сон Толстого

Вот этот сон: Вижу я, что лежу на постели. И мне ни хорошо, ни дурно, я лежу на спине. Но я начинаю думать о том, хорошо ли мне лежать; и что-то, мне кажется, неловко ногам: коротко ли, неровно ли, но неловко что-то; я пошевеливаю ногами и вместе с тем начинаю обдумывать, как и на чем я лежу, чего мне до тех пор не приходило в голову. И наблюдая свою постель, я вижу, что лежу на плетеных веревочных помочах, прикрепленных к бочинам кровати. Ступни мои лежат на одной такой помочи, голени -- на другой, ногам неловко. Я почему-то знаю, что помочи эти можно передвигать. И движением ног отталкиваю крайнюю помочу под ногами. Мне кажется, что так будет покойнее. Но я оттолкнул ее слишком далеко, хочу захватить ее ногами, но с этим движеньем выскальзывает из-под голеней и другая помоча, и ноги мои свешиваются. Я делаю движение всем телом, чтобы справиться, вполне уверенный, что я сейчас устроюсь; но с этим движением выскальзывают и перемещаются подо мной еще и другие помочи, и я вижу, что дело совсем портится: весь низ моего тела спускается и висит, ноги не достают до земли. Я держусь только верхом спины, и мне становится не только неловко, но отчего-то жутко. -- Тут только я спрашиваю себя то, чего прежде мне и не приходило в голову. Я спрашиваю себя: где я и на чем я лежу? И начинаю оглядываться и прежде всего гляжу вниз, туда, куда свисло мое тело, и куда, я чувствую, что должен упасть сейчас. Я гляжу вниз и не верю своим глазам. Не то что я на высоте, подобной высоте высочайшей башни или горы, а я на такой высоте, какую я не мог никогда вообразить себе. Я не могу даже разобрать -- вижу ли я что-нибудь там, внизу, в той бездонной пропасти, над которой я вишу и куда меня тянет. Сердце сжимается, и я испытываю ужас. Смотреть туда ужасно. Если я буду смотреть туда, я чувствую, что я сейчас соскользну с последних помочей и погибну. Я не смотрю, но не смотреть еще хуже, потому что я думаю о том, что будет со мной сейчас, когда я сорвусь с последних помочей. И я чувствую, что от ужаса я теряю последнюю державу и медленно скольжу по спине ниже и ниже. Еще мгновенье, и я оторвусь. И тогда приходит мне мысль: не может это быть правда. Это сон. Проснись. Я пытаюсь проснуться и не могу. Что же делать, что же делать? -- спрашиваю я себя и взглядываю вверх. Вверху тоже бездна. Я смотрю в эту бездну неба и стараюсь забыть о бездне внизу, и, действительно, я забываю. Бесконечность внизу отталкивает и ужасает меня; бесконечность вверху притягивает и утверждает меня. Я так же вишу на последних, не выскочивших еще из-под меня помочах над пропастью; я знаю, что я вишу, но я смотрю только вверх, и страх мой проходит. Как это бывает во сне, какой-то голос говорит: "Заметь это, это оно!" и я гляжу все дальше и дальше в бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню все, что было, и вспоминаю, как это все случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал глядеть вверх. И я спрашиваю себя: ну, а теперь что же, я вишу все так же? И я не столько оглядываюсь, сколько всем телом своим испытываю ту точку опоры, на которой я держусь. И вижу, что я уж не вишу и не падаю, а держусь крепко. Я спрашиваю себя, как я держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал этого раньше. Оказывается, что в головах у меня стоит столб, и твердость этого столба не подлежит никакому сомнению, несмотря на то, что стоять этому тонкому столбу не на чем. Потом от столба проведена петля как-то очень хитро и вместе просто, и если лежишь на этой петле серединой тела и смотришь вверх, то даже и вопроса не может быть о падении. Все это мне было ясно, и я был рад и спокоен. И как будто кто-то мне говорит: смотри же, запомни. И я проснулся

Самый важный аспект любой магии (и не только, во многих видах боевых искусств поддерживается тот же принцип) - это безупречность намерения или безразличное равновесие.
Безразличное равновесие не означает равнодушия, это спокойное, бесстрастное отношение ко всему сущему.
Безупречность подразумевает под собой отказ от ассоциации себя с “Богом”, и бесконечного сожаления за совершенное, сожалеть о том, что изменить не можешь глупо и бессмысленно. Каждый поступок должен быть эмоционально уравновешен, осознан здесь и сейчас как в ожидании смерти - “завтра” может и не быть. Только человек, постоянно помнящий о смерти, может действовать без колебаний и сожалений. Он понимает, что его время ограничено и по этому, принимая решение, он от него не отказывается и идет до конца, т.е. принимает ответственность за решение.

В этом состоянии нет ненависти, нет желания доказать что ты сильнее и могущественнее, и уж тем более желания облагодетельствовать человечество указав ему “истинный путь”, а есть безграничное уважение к миру и всему сущему в нем.

Аура в состоянии равновесия представляет собой замкнутый круг, поверхность ее становится ровной, гладкой и непроницаемой для проникновения чужих излучений. Символ равновесия — шар. За него нельзя ухватиться и повиснуть на нем, нельзя встать. На нем нет зазубрин, впадин, нет ничего, за что можно было бы зацепиться. Удар, нанесенный со стороны, отскакивает от него.

Нарушение законов равновесия по неосторожности, не знанию, ошибки или глупости, может привести к очень печальным результатам. В магии это называется “откат”. Откат – это возвратное действие затраченной Силы. Энергетический удар, мощность которого пропорциональна не количеству затраченной энергии, а внесённому искажению в ход событий. По этой причине практически не предсказуем.
Всякая мысль, подобно сторонам треугольника, опирающимся на две противоположности, восходит к вершине, преодолевая противоречие между ними высшей гармонией. Мысль, не уравновешенную и не уничтоженную таким образом, использовать в Магии небезопасно.
“Всякая мысль, которая одновременно является и положительной, и отрицательной, и активной, и пассивной, и мужской, и женской, достойна существовать выше Бездны; но всякая мысль, не уравновешенная таким образом, пребывает ниже Бездны и заключает в себе безусловную двойственность или ложь, в меру которой клипотична и опасна.” («Книга Лжи, название которой ложно»).

Мне все-таки думается, что это сон не столько о равновесии, сколько о выборе между "двумя безднами"-равновесие здесь возможно, если смотреть только вверх  / "я гляжу все дальше и дальше в бесконечность вверху и чувствую, что я успокаиваюсь, помню все, что было, и вспоминаю, как это все случилось: как я шевелил ногами, как я повис, как я ужаснулся и как спасся от ужаса тем, что стал глядеть вверх"/
 Я спрашиваю себя, как я держусь, ощупываюсь, оглядываюсь и вижу, что подо мной, под серединой моего тела, одна помоча, и что, глядя вверх, я лежу на ней в самом устойчивом равновесии, что она одна и держала прежде. И тут, как это бывает во сне, мне представляется тот механизм, посредством которого я держусь, очень естественным, понятным и несомненным, несмотря на то, что наяву этот механизм не имеет никакого смысла. Я во сне даже удивляюсь, как я не понимал этого раньше. Это из исповеди,похожие переживания Толстой описывает на примере Левина из Анны Карениной...

Марфа,я не отрицаю идеи равновесия -я лишь говорю о том, что она в данном случае /на мой взгляд/ связанна и с вопросом выбора /возможно, нравственного, раз равновесие возможно только если смотреть вверх/ Кстати, пример Левина это только подтверждает.. 

Там он скорее решал вопрос быть или не быть...застрелиться собирался...в Христа уже не верил,в философии разочаровался,приснился такой сон...
Да уж, интересный сон. Мне почему-то сразу вспомнились слова  Г.П. Федотова о Толстом: он не умел смеяться и не любил малевать чёрта...
Этот сон ему приснился уже тогда, когда он оказался окончательно в
отрыве от своих чувств. Отрыв от земли, от реальности. Иллюзорность.
Падение смертельно. Жизнь на паутине теоретических построений.
А мне кажется что это сон о спасении души, о её бессмертии, о вере, потому что только этим его душа успокаивается, когда он смотрит в небо и о неустойчивости земного (тела).
Еще у Достоевского есть рассказ "Сон смешного человека". Кто-нибудь знает, это литературно обработанный сон самого Достоевского или нет?
Флейта 2012-05-28 10:07:56
Еще у Достоевского есть рассказ "Сон смешного человека". Кто-нибудь знает, это литературно обработанный сон самого Достоевского или нет?

Флейта, на сколько я знаю, рассказ "Сон смешного человека"/другое название: "Сон третьего ноября"/ считается фантастическим. Однако известно, что Достоевский часто видел пророческие сны и иногда, вкладывал их в уста героев своих произведений.Я думаю,что один из таких снов, стал канвой для этого рассказа / Именно так, я объяснила для себя, сильное впечатление от этого рассказа: в основе его, действительно, настоящий сон../  Еще вспомнила, что есть интересный анимационный короткометражный фильм "Сон смешного человека"- реж.Александр Петров /1992г./
а у меня аналогия со сном Толстого, словно "распахивается" куколка и в мир "впархивает" бабочка, или вот, еще, по каким-то невидимым путям вдруг путы за которые дергал кукловод спадают и "кукла" обретают свою собственную жизнь, опору на тело.
недавно тоже думала про кукол и кукловода ,но не в связи со сном Толстого...
а в связи с чем выложили сон Толстого? 
Интересен был как человек...А не как писатель...Тем более интересно как человек вышел из кризиса...Вот и все.

Так как же на самом деле происходит этот таинственный процесс? Изначально в будущей красавице-бабочке, а пока еще яйце существуют два типа клеток. Один из них отвечает за рост и развитие гусенницы, а второй за формирование бабочки. Когда гусенница выросла до нужных размеров благодаря «своим клеткам» и успела окуклиться, активизируются другие клетки, отвечающие за бабочку. После этого в теле куколки происходит интенсивный процесс развития, появляется хоботок, длинные ножки и прекрасные крылья, заново формируются органы дыхания, пищеварения и разможнения. 

Только после окончания всех этих важных процессов на свет готова появится новая бабочка. Однако она не выпархивает из куколки, готовая тут же лететь на цветок. После появления из куколки, нужно подождать, пока расправятся крылья и чуть окрепнет тело. И вот наша красавица готова к полету!