символизм картины


у кого какие мысли? ассоциации? символы, фантазии?

Ютта, как картина-то называется?

Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом, Леонардо да Винчи.

И точнее хотела обсудить вторую, а умудрилась вставить первую.

Ааа! Так это Анна - мать Марии. Типа преемственность поколений. Или некое альтернативное представление о Троице, в смысле через женское.
Мальчик Иисус держит в руках козленочка, агнец в Библии поэтический образ, символ кроткого человека.
Интересно, а кого он тогда на второй картине держит? Он ещё и пальчики, как для благословления сложил...
мне вот интересно почему сидит на коленях другой, о чем это?

Леонардо да Винчи использовал мало распространённый в Италии сюжет, известный как «Анна-втроём», когда Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Тем самым создаётся эффект mise en abyme: Мария на лоне родившей её Анны, а Иисус на лоне родившей его Марии.

Этот эффект (mise en abyme) ещё называют "эффектом матрёшки", т.е. идея вложенности. Чисто художественный приём. Как картина в картине.

По поводу "Анны-втроём" -  "в средневековой латыни существовал термин меттерца, имеющий соответствие в немецком selbdritt. Он обозначал, что св. Анна входит как третья в единство, включающее Марию и Иисуса".

Спасибо, Ютта. "Анна-втроём" очень интересная архетипическая идея. Где бы про неё поподробнее почитать?

Ютта, Marsha, на сайте есть об этой картине у Нойманна в «"Леонардо Да Винчи и архетип матери".
Спасибо, Флейта, поищу. Но, я б хотела, чтоб мы "поработали" еще и сами, т.б. включили свое понимание, видение, фантазию, и как отзывается она внутри каждого?
Ютта 2012-08-02 04:31:02
включили свое понимание, видение, фантазию, и как отзывается она внутри каждого?

 А мне интересным кажется соединение ножкой агнца Марии и младенца - их трое, а Анна отдельно. Четверичность им мешает.
По-моему (где-то слышала), что автор сначала задумывал писать только Мадонну с младенцем. Ещё  сюжет напоминает  Деметру и Кору/ Персефону, которые ищут самостоятельности/ребенка/новую в себе.
Roha 2012-08-02 07:16:26
 А мне интересным кажется соединение ножкой агнца Марии и младенца - их трое, а Анна отдельно. Четверичность им мешает.По-моему (где-то слышала), что автор сначала задумывал писать только Мадонну с младенцем. Ещё  сюжет напоминает  Деметру и Кору/ Персефону, которые ищут самостоятельности/ребенка/новую в себе

 А мне кажется, что агнец не связан с идеей четверичности как таковой. Это как бы просто атрибут Христа. Кстати, читала где-то, что представление о Христе как о «добром пастыре» перешло из раннего культа Гермеса, который изначально был богом-пастухом. Ягнёнок был его атрибут. И тут так же Христос-агнец.
Связь с Персефоной? Не знаю. Персефона-то, кажется, была бездетна. А вот если продолжать аналогию с Гермесом, то его мать Майя считалась одно время богиней плодородия (у римлян точно). Так что аналогия с Деметрой-Персефоной вполне может быть.

а мне вот видится на первой, как цепь событий - извилины гор, словно руками придерживают Анну, та - Марию, а Мария - младенца, а тот - ягненка. Цепочка, как атрибут Ананке. И как бы плавный переход одного в другого, материнский мир в зарождающийся отцовский, коряво написала, но пока так.

И еще ощущение целого от каждой фигуры, и дополнения друг друга, Анна, словно присела на правую ногу, а левой поддерживает Марию, та в свою очередь на правой , а левой придерживает младенца, если учесть, что ноги это "продвижение", то что? вот всплыло словно "путь левой ноги", знаю, что есть только путь левой руки 

 

Roha 2012-08-02 07:16:26
 А мне интересным кажется соединение ножкой агнца Марии и младенца - их трое, а Анна отдельно. Четверичность им мешает.

  Возможно дело не в "мешает", а в том, что Анна, чисто ветхозаветний персонаж.

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Marsha 2012-08-02 10:55:59
Кстати, читала где-то, что представление о Христе как о «добром пастыре» перешло из раннего культа Гермеса, который изначально был богом-пастухом. Ягнёнок был его атрибут. И тут так же Христос-агнец.

   Ну, Христос говорил  о Себе, как о добром пастыре. К тому же, в те времена это было расхожее явление, как сегодня, вежливый водитель. Это ж целое событие, его замечают (особенно в маршрутках) помнят... К тому же, в те времена пастухи не брезговали и воровством.  В общем и там и там это дело ценилось и по своему обыгрывалось, но видеть в этом приемственность ИМХО не совсем верно.

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Ютта 2012-08-02 12:55:54
а мне вот видится на первой, как цепь событий - извилины гор, словно руками придерживают Анну, та - Марию, а Мария - младенца, а тот - ягненка

 А мне как то не видится, Анна активной. Сидит себе, несколько отстраненно, словно не участвует, а наблюдает за родственными отношениями. :)  Хотя, на второй картине она более активна. Ее, внук словно не интересует, больше проявление материнства в ее дочери.

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак

или вот еще, если рассматривать картину не слева с верху вниз право, а наоборот начинать с правого низшего угла - вот пришла мысль, что только через жертву, или жертвуя мы постепенно сможем добраться до глубин земных в высоких далях гор. 

опечаток-то сколько...

хех, и несет меня после сбора грибов в лесу

Анатолий 2012-08-02 13:06:46
но видеть в этом приемственность ИМХО не совсем верно.

 Да, Анатолий, возможно, вы правы.
Может, лучше говорить о преемственности идеи «доброго пастыря» от античности до христианства…? Не знаю.
По поводу переноса этого образа с Гермеса на Христа – идея, конечно, не моя (когда-то вычитала). Просто есть такая точка зрения. Мне она тоже кажется несколько сомнительной, ибо явление действительно расхожее.
Marsha 2012-08-02 13:58:08
По поводу переноса этого образа с Гермеса на Христа
У Юнга в Mysterium Coniunctionis есть про это.
 
Ютта 2012-08-02 12:55:54
а мне вот видится на первой, как цепь событий

 Ютта, а, может, различать, что является чисто художественным приёмом, а что уже имеет символическую нагруженность?
Ну, например, эта визуальная «цепь событий» как раз и есть пример «фильма в фильме», «матрёшки». Т.е. чисто художественное.
А вот сама идея этой женской Троицы уже требует глубинных толкований, в т.ч. психологических?
Т.е. одно дело как нарисовано, другое дело – что нарисовано?
Sorella 2012-08-02 14:02:31
У Юнга в Mysterium Coniunctionis есть про это.

 Спасибо, Сорелла, надо глянуть.

Я-то вычитала точно не у Юнга, а у кого-то из религиоведов. Но сейчас убей - не помню, у кого

Marsha, насчет приемов и символики. Вот я думаю, что объемность картины, созданная художественном приемом, как раз и дополняет картину в символическом плане. Т.б., если рассматривать картины Леонардо, то тут надобно в ход пускать все, что видишь и объем, и "картину в картине", нельзя так однозначно подходить чисто с психологической т.з, или с просматривания всего лишь заложенной идеи. Ведь символ объединяет в себе "идею" и "вещь". Может чего не так понимаю?

Но для меня мало видеть только христианскую идею, идею троицы, вот именно как они соотносятся с тем что обозначают?

 

 

Ютта 2012-08-02 14:36:00
Вот я думаю, что объемность картины, созданная художественном приемом, как раз и дополняет картину в символическом плане.

В смысле, что именно этот метод выбран художником не случайно? Способ дополняет символику?

Вполне возможно.

Ютта 2012-08-02 14:36:00
вот именно как они соотносятся с тем что обозначают?

 Из меня «символист» фиговый. Я могу только как сама понимаю, из своей кастрюли с борщом.
Мне показалось, что тут есть утверждение женского начала. Как иной путь к Христу. Не Авраам родил Исаака… и т.д., а по женской линии, которой часто пренебрегают (или считают незначимой). «Женское» в широком смысле (как земное, материнское начало, Деметра). Связь с земным, осязаемым, чувственным, даже животным (ягнёнок), связь с природой в широком смысле. (Может, поэтому фигуры так удачно «встроены» в ландшафт, они с ним целое) И это тоже путь к Христу. Ведь он наполовину человек (земная мать). Т.е. как путь к целостности, который невозможен без учёта женской стороны. Может быть даже это больше памятка для мужчин, пренебрегающих своей Анимой…
Ох, не знаю, как выразить. Чувствую, а в слова облечь… Как-то плоско выходит. Может, кто за меня лучше сформулирует.

Marsha, а вы не торопитесь, и облекуться ваши мысли в "нужные одежды".
Мать,пытающаяся удержать сына от его пути мессии,Иисус тянется к овце(учительство,мессинианство),а мать тянет его к себе на колени,(так же как и она когда-то сидела на коленях у матери-не прерывать род)Анна как-то безучастна ко всему этому...как-то так...
ну вот хоть что думайте - не вижу ее безучастности, а ее взгляд?
Наверное меня смутило положение рук Анны,она никак не придерживает Марию.по-моему та вот-вот соскользнет с колен и положение головы как-то отстраняется назад...
марфа, а взгляд?
.