Путь души и путь любви?

В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов, или шпалер, изображающих Даму и единорога. Пять из них, как считается, представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «À mon seule désir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу... В каком порядке располагались гобелены? На этот счет существуют разные предположения, лично я разместил бы их так: «Осязание», «Вкус», «Зрение», «Обоняние» и «Слух». Затем гобелен с девизом «Мое единственное желание», гобелен с Дамой на троне и, наконец, гобелен с Дамой и двумя единорогами. (Замечу, что другие исследователи предлагают иной порядок — «Обоняние», «Вкус», «Зрение», «Осязание» и «Слух».) Такое расположение гобеленов не произвольное. Оно соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от самых материальных чувств — осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам — обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей. Дама на гобеленах никогда не изображается в одном и том же наряде — меняются и ее одежда, и прическа, и атрибуты. Как олицетворение души, она является осью, центром всей этой иконографии. Она главная героиня конфликта между материей и духом. Поэтому ее различные прически и головные уборы, а также разные платья и атрибуты имеют явное символическое значение, которое нелегко раскрыть, но можно связать с разными состояниями души, с этапами алхимического делания. Дама-душа — это еще и двойственность нашего разума: практического, конкретного разума и чистого разума. Первый склоняется, по Канту, к гипотетическим императивам материального мира, а второй, наоборот, к категорическим императивам мира духовного. Аллегории пяти чувств как введение к трем последним сюжетам могут указывать на то, что душа должна научиться контролировать чувства, которые связаны с материей, и преобразовать их в атаноре сознания, чтобы через их тонкую противоположную сторону она получила возможность достичь освобождения и одержать победу над материей. с сайта "Человек без границ" ссылка: http://www.manwb.ru/articles/simbolon/mith_and_simbol/lady_edinorog

почему женский путь? не знаю, только вот как увидела сразу отозвалось внутри.

кто-нибудь хочет обсудить? кто как бы расположил гобелены? отдельно бы расмотреть каждый?

Ютта хочется,пока только прочитала статью по ссылке и мельком посмотрела гобелены,вспомнилось еще китайское "осмысление"пяти органов чувств,можно найти...

нужно.

только б сначала расположить.

вот здесь более лучше видны детали, ссылка

http://yablor.ru/blogs/gobelen-dama-s-edinorogom/1611423

Согласно индийской философии санкхья (VIII в. до н. э.), пустота конденсировалась в элемент эфир, или пространство. Из него образовался воздух. Из воздуха произошел огонь, из огня — вода, а из воды — элемент земля. С каждым элементом развивались ощущения — функции, способные к их восприятию: соответственно — слух, тактильное ощущение, зрение, вкус и обоняние[24].http://bookap.info/okolopsy/kempbell_tysyachelikiy_geroy/gl31.shtm
Ютта еще такая "отсебятина",процесс познания происходит в эдемском саду следующим образом:зрение(плод яблока),слух(змей-искуситель),осязание(сорванный плод),вкушение-искушение-осознание.-------------------онтогенез:Вкус

Первые вкусовые сосочки на языке ребенка формируются на втором или третьем месяце беременности, наделяя ребенка ранним восприятием вкуса. В третьем триместре беременности это ощущение становится более тонким. Будущие вкусовые пристрастия ребенка во многом определяются составом Вашего рациона во время беременности. Если Вы кормите ребенка грудью, он будет узнавать привычные вкусы в грудном молоке, и это подарит ему ощущение комфорта.

 

Зрение

Зрительное восприятие Вашего ребенка — сложный механизм, для развития которого требуется время. Ребенок воспринимает свет уже на сроке 16 недель, но остроты и четкости зрение достигает уже после рождения. 

 

Осязание

Между 2-м и 5-м месяцем беременности ребенок приобретает способность осязать. Сначала этот вид чувствительности появляется в области рта, затем быстро распространяется по всему телу. Вскоре ребенок узнает ощущение собственного тела и окружающей среды, соприкасаясь со стенками матки.

 

 Слух

Примерно в то же время, как Вы впервые почувствуете шевеление вашего ребенка, он начнет воспринимать Ваш голос. Он может слышать Ваше сердцебиение и звуки, исходящие из Вашего желудка. К 24-й неделе его слух полностью сформируется.

 

Обоняние

Ребенок сможет различать запахи примерно к 28-й неделе, и усовершенствует эту способность в третьем триместре. Обоняние помогает ребенку познавать окружающий мир как до, так и после рождения.------------------------------------------12 аятан - источников восприятия:

Индрии - 6 органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, ум;
Вишайя - 6 объектов органов чувств: форма, звук, запах, вкус, тактильные ощущения, объекты ума.http://www.nalanda.ru/east-philos/43-2010-11-26-06-03-16.html----------------------------------Отдельные составляющие души, праны – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, речь, мышление – заспорили о том, какая из них лучше, важней. Чтобы разрешить спор, они обратились к Праджапати. Он предложил критерий: та часть лучше, после ухода которой тело приобретает наихудший вид. Первой ушла речь, затем поочередно зрение, слух. Самым необходимым оказалось дыхание (то есть – жизнь), а следующей по важности – мысль.
Впрочем, и в «Шатапатха-брахмане» есть прямое утверждение о том, что мысль следует считать творящим началом и первоосновой бытия: «Ибо мысль как бы не есть ни сущая, ни не-сущая. Она, мысль, будучи созданной, пожелала стать явной, более ясно выраженной, с более четким обликом… Эта мысль создала речь». Затем следует целая цепочка подобных зависимостей (речь создала дыхание, дыхание – зрение и т. д.), завершаясь восхвалением знания, благодаря которому осмысляются все эти связи. Возможно, это следует понимать как сотворение мира благодаря знанию; сотворение – как постижение, а верней – постижение мира как его творение.http://www.bogi-i-bogini.com/index.php?option=com_content&view=article&id=183&Itemid=302
То есть как бы не важен порядок гобеленов,а важна последовательность 1)развитие пяти органов чувств(для художника на первом месте будет-зрение,для скульптора-осязание,для музыканта-слух)то есть нет "правильного"порядка(может быть даже одновременно,но одновременность не покажешь на гобеленах)2)появление 6 чувства-осмысление,осознание,по гобеленам-дама уходит в шатер,шатер-самость?вот этот момент с шатром интересен,лев на этом этапе исчезает,как я поняла...3)дама выходит из шатра ,появление второго единорога????
В алхимии лев-сера-солнце-мужской принцип,единорог-ртуть-луна-женский.В этом плане действительно интересна смена одежды и изменение лица дамы...

марфа, спасибо, интересные мысли и ссылки.

 

из алхимии - "«Первоначальной стихией Искусства являются ощущения.

Они таковы — зрительное, слуховое, обонятельное и осязательное. Цвета, звуки, формы и запахи соответствуют определённым колебаниям (vibrations), и множественные их взаимные аналогиии оказываются областью неустанных исследований; переходы их от одного к другому образуют серии таинственных аккордов»

серия таинственных аккордов - т.б. каждый выстраивает для себя в том порядке, сочетании, который ближе. кого, что поддалкивает?

Что привлекает мой взгляд - темно-розовый фон и синий остров, выскажу бредовую мысль, что в этом, словно заложен основной смысл - эрос и логос, это взаимное сочетание, открывается некая тайна, любовь о которой рассказывается на этих гобеленах, возможно стадии от влечения до зрелой Любви, до двух единорогов.Любовь - моя "больная" тема, везде вибрирует, сорри.

чуть позже продолжу, схемку дочертю.
Дочертите,а то у меня как-то туго со зрительным символизмом .Примерно зная идеалы средних веков,можно предположить,что дама должна преодолеть ряд искушений(например она ест конфеты не глядя,а в зеркале видит не себя,а единорога-то есть не тело,а дух,душу,может и шире-девственную душу,цветы нюхает обезьяна ,а в конце она снимает драгоценности и складывает в ларец,интересна тогда служанка,как более низкая,приземленная ипостась дамы,связь с земным,телесным,)Еще должна быть аналогия с девой Марией,вобщем может найду список добродетелей для средневековой дамы .--------------------------------------------------------вот еще трактовка из вики:«Роман о Розе» и «Дама с единорогом»

По мнению французской исследовательницы Мари-Элизабет Брюэль, аллегорическое значение цикла следует искать в «Романе о Розе». Персонажи первой части романа, написанной Гильомом де Лоррисом, олицетворяющие различные свойства Любви, определяют собой смысл каждой из шпалер: Праздность — «Зрения», Богатство — «Осязания», Искренность — «Вкуса», Радость — «Слуха», Красота — «Обоняния». Наконец, аллегория Щедрости заключена в шестой шпалере, «По моему единственному желанию» [2].

хех, схемка по работе, придется обломиться

 

=придется без схемки...

ладно, продолжу бредовать, чейто не хочется лезть в идеалы средних веков:

а что если Дама - это Судьба или как писала Любовь, и на гобеленах показана, в символах зашифрован мир двоих, и отношения между ними, которое претерпевает трансформацию в процессе общения? т.б. деревья - как функции (структура психическая), лев - мужской принцип женщины (анимус), единорог - женский мужчины (анима)??? 

и далее, продолжу свою бредовую идею, согласна с автором статьи, что "осязание" первое в ряду - знамя в руках Дамы, левой рукой прикосновение к рогу единорогу, словно неосознанный импульс, интерес, не страсть, как чистота чувств, когда встречаем того, кто пробуждает. И тот другой, как лев, смотрящий в сторону, уже как бы в процессе, но не затронут. Щиты у обоих, как защита против вторжения, защищенность. Деревья расположены соответствующим образом, т.б. как настроены на одну волну. Обезьяны - словно копирование чего-то, может вечное повторение долгой любовной истории, которая прикасается ко всем? 

как вам "осязание"?

привели пример из вики, что осязание -богатство, у меня никак не состыковывается? есть мысль?

 

 

 

 

 

Особое значение  придавалось  соблюдению   женщиной умеренности, воздержанности. В педагогических трактатах подчеркивается, что девочку необходимо воспитывать таким образом, чтобы воздержанность  (moderatia)  и умеренность cквозили в каждом  ее  жесте,  слове, во внешнем виде (см., напр.: Barbaro, p.112—116,  120, 122;  Alberti,  p. 362). Добро­детель воздержанности  (и  для  мужчины,  и  для  женщины) трактовалась очень широко — это и скромный  образ  жизни  (ограничение  в  пище,  одежде, сексуальной  активности),  и  борьба со страстями,  преодоление в себе тщеславия,  гордыни,  жажды   богатства,   и   избегание   чрезмерной болтливости.

     Однако лишь для женщины скромность и  молчаливость  выделялись  в особые  и  очень  важные  добродетели.  Почти все авторы средневековых дидактических   произведений   отмечают   скромность,    стыдливость, целомудрие   как   необходимые   для  девочки  качества.  В  известных педагогических сочинениях XIII  века  Эгидия  Римского (1246/47—1316)  "О  наставлении государей"  ("De  regimine  principum")  и Винцента из Бове (ок. 90-х гг. XII в.—ок. 1264) "Об  образовании  детей  благородных родителей"  ("De  eruditione  filiorum  nobilium...") предлагаются такие рецепты:  для  воспитания   целомудрия  и  стыдливости в   дочери   отец  должен пристально  следить,  чтобы  она  все время сидела дома, не ходила в гости, на представления,   танцы   и    даже  не  вступала ни с кем в   разговоры   вне  дома (Vincent,  p. 146; Эгидий,  с. 164).  Чтобы сохранить в девочке целомудрие,  следует оберегать  ее  не  только  от  излишних  плотских удовольствий,  дурного  общества,  но  и  от  излишеств  в пище,  сне, украшении себя: "Дочь всегда должна испытывать голод  —  в  той мере,  чтобы  сразу  после  еды  быть в состоянии читать или молиться; девочка должна регулярно  вставать  для  молитвы  ночью" (Vincent, p. 180—181).  Необходимость воспитания у девочки стыдливости  и  скромности подчеркивается не только в  средневековых,   но  и  в  гуманистических произведениях.  Итальянский  гуманист  Франческо Барбаро (1390—1454) в произведении "О женитьбе" ("De re uxoria")  указывал,  что девушке  нужно  везде  и  всегда быть скромной;  для  этого  следует  избегать  всего  того, что  может  смутить  и   возбудить  душу, — в людных  местах,   например,  прикрывать  уши, чтобы не проникло   сквернословие  (Barbaro,  p. 111—115).

     Одним из  препятствий,  мешавших  достижению  девушкой   истинной скромности   и   стыдливости,   считалось  использование   косметики  и украшений. Тема осуждения женского "украшательства" была популярна еще в раннем христианстве.  Тертуллиан,  например, посвятил целый трактат "О  женском  убранстве"  обличению  женщин,  пытающихся  при   помощи всевозможных ухищрений исказить свой облик,  поправить то, что создано Богом,  а  также  открыть путь для искушения мужчины  —  и  то  и  другое страшный грех. Полагая, что долг христианина  —  украшать  душу, а  не тело, Тертуллиан осуждает как "украшательство" – привычку  женщин  наряжаться, делать  прически,  носить  драгоценности (все это он считает настоящим распутством и позором), так и "убранство" — простейший уход за кожей, волосами (что он называет грехом тщеславия) (Тертуллиан, с. 347, 351—353). К тому же разного рода косметические средства  иногда наносят вред  здоровью — например,  использование  краски  для  волос  может привести к их выпадению и губительно подействовать  на  мозг  (Тертуллиан,  с. 352).----------  Средневековый стиль   мышления    предполагал,    чтобы каждую добродетель  олицетворяла  определенная святая.  Воплощением же идеала женщины,  обладающей всеми добродетелями,  была Дева Мария. Это хорошо иллюстрируется   проповедью   сиенского  проповедника  Сан Бернардино (1380—1444);  двенадцать служанок Девы Марии  символизируют  женские добродетели.   Имена   их — Умеренность,  Замкнутость (clausura),  Стыдливость,  Внимание,  Благоразумие,  Робость,   Честь, Усердие, Целомудрие,  Послушание,  Смирение,  Вера  (San Bernardino,  p. 168—174).

     Таковы были требования, предъявлявшиеся  средневековым  обществом женщине.http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik15.htm

левой рукой прикосновение к рогу единорогу, словно неосознанный импульс, интерес, не страсть, как чистота чувств, когда встречаем того, кто пробуждает. -----------------насмешили меня Ютта,этим прикосновением к рогу единорога ,а насчет осязание-богатство,видимо исследовательница Мари-Элизабет Брюэль тоже пыталась какую-то схемку соорудить,и туда только щедрость вписалась,хотя в целом она тоже тему любви увидала...

совсем смешить не хотела, расстроили вы меня, марфа, весь пыл улетучился куда-то.  ну, да, ладно.

по вашему посту, коль так все серьезно было с украшениями, нарядами и пр., то почему на гобеленах такой богатый набор запрещенного? 

 

совсем смешить не хотела, расстроили вы меня, марфа, весь пыл улетучился куда-то.  ну, да, ладно.--------------------а я расстроить не хотела,наоборот позабавило,как мы в трех соснах,вернее в 6 гобеленах плутаем,в то время как для средневекового ума-это наверное вполне ясные аллегории...поэтому и привела отрывок о добродетелях,ведь есть разница в менталитете 500 лет назад и сейчас...Насчет богатства,кто его знает,может по тем временам она скромно выглядит и потом в описании упоминается,что на одной из картин на поясе железная цепь,а на другой-монашеская веревка,как аналоги пут мира земного и принятие мира духовного...(кроме того перед входом в шатер дама снимает драгоценности),как бы показывает ,что она обрела истинную ценность,драгоценность...Насчет богатства есть еще такая версия-шпалеры изготовлены в Нидерландах,а там был крупный торговый центр,может быть местные жители не так уж и осуждали богатство...

ничего себе скромно - Одежды, в которые она облачена, – самые роскошные. Платье из черно-синего бархата, подбитое горностаем, с короткими рукавами, широко распахивается, позволяя угадать нижнее платье из золотой парчи на темно-синем фоне. Украшения добавляют роскоши костюму: металлический пояс, к которому прикреплена длинная цепь, ожерелье из переплетенных колец, которые поддерживают вырез платья, диадема с двумя острыми завершениями. Великолепные светлые волосы свободно выскальзывают из-под нее и ниспадают до талии.

"соответствует тем шагам, которые должна сделать душа, чтобы возвыситься, подняться от материального к духовному: от самых материальных чувств — осязания и вкуса к зрению, способному видеть и материальное, и тонкое, духовное, и к самым тонким чувствам — обонянию и слуху. Три последние шпалеры рассказывают о победе души над материей."

где-то здесь на форуме была не так давно дисскуссия о чувствах, что это такое.

Цель уж больно высока, достаточно ли для этого одних чувств?
если бы все было так просто...

мне кажется. путь души больше расположен в деятельности, в обратной связи с миром. А для обратной связи да, нужны чувства. То есть чувства лишь элемент, необходимый, но недостаточный.

Ольга, найти б еще этот "необходимый элемент", т.б. чувства, мне кажется проблема с ними в наше время.
Ютта совсем меня запутал автор статьи-любитель символизма.Он акцентирует внимание на длинном поясе-цепи,как на путах земного,в то время как такие пояса-обычный атрибут модной средневековой дамы:В ранние периоды женщины носили одновременно две туники: нижнюю, длинную и широкую, с длинными узкими рукавами, и верхнюю, более короткую, с короткими широкими рукавами. Цветные полосы отделки, вышивки располагались по горловине, низу изделия и низу рукавов. 

В Х-XII вв. начинается создание одежды облегающих форм. В стремлении подчеркнуть фигуру в костюме появляется узкий короткий жилет, который поддерживает грудь и играет большую декоративную роль: его отделывают по краям галуном, вышивкой. Пояс, украшенный металлическими пластинками, располагают на бедрах, концы его свисают спереди до низа. 

Женское блио отличается от мужского своей длиной до пола. Боковые овальные разрезы шнуровались лентами для облегания груди и талии. Верхней одеждой служит плащ-мантия на меховой (горностай, бобер) или тканой подкладке. 

Покрывала, распространенные в одежде ранних веков как головные уборы, исчезают. Женщины начинают носить длинные распущенные волосы или косы, перевитые парчовыми лентами, обручи, венки с повязкой под подбородком. 

Обувь по форме и материалу напоминает мужскую. http://arttalk.ru/forum/viewtopic.php?t=1126.Также как и венок на голову.Вполне возможно,что и сцены на гобеленах-это сцены жизни средневековой дамы...Одна из версий,что гобелены-свадебный подарок,возможно на них изображена утонченность ,непорочность и красота будущей невесты.Единорог-символ дома невесты,лев-жениха,шатер-общий дом,союз...
все возможно, даже то, что ищу того, чего нет, или буквально рассматриваем, или..или..

 

Дама с единорогоммне вот этот понравился,с цветами,пусть будет гимн женской красоте(души или тела не суть важно)...
пусть будет

 

Одна молодая художница показывала мне свои эскизы, рисунки.
Там было множество лошадей - "злые лошади", "утренние лошади",
Были и единороги. Единорог- исключительно женский образ?
Нужно в инете посмотреть- есть ли рисунки единорогов,сделанные мужчинами.
=====
использование  краски  для  волос  может привести к их выпадению и губительно подействовать  на  мозг  (Тертуллиан,  с. 352)
===
А что,- что то в этом есть...
===

  Здесь вы видите Единорога

     Его не найдешь в нашей стране.

     Арлюннус говорит, что эти животные

     Сладострастнее хорошеньких девушек

     Лучше всего поймать его так:

     Юноша, одетый в женское платье,

     Мелкими шагами прогуливается

     Возле убежища Единорога.

     Когда это создание видит девушку

     Он кладет свою голову прямо на ее колени.

     Охотник /снимая свой наряд/

     Отпиливает рог и получает награду.

А здесь другой Единорог,/

     Роющий землю рогом.

     Никто не может приручить это животное/

     Так он силен/, так полон коварства.

     Вы только что слышали, как его поймать

     Из-за его желания позабавиться с девушкой

     Даже терпеливый Ион заметил/

     В тридцать девятой главе./ 9 стихе:

     Не родился такой человек,

     Который мог бы связать и повалить Единорога/

     или надеть на него упряжь/

     И заставить его стоять у кормушки.

     

jung2133.jpg

     Рис.240. Олень и единорог, символизирующие душу и дух.
Юнг "Психология и алхимия."

Олег, странный вопрос насчет мужчин. 

Понравилось, как написано в символике про единорога - Вечно ускользающий идеал (или мечта), который всегда живет в человеческом сердце.

Юнг отмечает, что временами единорог превращается в белого голубя, и предлагает такое объяснение: с одной стороны, он связан с первобытными чудовищами, с другой — он представляет мужественную, чистую проникающую силу spiritus mercurialis («духа ртути (Меркурия)»). Он цитирует следующее высказывание Гонория Отенского в его «Зерцале Таинств Церкви»: «Весьма свирепое животное, имеющее только один рог, называется единорогом. Чтобы поймать его, в поле оставляют девственницу; тогда животное подходит к ней и попадается, ибо укладывается на ее лоно. Это животное представляет Христа, рог же — его непобедимую силу. Он, возлегший на лоно Девы, был пойман охотниками, — то есть обретен в человеческом образе возлюбившими его».

насчет покраски волос - о чем и к чему?

в наше время...
вряд ли проблема с чувствами, скорее стрессы не позволяют проявлять чувства так, как можно и желательно. Молодежь много чувствует, у них гораздо больше материала, чем было у нас когда-то давно. интернет, музыка, мультимедиа... фильмы, ролики, возможность самим с этим материалом как-то работать.

хотя есть мода на позерство, это не приучает к обратной связи, мне кажется.

*********

вспомнила, Гребенщиков что-то пел про единорога. Стихи его вроде бы, я не в курсе. Но у него много от женской души, с анимой вроде все в порядке :)

а мне вот этот близок - открытая душа, гармония, Любовь.

и я поняла почему близки эти гобелены, сон в руку с обоями, восьмилепестковый цветок.

Ютта 2012-11-01 08:44:45
и я поняла почему близки эти гобелены, сон в руку с обоями, восьмилепестковый цветок

Видимо да. У вас похоже на синхронию со сном. Или как это правильно называется?
Восемь - символизирует женственность. Зеленый цвет- любовь. Красный - жизнь.
Почему Дама в середине такая высокая? Или рядом с ней девочка-ребенок?
-
Еще лев.
Царственный зверь воплощает в себе богатейшую позитивную символику. Лев — символ божественной солнечной энергии и всепроникающей силы огня, королевской власти и могущества, военной силы и храбрости, мудрости и справедливости, благородства и великодушия, стойкости и силы воли, покровительства и защиты. Однако лев может рассматриваться не только как поборник добра, но и как олицетворение зла, и в этом случае он символизирует яростный гнев, свирепость и жестокость.