судить иль не судить?

Судить иль не судить - вот в чем "заморочка". А судьи кто? Вообщем, навеяло из темы "Треп-1", решила продолжить тут. Жизнь и творчество. Личная история великих людей. "Патология и патологичность их творчества" Вот как воспринимается творчество, коли знаешь по разным, порой из сомнительных источников, по оценке, порой очень субъективной, о личной жизни творца. Личная трагедия человека, как влияет на творчество? Критерий личного отношения лежит только в созвучии творческого или захватывая жизнь творцов, пытаемся встроить их метания в быту? почему-то всегда меня напрягает момент, когда начинают поласкать их личную жизнь. Я всегда думала, что в создании произведения участвует Самость, звуки вселенной, нуминозного, того, что выходит за грань бытия, тем более быта. И еще, что требуем от них в своей оценки? словно лишаем их права быть просто человеками с ошибками. Аморальность творцов лишает их права быть признанными? можно продолжить вопросы, стоит ли?

Лично мне Цветаева стала еще ближе после прочтения о подробностях её жизни, особенно её детства. Она стала мне ещё ближе, понятнее и человечнее. 
Нечто подобное произошло в своё время и с Достоевским.

Пушкин: «Толпа жадно читает исповеди, записки, потому что в низости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего: он мал, как мы; он мерзок, как мы. Врете, подлецы: он и мал и мерзок не так, как вы, — иначе!»
"А судьи кто?" -

он в черной мантии и жалок и смешон,
в его руке резная дудочка -
он дул в нее по правде,
но, пораженный правдою,
упал, качнувшись, на плечо
и снегом занесен...

---
"Нельзя объять необъятное" (Козьма Прутков).

Вообще, тема огроменная.

К примеру, спившийся поэт, говорят: это трагедия.

Спившийся, простой человек, говорят: алкаш. Хотя, на мой взгляд это всегда, бытовая трагедия.

Чем, Цветаева лучше любой другой, подобной мамаши? Ничем. Но, ее поэзия, сродни прозрению. Да, далекое видела, под носом не углядела... И в этом смысле, я сторонник простого подхода, нравится, читаю, не нравится, не читаю. Нельзя предать свой отклик на стих, если его автор не образец для подражания. Читай стихи, восхищайся, пой и стой свою жизнь своей головой...

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Анатолий, я с Вами согласна. Но хочу задать Вам дурацкий вопрос - кем бы Вы хотели стать, если бы была Ваша воля на то - гениальной скотиной (извините это ... гм... красное словцо) или очень порядочным и очень заурядным человеком? ... Только два варианта...

 Dtkeyl, это прям как Ваше высказывание про предательское урчание желудка :)

Я, понятия не имею, кто такое, гениальная скотина- доктор, Лектор?

И кто такой "порядочный и очень заурядный человек"? Второе совсем не понятно. Нужен пример, типо: мюзикл "Чикаго"- целовек-целлофан...

 Оказавшись в определенных условиях, я, для наблюдателя могу выглядеть гениальной скотиной и я же, могу выглядеть очень заурядным человеком. Вы, как то заходите со стороны внешних оценок окружающими, а мы говорим о своем отклике на проявление гениальности в другом.

А есть еще и заурядная скотина- ефрейтор Кнопф, но в чем то, милый персонаж, к которому сложно не испытывать симпатий, но который бил свою жену и дочерей.

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
А я думала, посмеетесь только, Анатолий...

Не посмеялся 

И, совсем забыл. Возможно, для всей живой природы, мы, человеки- гениальные отморозки 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Aspirina 2012-11-17 20:10:14
Она стала мне ещё ближе, понятнее и человечнее.
Я соглашусь с Вами, тем более, что есть и другое объяснение судьбы младшей дочери. Марина  осталась одна , муж Сергей с Белой гвардией, согласно присяге, за границей, и она не знала, жив ли он.  Холод, голод, страх ареста как жены белогвардейца, больные дети (старшая Ариадна тоже болела) и  предложение из детприемника: взять на время ребенка. Марина думала, что там лучше, голода нет, ошиблась, именно там воровали у детей, и дочка умерла как раз от голода, уморили.
Ни Ариадна, ни Анастасия (сестра Марины, которая отсидела в лагере за сестру), ни сын Георгий никогда не упрекнули Марину ни в чем. Написано другими, кто ради своего  тщеславия мог и больше  нагадить. Так  за что же ей сейчас? За то, что Поэт
 

Анатолий, 

... гениальная скотина - нельзя - третий вариант. А данных только два.

...Ну так имеет задача решение?

Имеет, только, как я просил, привидите пример первого и второго варианта, а то я, Вас не могу понять :)

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
А мне очень нравится как о Цветаевой Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая сказали в своей передаче "Школа злословия": " Цветаева - поэтесса, а не поэт".

С гениальной скотиной просто - Караваджо, Эйнштейн, Байрон,...

С порядочной посредственностью сложнее - это может быть Ваш сосед, ... или пациент...

ОООоо, тогда хорошо бы быть гениальной скотиной.

Особенно если учесть, что у Вас, у самой примеров посредственности нет :)

 

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак

... Не просто посредственности, а очень порядочного в моральном плане, но совершенно бесталанного человека.

Впрочем Вы ответили. Спасибо Анатолий. Я бы тоже такой выбор сделала.

... Да, а что их жизнь была - ад, Вы учли?  

ОООоо, тогда хорошо бы быть гениальной скотиной.
===
Cкотиной - вообще быть хорошо.
Но нет никаких оснований считать таковыми - ни Цветаеву, ни Достоевского,
ни... Караваджо - вообще просто забияка, каких было много.
Эйнштейн - скотина? Потому что имел договор с женой?

Вот по этому, я и "мучал" Дткей, подозревая что в  "скотине" окажутся оч интересные люди, а с посредственностью возникнут сложности :)

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Dtkeyl 2012-11-18 01:02:39
Не просто посредственности, а очень порядочного в моральном плане, но совершенно бесталанного человека.
Ну поймите. Если это очень порядочный человек, который не созрел к своей порядочности, а пришел к ней через принуждение, то там охрененная тень, гениальнейшего скота. А если это произошло через ассимиляцию тени, что порядочность как внутренняя свобода, то такой не может быть бесталанным.

Вы рисуете образы, которые мне сложно понять, по этому нужны примеры. А у Вас, на Ваш образ порядочного, нет ни одного примера ;)

 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак

Да не просто забияка Караваджо был! Убийцей он был! 

... О, Анатолий, Вы меня совсем даже не мучили... :)))

(разочарованно отбрасывая плетку в угол)

А я то думал... :)

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак

А, Анатолий, Вы исходите из постулата "примум боннум" - если человек самоосознан, психологически зрел, значит, он уже и гений?... 

Не согласна с таким определением гениальности.

Спорьте сколько хотите, я пока постою в сторонке, подожду пример посредственности 

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Нет, ну приятно знать, что Лев Николаевич - был лох и дуралей почище тебя
самого.  Женился и устрол медовый месяц самобичевания.
Заставил юную Софочку читать дневник "своих мерзостей и падений".
Но что делать, если "Война и мир" - неплохая знаете ли книжка).

Да, при чем сам Лев Николаевич не особо ценил свое произведение, считал халтурой. :)

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак
Да не просто забияка Караваджо был! Убийцей он был!
==
Ну, что мы теперь, из-за двоих-троих пьяных хулиганов будем человека
осуждать)?
А если серьезно - талант не приходит только к моральным или только к
аморальным.

Анатолий, да я не спорю...

Просто талантливых мерзавцев все знают, они знамениты. А порядочных бесталанных  мы можем узреть только в нашем непосредственном окружении - Вы в Вашем, я - в своем. У меня тетка - золото и при этом совершенно бесталанна - муж, дети, внуки, кухня, бедные родственники-неудачники (вроде меня) и не более того... всю жизнь так и при этом ни малейшей жалобы! ... Но Вы же ее не знаете... Так что трудно здесь с примерами.

Олег, так мы с Анатолием уже и выбрали гениальных скотов, то есть, и Караваджо в том числе. 

Дткей, иногда, бесталанность в глазах смотрящего

-------------------------------------------------------------- А без навозу никак

Ну, тогда задача не имеет решения для Вас, Анатолий. Вот теперь верю Вам. 

... А я-то при прежнем остаюсь - лучше быть гениальной скотиной... Думайте обо мне что хотите...  Для меня  задача решение имеет и всего лишь при двух данных.

 

«о Цветаевой Авдотья Смирнова и Татьяна Толстая сказали в своей передаче "Школа злословия": " Цветаева - поэтесса, а не поэт".

Ну да, две грымзы, одна совершенно бесталанная, но с большими претензиями, другая – разменявшая свой талант на «Ликбез злословия» судят-рядят Поэта, от которого находятся на расстоянии «недосягаемости-в-навсегда».

Есть другой поэт – Бродский, он  сказал о Цветаевой: «Конечно, до  ее виртуозности я никогда  не  мог  подняться. Прошу прощения  за  нескромность, но  я  иногда задавался  целью  написать что-нибудь "под Мандельштама" -- и  несколько раз получалось  нечто  похожее. Но  Цветаева  -- совсем другое дело.  Ее  голосу подражать  невозможно.  Профессиональный  литератор всегда  невольно себя  с кем-то сравнивает.  Так  вот,  Цветаева  --  единственный  ПОЭТ, с которым я заранее отказался соперничать».«Цветаева  --  явление совершенно уникальное. То, как  она всю жизнь  переживала -- и передавала -- трагизм  человеческого существования, ее безутешный  голос… -  все это  просто поразительно… Впервые в  русской  поэзии прозвучало  такое трагическое вибрато, такое страстное тремоло». 



Надо же, Бродский просит прощения за нескромность, а кто-то ну не прощает Цветаевой ее трагических личных заблуждений, в то время как (согласна с  Аспириной) именно они делают талантливого человека нам ближе и понятнее, если мы вообще способны сострадать.  =========== «сын Георгий никогда не упрекнул Марину ни в чем».
Года два назад были впервые напечатаны дневники Мура (сына Георгия),читать их больно, в  них один сплошной  упрек… И с упреками этого мальчика (он погиб в первом своем бою в 19 лет)трудно не согласиться. Но это ровно ничего не меняет…
Цветаева – не мой любимый поэт, но невозможно не видеть грандиозности и уникальности ее таланта. Да и не в этом дело. Как  можно элементарно зрелому человеку не знать, что  нет человека «без греха».И как можно не знать этого о самом себе, прежде всего? И если мы – посредственности, то это и есть наш главный грех.  
Кто осмелится сказать о себе, что его Тень не такая темная, как у Цветаевой. И Ютта права – кто судит? Из какой такой светлой дали мы судим личную трагедию Другого?
И особенно, когда этот Другой – поэт. Нельзя путать человека и его искусство. Вообще – искусство. То, что нас в нем потрясает, никогда бы не родилось из безоблачного, бесконфликтного, безмятежного, безошибочного… Без того, из чего состоит каждый из нас, за вычетом призвания быть художником.

 
Неужели  этот «вычет» является достаточным основанием, чтобы подглядеть за личной жизнью  яркой личности, обрадоваться, что он грешен, и тем самым преградить себе путь в глубины искусства, а через него – к собственной глубине. Но начинается этот путь только и исключительно  через постижение своей родной тьмы, которая, как известно, пахнет не так сильно, как чужая.
=============

Ну, если это непонятно, то на худой конец можно почитать, что об этом пишет Юнг, например: «Смысл искусства как раз в том, что ему удается вырваться на простор из теснин и тупиков личностной сферы, оставив далеко позади всю временность и недолговечность ограниченной индивидуальности».

«Творчество имеет дело с материалом, почерпнутым из сознательной жизни человека - с его драматическим опытом, сильными эмоциями, страданием, страстями и человеческой судьбой в целом. Все это ассимилирует психика поэта, поднимающаяся от обыденности до уровня поэтического опыта, и самовыражающаяся с силой убеждения, которое раскрывает нам глубины бытия».

«Личности приходится дорого платить за божий дар творческого горения.Как можно сомневаться в том, что художника объясняют не личные недостатки и внутренние конфликты, а именно его искусство? Все это не более, чем печальные результаты его  творческого бытия - бытия человека, на котором лежит груз, невыносимый для обычного смертного».

 

Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное - взято. (Цветаева)