Выход из культа
Ди, перечитал ваш сон "выход из культа", действительно, есть моменты пересекающиеся со «сном – игрой».
Любопытно, какие у вас ассоциации, размышления по поводу сновидения?
Или вы решили снять ваше сновидение с обсуждения? Тогда вопросов нет.
Для начала выделяем персонажи сновидения. Их четыре. Тридцать участников культа можно учитывать как мизансцену сновидения.
В сновидении присутствуют четыре основных образа: 1. «тряпичная кукла», 2. «жрец-жрица», 3. «бесноватая», 4. «молодая женщина – чародейка». Эго перемещается, трансформируется в «жреца» и в «бесноватую». После трансформации в «просветленную, отлученную бесноватую» Эго четко различает разделение своей границы и «темной, магической, женской», хотя испытывает влечение к тайным знаниям «чародейки».
«Тряпичная кукла» присутствует как языческий культовый атрибут, смысловая нагрузка которого, судя по всему та самая «архетипическая пустота» которую и надо заполнить идейным содержанием. Что нам о ней известно? То, что она находиться слева (БСС, женское, неопределенное). Вообще ее можно представить как «чистую» персонификацию БСС –ого. Центральная фигура "Жрицы" антропоморфна, и более напоминает архетип Анимы – Великой матери, или персонификации Самости – Софии, которая центрирует психе, выстраивает, упорядочивает психические содержания (30 послушников). Она же несет цезурирующую функцию. Волосяной культовый предмет символизировать магическую силу, Ману. Волосы в мифологии представляют некую магическую силу (вспомнить хотя бы волосы Самсона).«Тряпичная кукла» присутствует как языческий культовый атрибут, смысловая нагрузка которого, судя по всему та самая «архетипическая пустота» которую и надо заполнить идейным содержанием. Что нам о ней известно? То, что она находиться слева (БСС, женское, неопределенное). Вообще ее можно представить как «чистую» персонификацию БСС –ого. Центральная фигура антропоморфна, и более напоминает архетип Анимы – Великой матери, или персонификации Самости – Софии, которая центрирует психе, выстраивает, упорядочивает психические содержания (30 послушников). Она же несет цезурирующую функцию. Волосяной культовый предмет символизировать магическую силу, Ману. Волосы в мифологии представляют некую магическую силу (вспомнить хотя бы волосы Самсона).
Превращение Жрицы в Жреца более всего напоминает культовый шаманизм. Шаманские обязанности в равной степени исполнялись мужчинами и женщинами, иногда встречаось и такое явление, как «травестизм» (не путать с трансвеститами), когда мужчины – шаманы одевались и вели себя как женщины, ибо на то была воля духов. В подтверждении того, что в сновидении присутствует шаманский ритуал, привожу аргумент. Изначально древние считали, что духи устанавливают связь с будущим шаманом. Наглядным свидетельством этому была так называемая «шаманская болезнь», поражавшая человека обычно в детском или юношеском возрасте. Симптомы этой болезни могли быть самыми разнообразными, но почти всегда заболевший ею человек выглядел в глазах окружающих умалишенным. Считалось что больного «шаманкой» посещают духи и предлагали стать избранником.
В контексте изложенного становиться более понятно превращение в сновидении Жрицы в Жреца, и появления персонажа «бесноватой»
Натолкнувшись на отказ, духи принимались принуждать кандидата в шаманы, угрожали ему, а потом откровенно преследовали и применяли «методы физического воздействия». После того как человек соглашался стать шаманом, начинался длительный и болезненный процесс его трансформации - закалки, формирования у него сверхчеловеческих качеств. Течение шаманской болезни совпадало с циклом инициации: страдание, смерть и последующее воскресение. Когда шаманская болезнь проходила, человек превращался в «избранника духов», превосходящего своими возможностями всех смертных. В подавляющих случаях шаманская болезнь сопровождалась «профессиональным» обучением кандидата у старого, опытного шамана. Ди, может тебя наведет на какие то размышления изложенный материал по шаманизму?
Старость персонажей указывает на архетип «Сенекса». Можно сказать что «архетипическое поле сенекса» заполняется персонажами сновидения. Все персонажи сновидения попавшие в это поле приобретают архетипическое свойство, качество «сенекса». Вы пишите, что «внутреннее мироустройство у меня очень уж сильно изменилось; старые ммм... идеалы обесценились, приобрели даже негативную окраску». Но старые идеалы это же «сенекс» Вообще территория «храма» - это территория «сенекса», т.е. территория старых идеалов.
«Но тогда мне плохо понятно, почему жрица стала жрецом». На мой взгляд, трансформация жрицы в жреца отражает динамику процесса смены матриархальных ценностей (возможно ценностей усвоенных вами сознательно, находясь в женском окружении) на патриархальные. Но так как «сенекс» отличается поразительным консерватизмом и не так просто сдает свои позиции, при «смене власти» (превращения жрицы в жреца) появляется временное переходное психическое состояние, при котором женское, матриархальное усвоенное психическое содержание приобретает свойство невменяемости, дезориентированности. Они (старые матриархальные ценности) могут остаться в психическом, только при условии заточения в келье «герметизации», и ваше «Я»-жрец отчетливо это видит (эта инкарнация Я в жреца отражает процесс просветления, понимания, принятия). Как только принято решение о смене ценностей, Эго перемещается в «бесноватую» и передает ей свойство «просветленности» понимания , тем самым «бесноватая» получает свободу осознанного выбора. Но идти «в мир» в таком «сыром виде», согласитесь, очень страшно, и «Я- бесноватое» изолируется, герметизируется от всего психического мира, «до лучших времен», т.е. оно (Я- бесноватое) должно пройти стадии «созревания» в непосредственной близости с Анимой – чародейкой, т.е. научиться понимать и принимать новое, молодое «пугающее» свойство «женского» мира.
.... извините, что вмешиваюсь... просто форум спит, а тут хоть какая-то жизнь теплица, да и сон интересный.
Первое что мне пришло на ум, когда я дочитала до того места, как страрушка подошла к жрице и та превратилась в жеца было:
Что бы было если бы жрица осталась жрицей? Столкнулись бы две "старушки". Чтобы этого не произошло, одна женщина превращается в мужчину. Почему-то во сне важно выдерживать пары мужчина-женщина. Забегая вперед - последняя сцена - так же пара м.-ж. это сновидец и колдунья.
Каждый персонаж сна может символизировать части личности сновидца, что он сам и подтверждает, когда перемещается из одного персонажа в другой. Это еще называется "разные репрезентации Я", то есть, Я оборачивается своими разными сторонами. Похоже, что "уютнее" всего сновидцу в роли кого-то, кто свободен от системы, но имеет все же потенцивльный контакт с себе подобным. Он свободен от системы, но все же еще находится в ее лоне (безопасность?) - на территории храма.
Мне видится тут два возможных выходи из системы - стать таким как бесноватая - высоко ценимым экзаменатором, но, вызывающем неприятные чувства у сновидца (как мне показалось) или стать кем-то вроже той жрицы в келье ("свой среди чужих, чужой среди своих?").
Эти два персонажа меют одно сходство: каждый из них во сне нахродится в неком помещении. Бесноватая скачет от стены к стене (как будно они ей мешают) колдунья спокойно уединенно занимаается своим делом, так же окруженная стенами. Мне кажется, что тут речь идет о границах и своем индивидуальном пространстве в противоположность общественному, коллективному "системному" пространству. Возможно, сновидец осваивает положение изоляции от других, но не полное, с каким-то интересным личным контактом (как с колдуньей)
Я бы сказаала, что в этом сне прослеживается динамика от нахождения в коллективе к некоему парному положению при автономии двух людей (каждый в своей келье, но потенциально они вместе)
коллективом этим может быть и семья и какая-то система знаний и что-то еще с признаком - слияния с обществом каким-то, нахождением внутри него.
это сон я восприняла, как "хороший" во-первых, система не слишком жесткая, можно войти, можно выйти, в ней нет признаков "тоталитаризма". Во-вторых, намечается интересный контакт с колдуньей, которая хоть и пугает немного, но все же притягивает и интересует.
Самым неприятным местом эмоционально для меня был эпизолд с бесноватой и экзамен. То есть, то, что связано с образами "старушек". Как только старушки разбавляются мужчиной и колдуньей (она ведь не старая?) все как-то налаживается... тут можно было бы поискать личные ассоциации со старушками - что они вызывают в памяти, куда ведут?
Если старушка олицетворяет какую-то часть личности сновидца, можно подумать - какую? когда он бывает похож на старушку? может, брюзжит или поучает или чувствует себя, как кто-то кто уже познал все и больше ему не чему удивляеться? или завидует "молодым" (по состоянию), полным жизни, беззаботным? Тут - простор для фантазий об этих старушечьих качествах. Понятно, что у этого образа есть теневая окраска, замысловатая такая тень...
Очень интересный сон .
Кратко сюжет можно изложить так : вы находились в монастыре и остались в монастыре. Более просветленный , более продвинутый , но вы выбрали остаться в его стенах.
Не думаю , что волшебница - это Медея , это несколько древнее , ее называют еще праДеметрой , эмееногая богиня плодородия.
Еще одна тема сновидения : чем руководствуется человек "достигший просветления" ( сумевший понять / осознать нечто) - ответ сновидения: только своими принципами. Что делать не понимающим - отчитываться перед старушкой.
А если сон развернуть во времени , вернее взять и все смешать.
Жрица , принимающая исповедь ,
просветленная старушка ,
волшебница с книгой .
ведь это одно и то же лицо , но в разное время и на разных стадиях.
Как можно стать колдуньей - через просветление - вот бесноватая старушка становиться волшебницей с книгой
Кто может "узанать" просветление - тот кто прошел через него - теперь волшебница становиться исповедующей жрицей .
Пишите , что формулу " хорошо- плохо " установила в вашей семье бабушка . установила или передала по наследству нечто ранее обретенное? Хотя в принципе это без разницы , полжалуй.
Действительно, Медея это развитие змееногой богини плодородия . Когда люди начинают поклоняться новому образу бога , они ждут наказания от "преданного" божества, потому Медея такая злонесущая ( рогатый хозяин леса стал чертом). На Кавказе еще и сейчас носят серги, форму их называют - "всадники матери богов". И сон с конями вовсе не случайность - это продолжение разговора с БСС.
Нет ли в этом определнного ключа к пониманию ситуации : вы в монастыре( т. е. святилище) богини плодородия и вы встречаете Медею - для вас она Медея- ( ее демонический характер возник из "предательства" , люди нашли себе другую богиню и она стала "темной"). Что в вашей жизни может составить аналогию этой сюжетной линии?
Привет! Я конечно в психологии без году неделя, но может мой мысли тоже хоть немного натолкнут на правильное понимание... Святилище напоминает церковь, но оно скорее дохристианское, старое, это может символизировать образ жизни сновидца - старые принципы для него кажутся устаревшими. Так же и жрица, которая возможно действительно символ "проповедника" моральных устоев в детстве - бабушки, привившей основные "общепринятые" понятия морали. Ее экзаменующая роль может наталкивать на мысль о подсознательном понимании сновидца того, что соответствие тем самым "общепринятым" правилам нужно для того, чтобы быть полноценным членом общества, живущего по этим моральным принципам, но не жизненно необходимо: "...прошёл - значит остаёшься в лоне культа, иначе отлучение, но всё, вроде бы, без обид, цивилизованно." Переход в "тело" жреца может означать желание самому задавать моральные ценности или быть над ними - найти свой путь, отличный от пути культа. Выбор, который сновидец должен был сделать это выбор между возможностью вести жизнь в социуме, абстрагировав от него лишь свое новое "иное"мировоззрение (уйти в монастырскую келью), или отойти от общества в корне (уйти из монастыря). Сподвижничество и уход в скит сейчас не очень "котируются", поэтому логично, что он выбирает первый вариант. Волшебница возможно символизирует аниму (интуитивную часть подсознания, принявшую какое-то решение), а сам сновидец испытывает естественное желание дополнить интуитивное конкретными знаниями для окончательного оформления нового "Я"...