Метро

Уже много лет периодически снится сон. Я в метро. Метро вообще снится часто, но как бы между прочим. А этот сон особый. Я уже во сне понимаю, что это именно он. Суть сна - я когда-то была на очень красивой станции, похожей на настоящий дворец. С тех пор периодически я пытаюсь на эту станцию вернуться. Я во сне даже знаю, где нужно сделать пересадку. Но так больше ни разу туда и не попала. Что-то мешает - то поезда нет, то пересадку не там сделала, то просто просыпаюсь. Этот сон всегда сопровождается ощущением, как я теперь пониманию, нуминозности. Вернее, наверное, сказать - предчувствием нуминозности. Сон даёт ощущение покоя и одновременно восторга, переживание красоты подземных дворцов (в реальности таких красивых станций в метро всё же нет). Я могу взлететь под потолок какой-нибудь станции, изучать длинные переходы. Парить над эскалатором. Суета и толпа мне не мешает. Хотя иногда это бывают и полупустые станции. Иногда еду в поезде, но чаще в коридорах и на платформах. Очень красиво, светло, много воздуха, как будто я и не под землёй. После этого сна ощущение покоя. Огорчает одно - опять я не попала на ту самую станцию. Вот и сегодня этот сон был. Я опять гуляла по шикарным коридорам и платформам, парила под потолком на уровне лепнины, высчитывала пересадки, но... Опять до станции не добралась. Приблизительно я уже догадываюсь, с какой символикой столкнулась, но не до конца. Буду благодарна за комментарии!
В вашем сновидении и в дальнейших репликах и ассоциациях много материнской символики - внутри утробы, лабиринт, вагоны, заветное место, нужная станция, подземелье.
Каждому человеку нужно эмоциональное соединение с матерью. Когда это происходит в раннем детстве - это сравнимо с нуминозным переживанием, с "райским" состоянием души, с ее прекрасными чертогами...
В вашем сновидении и в обсуждении Вы описываете "нестыковки" в контакте с этой сферой внутренней жизни. Не удается эмоционально так соединиться с матерью/материнским, чтобы почувствовать понимание, облегчение, принадлежность, соединенность как подлинный союз, полный веры, надежды, любви.
Примечателен контраст между сознательной "конкретностью" (нехваткой символического подхода к переживанию/впечатлению?) и бессознательной идеализацией (избыточной активности психологических иллюзий).
Важная тема  - "ожидание", что "не хватает времени сновидения", чтобы "доехать до станции". Ассоциативно: у малыша не хватает символического ресурса ,чтобы дождаться удовлетворяющей "груди", и он переживает первичную агонию (сновидение обрывается). 

 Сорелла, понятно. Спасибо! Очень похоже. Кое-что встало на свои места.
Sorella 2012-08-06 01:03:00
Не удается эмоционально так соединиться с матерью/материнским, чтобы почувствовать понимание, облегчение, принадлежность, соединенность как подлинный союз, полный веры, надежды, любви.

Это точно про меня.

Действительно, территория метро может представлять бессознательное, но ту часть, которая осваивается, можно сказать, волением эго-сознания. И каждое открытие «станции» представляет моменты инсайта. Видимо, «основной» инсайт у вас впереди. Интересное это дело – быть «метростроевцем». Ваш «странный» способ передвижения в «метро» представляет то, как вы осваиваете эту территорию души.

Спасибо всем за комментарии!

Vladimir 2012-08-06 13:08:18
Ваш «странный» способ передвижения в «метро» представляет то, как вы осваиваете эту территорию души.

Vladimir, очень интересно, но можно чуть подробнее. Чем «странный»? Нетипичный? Индивидуальный? Непродуктивный? Простите, не знаю, как вопрос поточнее сформулировать.
Совсем тогда тупо в лоб спрошу - в чём может заключаться «странность» такого освоения бсс? Какие плюсы и минусы? А то сон снится уже не первый год, инсайты там внутри происходят… а на поверхности тишина-а-а. Анекдот про раненого лося вспоминается: «Чего-то я всё пью и пью, а мне всё хуже и хуже».

Способ не странный («странный» я заключил в кавычки). Отстраненность, дистанцированность характерна для пребывания в этом пространстве. Почему вы не попадаете в точку «главного инсайта»? Понятно. Туда невозможно попасть. Если вы туда попадете, то, что пожелаете? Я говорю о вашем сокровенном желании в тарковском представлении (комната в «зоне»). Гермес понимает желания буквально, и осуществляет их буквально. Так, что пока не осознано сокровенное желание, туда вам ходу нет.
Через аналогию с комнатой в зоне прояснилось. Спасибо!
да уж и правда здорово, как бы в точку.
Marsha 2012-08-06 09:20:38
 Сорелла, понятно. Спасибо! Очень похоже. Кое-что встало на свои места. 
Sorella 2012-08-06 01:03:00 Не удается эмоционально так соединиться с матерью/материнским, чтобы почувствовать понимание, облегчение, принадлежность, соединенность как подлинный союз, полный веры, надежды, любви. Это точно про меня.
 Интересно, как это у Marsh*ы теперь может быть восполнено во взрослой жизни? И надо ли ей это восполнять? Или надо/можно чем-то компенсировать?

Или осознание этого уже достаточно?

Снежинка 2012-08-07 16:38:44
Или осознание этого уже достаточно?

 Снежинка, хороший вопрос. Насущный.
В моём случае могу сказать, что осознание – не значит исцеление. Но…
Снежинка 2012-08-07 16:38:44
как это ... теперь может быть восполнено во взрослой жизни? И надо ли ей это восполнять?Или надо/можно чем-то компенсировать?Или осознание этого уже достаточно?


Может - в глубинной психотерапии. Надо ли - только сам человек решает.
Можно компенсировать - так называемым "корректирующим эмоциональным опытом" в терапии. Дело тонкое и небыстрое. Осознания недостаточно. 
Тема метро и поездов вообще (не все же живут в городах где есть метро) у меня давно связалась с темой Путей на карте нашей Души. Эти пути проложены не нами и по сути архетипичны, но какие то из них доступны, а какие то пока нет. Именно по этому мы никак не можем сесть на поезд (мне сегодня то же снились поезда в которые я так и не смогла сесть). Станция похожая на дворец - возможно это образ Самости, куда очень хочется попасть, но пока не получается. Кстати, тема "парения над" уже хороша - у тебя есть возможность добраться до этой станции, по не ординарным путям.
Спасибо за обнадёживающий комментарий!
Метаморфозы метро - Марша, наткнулась на передачу и вспомнила Ваш сон - вдруг найдете для себя какие-то идеи...
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Флейта, спасибо! Обязательно посмотрю
Это слушают :).
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Флейта, а там можно прям с сайта слушать? Просто придётся для этого на другой комп перейти.
Да, прямо с сайта можно слушать, скачивать необязательно. Вот программа Мершавки о нарциссизме на той же страничке почему-то не слушается.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).

Флейта, спасибо! Послушала с сайта.

Ну как впечатления?
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).
Ещё раз убедилась, как по-разному люди воспринимают казалось бы обыденные вещи.
Честно говоря, у меня таких ассоциаций никогда не было. Транспорт и транспорт. Что там тонны земли надо мной, или метро похоже на змею, или организм, где люди подобны крови... Меня даже от ассоциаций мужчины передёрнуло слегка :)
Ассоциации женщины мне ближе. Ощущение потока действительно иногда возникает. Слегка медитативное состояние, когда выпадаешь из толпы. Но тут я согласна, что это в любой толпе может быть. Кобо Абэ интересно эти городские феномены описывал. Но он о своём Токио.
Заодно вспомнили о питерском метро. Помню, что меня как-то эти двери напрягали, которые не совпадают с вагонными. Жутковата непривычному глазу станция с дверями.
В целом интересно. Не задумываешься по жизни, а ведь и правда метро - целый мир, психологическое явление.
Мне понравилось сравнение с погружением и выходом из метро как со смертью (возвращением в матушку-землю) и возрождением, да еще по нескольку раз в день, а также тема лабиринта и мифы про метро, про существование некоего "тайного места" в бессознательном, которое еще не проявилось. Только очень много фраз типа "в нас что-то при этом происходит - что бы это значило?" - а ответа нет... Только не согласна, что что-то в психике людей изменилось с появлением метро - мужчина правильно заметил, что до этого были катакомбы, но внимание на этом не заострили, хотя катакомбы - очень древнее явление. Можно вспомнить римские катакомбы, например, начала первого тысячелетия.
Да, питерское метро с двойными дверями меня тоже когда-то впечатлило.
---
"Говори, чтобы я тебя видел." (Сократ).

Насчёт "тайного места" в бсс действительно перекликается с моим сном.

Метафора со смертью мне чужда. Я подумала над этим и решила, что, наоборот, для меня это целый подземный город полный пёстрой интересной жизни, т.е отнюдь не Аид. Целый мир, специфический социум со своими порядками. Спуск вниз не как умирание, а как альтернативный способ передвижения в мире, возможность познания чего-то другого, на другом уровне, даже чего-то таинственного. Во сне у меня скорее такое настроение. Т.е. не смерть, а ещё один жизненный план как бы. Ну, это я уже фантазирую :)

Согласна с вами, что феномен метро вряд ли что-то изменил в психике. Может, просто дал новую пищу для метафор и ассоциаций, помог лучше оформить и осознать какие-то бсс-е тенденции.
А, кстати, интересная тема - метро как способ самопознания... Может, у кого исследования были по этому поводу. Я лично не слышала, а было бы интересно почитать.

Флейта 2012-09-24 01:27:58
Только очень много фраз типа "в нас что-то при этом происходит - что бы это значило?" - а ответа нет...

 Флейта, вероятно, "что-то" это непосредственный акт  самопознания, психодинамический процесс.
Marsha 2012-09-24 11:49:45
...не Аид. Целый мир, специфический социум со своими порядками.
В Аиде-то, судя по мифам, - жизнь кипела, хоть и специфическая. Что там только не происходило! Хоть по греческим, хоть по египетским (нижний мир). У Хиллмана книжка классная - "Душа и подземный мир" - увы, не переведена...
 
Sorella 2012-09-24 16:57:59
В Аиде-то, судя по мифам, - жизнь кипела

Этто-точно! Правда суетливое место было :) Я об этом не подумала.
Конечно, реальное метро у меня всё равно таких чувств не вызывает. Нормальный транспорт. А вот метро во сне… По-любому это спуск «туда». Есть над чем призадуматься. Вспомнила сразу, что мне в этом сне хорошо, летаю там по залам. Почему-то в голове фраза выскочила: «на том свете отдохнём».
Мда-а-а.