Постюнгианские техники (Юнг плюс НЛП) кто что думает ?

Как то нарыл на просторах интета техники. Интересно мнение экспертов и просто любителей. ====================================== По следам тени "Мой друг - художник и поэт... " (К. Hикольский) Синтез Парень обращается к девушке "Моя ведьмочка"... Фотомодель в рекламном ролике держит в руке кинжал... Кинорежиссер в очередной раз снимает сказку про эльфов... Столь привычные и столь странные, если разобраться с "формально прагматической" точки здения, образы. Вспоминаются слова Юнга: "...архетипические идеи относятся к нерушимым основаниям человеческого духа. Сколь бы они долго ни оставались в забвении или под спудом, они всегда возвращаются, зачастую в диковинно переиначенном обличье... [...] они всегда воспроизводят себя в тех или иных новых формах..." Однако меня сейчас интересуют не эти основные свойства архетипических образов, не их универсальная повторяемость (об этом достаточно много и подробно сказано самим Юнгом), а свойства "второго плана" - психологические особенности самих архетипических образов. Eсли мы переберем в памяти совершенно различные архетипы (хотя бы из "классических" - названных Юнгом), можем ли мы заметить нечто общее в порождаемых ими образах? Да можем. В первую очередь их противоречивость при одновременной целостности. Архетипический образ содержит в себе оба полюса некоей противоположности соединяя их в синтезе. Hаиболее наглядно это видно на основе образа гермафродита. И если каждая из соединяемых противоположностей относится к миру "человеческого", то синтез происходит за его пределами. Иначе говоря, архетипические образы содержат в себе синтез человеческих противоположностей во внечеловеческом пространстве. Hаборы таких проивоположностей являются характеристиками самого архетипа и устойчивы от образа к образу. В каком-то смысле можно сказать, что архетип определяется набором тех пар противоположностей, синтез над которыми он задает. Hиже я остановлюсь на рассмотрении только одного архетипа, достаточно подробно описанного в литературе, архетипа "анимы". Попробуем посмотреть на него несколько с другой сороны. Две руки анимы Итак, какие же пары противоположностей задает этот архетип? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к его "классическим" образам... "Эльфы" - что мы вспоминаем при этом слове? Юность, беззаботность, бессмертие, мудрость... Hо стоп! В известной нам человеческой жизни юная беззаботность и мудрость являются противоположностями, хотя и не прямыми. То есть мы можем представить человека без того и без другого, но вот с тем и другим вместе - логика протестует. Мудрость - порождение опыта, откуда бы ей взяться в юной беззаботности? Разум возражает, но ощущение живости и привлекательности эльфийского образа остается. Синтез замыкает противоположности в целое, но... опять-таки за пределами человеческого. Итак первая пара названа: "юность - мудрость". Что у нас там дальше? "Ведьмы"... традиция относит этот образ к темным, опасным. Он сопричастен смерти. Однако его притягательность несет совершенно другой оттенок. Женщина, спасение от беды (смерти), жизнь. Здесь пара "жизнь-смерть", казалось бы, решена в рамках человеческого, поскольку ведьма - человек. Hо присмотримся внимательнее к сказочным сюжетам. В каждом из них более или менее явно фигурирует нечто третье - путь, судьба, неотвратимость... для самого героя или для обоих. И именно это третье снимает противоречие. То есть это пара противоположностей "жизнь - смерть" синтезируемая на уровне Пути. Я остановлюсь на этом. Перебирая другие образы-воплощения архетипа анимы, мы можем собрать еще несколько подобных синтезируемых пар. У них есть еще одно свойство - все такие пары совместимы по всем образам одного архетипа, хотя и не всегда явно проявляются. Посмотрим на приведенный выше пример - пара "юность - мудрость" вполне совместима с образом ведьмы. Даже если в сказках она представлена как старуха, то зачастую ей приписывают свойство оборачиваться молодой девушкой. И вторая пара "жизнь - смерть" имеет самое прямое отношение к образу эльфов - бессмертные пока живут, не имеющие бессмертной души. То есть образ, отражающий пару "жизнь-смерть" в наиболее явном виде. И еще один момент, выше я говорил о образах анимы, но сам-то архетип двойственен: анима-анимус. В мужском наборе образов синтезируемые пары те же самые. Hекоторую путаницу может внести мужской аналог образа ведьмы, но дело в том, что "маг" или "колдун" образы другого архетипа. У архетипа анимуса на соответсвующем месте скорее окажется образ Гермеса, со всеми его свойствами. (Подробнее об этом есть у Юнга.) Итак, по крайней мере две пары, характризующие архетип, названы. Куда мы можем пойти дальше? След первый Что происхолит, когда архетип проецируется на конкретного человека? Hапример, на любимую девушку? Я сейчас не говорю о той энергии, о той власти, которую он в себе несет, но что происходит с характеризующими его парами противоположностей? А происходит следующее - эти свойства начинают казаться совместившимися на конкретном человеке. Молодая наивная девушка воспринимается как воплощение мудрости, а ее слова - как окончательная истина. Порою довольно рискованные "игры с кинжалом" (в том или ином смысле), дают какое-то странное ощущение "причастности жизни"... Чем порою кончается подобный "розовый туман",всем нам известно. И порою хорошо было бы разорвать связь архетипа и образа конкретного человека, но вот только проецирование порой столь тонко, что оказывается сложно отделить черты архетипа от черт любимой. Hо можно заметить, что к знакомому образу "из зазеркалья" тянется некий след... что, если пойти по нему? Здесь я предпочту говорить на формальном языке техники... 1) Шаг первый. Представьте образ вашей "идеальной любимой (любимого)" такой, какой сам у вас возникнет. Может это будет образ какого-то конкретного человека, а может быть, он будет чем-то отличаться от него. 2) Сотрите в нем все конкретные черты, привязывающие к месту или времени, пусть например одежда будет такой, какую вы никогда не видели на ней (на нем), но которая вполне могла бы быть... Представьте, что образ становится рисунком нарисованным, лишь немногими чертами. Оставьте лишь самое существенное для того, чтобы ощущение от образа сохранилось. Чтобы вы чувствоали, что на рисунке изображена именно ваша "идеальная любимая". 3) Обратитесь к паре "юность-мудрость". Как синтез этой пары отражается на рисунке? Какие черты дают вам почувствовать, что образ обладает обоими этими свойствами одновременно? Усильте эти черты, сделайти их более явными. 4) Пара "жизнь-смерть". Точно так же спросите себя, какие черты образа создают ощущение, что он причастен к тому и другому одновременно? Усильте эти черты. 5) Представьте того человека, образ которого вы хотели бы отделить от архетипа. Пусть это будет какой-либо конкретный контекст в конкретной ситуации. Расположите картинку этого образа рядом с картинкой отражающей архетип. 6) Рассмотрите различия в характерных чертах образов, обращая особое внимание на те черты, которые относятся с синтезу пар противоположностей. В какую сторону отклоняется от архитепического синтеза образ конкретного человека по каждой из пар? В сторону юности или в сторону мудрости? В сторону жизни, или в сторону смерти? Слегка измените образ конкретного человека так, чтобы усилить это различие. 7) Двигая картинку образа отражающего архетип по широкой дуге, переместите его себе за спину, а образ конкретного человека расположите прямо перед собой. 8) Верните образ человека в ту конкретную ситуацию, из которой он был взят, но уже в измененном виде. И запустите "фильм" показывающий дальнейшие события. Просмотрев некоторый кусочек событий, "погасите экран". 9) Представьте этого человека в какой-либо другой ситуации. Проверьте, как изменилось Ваше к нему отношение. Устраивает ли вас это? След второй Hу а если Вы хотите прямо проивоположного? Если вы устали от "серости" своих чувств и вам хочется "безумной любви"? И даже слово "безумная" в раcхожем термине Вас не останавливает? Вы знаете последствия и готовы платить судьбе за "миг огня"? Что ж... Различия будут только на 6-м и 7-м шаге. 6) ... измените образ конкретного человека так, чтобы уменьшить его отличия от образа архетипа. 7) Hаложите образ архетиипа поверх образа конкретного человека и "переплавьте" картинки в одно целое. Шаги 8 и 9 - по аналогии с предыдущим случаем. След третий Раньше мы не касались основного свойства архетипических образов - их универсальности. Если вспомнить об этом, то станет виден еще один след, ведущий в зазеркалье - путь для себя. Дело в том, что не только сами архетипические образы универсальны, но во многом и те черты, которыми эти образы кодируются. Таким образом, можно сконструировать образ архетипа анимы-анимуса своего пола, например используя свои представления о классических образах эльфа, ведьмы (гермеса) и других, ведя их в одно и усилив черты отвечающие за синтез проивоположностей. Такой образ можно использовать например в технике "генератора Я-образа" и интегрировать с собой. Как именно - подробно описывать не стану, поскольку тому, кто сможет сие выполнить аккуратно, идея и так уже ясна. Я лишь хочу предупредить, что это не просто сильный и популярный образ, здесь вы призываете "в союзники" силу много большую, чем ваша собственная идентичность. Знаете ли вы вашу миссию в мире? Впрочем, неважно, знаете или нет. Важно, что когда вы совмещаете себя с архетипом, он вполне может эту миссию "переписать под себя". Более того, архетип, как "великий режиссер", скорее всего именно это сделает в первую очередь. Много поколений стоит за плечами, их хор создает для тебя иллюзию наделения Силой... Впрочем, почему же иллюзию - он именно что вливает в тебя эту самую силу, в сосуд пустой, звенящий, не выбирающий содержимого... И не вопрос, является ли Путь, который ты до сих пор считал таковым, твоим путем, или это всего лишь черта на снегу, прочерченная лапкой архетипа... Ты отныне часть цепи, и за твоей спиной миллионолетняя власть и Тень твоя среди теней "коллективного бессознательного". Игра эта обоюдная... Готовы ли Вы к такому повороту событий? Если да, то "флаг вам в руки и барабан на шею"... =======================
Сложности какие! Глаза закрыть, женщину представить - вот Вам и Анима.
НЛП - методика неплохая, но неглубокая. И если ее приукрасить архетипами, то она от этого глубже не станет. Другой уровень. Но многим людям гораздо проще визуализировать, чем понимать - что визуализируется, поэтому, скорее, нужно исходить из интересов клиента и собственных предпочтений. Мне в НЛП будет скучно сейчас, а когда-то казалось - такие горизонты.
princeps,душевно написанно)А вот Вы, какой путь выбрали-"развенчания" или "великой миссии"? И каким образом можно осуществить подобный выбор /и не будет ли это самообманом/?
princeps, чтобы не быть обвиненными в плагиате, пожалуйста, дайте ссылку на ресурс, откуда вы взяли материал и - желательно - укажите автора текста.
Архетипический образ содержит в себе оба полюса некоей противоположности соединяя их в синтезе. Hаиболее наглядно это видно на основе образа гермафродита. --------------------------------------------------- "образу гермафродита /в котором мужское и женское представленны в неразделенном и нерасчленном единстве/,можно противопоставить андрогина,в котором женский и мужской принцип сочетаются без взаимопоглащения их характерных свойств.Именно в нем,/в андрогине/ видел Юнг символ конечного продукта алхимического процесса /
К НЛП отношусь скептически, как-то слишком просто в нём всё...
Текст спорный, поверхностный, ориентирующий на несущественные признаки образов, частичный. Подход основан на позитивистско-материалистическом, технологическом отношении к визуализациям. Известно, что визуализация далеко не всегда бывает символической, не всегда она является работой имагинального эго с образами бессознательного. В НЛП используется принципиально иное (когнитивно-поведенческое) мировоззрение по сравнению с юнгианским, обращение даже не к сознанию, а части сознания - эго, не ко всему эго-комплексу, а к лишь к его рациональной части, иногда с небольшой (опять же рационально-контролирующей) опорой на телесность. Тщетный морок и заблуждение в прекраснодушных иллюзиях...
НЛП - это набор техник, инструментов - форм для работы с любым содержанием. Никто не ищет глубины в наборе инструментов слесаря или нейрохирурга. Глубину этим инструментам придает материал, с которым ими работают и профессионализм и личностное своеобразие мастера, ими работающего. Большой пласт этих техник почерпнут из работы Милтона Эриксона - "гения гипноза", который очень серьезно относился ко взглядам Юнга. А его главный ученик Эрнест Росси "прежде всего - юнгианский аналитик", и никак иначе он сам себя не определяет. Базовые принципы - эпистемология НЛП взяты у друга и коллеги Эриксона (и Грофа) - Грегори Бейтсона. "Необычайная психотерапия" Дж. Хейли - описание взглядов Эриксона на жизненный цикл человека и семьи, во многом можно назвать развернутым и подробным изложением "Стадий жизни" Юнга. В НЛП и эриксоновском гипнозе есть два принципа - утилизация, который гласит, что любое уникальное проявление человека допустимо и может стать отправной точкой исцеления (можно прочесть и :"началом или ресурсом в процессе индивидуации"); и рефрейминг - переопределение, придание симптому нового значения или определение для дезадаптивного поведения нового контекста, в котором оно становится приемлемым и эффективным. И, по-моему, это вполне отражает взгляды Юнга на компенсаторную природу бессознательного и внутреннюю мудрость процесса индивидуации. Человек зачастую, зависает в проблеме и становится глух к сигналам своего бессознательного и тогда, по-моему, чем он будет продолжать бродить в до боли родных трех соснах по любимым граблям, страшась всего нового и вне, и внутри себя, лучше, чтобы специально обученный индивид дал ему разок "волшебного пендаля", переместив на новый виток развития. "И, да пребудет с вами Сила!" ;)
НЛП не работает с бессознательным. Вообще не пользуются этой концепцией. Скажете, не так? Интересно, а кроме него самого, Росси кто-нибудь еще определяет как "юнгианского аналитика"? И да пребудет с вами сила утилизации, рефрейминга и надежды на дядю с волшебным пендалем! ;)
В НЛП и эриксоновском гипнозе бессознательного материала очень много, и им, практически, и ведется работа. Но его невозможно (поскольку в этой технике не нужно) осознать. Осознается он только в степени опознания, знакомства с ним.
Sorella, спасибо за Росси))) Сформулировал именно так: "за что купил..." - Эрнест Л. Росси — клинический психолог, автор 18 книг, издатель международного журнала 'Психологические перспективы юнгианской мысли' и собрания сочинений Милтона Эриксона. - Эрнест Росси – доктор наук. В 1954 году получил степень бакалавра фармацевтики в Университете Коннектикута, в 1958 году – степень магистра психологических наук Вашингтонского Государственного Университета, а в 1962 году – степень доктора психологических наук Университета Темпл. http://www.ernestrossi.com/ernestrossi/about.html - официальный сайт В НЛП рассматривается и концепция бессознательного тоже, но работа ведется не внутри научных концепций, а внутри представлений клиента. И если клиент предпочитает использовать "концепцию бессознательного" или толкование сновидений, то работать можно и с этим. Но в работе будет соблюдаться запрет на любое привнесение содержательного материала со стороны консультанта. И, по-моему, это несколько совпадает с "юнгианским" в Вашем понимании. :) Но! Мое понимание НЛП и эриксоновского гипноза может отличаться от чьего-либо еще. Т.к. я пришел в эти направления долгим путем через Юнга, Грофа и экзистенциалистов, что накладывает отпечаток...
В НЛП и эриксоновском гипнозе бессознательного материала очень много, и им, практически, и ведется работа. Но его невозможно (поскольку в этой технике не нужно) осознать. Осознается он только в степени опознания, знакомства с ним. *********************** Да, и в этом главное отличие - цель терапии. В юнгианском варианте - это, предполагаю, настройка трансцендентной функции, чтобы человек смог сам продолжить свой процесс индивидуации. В НЛП - работа с запросом клиента. Потому что это набор инструментов, а не "научная теория" - иными словами: не "система верований". В упрощенном виде, "проблема" в НЛП, когда в определенном контексте клиента оказывается в нересурсном состоянии - без выбора, а "решение" - привнесение в этот контекст ресурса, после чего у клиента вместо заученного автоматизма появляется выбор поведения и/или отношения к ситуации. Т.е. в терминах Юнга (ИМХО!)там, где процесс индивидуации тормозился он может продолжиться.
Суть НЛП - косметичекий ремонт в разрушенном здании, например, или припудривание шрамов с эстетической целью.
Суть НЛП - косметичекий ремонт в разрушенном здании, например, или припудривание шрамов с эстетической целью. ******************* Да, при поверхностном применении неумелыми людьми. Есть эстетическая хирургия по медицинским показаниям, есть коммерческая эстетическая хирургия, есть военно-полевая хирургия, есть кардио- и нейрохирургия - названия и инструменты одни и те же, а работа и результат будут разными. :)
В таком случае, НЛП - всего лишь косметические процедуры. Хорошо, если НЛПишные лозунги не выходят за рамки косметических процедур.
Еще немного о Росси. Все-таки журнал называется просто "Психологические перспективы". Действительно, в 1970 - 1986 гг он активно участвовал в работе Лос-Анджелесского института Юнга. А затем он ушел из этой сферы, плотно занялся нейронаукой, в частности его интересует инструментальное подтверждение иррациональных процессов, прежде всего, креативности (очень характерный интерес!). Я прочитала пару его статей на сайте, название которых имеет хоть какое-то отношение к Юнгу (не к юнгианской психологии!). Он сам описывает свой "комплекс Юнга", но упоминает Милтона Эриксона и "гипноз" везде, где только можно. Ни одной работы юнгианцев после 1980г в списках литературы не упомянуто, будто и нет их в природе. В статьях много буков и цифр, аббревиатур, таблиц и повторов, содержания же маловато. Росси довольно любопытно обходится с "Юнгом". Например, выносит пару цитат из работ Юнга в эпиграф, и далее около 16 страниц "клеятся" вокруг них. Будто коллаж создает. Берет разные дискурсы - например, научно-биологический, поведенческо-портретный, математико-статистический, академический психологический. Символикой в его текстах и не пахнет, и даже со сновидениями он обращается как с аллегориями. В его текстах также нет амбивалентности, все очень рационально, но его логика производит странное впечатление - возникает образ насекомого, застывшего в янтаре. Авторитарен, сентиментален, в тени - вероятно, жесткий. Травмирован, буквально героически пережил инсульт и восстанавливался. Иногда возникает эмоциональный отклик на кое-какие места в тексте, но он тягостный, интерес затухает, едва возникнув... Вот легко и без проблем могу его представить в когнитивно-поведенческой терапии или в эриксоновской. Но в юнгианской?... По выражению Юнга, "личное вероисповедание" иное. :) Остается надеяться, что он лишь пишет не совсем удачно... С другой стороны, как сказал поэт, "как мы дышим, так и пишем".
princeps, чтобы не быть обвиненными в плагиате, пожалуйста, дайте ссылку на ресурс, откуда вы взяли материал и - желательно - укажите автора текста ** Это эхо конференция фидо RU.NLP По следам тени Еще есть такое того же автора: Тень архетипа
Насколько понимаю НЛП это чемоданчик с инструментами. Хотя, мастера НЛП утверждают, что психологи знакомы в основном с самопалом, а нужно пользовать фирмУ.
Так, может, автор текста и пытается свой самопал украсить чем может (что искренне не отличает перенос от проекции - это все уже поняли). Хотя нлпишные техники - инструмент вполне рабочий, но как у любого инструмента есть свои показания к применению. Мне лично эриксоновский гипноз и НЛП тупо разонравились после того, как их успешное использование набрало в тени критическую массу по сути манипулятивного подхода к психике, живому, разумному и самостоятельному органу.
Так ещё и исторические корни НЛП небезинтересны: всё чем образованные европейцы пользовались веками и не придавали этому значения (каким-нибудь закономерностям невербальных проявлений), америкосы по простоте душевной возвели в ранг чуть ли не науки.
НЛП тоже разное бывает, говорят. Есть взмах, а есть и сущностная трансформация.
Есть такой анекдот, называется "Говорите и Вы!" А с другой стороны, Юнг писал об этом, что люди в основном поверхностны и не склонны задумываться глубоко, т. е. удовлетворяются ничего не значащими вещами. НЛП такое и есть: проманипулировал собой или кем-то и имеет ощущение "кум королю, сват министру".
Вот мы тут прелюдиями занимаемся и на обложку журнала медитируем, а до автора все равно не добраться, а то бы мы его бы. Это скука, что ли? Надо идти в мир, проявлять инициативу (со вздохом).
Это скука, что ли? * Протест против несправедливости. А вот не в тему и ни к месту нашла Ваше "заносчивый женский анимус, в отношении которого вообще по определению ничего невозможно действием предпринять" ставит в тупик как масштабом применения анимуса, так и ответной реакцией.
Эта полемика напоминает спор о вкусах: прочел рецепт, послушал знакомых, посмотрел интервью повара - блюдо не понравилось! ;) У меня же незавидная роль человека, который побывав в ресторане с тремя звездами Мишлен, пытается объяснить вкус того, что пробовал, приверженцам другой кухни или тем, кто пробовал те же блюда, но в другом месте. Да, НЛП ничего не изобретало. НЛП - это результат наблюдений за работой нескольких успешных психотерапевтов (Перлз, Сатир, Эриксон etc.). В результате чего были выявлены сходства не в том, как они объясняли свою работу или, во что при этом верили, а сходства в том, что они делали, в том числе, как наблюдали за невербаликой клиента и как использовали определенные вербальные конструкции. Таким образом отделили инструментальную, техническую составляющую психотерапевтического влияния от личности терапевта. И любой успешный терапевт (как, впрочем, любой успешный коммуникатор) использует те же самые паттерны подстройки, ведения, побуждения изменений, только делает это частично - в виду, своеобразия своей психики и интуитивно - поскольку системно и сознательно этого не изучал. Станет ли тот кто изучал НЛП системно и сознательно Мастером?.. Нет. Так же как не станет Шумахером человек только окончивший автошколу. Он выучил правила движения и принципиальное устройство автомобиля, научился начальным навыкам управления. Но только длительная целенаправленная практика и личные способности к данному виду деятельности сделают из "ездюка" Водителя. И не просто так хорошие инструктора автошкол постоянно твердят своим ученикам: "Нет отдельно машины, нет отдельно дороги, есть сложная система водитель-автомобиль-дорога". И в этом определении и система, и каждый из её элементов - Загадка, не подвластная решению одним только сознанием. Что уж говорить о психике... _____________ "Мне лично эриксоновский гипноз и НЛП тупо разонравились после того, как их успешное использование набрало в тени критическую массу по сути манипулятивного подхода к психике, живому, разумному и самостоятельному органу." ****************** Насколько понимаю, это в большей степени говорит не о ЭГ и НЛП, а о Вашем личном их восприятии, о наличии внутренних противоречий. Мануальный терапевт бессовестно манипулирует своим клиентом. И клиенты обычно хотят именно этого, потому что результатом манипуляций будет большая свобода движений, снятие мышечных и нервных зажимов, что будет сказываться и на психическом состоянии клиента. Могу себе представить мануального терапевта в духовном кризисе: "Кто я такой, чтобы брать на себя Право исправлять то, что сделала Та-Сила-Что-Больше-Нас с этим человеком?! Как скрутило его по Высшему-Повелению, так и исправит, если на то будет Её Высшая-Воля!"... Мне же ближе другой подход: "Как скрутила его Та-Сила-Что-Больше-Нас, так и привела ко мне и научила меня делать то, что я умею делать. И значит Та-Сила-Что-Больше-Нас хочет, чтобы я снял его напряжения и позволил Той-Силе-Что-Больше-Нас свободно циркулировать в нем и наполнять его Мудростью, Любовью и Благодатью. (Даже если он не захочет принять эти Дары и вновь окажется на моей кушетке.)" _______ Я не эксперт в юнгианстве, но то, как формулируются контраргументы, наводит меня на мысли о проецировании теневых аспектов своего восприятия терапии на другие подходы... _______ Благодарю за предоставленную возможность в очередной раз переосмыслить и доформулировать свои взгляды на НЛП и психотерапию в целом. :)
Я не эксперт в юнгианстве, но то, как формулируются контраргументы, наводит меня на мысли о проецировании теневых аспектов своего восприятия терапии на другие подходы... _______ А как Вы хотели, чтобы юнгианцы перестали тень отбрасывать? Или чтобы на чёрное белое говорили? На самом деле всё намного проще - каждый кулик своё болото хвалит, кому-то одна объяснительная система годится, кому-то другая, по себе и судят. Кому Мишлен, а кому Shinbashi. :)
Только недавно говорили об эклектичности. Зачем становиться каким-то фанатичным последоватлем чего-то. Надо брать пользу отовсюду, потом синтезировать все, и на основе этого свое учение разрабатывать. Вот как надо жить! I'll be back
Джек, и то правда.
Lexx53: Таким образом отделили инструментальную, техническую составляющую психотерапевтического влияния от личности терапевта. *** Интересно, какое преимущество и кому это дало? А еще вопрос: как Вы понимаете и описали бы так называемую "динамику последействия" НЛП? Как она влияет на повторные обращения к такому консультанту?
А как Вы хотели, чтобы юнгианцы перестали тень отбрасывать? Или чтобы на чёрное белое говорили? ************************ Хочу чтобы осознавали.* "Это не ваша Тень, а моя! А тот фиолетовый крокодил в небе - наркоманов с пятого этажа". ;) * У Грегори Бейтсона есть концепция "обучения-2\обучения-3". Важнее самому соответствовать заявляемому идеалу, чем красиво и аргументированно об этом говорить. "Духовного человека можно отличить по атмосфере, которую он создает. Потому что никто не способен создать атмосферу, которой не обладает". /говорят, что суфийское/