Отклик на лекцию Померанца
Вроде бы темой лекции было "Возникновение и становление личности". Текст по теме, если принять, что Универсум и общество не главные факторы становления личности. (Померанц - интроверт!).
Г. С. сказал мне (внуку) : «Каждый раз мы начинаем с нуля. Земля круглая, а мы все время мыслим по прямой. Достижение результата нами ложное, ибо мы все время возвращаемся к точке, с которой начали. Нужно найти направление, в котором мы создадим новые вехи. Оно – не в движении, ибо всякое движение циклично. Мы должны найти направление от покоя».
А все-таки жаль, что больше он уже ничего не скажет и не напишет...
Очень просто и объемно, через свой опыт, согласуя с опытом других говорит о пути к себе, а встречи с Богом не где-то там, а в пределах сердца, его допущение о пути среднего человека, что он может выйти за пределы или остановится, его понимание омертвения души, его попытка и выход за слова, и конечно дзен.
Его образ ныряние и выныривание, напомнил момент из школы, когда впервые столкнулась с геометрией Лобачевского и потерялась в попытке свести за пределами параллельные линии.
И еще, он оговаривает тот момент, что все его понимания, то к чему он пришел через свой опыт - было в веках, и об этом сказано и не раз.
Да, он интроверт, поэтому мне очень понятен и близок.
Я сначала, когда начала читать, тоже подумала: «Ну вот, любят старички о себе повспоминать. А как же тема лекции?». Но уже через несколько минут я об этом забыла и не могла оторваться.
Но у меня, как у Ютты, сложилось ощущение, что я читала какой-то другой текст. Мне было важно, как человек приходит к себе. Через что он приходит. Отдельная тема – как человек решает для себя «проклятые вопросы». Я сейчас не о партии и социализме, не о Ходорковском, не о Хрущёве, не политике. Бог с ними со всеми. И ну её, эту коллективность. Не в этом суть сказанного Померанцем. Я о личном пути. По сути Померанц описал свой Путь (с большой буквы). У всех это по-разному. Он описал свой вариант. Мне это показалось важным. Есть вещи, которые можно только «показать на себе», своим примером. Он это сделал. По-моему честный, но рискованный шаг (оголяться на публике всегда рискованно).
Мне было интересно, как формируется этот опыт, как человек решает для себя эти вечные вопросы. Подумалось, что человек всё время задаёт проклятые вопросы с помощью интеллекта и ждёт такого же внятного, рационального ответа. В то время как ответ происходит уже сейчас. Ответ – сам факт жизни. Он тебе уже дан. Т.е., когда ты задаёшь себе проклятый вопрос, ты сам не замечаешь, что уже к.б. живёшь в ответе.
О, как. В общем, зацепило.
Для обсуждения, Лачесис, есть отдельное местечко http://jungland.ru/node/6262
Там это можно делать легко
-------------------------------------------------------------- А без навозу никакМое мнение таково, чтоб прежде чем абстрактно рассуждать о личности, надобно самому пройти этот путь становления и узреть в себе личность, а потом, уже, рефлексируя над тем, что прожито, говорить об этом. Потом надобно уметь передать то, что пережито, построить диалог так, чтоб другого, не имеющего этот опыт зажечь.
Вот вы сравнили актера и философа, сравнили людей разных поколений, воспитания, личной истории, истории места, где рос этот человек. Поставили в один ряд передаваемое из разного уровня, обозвали бенефисом. Чест, мне даже понятно, притянули настолько разное, настолько несовместимое.
Далее, идея индивидума и общества, как раз рассказана довольно ясно и подробно, из нее видно человека думающего и ищущего, а не просто принимающего на веру то, что навязывают из вне. Я сама хорошо помню моменты, когда исключали или не принимали в комсол, правда, не было той жесткости, как ранее. Но, я тоже никогда не понимала, как ради абстрактной идеи можно предать то о чем думаешь из глубин, саму себя.
О псевдоинтелегенции как-то очень вскользь и откуда это? Как можно судить о другом, что ссылаясь на того-то, того-то он страдает снобизмом.
Вот эти ссылки, вот эта связь в моем понимании наоборот говорит о широте взглядов, о связи, о состыковке, о соотношении своего с Другим, о попытке найти нить, общий фон диалога. Разве нет?
Далее, насчет призыва, ни в одной фразе текста не учуяла этого, наоборот автор очень скромно и точно объясняет, причем оговаривается, что это не истина в последней инстанции, что есть те та и те та, и это их право быть тем.
И далее по тексту такие же вопросы. У меня ощущения, что вы словно цинично отвергаете то, что не вписывается в ваше виденье сейчас, вы словно отгораживаетесь в душе отчего-то ранящего?
Может смена жительства так влияет, подвергнуть все критики?
Мне кажется, что не всем есть место на сайте.
И право голоса.
Обсуждайте.
О Померанце и Миркиной я слышала много. Смотрела о них фильм по «Культуре». Но непосредственно работ Померанца не читала. Хотела, но как-то всё было недосуг.
Кто знаком с их работами, посоветуйте, с чего начать. Хотелось бы составить личное впечатление. Заранее спасибо.и понимать классическую музыку, да, наш мир не совершенен и что? Теперь мы будем разделять людей на личности и не личности? На тех, кто прошел «инициацию духа» и не прошел? А судьи кто? Кто измерит ту работу души да и духа, которую производит в своей обычной жизни человек, внешним образом ничем не приметный? Если посмотреть со стороны, то такой человек живет, как зомби и выполняет предписанные ему обществом роли, но даже если это на какие-то проценты так, это не может быть абсолютно так. Каждый человек - личность, образован он или нет, думает он о вечном или нет. У каждого человека есть душа, и опыт потерь, боли, переживаний, каждый так или иначе развивается и мы не знаем, у нас нет такого критерия, по которому мы могли бы судить - кто развивается больше, а кто – меньше. И главное - кто бы сколько мог сделать в отпущенной ему жизни, мы не можем знать. Мы не можем измерить - кто подошел ближе к богу, туповатый работяга или рафинированный интеллектуал. И для того и для другого существуют ловушки, для одного, может быть, эти ловушки в большей степени связаны с упрощением, «опримитивливанием» себя и жизни, а для другого - в гордыне и еще неизвестно - какие из этих ловушек опаснее для души.----------------------------Лачезис согласна со всеми тезисами.Но не пойму,почему человек не может упоминать о любви к классикам,если он действительно любит классиков,почему это псевдоинтеллигентность?или дурной тон?К тому же ,следуя вашей логике, не нам судить ведет позиция Померанца к развитию или в тупик,правильна она или нет...
А судьи кто?
Эго. Всё ведь прозрачно...
Замечательно, что в лекции Помаренца Это Вы про кого?
Мне у Померанца нравятся работы
"Троица Рублева и тринитарное мышление"
"Три уровня бытия"
"Язык абсурда"
"История России в свете теории цивилизаций"
(Нравится - не значит совападает во всем с моим мироощущением, но глубина постановки вопросов у Померанца всегда приглашает к диалогу.)
О Померанце и Миркиной я слышала много. Смотрела о них фильм по «Культуре».Я смотрела 3 фильма под названием "Беседы с мудрецами", в которых сняты беседы с этими людьми в их доме. Кажется, в последнем есть кадры о подготовке стола к застольною. Маленький, сутулый человек, похожий на мальчишку, аккуратно режет кусочек красной рыбы. Это надо видеть. У меня были слезы: пережила потрясение, потому что знала о том, как они проживали всю жизнь на грани бедности, что их друзья, втайне от них собирают средства, кажется, для их сайта. Наверное, чтобы понять что-то, во мне должно быть это что-то, хотя бы крупица. Я должна "узнавать" то, о чем читаю, смотрю, думаю. Смотреть холодными глазами - бесполезно смотреть вообще: без эмоции нет понимания другого.
Это надо видеть. У меня были слезы: пережила потрясение, потому что знала о том, как они проживали всю жизнь на грани бедности
Мф. 5:3-10...
Роха: «…пережила потрясение… Наверное, чтобы понять что-то, во мне должно быть это что-то, хотя бы крупица».
Я бы тоже сказала, что если человек не прожил в своем опыте каких-то потрясений, то в Другом они всегда будут восприниматься как фальшь. Диалог тут невозможен в принципе.
Лариса, конечно, вольна иметь свою позицию. Меня удивило другое – резкое, активное неприятие инаковости.
Г. С. Померанц в одном из интервью говорил: «Текст беззащитен. Текст… находится в руках того, кто к нему подходит. И сколько нелюбящих может анализировать текст! Просто резать его на куски и насиловать этот текст, высмеивая, опошляя, оглупляя, подгоняя под дурака…»
И еще. Возможно, Лариса этого просто не знала. Человек ушел из жизни 16 февраля. Ну, наверное, надо было все-таки повременить с резкой, на мой взгляд, агрессивной, критикой. По не прописанным нигде этическим тонкостям…
Померанц с иронией писал об этом: «...я вспоминаю один смешной анекдот об этике. Отец с сыном идут, и сын спрашивает: "Папа, что такое этика?". Папа говорит: "Представь себе, идет по дороге человек и роняет кошелек." "Ага, — говорит сын, — значит, нужно подобрать кошелек и отдать его." "Нет, — говорит отец, — кошелек, нам самим пригодится. Но есть какая-то минуточка, когда хочется отдать кошелек владельцу. Вот эта минуточка и есть этика."
============
Если модератор или топикстартер посчитает мой пост нарушением правила «не переходить на личности», не имею ничего против его удаления.
Если все нормально, вопрос Ларисе:
- Как Вы для себя определяете, кто псевдо интеллигент, а кто нет?
- Что Вы подразумеваете под «идеологией» Ницше и кто такие «ему подобные»?
-Что Вы вкладываете в слова «мертвые классики»? Есть лично для Вас среди этих мертвецов живые?
Если модератор или ... посчитает мой пост нарушением правила «не переходить на личности», не имею ничего против его удаления.Ну, зачем же так демонизировать модератора?
Зачитался.
Захотелось вывесить фото, удачное, по-моему:
Анатолий, ей богу, ни секунды не пыталась кого бы то ни было демонизировать, мне вообще это не свойственно. Возможно, с Wini спутали)))
Хорошо отношусь к Вам и искренне сочувствую любому, кого угораздит стать модератором.
С точностью до наоборот, хотела сказать, что не надо демонизировать модераторство как таковое. У Ницше есть мудрые слова о человеке, отважившимся быть справедливым. «…он стремится к истине не как к эгоистическому предмету обладания для отдельного лица, но как к праву передвигать грани эгоистических владений». Такой человек «имеет сходство с демоном, будучи, однако, с самого начала не чем иным, как человеком, он в каждый отдельный момент должен искуплять в самом себе свою человечность и трагически изнемогать в стремлении к невозможной добродетели- быть справедливым».
Давайте перенесем куда-нибудь наш обмен репликами (или удалим их), чтобы не нарушать правило - «придерживаться заявленной темы обсуждения».
Быть вменяемым не так уж и сложно.)
Я тут "не о политике". Кое кто, так же, интересуется только сутью предмета. В политике человек (политик) уже не принадлежит себя, он, выражаясь по-юнгиански - сплошная коллективная проекция. Он - носитель той или иной идеи. Нападая на политика, люди нападают на идею. Ну и вымещают заодно свои личностные конфликты. Это касается не только политиков, но и других публичных людей (актеров, например). Так вот я тут категорически отказываюсь от такой роли. И не думаю, что этот сайт в чем-то политичен.
В политике много грязи именно потому что там существует почти неконтролируемый разгул проекций, многие процессы завязаны на власти, то есть там "Правит сила" в основном пока, увы, не смотря на попытки многих облагородить эту сферу.
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Ольга, как хотите, но категорически не отношу Альберта Эйнштейна к мудрым старцам! :))... Умный - да, но не мудрый.
____
"...худшей на свете хвори не знаю, чем духа томленье." "Старшая Эдда"Дополнение (06.03.13)
Смешнее всего, что искренне была уверена, что надо уйти с сайта.
М.б., опять совершенно не то, но все-таки:
1) текст "отклика" не могла написать Л.: низок уровень. Настоящего автора можно поискать, это дело техники, как говорится.
2) "отклик" ни разу не посетила "автор" - почему? По-моему, это был тест.
3) итоги теста и автору принесли неожиданности: в зеркале отразились не только тени других. Например, всю жизнь мои эмоции не знают преград, мои "грабли" всегда со мной - убедилась в очередной раз. Жесть, как теперь говорят. Про другие тени - не моё дело.
4) Мой ужас из этой истории: в руках психолога, действительно, сильное оружие. Попасть в такие руки "чревато" не только для пациента.
Интересно, почему название темы "Отклик на лекцию Померанца", а далее по тексту читаю -"Прочитала лекцию Памеранца ..."
Все таки - как правильно пишется фамилия?
Дамы и господа! читайте мою подпись!:
ВСЕ НАПИСАННОЕ ВЫШЕ ПРОШУ СЧИТАТЬ МОИМ ЧАСТНЫМ МНЕНИЕМ, АКТУАЛЬНЫМ НА МОМЕНТ НАПИСАНИЯ ЭТИХ СЛОВ. МНЕНИЕ ЭТО НИКОМУ НЕ НАВЯЗЫВАЕТСЯ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ НЕ СЧИТАЕТСЯ.
Таково мое мнение и отчего и почему оно такое.... - вряд ли на этот вопрос можно ответить. Вот такое оно. И далее стоит жирная точка. Все, что я хотела сказать, я сказала в написанном. Мне кажется, там можно найти ответы на возникшие вопросы, кроме абсурдных, типа - "как вы можете так считать". Ну вот как-то так сложилось, что считаю я именно так.
И для детективов - текст писала я, правда для другой аудитории, на принятом там языке, без психологизмов.
И все-таки поясню: я не против чтения и почитания классиков, когда это не становится неким фетишем, неким маркером принадлежности к элите.
Сравнила я не пути и становления актера и философа, а их внешние проявления.
И о терпимости.... если моя точка зрения не нравится, будьте к ней терпимы))) как сами призываете, обвиняя меня в нетерпимости))))
А что касается моего эмоционального заряда, выраженного в тексте, так причины его раскрыты в том же тексте. Да, я считаю не гуманной такую позицию, более того - не верной, не говоря уже о высокомерии.
В последнем абзаце сказано - почему. Мы не можем измерить степень присутствия Бога в человеке. Бог непостижим и с нашей перспективы зачастую абсурден и всегда непредсказуем, а посему, мы не знаем какими путями разные люди идут к нему, кому он что "выдал" как потенциал и как этот потенциал будет разворачиваться. А Померанец знает :)
Я бы не взялась оценивать кого бы то ни было по шкале "личность-не личность" именно потому, что я не знаю и не могу знать критериев этой оценки. Могут быть личные "нравится -не нравится", вмещаю и не вмещаю, на уровне человека мы можем судить, а на уровне повыше - уровне судьбы, призвания и пути развития - на мой взгляд, не можем. И когда мы, люди туда забираемся и начинаем судить, оп моему мнению ( и опыту), именно в этой точке начинают закладываться самые страшные вещи.... Я могу кого-то ненавидеть, считать его уродом и т.п., но я не знаю - зачем и почему этот человек живет, какое у него призвание и по какому пути он идет - по пути реализации своего назначения или наоборот. Я принимаю это как аксиому для себя - для меня тот уровень закрыт. Я не знаю. И слава богу, потому что если бы я полагала, что знаю, и если бы у меня еще при том была бы власть или способность влиять на умы масс... я бы согрешила в самом для меня страшном варианте, в варианте разделения людей на разные категории по очень большому счету. Мы, люди можем длить людей ДЛЯ СЕБЯ на разные категории, но если мы все-таки хотим оставаться людьми, мы не должны делит людей на разные категории с надчеловеческой перспективы. Нужно знать свои пределы, принимать и понимать их. Мне не нравится Померанец, но он нравится многим и многим помог в чем-то, скорее всего, видимо, у него какой-то такой вот путь и такое вот назначение... Я не могу спросить у Бога - а как он считает: кто прав я или Померанец? :) Я могу оперировать только на уровне своего несовершенного сознания и восприятия. Не знаю... сумела ли я на .этот раз донести суть своих рассуждений на эту тему.
"Я могу отличить, личность передо мной или безличность, которую пропагандой можно повернуть в любую сторону. Во всяком случае, личность - это человек, который находится в контакте с собственной глубиной."
И далее неотвеченный вопрос Натальи Самовер о верификации своего озарения. То есть человек настолько доверяет себе и настолько в контакте со своей глубиной, что не нуждается в верификации?
Еще бьет по глазам отсутствие родительских фигур: в повествовании о своем становлении как личности присутствуют режим (который не замечается - как бы), партия, коммунистические чистки рядов с одной стороны (это все толпа и безличности) и библиотеки, музеи, великие художники и писатели (это, как я поняла, таки удостоились титула) - и полностью отсутствуют реальные мама и папа, друзья-приятели, однополчане... Только две жены, ушедшая и нынешняя. Интересно, что до определенного времени ребенок не воспринимает маму и папу как личности. У меня этот факт - открытие! - вызвал просто бурю эмоций в подростковом возрасте.
Как сказала Ольга Н., хочется диалога с автором в той части, когда он утверждает, что личность должна выделиться "из толпы" (заметьте, толпа - это и мы с вами, ни разу не великие, пекущиеся о своей материальной выгоде и подверженные влиянию идеологии, живущие банальной бытовой жизнью и все-таки смеющие считать себя личностями):
"В обществе предписанных ролей личности в строгом смысле нет. /то есть нас нет как личностей/ Каждый подросток, мальчик или девочка, знают, что им придется сдать строгий экзамен, единый для всех. Они подвергаются различным испытаниям и обязаны показать, что у них есть выдержка, необходимые умения. После этого старики еще расскажут им основные мифы племени, которые как бы связывают их с чувством вечности./.../
Личность начинается тогда, когда народ превращается в толпу, в многоликое чудовище, лишенное прочной ориентации. Предписанные роли заканчиваются, а индивидуальные роли люди найти еще не умеют. /вопрос - что такое индивидуальные роли? Они все равно роли, только кому они оказываются нужными? Преподаватель, писатель, художник - индивидуальная или все-таки социальная роль?Может ли появиться хоть какая-то роль вне контекста задающего ее социума? / И подросток, достигнув известного уровня развития, чувствует потребность вырваться из толпы. /.../
Так или иначе, всякая личность начинается тогда, когда чувствуешь потребность выйти из толпы и ищешь какие-то твердые основания своего личного бытия, твердый стержень, твердую основу. И постепенно находишь пути, которые могут к этому привести."
Забавно, что из одной толпы автор попадает в другую, только более элитарную - толпу индивидуальностей, которая для него опосредует проживание реальности, подменяет ее непосредственное познание описанием, формирует язык и уровень, на котором нужно описывать; это все настолько отрывает "от земли", что остается ощущение, будто бы автор не в контакте с собственной телесностью. С другой стороны - круто в колонии после работы слушать Чайковского, мотаясь из барака в барак по морозу в 35 градусов (это снова про контакт с телесностью). А что? Быт-то организован: в положенное время разбудят, покормят, работой (физической) обеспечат - вот она, цена свободы духа!Твердые основания - для меня это прежде всего семья и ответственность. А Померанец оставляет мне чувство неприкаянности и глубокого неразделенного одиночества. Наверное, поэтому многие вопросы по лекции повисают в воздухе, и я еще раз повторю, что понимаю возмущение Ларисы. И с моей стороны есть искушение обвинить автора в том, что в его высказываниях есть фальшь: универсальный критерий отсутствует: люди не боги. Как нет и единой для всех универсальной справедливости. Вернемся к той же буддийской литературе: человеческое рождение считается драгоценным потому, что существо, посмевшее родиться человеком, уже "достигло уровня". Каждый вправе прожить свою собственную жизнь на том уровне сознания, которое ему доступно. И правда, не нам судить, личность перед нами или безличность.
Откликнулись внутри вехи третьего "срединного пути" - "проклятые" вопросы Иова, "арзамасский страх" Толстого, жуткая простота сложности Тютчева, про сумеречность озарения.
Очень "по-юнгиански" получились у него определения личности: "человек в контакте со своей глубиной"; "через кого просвечивает образ Божий".
Юнг писал, что грех - бессознательное состояние человека. (не дословная цитата).
Пафос - да, специфический. Пуэр и Сенекс "требуют жертв", "надувая щеки".
Думаю, абстрактность метафор (тангенсоида, музыка, ныряльщик...) - отражение особенностей характера и военных травм.
Понравились своей лаконичностью формулировки "школа важнее экономики", про диалог религий.
Конечно, есть в нем и его мировоззрении и то, что не откликнулось и не понравилось.
Лахезис, большое спасибо за ссылку! :)