Миф о Нарциссе
О Нарциссе много пишет Нойман в "Возникновении и развитии сознания" (есть на сайте.
"Неприязнь к Великой Матери, как выражение центроверсии, можно ясно видеть в образах Нарцисса, Пентея и Ипполита. Все трое противятся пламенной любви великих богинь и наказываются ими или их представителями. В случае Нарцисса, который отвергает любовь, а затем роковым образом влюбляется до безумия в свое собственное отражение, поворот к самому себе и прочь от всепоглощающего объекта с его настоятельными требованиями достаточно очевиден. Но выдвинуть эту акцентуацию и любовь к своему собственному телу на исключительно видное место — недостаточно. На этой стадии существенной и непременной чертой является стремление Эго-сознания, которое начинает осознавать себя, стремление всего самосознания, всего размышления видеть себя как в зеркале. Формирование "я" и осознание "я" начинаются по-настоящему, когда человеческое сознание развивается в самосознание. Самоанализ характерен для пубертатной фазы человечества, так же, как и для пубертатного периода индивида. Это — необходимая стадия человеческого знания, и только тенденция к задержке на этой стадии имеет фатальные последствия. Разрыв фиксации на Великой Матери посредством интроспекции является символом не аутоэротизма, а центроверсии.
Нимфы, которые тщетно преследуют Нарцисса своей любовью, являются просто олицетворением обольщающих сил, и сопротивление им равнозначно сопротивлению Великой Матери...
Нарцисс, обольщенный своим собственным отражением, в действительности является жертвой Афродиты, Великой Матери. Он уступает ее роковому закону. Система его Эго раздавливается исходящей от нее ужасной инстинктивной силой любви. То, что она заимствует его отражение, чтобы обольстить его, делает ее только еще более вероломной.
...Его самоубийство утоплением символизирует растворение Эго-сознания "
Важный вопрос, на мой взгляд состоит в том, как соотносится нарциссизм история Нарцисса с со способностью любить? В том смысле, в каком я понимаю "любовь" драма Нарцисса и важнейшая характеристика нарциссизма заключается в отсутствии способности любить, в том числе и самого себя, т.е. в отсутствии, острой нехватки любви.
Вот еще взгляд: "...мифологические образы Диониса (IV 3 12 2), которого титаны разорвали на части именно в тот момент, когда он любовался своим отражением в зеркале, и Нарцисса, очарованного своим отражением в воде – оба эти образа в платонической традиции являются распространенными метафорами погружения души в преходящий чувственный мир. "
И еще
Ну и такой аспект - растет ли нарциссизм в современном обществе и каковы последствия этого? Вот что писал Фромм в работе "Величие и ограниченность теории Фрейда":
"Рост нарциссизма в индустриальном обществе обусловлен в первую очередь разобщенностью и антагонизмом индивидов по отношению друг к другу. Этот антагонизм — необходимое следствие экономической системы, построенной на жестоком эгоизме и на принципе достижения успеха за счет других. Когда люди не хотят делиться и помогать друг другу, расцветает нарциссизм. Но более важным условием распространения нарциссизма, которое мы смогли оценить только в последние десятилетия, является поклонение промышленному производству. Человек сделал из него бога. Он создал новый мир, мир вещей, созданных человеком, используя старушку-Землю как сырье. Современный человек раскрыл секреты микрокосма и макрокосма; он проник в тайны атома и космоса, низведя Землю до положения песчинки во вселенной. Ученый, делающий эти открытия, воспринимает вещи такими, какими они являются, т. е. объективно и с незначительной долей нарциссизма. Но потребители, а так же технические и практические специалисты прикладной науки не обладают сознанием ученого. Большинству человеческих существ нет необходимости изобретать новую технику; они смогли построить ее согласно новым теоретическим разработкам, и они восхищаются этим. Так современный человек начал чрезвычайно гордиться своим творением; он стал считать себя богом, он ощутил свое величие, созерцая грандиозность созданной человеком новой Земли. Так, восхищаясь своим вторым творением, он восхищается собой в нем. Мир, который он создал, используя энергию угля, нефти, теперь еще и атома, и особенно кажущиеся безграничными возможности его мозга, стал зеркалом, в котором он может себя лицезреть. Человек вглядывается в это зеркало, отражающее не его красоту, а его искусность и силу. Не утонет ли он в этом зеркале, как утонул Нарцисс, который не смог оторваться от отражения своего прекрасного тела в озере?
Неприятности, связанные со своим отражением присутствуют и в других мифах, например о Медузе Горгоне. Думаю, что их можно связать этим общим местом. А также вспомнить о саморефлексии...
--
Inter haedis locum praesta, Et ab oves me sequestra!
Человеческие мифы архетипичны, неизменны. И только эволюция сознания отражена, вписана в божественные мифологемы, в образах Прометея, Геракла, которые персонифицировали героическую идею вызова богам, идею пути героического Эго, в последствии возведенную в философскую систему Ф.Ницше. На смену этой героической мифологемы пришла другая, связанная с именем Эдипа, носителя буквалистского (слепого) понимания бытия в мире, психологической неразделенности с ним и потрясающего чувства вины перед ним. И, наконец, Нарцисс, для которого основным, базовым чувством является обида. Вина Эдипа перед миром сменяется всепоглощающей обидой Нарцисса непризнанием его этим миром. Нарцисс повсюду ищет знаки собственной признанности и, конечно же, без труда находит их, но, находя их - отвергает. Мир становится недостойным его. Так в мир приходит гордыня сознания. Неразделенность сознания Эдипа с миром сменяется глубочайшим разрывом с ним нарциссического сознания. Не о том ли писал Юнг, говоря о разрыве сознания с глубинными, архетипическими слоями психе? Не отражается ли наше современное сознание, пережившее Прометея, Эдипа в нарциссическом зеркале с безупречно гладкой поверхностью именуемой научно – техническим прогрессом, научной мыслью. Зеркала, в котором нет отражения живой ткани души, но в котором мы видим искаженный образ современного человека отравленного нарциссическим дурманом этого прекрасного, но ядовитого цветка, дурманом расстилающимся по нашим городам теперь уже в виде промышленного смога, сулящего нам комфорт и наслаждение технического прогресса в обмен на наркотическое безумие души.
Внутри личности каждого "нарцисса" есть внутреннее "эхо", отношения у них как в мифе. Аналогично,у каждой эхо-личности есть внутренний нарцисс.
Господь с Вами, Марфа! Где же у этих персонажей Достоевского созависимость?...
Вы считаете жертву Сони созависимостью, с психологической точки зрения? Я, признаюсь, никогда не смотрела на это с такой стороны... А ведь, возможно Вы и правы...
а можно провести аналогию между эхо-личностью и созависимой личностью?С натяжкой. Созависимая личность - это более "зрелые" проблемы, что ли...
"Эхо" страдает от нарциссических проблем, которые затрагивают сердцевину-ядро личности, и проецирует особым образом. Обычно есть два состояния Я - великое (грандиозное, маниакальное) и ничтожное (депрессивное), одно из них проецируется, второе оставлено себе. Когда Эхо находит Нарцисса, готового принять на себя проекцию грандиозной части, Эхо "влюблена" - но в часть себя, спроецированную на него. Его она, по сути не видит. Иногда Эхо чувствует себя относительно хорошо, и тогда она оставляет себе величественность и проецирует ничтожность на кого-то, кто готов принять эту проекцию. Это часто сопровождается гневом, негодованием на эту часть себя= этого человека в ее восприятии. По мифу это соответствует моменту, когда Немезида по приказу Афродиты мстит за ее отвергнутость.
Как бы то ни было, всегда есть отчаянная нужда в человеке, принимающем подобные проекции на себя, тогда рядом с ним нарциссическая личность чувствует себя целой. Одновременно существует отвержение и ненависть к людям, в которых нарциссическая личность нуждается.
Все очень непросто...
Созависимая личность также нуждается в Другом и в том, чтобы он был зависим. Но при этом проецируются не части Я, а другие части бсс комплексов (например, себе оставляют роль контролирующей "матери", а на партнера - проецируется "беспомощное дитя").
Сорелла, спасибо большое! Вы нам, мне, во всяком случае, здОрово помогаете.
А может ли Нарцисс (Эхо) хоть когда-нибудь изжить свой комплекс? Какие условия нужны для стойких перемен к лучшему, к большей психической зрелости?Или он обречен пожизненно?
Так, значит Марфа права - Соня Мармеладова - созависимая личность (оставила себе роль "матери", а на Екатерину Иавновну спроецировала "беспомощное дитя") ?
А может ли Нарцисс (Эхо) хоть когда-нибудь изжить свой комплекс?Самостоятельно - увы,нет.
Dtkeyl 2012-08-04 23:51:26
Какие условия нужны для стойких перемен к лучшему, к большей психической зрелости?"Материнская" эмпатичная психотерапия, обращенная к внутреннему ребенку, обычно в течение нескольких лет. Нарциссические проблемы - это долгая история, легендарное сопротивление, трудные этапы трансформации.
Dtkeyl 2012-08-04 23:51:26
Или он обречен пожизненно?В последние 20-30 лет глубинная психотерапия работает с этими проблемами значительно лучше. Но 50% успеха зависят от самого человека, его усилий и терпения.
Для Сореллы.
Спасибо,Сорелла. Понятно.
Какие бы Вы дали рекомендации людям, непосредственно имеющим дело с такими сложными и капризными личностями, например на работе, или в дальнем родственном окружении, ну и вообще, в тех случаях, когда контакта с ними нельзя избежать?
А что бы Вы посоветовали близким родственникам, как наименее конфликтно ужиться с нарциссом? Или это в принципе невозможно?
Например Душечка у Чехова или Сонечка Мармеладова и Раскольников?Мне кажется, что Душечка - это просто Эхо, даже не зеркало: она только повторяет и её не видно, как в мифе.
А Сонечка видит Бога в преступнике: она "повторяет" то, что Раскольников потерял на какое-то время. То же и в Татьяне: она видит в Онегине то, что придет к нему через несколько лет. Какое-то эхо из будущего?
Какие бы Вы дали рекомендации людям, непосредственно имеющим дело с такими сложными и капризными личностями, например на работе, или в дальнем родственном окружении, ну и вообще, в тех случаях, когда контакта с ними нельзя избежать?
Терпенье и труд все перетрут. (На глобальный вопрос - такой же ответ).
Если приведете пример конкретной ситуации, истории отношений, тогда смогу сказать что-то более внятное.
trixter
"Есть разные источники, но я перечитал отрывок из "метаморфоз" Овидия о Нарциссе. Если обсуждение пойдет и если будет на то необходимость, я могу выложить этот текст, он не большой. "Мне чрезвычайно интересно все что касается нарциссизма и хотел бы попросить Вас выложить выше упомянутый отрывок из метаморфоз если не затруднит.
Еще я хотел бы узнать ваше мнение о том может ли человек страдающий нарциссизмом как бы породить самого себя если сумеет интеллектуально охватить ту проблему которая стоит перед ним,а именно найти ту любовь именно в себе которая якобы отсутствует в нем,я говорю якобы т.к.придерживаюсь того мнения что общечеловеческие паттерны есть в каждом человеке и считаю что при определенных затратах энергии и упорства,а так же (как я уже писал выше и это немаловажно) интеллектуальных знаний со стороны индивида, все таки возможно в самом себе зажечь ту самую искру.
если сумеет интеллектуально охватить ту проблему которая стоит перед нимУвы, "интеллектуальный охват" обычно лишь усиливает проблему...
И ведь если природа сама по себе стремится к цельности,а мешает этому сознание,то погружение в изначальный хаос нобходим.Для активации ли врожденных архетипов?
Dtkeyl,я наоборот рад что то кто то отвечает)
но меня почему то расстроили ваши слова о любви как об уделе ,,избранных,,
Юнг говорил,что природа аристократична,но тогда ради чего стоит жить человеку???Я не знаю например.Может быть Юнг имел в виду что та черта перед которой останавливается аналитическая психология , а именно любовь,просто НЕИЗВЕСТНА анализу,как не понятная(функцией язык не поворачивается называть)субстанция выступает в человеке.ибо как можно понять любовь.Но по крайней мере мне кажется ее можно желатьЮдаже если ее нет.Мне хочется испытать ее,то ради чего человек пойдет на все,и я не вижу другой цели у человека как любить.Может и как то наивно сказано,но я так думаю.И мириться не хочеться с этим)Может меня услышит моя природа когда нибудь.Моя Самость)
как можно понять любовь.В анализе такая задача и не ставится. Анализ же не только про "понять", но и про "прожить", "пережить", "ощутить", "почувствовать", "испытать".
Что касается любви, то перед аналитиком часто стоит, например, задача создать в аналитических отношениях благоприятные УСЛОВИЯ для развития/восстановления способности клиента любить Себя и Другого.
"любовь неизвестна анализу"
И не должна быть известна. Но умение обращаться с тайной в человеке, с состоянием не-знания, с пределами знания - то, что можно развить в ходе анализа.
Почему я Вас расстроила, Complex? Это нормально - любовь для избранных. И, как правило, для экстравертов. Много ли Вы знаете примеров любви в европейской культуре? Я вот знаю Франциска Асизсского и Терезу Калькуттскую... , ну еще пару-тройку канонизированных святых.... и все! ... А уж если учесть, что и эти люди легендарны как минимум наполовину, то любовь и вовсе представляется недоступной простым смертным...
И потом, какой любви Вы хотите - слово "любовь" имеет колоссальный смысловой диапазон? В быту редко говорят о любви к человеку вообще, чаще всего, говоря "любовь", имеют в виду любовь гендерную. Хорошо, если человек осознает, что без первой невозможна и вторая по большому счету. (Вариант утверждения: дружба - основа любых (любовных) отношений) Как бы ни говорил себе интроверт (нарциссический или не очень - не важно, все интроверты слегка нарциссы) - никого не люблю, а вот его, такого великолепного - буду, успех возможен только при осознании собственных проекций интроверта на этого "великолепного". Сама природа интроверта направленная на внутренние объекты (душу, чувства, переживания самого интровертного субъекта) противится эросу, обесценивает объекты внешние. ... Хотя, Юнг говорил, что, именно у интровертных субъектов в качестве компенсации возникают страстные (у Юнга дословно - навязчивые) привязанности к объекту подходящему для проекций этого интровертного субъекта. В этом плане Вам, Complex, может однажды повезти (оцЕните по достоинсту какой-либо объект), и если, Вы дадите себе труд, лучше самостоятельно, без помочей аналитика (простите Сорелла, не в обиду Вам и всем аналитикам сказано!), вовремя отделить собственные проекции от реального человека, может быть, любовь и состоится.
Правильно я поняла Вашу мечту? Вы об этом?...
p. s. Функцией Юнг назвал не любовь, а чувство. Одна из четырех психологических функций - функция оценки - называется в теории типов Юнга чувством.
вовремя отделить собственные проекции от реального человека, может быть, любовь и состоится.Однако, без проекций любви не бывает...