must be a virgin! "Billionaire, all have marital history, is dedicated to Guan Meinv is" original".Chinese characteristics, what a miracle wedding dresses 2013 will happen.

a sherri hill billionaire can require thousands of enrollment of women, must be a virgin; thousands of woman, but not a woman ask billionaire is sent away Fake watches the first wife.Meat market not the equality between men and women, some only be most willing to accept humiliation!From this point on, Replica rolex the so-called 2800 contestants, there is not a complete intelligence or mental health.In the on-site activities, who called himself the organizers responsible man who claimed that "it is for the rich two generations of selection of high-quality mother, Rolex replica spouse will be a Red bottom shoes huge asset management", and throw out the "entrepreneurs find a suitable wife is far more important than the ordinary people" shocking language.This is "a full forehead" voiceover.

every dog has its day.Throughout history, each dynasty has harsh selection system, but unfortunately, those elected to assist the emperor Houfei ', the generation after generation of descendants, keep their own piece of land.Choose a wife called Regal, treat people as animals to Cheap wedding dresses buy, also expect expect their spouse, and become a huge asset managers?Be wishful thinking, Replica watches in this materialistic society, right Cheap Christian Louboutin when the joke had at one's leisure.

nowadays, back up, tens of billions of buy, Homer is the gateway to heaven or hell?Note:

address